Кто освободил рабов в америке. Негры США: краткий исторический очерк


Расовая сегрегация в Соединенных Штатах была законодательно запрещена лишь спустя 100 лет после отмены рабства.

Мировая история полна мифов, складывающихся вокруг реальных событий, и зачастую трактующих их в совершенно ином ключе, чем это было на самом деле.Из уроков мировой истории школьники могут вынести информацию о том, что Гражданская война в США 1861—1865 годов вспыхнула из-за проблемы рабства, а президент Авраам Линкольн был горячим сторонником отмены рабовладения в Соединенных Штатах.

В реальности причины конфликта Севера и Юга лежали в экономической сфере. Например, стороны кардинально по-разному подходили к вопросу налогов на ввозимые товары - промышленно развитый Север выступал за введение высоких налогов, а Юг добивался свободы торговли с остальным миром. Фактически северяне продавливали законы, которые были выгодны им, и перекладывали стоимость индустриализации на плечи южан, которым такая политика грозила разорением.

Новый президент США Авраам Линкольн, избранный в 1860 году, объявил, что все новые штаты в составе страны будут свободными от рабства. Такая перспектива сулила устойчивый перевес северян в Конгрессе и во властных структурах, что позволило бы им принимать любые удобные для них законы без учёта мнения Юга.

Именно это и подтолкнуло южан к активным действиям по защите собственных интересов.

Борец с рабством поневоле

Взгляды Авраама Линкольна, с которыми он шел на президентские выборы, были далеки от взглядов борца с неравноправием - он был противником предоставления чернокожим избирательных прав, а также выступал против межрасовых браков, полагая, что «превосходство белой расы всегда будет очевидным».

Поставить вопрос об отмене рабства в южных штатах Линкольна заставил неудачный для Севера ход войны. Президент США говорил журналистам: «Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного раба, я бы сделал это».

В 1862 году Линкольн убедился, что придется идти на крайние меры. 22 сентября 1862 года был издан первый из двух указов, составляющих «Прокламацию об освобождении рабов». Согласно указу, свободными объявлялись все рабы в любом штате, не возвратившемся в состав США до 1 января 1863 года.

Второй указ, изданный 1 января 1863 года, назвал 10 отдельных штатов, на которые будет распространяться отмена рабства.

За этот документ Линкольна подвергли критике сторонники отмены рабства. Дело в том, что он распространялся на штаты, где федеральные власти не имели контроля.

А вот четырёх рабовладельческих штатов, воевавших на стороне Севера - Делавэр, Кентукки, Миссури и Мэриленд - эта мера не касалась.

Тем не менее, «Прокламация об освобождении рабов» сыграла свою роль в переломе хода войны в пользу северян.

Тринадцатая поправка

31 января 1865 года Конгресс США проголосовал за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещавшей рабство на всей территории страны. К 6 декабря 1865 года она была ратифицирована достаточным для окончательного утверждения количеством штатов, и 18 декабря вступила в силу.

Авраама Линкольна к тому моменту уже не было в живых - в апреле 1865 года всего через неделю после окончательной капитуляции Юга он был застрелен сторонником проигравших Джоном Бутом .

Тринадцатая поправка не вызывала восторга во многих штатах. Достаточно сказать, что штат Кентукки ратифицировал документ лишь в 1976 году, а последний документ о ратификации был направлен в Федеральный реестр США из штата Миссисипи 30 января 2013 года.

Но все-таки рабство было отменено, и вчерашние невольники обрели личную свободу.

Об обратной стороне этой свободы говорят куда менее охотно. Судьба десятков тысяч освобожденных чернокожих была трагичной.

«Черные кодексы»: рабство в новой обертке

Как уже говорилось, большинство политических деятелей Америки того времени, включая борцов за отмену рабства, исходили из постулата о превосходстве белой расы над чернокожими.

Поэтому личная свобода для рабов не означала обретения ими гражданских прав.

Сразу после принятия Тринадцатой поправки в южных штатах были приняты так называемые «Черные кодексы», определявшие порядок жизни чернокожего населения.

Например, в штате Миссисипи неграм под страхом пожизненного тюремного заключения отказывалось в праве вступать в брак с белыми, запрещалось носить оружие, ограничивалось их право владеть землей.

«Закон о подмастерьях» гласил, что все негры - подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей, отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям.

Отдельно стоит сказать о входивших в «Черные кодексы» «Законах о бродяжничестве».

Поскольку освобождение бывших рабов происходило без наделения землей, вчерашние хозяева выбрасывали свободных людей на улицу, оставляя их без куска хлеба и крыши над головой.

Тут они попадали под действие «Закона о бродяжничестве». Согласно ему, чернокожие, не имевшие постоянной работы, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады, либо они оказывались на плантациях у прежних хозяев. Альтернативой была уплата штрафа за бродяжничество, но денег у несчастных просто не было. При этом эксплуатация «бродяг» была порой ещё более жестокой, нежели до отмены рабства.

Реконструкция Юга

Чернокожие, выброшенные на улицу, не имеющие средств к существованию, стали совершать кражи и грабежи. Это, в свою очередь, стало поводом для создания различных объединений белого населения для борьбы с неграми. Самой известной такой организацией стал Ку-клукс-клан, члены которого развернули террор в отношении чернокожих, а также белых сторонников расового равенства.

Федеральному правительству подобные тенденции категорически не нравились. В период с 1865 по 1877 годы проходила так называемая Реконструкция Юга. На территориях южных штатов была введена военная администрация, которая должна была привести законы Юга к федеральным нормам.

В 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство любому лицу, родившемуся на территории США, вне зависимости от цвета его кожи. В 1870 году была принята Пятнадцатая поправка, запрещающая властям на уровне государства или отдельных штатов ограничивать граждан страны в активном избирательном праве по признаку «расы, цвета кожи или в связи с нахождением в рабстве в прошлом».

Благодаря этим документам, в законодательных органах южных штатов появились первые чернокожие парламентарии.

Федеральное правительство, озабоченное ростом популярности Ку-клукс-клана, в 1871 году издало специальный закон, дававший президенту полномочия на силовые действия против активистов данной организации. После арестов сотен активистов, Ку-клукс-клан был формально распущен. Однако фактически на местах акты террора продолжались.

Сегрегация как норма жизни

Особую популярность приобрели так называемые «суды Линча» - убийства человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия.

После Гражданской войны в США главными жертвами «судов Линча» становились афроамериканцы. Излюбленным методом убийц на таких судах было повешение несчастных или даже их сожжение.

Точной статистики по «судам Линча» нет. Специалисты Университета Миссури, изучая этот вопрос, пришли к выводу, что в период между 1882 и 1920 годами линчеванию подверглись около 3500 афроамериканцев. Критики полагают, что в данном случае речь идет лишь о самых громких публичных случаях, а общее количество чернокожих, убитых расистами, измеряется десятками тысяч человек.

Реконструкция Юга завершилась в 1877 году, однако решить вопросы равенства в правах людей с разным цветом кожи она не смогла. Началась эпоха так называемых «Законов Джима Кроу», которые установили расовую сегрегацию в американском обществе.

Формально Пятнадцатая поправка наделяла чернокожее население южных штатов избирательными правами, однако местное законодательство было выстроено таким образом, что подавляющее большинство афроамериканцев оставались бесправными.

Например, на выборах 1900 года в Алабаме из 181500 человек чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000.

Сегрегация касалась не только избирательных прав, но и всех сфер жизни. Разделение белых и цветных было узаконено в учебных заведениях, отелях, магазинах, ресторанах, больницах, транспорте, туалетах. На автобусных станциях белые и негры должны были ждать своего рейса в разных залах ожидания, а в самом автобусе сидеть на разных местах. Даже Библия для принесения присяги в суде была для них разной.

Развлечение по-американски: сжечь чернокожего и подарить открытку маме

Подобные законы только усиливали расистские настроения среди белых жителей южных штатов. Участие в линчевании чернокожих рассматривалось как весьма достойное дело.

Справедливости ради, нужно сказать, что в конце XIX - первой половине XX века линчевали более 1000 белых преступников. Разница лишь в том, что чернокожих казнили чаще всего за незначительные преступления, а порой и вовсе без каких-либо доказательств вины.

Сегодня любой желающий с легкостью найдет в интернете фотографии улыбающихся американцев на фоне обезображенных человеческих останков. Фотографироваться на фоне повешенного или сожженного человека участники линчевания считали честью. Более того, такие фотографии превращали в почтовые открытки, с помощью которых поздравляли родственников. Прислать фото чернокожего, повешенного на дереве, с надписью «Мама, с Рождеством!» - обычное дело для США первой половины XX века.

23 января 1906 года в городе Чаттануга (штат Теннесси) была изнасилована белая женщина. По обвинению в преступлении был арестован чернокожий Эд Джонсон . 6 февраля 1906 года Джонсона признали виновным и приговорили к смертной казни. Казнь была назначена на 20 марта. 19 марта суд разрешил подать апелляцию. В эту же ночь толпа ворвалась в городскую тюрьму. Джонсона подвергли безжалостным побоям, затем повесили на мосту, и всадили в мертвое тело десятки пуль. В данном случае власти довели расследование до конца, и участники линчевания получили по 60 дней тюремного заключения.

В 1916 году 17-летний чернокожий Джесс Вашингтон был приговорен к смертной казни через повешение за убийство белой женщины. Разъяренная толпа вырвала его из рук тюремщиков. Вашингтона вытащили на улицу, раздели и избили палками, лопатами и кирпичами. Затем в присутствии 15 000 человек его сожгли на костре на площади перед мэрией. Отрезанные пальцы рук и ног пошли на сувениры.

В 1919 г. в Небраске судили чернокожего Уилла Брауна , изнасиловавшего 19-летнюю белую девушку. Толпа штурмовала суд, вытащила оттуда преступника, тут же его повесила, затем в труп выпустили сотню пуль, протащили по улицам, отрубили конечности, облили бензином и сожгли.

Десантники против расистов: как подавляли сегрегацию

Принять законы против линчевания пытались сразу несколько американских президентов, включая Франклина Рузвельта, однако их попытки потерпели неудачу. Лишь в 1960-х годах линчевание стало рассматриваться как убийство с отягчающими обстоятельствами.

Лишь в июне 2005 года Сенат США принял резолюцию, в которой официально принес извинения за бездействие в отношении линчевания нескольких тысяч человек, в основном чернокожих.

Что касается законов о расовой сегрегации, то их ликвидация происходила в США уже после Второй Мировой войны. Причем федеральным властям приходилось применять для этого чрезвычайные меры.

В 1954 году Верховный суд США после серии процессов в разных штатах признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах.

Но это решение ещё надо было выполнить. Для того, чтобы в 1957 году в городе Литтл-Рок штата Арканзас чернокожие ученики смогли пойти в одну школу с белыми, в населенный пункт была введена 101-я воздушно-десантная дивизия. Десантникам было приказано выполнить решение суда, несмотря на сопротивление местных властей.

Свобода есть? Есть борьба за свободу

В 1964 году президент Линдон Джонсон утвердил Акт о гражданских правах, полностью ликвидировавший расовую сегрегацию на территории США. Это произошло накануне 100-летия принятия Тринадцатой поправки, ликвидировавшей рабство.

Волнения на расовой почве, впрочем, и сегодня остаются в Америке обычным делом. Многие афроамериканцы полагают, что даже после правления первого чернокожего президента сегрегация никуда не делась. Так что борьба за свободу, дарованную Авраамом Линкольном, продолжается.


Рабство в той или иной форме и в то или в иное время существовало во всех частях света. Ни одной расе не удалось избежать этой жуткой формы общественного развития.

Соединённые Штаты с самого начала возникли как рабовладельческое государство. Рабство было неотъемлемой частью американского образа жизни. Американское рабовладение не было неким подобием античного рабства. Оно формировалось в недрах капитализма и отразило особенность его становления в аграрной экономике Северной Америки: американские плантаторы по причине крайней узости рынка наёмного труда вынуждены были прибегнуть к труду чёрных рабов. Но, использование рабского труда не прошло бесследно для плантаторской буржуазии, превратившейся в особый класс, в котором странно и в то же время закономерно переплелись черты типичных капиталистов и рабовладельцев.

Первое в западном полушарии независимое государство, Соединенные Штаты Америки, образовалось в результате революционной войны североамериканских колоний Англии за независимость 1775-1783гг. Но, несмотря на провозглашённые лозунги о том, что «все люди рождаются равными», первая американская революция, война за независимость 1775-1783гг., оставила в неприкосновенности рабство негров в южных штатах. Не привела к радикальному решению негритянской проблемы и вторая американская революция – гражданская война 1861-1865гг.

Соединенные Штаты на протяжении 170 лет (1607-1776гг.) своей ранней истории находились в колониальной зависимости от Англии.

Освоение Нового Света являлось делом частных лиц и групп, получавших соответствующее разрешения от монарха Англии. Различия в социальном облике этих групп и лиц предопределили различие тенденций колонизации. Среди тех, кто осваивал Америку, выделились три главные группы: акционерные компании буржуазного типа, устремлявшиеся за океан в поисках рынков, прибылей, источников сырья; протестанты, надеявшиеся воплотить на новой родине свои религиозные и этические принципы; аристократы, помышлявшие об обширных феодальных владениях. Стартовые возможности трёх групп были более или менее равными.

Наибольшее распространение в Северной Америке в XVII в. получили так называемые собственнические колонии, создававшиеся английскими аристократами на основе феодальных дарений Стюартов.

Америка обладала бескрайними земельными пространствами, и с самого начала английской колонизации существовали реальные условия для развития сельского хозяйства по свободно предпринимательскому пути. Земли Нового Света, в особенности на Юге и в средней полосе, были плодородными, а климат благоприятным.

Появление африканских негров в британских колониях Северной Америки обусловливалось необходимостью разрешения остро вставшей перед первыми поселенцами проблемы рабочей силы. Возможность приобретения в собственность земельных участков и превращения колонистов в мелких землевладельцев привела к тому, что в условиях колонизации Северной Америки установилась абсолютная зависимость работника от работодателя «посредством принудительных мер», учреждения прямого рабства как единственной, естественной основы колониального богатства.

«Цветное» рабство в североамериканских колониях Великобритании возникло вместе с первыми поселениями на далёком континенте. Не сразу синонимом слова «раб» стал чёрный, доставленный из Африки на судах рабовладельцев. Цвет кожи не имел особого значения, ибо до введения негритянского рабовладения колониальные власти и самостоятельные колонисты широко практиковали рабский труд краснокожих индейцев и белых.

«Пуритане и роялисты в равной мере не стеснялись порабощать себе подобных, будь они белой или какой–либо другой расы».

Своекорыстная политика британского правительства, попытки насадить крупное землевладение, ограничить свободу предпринимательства, произвол губернаторов и королевских чиновников, насильственное размещение в американских колониях возрастающих контингентов английских войск, налоги, всё это вызывало резкое недовольство английских поселенцев. Напряжённость в отношениях между английскими властями вылилась в вооружённое столкновение. Так началась война северо-американских колоний за независимость. Её называют первой буржуазной американской революцией. Она освободила американцев от власти короля и английской аристократии, установила республиканский строй, открывший простор для буржуазного прогресса и частной инициативы.

Активное участие народных масс, в том числе и негритянских явилось решающим условием, обеспечившим победу первой американской буржуазной революции.

4 июля 1776г. Конгресс принял декларацию независимости. Этим документом восставшие колонии провозглашали себя свободными и независимыми государствами, объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Декларация стала первым документом, в котором обосновывались права и принципы демократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть, исходящая от народа и призванная защищать интересы всех граждан.

Автор Декларации Томас Джефферсон внёс в проект пункт, предусматривающий уничтожение рабства, но богатые плантаторы и арендаторы, представленные большинством в Конгрессе, добились исключения его из окончательного текста Декларации.

Таким образом, в молодом, свободном государстве, ещё только что отстаивающем свою независимость, сохранялось рабство.

Основы общественного и государственного устройства в США были заложены в ходе войны за независимость и закреплены впоследствии в Конституции, принятой в 1787г. Конституция провозглашала Соединенные Штаты федеральным государством, республикой, в которой высшая законодательная власть принадлежала Конгрессу, а высшая исполнительная власть – президенту. Каждый штат был признан вполне самостоятельным государством, обладающим в пределах своей территории полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и управляющимся своим выборными представителями. И в частном, и в союзном устройстве штатов строго был проведён принцип разделения властей.

«Принятая в 1787г. Конституция узаконивала рабство и укрепляла его экономические и политические позиции во вновь образованном государстве – Соединенные Штаты Америки».

В дальнейшем, на основании Конституции, законодательные органы страны и отдельных штатов приняли сотни актов, укрепивших в США институт рабства.

В годы первой Американской революции рабство было запрещено на севере США. Американские демократы, впрочем, как и многие умеренные основатели США, уповали на достаточно скорую смерть рабства и в южных штатах, возлагая особые надежды на фундаментальную естественную причину – методично нараставшую убыточность рабовладения. Однако экономические перипетии рубежа XVIII –XIX вв. нанесли по их надеждам сокрушительный удар.

Стремительное развитие промышленного переворота в Англии, происходившего в первую очередь в лёгкой промышленности, вызвало беспрецедентный спрос на хлопок-сырец. Изобретение в США в конце XVIII века, хлопкоочистительной машины резко повысило производительность и рентабельность плантационной рабовладельческой системы.

В первой четверти XIX в. вследствие бурного развития ткацких фабрик в самих США плантационное рабство получило ещё один стимул для своего роста. Хлопок потеснил на рабовладельческих плантациях все другие культуры и был поименован ни много ни мало «королём». Об отмирании, а тем более ликвидации «короля-хлопка», а следовательно, плантационного рабства, в таких условиях не могло быть и речи.

Эксплуатация рабов становилась всё более изощрённой, а плантаторы обрастали замашками и манерами крепостников. К некапиталистическим формам эксплуатации рабочей силы на Юге, необходимо, прежде всего, отнести специализацию ряда штатов на «разведении» рабов для последующей продажи и саму работорговлю. «Разведение» чернокожих рабов в южных штатах для последующей продажи приобрело особенно широкий размах, превратившись в настоящую индустрию, после прекращения с 1808г., как это предусматривалось федеральной Конституцией, ввоза рабов в США извне. Правительство США не осмеливалось посягнуть на невольничьи рынки в самих южных штатах, более того, работорговля стала одной из престижных профессий по той причине, что приносила больше прибыли, нежели производство и экспорт хлопка.

В отношении рабства на Юге допускались только апологетические высказывания. Была выпестована целая плеяда влиятельных защитников рабства, взгляды которых широко распространялись не только на Юге, но и на Севере США. В 1830-1840-х гг. наибольшей известностью среди идеологов рабства пользовался Д. Кэлхун. Рабовладение, доказывал Кэлхун, является первоосновой экономического развития и благополучия Юга, его социальных отношений и политической организации: отмени его, и тут же случится апокалипсис, рухнет целый мир. Поэтому выступления в пользу рабства безрассудны: плохое оно или хорошее, рабовладение должно быть сохранено.

Таким образом, в США сложилась особая ситуация: рабство существовало в стране, которая развивалась по капиталистическому пути, не испытывая пережитков феодализма, - в стране, где торжественно провозглашались лозунги свободы, человеческого достоинства и неотчуждаемых прав гражданина. Поэтому рабство здесь возникло в такой форме, которой прежде история не знала.

Борьба за отмену рабства имеет почти столь же длинную историю, как и само рабство. Во всяком случае, в XVIII веке сторонников отмены этого института в США уже хватало. Главным образом они были уроженцами Севера, где к началу XIX века, в основном по экономическим причинам, рабство было отменено. Среди южан противники рабовладения тоже встречались. В разное время против рабства выступали такие знаменитые граждане Юга, как Вашингтон, Тайлер и Ли (отец генерала Ли - военного вождя Конфедерации, который также не испытывал к рабовладению горячей любви). Однако на протяжении почти всей первой половины XIX столетия аболиционизм оставался уделом фанатиков и одержимых вроде Джона Брауна. Массового движения не было. Более того, прорабовладельческие симпатии были очень сильны и в северных штатах, например, в Иллинойсе, где в 1840 году проживал 331 раб. Схожая ситуация была и в Индиане, где население высказывалось в пользу легализации рабства. В Огайо суды присяжных часто выносили решения в пользу рабовладельцев, требовавших возвращения беглых рабов.

В 1848г. партия Фри сойл, выступившая с оппозицией двухпартийной системе по вопросу о рабстве, выдвинула гораздо более мягкие требования. Эта партия, сформулировавшая крылатый лозунг «Свободная земля, свободный труд, свободные люди», который вскоре стал девизом всех противников рабства, в конкретной программе ограничивалась требованием запрета распространения рабства на новые территории. Но фрисойлеры не могли оспорить позиции двух ведущих партий – вигов и демократов.

В 1854-1856гг. в США произошла перегруппировка партийно-политической системы, вигов вытеснила новая Республиканская партия. В течение двух лет Республиканская партия, явившаяся с идеологической точки зрения преемницей Фри сойл, решительно потеснила Американскую партию в качестве третьей политической силы, отняла значительную часть сторонников у Демократической и Вигской партий и взломала двухпартийную систему «демократы – виги».

В 1854г. Конгресс США принял закон Канзас-Небраска. Закон Канзас-Небраска был предложен С. Дугласом, одним из лидеров Демократической партии, в связи с обсуждением вопроса о приёме в Соединенные Штаты двух новых территорий. Законопроект Дугласа наносил сокрушительный удар по всей системе баланса сил между Севером и Югом. Дуглас и его сторонники доказывали, что их волнует не вопрос о рабстве, который они вообще не хотели вносить в повестку дня, а вопрос о том, какой должна быть процедура приёма новых штатов в Союз. При этом, указывали они, демократическое волеизъявление приобретает силу закона и в том случае, если оно одобрит рабство, и в том, если отвергнет его. А сам Дуглас, пытаясь отвести любые обвинения в защите интересов рабовладения, доказывал, что рабство не сможет укорениться ни в Небраске, ни в Канзасе.

Все эти аргументы, однако, не обманули ни противников рабства, ни жителей северо-восточных штатов в целом. Главным в законе Канзас-Небраска для них было то, что он создавал возможность проникновения и легализации рабства на территории свободных штатов и изменял сложившийся политический порядок в пользу рабовладельчкеского Юга.

1854год, превратив рабство из «фигуры умолчания» в главный вопрос национальной политики, способствовал быстрой поляризации сторонников и противников рабства, а также их радикализации.

Закон Канзас-Небраска не был случайностью, а подвёл итог длительным, подспудно развивавшимся экспансионистским устремлениям южных рабовладельцев. Рабовладельческой системе становилось всё более тесно – и географически, и экономически, и политически. Чтобы выжить и развиваться, она нуждалась в легализации рабовладения на более широком пространстве.

Откровенно прорабовладельческую позицию занял Верховный суд США, в котором доминировали сторонники Демократической партии. Решения Верховного суда создавали, таким образом, основу для легализации рабства даже в свободных штатах.

С 1854г. оппозицию рабству возглавила Республиканская партия, вытеснившая из двухпартийной системы вигов. Республиканцы предполагали в перспективе отмену рабовладения на территории США в целом и исходили из того, что бесконечное сосуществование свободы и рабства невозможно. И хотя непосредственного требования о ликвидации рабства на Юге Республиканская партия вплоть до 1862г. не выдвигала, её антирабовладельческая стратегическая линия просматривалась чётко. Во второй половине 1850-х гг. она была выражена Линкольном с помощью крылатой библейской фразы: «Дом, разделившийся внутри себя, не устоит». Линкольн раз за разом повторял, что США не смогут существовать, оставаясь наполовину свободными и наполовину рабовладельческими.

Противоречивая позиция Республиканской партии в отношении чёрных рабов весьма полно и точно отразилась в высказываниях и оценках А. Линкольна. Он неоднократно заявлял, что принцип Декларации независимости о равных естественных правах людей распространяется как на белых, так и на чёрных, но он же, идя на очевидные уступки расовым предрассудкам белых избирателей, занимал весьма непоследовательную позицию в вопросе о том, какими реальными гражданскими и политическими правами должны быть наделены освобождённые рабы.

Нарастание радикальных начал в позиции республиканской партии сопровождалось углублением консервативной реакции со стороны рабовладельческих штатов. Стремительно нараставшие агрессивность и реакционность рабовладельческого класса имели следствием не только углубление пропасти между Югом и Севером, но и возникновение раскола в Демократической партии, являвшейся главной политической защитницей рабовладения на общенациональном уровне. Накануне президентских выборов 1860г. демократы разделились, по сути, на две партии: южная фракция отстаивала легализацию прав рабовладения в любой части США, даже независимо от волеизъявления местных жителей, а северная фракция во главе с С. Дугласом доказывала, что рабовладение может быть санкционировано только волеизъявлением избирателей. Раскол демократов стал важной причиной победы на президентских выборах 1860г. Республиканской партии во главе с А. Линкольном. В ответ на победу республиканцев южане заявили о выходе их Союза и образовании собственного государства.

Конфликт Севера и Юга, приобретший характер антагонизма двух разнородных общественно-политических систем, завершился Гражданской войной 1861-1865гг. Гражданская война, в свою очередь, разделилась на два этапа.

На первом этапе 1861-1862гг. – Линкольн и его правительство подчёркивали, что война ведётся с целью восстановления единства федерального Союза, а не ликвидацию рабства.

Линкольн отвергал право выхода какого-либо штата из Союза, а в отношении рабства ограничивался требованием запрета его на новых территориях. Но и эти формулировки были для южан, обратившихся к энергичным и успешным военным действиям, совершенно неприемлемы.

На втором этапе – конец 1862-1865гг. – Линкольн стал призывать к отмене рабства в США, что резко повлияло на характер войны. В войне наступил перелом, и она завершилась полным разгромом южных рабовладельцев.

В книге В. Кремера, Г. Тренклера «Лексикон популярных заблуждений» отмечено следующее: Причиной гражданской войны, которая велась между южными и северными штатами Америки в 1861-1865 годах, не была проблема освобождения рабов (по крайней мере, она не была непосредственной причиной). Война была вызвана решимостью Севера во что бы то ни стало предотвратить раскол страны и отделение южных штатов. К началу войны у президента Линкольна была только одна забота – единство нации. Об освобождении рабов в южных штатах, стремившихся стать независимыми, он вовсе не думал или считал это второстепенным.

Сам Линкольн отнюдь не относился к аболиционистам. Он неоднократно обещал южным штатам, стремившимся к независимости, не вмешиваться в их дела, в том числе и в вопросы рабства. Чтобы сохранить единство нации, он обещал южанам, что закон о выдаче беглых рабов будет действовать и на севере, где рабства не было. Как раз в этом - в защите центрального правительства от центробежных региональных интересов - видел Линкольн свою главную задачу. Ему самому рабство было противно, но ради его отмены он никогда не начал бы войны.

Соответственно, освобождение рабов лишь тогда стало целью войны, когда Линкольн увидел в этом потенциальное преимущество - а именно к концу 1862 года, когда стало ясно, что южан уговорить не удастся. Чтобы привлечь на свою сторону основные европейские державы, которые почти всегда симпатизировали южанам, Линкольн издал указ, согласно которому с 1 января 1863 года все рабы в мятежных штатах объявлялись свободными людьми. Этот указ касался только мятежных штатов, а не тех лояльных южных штатов, которые не собирались отделяться, но Линкольн переломил общественное мнение Европы в свою пользу - теперь уже никто не вступал в пакт с южанами и - война тем самым была выиграна.

Первого января 1863г. вступила в силу «Прокламация об освобождении», объявившая о ликвидации рабства в 11 мятежных штатах (оно было сохранено в четырёх лояльных рабовладельческих штатах). Вместе со свободой негры получили право вступать в армию США: им воспользовались 100тыс. бывших рабов, существенно способствовавших перелому войны в пользу Севера.

В январе 1865г. Конгресс США одобрил тринадцатую поправку к федеральной Конституции, запрещавшую рабство уже на территории всех США (ратифицирована штатами в декабре того же года). Тогда же Линкольн и республиканцы отказались от идеи вывоза свободных негров из США и приняли план наделения их равными с белыми политическими и гражданскими правами.

Среди всех реформ Реконструкции наиболее весомыми оказались политические. Две поправки к федеральной Конституции, оказавшиеся одними из самых демократических за всю американскую историю.

Четырнадцатая поправка, вступившая в силу в 1868 г. провозглашала равенство юридических и политических прав всех американцев, независимо от цвета кожи, позволяла федеральному правительству «наказывать» штаты за её нарушение. На основании этой поправки федеральное правительство могло ввести в любой штат войска для защиты прав чернокожих.

Пятнадцатая поправка, ратифицированная в 1870г., развивала предыдущую и запрещала федерации и штатам лишать граждан той или иной расы избирательного права. На основании этих поправок, как и других демократических законов, чёрные американцы существенно расширили свои права и возможности не только в политической, но также в социальной и экономической сферах. В результате выросли, хотя и остались существенно ниже, чем у белых, заработки и доходы чернокожих рабочих, арендаторов, фермеров. Чернокожие стали приобщаться и к классу собственников, хотя здесь их успехи были гораздо скромнее, чем у белых. Их белые защитники добивались отмены «чёрных кодексов», подавления организаций Ку-клукс-клана, других проявлений расизма.

К началу 1870-х гг. опасность реставрации рабовладельческого строя на Юге была ликвидирована, а утверждение буржуазно-либерального миропорядка гарантировано. Произошла смена политических, а в значительной мере также экономических и социальных элит. Место бывшего рабовладельческого класса занял новый политический класс, по преимуществу из рядов активистов Республиканской партии и её радикального крыла.

Эта сложная и быстрая трансформация означала, помимо всего прочего, радикальную метаморфозу мировидения белых друзей чёрной расы. Утвердившись в рядах экономической и политической элиты, они всё более действовали и мыслили в соответствии с интересами своей экономической и политической выгоды и всё меньше руководствовались идеальными соображениями, которые были присущи многим из них в предшествующий период. Обязательства перед чёрной расой, которая помогла им стать новой элитой, их всё более тяготили. Погружённость в собственные интересы стала всепоглащаюшей. Имена бывших идеалистов всё чаще всплывали в связи с громкими скандалами, связанными с коррупцией, грязными экономическими махинациями. На смену Революции пришёл Термидор – завершающая фаза большинства революционных эпох. Американский термидор не отменил основопологающих социально-экономических и политических сдвигов революционной эпохи, а подчинил их преимущественно интересам элит, возвысившихся благодаря революции.



Рабство в Америке


Не так давно, я прочитал книгу Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан». В этой книге много говорится о рабстве негров. Мне захотелось узнать побольше информации по этой теме, и в связи с этим, я решил сделать эту работу.

Как известно, Европа крайне мала и места в ней не хватает очень давно. В 1492 году Христофор Колумб открыл Америку и европейцы сразу же потянулись обживать почти ничейные земли. Сначала туда отправили различных ветеранов, людей подобных Эрнану Кортесу и Франсиско Писарро, которые быстренько разобрались со всяческими империями тогдашней Америки. После туда сослали на работу нежелательных людей: уголовников, должников и им подобных. Быстро выяснилось, что рабочих в Новом Свете, не хватает, и почти сразу же было найдено решение - завозить негров из Африки.

Цивилизованные Европейцы мгновенно наладили работорговлю. Европейские торговцы крайне нуждались в рабах. Прибрежные Африканские государства быстро сориентировались, милитаризовались и поставили отлов, перегон и продажу своих чернокожих братьев на промышленную основу: военные подразделения - нападали на своих соседей и брали их в плен, конвойные гнали - плененных на побережье, а на побережьях строились концентрационные лагеря, где невольников в не человеческих условиях содержали до прибытия покупателей. Никто не считал сколько человек было убито во время рейдов, сколько людей погибло при перегоне на побережье, мужчин, женщин, детей, никто не считал сколько умерло в концентрационных лагерях. По самым скромным подсчетам, не менее половины от общего числа рабов. И если через океан, опять-таки, по самым скромным прикидкам отправили не менее двенадцати миллионов человек, то в Африке, невидимая рука рынка, уничтожила шесть миллионов человек. Именно так закладывался базис для индустриализации свободной, демократической Европы. Торговля была налажена рационально, по-Европейски. Из Европы в Африку везли товары народного потребления: бусы, тряпки, лопаты, грабли... Из Африки в Америку везли рабов. Из Америки в Европу везли сырьё для развитой Европейской промышленности, а так же добытое серебро и золото. Именно этот треугольник «Война - Рабы - Сырьё» обеспечивал благосостояние демократических стран.

Процесс транспортировки негров в Америку был не прост. За право торговать рабами бились ведущее европейские державы: Португалия, Испания, Италия, Британия, Дания, и Франция. Скорость перевозки в те времена зависела от погоды и технического прогресса. Если в 16 веке корабли шли по шесть месяцев, то в 19 веке успевали за шесть недель. Негров, старались набить на корабль как можно больше, кормить и поить же старались, на оборот, как можно меньше. Естественно, на кораблях бушевала дизентерия. В тесных трюмах торговых кораблей всякая зараза распространялась мгновенно. Цивилизованные европейцы конечно же страховали свое новое имущество от различного ущерба и даже на случай смерти. Поэтому многие работорговцы в пути часть негров убивали, а тела выкидывали за борт, ну дабы не возить лишнего и получить страховку.

Большинство негров считало, что их продают на съедение людоедам. Собственно, они не знали, что их ждет впереди, иначе к людоедам они бы побежали. Многие предпочитали заморить себя в пути голодом, отказывались от еды и тихо умерали в трюме. Торговцам это, не нравилось, так, что таких старались выявлять и кормить насильно. Другие, пытались спрыгнуть с палубы в воду. Наиболее отчаянные поднимали восстания, которые почти всегда подавляли работорговцы. В таких «великолепных» условиях, по самым скромным подсчетам, заморили от четырех до пять миллионов негров.негр раб америка штат

По прибытию в Америку негры снова попадали в концентрационные лагеря. Где их обламывали, подобно тому, как укрощают необъезженных лошадей. В ходе этих воспитательных мер гибла еще одна треть прибывших негров. Выживших негров продавали плантаторам.

Так как мы говорим об цивилизованных Европейцах, все это происходило на сугубо законных основаниях. На законных основаниях людей покупали и продавали. Понятное дело жили негры, ну те, которым повезло выжить, тоже строго по европейским законам. На плантация закон представляли плантаторы. Если раб был в чем то не согласен с плантатором, то к нему применялись различные, воспитательные меры. От порки и клеймения, до обрезания ушей и кастрации. Казнь, назначали редко, кто же свое имущество будет уничтожать? Если раба случайно запарывали досмерти, то ничего, бывает. В любом случае виноват черный. Пороли же за дело, и по закону.

В таких условиях негры замыкались в пределах своей негритянской диаспоры. Свои традиции, своя культура и даже свой язык, так называемый «Эбоникс». Он представлял из себя смесь Английского и различных негритянских наречий. Это примерно как у нас «Э-эй зачэм так дэрзка сказал?».

Кстати рабство держалось не только на законах, но и на христианской вере. Все приличные люди читали Библию, а там черным по белому написано про Ноя и его сыновей: Сима, Хама и Яфета. Как-то раз Ной выпил лишнего и отдыхал, по всей видимости без штанов, а Хам увидел папу в непотребстве и позвал братьев насмехаться. Братья насмехаться не стали, а папа Ной, проспавшись, сообщил, что потомки Хама будут навечно рабами рабов у братьев его. От Сима как несложно догадаться пошли - Симиты, то есть Евреи и Арабы, от Хама - Хамиты, то есть негры, а от Яфета - Яфетиды, то есть европейцы, таким образом, рабство узаконено в Библии и с точки зрения верующих американцев рабство - дело сугубо богоугодное, а кто выступал против библейских заветов, с точки зрения верующих американцев, выступал против Бога и потому заслуживал смерти.

Понятное дело, презрительное отношение к неграм не выветривается из сознания нации веками. Мало чем можно обидеть негра сильней, чем, вроде бы, безобидным словом «Boy», то есть «Мальчик», а негритянку словом «Girl», то есть, соответственно, «Девочка». Некоторым кажется, что это все всего лишь слова. Некоторые вообще воспринимают все иностранные слова как набор смешных звуков и букв. У нас за обращение к черному «Нигер», то есть черномазый, может ничего и не сделают, а вот на Западе может и влететь. Поэтому если вы видите человека, который насмехается над чересчур бурной реакцией на такие слова, знаете, перед вами - интеллектуал.

Кстати, именно южные штаты составляли экономическую основу тогдашних США, а когда южные штаты задумали прекратить поддерживать северные штаты своими деньгами - немедленно случилась гражданская война. Которая была из-за денег, а вовсе не из-за освобождения негров от рабства.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

История отмены рабства в Соединенных Штатах Америки

Замечание 1

Рабство в Соединенных Штатах Америки было отменено 19 июня 1862 года. Президент Авраам Линкольн подписал соответствующий закон, который запрещал любые формы эксплуатации и рабовладения на территории страны.

Для того, чтобы сделать всех жителей Американского континента свободными, требовалось выполнение всего лишь одного условия: закон должен был не только существовать, но также и эффективно работать. При этом американцы столкнулись с другим, не менее жестоким испытанием. В этот период в Соединенных Штатах Америки шла Гражданская война, которая как раз и разразилась по данному поводу.

Безусловно, к предпосылкам Гражданской войны нельзя отнести лишь противоречия, возникшие между Севером и Югом по поводу рабства, ее причины крылись гораздо глубже. Но при этом вопрос рабства все же оставался наиболее острым и актуальным именно в тот период. На Севере бурно развивалось промышленное производство, где работали преимущественно белые эмигранты. Что касается южной части, то там развивалось сельское хозяйство. На плантациях трудились именно рабы, что делало Юг более рабовладельческой территорией. Таким образом, возникли многочисленные вопросы в области налогов и юриспруденции, и с каждым годом они становились все актуальнее и серьезнее. Логично отметить, что появилась серьезная угроза того, что в рамках одного государства южные и северные штаты попросту не смогут сотрудничать друг с другом в связи с вышеизложенными противоречиями.

Когда к власти пришел Авраам Линкольн, началось множества сецессионных процессов. Южные штаты заявили, что они выходят из состава государства и будут осуществлять автономную деятельность в рамках уже установленного и привычного порядка, а значит речи об отмене рабства не могло быть. В итоге, о своей независимости заявили 11 штатов, которые заняли практически 40% от всей территории Соединенных Штатов Америки, но даже при этом они оказались в меньшинстве, хотя опасались этого больше всего.

Отмене рабства в США предшествовал выход нескольких значимых документов:

  • 1863 год – вступает в силу так называемая «Прокламация об освобождении», действующая в отношении рабов. Она была подписана Линкольном, состояла не из одного, а из двух отдельных указов, которые объявляли свободными рабов на всей территории Юга. Второй документ также выделил отдельно 10 штатов, на территории которых вводилось особое положение по отмене рабства;
  • 1865 год – выпуск 13 поправки к Конституции Соединенных Штатов Америки. Она запрещала рабство и принудительный труд по всей территории штатов. Но с ней возникли заметные проблемы. Ратификация затянулась на многие годы, и последним ее ратифицировал штат Миссисипи, что произошло лишь в 2013 году. Таким образом, неформально рабство существовало в Америке и в 21 веке, некоторые люди, зная об этом, пользовались подобными вещами, не боясь быть наказанными.

Жизнь в Соединенных Штатах Америки без рабства

Современные Соединенные Штаты Америки – это сверхдержава, которая признана во всем мире как наиболее развитая и продвинутая страна. Тем не менее, пережитки прошлого, проблемы чернокожего и белокожего населения до сих пор сотрясают жизни американцев. Мы нередко можем видеть в средствах массовой информации новости о потасовках между белокожим и чернокожим населением.

Жизнь чернокожих в Америке также очень разная: некоторые доказали, что цвет кожи не может повлиять на их состояние и статус в обществе. Это известные актеры, телеведущие, бизнесмены и политики. Чего стоит пример бывшего президента США Барака Обамы, который стал первым чернокожим правителем в Соединенных Штатах Америки. Он боролся за равенство населения, за равный доступ к благам и услугам, а также за подавление национализма и расизма. Его политика возымела успех, президента полюбили. Отношение к чернокожим также стало более лояльным. Но статистика по-прежнему указывает на то, что проблема остается проблемой, и решать ее нужно не на политическом уровне: решение кроется в том, чтобы изменить мировоззрение самих американцев друг к другу.

Гетто, неблагополучные районы, трудоустройство чернокожих на далеко не самую престижную работу – все это остается реалиями Соединенных Штатов Америки. Отсюда и негативное отношение самих чернокожих к белокожим американцам, которые негласно продолжают соревноваться за то, кто же все-таки достойнее тех благ и ресурсов, которыми располагает американское общество.

Замечание 2

Расовая сегрегация – одна из наиболее актуальных проблем, которая существует в США. Она выражается в отделении белого населения от иных этнонациональных групп. Главным образом, отделяются именно чернокожие и индейцы, с которыми белокожее население находится в постоянном конфликте.

Сегрегация осуществляется через различные социальные преграды. Во-первых, это раздельное обучение чернокожего и белокожего населения, во-вторых, сегрегация выражается в разграничении посадочных мест. Практика показывает, что белые в общественном транспорте всегда занимают передние места, а чернокожие преимущественно сидят сзади. Все это прививается американскому обществу с самого раннего возраста. Ребенку рассказывают разные истории, где фигурирует злой чернокожий и добрый белокожий человек.

Безусловно, бороться с сегрегацией необходимо на двух уровнях:

  • Первый уровень – ведение активной государственной социальной политики, которая предполагает снижение уровня разделения, а также размытие границ между населением лишь по признаку расовой и национальной принадлежности.
  • Второй уровень – воспитание, изменение сознания самих жителей на уровне социализации. Следует перестать жить по стереотипам и осознать, что лишь в сотрудничестве друг с другом возможно создание действительно сильной нации, которая будет противостоять всем вызовам современности.

Замечание 3

Впрочем, этот призыв должен относиться не только к американцам, но и к другим обществам, существующим в современном мире и сталкивающимся с проблемами расовой идентификации, сегрегации и преследования по национальному, расовому признаку.

18 декабря в 1865 году в США в силу вступила XIII поправка Американской конституции, отменившая рабство. Инициатором стал 16 президент Америки Авраам Линкольн. Закончился почти 250-летний период, который остался кровавым пятном в истории страны

История рабства в Новом Свете началась еще в начале 17 века. Именно тогда в 1619 году в Америку впервые африканские рабы были завезены в британскую колонию «Виргиния». На новых территориях разворачивались масштабные сельскохозяйственные работы, которые требовали большое количество рабочей силы.

Местное население – индейцы, отказывались работать на европейских захватчиков и работников попросту не хватало. Но европейцы нашли выход из сложившейся ситуации. В это время народы Африки все еще находились на стадии родового строя и имели очень сильную техническую отсталость от современного мира, что позволило с легкостью их захватить. Коренных жителей африканского континента насильно сажали на корабли и отправляли в северную Америку.

Но это был не единственный источник рабской силы. Существовали и так называемые «белые рабы», преступники из стран Европы, которых в наказание отправляли работать на новый континент, но их часть была незначительна.

Уже в первой половине 19 века экономика США была, по большей степени, основана на рабском труде. Только за период с 16 по 19 век в Америку было ввезено более 12 миллионов африканских рабов.

Использование рабов-африканцев имело большую выгоду для плантаторов. Негры лучше европейцев приспособлены к жаркому климату. Также из-за того, что их вывозили на другой континент, у них не было возможности сбежать на родину.

К середине 19 века положение рабов стало еще хуже. 18 сентября 1850 года Конгресс США принял закон «О беглых рабах». По нему жители всех штатов были обязаны принимать участие в поимке беглецов. За неповиновение этому закону устанавливалось жесткое наказание. Практически во всех южных штатах появились специальные люди, которые занимались поиском беглых рабов и получали поддержку населения. Всех пойманных негров возвращали обратно рабовладельцу. Удивительно, что беглым рабом человека мог назвать любой, заявивший об этом под присягой.

В начале второй половины XIX века из 19-миллионого населения Америки, аж четыре миллиона были рабами. В это время, в 1860 году 16-м президентом становится национальный герой Америки и освободителем американских рабов Авраам Линкольн.

Именно с его приходом к власти началась эпоха перемен. В это время к пику напряжения подходят отношения между Северными и Южными штатами, которое вылилось в четырехлетнюю Гражданскую войну (1861-1865). Причинами послужили различные пути развития регионов. Практически каждый штат вел самостоятельную политику. Север пошел по пути капитализма, а Юг остался на пути рабства и аграрного хозяйства.

На Север США стремились приехать большинство иммигрантов и предпринимателей, так как там были сосредоточены большинство фабрик и заводов . Юг же получил огромные свободные территории после американо-мексиканской войны, с благоприятным для земледелия климатом, на которые требовалась бесплатная рабочая сила.

Стоит отметить, что изначальной целью войны была не отмена рабства, а восстановление союза всех штатов. Но уже к концу войны Линкольн понимает, что без отмены рабства это невозможно. Причем делать это нужно не постепенно, а радикальными методами.

Подготовка к отмене рабства велась практически весь 1862-ой год и 30 декабря президент подписал «Прокламацию об освобождение рабов», по ней африканцы проживающие на территориях находящихся в состояние мятежа «отныне и навечно» свободны. Именно это прокламация и послужила своеобразным толчком к принятию 13 поправки американской конституции, которая полностью отменила рабство в США. После этого в войска Севера вступили более 180 тысяч освобожденных рабов.

XIII поправка конституции была принята 31 января 1865 года, спустя почти 60 лет после предыдущей. Но окончательно она вступила в силу 18 декабря 1865 года, после того как прошла ратификацию всеми штатами.

Поправка полностью запрещала рабство. Также принудительный труд теперь можно было использовать только как наказание за преступление.

Интересно, что не все штаты приняли эту поправку. Например, штат Кентукки принял поправку лишь в 1976 году, а в штате Миссисипи ее ратифицировали только в 2013 году, после выхода фильма «Линкольн».