Короткие молитвы перед едой. Молитвы перед и после вкушения пищи. Каким будет готовое блюдо

Как пред началом всякого молитвословия, прежде всего полагаются три поклона с покаянными молитвами:

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

(Поклон.)

(Поклон.)

Посем молитва перед трапезой

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон. ) Благослови.

Иерей

И мы : Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ЗАВТРАКА

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам, и спаси нас.

Слава: (Поклон. ) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей:

Мы : Аминь.

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

(Поклон.)

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ОБЕДОМ

Три кратких покаянных молитвы с поклонами.

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Затем:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Слава: (Поклон. ) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей : Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят ecu, всегда, ныне и присно, и во веки веков.)

Все: Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ОБЕДА

Творим отпуст : Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

И мы : Аминь.

Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от юности нашея, даяй пищу всякой плоти, исполни радости и веселия сердца наша, да всегда всякое довольство имуще, преизобилуем во всякое дело благое, во Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже Тебе слава подобает, держава, честь и поклонение, со Святым Духом во веки. Аминь.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Святый, слава Тебе, Царю, яко дал еси нам брашна в веселие: исполни нас и Духа Святаго, да обрящемся пред Тобою благоугодни и непостыдни, егда воздаси комуждо по делом его.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Затем поются или читаются тропари в тот день служащихся праздников - Господского, Богородичного, Архангелов, Предтечи, Апостолов и великих Вселенских Святителей (с поклоном после каждого тропаря).

Посем тропарь Всем Русским Святы м (глас 8):

Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, всех святых, в той просиявших. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

И тропари празднуемых в тот день русских святых (с поклонами).

Слава: Тропарь пророку Илии (глас 4):

Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный, от ангела пищу приемый и вдовицу во время глада препитавый, и нам, почитающим тя, благодатный питатель буди.

И ныне: Богородичен (глас тойже):

К Заступнице страны нашей Приснодеве Богородице притецем, и к первописанной иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: о Мати Божия, спаси землю Русскую, исцели сокрушение ея, и верных людей утеши.

К благодарению за насыщение может быть присоединено моление об устроителях трапезы и благодетелях. Тогда по окончании тропаря Богородице иерей возглашает:

Милостиве Господи, помилуй рабов Твоих, нас милующих. Все повторяют этот припев. Иерей: Слава. И мы: И ныне. Затем поют катавасию:

Избави от бед и скорбей рабов Твоих, питающих нас, Милостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к Милостивому Питателю нашему и всем милостивым помилование обещавшему.

Иерей произносит ектению: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй.

Все: Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов... (Мирской начинает прошение: Помилуй Господи... далее продолжение общее ) всех любящих, милующих и питающих нас, благодеющих и служащих нам, заповедавших и о них же заповедано нам молитися, и всех сродников их, о еже воздати им за любовь к нам, помянути их веру в силу молитвы братии и священников Твоих, и по вере их исполните вся прошения их, излити на них блага духовная и телесная, благословити успехом труды и начинания их, и сохранити их от всяких скорбей (наипаче же да не будет им скорби за сие дело любви, нам совершаемое), молимся Тебе, Милосерде Господи, услыши нас грешных, молящихся Тебе, и помилуй.

Все : Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Яко милостив...

Все : Аминь.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей : Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

Все: Аминь.

В заключение полагается три поклона с обычными молитвами и все благодарят устроителей трапезы и старшего из сотрапезников.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД НЕУСТАВНЫМИ ТРАПЕЗАМИ (ЧАЕПИТИЯМИ)

Три кратких покаянных молитвы с поклонами:

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей : Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

[Если трапезуют только миряне, то сам читающий молитву, обычно старейший, не благословляя трапезы, произносит:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.]

И мы : Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ НЕУСТАВНЫХ ТРАПЕЗ

Достойно есть, яко воистинну, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне . Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

Иерей: С нами Бог Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Мы : Аминь.

(В отсутствие иерея: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

И три заключительных поклона с молитвами:

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго. (Поклон.)

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД УЖИНОМ

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

После трех покаянных молитв:

Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века.

Слава, и ныне . Господи помилуй. (Трижды.) Благослови.

Иерей : Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

[Если трапезуют только миряне, то сам читающий молитву, обычно старейший, не благословляя трапезы, произносит:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.]

И мы : Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ УЖИНА

Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

Честнейшую херувим, и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Возвеселил ны еси, Господи, в творениих Твоих, и в делех руку Твоею возрадуемся. Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи, дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася. В мире вкупе усну, и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Слава, и ныне : Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

Иерей: С нами Бог Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Мы : Аминь.

(В отсутствие иерея: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.) ..

Основой православного быта является молитва перед едой, которая служит для человека неким напоминанием о том, что он живет не одним хлебом. В молитвенных обращениях люди благодарят Бога, за то, что он послал им пищу, которую они могут разделить в кругу семьи.

Стоит заметить, что во многих религиях есть традиция читать перед приемом пищи. В православии говорится о том, что пища не предназначена для чревоугодия, но если она благословлена, то человек может получить энергию для тела и разума, которая позволит научиться ему, правильно расставлять приоритеты и жить праведно.

Какую молитву надо читать перед едой?

В христианских традициях принято собираться за обеденным столом и принимать пищу. Молитвы благодарности не должны быть некой проповедью или шуткой, так лучшим вариантом является простое и быстрое благословение. Важно, чтобы в столовой находилась икона.

Обычно молитву произносит один из членов семьи, а другие либо повторяют все про себя, либо вполголоса, но в некоторых домах есть свои отличающиеся правила. К примеру, некоторые предпочитают песнопение. В христианской семье право произносить благодарственные слова получает самый старший член семьи, поскольку он считается самым мудрым и опытным.

Правила чтения православной молитвы перед едой:

  1. Все участники трапезы берутся за руки или же каждый складывает руки перед собой. Голову следует склонить. Можно встретить также варианты, когда в православии молитву перед едой читают стоя, или же находясь на коленях.
  2. Перед началом прочтения молитвы необходимо в течение минутки посидеть в тишине, чтобы настроиться.
  3. Не нужно произносить слова быстро и тихо, так как другие члены семьи не должны прислушиваться. До Бога дойдут только слова, сказанные от души.
  4. Молитва должна непременно заканчиваться словом «Аминь».
  5. Обращаясь к , поблагодарите его за пищу и общение за христианским столом.
  6. Во время прочтения молитвы необходимо обязательно креститься. Можно также перекрестить и свою тарелку с едой, но когда она уже будет пустая, делать это, ни в коем случае нельзя.
  7. После того как молитва будет произнесена вставать из-за стола нельзя, поскольку это обрывает благословенный круг.

«Благослови эту трапезу для нашего тела, Господь, и позволь нам держать Тебя в наших сердцах. Мы молимся во имя Иисуса, Аминь».

Есть и другие православные молитвы перед едой, например:

«Спасибо тебе, Господи, за насущный хлеб и еду во светлое благо. Прости мне грех чревоугодия и не посылай голод во искупление. Да будет так и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь».

После того как благодарность Высшим силам была выражена, семья может приступать к приему пищи. В том случае если за столом присутствуют гости, то лучше отказаться от чтения молитвы, если вы не знаете, как приглашенные относятся к вере. Если гости не против молитвы перед столом, то ее должен читать глава семьи, которая принимает людей в своем доме. Когда верующий находится в гостях или же принимает пищу в общественном месте, то достаточно просто про себя произнести благодарственные слова и креститься необязательно.

Еще один важный момент – многие размышляют над тем, стоит ли приучать своего ребенка к молитве, так вот священнослужители рекомендуют делать это в обязательном порядке. Считается, что таким образом молодое поколение приучается к тому, что необходимо молиться, ходить в храм и соблюдать пост. Если дети еще не умеют правильно креститься, то взрослые могут помочь им с этим.

Есть в православии молитвы не только перед едой, но и после еды. Текст одной из них:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Благодарю тебя за хлеб и соль, а также за живительную влагу. Пусть сытость моя не станет чревоугодием, а голод не наступит как расплата за грехи. Аминь».

После того как молитва была произнесена, принимать пищу больше нельзя, поэтому учтите, что все члены семьи должны съесть свои порции.

Зачем люди молятся перед едой? Раньше мне казалось, что в этом есть что-то неправильное, напускное. Человек помолился утром и вечером, поговорил с Богом, и это хорошо. При чем здесь пища, сугубо бытовая вещь? На самом деле такое молитвенное обращение имеет огромное значение.

Я сам это понял на своем примере. Стал молиться потому, что были проблемы с пищеварением, и знакомый верующий человек посоветовал до обеда обращаться к Богу. Я сначала объяснил для себя это так: буду читать, чтобы успокоиться, настроиться на принятие пищи.

Молитвенное обращение до обеда заставляет нас задуматься: что значит вообще быть христианином? Вы ходите по выходным в храм, и это хорошо. Возможно, многие читают утреннее и вечернее правило. Но чувствуете ли вы соединение с Богом? Быть христианином – значит внутренне измениться и изменить свою жизнь.

Очень важно каждое свое действие совершать, внутренне общаясь с Богом, в знак того, что ты всецело доверяешь Высшим силам. В этом смысле вкушение пищи – одно из важнейших действий в нашей жизни. Это действие, через которое мы продолжаем свою жизнь.

Кроме того, мы вкушаем нечто материальное, созданное Творцом. И православная молитва перед едой помогает нам понять эту глубокую мысль.

Когда мы молимся за обеденным столом, мы благодарим Бога за жизнь, за возможность дышать, жить, вкушать пищу, радоваться каждому мгновению своей жизни.

Молитвенное обращение освящает наш обед, делает его не просто некой питательной массой, но священной пищей, через которую в нашу жизнь приходит Божия благодать.

Есть у молитвенного обращения к Богу перед едой и практический смысл – действительно, мы успокаиваемся, настраиваемся на разговор с Богом, и это помогает нам уберечься от переедания.

Благодарственное молитвенное обращение – основа веры

Сегодня мы живем в очень интенсивном ритме, нам некогда остановиться, подумать о Боге, почувствовать его присутствие рядом с нами. Пища для нас – это прежде всего некое развлечение, «вкусняшка», с помощью которой мы заедаем свой стресс.

Еда становится спортом или процессом «зарядки батареек», то есть чем-то сугубо утилитарным. Мы порой не замечаем вкуса продуктов, мы торопимся проглотить наши порции и побежать по своим делам.

Молитва исправляет эту печальную ситуацию. Кстати, те люди, которые имеют полезную привычку молиться перед едой, крайне редко имеют проблемы с пищеварением, у них нет болезней желудочно-кишечного тракта.

После вкушения пищи тоже желательно помолиться, поблагодарить Творца за сотворенные им дары, за продолжение жизни.

Молитва помогает:

  • настроиться на спокойный лад,
  • улучшить пищеварение,
  • осознать свою благодарность Богу,
  • выразить любовь Творцу.

Как читать молитву перед едой

Давайте вспомним, как жили наши предки. Для них молитвенное обращение было основой жизни. Они все делали с молитвой, и прежде всего не забывали помолиться перед обедом. Семьи у них были дружные, большие, и даже в неурожайные годы пищи хватало на всех.

Обед готовила самая старшая из женщин, молодые ей помогали. Готовили часто с молитвой, благословляли приготовленные блюда. Сейчас такая традиция уходит. Многие из нас покупают готовые блюда в магазине. И неизвестно, какую пользу может принести такой обед?

Ситуацию может исправить ваша собственная молитва перед началом трапезы. Даже если вы не сами приготовили свой обед, искреннее обращение к Богу поможет освятить его, сделать более полезным.

Если задуматься о том, что такое еда, то становится ясно: пища – это проявление Божией заботы о людях. Все на свете создано Богом, и та еда, которую мы употребляем для жизненной активности, повышения уровня энергии, продолжения своей жизни в целом, также создана Богом для нас. Нам нужно ценить этот факт и благодарить Бога за то, что у нас есть пища.

Поэтому в начале трапезы еще раз вспомните об этом, мысленно (или вслух, если уместно) поблагодарите Бога за ваш обед или ужин, а также прочтите каноническую молитву. Это может быть специальный текст на принятие пищи.

Но если вы ее не можете запомнить, то прочитайте «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся». Это благословляющая молитва, прочитав ее, вы тем самым освящаете обед. В православии такое благословение имеют право делать не только священники, но и все верующие люди. Прочитав молитву, перекрестите блюда и со спокойной душой приступайте к обеду.

Воспитательное значение

Очень важно, чтобы вы не только сами молились перед началом еды, но и учили этому детей. Наши дети живут в совершенно другом мире, они вступают в гонку за деньги, за жизненные блага с самого юного возраста.

Поэтому вы должны, как родители, объяснить детям, что важнее всего на свете – это душа. Ее нельзя купить ни за какие деньги. Душа очищается только при помощи общения с Богом. Ваш пример будет лучшим уроком для ваших детей: молитесь сами, и они будет повторять за вами слова священных текстов.

Только в семье ребенку можно привить доброе отношение к другим людям, разъяснить великую силу молитвы. Если ваш сын или дочь будут видеть, как вы усердно молитесь перед едой и после принятия пищи, то и они будут поступать точно так же.

Их восприятие жизни станет другим: появится больше любви, уважения, взаимопонимания. А также появится другое отношение к еде – как к чему-то священному.

Что делать, если вы в гостях или в кафе? Ничего страшного, вы можете помолиться про себя. А можете произнести текст молитвы вполголоса, этим вы никому не помешаете.

В качестве молитвы перед едой можно использовать:

  • канонические молитвы («Отче наш»),
  • молитвы благодарности, выраженные своими словами,
  • специальную молитву («Очи всех…»).
Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Молитва должна сопровождать православных не только во время службы, но и в быту. Ведь каждое свое дело следует посвящать . Например, важная традиция - молитва до и после еды. Она призвана напомнить о том, что вся жизнь человеческая принадлежит . Именно Он устраивает все так, что мы имеем кров над головой и пищу на столе.


Как правильно молиться в трапезной

Многие задаются вопросом - как вырастить благочестивых детей? Для этого необходимо, прежде всего, самим родителям соблюдать все необходимые обряды. В том числе, возносить свои мысли к небесам каждый раз перед трапезой и по ее окончании.

Молитва после еды напоминает о том, что человек не должен наедаться до такой степени, чтобы его начало клонить в сон. Ведь достойного христианина постоянно ждут дела на пользу своей семьи. Святые никогда не ленились, а питались очень редко и скудно. При этом давал им достаточно сил. Все потому, что они часто к Нему взывали о помощи. Да, именно в этом секрет - чем чаще звучит молитва, тем больше от нее результат.

Дети, видя поведение родителей, начинают невольно им подражать. Но чтобы правильно научить, надо и самим хорошо знать, как правильно себя вести хорошему прихожанину.

  • В месте приема пищи нужно повесить хотя бы одну икону - Спасителя, но можно также образа святых и .
  • Благочестивые христиане вешают на стену и тексты молитв для того, чтобы освятить еду. Если прием пищи происходит в храме, то благословение произносит священник, если дома - то старший в семье. Можно доверять эту мессию и детям - пусть читают по очереди. Так они почувствуют себя важной частью происходящего.
  • В больше праздники традиционные тексты заменяют чтением тропаря. Это праздничные церковные стихи, где кратко отражается самая суть праздника. Лучше, если тропари будут петься, но можно и прочесть, в этом нет греха. Поются они на гласы - особые мелодии, которые знают все, кто часто бывает на службах и молебнах.
  • После вкушения пищи читать молитву желательно наизуст ь. Делается это, по церковной традиции, стоя. Ведь эти тексты очень короткие, не составляет труда их выучить.
  • Сидя произносить молитвы не принято, это могут делать только тяжелобольные люди. Также это допустимо в общественных местах, где нет верующих. Дома же можно следовать традициям. Человек выходит из-за стола, становится напротив образов. Следует креститься, обращаясь к иконам, кланяться до начала и после окончания молитвы. Земные поклоны перед едой делать не принято, но можно сделать поясные.

Святые отцы пишут, что снедь, освященная молитвой, приносит особенную пользу.


Молитва после вкушения пищи - текст

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.


Значение трапезы в христианстве

Пища всегда воспринималась верующими как дар от Бога. Именно об этом свидетельствует традиция чтения благодарственных молитв после еды. В Афонских монастырях, например, существует особый обычай. Когда братия заканчивает ужин, игумен совершает специальный чин освящения - он проводится для того, чтобы благословить избытки (то если излишки, которые остались). Пища никогда не выбрасывается: все, что не было съедено, монахи подают на стол на другой день.

Благодарность в православии

Вспомните евангельский сюжет о том, как накормил несколько тысяч людей всего лишь пятью хлебами. Чему он учит? Тому, что Господь силен восполнить наши нужды. Но также и тому, что сами люди не всегда на это способны. Поэтому так важно уметь поблагодарить даже за кусок хлеба, который кажется скудным. Но ведь у многих и этого нет!

  • Хлеб также является символом той великой жертвы, которую принес за нас Спаситель. Недаром он называется Хлебом жизни.
  • В Евхаристии, главном таинстве христианства, Тело Христово подается верующим под видом хлеба.
  • Само значение слова евхаристия - Благодарение.

Общая трапеза для христиан всегда имела некое сакральное значение. Для Бога мелочей нет, для Него существенно даже то, как проходит у верных принятие пищи. Обед может состоять из любых блюд, главное не в этом. Важно, в каком настроении человек совершает это действие.

У большинства из нас дневной прием пищи проходит на службе, но прочитать молитву всегда есть возможность. Пусть даже кратко, про себя, без совершения крестного знамения, если это смущает коллег. Находят же многие несколько минут, чтобы выбежать в курилку. Так не лучше ли их посвятить выражению благодарности Творцу?

Очень короткая молитва «Благодарим Тя, Христе Боже наш», на самом деле полна глубокого смысла. О чем же в ней говорится?

  • Мы приносим свою признательность за то, что Творец позаботился о том, чтобы мы утолили свой естественный голод. Это так называемые земные блага.
  • Заметьте, что молитва читается не от единственного лица. Подразумевается, что трапеза совершается всей семьей, то есть люди живут и трудятся сообща. Это тоже один из заветов Бога.
  • Во второй части произносится прошение о более важном, чем еда. Там верующий просит для себя и своей семьи милости Божией. Он хочет войти в Царство небесное, где сможет вечно пребывать с Создателем, созерцая Его совершенство.

Таким образом обыденное действие - утоление голода - превращается в частное молитвенное общение, которое несет пользу не только телу, но и душе. Да пошлет вам Господь свои дары в изобилии и подаст спасение!

Молитва после еды - Благодарим Тя, Христе Боже наш was last modified: Апрель 24th, 2018 by Bogolub

‹ Необходимость молитвы перед едой

«И, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам… (Мф.14,19)»

В этих словах говорится о чуде, совершённом Спасителем в пустыне. Пять тысяч мужей, кроме жён и детей, стало быть всего 10 тысяч, слушали слово Спасителя о царствии Божием, слушали целый день и с таким наслаждением питались этою нетленною пищей, что забыли о пище вещественной, необходимой телу.

Быть может, они сами и долго ещё не вспомнили бы об этой необходимой потребности, если бы не напомнили о том Спасителю Его ученики. Ученики подошли к Спасителю и сказали: «Место здесь пустынное, а время позднее, отпусти народ, чтобы он в соседних городах и сёлах купил себе хлеба». — «Вы дайте им ясти», — сказал Спаситель. Но что было дать, когда после строгого обыска, оказалось у всего народа только пять хлебов и две рыбы? Несмотря на такое малое количество, Спаситель велел найденное подать Ему и, воззрев на небо, благословил, эти хлебы и рыбы, и, преломив, дал ученикам; ученики же преподали народу. И дивное дело, — ели все и насытились, и даже оказался остаток, — собрано 12 коробов кусков, как бы в доказательство, что не в воображении было всё случившееся, но на самом деле.

Такова сила и могущество нашего Спасителя! В Его божественных руках слабое и немощное делается мощным, малое и ничтожное обращается в великое. Кто не узнает здесь Того, Который из праха сотворил человека, из ничего, единым словом Своим, создал мир? Так понял народ и это чудо, — он признал Божественного Чудотворца истинным Мессией и хотел поставить Его даже царем, но Иисус Христос уклонился от этой чести, потому что быть царем земным не входило в план божественного домостроительства о спасении рода человеческого. Царство Его не от мира сего.

В чуде Христовом для нас, между прочим, поучительно то, как Иисус Христос приступил к насыщению народа. «Воззрев на небо, благослови», говорит евангелист. Итак, обращение к Отцу Небесному, прославление Его, одним словом — молитва, вот что предшествовало этой благодатной трапезе.

И у нас есть благочестивый обычай пред вкушением пищи обращаться с молитвой к Богу. Не дорого ли для нас, что этот добрый обычай освящён примером самого Иисуса Христа? Но в наше время многие стали уклоняться от этого обычая. К чему и зачем, говорят, это делать? Это ничего не значащий обряд. Но походят ли на правду такие речи? Зачем, в самом деле, нужно молиться пред вкушением пищи и пития?

Представьте, что у вас есть вещь, подаренная вам вашим другом, благодетелем, любимым вами братом, отцом, матерью, сестрой или женой. Как вы обращаетесь с этою вещью? Когда увидите её или когда станете употреблять её, вы непременно вспомните того, кто подарил её вам, и если тот человек жив, вы пожелаете ему заочно доброго здоровья, а если умер — Царства Небесного. Точно так и здесь. Что такое пища, вкушаемая нами? Это дар Отца Небесного, подающего нам на всякий день без всяких со стороны нашей заслуг, единственно по Своей милости. Как же, садясь за стол, не вспомнить Того, Кто питает нас? Как не восчувствовать и не сказать пред Ним так: «Ничего, Господи, нет у нас нашего, всё от Тебя. Ты, о нас промышляя, посылаешь всё нужное для нашей жизни. Благослови же употреблять дар Твоей благости во славу Твою и с пользою для нас».

Так мы должны исповедовать свою зависимость от Бога; так должны свидетельствовать, что чувствуем Его милости к нам. А что же делают те, которые не хотят молиться пред столом и после стола? Они не хотят признать себя в зависимости от Бога; они себе, своим силам приписывают то, что имеют; они таким образом как бы отнимают у Бога то, что действительно исходит от Него, являются гордыми, неблагодарными. А гордость и неблагодарность, вы знаете, какие тяжкие грехи. И в этих-то грехах виновны те, которые не следуют обычаю молиться Богу пред вкушением пищи. Но действительно ли от Бога дается нам пища? Непременно так. Труд земледельца никогда бы не увенчался успехом, если бы Господь в одно время не послал на его ниву дождь, в другое — теплоту солнечную. Да он не мог бы и трудиться, если бы Господь не даровал ему сил к трудам. Больной разве способен к чему-нибудь?

И мы с вами разве имели бы когда что-нибудь, если бы одному из нас Он не дал хороших способностей душевных, другому — крепких сил телесных, третьему — средств к образованию себя, четвёртому — благодетелей. Иной живёт в больнице или богадельне, ест чужой хлеб — но и это всё от Бога. Это Он посылает людям слабым, бедным благодетелей; это Он влагает в сердца людей богатых желание помочь бедным, позаботиться об участи их; ради Него — во Имя Его оказывается и самая помощь. Значит, всё от Бога, свой ли, чужой ли хлеб мы едим. Значит, каждый, кто бы он ни был, должен молиться пред вкушением пищи и по вкушении.

Пищу мы вкушаем для подкрепления сил, для поддержания жизни телесной. Так, но всегда ли достигается эта цель? Вместо пользы от пищи не получается ли иногда вред? Вместо здоровья не приносит ли она иногда болезнь, даже смерть? Бывает нередко — садятся за столь здоровыми, а выходят больными. Потому-то, приступая ко вкушению пищи, и необходимо вознести молитву к Богу, чтобы на пользу, а не во вред нашему телу послужила вкушаемая нами пища, чтобы дух наш был весел после еды, а тело крепко и бодро. И поверьте, кто молится не машинально, не кое-как, а со вниманием и благоговением, тот при правильном, умеренном употреблении пищи получает желаемое. Такой человек через молитву испрашивает благословение на свою пищу, потому вкушает её с пользой для своего здоровья.

Молитва делает пищу не только полезною, но и приятною. При молитве и самое простое, неизысканное кушанье становится приятнее, сладостнее, чем роскошные яства богачей и сластолюбцев. Эту истину можно пояснить примером.

Недалеко от Константинополя в глубоком безмолвии жил святой отшельник. Все почитали этого пустынника, и многие для пользы душевной посещали его. Однажды в одежде простого воина пришел к этому старцу римский император. При разговоре пришедший гость, увидал висящую на стене корзину с сухим хлебом. Ему захотелось вкусить этого хлеба. Старец очень этому обрадовался, принес деревянную чашку с водой, положил туда сухой хлеб и, помолившись, сел со своим гостем за трапезу. По окончании стола старец принес свежей воды и подал гостю. После трапезы гость открылся, кто он, и потом сказал: «Вот я и родился царём, и теперь царствую, но никогда не вкушал хлеба, не пил воды с такою приятностью, с какою ныне ел и пил у тебя. Как сладка мне твоя пища!» — «Мы, монахи, принимаем пишу свою с молитвой и благословением, оттого наше брашно, хоть и худое, бывает сладко. А в ваших домах пьют и едят без молитвы, с шумом и празднословием, и оттого богатые и роскошные трапезы бывают у вас безвкусны — им недостает услаждающего благословения Господня». Поймите из рассказанного, что значит молитва перед вкушением пищи.

Не следуйте, братие, тем, которые не молятся, садясь за трапезу. Такие люди в учители нам не годятся. Наверное можно сказать, что они и в другое время или никогда не молятся, или молятся, но мало, вообще холодны к молитве. Кто Бога помнит, Его любит, тот не может забыть о Нём при пользовании дарами Его, тот не постыдится вознести к Нему молитву, хотя бы с ним тут никто не молился.

Помолясь Богу пред столом, и за столом будьте в молитвенном настроении, с мыслью о Христе и тут не расставайтесь, — так и думайте, что вот с вами Христос, невидимо присутствующий. Потому и за столом избегайте смеха, празднословия, неуместных рассказов, шуток. Если во время стола сильнее, чем в другое время, чувствуется потребность поговорить, то говорите степенно. Помните, что в других местах даже в молчании вкушают хлеб. Дай нам, Господи, на всякое время и на всяком месте питать в себе чувство страха Твоего, и тогда бы, что бы ни стали мы делать — пить или есть, или иное что творить, по слову Апостола, всё во славу Божию будем делать. Да будет с нами так.

Молитва перед вкушением пищи
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Или:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

На благословение пищи и пития мирянам
Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

Молитва после вкушения пищи
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Молитва на принятие просфоры и св. воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

По материалам книги «Обычай молиться пред едой»,
священник В. Шумов,
Издательство Московского Подворья
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Просмотрено (2067) раз