Монастырь | |
Монастырь Святого Неофита | |
---|---|
Ιερά Μονή Αγίου Νεοφύτου | |
34°50′48″ с. ш. 32°26′46″ в. д. H G Я O L | |
Страна | Кипр Кипр |
Посёлок | Тала |
Конфессия | Кипрская православная церковь |
Епархия | ставропигиальный монастырь |
Тип | мужской |
Основатель | монах Неофит Затворник |
Дата основания | XII век |
Статус | действующий монастырь Кипрской православной церкви |
Монастырь Святого Неофита на Викискладе |
Монастырь Святого Неофита был основан в XII веке монахом Неофитом Затворником . Монастырь находится на высоте 412 м над уровнем моря, в 10 км к западу от города Пафос .
История
Сведения об основателе монастыря, святом Неофите, носят скорее легендарный характер. В молодости Неофит стал послушником монастыря Святого Иоанна Златоуста на севере острова, стремился стать отшельником, но не получал у настоятеля монастыря разрешения на это из-за своего молодого возраста, совершал паломничества. Получив откровение, монах Неофит вернулся на Кипр и начал жить в горах возле источника реки в 9 км от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он впервые зашёл в пещеру Энклистра, которую выбрал для своего подвижничества .
На протяжении долгого времени монах Неофит без устали работал, вручную увеличивая пещеру, разбивая камень за камнем. В 1160 году работы закончились. Монах-отшельник закрыл все входы в пещеру, оставив только вход со стороны юга. В пещере монах сделал стену, разделив пространство на 2 части. В глубине пещеры Неофитос сделал келью с приготовленной для себя могилой, а возле выхода из пещеры сделал из мраморной плиты святой престол. своё отшельническое жилище он посвятил Святому Кресту .
В начале 1166 года епископ Пафский Василий (Киннамос) предложил Неофиту принять священнический сан и взять себе в помощники учеников. Четыре года Неофит не давал согласия, но в конце концов «сдался». Начиная с 1170 года, его жилище постепенно превращается в скит с небольшим числом братии, а затем и в монастырь, живущий идеалами отшельничества. В результате в скале появились новые монашеские кельи. Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря .
Но жизнь всё более разраставшегося монастыря казалась ему слишком суетной, и в 1197 году он выкопал высоко над скитом новую келью и дал ей название «Новый Сион», там он и поселился. Наконец он высек в скале собственную могилу и завещал не трогать её до наступления
«Поехали к Неофиту» - так нередко говорят жители , решившие погожим воскресным днем съездить в горы, в древний монастырь, словно собрались в гости к доброму знакомому. Отчасти это так и есть: у Бога все живы, и души святых, с радостью принимают всех, кто приходит к ним с миром и молитвой.
В выходные дни в монастыре святого Неофита всегда людно: киприоты приезжают большими семьями, много молодежи, и нет-нет, да мелькнет повязанный на голову женский платок – отличительный признак паломников из России.
Дорога к монастырю
Добраться до монастыря очень просто. Выехав на дорогу, ведущую от Пафоса в Полис, буквально через несколько километров от города будет указатель Agios Neofytos 4 km. Сворачиваете налево и проезжаете мимо фешенебельной деревни Tala, где живет много русских семей.
Отсюда открывается замечательный вид на море с высоты птичьего полета, и остается по-доброму завидовать обладателям местных вилл, прилепившихся к террасам на крутых горных склонах.
Дорога поднимается выше, и вскоре упирается в большую парковку, сокрытую под кронами хвойных деревьев. Здесь царит идеальный порядок: аккуратно размечены места стоянки авто, а цветные таблички помогают сориентироваться на месте. Мы поднимаемся вверх – наша цель пещера в отвесном горном склоне, которую святой облюбовал для незаметного и вместе с тем великого монашеского подвига.
История
«Неофит» - в переводе с греческого буквально «молодая поросль» - новообращенный, недавно уверовавший. Св. Неофит родился в 1134 году в большой бедной крестьянской семье, жившей на Кипре в местечке .
Когда сыну исполнилось восемнадцать, родители решили женить его, но у юноши было желание посвятить себя Богу и стать монахом. Неофит тайно уходит из дома… Много препятствий пришлось преодолеть молодому подвижнику. Как беглеца юношу взяли под стражу в порту кипрской столицы Пафоса (библейского города Паф).
Неофит мечтал попасть в одну из монашеских общин в Малой Азии, однако ему суждено было совершить свой подвиг на Родине. По ходатайству верующих людей юношу освободили, и Неофит, лишившись всех денег, нашел убежище недалеко от города – в горах. Это была небольшая пещера, к которой мы направляемся.
Келья святого Неофита
Проходим через ворота мимо обычно пустующей стойки ресепшн, идем мимо основных, более поздних, построек монастыря. Впереди показались пещеры – здесь и подвизался много лет молодой подвижник. У пожилого киприота, сидящего в маленькой будке, покупаем билеты. Их надо сохранить, по этим же билетам мы позже войдем в монастырский музей.
Начинаем осмотр с первой пещеры, в которой был организован храм.
Церковь была украшена фресками в 1183 году. Однако первоначальные изображения до нас не дошли.
Фрески, украшающие храм сегодня, были сделаны после 1214 года. Некоторые датируются 1503 годом. К ним принадлежат сцены Страстей Христовых, начинающиеся с юго-западного угла в верхней части стены и продолжающиеся по всей западной и южной стороне: «Тайная Вечеря», «Омовение Ног», «Гефсиманское Моление», «Предательство Иуды», «Христос перед Пилатом», «Путь на Голгофу», «Распятие», «Снятие с Креста».
Выход на улицу. Невольно приходится поклониться, дверной проем высотой не более полутора метров. И потрясающая панорама!
Более 10 лет святой жил в своей каменной келье в полном одиночестве, возвышаясь над миром силой молитвы и ценой невероятного аскетического подвига. Рост монастыря начинается с 1170 года, когда святой Неофит был рукоположен в сан священника и по просьбе правящего архиерея взял на воспитание одного ученика, которых вскоре стало много больше.
Святой Неофит умер в 1219 году.
Монастырь
Мы покидаем келью и идем обратно – к основному монастырскому комплексу, здесь расположен храм, монашеские кельи и музей.
Главная церковь монастыря была построена уже в начале XVI века. Храм посвящен Пресвятой Богородице, это и определило основную тему росписи.
Вскоре после строительства вся церковь была украшена фресками, однако до наших дней сохранилась лишь их незначительная часть. Виной тому стало землетрясение 1577 года, а также период турецкого владычества.
Вскоре после завоевания Кипра турками в 1585 году монастырь был продан, а монахи изгнаны. Возродилась обитель при игумене Афанасии, ставшем настоятелем монастыря в 1746 году. Тогда же произошло очень важное событие: обретение мощей святого Неофита.
Мощи были перенесены в главный храм обители, где и пребывают до настоящего времени. Каждый желающий имеет возможность приложиться к ним с верой и молитвой.
Мы выходим из храма в уютный монастырский дворик. Можно присесть на скамейку и насладиться тишиной и каким-то неземным умиротворением.
Музей
Лестница у восточного крыла монастыря ведет вниз, мы входим в музей.
Все экспонаты снабжены табличками – кто изображен на иконе, примерная дата написания. Есть здесь древние иконы, относящиеся к 12 веку.
В экспозиции представлено несколько Евангелий, а также фрагменты рукописей, датируемых 12-13 веками. Древнейшая рукопись в экспозиции Музея - это часть папируса размером 15 х 13 см, датированная 6-м веком.
Отдельного внимания заслуживает книга, куда записывались имена жертвователей. Здесь много русских имен: паломники из России были желанными гостями и оставляли в дар монастырю немалые деньги.
В последнем зале музея представлены гончарные изделия, относящиеся к IX–V векам до н. э. Дух захватывает от прикосновения к такой древности. Лишний раз вспоминаешь, что находишься в «центре земли», месте, где испокон веков пересекались важнейшие торговые и транспортные пути старого света…
Мы покидаем гостеприимный монастырь, купив спелых мандаринов у местного торговца. Мы обязательно вернемся сюда еще, чтобы развеять печаль, посетившую сердце, либо, напротив, поблагодарить Бога за очередной подарок.
Епископ Пафоса Василий (Киннамос) в 1166 году предлагает Неофиту принять сан священника и набрать учеников. Четыре года «держался» Неофит, но все-таки уступил. С 1170 года пещера превращается в скит, а затем и мужской монастырь. Устав обители пишет сам Неофит в 1187 году.
Желание уединиться, остаться сам на сам с Богом не покидала отшельника. В 1197 году в скале, высоко от остальных келий, Неофит прорубал себе келью, назвал ее «Новый Сион». Там он и жил. В скале отшельник высек могилу себе. По его завещанию, ее нельзя трогать до прихода Страшного суда.
Более 60 лет из 90 он прожил в келье. Брал у соседних епархий книги, изучал духовные сочинения, писал свои. Последняя редакция устава, «Завещание», было им написано в 1214 году.
Умер затворник в 1224 году. После себя оставил не только монастырь, но писательское наследие. Сборник его 9 творений издан монастырем. Называется пятитомник "Творения преподобного Неофита Затворника". Им написано 16 книг, 9 из них найдены за пределами острова. В 1503 году восстанавливается часть фресок, созданный Неофитом в гротах.
В начале 16 века строится главный храм при монастыре, его освящают в честь Пресвятой Богородицы.
Турки разграбили обитель в 1570 году. В 1631 году, по ходатайству игумена Леонтия I, от Священного Синода Константинопольского Патриархата монастырь получает грамоту, в которой обитель Неофита признавалась независимой. Восстановление монастыря происходит с середины 18 века.
В 1756 году обнаружены мощи Неофита. Они были перенесены в главную церковь монастыря. В 1779 году в Венеции издается две службы и «Завещание» Неофита.
Среди обитателей монастыря были герои. Клирик обители игумен Иоаким в 1821 году был арестован турками, пребывал в никосийской темнице. Отказавшись принять ислам, был казнен турками.
Игумен-подвижник Иаков Мирианф избавил обитель от долгов, внеся свои средства, соорудил оросительный канал в Анатолике. Монастырские поля получили воду, что увеличило урожай. При нем в 1918 году введен в действие новый устав монастыря.
При игумене Хризостоме монахи переходят с сельскохозяйственных работ на предоставление услуг. Здание монастыря становится административный центром обители. Братия проживала в построенном братском корпусе.
Ныне действующий игумен монастыря Леонтий с 1978 года принимает новый устав обители (по которому живут и ныне монахи). Он ратует за восстановление зданий обители, за реставрацию рукописей, древних святынь, икон.
Администрация переносится на другой участок, купленный монастырем в Пафосе. Под его руководством реализовывается ряд культурных программ, направленных на знакомство туристов с достопримечательностями обители, созданы автомобильные парковки для посетителей, гостевые комнаты для приезжающих на экскурсию мирян.
В настоящее время здесь проживает 10 иноков.
28 сентября, в день святого Неофита все, паломники и туристы, стараются попасть в монастырь, дабы почтить память великого святого.
Родился в 1134 году в деревне Левкара на Кипре. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он в возрасте восемнадцати лет поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди.
Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158) года он прибыл паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».
Получив откровение, он возвратился на родину, и нашел приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью с приготовленной могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту.
Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика. В 1170 году епископом Пафским Василием Киннамом (1166–1205) преподобный отец был рукоположен в сан священника. Начиная с этого времени жилище отшельника постепенно стало превращаться в скит с небольшим числом братии, а затем – в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества.
Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря. Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий – Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным - в обители Куцувенди Неофит получил только начальное, - эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра.
Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания и систематического духовного образования, которая предполагает малое число иноков.
Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1197-1199 годах он вырубил пещеру в скале над церковью Честного Креста – Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников. Тут он написал и большую часть своих книг, вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составил последнюю редакцию устава – «Завещание».
После 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств.
Энклистра святого Неофита была не только самым влиятельным монашеским центром Пафоса, но также и центром церковного искусства. После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. Святой Неофит почитается наиболее выдающейся фигурой кипрского монашества XII века.
Монастырь Святого Неофита расположен рядом с деревней Тала, на лесной поляне среди зелёных холмов.
Купольная базилика, построенная в начале XVI века, находится в центре монастырского двора, а вокруг неё ютятся остальные постройки, среди которых особый интерес представляет древняя пещерная обитель, вырубленная, согласно преданию, самим святым Неофитом.
Неофит родился в небольшой горной деревне Лефкара в 1134 году. Юношей он тайно покинул родительский дом, чтобы посвятить себя служению Богу, и ушёл в монастырь Святого Хрисостома, где, проявляя упорство в учении, он заслужил должность помощника ризничего. Однако желание Неофита идти дальше и дальше в своём духовном поиске привело его в Иерусалим, где монах хотел найти наставника и убежище от мирской суеты. Эти поиски не увенчались успехом, спустя некоторое время Неофит вернулся на Кипр, и, в конце концов, отыскал для себя уединённую пещеру в горном районе Пафоса, вырубил в ней каменную скамью для работы и сна, а в восточной стене кельи подготовил для себя гробницу, в которой его впоследствии и похоронили.
Пока Неофит жил в своей пещерной келье, он трудился над созданием монастыря. Он построил алтарь и неф, соединив их со своим жилищем, а чуть позднее появилась и трапезная. Новую обитель освятили именем Святого Креста. Кроме того, отшельник вкропил в деревянный крест храма частицу обретённого им Истинного Креста (до наших дней дошёл только сам крест, а чудотворная частица была утрачена).
Со временем слухи о новой обители и отшельнике, её основавшем, распространились по всей округе, и в монастырь потянулись ученики. Епископ Василий Киннамос посвятил Неофита в церковный сан и убедил его взять послушников. Художник Теодор Ансевдис расписал фресками келью отшельника и Святилище, а трапезная и неф были украшены спустя 30 лет другим художником (стилистические различия росписей можно заметить невооружённым глазом).
Одна из фресок Теодора Апсевдиса изображает самого святого Неофита у ног восседающего на троне Христа. Роспись на потолке Святилища, созданная рукой того же художника, изображает монаха Неофита в ангельском облачении в окружении архангелов Михаила и Гавриила, готовых сопровождать святого на праведный суд Христа Вседержителя.
Как указано в книге Неофита «Ритуал Таинств», он хотел, чтобы его похоронили в гробу, который он заранее сколотил своими руками, а сам гроб замуровали в склепе в стене кельи. Затем стену, за которой скрывался склеп, надлежало украсить росписями, чтобы ничто не указывало на то, что там скрыто место захоронения. Насельники монастыря в точности исполнили пожелание Неофита после его смерти, и со временем все позабыли отшельника и его могилу. Спустя годы, в 1735 году, монах и путешественник Василий Григорович-Барский с сожалением писал в своих заметках, что место захоронения основателя монастыря Святого Неофита до сих пор не обнаружено. А через 21 год, когда настоятелем монастыря был Афанасий, могилу и мощи святого нашли и переместили в главную церковь монастыря, где они сохраняются по сей день.
Неофит, научившийся читать и писать лишь в 18 лет, считается самым плодотворным византийским писателем XII столетия. Некоторые его труды были изданы в Венеции при архиепископе Киприане, а рукопись «Ритуал Таинств» с пометками автора находится в библиотеке университета Эдинбурга.
За свою долгую историю монастырь Святого Неофита пережил несколько взлётов и падений. Важную роль в его развитии сыграло то, что в первой половине XVII века он получил статус ставропигиального, давший обители независимость и самоуправление.
Главная пещерная церковь, посвящённая Пресвятой Богородице, была построена к востоку от пещерного скита в XVI веке. Сегодня это базилика с нартексом, колоннами и полукруглыми арками, увенчанная шестиметровым куполом. На мраморном полу храма можно увидеть двуглавого орла - символ Византийской империи.
Часть древних фресок в алтаре и на сводах боковых приделов храма сохранилась до наших дней. В конце апсиды в Святилище храма можно увидеть традиционное изображение Богоматери Одигитрии, сцену «Причащение Апостолов» и фронтальные образы Отцов Церкви. В полукруглой башне слева от апсиды помещены мощи святого мученика Стефана.
Стефан жил во времена становления христианства, и был выбран одним из семи помощников апостолов. Иудеи возненавидели юношу и однажды, во время проповеди, схватили его и привели в суд, обвинив в оскорблении Бога и пророка Моисея. По ложному обвинению Стефан был убит.
На софите первой арки южной колоннады храма сохранилась ещё одна древняя фреска, изображающая преподобного Алексия, который, покинув родителей и жену, в течение 17 лет просил милостыню при храме Пресвятой Богородицы в Эдессе. Однажды Алексий решил отправиться на корабле на родину святого апостола Павла. Судно, на котором он плыл, сбилось с курса и пристало к берегу неподалёку от Рима и Алексий, узрев в этом божий замысел, вернулся в отчий дом, где его, по прошествии стольких лет, никто не узнал. Правда о происхождении Алексия выяснилась в день его смерти: лик святого сиял чудесным светом, а в руке его был зажат свиток, содержащий подробное описание всей его жизни.
Резной трёхъярусный иконостас занимает всю ширину нефов и почти полностью загораживает алтарное пространство. По две стороны от Царских Врат расположены иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (XVI век), а также иконы Святого Неофита авторства Иоанна Корнаро и образ Иоанна Крестителя, а праздничный ряд включает в себя 26 сюжетов из жизни Иисуса и Богородицы. В центре верхнего ряда иконостаса можно увидеть фресковую композицию «Деисус», на которой изображены Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель, молящиеся о прощении грехов человеческих (авторство Иосифа Хуриоса указано на обратной стороне иконы).
Также посетители храма могут посмотреть на серебряную раку, в которой хранится череп кипрского святого и украшенный ажурной резьбой саркофаг с мощами святого отшельника Неофита.
В музее, расположенном в восточной части монастырского комплекса, представлены церковные книги и утварь, рукописи Неофита, мощехранительницы, канделябры, редкие иконы XII века и многое другое.
Белокаменный монастырский комплекс живописно смотрится на фоне зелёных холмов. В трапезной обители висит большая фреска Тайной Вечери, написанная современными русскими художниками, а гостевую комнату украшает мозаика: её сюжет повторяет роспись в келье святого отшельника, именем которого назван монастырь.