Дворец-монастырь да Мафра (Марфа, Португалия). Дворец мафра Мафра португалия

Самый большой королевский дворец Португалии - Дворец Мафра (Palácio Nacional de Mafra) – расположен в пригороде Лиссабона примерно в получасе езды.

Этот поразительный шедевр барочной архитектуры был возведен в 1717-1730-х годах для короля Жуана Пятого и его супруги, Анны Австрийской, в ознаменование рождения их первого ребёнка.вырос на месте монастыря, где жили францисканские монахи. Богатства, хлынувшие из Бразилии рекой, вызвали у короля Жуана Пятого желание затмить испанский Эскуриал в великолепии и величии, и по случаю рождения наследника король приступил к задуманному.Грандиозный дворцовый комплекс включает базилику, дворец, королевскую библиотеку и францисканский монастырь. В нем насчитывается 1200 изумительных по красоте залов и комнат, 29 дворов, 2500 окон, 4700 дверных проемов, 156 лестниц. Короли предпочитали использовать залы дворца не столько для повседневного проживания, сколько для церемониальных приёмов.По сравнению с дворцом городок Мафра кажется скоплением игрушечных домиков: высота трехэтажного городского дома не достигает карниза второго этажа дворца. Кроме того, здесь самая большая в мире коллекция колоколов, которые можно услышать в радиусе 24 км.Во время Наполеоновских войн здесь размещалась ставка Жюно, затем Веллингтона. А в октябре 2007 г. во дворце Мафры проходил XX саммит Россия-ЕС.В центральный барочный фасад дворца Мафры вписана базилика с двумя колокольнями, а по бокам - две большие квадратные башни с луковичными куполами. В капеллах монастырской церкви – огромные мраморные алтари. Розовый и серый мрамор присутствует повсюду: в облицовке стен, в колоннах, статуях и многих других архитектурных деталях. Королевские залы обставлены роскошной мебелью и украшены картинами 18-го века.Об охотничьих пристрастиях короля Жуана Пятого можно судить по интерьеру охотничьего зала, мебель в котором изготовлена из оленьих рогов и покрыта замшей.Рога также украшают стены вперемешку с кабаньими и оленьими головами. В одной из комнат – люстра, изготовленная из рогов животных и кожи.Нельзя обойти вниманием одну из главных ценностей дворца - 6 органов из позолоченного бразильского дерева.В ансамбль дворца Мафры входит также огромная монастырская библиотека, в которой хранится 40 тысяч томов, в том числе драгоценные первые издания «Луизиады» Луиша де Камоэнша, Библия от 1514 года и раннее издание Гомера на греческом языке. Другие помещения также открыты для посетителей. Интересно осмотреть больницу, аптеку с причудливыми медицинскими инструментами, кухню.Позади дворца Мафра - земли бывшей королевской охоты, а в настоящее время - парк дикой природы Tapada Nacional de Mafra.Ссылка на

Монастырский ансамбль в Мафре, построенный в 1707-1750 гг., возник в результате грандиозного проекта короля Жоана V. В честь рождения наследника он решил осуществить свою честолюбивую мечту - затмить испанский Эскориал. В художественном романе Жозе Сарамаго «Воспоминание о монастыре» (порт. Memorial do convento) (1982) утверждается, что в строительстве монастыря участвовали более 50 тысяч человек, насильно согнанных со всей Португалии. Оплачивалось колоссальное строительство золотом и бриллиантами, поступавшими из Бразилии. За главным фасадом длиной 220 м расположены 880 помещений, которые вряд ли были обитаемы. Весь комплекс занимает площадь 40 тысяч кв.м., а мраморная базилика замка по размерам сравнима с собором.

В архитектурной мастерской Мафры под руководством выходца из Германии Иоганна Фридриха Людвига и других иностранных архитекторов выросло поколение португальских строителей и художников, в том числе величайший скульптор Жоаким Машаду де Каштру. Весь величественный комплекс симметрично сгруппирован вокруг базилики. Примыкающие к базилике крылья дворца завершены на углах квадратными башнями с широкими крышами-куполами упрощённой луковичной формы. Самыми интересными помещениями монастыря являются аптека, больница, дормиторий и кухня, но, конечно, первое место должно быть отдано библиотеке с 30 тысячами томов, среди которых первое издание эпической поэмы Луиша де Камоэнса «Лузиады».

Также известен парк - заповедник Тапада Насьонал де Мафра. Он был создан в Мафре во времена правления короля Жуана V, как парк для королевского отдыха. Территория парка 8 кв.км. Парк содержит различные разновидности оленей, диких кабанов, лис, хищных птиц и многих других животных, существующих в необычно богатой и разнообразной естественной среде обитания в парке. Парк также открыт для пеших и велосипедных прогулок, езды на лошадях, стрельбы из лука и арбалета.

Никак не могла забеременеть, чтобы принести наследника Короны. Однажды епископ Нуно да Кунья и францисканский монах Антонио де Сан-Хосе случайно встретились во дворце, и, рассказывая о бесплодии королевы, епископ попросил монаха, которого считали святым, рекомендовать короля Богу. Брат ответил в духе римских сивилл : «У царя будут дети, если он этого захочет». Епископ был удивлен, и через несколько дней он попросил у монаха объяснения таких необычных его слов и получил в ответ: «Пусть король обещает построить в городе Мафра монастырь, посвященный св. Антонию, и у него сразу же появится наследник». Как только король Жуан V услышал об этом, он дал торжественную клятву построить монастырь, если у него появятся дети. И через несколько недель после обета королева оказалась беременной ! Кстати, в последующем у королевы Марии Анны родилось шесть детей.

Во исполнение своего обета по указу короля началось проектирование монастыря. Первоначальный проект предполагал строительство обители для 13 францисканских монахов , численность которых впоследствии возросла до 80. Наконец, в 1729 г. король Жуан V принял решение о расширении постройки до 300 монахов, что потребовало полной переделки строительных планов. На новый конкурс были представлены только три проекта: итальянских архитекторов Антонио Каневари и Филиппо Юварра и немецкого архитектора Жоана Фредерико Людовиче . Победителем конкурса был признан проект последнего, вероятно, по причине большого опыта работы в Италии.
3.

Первый камень в основание дворца с помпой был заложен в 1717 г. Стоимость строительства оценивалась в 200000 крузадо, то есть 400000 франков золотом. Сначала на стройке ежедневно работало около 20000 человек всех профессий, но когда в 1729 г. план был расширен и король пообещал освятить церковь в 1730 году, указанное число работников возросло до 52000 плюс в охране стройки было задействовано около 7000 солдат. Освящение церкви состоялось 22 октября 1730 г. в 41-ю годовщину короля и сопровождалось праздником продолжительностью более восьми дней, отмеченным своим колоссальным великолепием. Роскошное оформление дворца шло одновременно с его строительством. Заказы на предметы, связанные с поклонением, и другие украшения часто получали лучшие мастерские Рима, Венеции, Милана, Генуи, Льежа, Франции и Голландии.

4.

Стоимость всего памятника неизвестна. Некоторые исследователи оценивают его в 28, 48 и даже 54 миллиона крузадо (56, 96 и 108 миллионов франков золотом). Строительство оплачивалось золотом и бриллиантами, поступавшими из Бразилии, бывшей в то время португальской колонией. Дворец занимает огромную площадь в 4 гектара, его план близок к квадратному. Конструкция, несомненно, тяжелая, почти без грациозности, но она не такая мрачная, как у монастыря Эскориал , и представляет собой прекрасный и величественный пример итальянского ренессансного зодчества, замечательного здания, стройного, однородного и гармоничного в своем ансамбле. По мере возможности я буду ссылаться на номера, отмеченные в публикуемом плане.
5.

Всего насчитывается около 1200 залов и комнат, 4700 дверей и окон и 156 лестниц. Масштаб дворца таков, что короли предпочитали использовать его залы не столько для церемониальных приёмов, сколько для повседневной жизни, как правило, в поездках, связанных с охотой . Некоторые путешественники пытались рассматривать Мафру как копию Эскориала, хотя различия между двумя зданиями довольно велики. Эта ошибка в оценке аналогична приравниванию дворца Келуш к Версалю . По причине отъезда королевской семьи в Бразилию из-за Первого французского вторжения в 1807 г. Мафра была оставлена. Большую часть ее богатств, включая роскошную мебель, король взял с собой в Бразилию . По этой причине, а также из-за плохого обслуживания здания, со временем бывшее великолепие померкло. Церковь, однако, все еще отличается своими ценными художественными украшениями.
6*.

Внушительный фасад, построенный из местного известняка, имеет ширину 220 м и обращен к городу Мафра. На каждом конце фасада стоит квадратная башня с выпуклым куполом. Церковь, построенная из белого мрамора, расположена в центре главного фасада, с обеих сторон симметрично окруженного королевским дворцом. Король, желая соперничать с великолепием Рима, обратился за архитектурным советом к своему послу в Ватикане, который прислал ему небольшие модели важных римских религиозных зданий. Бенедиктинский балкон в центре фасада имеет четкую отсылку на балкон собора Святого Петра в Ватикане. Но этот балкон скорее был предназначен для короля, как символ его власти, чем для благословений священника.
7.

Две церковные башни высотой 68 м вдохновлены башнями базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне римского архитектора Франческо Борромини . Их два карильона содержат в общей сложности 92 (по другим данным 109) церковных колокола, отлитых в 1730 г. в Антверпене. Самые тяжелые колокола весят 725 арробов каждый, то есть около 9180 кг. Самый маленький — чуть более 1 арроба (около 15 кг). Вероятно, общий вес колоколов составляет 217 тонн. Королю сообщили, что один карильон обойдется ему в 400 000 реалов , что являлось астрономической ценой для такой небольшой страны, как Португалия. Обиженный таким замечанием, король Жуан V, как говорят, ответил: «Ну, если это так дешево, у меня будет два». Эти карильоны составляют самую большую историческую коллекцию в мире.
8*.

Башни соединены двумя рядами коринфских колонн. В верхнем ряду находятся статуи св. Доминика (Carlo Monaldi ) и св. Франциска (Carlo Monaldi ), вырезанные из каррарского мрамора, стоящие в нише с каждой стороны балкона. В нижнем ряду находятся статуи св. Клары (Giovanni Battista Maini ) и св. Елизаветы Венгерской (Giovanni Battista Maini ).
9*.

В тимпане фронтона находится рельефная плита из яшмы (Giuseppe Lironi ), на которой изображены Богородица, Святой Младенец и св. Антоний.
10.

Школа скульптуры Мафры была основана во времена правления короля Жозе I , преемника короля Жуана V. Поскольку Национальный дворец Мафры очень нуждался в скульпторах, как местных, так и из-за рубежа, он стал местом расположения академии скульптуры во главе с итальянцем Алессандро Джусти (1715-1799). Среди преподавателей было несколько известных скульпторов, таких как Хосе де Алмейда , Клод де Лапрад (1682-1738) и Джованни Антонио да Падова. В академии для оформления базилики Мафры были созданы все ретабло из мрамора и яшмы (автором считается директор Школы Алессандро Джусти). В то же время статуи базилики создавались специально приглашенными скульпторами из Италии.

В нартексе (также часто встречаются названия вестибюль и подъезд Галилеи) выставлена группа больших скульптур из каррарского мрамора, установленных в нишах и представляющих святых заступников нескольких монашеских орденов.
11.

В некоторых источниках указано, что всего в вестибюле выставлено 22 статуи. Но мне это число кажется сильно завышенным, так как я там смог увидеть только 10 таких произведений искусства.
12*. Св. Бернард Клервоский (Giuseppe Rusconi ), св. Бенедикт Нурсийский (Giuseppe Rusconi ), св. Викентий Сарагосский , св. Себастьян (Carlo Monaldi ), св. Бруно Кёльнский (Giuseppe Lironi ) и св. Жан де Мата (Filippo della Valle ).

13*. Св. Игнатий де Лойола (Agostino Corsini ), св. Иоанн Божий (Agostino Corsini ), св. Тереза Авильская (Carlo Monaldi ) и св. Филипп Нери (Carlo Monaldi ).

14. Украшение над главным порталом в базилику.

Церковь построена в классической форме латинского креста длиной 58,5 м и шириной 43 м (с учетом боковых капелл). Главный неф шириной всего 16,5 м производит впечатление на посетителей высотой до свода (21,5 м).
15*.

16*.

В интерьере в изобилии использован местный розовый мрамор, сочетаемый с белым мрамором в различных комбинациях. Многоцветные узоры пола повторяются на потолке.
17*.

18.

Цилиндрический свод опирается на рифленые коринфские полуколонны, стоящие между часовнями по сторонам нефа.
19*.

Купол в средокрестии также вдохновлен куполом церкви св. Агнессы. Высота купола 70 м, диаметр — 13 м, с маленьким фонарем на пересечении четырех дуг. Это был первый купол, построенный в Португалии.
20.

Купол, имитирующий купол собора Святого Петра в Ватикане, состоит из 4 частей: барабана, купола, фонаря и купола фонаря, и, таким образом, является двойным, образованным двумя концентрическими куполами. Это неоспоримо красивое и великолепное произведение искусства, одно из лучших в этом роде, и поразительно увеличивает перспективу базилики. Фонарь был вырезан из единственного куска камня, но, будучи пораженным молнией в 1766 году, был частично разрушен.
21.

Весьма интересен контрфасад церкви. В его оформлении использованы как скульптуры, так и живопись. Через окна над картинами королевская семья могла наблюдать за религиозными церемониями.
22*.

23.

24. В руке одного персонажа чаша с кровью, у другого — сердце (Alessandro Giusti ).

25.

Проходы по сторонам нефа, устроенные сквозь боковые капеллы , содержат 40 мраморных статуй. Ансамбль статуй, сделанных итальянскими мастерами по приказу короля, — наиболее значительная коллекция итальянских скульптур в стиле барокко за пределами Италии
26.

К моему величайшему сожалению, найти подробную информацию о базилике, особенно о боковых капеллах, мне не удалось, несмотря на многочасовые поиски в интернете, в том числе и на официальном сайте . Я даже написал слезное письмо руководству музейного комплекса Мафры с просьбой помочь с опознанием капелл и их ретабло . Вы не поверите, но через неделю я получил ответное письмо почти со всеми ответами на мои вопросы! Моя благодарность сотрудникам Мафры не знает границ. Описание капелл будет вестись, начиная от входа слева по часовой стрелке. В этих часовнях выделяются ретабло, а также рельефные люнеты со сценами жизни Пресвятой Девы Марии, которые раскрывают совершенную скульптурную работу школы Мафры.

Первая капелла слева — Капелла Христа (Holy Christ chapel )
27. Общий вид

Национальный дворец Мафра (Palacio Nacional de Mafra) - это шедевр декоративного, инженерного искусства и архитектуры, символ щедрости в распоряжении богатств, которые Португалия получала из своих колоний.

Я уже упоминала о мафринском дворце в моем блоге , но в связи с тем, что в личной переписке мне задают о нем много вопросов, я решила объединить все вопросы в одном посте и ответить на все разом.
Что у меня из этого получится, судите сами.

Раз уж вы проделали 5 тысяч километров, чтобы добраться до Лиссабона, стоит проехать от него еще 30 километров на север, от столицы, чтобы полюбоваться седьмым чудом Португалии, огромным барочным дворцом XVIII века, который король ЖоауV задумал, как монастырь для францисканцев и подарил супруге, королеве Марии Ане Австрийской в благодарность за рождение наследников.

По задумке короля Монастырь (Convento) Мафра должен был конкурировать с испанским дворцом Эскориал.
Для его строительства был приглашен немецкий архитектор Иоганн Фредерик Людовик, в работах по возведению дворца были задействованы около 5 тысяч человек, из которых около полутора тысяч погибли в течение более чем 13 лет строительства.


В скверике напротив дворца, в тени огромной липы стоит сам король и задумчиво смотрит на творение, построенное по его планам.
Во время строительства дворца использовались образцы римских религиозных зданий, которые по просьбе короля прислал ему посол Португалии в Ватикане.

Фасад дворца и внутренняя его отделка выполнены из местного мрамора, который добывался в 12 километрах от Мафры в деревеньках Перу Пинейру, Монтелавар, Ламейраш.

Здесь же мрамор обрабатывали, делали из него необходимые для дворца элементы: подоконники, ступени, лестницы, колонны разных размеров и немыслимыми способами доставляли на строительную площадку дворца в Мафру.

Одна из таких колонн во время транспортировки потерялась и долго, очень долго, пролежала на обочине дороги. Лет 20 назад ее установили на постамент с памятной надписью в том месте, где ее и потеряли 200 лет назад.


По какой причине колонна была забыта-потеряна, об этом история умалчивает.

Карьеры по добыче мрамора и фабрики по его обработке открыты по сей день и красивый розовый мрамор Лиош, который добывают только здесь, популярен не только в Португалии, но и далеко за ее пределами.

Вернемся ко дворцу, размеры которого так огромны, что он затмевает сам город.

Дворец занимает площадь 38 тысяч квадратных метров, длина его фасада 220 метров. В каждом конце фасада - квадратная башня с выпуклым куполом.

В центре фасада - церковь с ее, огромной высоты (68 метров) церковными башнями.
Между башнями два ряда коринфских колонн, между которыми по обоим сторонам балкона стоят статуи Святого Доминика и Святого Франциска, в нижнем ряду статуи Святой Анны и Святой Елизаветы Венгерской. Скульптуры выполнены известными итальянскими мастерами того времени из знаменитого каррарского мрамора, из которого Мекеланджело ваял своего Давида.

Церковь дворца Мафра может похвастаться самым большим в мире подбором церковных колоколов - их в общей сложности 92. Колокола были вылиты в Антверпене по заказу короля.

Существует легенда, что когда король назвал сумму вознаграждения за работу, колокольных дел мастера Антверпена не поверили и попросили плату вперед, на что король удвоил сумму.

Вход в церковь охраняют, расположенные в вестибюле огромные статуи святых из уникального каррарского мрамора.

Сама церковь, внутри выполненная в форме католического креста, поражает блеском, роскошью и красотой. Она достаточно длинная - 63 метра и узкая - 16,5 метров.

В проходах по сторонам установлены 58 статуй - работа римских скульпторов и запрестольные образа в яшме, выполненные скульпторами местной Школы.

У хора - огромный семиламповый подсвечник. Лампы выходят из ртов семи змей.
Выше главного алтаря, доставая до самого потолка, между двумя преклоненными ангелами - четырехметровое распятие из яшмы.
Часовня украшена бронзовыми изделиями из Антверпена. Поражает воображение высоченный, семидесятиметровый купол.

Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием одну из главных ценностей церкви, аж 6 органов, сделанных из частично позолоченного бразильского дерева.
Органы были построены во время оккупации Мафры французскими войсками между 1792 и 1807 годами.


В интерьере как церкви, так и всего дворца и монастыря использован местный мрамор: белый, серый и розовый. Орнаменты пола в различных комбинациях повторяются на стенах и потолке.

Позади церкви расположен монастырь, предназначенный для проживания в нем трехсот монахов.
Кроме келий, кухни представлен на обозрение посетителей местный лазарет, предназначенный для жильцов монастыря с незначительными недомоганиями и изолятор для больных инфекционными заболеваниями.

По обе стороны базилики симметрично расположен королевский дворец, причем покои короля и королевы с разных сторон, на расстоянии почти четверть километра друг от друга. Когда у короля появлялось желание встретиться с супругой, ей об этом "сообщал" громкий сигнал трубы.

Вообще размеры дворца-монастыря Мафры, как и все в нем, поражают воображение: в нем насчитывают 1 200 залов, каждый из которых не похож один на другой, 4 700 дверей и окон, около 160 лестниц.

Не смотря на огромные размеры дворца и бесчисленное количество комнат, в королевском дворце постоянно никто не жил. Он использовался, в основном, для проведения в нем религиозных праздников и иногда летнего отдыха.


А еще король приезжал сюда, чтобы поохотиться в местном заповедном лесу.

Об охотничьих пристрастиях короля можно судить по интерьеру охотничьего зала, мебель в котором изготовлена из оленьих рогов и покрыта замшей.
Рога также украшают стены вперемешку с кабаньими и оленьими головами.

Ну, а люстра в центре зала - это вообще шедевр, неподдающийся описанию. Ее надо видеть.


Говоря о Национальном Дворце Мафры, о ее залах, нельзя обойти вниманием один из главных ее залов - огромную библиотеку. Библиотека принадлежала монастырю и была построена монахами на его средства. Рассказывают, что когда у монахов накопилось много книг, они обратились к королю с просьбой построить библиотеку, на что король ответил, что средств в казне нет и, если у монастыря есть деньги, он, король дает им разрешение построить библиотеку собственными силами.

И монахи принялись за работу.

В местной семинарии занялись переплетом
книг, объединив их по несколько штук в один том. Из Бразилии было доставлено специальное, очень твердое дерево для полок.

Стены библиотеки были построены по специальному проекту: они имеют воздушную подушку, которая в течение жарких летних месяцев нагревается и, постепенно отдавая это тепло при необходимости в течение года, поддерживает в библиотеке оптимальную температуру для хранения книг.

Надо отметить, что в монастыре, во дворце и в библиотеке в частности, нет отопления. А учитывая размеры зала библиотеки - 88 метров в длину, 9,5 метров в ширину и 13 метров в высоту, просто тепла, поступающего летом через окна и двери было бы совсем недостаточно. Поэтому и были спроектированы уникальные стены-грелки.

Для борьбы с насекомыми в библиотеке живут летучие мыши.
Благодаря этим методам, удается до сих пор сохранить неоценимую коллекцию более, чем из 35 000 томов книг в кожаных переплетах.

Как добраться до Мафры, что посмотреть в ней и в ее окрестностях, расписание работы дворца и цены на входные билеты можно посмотреть

Дворец Мафра - самый большой королевский дворец в Португалии. И в 2007 году был признан одним из 7 чудес Португалии. Королевская семья часто приезжала в этот дворец, чтобы поохотиться в близлежащих лесах.

Дворец возведён в лиссабонском пригороде Мафра в стиле зрелого барокко для короля Жуана V и его супруги Анны Австрийской, в ознаменование рождения их первого ребёнка в 1711 г.

Масштаб дворца таков, что короли предпочитали использовать его залы не столько для повседневного проживания, сколько для церемониальных приёмов. За главным фасадом длиной 220 м расположены 880 помещений, весь комплекс занимает площадь около 40 тысяч кв.м. В состав дворцового ансамбля входят базилика, грандиозная королевская библиотека и францисканский монастырь.















Дворец-монастырь в португальском городе Мафра, расположенном в 40 км от Лиссабона, является воплощением грандиозности и величия. На пике его 13-летнего строительства над созданием дворца работали около 50 000 человек, маленький городок был специально построен для того, чтобы поселить здесь рабочих. Моделью для этого сооружения послужил монастырь Эль Эскориал, созданный Филиппом I в окрестностях Мадрида.




музыкальный салон




Sala da Caça


Sala da Benção


D. João V










Sala do Despacho (escritório)


Sala de Jantar




Sala D. Pedro V









Дворец-монастырь в Мафре, служивший также летней резиденцией королей, возможно, не такой впечатляющий и запутанный, но разнообразие его структуры поражает воображение. Его 880 залов, насчитывающих 4500 дверей и окон, служили домом для 300 монахов. Сегодня здание монастыря, вместе с королевским дворцом и жилыми помещениями для 300 монахов, занимает 4 гектара земли. Этот архитектурный комплекс окружен парком, длина внешней стены которого достигает 19 км.


























Две башни вмещают более 110 колоколов, созданных в Антверпене, Бельгии, их можно услышать на расстоянии 24 км. Между башнями возвышается базилика, увенчанная куполом.


Basílica de Mafra





























В церкви находятся 11 часовен, искусно украшенных рельефами и мраморными статуями из Италии, а также гордость Мафры – библиотека, насчитывающая 40 000 томов, среди которых встречаются экземпляры с многовековой историей и золотыми страницами.







В монастыре вы можете также посетить Музей Религиозного Искусства с выдающейся коллекцией церковного облачения.
Во дворце Мафры снимались фильмы «Королева Марго», «Путешествие Гулливера», «Граф Монте-Кристо».
Во время своего официального визита в Португалию здесь останавливался В.В Путин.


Capela da enfermaria