Философское направление во взглядах демокрита. Философские взгляды Демокрита. Демокрит о двух уровнях знания. Демокрит и его теория атомов

Демокрит во многом исходил из идей Парменида. В частности, он признавал и лишь мысленное, логическое постижение бытия, и то, что бытие неделимо и неподвижно. Вместе с тем, стремясь преодолеть вышеназванное противоречие, Демокрит выдвинул и ряд отличных от Парменидовских утверждений, которые впоследствии оказались гениальными догадками.

  • 1) Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота.
  • 2) Бытие состоит из дискретных элементов, каждый из которых неделим и неизменен. Такие дискретные элементы бытия Демокрит называл АТОМЫ. В учении Демокрита атомы качественно тождественны, они абсолютны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, а также неделимы, неизменны. Атомы - это по сути есть субстанция. Кроме того, атомы объективны, материальны, т.е. несотворим. Атомы, находясь в пустоте сталкиваются, чем обусловлено постоянное, непрерывное их движение. Насколько вечны неуничтожимы атомы, настолько же вечно и неуничтожимо движение, в процессе которого атомы существуют. По сути, это первое утверждение о единстве и вечности субстанции и движения.
  • 3) В учении Демокрита не только различные чувственно воспринимаемые вещи состоят из атомов, но из атомов состоит душа человека и все боги. Однако, атомы души, атомы, из которых состоят боги круглые, поэтому взаимодействия между ними эфемерны (неустойчивы). Демокрит первый выдвинул особый принцип философского мировоззренческого миропонимания, который получил название материалистического.

Основные философские идеи Аристотеля

Аристотель занимает особое место, тк в учении Аристотеля систематизированы основные идеи древнегреческой философии, получили дальнейшее развитие ее основные проблемы. Учение Аристотеля это вершина достижений античной философии. В отличии от своих предшественников Аристотель был ученым-энциклопедистом. Им написан ряд работ, посвященный проблемам физики, политики, экономики и тд.

Учение Аристотеля оказало существенное воздействие на западноевропейскую философию и заложило фундамент средневековой философии. Аристотель родился в городе Стагиры. Учение Аристотеля включает все основные разделы философского знания. То наиболее развитая философия. Затронуты проблемы бытия, познания, этические, о человеке.

В качестве основных работ можно назвать:

  • -Органон (орудие)-работа о логике, законах логики
  • -Метафизика
  • -О душе
  • -Политика
  • -Экономика

Аристотель первым попытался классифицировать знания. Он разделял науки на:

  • 1. Практические
  • 2. Творческие
  • 3. Теоретические а) знания о самостоятельном и подвижном-физика б)знание о неподвижном, но несамостоятельном-математика в)знание о самостоятельном и неподвижном-философия-наиболее ценное

В такой классификации Аристотель отрывает математику от физики. Только в новое время устанавливается тесная связь физики и математики +в такой классификации отсутствует логика, в то время как она присутствует в каждом виде знания.

Определив философию как науку о бытии Аристотель подчеркивал, что главная задача философии - выяснить причины бытия. Говоря о бытии, Аристотель имел в виду бытие чувственно воспринимаемого мира. Хотя Аристотель во многом исходил из идей Платона - некоторые его идеи Аристотель не принимал, например учение об идеях. (Во-первых, признание мира идей отрывает идеи - сущности от самих чувственно воспринимаемых идей. Это приводит к удвоению мира. Во-вторых, учение об идеях никак не объясняет, почему вещи находятся в движении). Платон мне друг, но истина дороже. Поддерживал многие идеи Платона и Сократа. Подчеркивал, что Платон ввел понятие сущности как общего для некоторого класса вещей, подчеркнул самостоятельность сущности, и то, что сущность как общее в вещах, выражается в понятиях.

Аристотель выделил 4 причины, которые объясняют, почему существует реально воспринимаемый мир

  • 1. Сущностная (формальная)
  • 2. Материальная
  • 3. Движущая
  • 4. Целевая

Именно Аристотель впервые поставил вопрос о том, что такое истинное знание. Истина-это знание, которое по своему содержанию соответствует познаваемым предметам. Такая концепция истины получила название классической (или корреспондентской).


Философия кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА. Все основное и самое главное по философии: в коротком тексте: ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА. Ответы на основные вопросы, философских понятиях, истории философии, направлениях, школах и философах.


ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА

Ученым-энциклопедистом, крупнейшим представителем атомистического направления в философии был Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.) из города Абдеры - греческой колонии на Фракийском побережье. Демокрит написал около 70 сочинений, но ни одно не дошло до нас в полном виде.

Основу философских размышлений Демокрита составляет идея, которая в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре и которая, как полагают историки, была воспринята от его учителя Левкиппа, но он разработал ее дальше, в целостную концепцию. Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты, которая находится между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо свойства неделимости, атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно. Они отличаются друг от друга по 4 признакам: по форме; величине; порядку; положению.

Атомы бывают самой разной формы. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления и образуются различные вещи и миры. Если бы они находились в состоянии покоя, то объяснить многообразие вещей было бы невозможно. Им как самостоятельным элементам присуще движение. Находясь в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изменяя направление движения; одним из видов движения является вихрь. Само движение не имеет начала и не будет иметь конца.

Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения и столкновения атомов). Знание причин - основа человеческих действий. Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность - из-за невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость. Вот пример: орел сбросил на голову лысого человека черепаху - это потому, что у орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердый предмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движение человека в том или ином направлении).

Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, только они самые малые и шарообразные. Благодаря такому составу душа способна воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку, напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление. Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание; первое он называл познанием «по мнению», второе - познанием «по истине». Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они - результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Знание этих качеств, по Демокриту, «темное». В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению» невозможно и познание «по истине».


......................................................

Демокрит по праву считается одним из величайших философов античности. Вместе с Левкиппом, создавший и развивший теорию атомизма, он вошёл в историю как родоначальник современного материализма. Его теория ближе всего к современной научной мысли, чем идеи любого из античных философов.

Биография

Будущий философ родился во фракийском городе Абдеры около 460 года до н.э. в богатой семье, славившейся своим праведным жизненным укладом. После смерти, отец семейства оставил Демокриту и его двум братьям – Геродоту и Дамасу большое состояние в надежде, что потомки его приумножат.

Однако у Демокрита не было никакой тяги к накоплению богатств и взяв 100 талантов, он отправился путешествовать, чтобы обрести новые знания.

Поиски истины привели его в южные и восточные страны, где он провёл 8 лет перенимая знания египетских жрецов и персидских халдеев и магов.

Интерес к восточной философии, вероятно, был обусловлен тем, что, когда Демокрит был ещё ребёнком, его отец принял у себя отступающего Ксеркса с войском. В благодарность за радушный приём тот оставил хозяину дома нескольких своих мудрецов в качестве учителей.

Также Демокрит заехал и в Афины, где прожил полтора года, слушая лекции Сократа и общаясь с Анаксагором.

По причине крайней нужды, он был вынужден прервать свои странствия и вернуться в родные Абдеры, где был обвинён в растрате имущества. На суде он выступил с речью, где разъяснил согражданам, что в путешествиях изучил культуру и научные достижения других стран, что может оказаться чрезвычайно полезным. Суд закончился удачно для философа, его оправдали и даже вручили денежное вознаграждение.

В Абдерах он и прожил до самой своей смерти в 370 до н. э. на тот момент ему было 90 лет. Однако по свидетельству Гиппарха, великий философ дожил до 109 лет и спокойно умер, не страдая никакими болезнями. Расходы на погребальные церемонии взяла на себя городская казна, а на само погребение пришло множество абдерских граждан, дабы воздать последние почести великому соотечественнику.

Философские идеи и взгляды

1. Теория Атомов

Главное философское достижение Демокрита – это, разумеется, теория атомов. Согласно ей, всё сущее состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов. Между атомами есть пустое пространство, а сами атомы неразрушимы и пребывают в постоянном движении.

Аристотель, цитируя Демокрита, наделяет атомы весом, но это не совсем верно.

Если цитировать Демокрита близко к контексту, то он говорил, что движение атомов подобно пылинкам, движущимся в солнечном луче без какого-либо ветра. Сталкиваясь, скопления атомов образуют вихри, однако, в отличие от мнения Анаксагора, движет ими не некий Разум (нус), а механические причины.

«Когда нож режет яблоко, он разрезает не атомы, а пустоту между ними. если бы в яблоке не было этой пустоты, его невозможно было бы разрезать»

Каждый атом сам по себе внутренне неизменен, но иногда при столкновении определённых атомов друг с другом они могут создавать соединения.

Атомов существует бесконечное множество, но характеризует каждый 3 параметра:

  • Фигура (По фигуре атомы различаются как, например, Д и Т)
  • Величина (Ш и ш)
  • Поворот (Имеется в виду такой же атом, но занимающий несколько иное положение в пространстве, примерно как буквы Р и Ь)

Кроме этих трёх, есть и четвёртая характеристика, называемая «порядок». Он определяет свойства соединений, образующийся, когда атомы сцепляются друг с другом

Существует бесконечное множество форм атомов. Но по мнению Демокрита, и душа, и огонь состоят из одинаковых атомов сферической формы, отличающихся, вероятно, по другим характеристикам.

Из вихрей, которые получаются при столкновении скоплений атомов, создаются тела, а в последствии и миры. У каждого мира должно быть начало и конец, также ему может грозить разрушение при столкновении с большим, чем он сам, миром.

2. Теория возникновения жизни

В «Малом мирострое» Демокрит предполагал, что жизнь возникла благодаря самозарождению. Он аргументировал это тем, что «мухи заводятся в гнилом мясе, а черви в иле». По такой же аналогии, он предположил, что первая жизнь зародилась в некой первобытной слизи.

Человек стал результатом длительного отбора среди самых приспособленных существ, однако, на нём эволюция закончиться не должна. Чтобы выжить, люди вынуждены были действовать сообща. Это привело к возникновению речи, а впоследствии образованию языков, общин и городов.

В теле каждого живого существа, считал Демокрит, есть некоторое количество огня (вероятно, имеется в виду сферические атомы, из которых состоит душа). Содержащая в себе огонь душа наделяет тело теплом и приводит в движение. Самое большое количество огня находится в мозге либо в грудной клетке.

3. Мышление и восприятие

Мысль представлялась Демокриту как некое движение, способное вызывать движение.

Демокрит, в отличие от многих соотечественников, считал, что мышление и восприятие – вполне материальные физические процессы.

Восприятие бывает двух видов:

  • Рассудочное – восприятие такого типа зависит только от самих вещей и, по сути, является характеристиками, которые реально присущи воспринимаемым объектам. К ним относятся такие параметры как: тяжесть, плотность, твёрдость, ширина, объём и.т.д.
  • С помощью чувственного восприятия мы даём характеристики объектам, руководствуясь нашими органами чувств, которыми мы их воспринимаем. К ним относятся: цвет, вкус, теплота, запах. Эти качества реально не присущи объектам, а всего лишь наше представление о них.

Мировоззрение

Демокрит, как ярый приверженец детерминизма, не верил в случайности. Единственное, что по его мнению, произошло случайно, это сам момент создания мира. Остальные же процессы происходят, повинуясь механическим законам.

Его философия полностью материалистична, душа, по его мнению, состоит из атомов, а мышление – физический процесс. Отвергая телеологический аргумент, который неизменно ведёт к утверждению о существовании некого первоначального Творца, он утверждал, что у вселенной нет никакой цели, там лишь движущиеся в пустоте атомы, управляемые механическими законами.

Он был абсолютным атеистом, отвергал общепринятую религию и считал, что богов создали люди, пытаясь объяснить существующий миропорядок. Также он выступал против Анаксагорова понятия «Нус», которое представляло собой некий вселенский разум, приводящий всё в движение.

Этика

В жизни великий философ придерживался принципов, выстроенных своей же атомической теорией. Атом, в понимании Демокрита, полон и самодостаточен. Человек же, по аналогии с атомом, счастлив ровно настолько, насколько замкнут на себе самом.

Подобный взгляд нашёл отклик у современных экзистенциальных психотерапевтов, которые в своей терапии стремятся пробудить в человеке его собственное «Я», сделав его жизнь максимально осознанной и независимой.

Центральное понятие его этической доктрины – эвтюмия, которое можно перевести как «благодушие». Под благодушием Демокрит подразумевал умеренность в удовольствиях и ведение размеренной жизни.

Мудрец, достигший эвтюмии, свободен от зависти, способен радоваться тому, что имеет, трудится в меру своих возможностей и старается поступать справедливо и по закону.

Принуждать к морали с помощью силы и законов, он считал не самой лучшей идеей, ведь более моральным будет человек, пришедший к пониманию морали, благодаря словесному убеждению и внутреннему влечению.

Мудрость и чувство меры – важнейшие качества для настоящего мудреца. Мудрость есть способность правильно мыслить, говорить, действовать.

От правильных мыслей зависит душевное здоровье человека, ведь правильное мышление призвано избавить человека от надуманных тревог и страхов, таких как страх смерти или страх божьего гнева, так распространённый в античности.

Умением хорошо говорить Демокрит считал проявление открытости и правдивости, а добрые дела должны быть практическим воплощением нравственных принципов.

Невежественный человек всегда будет несчастлив, потому что придерживается неверных представлений об удовольствиях, счастье и жизненной цели. Из этого утверждения видно, насколько высоко он оценивал роль знаний в нравственном воспитании.

Демокрит считал необходимым учитывать при вынесении вердикта о нравственности или правильности поступка не только само действие, но ещё и мотив или желание человека совершить это действие

«Враг не тот, кто наносит оскорбления, а тот, кто делает это намеренно»

Личная и социальная жизнь

Насколько известно, личной жизни великий философ предпочитал образование и занятие науками. К сексуальной жизни он относился с резким неодобрением, так как считал, что во время полового акта мужчиной овладевают первобытные животные инстинкты и в это время удовольствие занимает доминирующее положение над сознанием.

О женщинах он тоже был весьма невысокого мнения и считал их глупыми, болтливыми и бесполезными существами, пригодными только для деторождения.

Были даже слухи, что в 90 лет Демокрит ослепил сам себя, дабы не смотреть на женщин, однако эта версия оказалась ошибочной, так как выяснилось, что он ослеп по естественным причинам.

К самому деторождению философ тоже относился с неприязнью, считая, что уход за детьми и их воспитание не стоит сил, которые придётся на него потратить, к тому же это отвлекает от философствования и занятия науками, которые Демокрит считал намного важнее. Потомства после себя, он, разумеется, не оставил.

Тем не менее, он высоко ценил дружбу, однако, большую часть времени предпочитал проводить, гуляя по кладбищу в тишине и спокойствии, размышляя о проблемах мироздания.

По утверждениям очевидцев, философ мог внезапно рассмеяться во время разговора, как бы пребывая в своих мыслях, недоступных собеседнику. Сам Демокрит в ответ на вопрос о своём беспричинном смехе, говорил, что смеётся, поскольку видит насколько глупы и забавны простые житейские проблемы по сравнению с величием мироздания. Образ смеющегося Демокрита часто встречается в живописи. Он зачастую противопоставляется Гераклиту, бывшему очень грустным и сострадательным человеком.

Ещё одним увлечением Демокрита было вскрытие мёртвых животных и изучение их органов. Это показалось ненормальным его друзьям и однажды они позвали Гиппократа, чтобы он убедился в психическом здоровье Демокрита.

Гиппократ утешил их, сообщив что с психическим и физическим здоровьем великого учёного всё в порядке и отметил, что никогда раньше не встречал настолько умного и эрудированного человека.

Критика

Разумеется, такое мировоззрение нравилось далеко не всем его современникам, а Платон, по слухам, даже хотел сжечь труды Демокрита.

Некоторые знаменитые античные философы осуждали его слишком материалистический взгляд на мир. Аристотель упрекал Демокрита с Левкиппом в том, что они не объясняют почему вообще началось движения атомов, хотя утверждают, что все остальные процессы в мире повинуются механическим принципам.

Что касается этого вопроса, то здесь мнение Демокрита с Левкиппом больше похоже на научный подход, ведь если начать рассуждать, то всякая причинность должна с иметь начало. И что бы не послужило началом, нельзя указать причины первоначального события.

Можно заявить, что причиной существования мира является некий Творец, но тогда придётся придумать причину и для него, а потом и для Сверхтворца, что, в конце концов, заведёт размышления в тупик.

Но гораздо чаще он подвергался осуждениям из-за своего атеизма и нежелания иметь детей, хотя он и посвятил некоторую часть своей жизни изучению эмбриологии.

Послесловие

Демокрит безусловно одна из самых важных фигур в античной западной философии. По мнению Бертрана Рассела, он был последним греческим философом, свободным от антропоцентризма. Он был подлинным исследователем и никогда не ставил проблему человека выше проблемы мироздания. Более того, он смеялся над житейскими и бытовыми проблемами, понимая насколько они на самом деле ничтожны.

Он разработал поистине гениальную концепцию, через тысячи лет ставшую основой современной науки. По своему стилю мышления он был ближе к досократикам, с детской любознательностью изучавшим мир.

Все последующие греческие философы слишком много времени уделяли исследованию методов познания (софисты). И даже такие великие люди, как Платон, превозносящий свой «мир идей» над реальным миром, и Аристотель, ставившей веру в цель, как основное понятие науки.

Смерть Демокрита знаменует конец эпохи досократиков и начало новой философии, которая, постепенно развиваясь, всё-таки придёт к упадку в средневековье. И только философы эпохи Возрождения смогут похвастаться той же энергией и энтузиазмом к познанию мира, как досократики.

Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Его учение – одно из наиболее целостных, последовательных и устойчивых традиций в мировой философии.

Демокрит родился в г. Абдеры. Около десятка лет он провел в путешествиях по Востоку, целью которых было приобретение знаний и обретение мудрости. Долгое время жил в Афинах. Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Демокрит написал несколько десятков сочинений в различных областях знаний, многие из которых дошли до нас лишь как фрагменты или в изложении других мыслителей. Величайшей заслугой Демокрита является разработанная им концепция атомизма. Проблемы атомизма излагались в трудах «Малый мирострой», «Большой мирострой» и др.

Атомизм Демокрита. Как философа Демокрита интересует проблема основ бытия. Первоначала всего сущего – атомы и пустота. Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Атом (по-гречески – «неделимое») – это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, вследствии своей малой величины, невоспринимаемая чувствами частица вещества. Атом является материальной причиной всех вещей. Атом обладает свойствами, которые элеаты приписывали бытию. Он неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, не имеет частей, внутри него не происходит никаких движений. Бесконечное число форм атомов, объясняет бесконечное разнообразие вещей и явлений окружающего мира. Кроме форм, атомы отличаются порядком и положением, что является причиной разнообразия соединений атомов.

Атомы обладают подвижностью в пустоте. Атомисты первыми стали учить о пустоте как таковой. Пустота неподвижна, беспредельна, едина и бесформенна, она не оказывает ни какого влияния на находящиеся в ней тела. Демокрит вводит пустоту, полагая, что «движение не возможно без пустоты». Атомы парят в пустоте подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче, сталкиваясь друг с другом и меняя направление своего движения. Движение присуще атомам от природы. Оно вечно. Движение – вечное свойство вечных атомов.

Атомы лишины каких бы то ни было качеств. Качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота, утверждает философ. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в ничто. Атомы не превращаются друг в друга. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Все возникает на некотором основании и по необходимости.

Взгляд Демокрита на существование вечных, неизменных и неделимых атомов как основы чувственного мира был воспринят Эпикуром (ок. 342-271 гг. до н.э.), а затем древнеримским философом и поэтом Титом Лукрецием Каром. Его поэма «О природе вещей», по существу, посвящена развитию и защите учения Эпикура об атомах. В Новое время атомизм оформился в естественнонаучную теорию и до сих пор, хотя и в преобразованном виде, выступает важнейшей составной частью естественнонаучной картины мира.

Космогония. Мир в целом – это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, их число беспредельно, поскольку эти миры образованы беспредельным числом атомов, находящихся в «вихреобразном» движении. Миры преходящи. Внутри всеобъемлющего космоса происходит возникновение одних, развитие других, гибель третьих. Это происходит циклично и бесконечно. Никаких сил или стихий, творящих миры, не существует.

Учение о познании. Учение Демокрита о познании непосредственно связано с учением о бытии. Оно основано на различении двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует в «действительности», и то, что существует «в общем мнении».

В действительности существуют лишь атомы и пустота. Чувственные качества существуют лишь в общем мнении. Гален (II в.) приводит слова Демокрита: «только считают, что существует – горькое, в действительности – атомы и пустота». Т.е цветовые, вкусовые и другие качества не существуют в действительности, не присущи атомам, а существуют лишь во мнении как результат воздействия атомов на наши чувства.

Двум видам существования соответствуют два вида познания – посредством чувств и посредством мысли. Познание посредством мысли Демокрит называет истинным, законнорожденным и приписывает ему достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств он называет незаконнорожденным или темным и отрицает его пригодность в распознании истины.

Демокрит подчеркивает, что атомы и пустота, как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, и открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Но такое размышление опирается на эмпирические наблюдения. Демокрит не противопоставлял чувства и разум, а брал их в единстве: разум идет далее чувств, но он опирается на их показания.

Демокрит говорит о сложности и трудности процесса познания, достижения истины, поэтому субъектом познания является не любой человек, а лишь мудрец.

Мышление, так же как и чувственное восприятие, он понимает материалистически. Это подтверждает и Демокритово понимание души, частью которой, согласно его представлениям является разум. Душа – это совокупность наилегчайших атомов, имеющих идеальную шаровидную форму. Душа смертна и погибает вместе с телом. Материалистичность в понимании природы и мира привела Демокрита к атеистическим воззрениям: «Разумом выдумали люди божественные дела».

Взгляды на человека и общество. Подобно всем древнегреческим философам, Демокрит большое внимание уделяет нравственным вопросам. Для человека наиболее важным является то, как, во имя чего человек должен жить. Демокрита волнуют вопросы нравственного основания жизни. «Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость», – говорит Демокрит. Он настаивает на том, что надо обуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-то одного, делают душу слепой ко всему прочему, подчеркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни. Счастье – в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества объединяются в понятии о высшем благе. Достигнуть такого состояния очень нелегко, поскольку душа и тело ведут непрекращающуюся тяжбу. Особое значение Демокрит придает таким ценностям, как справедливость, честность, истина и утверждает этический идеал человека, устремленного к духовным благам. Его нравственные принципы дошли до нас в виде отдельных афоризмов.

Рассуждения Демокрита о нравственности тесно связаны с его представлениями об обществе и государстве. Он, как многие древние греки, проявляет уважение к закону и государству. «Интересы государства превыше всего, нельзя применять насилие против общего блага. Хорошо управляемый город есть величайший оплот», – говорит Демокрит. Зло в государстве заключено не в законах, которые сами по себе не плохи: они не мешали бы каждому жить свободно, если бы люди подчинялись закону, власти. Государство, с точки зрения Демокрита, должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой. В обществе между людьми должны господствовать отношения человечности, гуманизма. В воззрениях Демокрита заложена идея о государственном управлении как особом искусстве, которому нужно специально обучаться.

Таким образом, учение Демокрита – это целостная и органичная философская система, которая представлена учением о бытии и познании. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. Своеобразна концепция религии Демокрита: люди создают богов – таково его заключение. Политическое учение связано с основными принципами Демокритовой этики: судьба общества и судьба индивида едины.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

35-56

1. В чем состоит основной социальный смысл философии? в том, чтобы правильно отражать жизнь общества

2. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии. философия - это разумное миропонимание

3.Что является более определяющим для религиозного мировоззрения? вера

5. В какой картине мира "естественное" и "сверхъестественное" не отличаются друг от друга? в мифологической

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Как соотносятся между собой философия и наука? ;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> философия и наука частично включаются друг в друга

7. Как философия относится к естественным наукам? философия определяет естественно-научные методы

8. Что отражает в себе предмет философии? 2 - всеобщность мира 4 - упорядоченность мира

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">9. ;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Какие функции присущи философии? (мировоззренческая и познавательна, методологическая и прогностическая, аксиологическая и ориентационная) все эти функции вместе взятые

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">10. Кто является основателем буддизма ;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">? Сиддхартха Гаутама

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">11. Что означает понятие "карма" в древнеиндийской философии? божественная предопределенность

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">12. Кто был основателем древнегреческой философии? Фалес

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">13. Кто из философов утверждал в качестве первоначала огонь?

Гераклит

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">14. Кто из философов утверждал в качестве первоначала воду?

Фалес

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">15. Какое философское направление развивалось во взглядах Демокрита?

Атомизм

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">16. Что является более характерным для скептицизма?

Сомнение

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">17.Какое философское направление развивалось во взглядах Д.Бруно?

Пантеизм

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">18.Какое философское направление развивалось во взглядах Декарта?

Рационализм

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">19. Какое философское направление развивалось во взглядах Локка?

Сенсуализм

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">20.Какое философское направление развивалось во взглядах Ф.Бэкона?

Эмпиризм

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">21. Что является более характерным для рационализма?

Разумность

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">22. Что является более характерным для эмпиризма?

Опыт

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">23. Как называет Имануил Кант свою философскую систему взглядов?

Трансцендентальной

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">24. Как называет Имануил Кант свой философский метод?

1 - экспериментальный

2 - критический

3 - догматический

4 – эклектичкеский

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">25. Какой является философская система взглядов Гегеля?

1 - идеалистической

2 - материалистической

3 - дуалистической

4 – плюралистической

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">26. Какой является философская система взглядов Фейербаха?

материалистической

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">27.Какое философское учение развивалось во взглядах Л.Фейербаха?

Антропологизм

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">28. Какое философское направление развивалось во взглядах А.Бергсона?

интуитивизм

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">29. Какое философское направление развивалось во взглядах А.Шопенгауэра?

Волюнтаризм

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">30. Что является более характерным для иррационализма?

Бессознательное

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">31. Что является более характерным для прагматизма?

Полезность

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">32. Что является более характерным для герменевтики?

2 – понимание

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">33. Какое произведение относится к эпохе средних веков?

"Божественная комедия" Д.Алигьери

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">34. Кто является основателем феноменологии?

Э.Гуссерль

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">35. В каком суждении дано более полное определение бытия?

Бытие - это все то, что существует

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">36.Какое суждение выражает материалистическое понимание единства мира?

1 - мир един, поскольку в его основе лежит единая субстанция

2 - единство мира определяется его общей структурностью

3 - единство мира состоит в его общей закономерности

4 - единство мира состоит в его материальности

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">37. Какое суждение обосновывает идеалистическую философию?

должно быть взаимное соответствие между вещами и идеями

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">38. Какому философскому направлению принадлежит следующее суждение: "Божий дух оживляет материю и приводит ее в движение"?

1 - материализму

2 - идеализму

3 - дуализму

4 – сциентизму

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">39. Что является более устойчивым в предметах и вещах?

Событие

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">40. Найдите метафизическое суждение о пространстве и времени?

Пространство и время существуют в единстве друг с другом

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">41. Какой является сущность вещей?

непознаваемой

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">42. Каким признаком характеризуется процесс развития?

необратимость

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">43. Каково соотношение между понятиями "движение" и "развитие"?

Развитие является частью движения

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">44. В каком из перечисленных примеров не проявляется причинно-следственное отношение?

ураганный ветер, ломающий дерево

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">45. Какой из названных законов относится к основным законам диалектики?

2 - закон единства и борьбы противоположностей

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">46. С какого уровня начинается структурирование живой природы?

клетки

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">47. Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?

1 - рациональность

2 - всеобщность

3 - необходимость

4 – активность

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">48.Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?

радуга, своими яркими красками, придает ощущение бодрости

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">49. Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?

Представление

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">50.Что из перечисленного относится к форме рационального познания?

3 - понятие

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">51. Что из перечисленного относится к форме логического познания?

1 - произвольность

2 - последовательность

4 – метафоричность

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">52. Каким является содержание истины?

объективным

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">53. Какой признак присущ истине?

Конкретность

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">54. Как называется метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков?

Абстрагирование

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">55. Какой метод является основным для религиозного мировоззрения?

1 - софистический

2 - догматический

3 - эклектический

4 – диалектический

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">56. Для какого метода характерно "принудительное" соединение несовместимых признаков предмета?

догматический

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">57. Что в наибольшей мере определяет общественный прогресс?

Уровень жизненного благополучия в обществе

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">58. Какие качества определяют сущность в структуре личности?

Социальные

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">59. Какое учение имеет своим предметом систему ценностей?

аксиология

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">60. Что представляет по своей сути общественная практика?

1 - рефлексивную деятельность

2 - преобразующую деятельность

3 - адаптационную деятельность

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">61.Что быстрее изменяется в процессе общественного производства?

производственные отношения

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">62. Что из перечисленного составляет производственные отношения?

работники и специалисты

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">63. Что лежит в основе свободы?

уровень жизненного благополучия

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">64. В чем состоит главная причина разделения общества на классы?

1 - наследие, переходящее людям из поколения в поколение

2 - собственность на средства производства

3 - различие между людьми по способностям

4 - трудолюбие одних людей и ленность других

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">65. Какое определение социальной группы является более полным?

совокупность индивидов, имеющих общие интересы и дела

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">66. Выберите правильное определение практики.

Любая деятельность людей, в которой достигаются цели

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">67. К какому понятию относится процесс преобразования различных сфер общественной жизни, не меняющий основы общества?

реформа

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">68.Какие отношения К.Маркс считал основными в сфере производства?

1 - отношения распределения

2 - отношения собственности

3 - отношения потребления

4 - отношения обмена

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">69. Что является движущей силой развития цивилизации?

1 - историческое предопределение

2 - деятельность творческой элиты

3 - потребности и интересы людей

4 - классовая борьба

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">70. Что является определяющим признаком для понятия "ценности"?

то, что значимо в жизни

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">71. Какова причинная связь между свободой и ответственностью?

Ответственность - это следствие человеческой свободы

;color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">72. Что считал Арнольд Тойнби основным объектом философского изучения истории?

1 - общественно-экономические формации

2 - национально-исторические системы

3 - духовно-исторические основы общества

4 - культурно-исторические типы общества

1. Назовите основные элементы мироощущения: чувства, ценности

2. Что изучает онтология: проблемы бытия

3. Определите основные черты философского мировоззрения опора на разум (рационализм), сомнение, универсализм

4. Назовите основные черты Древнекитайской философии практичность и консерватизм

5. "Страдание - общий удел мира, конец страданий в нирване, путь отказа от желаний - это путь достижения нирваны." основу какого религиозно-философского учения составляют эти "четыре благородные истины"? буддизм

6. Мыслитель 17 века, основоположник рационализма и дедукции Р. Декарт

7. Основоположник античной диалектики, автор слов: "в одну реку нельзя войти дважды"? Гераклит

8. В каком веке возникло христианство: 1 век нашей эры

9. Кто разработал учение об "сверхчеловеке": Ф. Ницше

10. Философское направление в России 19 века, утверждавшее, что Россия имеет самобытный путь развития славянофильство

11. Какой исторический тип мировозрения пытается объяснить мир на основе разума и знаний? онтология

12. Натурфилософия - это: философия природы

13. Назовите основную черту Древнеиндийской философии поиск индивидуального пути спасения и освобождения человека от тягот жизни

14. Основоположником какого философского учения был Платон? "учение об идеях" - объективный идеализм

15. Сопоставить: имя мыслителя и направление философии

Сиддихартха Готама - буддизм

Патанджали - йога

Лао-Цзы - даосизм

16. Назовите направление Древнеиндийской философии, которое в последствии стало мировой религией буддизм

17. Античный мыслитель, основоположник мистический философии цифр Пифагор

18. Основоположник философии "всеединства": В. Соловьев

19. Сопоставить: Школу и утверждение

эпикуреизм - "Удовольствие - есть начало и конец счастливой жизни"

стоицизм - "Судьбы ведут желающих, не желающих они тащат"

скептицизм - "Ни к кому и ни к чему не испытываю потребности сказать: "да" или "нет"

20. "Идолы сознания" сформулировал Ф. Бэкон

21. Родина Ренессанса (Возрождения) Италия

22. Какое направление Древнекитайской философии следовало принципу "увей": "Поскольку все сущее изменяется само собой, нам остается, лишь созерцая, ни во что, не вмешиваясь, ожидать его возращения"? конфуцианство

23. Какого утверждения придерживался рационализм: "Я мыслю, следовательно, существую"

24. Основоположником русского космизма, автор труда "Философия общего дела" Н. Федоров

25. К какому понятию можно отнести данное определение: "Эмоциональное восприятие действительности": мироощущение

26. Сопоставить: Исторический тип мировоззрения и его особености

мифология - эмоциональность, символизм, космизм

религия - вера в Высшее начало бытия

философия - опора на разум, знания, сомнения

27. Что изучает гносеология? вопросы познания

28. Что означает принцип "Дао"? естественный закон природы, общества и людей, который управляет миром

29. Древнеиндийский философский источник веды

29. Сопоставить: Понятия и определения

сансара закон жизни: бесконечная цепь перерождений

карма закон возмездия, воздаяния человеку за его поведение

Брахман высший универсальный принцип бытия

30. Имя мыслителя, основоположника буддизма Сиддхартха Готама

31. Мировоззрение 17-18 вв., объясняющие мир с точки зрения законов механики, как универсальных законов бытия метафизика

32. Какой путь изменения жизни видела русская религиозная философия путь следования авторитетам церкви

34. Впервые понятие "бытие" было введено в философию Парменидом

35. В чем состоит особая роль Сократа в античной философии разработка диалектики как умения ставить вопросы и давать ответы

36. "Мир в своей сущности не позноваем" считали: скептики

37. Истина - это правильное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком

"Вещи - тени идей" - Платон

"Все течет, все меняется" - Гераклит

"Я знаю, что ничего не знаю" - Сократ

39. Какое из приведенных ниже определений истины считается "классическим" это - соответствие знаний действительности