Социально-психологические особенности любви и дружбы. От дружбы к любви психология Психология отношений любовь дружба доверие

В мире существует столько прекрасных вещей, столько позитивных эмоций и чувств, что иногда в них можно просто запутаться. Любовь и дружба – какая разница между ними и существует ли она вообще, если говорить о дружбе межу мужчиной и женщиной? А может быть, дружба – это то близкое чувство, которое женщина испытывает к женщине, а любовь – чувство, испытываемое к мужчине? Тогда дружбы между мужчиной и женщиной просто не существует? Так ли это на самом деле, попробуем разобраться и разложить все «по полочкам».

Итак, умеем ли мы дружить? «Что за вопрос!» – возмутятся многие, – «Конечно, умеем! Какое – такое особое умение для этого необходимо? У каждого из нас есть друзья». И будут неправы, потому что включают в понятие дружба совсем не то, что она собой представляет в действительности. Зачастую друзьями мы называем приятелей или хороших знакомых, с которыми общаемся длительное время. Мы перезваниваемся с ними, интересуемся их делами, встречаемся иногда, собираемся за одним столом в праздники и иной раз делимся своими переживаниями и радостями.

Но психологи утверждают, что это нельзя назвать дружбой. Психология дружбы подразумевает потребность регулярного общения с конкретным человеком, потребность, равносильную голоду. Друг необходим нам, как воздух, и в беде, и в радости, и просто в повседневной жизни. И эта потребность очень напоминает другое чувство – чувство любви. Может быть, эти чувства идентичны? Но, увы, это не так. Бывает ли вообще настоящая дружба? Можно ли встретить настолько близкого тебе человека, чтобы почувствовать, что он тебе нужен по-настоящему? Можно ли удержать эти отношения и не потерять дружбу?

Рано или поздно в жизни появляется такой человек, потребность в котором существует всегда, и это психологическая потребность. Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас – это люди, способные помочь в том или ином вопросе или те, с кем можно неплохо провести время. Так же относятся к нам люди, называющие нас друзьями. На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, «друзья» куда-то испаряются, до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому.

Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную. И мы начинаем вообще забывать о самом понятии дружба. И напрасно. Что значит настоящая дружба? Любовь и дружба спасает человека от одиночества во все времена. Сегодня мы окончательно можем лишиться одного из самых надёжных средств человеческого общения – умения дружить. Лишаясь умения дружить, вероятно, можно разучиться и любить, если эти понятия так близки. Об этом умении и о том, что такое любовь, а что такое дружба с точки зрения психологии, мы сегодня и поговорим.

Что значит «дружба»?

Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии дружба? Если говорить по-научному, то дружба – это бескорыстные взаимоотношения, личностные, между людьми, которые базируются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Истинная дружба – это не просто общение за чашечкой кофе. Признаки настоящей дружбы выражаются в том, что друг всегда рядом – плохо ли нам, хорошо ли…

У каждого ли человека есть такие друзья? Увы, нет. И каждый ли из нас сам может быть таким другом? Тоже «увы», и тоже «нет». Мы залезли в жесткие коконы и разучились искренне радоваться чьим-то успехам и так же искренне сопереживать их неудачам. И касается это, к великому сожалению, не только чужих людей, но и тех, кто нам близок.

А ведь именно с теми, кого мы любим, нам так нужно уметь дружить! Потому что отсутствие этого умения порождает массу разногласий, способствующих появлению отчуждения между любящими людьми и причиняющих им душевную боль. Как раз неумение супругов дружить, а не якобы ушедшая в небытие любовь, и является причиной многих разводов. Не зря же говорят, что самая лучшая жена – это и подруга, и любимая. Любовь – дружба, пропитанная страстью и желанием. Если нет между мужчиной и женщиной дружбы, то и никакой любви быть не может, это, скорее всего, только страсть, влюбленность или половое влечение.

Что означает настоящая дружба? Уверенность в завтрашнем дне; она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его – теплее, интереснее и многограннее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению. Одним словом, дружба имеет очень большое значение в нашей жизни, но мы, к сожалению, в большинстве своём не принимаем это во внимание. Мы не осознаём, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надежные друзья. А если между супругами, кроме любви, существует ещё и дружба, любые возникающие в браке конфликты можно без труда ликвидировать.

Так что же важнее – любовь или дружба? Вопрос совершенно некорректный, потому что говоря о семье, нельзя говорить об одном из этих чувств, так как они сильно взаимосвязаны. Только если присутствует дружба, то и присутствует настоящая любовь. Разве можно искренне и по-настоящему любить человека и не понимать его, не поддерживать, не быть ему другом? Конечно, нет! Иногда можно услышать фразу «Я его (ее) совсем не понимаю!», но эта фраза остается только набором слов, ведь не понимать можно человека, которого не знаешь, который чужой тебе, а любимых понимают всегда.

Как же научиться дружить по-настоящему? Что собой представляет психология этих чувств? Должна ли между близкими людьми существовать любовь или дружба, понимание и поддержка?

Умение дружить и любить в браке

Многие из нас привыкли считать, что для счастливого брака необходима любовь. Между тем это не совсем так. Любовь в чистом виде – чувство спонтанное, импульсивное и неуправляемое. Нередко именно любовь и является поводом для всевозможных раздоров между супругами и даже причиной разрыва между ними, если она не подкреплена настоящей дружбой. Почему?

Потому что мы не умеем контролировать вспышки чувств, если они основаны только на любви. И любовь нередко приводит в состояние аффекта и лишает человека способности к здравомыслию. А вот когда она сопровождается дружбой, контроль не только возможен, – он происходит произвольно, без малейшего внутреннего напряжения. К другу мы обычно снисходительны, поэтому многие, острые в исключительно любовных отношениях, углы сглаживаются или вовсе обходятся стороной. Вот именно потому между любимыми, кроме чувства страсти и притяжения друг к другу, должна быть и дружба, только тогда такие чувства можно назвать настоящей любовью.

Умение дружить мужчине и женщине, будучи любимыми, – дело непростое. Однако научиться ему, если мы хотим быть счастливыми, нужно. Иначе нам не миновать ссор и раздоров, мотивом для которых будут, в сущности, пустяки. Чтобы супруги или любимые стали друзьями, им прежде всего надо воспитать в самих себе стремление к добровольному самопожертвованию ради своей половинки. Нравственные ценности дружбы, любви, семьи вообще предполагают способность к самопожертвованию. Однако мы в большинстве своём стремимся больше получать, чем отдавать. Это стандартное состояние нормального человека, изменить которое, на первый взгляд, довольно трудно.

Но это только на первый взгляд. Уж если основная часть из нас эгоистична, то давайте же, ради того, чтобы в семье водилась дружба, будем поступать в угоду себе. А для этого вспомним об эффекте бумеранга и о том, что все, что мы отдаем, потом возвращается к нам сторицей. Отдадим своему спутнику жизни тепло, участие, заботу и понимание, и в итоге получим то же самое и от него. Ну а если не получим, значит, брак был ошибкой. И тепло, участие и забота вернутся к нам через другого человека.

В целом же неспособность мужа и жены к дружбе медленно, но верно подтачивает основы любого брачного союза, даже если создавался он на основе искренней и глубокой любви. В психологии любви и дружбы есть разница. Чрезмерно любящие люди теряют возможность трезво оценивать свою роль в семье. Они пребывают в состоянии, аналогичном болезни, максимально сконцентрированы друг на друге и не могут адекватно воспринимать действительность. Провести всю жизнь в подобном состоянии невозможно. Рано или поздно оно проходит, и опустевшее место приходит разочарование и досада, если людей ничего не связывает. Итог – отчуждение, потеря интереса к семье, к отношениям, поиск его на стороне. Чувства любви и дружбы тесно переплетаются в идеальных отношениях мужчины и женщины.

В семьях же с признаками настоящей дружбы между мужем и женой возникновение такой ситуации практически невозможно. В дружбе не бывает пресыщения. Наоборот, с течением времени она становится крепче и надежнее. Брачный союз, базирующийся на многолетней дружбе, подобен отлаженному механизму, работающему без сбоев. Развод для такой семьи почти нереален – даже если в силу каких-то причин супруги и разойдутся в разные стороны, дружба вновь объединит их. Вот именно поэтому нельзя сказать, что важнее – дружба или любовь. Любовь – это огонь, а дружба – это топливо, которое его поддерживает и не дает ему угаснуть.

Чтобы в семьях водилась дружба, людям, намеревающимся создать брачный союз, следует быть готовыми к тому, что рано или поздно у супругов обнаружится несходство убеждений, привычек, характеров. На этой почве возникает много споров и ссор, которые нередко приводят к полному краху брака. А ведь это беда, как ни крути. Так что же, вступать в брак, заведомо обрекая себя на беду? Вряд ли кто-то этого хочет. Все мы стремимся к покою и защищённости в семье, и подарить их нам может только истинная дружба. Дружные супруги инстинктивно уступают друг другу во всём, снисходительно относятся к требованиям своей половинки, рефлекторно ей уступая. Они живут согласно истинным нравственным ценностям дружбы любви семьи: взаимному доверию, способности к самопожертвованию, доброте.

В таких гармоничных семьях не возникает вопрос, кто первый шагнёт к примирению после каких-то раздоров. Эти раздоры просто не длятся долго и носят характер некой игры, столь необходимой в семейных отношениях. Поэтому примирение после них не является проблемой – мириться начинает тот, кто в данный момент оказался мудрей. Подобная пара самодостаточна, и каждый в ней постоянно испытывает насущную потребность в другом. Это, конечно же, существенно ослабляет тягу супругов к общению с другими людьми порознь друг от друга. А что может быть лучше стремления домой, к своей половинке, из любой, даже очень привлекательной и интересной компании людей?

Вывод: для хорошего и крепкого брачного союза необходима дружба между мужем и женой. Мы, к сожалению, создавая семью, не только не учитываем этот факт – мы его совершенно отвергаем, обрекая, таким образом, самих же себя на долгие мучения из-за вечных семейных конфликтов. В обществе существует стереотип семьи, в которой муж и жена едва ли не первые враги. И каждый из них на протяжении долгих лет всё время пытается что-то доказать другому, и каждый неправ, и каждый несчастлив. Развод же практически ничего не меняет, потому что, создавая другую семью, бывшие муж и жена автоматически будут строить взаимоотношения в соответствии с моделью прежней семьи.

Нынешние семьи зачастую базируются на принципе, кто кого под себя подомнёт. «Он (она) у меня по струнке будет ходить!» – восклицают потенциальные муж и жена в ответ на вопрос, как они собираются строить семейные отношения. Но ведь мы не выбираем себе в супруги негодяев, а в жёны – отвратительных по характеру девушек! Откуда же намерения стать жестоким надсмотрщиком, а не верным другом, которому можно довериться всегда и во всём? Ведь старая поговорка «Муж и жена – одна сатана» возникла не на пустом месте. Она основана на вековом опыте и подразумевает не что иное, как крепкую и надёжную дружбу.

Так что никакой любви без дружбы в отношениях быть долго не может, влюбленность – да, но не любовь. Так как любовь без дружбы – это как человек без рук. Так давайте же научимся дружить со своими половинками и станем создавать браки, которые с годами будут становиться всё крепче, а искренние чувства станут основными принципами семейного счастья.

Обсуждение 2

Похожие материалы

Определение 1

Традиционно (начиная со времен Аристотеля), дружба характеризуется высоко индивидуализированными и свободными от налета эротики отношениями между людьми. Эти отношения устойчивы к внешним воздействиям, положительны, длительны и основаны на духовной близости (наличие общих интересов, добровольная совместная деятельность в области, интересующей дружащих). Основными условиями таких отношений является абсолютное доверие, преданность, открытость, готовность к оказанию помощи и бескорыстность.

Люди, состоящие в дружеских отношениях, получают удовольствие от того, что делают приятное другу. Поэтому у людей, поддерживающих дружбу, формируется и развивается особая мотивация - внутренняя потребность в дружбе. Именно этот смысл заложен в выражение «дружить нужно уметь». Наиболее активно мотивация дружбы развивается в детстве и юношеском возрасте - так как в этот период происходит становление характера личности, формируется его внутренний мир, самосознание, нормы морали и законы. Если человек способен дружить по-настоящему, его мировоззрение обязано включать конкретную иерархию ценностей, где на первом месте закреплено желание делать приятное другу и бескорыстно жертвовать ему блага (материальные и нематериальные).

Из этого становится понятной специфическая характеристика дружбы - высокая индивидуальная настроенность. Считается, что такое свойство исходит из того, что личность может иметь потребность жертвовать своими интересами в исключительных случаях и только ради определенного очень малого круга лиц. В то же время в массе обычных людей попадаются редкие личности, которые имеют истинно жертвенный характер. Их часто причисляют к героям и даже обожествляют, вокруг них создаются мифы и легенды, а также на основе этого пишутся книги и поэзия.

Из этого вытекает то, что схожесть уровня духовного развития и систем духовных ценностей у людей - это важное условие дружеских отношений. Очень сложно представить то, что искренние дружеские отношения могут развиться между людьми, имеющими разные представления о нормах морали, допустимости таких явлений как измена или предательство, нарушении заповедей и многого другого. При этом чувство дружбы в существенно меньшей степени зависит от различий в интеллектуальном развитии личностей. В качестве примера этому можно привести дружеские отношения взрослого и ребенка.

То, что для существования дружбы необходимы развитые духовные и интеллектуальные компоненты, дает возможность под иным углом рассмотреть такой классический вопрос, как возможность дружбы между мужчиной и женщиной. Несомненно, уровень внутренней культуры человека и уровень его интеллектуального развития, а также имеющиеся у него нормы морали, этики и нравственности предусматривают возможность дружеских отношений между людьми разного пола. Однако вопрос часто сводится к тому, способен ли, например, мужчина видеть в женщине не только человека противоположного пола, но и личность с набором перечисленных ранее категорий. То есть, хватит ли у указанного мужчины интеллектуальных, духовных, моральных и прочих приведенных качеств, чтобы раздельно воспринимать духовные и половые качества женщины.

Понятие и разновидности любви с точки зрения психологии

Дружбу от любви отличает большая рассудочность и более строгие формы взаимного поведения. Любовное чувство может проявляться в нескольких формах:

  • любовь между мужчиной и женщиной;
  • братская любовь;
  • любовь родителей и детей;
  • любовь к самому себе;
  • фанатичная любовь (например, к кумиру);
  • и многие другие формы.

Чувство любви (любая ее форма) основывается, как и дружеское чувство, на целом комплексе моральных, интеллектуальных, духовных и нравственных качеств, которые составляют основу личности и позволяют ей выделить объект любви среди множества людей.

Также психология любви и дружбы сходится в том, что основополагающей чертой и того, и другого является их мотивационная сущность. Настоящая любовь в процессе развития занимает место одной из основных внутренних (первичных) потребностей личности. Это выражается в потребности совершать бескорыстные, а часто и попросту безрассудные поступки ради объекта любви, даже несмотря на то, что они могут быть вредны совершающему их. Как и в дружеских отношениях, разные люди по-разному испытывают любовь в качестве первичной потребности совершать добро бескорыстно для объекта любви, а также приносить ему в жертву собственные цели, интересы и стремления.

Именно этот смысл вкладывается в выражение «любить дано не каждому». То есть, не каждый человек имеет способность испытывать радость в процессе отдачи другому не только материальных ценностей, но и своей жизненной энергии и силы. Помимо мотивации жертвенности, способность любить требует наличия у человека богатого, развитого внутреннего мира, высокой внутренней культуры. Наличие этого позволяет человеку давать правильную оценку своим поступкам, мыслям и намерениям. При этом любовь (как и дружба) не требует обязательного осознания. Это чувство может являться непреодолимой внутренней потребностью дарить радость.

Цитата 1

«В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь».

Эрих Фромм, психолог, философ (59:111).

В этой формулировке четко просматривается значительная грань любовного чувства: любовь - это забота о другом человеке. В русском языке понятию «любить» часто причисляют синоним «жалеть». Отсюда можно сделать вывод, что скорее всего чувства любви, милосердия, сочувствия и сострадания имеют родственные корни (по происхождению).

Определение 2

Фромм является создателем такого направления, как гуманистический психоанализ . В нем любовь в широком смысле трактуют как главный способ преодоления дисгармонии между личностью и обществом.

Цитата 2

«Дарение побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь»

Эрик Фромм.

Конечно, развитие потребности отдавать - это не простое дело, оно требует от личности наличие высокой духовной организации, высокой внутренней культуры, а также тонко организованную систему моральных норм и ценностей. Такая система имеет собственную структуру приоритетов и запретов, свои нормы дозволенного/недозволенного, условия прошения и предписания по искуплению нарушений этих норм (например, измена). При этом оба партнера, находящихся в любовных отношениях, должны интуитивно или осознанно иметь представления (сопоставимые) о том, что является изменой/предательством и какова тяжесть у этих нарушений в конкретных ситуациях. На фоне этого нет ничего удивительного в этой формулировке: «в любви один любит, а другой только позволяет любить себя».

Представление о любовном чувстве как о сложной иерархической системе (которая перестраивается в зависимости от обстоятельств) отношений, приоритетов/запретов, критериев в эмоционально-когнитивной сфере позволяет рассмотреть различные виды любви.

Пример 1

Например, становится ясно, что секс (половая/эротическая) любовь - это всего лишь небольшая часть данной системы. Да, это важная и значимая для человека часть, по сути это один из базисных инстинктов (базисных потребностей), который непосредственно связан с таким врожденным базисным инстинктом, как продолжение рода.

Но для отношений между людьми абсолютную важность имеет совокупность этих базисных потребностей первичного уровня со всей системой культурных, нравственных и моральных отношений с обязательным наличием взаимного уважения, интересов, привычек, черт характера, духовных ценностей, особенностей личности, а также странностей и заблуждений, которые также часто являются неотъемлемой частью внутреннего мира человека. Необходимым условием взаимной любви является не только прощение ошибок, но также отсутствие акцента внимания на какие-либо особо неприятные черты характера объекта любви и помощь в сложных ситуациях.

Частыми чертами характера, которые могут изрядно мешать в общении, являются забывчивость, болтливость, неэкономность, неаккуратность и многое другое.

Влюбленность относят к особой форме любви.

Замечание 1

Рассматривая это понятие нужно сразу отметить разницу между чувством любви, которое длительно, устойчиво и чувством влюбленности, возникающим мгновенно - во втором случае человек зачастую руководствуется только первичными впечатлениями, которые часто бывают обманчивы.

Отличительной чертой влюбленности (и зачастую ее причиной) является проецирование человеком на объект влюбленности своих идеалов, сформированных в его воображении (то есть производится проекция на реальный мир собственных норм и предпочтений) и наделении его набором идеальных характеристик. В результате этого влюбленность может перерасти в любовь или же испариться - ведь рано или поздно начинается более глубокое знакомство с объектом любви и более полное узнавание черт его характера.

Однако, существует еще третий вариант трансформации влюбленности - слепая фанатичная любовь к кумиру. В этом состоянии человек не способен дать оценку реальных качеств объекта своих чувств и не в состоянии трезво оценить его характер и отношение к людям. Такой вариант имеет большое распространение и причина его появления зачастую кроется в дисбалансе между базовой триадой чувств, которые лежат в основе любого другого чувства. Эта триада представляет собой:

  • силу эмоций;
  • выраженность потребности в духовных (идеальных) качествах объекта любви (например, доброта, нравственность, талант и тому подобное);
  • наличие критической (объективной) оценки настоящих качеств этого объекта.

В случае фанатичной любви ослабевает третий фактор, что и дает искаженное восприятие обожаемого объекта.

Определение 3

Разбалансировка основной триады чувств приводит и к такому явлению, как неразделенная любовь - когда один из партнеров не видит в другом объект любви.

Такое состояние очень часто толкает человека на путь иллюзий - они не в состоянии распознать вначале такие важные черты объекта своего желания, как, например, отношение к добру/злу, порядочность, терпимость к недостаткам и способность к любви. В такой ситуации с одной стороны внешние данные объекта очень часто оттесняют его душевные качества, с другой же они остаются незамеченными, так как заменены влюбленным на аналогичные идеальные черты. Также при неразделенной любви существует и объективное расхождение внутренних характеристик реального объекта и представлений о нужных физических и духовных качествах партнера. Именно это рассогласование между идеалом и реальностью приводит к отсутствию взаимности, которое представляет собой комплексное явление.

Особый интерес вызывает тот факт, что представления людей об идеале любви (то есть о наиболее желаемом объекте) подвержены серьезным изменениям. Что в какой-то мере опровергает устойчивое мнение о том, что на протяжении многих веков и даже тысячелетий идеал красоты не изменялся. Особенно часто в этом ракурсе упоминается типаж богини Венеры - якобы это неизменный объект желания у множества мужчин, живших в различные эпохи. В то же время исторический анализ представлений об идеалах все-таки отмечает изменения.

Пример 2

В средние века мужским эталоном красоты и характера являлся рыцарь - человек, имеющий определенное происхождение, навыки в искусстве боя и обладающий определенным набором моральных, интеллектуальных и этических качеств.

Сегодняшний мужской идеал, даже если его тоже именовать рыцарем, имеет очевидные отличия практически по всем указанным пунктам. К концу XX века в мужчине стали больше ценить интеллектуальные качества, коммуникабельность, общительность, деловитость и способность найти свое место в обществе, а не физическую силу и решение всех вопросов с ее применением. Также и идеал женщины в современном обществе является результатом многочисленных и длительных исторических изменений. Возможно, что наиболее ярким показателем этого является активное развитие феминизма, собственно, борьба женщин за равноправие. Сейчас женщина вместе с традиционными представлениями о красоте, привлекательности, заботе о детях, доброты, терпимости стремится к приобретению свободы в своем поведении и принятии решений, получению широкого доступа к знаниям и возможности развивать свой интеллектуальный потенциал. Она желает стать специалистом и быть энергичной, самостоятельной и деловитой.

Стоит рассмотреть еще такой важный тип любви, как любовь к самому себе. С развитием общества личные интересы и их важность признавались все больше и больше и на этом фоне все больше закреплялось представление о том, что любовь к самому себе - это нормальное явление. И это несмотря на то, что заповедь Библии «Возлюби ближнего как самого себя» очень тонко объясняет баланс между этими противоположными потребностями и учит, как избежать эгоизма и самообожествления. Эта формула содержит критерии правильного поведения в общественной сфере. Само общество приветствует как героическое поведение личности, совершивший жертвенный поступок. Подобное превышение норм общественных взаимоотношений считается новой специфической нормой отношений по-настоящему любящих друг друга партнеров.

Ролевые функции в любовных отношениях

Если рассматривать виды любви, то обязательно стоит отметить ролевые функции, которые проявляются во взаимоотношениях любящих людей

Пример 3

Типичной мужской ролевой функцией считается «мужчина-сын». При этой модели мужчина ищет в объекте любви черты матери, так как комфортно ощущать себя такой партнер может только если является объектом заботы/опеки. Такой мужчина в отношениях постоянно играет роль ребенка, причем беспомощность может разыгрываться бессознательно. Ему необходимо быть центром семьи - избалованным, эгоистичным, но при этом во многих случаях обаятельным. Такой мужчина старается найти женщину, которая внутренне стремится выступать в роли матери в своих любовных отношениях. Если же ему встречаются женщины иного типа, то он совершенно искренне ощущает обиду и разочарование.

Симметричная этой роль «женщина-ребенок» ориентируется на отцовскую любовь. Она обычно свойственна женщинам, испытывающим в детстве глубокую привязанность к отцу. Поэтому и в любви они ищут в партнере черты отца и могут быть счастливы в отношениях только если о них заботятся как о маленьком ребенке.

Пример 4

Стоит рассмотреть еще одну типичную ролевую функцию - «женщина-лидер». Женщины такого типа не могут взаимодействовать с партнерами иначе, чем требовать от них полного подчинения своим требованиям. Это происходит непроизвольно и служит обязательным условием совместной жизни. Трагичность такого положения мужчины в семье нашла свое отражение на языковом уровне: в русском языке подобных мужчин именуют подкаблучниками, американцы же дали им емкое определение - «hen-pecked», что в буквальном смысле означает «курицей клеванный».

Проблема коррекции ролевых функций, как и любых других проблем в сфере психотерапии, решается трудно, в частности потому что ролевые функции являются реализацией глубинных черт характера человека, которые отчасти заложены на генетическом уровне, а отчасти сформировались еще в раннем детстве. В целом, проблема коррекции или проблема переучивания сложна из-за того, что напрямую связана с возрастными стадиями развития психики. С возрастом, в ходе созревания и развития нейрофизиологической структуры происходит так называемое «запаивание» многих психологических функций, в особенности запоминания, переучивания, переосмысления имеющейся информации и формирования новых.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

ПСИХОЛОГИЯ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ II КУРСА ФИЯ

БОРИСОВ РУСЛАН

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ЗАВ. КАФЕДРОЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ,

ДОЦЕНТ КИСЛОВА Г.И.

МАХАЧКАЛА 2002 г.

1. ГРАНИЦА: ДРУГ – ПРИЯТЕЛЬ.

2. ЛЕГКО ЛИ НАЙТИ НАСТОЯЩНГО ДРУГА?

3. КОГО ВЫБИРАЮТ В ДРУЗЬЯ.

4. ОСОБЕННОСТИ ДЕВИЧЬЕЙ ДРУЖБЫ

5. ЧТО РАНЬШЕ?

6. ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ – СТРАСТЬ.

7. ЛЮБОВЬ – ДРУЖБА.

8. ЛЮБОВЬ: ВОСТОК – ЗАПАД.

«Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша – это не любовь, а дружба».

Ж.-Ж. Руссо.

Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов и т.д. Высшие нравственные ценности – а дружба во все времена считалась таковой – всегда были дефицитными. Психологические закономерности юношеской дружбы – будь то её идеал или реальные свойства – отличаются удивительной устойчивостью и проявляются в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба разных людей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации.

Возрастная динамика дружбы, как и прочих межличностных отношений, измеряется прежде всего степенью её избирательности, устойчивости и интимности. Рост потребности в интимном общении неизбежно психологизирует понятие дружбы. Все эти качества с переходом от детства к отрочеству и от отрочества к юности возрастает. Если школьники и младшие школьники не разграничивают дружбу и товарищество, то подростки уже считают дружбу исключительным, индивидуальным отношением. Группе подростков было дано такое задание: дописать незаконченное предложение: «Друг и приятель не совсем одно и то же, т.к…» Некоторые подчёркивали близость и доверительность дружбы(«друг знает о тебе всё», «с приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь другу»). Остальные отмечали большую прочность, устойчивость дружбы («друга выбирают на всю жизнь»), взаимопомощь («приятель подведёт, друг – никогда(!)) Ещё более рельефную картину даёт распределение ответов по предложению: «Друг – это тот, кто…» В предложениях не связанных рамками сравнения, преобладают два мотива: требование взаимопомощи и верности и ожидание сочувственного понимания со стороны друга. Если дружба и приятельство разграничиваются более или менее строго, то число друзей не должно быть особенно велико, один – два максимум. Эта гипотеза находит своё подтверждение. Число друзей с 7 по 10 классы уменьшается, а приятелей – возрастает. Это свидетельствует о растущей индивидуализации и избирательности дружбы. Рост избирательности дружеских отношений сопровождается ростом их устойчивости, поэтому самый важный сдвиг в психологии дружбы переходного возраста – рост её глубины и психологической интимности. В сфере межличностных отношений это выражается в росте терпимости: ссора, которая у младших подростков означала бы конец дружбы, в юности воспринимается как частность, которой можно пренебречь ради сохранения более глубокой общности.

Юношеская дружба по своей природе полуфункциональна, этим в первую очередь объясняется многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит какая-то совместная деятельность, дружба является прежде всего эмоциональной привязанностью. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека.

Но как ни приятно юноше чувствовать себя сильным и нужным, этот тип отношений всё-таки не отвечает его представлению о дружбе. Хотя общение с младшим и важно, оно воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками, чем как её альтернатива. У тех, кто дружит исключительном с младшими, выбор в большинстве случаев вынужденный. Либо это следствие отставания в развитии, когда по кругу интересов и поведению юноша объективно ближе к младшим, чем к сверстникам, либо результат каких-то психологических трудностей: застенчивости, боязни соревновательности, особенно свойственной мальчишеским компаниям, несоответствия уровня притязаний и возможностей и т.п. Перенос эмоциональной привязанности на младших в этом случае компенсаторный.

Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду юношеских привязанностей. На вопрос: «Часто ли встречается настоящая дружба среди ваших сверстников?» от 45 до 72% старшеклассников ответили, что редко, причём доля оптимистических ответов снижается. Это говорит прежде всего о повышении уровня требований к дружбе о об усложнении её критериев. Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности ними в юности максимальна и значительно превосходит все прочие взаимоотношения. От друга юноша ждёт не только оценок близких к его собственной самооценке, но и превышающих её. В действительности всё происходит точно так же. Это служит косвенным подтверждением мысли о том, что одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Юношеская дружба уникальна так же и в возрастном плане. Как первая самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, она не только предвосхищает её, но отчасти включает её в себя.

Однако в дружбе юношей отчётливо проявляются и противоречия этого возраста. Известная неопределённость и неустойчивость представлений о собственном «Я» рождают желание проверить себя путём разыгрывания каких-то несвойственных ролей, рисовки, самоотрации. Юноша страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир. Но беда не столько в недостатке средств, сколько в реальной неясности, незавершённости своего «Я». По этому поводу метко выразился американский психолог Э. Дауван, сказав: «Юноша не выбирает дружбу, его буквально втягивает в него». Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств их объекта. При всей их исключительности, дружеские отношение в таких случаях обычно кратковременны. «Людей выбирают в качестве объектов, а затем бросают, нисколько не заботясь об их чувствах, заменяя другими лицами. Оставленные объекты быстро и полностью забываются, но форма отношения к ним обычно воспроизводится в отношении к новому объекту вплоть до мельчайших деталей, с точностью, похожей на одержимость. Юность эмоциональна; старшеклассники бурно увлекаются новыми людьми, идеями, делами. Хотя эти увлечения порой непродолжительны, они помогают в короткий срок пережить и освоить много нового. Сам того не желая, юноша превращает в объект наблюдения не только других людей, но и собственные чувства и переживания. Даже в первой любви его увлекает не столько объект, сколько собственные переживания по этому поводу. Подростковый и юношеский эгоцентризм суживает возможности межличностной коммуникации, порождает своеобразную псевдоинтимность, когда при внешней близости друзья фактически не слышат друг друга. Однако это связано с какими-то новыми моментами в жизни подростков и при частом искреннем общении повышается самораскрытие и понимание юношами друг друга. Безудержная откровенность очень ценится в начале дружбы, но в момент ссоры интимные признания используются для того, чтобы глубже уязвить друг друга. Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. Коммуникативные свойства весьма устойчивы. Прежде всего надо отметить половозрастные особенности. Судя по имеющимся данным, потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девочек в полтора-два раза раньше, чем у мальчиков, и девичья дружба вообще более эмоциональна. Девичьи критерии дружбы тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские, девочки чаще испытывают дефицит интимности. Мотив понимания в определения дружбы выражен у девочек в всех возрастах более сильнее, чем у мальчиков, да и само это слово они наполняют не совсем одинаковым содержанием. В общении с подругами у девушек сильнее, чем у юношей, звучат интимные темы. Эти различия весьма существенны, но нужно подчеркнуть, что они являются не только половыми, а половозрастными. Дело не только в том, что женщины вообще более эмоциональны, придают большее значение межличностным отношениям и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девочки раньше созревают, у них раньше проявляются сложные формы сознания, а следовательно, и потребность в интимной дружбе.

Индивидуально-типологические особенности дружбы, проявляющиеся, в частности, в степени её глубины и исключительности, изучены слабо. Важным фактором является, по-видимому, темперамент; импульсивные люди легче раскрываются перед другими, и это вызывает ответный эмоциональный отклик, облегчая установление дружеского контакта. Есть люди, у которых потребность в психологической дружбе вообще мало развита; это бывает следствием не только эгоизма или эмоциональной бедности, но и гипертрофии мотива достижения: человек, целиком поглощённый предметной деятельностью, уделяет меньше внимания собственным переживаниям и окружающим людям.

Одна из самых распространённых проблем юношеского возраста – застенчивость, однако благоприятный внутриколлективный климат и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолеть застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую ценность.

Вопрос о соотношении генезиса самосознания и психологической интимности стал предметом спора двух американских психологов – Э.Г. Эриксона и Г.С Саллливэна. По мнению Эриксона, становление идентичности, т.е. целостного самосознательного Я, предшествует вызреванию у личности способности к устойчивой психологической близости с другим челловеком. « Только когда формирование идентичности в основном завершено, становится возможной истиная интимность, которая фактически является одновременно и слиянием, и противопоставление индивидуальностей… Юноша, который не уверен в своей идентичности, избегает межличностной интимности или же склонен к такой интимности, в которой есть только видимость «совместимости», но без подлинного слияния или реального самозабвения». Одним словом, Эриксон считает, что прежде человек должен завершить строительство своего Я, а затем заводить друзей.

В противоположность Эриксону, Салливэн полагает, что именно психологическая интимность, подтверждение и одобрение со стороны близкого человека открывает личности её истинную сущность и позволяет обрести устойчивое Я. Поэтому он придаёт особое значение близкой дружбе юношей, видя в ней средство формирования отзывчивости к переживаниям другого и общей альтруистической установки. Таким образом, именно друг позволяет человеку построить своё Я.

В целом возрастная динамика дружбы не может быть понята без учёта того, кто, с кем, как и по какому поводу общается. И грани между «юношеской» и «взрослой» дружбой неизбежно становятся подвижными и условными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы рассмотрели важнейшие социально-исторические и психологические закономерности дружбы, стараясь всюду, где только возможно, опираться не на общие рассуждения, а на строгие факты науки.

Сама потребность в дружбе – нравственная потребность, которая возвышает личность, делает её добрее, гуманнее, щедрее к людям. Как писал В.А. Сухомлинский, «именно дружба является одной из сфер воспитания любви к человеку, взаимного уважения, ощущения тончайших душевных движений в другом человеке». Нравственный кодекс дружбы воплощает выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения. И степень реализации этого идеала во многом зависит от нашихусилий.

Любовь – более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее, и тем не менее только в последние несколько лет любовь стала серьезной исследовательской темой в социальной психологии.

Интересен тот факт, когда у людей спрашивают, почему они дружат с кем-либо или что их привлекает в партнере, большинство с готовностью дают ответ: «Мне нравится Хелен, потому что она нежная, остроумная, начитанная». Такие объяснения оставляют в стороне то, что социальные психологи считают самым важным, - нас самих. Говоря, что кто-то привлекателен, мы имеем ввиду, что он привлекателен для кого-то, то есть для самих. Поэтому более точным с психологической точки зрения был бы ответ: «Мне нравится Хелен, потому что мне нравится то, что я чувствую, находясь рядом с ней».Нас привлекают такие люди, и мы получаем от этой близости удовольствие.

Первое, что мы должны сделать, приступая к научному изучению романтической любви – это решить как ее определять и измерять. Элизабет Баррет Браунинг поставила точно такой же вопрос: «Почему я тебя люблю? Давай взглянем на причины». Представители социальных наук выявили самые разные причины. Психолог Роберт Стернбегр рассматривает любовь как треугольник, тремя сторонами которого (разные по длине) являются страсть, интимность и преданность. Социолог Джон Алан Ли и психологи Клайд Хендрик и Сьюзон Хендрик идентифицировали три основополагающих любовных стиля: eros «страсть», ludus «игра», storge «дружба», которые, подобно основным цветам спектра, комбинируются и образуют вторичные любовные стили. Некоторые стили, в частности eros, предполагают высокую степень удовлетворенности отношениями, другие – такие, как ludus – чаще приносят меньшее удовлетворение. Некоторые любовные стили характерны для всех любовных пар: взаимопонимание, взоимоподдержка, удовольствие от общения друг с другом. Некоторые элементы являются отличительными чертами. Если мы испытываем страстную любовь, мы выражаем это физически. Мы считаем эти отношения исключительными, просто очарованы нашим партнером, это можно увидеть по нашим глазам. Рубин нашел этому подтверждение. Он предложил свою «шкалу любви» сотням молодых пар из числа студентов мичиганского университета. Он наблюдал за находящимися в приемной «слабо любящими» и «сильно любящими» парами через стекло с односторонним зеркальным покрытием. Полученный результат его не удивил: «сильно любящие» пары почти не обращали внимания на окружающих и главным образом не сводили глаз друг с друга.

Любовь-страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Элайн Хатфилд определяет ее как «состояние не преодолимого желания соединиться с любимым». Если чувство обоюдное,мы переполнены любовью и испытываем радость, если нет – она опустошает нас и приводит в состояние отчаянья. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и унынья, радостного трепета и тоскливой удрученности.

Страстная любовь понимается как состояние «влюбленности». Если кто-то говорит: «Я тебя люблю, но я в тебя не влюблена», это означает: «Ты мне нравишься. Я о тебе забочусь. Я думаю, что ты замечательный. Но сексуально меня к тебе не влечет». Иными словами: «Я чувствую по отношению к тебе «storge» (любовь-дружбу)», но не eros (страсть)».

Любовь-страсть: состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстные любовники целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешно, когда ее теряют.

Есть ли какие-либо различия между мужчиной и женщиной переживаний чувственной любви? Изучение мужчин и женщин, начало влюбившихся, а потом разлюбивших, дало поразительные результаты. Большинство людей, включая автора следующего письма исходят из предположения, что женщины влюбляются с большей готовностью.

«Дорогой доктор Бразерс, Вы, наверное, тоже скажете, что это не достойно девятнадцатилетнего парня – влюбляться так сильно, что кажется, весь мир перевернулся. Похоже, я сумасшедший, потому что со мной уже несколько раз так бывало: живешь себе живешь, и вдруг – любовь сваливается как снег на голову. Мой отец заявляет, что так влюбляются только девчонки, с парнями такого не происходит, по крайней мере, не должно происходить. Я уже не могу измениться, и это меня беспокоит. Макс.»

Макса следует успокоить, потому что многочисленные исследования свидетельствуют о том, что именно мужчины более влюбчивы, экспрессивны и иногда на основе этого совершают необдуманные поступки. Кроме того, мужчины, похоже, медленнее выходят из состояния влюбленности. И, в отличие от женщин, менее склонны разрывать отношения, когда дело уже идет к женитьбе. Однако влюбленные женщины эмоционально вовлечены в любовные отношения едва ли не более сильно, чем их партнеры, и именно они более склонны говорить, что чувствуют эйфорию, приятное головокружение и беззаботность, что они как будто «парят в облаках». В отличии от мужчин, они более склонны фокусировать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере. Мужчин же более занимает игровая и физическая сторона их отношений.

Страстная любовь, какой бы она не была пылкой, в конце концов неизбежно угасает. Чем продолжительней взаимоотношения, тем меньше эмоциональных подъемов и спадов. Страстная любовь может сохраняться в течение нескольких месяцев, иногда – пару лет, но никакая страсть не может быть вечной. Сильное влечение друг к другу, романтическая взволнованность, чувство головокружительного «парения в облаках» сходит на нет. После двух лет замужества супруги говорят о вдвое меньшей влюбленности друг в друга, чем в то время, когда они были молодоженами. Если же тесная связь продолжается, она становится более ровной и устойчивой и даже сохраняет легкую романтическую подсветку. Такую связь Хатфилд называла любовью-дружбой. В отличие от бурных эмоций чувственной любви, любовь-дружба «звучит на более низких тонах» - это глубокая и нежная привязанность. Таким образом, когда двое людей соединяются, их сердца объяты пламенем, ими владеет великая страсть. Спустя какое-то время пламя угасает, и с этим ничего не поделаешь. Двое продолжают любить друг друга, но уже по-иному с теплотой и преданностью. Страсть обречена на угасание. После окончания любви-страсти любовники, разведенные с удивлением замечают, насколько пустой кажется жизнь без человека, которому они уже давно перестали испытывать страстную привязанность. Сосредоточив свое внимание на том, чего им не хватает, они перестали замечать, что имеют на самом деле. Здесь следует рассмотреть ритм чувственной любви у тех, кто вступил в брак по расчету и по любви. Уша Губта и Пушпа Сингх попросили 50 семейных пар в Индии заполнить шкалу любви Зика Рубина и выяснили, что те, кто женились по любви сообщили об угасании любовного чувства, если их брак продолжается более 5 лет. Те же, кто женились по расчету, напротив, отмечали усиление чувства по сравнению с тем периодом, когда они были новобрачными. Охлаждение страстной романтической любви зачастую приводят к разочарованию, в особенности тех, которые считали такую любовь необходимой, как для заключения брака, так и для его стабильности в дальнейшем. Вполне возможно ослабление завороженности друг другом является естественным адаптивным процессом, призванным обеспечить жизнеспособность вида.

Подводя итог, хочу привести слова Марка Твена: «Ни один мужчина и ни одна женщина понятия не имеют о том, что такое любовь, пока они не проживут вместе в браке четверть века». И если чувство было сильным и обоюдным, дружеская любовь укрепляется.

Любовь-дружба: нежность, которую мы чувствуем к тому человеку, жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной.

Жениться на женщине, которую любите вы и которая любит вас, - все равно, что держать с ней пари относительно того, кто кого разлюбит первый.

Альбер Камю.

После обучения в Америке выпускницам возвращается на Родину в Индонезию и пишет своему преподавателю: «Не знаю скоро ли я выйду замуж. Так уж случилось, что время последнего года обучения в Штатах я по настоящему влюбилась в брата лучшей подруги. Я бы очень хотела выйти за него замуж, но у нас замужество не обязательно подразумевает любовь. Если моей семье не понравится мысль о том, чтобы я вышла замуж за этого юношу, мне останется только подчиниться их воле. Просто подчиниться, если я хочу быть хорошей мусульманкой. Если это случится я не знаю, что дальш6е сделаю. Но что бы не случилось я знаю, что свидание в моей жизни больше не будет. Кто-нибудь из членов моей семьи или родственников познакомит меня с сыном хорошо известного им человека. Я буду иметь право говорить с ним, видеться 3-4 раза и после этого мне будет достаточно сказать: «да», однако я имею право и отказать. Я действительно верю, что, если у человека доброе сердце, любовь придет сама, естественно и красиво». На Западе же в большинстве случаев девушка в праве сама выбрать себе парня, встречаться с ним столько, сколько она захочет, а уж потом, при ее желании, выйти за него замуж. Вот принципиальное отличие вопроса любовь: Запад – Восток.

Использованная литература:

1. И.С.Кон, Дружба (психологические очерки).

2. И.С.Кон, Психология юношеского возраста.

Дата создания: 05.04.2007
Дата обновления: 14.02.2011

Очень многие до сих пор ставят между этими понятиями знак равенства. На самом же деле это три довольно различные вещи. Но в чем их различие – сразу может быть не заметно. Давайте попробуем в этом разобраться...

Очень многие до сих пор ставят между этими понятиями знак равенства. На самом же деле это три довольно различные вещи. Но в чем их различие – сразу может быть не заметно. Давайте попробуем в этом разобраться.

Дружба - это сотрудничество. Это социальное взаимодействие, при котором оба участника получают свои социально-психологические, моральные, а то и материальные дивиденды.
Однако в отличие от партнерства в бизнесе – «контракт» при дружбе не регламентируется письменно, а как бы подразумевается. Хотя во многом опирается на логику в следующем смысле: к примеру, если вы знаете, что дважды два – четыре, вас не нужно каждый раз проверять, так ли это. То же самое и с дружбой: вы знаете, что тот или иной человек - ваш друг, и вам не нужно это каждый день друг другу доказывать. И вы всегда, если что, готовы помочь другу - будучи уверены, что он также всегда постарается помочь вам.

Проблема с понятием дружбы в том, что ее часто искажают, исходя из родительских общественных установок и собственного цензурного понимания. Много лет в России в принципе не было понятия «взаимовыгодное сотрудничество» - таким образом исказилась в нашей ментальности самая суть дружбы, которую стали напыщенно именовать «бескорыстной». На самом же деле это «бескорыстие» в итоге приводило к тому, что один из «друзей» что-то отдавал другому, а другой ничего ему не возвращал. И в этом было все бескорыстие. И выливалось это в итоге в два искаженных «взаимодействия, похожих на дружбу»: либо «Ты мне должен, потому что мы друзья», либо наоборот: «Я тебе должен, потому что мы друзья». Таким образом «бескорыстная дружба» превращалась в своего рода зависимость, где ни о каком взаимовыгодном сотрудничестве уже и речи не шло.

Теперь несколько слов про любовь . Здесь вспоминаю одно шуточное ее определение: «Настоящая любовь похожа на привидение: каждый о ней говорит, кто-то утверждает, что видел ее, но никто не знает толком, что это такое». Кстати, я предложил как-то один из вариантов определения любви, и звучало оно следующим образом:

Любовь - это красивое здание, и неповторимость его зависит от архитектора - того, КТО любит. И чем интеллектуально и эмоционально богаче любящий человек - тем больше у него шансов возвести действительно прекрасное строение, радующее глаз и душу. Но любое здание, если оно возводится всерьез и надолго, всегда стоит на фундаменте. Так и здание любви основывается на фундаменте сексуальности. Ведь что такое постройка без фундамента? Это либо воздушный замок, когда строитель обманывает сам себя, либо карточный домик, когда обманывают его самого. Но в свою очередь голый фундамент тоже не годится для комфортного существования: грязно, сыро, неуютно... У хорошего архитектора здание всегда стоит на прочном, надежном основании. Однако ни один грамотный проектировщик откровенно не выставляет напоказ фундамент своей постройки!

И проблема восприятия любви в том, что в советском обществе ее откровенно пытались оторвать от фундамента – сексуального влечения . Даже вспоминать об этом фундаменте было неприлично. Однако игнорировать его нельзя, как нельзя игнорировать любые физические, природные явления. Воздействие эмоций сексуального характера настолько сильно, что фактически лишает человека возможности думать логически и принимать какие-то чужие цензурные установки. Почему и прижилась поговорка «любить сердцем». Эмоции такого плана вовлекают даже вегетатику, и чаще всего от таких переживаний действительно "болит сердце" во всех смыслах этого слова.

Эти эмоции без всего, как голый фундамент без дома – разумеется, еще не любовь. Но остальная часть этого чувства без фундамента тоже выглядит не очень гармонично, увы. В отрыве от любой реальности в процессе любви происходит обожествление партнера , додумывание тех качеств, которых у него нет, - и в результате вы не видите вообще реального человека, который с вами рядом. И чем больше оторванность от реальности – тем в итоге больший мираж вы видите…
Эта красивая эмоциональная постройка поначалу приятна, но грустно, если ей в итоге не на что опереться.

Сейчас же ударились в другую крайность: стали превозносить голый фундамент (сиречь физическое влечение), и всячески акцентировать внимание именно на нем – и забыли собственно про здание. А оно тоже зависит от личности. Чем эмоционально богаче человек, чем интеллектуальнее личность – тем устойчивее и богаче его «здание» на фундаменте сексуальности. Иными словами – одно из составляющих прочности фундамента – это сексуальная грамотность, а большая часть надстройки – это эротическая культура. С одной грамотностью не построишь эффективных «любовных взаимоотношений», как нельзя жить на голом фундаменте. Но и одна надстройка без фундамента превращается в воздушный замок…

И что касается любви и дружбы – это вещи разные, но соприкасающиеся. Причем одно в другое совершенно не переходит автоматически. Могут быть друзья, но не любовники, и любовники, но не друзья; а также любовники-друзья и друзья-любовники. Причем пол обоих участников здесь существенной роли не играет.

С психологической близостью все еще интереснее. Согласно Э.Берну – это отсутствие в межличностном общении так называемых «манипулятивных игр». Однако не уверен, что бывает полное и стопроцентное отсутствие таких игр. И пожалуй, я это определение несколько видоизменю. Манипулятивные игры (в понимании Э.Берна) возникают там, где назревают скрытые конфликтные ситуации. То есть партнеры не могут общаться по так называемым параллельным трансакциям – скажем, либо как два Взрослых (на уровне сознания и интеллекта, говоря иначе), либо как два Родителя (иными словами - с позиции своей цензуры), либо как два Ребенка – на уровне эмоций.

Но самое главное – психологическая близость НЕ ИМЕЕТ ЧЕТКОГО ФИНАЛА.
Потому что опять же – люди развиваются, меняются, и потому никогда нельзя сказать, что «я с этим человеком выстроил психологической близостью окончательно». Потому что завтра и он и вы в чем-то изменитесь, хоть немного. И близость надо будет выстраивать дальше.
А следовательно, для взаимного изучения необходим постоянный активный интерес к партнеру и усилия для его изучения. А у нас близость чаще тоже понимается искаженно, причем с точностью до наоборот: "Я ему открыл всего себя - значит, МЫ теперь близки!" В близости важно не столько открыть себя, сколько узнать что-то о партнере. Причем именно узнать его реального, а не вылепить в своем представлении некий придуманный нереальный образ.

И если говорить о различиях в дружбе и психологической близости – то в дружбе более силен логический компонент. В любви верховодят эмоции. А психологическая близость подразумевает взаимодействие по всем трем направлениям (эмоции, логика, цензура), причем нередко ВНЕ дружбы и любви.

Психологическую близость логичнее строить там, где вы с партнером связаны по самым разным видам взаимоотношений, а не по одному-двум. Наиболее яркий пример - отношения семейные. Где и экономическая связь, и интимная, и бытовое сотрудничество, и родительское (если есть дети), и многое другое...
Но разумеется, наличие семейных отношений не говорит о непременном наличии психологической близости.

Иногда меня спрашивают – а можно, чтобы все одновременно? И любовь, и дружба, и психологическая близость? Ответ довольно простой на самом деле: МОЖНО, только не сразу:) Все это может быть одновременно, но строится постепенно. Сначала чаще всего дружба, потом любовь (хотя бывает и наоборот), а потом уже на основе всего этого психологическая близость...
Но то, что вы получите все это сразу - это утопия. Хотя бы потому, что близость надо строить, причем обоим , причем для этого необходимы какие-то базы и стимулы.
А если вести речь не столько о межличностных отношениях, сколько об адаптации в обществе – здесь роль психологической близости, как вроде бы ни странно, падает. Вообще, «чем больше людей участвует в общении – тем ниже степени психологической близости между ними». И в разных социумах для успешной адаптации нужны разные вещи: и как правило, нужно не психологическую близость с ходу создавать, а наоборот, играть в общепринятые игры. А при этом - понимать, что ты именно играешь, знать правила игры, иметь над своим участием в ней хотя бы минимальный контроль и уметь выйти из игры, когда будет нужно.

И если у вас в жизни будут социумы, в которых вы будете приняты для начала на таком уровне - острая нужда в психологической близости (как в якобы непременном условии социализации) уже не будет такой острой, и вы сможете сами выбрать кандидатов для ее построения.

Дружба между мужчиной и женщиной – вечная дилемма, о которой все спорят. Сколько людей, столько и мнений. Эти чувства идут по жизни рука об руку. Могут ли возникнуть обычные, дружеские отношения без влюблённости и романтических чувств? Любовь и дружба имеют много общего – понять, где граница, и отличить её бывает нелегко. Для начала важно разобраться в этих понятиях и определить их значения. Что такое романтические чувства и что такое дружеские узы.

Любовь – о ней можно говорить бесконечно, это одно из самых сильных и прекрасных чувств, которое испытывают люди. Оно имеет множество значений и форм. Основные виды любви:

  • Эрос – романтические чувства, симпатия по отношению к мужчине или женщине;
  • Сторге – подразумевает под собой чувства к родственникам, семье;
  • Филиа – чувства, которые проявляются к близким друзьям;
  • Агапе – любовь к Богу.

Каждая грань любви вмещает в себе чувство глубокой привязанности к другому человеку. Она побуждает жить для других и отдавать. Во имя любви на протяжении всей человеческой истории совершалось множество героических, красивых, фантастических поступков. Она не всегда бывает со счастливым концом. Но она всегда делает счастливым того, кто её проявляет. Умение любить других обогащает и избавляет от эгоизма.

Дружба – отношения между людьми, основанием которых являются любовь, честность, искренность. У близких друзей взаимная симпатия, общие цели и интересы, полное доверие между собой. Друзья помогают друг другу становиться лучше.

Понятия любви и дружбы, как видно, тесно связаны между собой. Эти чувства просто не могут существовать по отдельности. Не бывает друзей, которые не любят. Да и симпатия возникнет, если фундаментом является хорошая дружба. Уже не один пример показал, что секрет счастливого брака есть близкие, доверительные отношения до женитьбы. Муж и жена просто обязаны быть лучшими друзьями.

Общие основания дружеских и романтических чувств

И влюблённости, и хорошей дружбе характерно притяжение. Люди, которые близко общаются, как и влюбленные пары могут скучать друг по другу. У них возникает желание часто проводить время вместе, созваниваться.

И дружба, и любовь подразумевают под собой близкие отношения. Желание делиться сокровенным, своими чувствами, мечтами, целями. Любимый человек или друг становится особым, ближе, чем все остальные. Связь, которую основывают понимание и доверие, возможна в обоих случаях.

Дружба или любовь просто не возможны без взаимного уважения. Нельзя говорить, что любишь человека и при этом относиться к нему небрежно или как-то унижать его достоинство. Оба чувства побуждают к взаимной поддержке. Благодаря этому любые отношения становятся крепче, развиваются и ценятся больше. И, конечно же, проведённое вместе время приносит удовольствие. Приятно вместе посмеяться, ждать следующей встречи.

Чем они отличаются

Это не любовь, а дружба, как удостовериться? Хотя дружеские и романтические отношения объединяет многое, есть и существенные различия. Отличить эти понятия возможно по многим аспектам. Безусловно, у хороших приятелей много общего, у них могут быть одинаковые взгляды на жизнь, общие стремления. Но просто хорошие друзья не стремятся к общему осуществлению своих целей. Совместное будущее планируют только потенциальные семьи.

Определить истинное отношение к человеку можно и по количеству оказанного внимания. Даже в самой крепкой дружбе не уделяется столько времени, как в романтических отношениях. Влюблённые всё своё свободное время, каждую минуту отдают друг другу. А если это не так, то это не любовь, а дружба, или даже что-то меньшее.

Когда двое любят, у них нет понятий «я», «мне», «моё», они говорят «мы», «нам», «наше». У товарищей есть потребность друг в друге, но всё равно у каждого из них своя жизнь. Друзья идут по жизни параллельно, рядом, а когда связывают узы любви, двое становятся одним целым. Конечно, отношения влюблённых пар во многом ближе и теплее дружеских чувств. По этим аспектам отличить и понять разницу между дружбой и серьёзными любовными отношениями не составит труда.

Из дружбы в любовь

А может ли хорошая дружба перерасти в нечто большее? Ответ очевиден: да, это возможно. Как уже писалось выше, крепкие семьи получаются из хороших друзей. От любви никто не застрахован. И вот отличить эту тонкую грань сложнее. Перерастает дружба в более близкие отношения постепенно и незаметно. Поэтому определить можно не сразу. Отношения становятся теплее и крепче, человек становится просто незаменимым в жизни. Вот так дружат с детства, сидят за одной партой, делятся сокровенными секретами. Но утверждают, что просто друзья, о любви не идёт и речи. Но вдруг что-то происходит, и двое влюбляются. Замечательно, если эти чувства взаимны, получится чудесная семья.

Конечно, не всегда возникает такое чувство. На вопрос, нельзя отвечать утвердительно. Одни скажут «нет», другие – «да». Всё зависит от каждой ситуации в отдельности.

Существует множество примеров дружбы противоположных полов. Но примеров, когда она перерастала в более тёплые и нежные отношения, не меньше. Может возникнуть симпатия, близкие отношения, но они будут не романтические, а скорее как родственные. Двух людей могут объединять общие воспоминания, прошлое, им комфортно вместе. Но между ними иной вид любви. Отношения между мужчиной и женщиной могут быть как отношения брата и сестры. Но опять же никто не застрахован, даже очень долгое обычное общение может перерасти в романтику. Не всегда легко понять и разобраться в своих чувствах. Определить это поможет время, проведённое вместе. Любовь и дружба – самые добрые и светлые грани человеческих отношений. Прекрасно, когда они гармонично дополняют друг друга. Независимо от того, дружба это или любовь.