Развитие связной речи детей дошкольного возраста самообразование. Индивидуальный план работы по самообразованию. Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

План работы по самообразованию по теме:

« Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста ».

Актуальность проблемы развития речи

В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаем актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Цели и задачи

Целью работы над данной темой является:

    повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;

    систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

    изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;

    разработать перспективный план реализации проблемной темы;

    выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;

    определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;

    проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

    картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;

    памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;

    итоговое занятие по развитию речи;

Срок: реализации

с 1 сентября 2018 по 30мая 2019года

Участники:

    Воспитатели.

    Дети старшей группы

    Родители.

Прогнозируемые результаты

Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

    совершенствование образовательного процесса;

    активизация речевой деятельности дошкольников;

    улучшение предметной среды, которая способствует развитию связной речи у детей;

    достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;

    повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

План реализации научно-методической темы по самообразованию

Реализация научно-методической темы по самообразованию проходит в несколько этапов:

    Информационно-аналитический.

    Внедрение в практику.

    Итоговый.

Планирование работы по самообразованию.

Сентябрь

Изучение программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы и научно -методической литературы по теме (1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2 . Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007).

Повышение уровня знаний педагога .

Разработка плана по самообразованию педагога

сентябрь

Проведение вводного диагностического исследования детей.

Выявить уровень сформированности речевых навыков и умений.

Заполнение протоколов по результатам вводной диагностики

Сентябрь

Пополнение речевого уголка: дидактическими играми, картотеками,сюжетными картинами; составление перспективного планирования.

Обогащение развивающей среды .

Перспективное планирование.

Октябрь

Консультация для родителей по теме: «Как развивать речь ребёнка 5-6 лет».

Повышение компетентности

родителей

Памятки для родителей по развитию речи детей.

Октябрь

Октябрь -май.

1.Создание картотеки дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников.

2.Работа с детьми по перспективному плану.

Совершенствовать речевой

слух, закреплять навыки

четкой, правильной,

выразительной речи.

Дифференциация звуков,

слов, предложений.

Картотеки игр и упражнений.

Ноябрь

Консультация для родителей по теме «Речевые игры в кругу семьи» .

Повышение компетентности

родителей.

Папка передвижка

« Речевые игры ».

Декабрь-февраль

Изготовление и внедрение дидактических игр по развитию речи

Развитие речи, логического мышления и памяти.

Игра « Истории в картинках», « Короткие истории», « Глаголы в картинках».

Январь

Консультация для педагогов ДОУ по теме «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Повышение компетентности

педагогов

Буклет

« Сказкотерапия».

Февраль

Родительское собрание

« Волшебный мир книги ».

Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Повышение компетентности

родителей?

Март

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений

Конкурс чтецов

План по самообразованию воспитателя

Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

Актуальность темы:

Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Р азвитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;

Развивать монологическую форму речи;

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;

Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Месяц

Тема

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

    Работа над пересказами с использованием опорных схем.

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

    Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

    Активизация и обогащение словарного запаса детей.

    Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

    Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

    Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

    Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

    Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

    Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С. Ушакова).

    Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

    Дифференциация звуков, слов, предложений.

    Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико–грамматическими), влияющими на развитие речи детей.

    Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

    Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

    Пополнять и активизировать словарный запас детей.

    Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

    Работа с загадками. Составление загадок.

    Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

    Учить детей отгадывать загадки по схемам.

    Развивать монологическую речь детей.

    Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

    Работа над развитием речи через театральную деятельность.

    Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

    Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности.

    Раскрытие творческих способностей детей.

    Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

    Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

    Вызвать интерес к поэзии.

    Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

    Конкурс чтецов.

    Обучение сочинению сказок.

    Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Список использованной литературы :

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы показало ряд сложностей в развитии связной речи:

  • недостаточный словарный запас
  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь
  • неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.

Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.

Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод моделирования. Это позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её.

Особенностью этой методики является не изображение предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание слов.

Цель: выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  2. Использовать в работе метод моделирования как эффективного средства развития связной речи: диалогическая и монологическая речь; составление рассказов по предметным, сюжетным картинам, картинам с последовательно развивающими событиями, творческое рассказывание, из личного опыта, пересказ сказок и рассказов, заучивание стихов.
  3. Подготовить:
  • презентацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Использование метода моделирования на занятиях по развитию связной речи»

Картотеки: таблицы, мнемодорожки, пиктограммы, предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки по русским народным сказкам, «Произведения для пересказа» , «Сюжетные, пейзажные картины» .

Изучаемая научно-методическая литература:

  1. Агеева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно пространственного моделирования» , - Москва, 1984 г.
  2. Жукова Н.С. «Формирование устной речи» , - Москва, 1994 г.
  3. Венгер Л.А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» , - Москва, «Просвещение» , 1989 г.
  4. Малетина Н, Пономарёва Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР» , - журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004 г.
  5. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу» , - Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.
  6. Строгова С.Ю. «Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования» , журнал «Логопед» № 8, 2010 г.

Марина Выйгетова
План работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Актуальность темы :

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей . Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии . Этим и обусловлен выбор моей темы.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи , строить предложения и связную речь .

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей .

Самообразование воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога . Без ежедневного самообразования нет ежедневных положительных результатов, как со стороны педагога, так и со стороны детей .

Тема «Развитие связной речи дошкольного возраста » выбранная мной, позволяет мне изучить актуальность использования различных приемов, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей .

При развитии связной речи у детей важно правильно систематизировать воспитательную работу , отражая результативность данной деятельности, позволяя выработать перспективу дальнейшего общения, работы с детьми моей группы.

Активно воздействовать на всестороннее развитие детей - стало важной задачей моего самообразования по вышеуказанной теме.

Работая по выбранной теме , я обогащаюсь сама и обогащаю детей новыми представлениями и понятиями, тем самым активизируя мыслительную и разговорную деятельность воспитанников.

В плане содержалась программа моей методической деятельности на прошлый, данный и будущий учебный год. Исходя из этого, свою работу я разделила на этапы.

Я решила проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме. Я работала над этим ежедневно , исследуя эффективность использования различных приемов в процессе развития связной речи у детей , тем самым мое самообразование происходило регулярно.

Обосновав свой выбор, я выбрала именно эту тему для самообразования и работы с детьми .

Мной велась плодотворная, тщательная предварительная работа к началу самообразования .

Я рассмотрела несколько программ из опыта работы педагогов и ознакомилась с методикой их проведения. Мной были рассмотрены методические рекомендации по ряду программ их направлении и учтены и приняты на заметку.

Я старалась применять теорию на практике при работе с детьми . Различные формы взаимодействия с детьми были выбраны мной : на занятиях, вне занятий, в совместной деятельности с детьми. Собственные методические наработки , сделанные в ходе работы над вышеуказанной темой, помогали мне более углубленно подходить к данной теме. Сделав выводы о том, какова положительная динамика развития у детей , я продолжала более углубленно изучать влияние разных приемов на развитие речи у детей . Я думала над перспективами дальнейшей работы по теме , как же можно улучшить работу ? Проводила для себя итоги самообразования .

При подготовке плана самообразования у меня возникло много вопросов. Первая проблема, с которой столкнулась я - это выбор темы. Тему я выбрала самостоятельно . Для меня было важно определиться, как я запланирую свое развитие и самообразование в этом году по данной теме, учитывая результаты развития прошлого года . Анализируя свою работу с детьми , обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса, я решила выбрать именно эту тему.

Я запланировала работу над темой на несколько лет. В дальнейшем я намерена каждый последующий год дорабатывать старую тему, внося в нее новые идеи, наработки в соответственно возрасту детей . Я уверена, что выбранная мной тема затронула актуальные вопросы дошкольного образования .

Я старалась в течение этого времени повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, делилась опытом работы воспитателей других групп, выслушала доклады и выступления моих коллег на совещаниях и педагогических советах, проводимые при МБДОУ № 19.

Разработав перспективный план работы с детьми , подготовила для себя диагностику на начало и конец учебного года.

Организовав работу с детьми во время совместной деятельности, наметив для себя, над чем я больше должна работать , изо дня в день я делала соответствующие выводы и старалась самообразовываться .

В течение прошлого учебного года готовила дидактический материал по различным темам . Были изготовлены занимательные дидактические задания, развивающие карточки , схемы. Изготовлены карточки с заданиями по формированию воссоздающего и творческого воображения в речевой деятельности. В данную работу подключала частично детей , самих родителей, студентов – практикантов.

Совместно с родительским комитетом мы оформляли книжки – раскладушки, накопительные папки, демонстрационный материал, дополняя свои знания новой информацией.

Я провела отчёт о проделанной работе за прошлый учебный год на родительском собрании и намерена продолжить эту работу , но с более весомыми дополнениями.

Ставя перед собой цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме я изучала методические литературы по данной теме, изучала статьи и журналы

«Воспитатель ДОУ» , «Дошкольное воспитание » . Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе , в совместной деятельности с детьми позволяло мне глубже изучить методику и технологии педагогов других регионов.

На групповом собрании с родителями был рассмотрен вопрос на тему «Речь вашего ребенка» . Консультация с родителями позволила мне продолжить работу в данном направлении. Свои полученные знания в этой области я направила на развитие детей , и для себя сделав соответствующие выводы, продолжила оснащать группу предметно – развивающей средой .

Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в группе. Поэтому мне приходилось подбирать по темам множество дидактических игр, сюжетных картин, тематических и наглядно – демонстрационных карточек.

Мной сделаны раздаточные материалы для занятий, игр.

Через проведенные мероприятия, развлечения , изготовление наглядно – иллюстрационного материала, консультации для родителей, сообщения на родительском собрании мне удалось понять о важности данной темы.

Исходя из этого, важно помнить, что самообразование воспитателя - это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми .

Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности (разработана Г . М. Коджаспировой) .

Оценив себя по каждому показателю, я определила уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования . Исходя из этого, для себя сделала соответствующие выводы.

Мотивационный компонент

1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.

2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.

3. Чувство долга и ответственности.

4. Любознательность.

5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности .

6. Потребность в самопознании .

7. Уверенность в своих силах.

Когнитивный компонент

1. Уровень общеобразовательных знаний.

2. Уровень общеобразовательных умений.

3. Уровень педагогических знаний и умений.

4. Уровень психологических знаний и умений.

5. Уровень методических знаний и умений.

6. Уровень специальных знаний.

Нравственно-волевой компонент

1. Положительное отношение к процессу учения.

2. Критичность.

3. Самостоятельность .

4. Целеустремленность.

6. Трудоспособность.

7. Умение доводить начатое дело до конца.

8. Смелость.

9. Самокритичность .

V. Гностический компонент

1. Умение ставить и решать познавательные задачи.

2. Гибкость и оперативность мышления.

3. Наблюдательность.

4. Способность к педагогическому анализу.

5. Способность к синтезу и обобщению.

6. Креативность и ее проявление в педагогической деятельности.

7. Память и ее оперативность.

8. Удовлетворение от познания.

9. Умение слушать.

10. Умение владеть разными типами чтения.

11. Умение выделять и усваивать определенное содержание.

12. Умение доказывать, обосновывать суждения.

13. Систематизировать , классифицировать.

14. Умение видеть противоречия и проблемы .

15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.

17. Независимость суждений.

V. Организационный компонент

1. Умение планировать время .

2. Умение планировать свою работу .

3. Умение перестраивать систему деятельности.

4. Умение работать в библиотеках .

5. Умение ориентироваться в классификации источников.

6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.

V. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности

1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.

2. Способность к самоанализу .

3. Способность к самоорганизации .

4. Самоконтроль .

5. Трудолюбие и прилежание.

V. Коммуникативные способности

1. Способность использовать опыт самообразовательной деятельности коллег .

2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании .

3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии.

4. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.

Цель : Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи : - совершенствовать диалогическую форму речи ;

- развивать монологическую форму речи ;

Учить связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями ;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Форма самообразования : индивидуальная, групповая.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :

изучение литературы по теме;

посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и города;

посещение педсоветов, семинаров, конференций;

самоанализ и самооценка НОД в своей группе ;

практический выход : утренники перед родителями; доклад и презентация для студентов – практикантов Канашского педагогического колледжа;

С 2015 года мной пройдены следующие этапы самообразования :

Срок Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь

2015 г. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи .

2015 г. Работа

Пересказ литературной сказки «Федорино горе» К. Чуковского;

«Воробьишко» М. Горького; «Подкидыш» В. Бианки;

«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей . Консультация для родителей на тему :

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой ».

Ноябрь-Декабрь

2015 г. Развитие речи и личности дошкольника в

сказкотерапии : «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Красная шапочка» . Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы . Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи ».

2015 г. Работа детей детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей . Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам (в совместной деятельности) .

2015г. Работа с загадками . Показать роль загадки на формирование выразительности речи . Консультация для родителей : «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи ».

2015 г. Составление загадок. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей .

Тематическое занятие «В мире загадок» .

2015 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Открытый просмотр для студентов – практикантов педагогического колледжа г. Канаш.

2015 г. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок : «Лисичка – сестричка и волк» , «Три поросенка» . Развитие творческой самостоятельности , эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей , эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей . Показ сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» детям на запланированном занятии .

Сентябрь 2016 г. Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Проведение тематического занятия .

Октябрь-Ноябрь 2016 г. Игры и упражнения для .

(О. С. Ушакова) речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Открытое занятие для аттестационной комиссии; Подготовка дидактического материала.

Декабрь - Январь

2016 г. Работа над интонацией , дикцией, выразительностью речи детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Зима» .

Утренник, посвященный Новому году.

2016 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; развивать умение детей рассказывать : описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Открытый просмотр для студентов – практикантов педагогического колледжа.

2016 г. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки «Лиса и кувшин» Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей . Показ сказки «Лиса и кувшин» родителям на родительском собрании.

Апрель 2016 г. Обучение сочинению сказок Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. Тематическое занятие «В мире сказок»

2016 г. Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок» . Учить детей совершенствовать диалогическую форму речи , при инсценировки сказки. Формировать умение связно , последовательно и выразительно пересказывать сказки. ООД для родителей.

Сентябрь

2017 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Продолжать учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Тематическое занятие «Здравствуй, осень!» .

Октябрь-Декабрь

развития речи детей старшего дошкольного возраста .

(О. С. Ушакова) . Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей .

Январь - Февраль

2017 г. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста .

(О. С. Ушакова) . Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Тематическое занятие «Зимние забавы» .

2017 г. Работа над интонацией , дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Тематическое занятие «Скоро в школу» .

Список использованной литературы :

1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986 .

2. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников . - М.: ТЦ Сфера. 2007.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду . М. ,1994.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой : Конспекты занятий. М, 1998.