Внутренности швейной машинки. Устройство швейной машины. Уход, смазка. Инструкция к швейной машине Чайка, Подольск

Устройство швейной машинки нужно знать не только ученице 5 класса, но и каждой хозяйке швейной машинки, поскольку это не только познавательно, но и выгодно. Зная, как устроена ваша швейная машина, вы сможете самостоятельно выполнить настройку ее работы без оплаты услуг мастера по ремонту. Имея представление об узлах и механизмах машинки, скрытых под крышками корпуса, вы будете беречь машинку от перегрузки, что предотвратит ее поломку и сохранит ваши деньги.

В школе на уроках труда в 5 классе обычно изучают устройство устаревших моделей швейных машин типа Подольск , Зингер. Узлы и механизмы этих машин легко увидеть, не разбирая машинку. Современные же бытовые швейные машины с электроприводом по сравнению со старыми машинами имеют лишь общий принцип образования челночного стежка, устройство же у них совсем иное.
В этой статье вы увидите, как устроено челночное устройство, привод электрической швейной машинки. Как взаимосвязан узел иглы с челноком, на что нужно обращать особое внимание, чтобы уберечь вашу машинку от поломки. Данная инструкция подходит для недорогих моделей швейных машин фирмы Janome , Brother, Зингер и других с горизонтальным и вертикальным челноком.


На сайте уже есть похожая статья, в которой подробно изложено устройство швейной машинки, даны названия деталей и механизмов, приведены схемы взаимодействия узлов. Вы можете ее прочитать, перейдя по ссылке Устройство швейной машины . Поэтому в этой статье мы не будем останавливаться на названиях частей и деталей, а лучше подробнее разберемся в устройстве современной модели швейной машинки, ее особенностях и неисправностях.


Вот так выглядит швейная машинка без пластикового корпуса стоящая на переднем плане верхнего фото. Это обычная модель эконом-класса фирмы Dragonfly (Китай) с горизонтальным челноком. Практически все модели недорогих бытовых швейных машинок устроены одинаково, особенно если они произведены в Китае.

2. Самый главный узел бытовой электрической машинки

У любой электрической швейной машинки главной деталью является электропривод . От его состояния зависит не только скорость и мощность, но и работоспособность машинки. Старайтесь не перегружать двигатель длительной непрерывной работой, что часто случается при пошиве штор, постельного белья.
Обратите внимание на ремень электропривода. Тоненький и слабенький с виду ремешок приводит в движение весь механизм машинки. Конечно, порвать его, тем не менее, непросто, но все же лучше уберегать машинку от пошива грубых джинсовых тканей, кожи и т.п. Обратите внимание и на внутреннюю поверхность ремня (зубчики). В случае обрыва ремешка, подобрать такой диаметр с определенным "шагом" зубчиков будет проблемой. Для того чтобы машинка работала мягко и ремень не "проскакивал" нужно со временем проверить его натяжение. За многие годы работы оно может ослабнуть и это может повлиять на снижение скорости и явится причиной повышенного шума.

Если вам придется самим разбирать машинку, нажмите указательным пальцем на ремешок в том месте, которое указано стрелочкой. Ремень должен слегка прогибаться, но с небольшим усилием. Если он продавливается совсем без усилия, свободно нужно увеличь натяжение. В то же время, слишком сильное натяжение приведет к тугому ходу и станет причиной "гула" машинки и повышенному износу втулок электродвигателя.


Электропривод крепится двумя винтами (Д). Если их ослабить, то привод можно слегка сдвинуть и натянуть ремень. Но основную регулировку нужно выполнять винтами (К), крепящими электродвигатель вместе с рамкой к станине машинки.
Ослабьте эти винты накидным ключом или мощной крестовой отверткой и регулируйте натяжение, смещая двигатель относительно этого крепления.
После регулировки проверните несколько раз вал машинки и проверьте еще раз натяжение ремня.

4. Устройство взаимодействия главного и нижнего вала

Если двигатель - это главная деталь швейной электрической машинки, то ремень главного и нижнего вала - основная причина поломок машинки. Точнее даже не поломок, а сбоев в ее работе.
Небольшой узкий ремешок связывает воедино работу главного вала, отвечающего за узел игловодителя и нижнего вала, вращающего челночное устройство. Малейший сбой привод к разрегулировке взаимодействия иглы и челнока и соответственно к появлению разного рода "проблем". Например, машинка вращается, а строчка не образуется или гнется и ломается игла и т.д.

Мы не будем подробно рассматривать причины этого в этой статье, скажем лишь, что не следует нарушать рекомендации завода-изготовителя и шить на машинке ткани и материалы не указанные в инструкции. Перегрузка при пошиве грубых тканей может привести к "проскальзыванию" ремня на один "зуб", что соответственно сбивает работу всех механизмов швейной машинки. Редко, но случается, что ремень и лопается от такой нагрузки. В таком случае вам не поможет даже мастер, поскольку купить новый ремешок вряд ли возможно, особенно на устаревшие модели машинок.


Увидеть этот ремень можно только после снятия двигателя, заодно можно и проверить его натяжение. Если потребуется, то натянуть его можно с помощью регулятора (Р).
Сильно перетянутый ремень приведет к тяжелому ходу и повышенному шуму машинки.
Слабо натянутый ремень станет причиной увеличенного люфта иглы, что может привести к появлению пропусков в стежке и кроме того к "проскакиванию" ремня на шкиве.

Еще можно добавить, что приводной ремень обычно уставлен на машинках с горизонтальным челноком , поэтому они работают мягко и тихо. Недорогие машинки с качающимся челноком (как у Чайки) устроены немного иначе. Вместо ремня у них применяются металлические конструкции соединения главного и нижнего вала, поэтому такие машинки более "выносливые" но и заметно шумные в работе.
Чтобы уменьшить шум их нужно постоянно смазывать. Машинки с горизонтальным челноком смазывать нужно намного реже.


Ну и последнее на что нужно обратить вам внимание, изучая устройство швейной машинки - это челночный ход. От правильной его настройки зависит не только качество строчки, но и сама возможность образования стежка. Обратите внимание, когда носик подходит вплотную к игле, ушко должно находиться ниже носика на 1.5-2.0 мм. Этот параметр влияет на надежное образование стежка в строчке.

Зазор между лезвием иглы и носиком челнока устанавливать не нужно, поскольку он практически не сбивается, разве что в том случае, когда игла погнута. А вот положение ушка иглы по отношению к носику челнока часто сбивается именно по вине швеи. И, как правило, это происходит после попытки подшить грубые джинсы. Дойдя до пересечения швов (в восемь сложений ткани) ломается игла, а после ее замены машинка перестает образовывать стежки. Проскочил ремень на один "зуб" и машинку нужно отдавать в ремонт.
См. Пропуски стежка у современных машин . Сами вы такую настройку выполнить не сможете, но проверить положение иглы можно. Снимите игольную пластину, вытащите пластмассовый челнок и с помощью лупы проверьте зазор. Если зазор в норме, значит, причину нужно искать в "другом месте". Возможно, неправильно работает натяжитель верхней нитки, возможно, затупилась игла и т.д.

Влияние на качественное формирование челночного стежка оказывают также рейка, лапка, шпулька, натяжитель верхней нитки, компенсационная пружина и другие узлы и детали.
Более подробно об их значении, настройке и ремонте можно узнать на страницах нашего сайта, например в статье Как устроен швейный челнок
Швейный челнок для любой швейной машины - это главное ее устройство. От того как настроены его параметры взаимодействия с иголкой зависит качество образования стежка. Многие неисправности швейных машин связаны именно с работой челночного устройства.


Такая "мелочь" как намотка нитки на шпульку часто создает массу неудобств при пошиве. Почему-то не всегда удается быстро и "без проблем" выполнить это. Давайте разберемся, почему иногда бывает сложно намотать нитку на шпульку и что нужно сделать, чтобы устранить мелкие поломки моталки.


Как пользоваться оверлочной лапкой и на что нужно обратить внимание, выбирая машинку с функцией оверлока. Дополнительные оверлочные строчки увеличивают качество обметывания ткани на швейной машинке. И если вы не собираетесь в дальнейшем покупать оверлок, следует обратить на это внимание при выборе швейной машинки.


Мнение мастера о том, какая швейная машинка самая лучшая. Подробно о б/у швейной машине Рубина и других стареньких моделях марки Веритас.

Вы хотите знать как устроена швейная машина? Сейчас доступно огромное разнообразие швейных машин, от простых моделей с прямой строчкой до компьютеризированных швейных систем, но большинство из них состоят из одних и тех же общих частей, которые работают вместе, чтобы создать строчку. Рассмотрим эти части.

  1. Маховик, маховое колесо. Это колесо для регулировки высоты иглы. Всегда поворачивайте маховик на себя.
  2. Катушечный стержень. На него надевается катушка с ниткой, которая постепенно разматывается, когда машинка шьёт.
  3. Колпачёк катушки. Удерживает катушку на стержне.
  4. Намотчик шпульки. Может быть сверху, снизу или сбоку швейной машины. Состоит из держателя шпульки и стоп-рычага, который срабатывает, когда шпулька полностью намотана. Некоторые намотчики шпульки обладают встроенным нитеобрезателем.
  5. Нитенаправитель. Обычно имеет форму дисков, между которыми защипывается нить. Благодаря этим дискам нить слегка натягивается и не запутывается.
  6. Рычаг нитепритягивателя. Представляет собой металлический палец, на который поступает нить от нитенаправителя. Он движется то вниз, то вверх, тем самым стягивая нить с катушки и подавая ее в машину.
  7. Регулятор натяжения нити . Контролирует степень натяжения нити. Регулируется с помощью регулировочного винта, или на приборной панели машины, если машина компьютеризированная.
  8. Регулятор положения иглы. Некоторые швейные машины могут позволять перемещать иглу влево или вправо от центрального положения. Бывает удобно для создания множественных строчек.
  9. Некоторые машины позволяют задать положение иглы при остановке машины специальной кнопкой (крайнее верхнее или крайнее нижнее), что удобно при шитье кривых и углов.
  10. Регулятор ширины строчки. Регулирует ширину зигзагообразных строчек.
  11. Регулятор длины стежка . Настраивает длину каждого стежка, изменяя шаг транспортера ткани.
  12. Кнопка реверса. Почти все машины имеют возможность шить в обратном направлении. Обычно используется для окончания строчки с целью предотвращения её распускания. Несколько стежков в обратную сторону - и ваша строчка не распустится.
  13. Ручка выбора стежка. Используется для выбора типа строчки. Многие машины умеют шить различными видами строчек - прямая, зигзаг, петля.
  14. Прижимная лапка . Прицепляется к так называемой "лодыжке" и прижимает поступающую ткань к транспортеру. Имеет механизм крепления, который позволяет быстро заменить одну лапку на другую в случае необходимости.
  15. Регулятор давления прижимной лапки.
  16. Рычаг подъёма прижимной лапки. Поднимает и опускает лапку.
  17. Игла. Протаскивает верхнюю нить через ткань, чтобы создать строчку. Существуют специальные иглы для различных тканей .
  18. Нитевдеватель. Некоторые машины имеют встроенный нитевдеватель. Это крошечный крючок, который проходит через игольное ушко, ловит нить, и тянет её обратно, чтобы протащить через глазок.
  19. Нитеобрезатель. Обычно расположен недалеко от иглы. Позволяет простым движением отрезать нить.
  20. Винт иглодержателя. Закрепляет иглу.
  21. Металлическая пластина под лапкой. В ней расположен транспортер ткани и отверстие для прохождения иглы. Пластина может иметь разметку, которая помогает ровно подавать ткань .
  22. Транспортер. Подает ткань под иглу, представляет из себя зубчатый кусок металла.
  23. Рукав швейной машины. Пространство между иглой и корпусом машины. Длинный рукав удобен при шитье больших проектов, например одеял.
  24. Крышка челночного устройства. Защищает механизм челночного устройства . Открывается при замене шпульки или при чистке машины.
  25. Педаль . Работает как педаль газа в автомобиле. Регулирует скорость шитья.

Сшивание кусков материала на бытовых швейных машинах в большинстве случаев производится двумя нитками челночной строчкой (рис. 1). Сверху и снизу эта строчка имеет вид пунктира. Переплетение ниток осуществляется внутри сшиваемого материала.

Челночная строчка практически не распускается, достаточно прочна и широко применяется для сшивания ткани, кожи и других материалов.

Верхняя нитка А называется игольной, так как она вместе с ушком иглы проходит через материал. Нижняя нитка Б называется челночной, поскольку она поступает со шпульки, находящейся в челночном устройстве.

При выполнении челночной строчки после прокола материала игла с верхней ниткой начинает подниматься из нижнего положения, образуя около ушка петлю напуска . Благодаря наличию петли-напуска осуществляется переплетение верхней и нижней ниток.

В процессе усовершенствования швейной машины было найдено два способа получения челночного стежка.

Первый способ основан на принципе работы ткацкого станка. Обыкновенная ткань образуется из нитей основы и утка с помощью основного рабочего органа - челнока, несущего в себе шпульку с запасом нити. Челнок, пролетая между рядами нитей основы, образующими зев, проводит между ними уточную нить. Происходит переплетение нитей основы и утка.

То же самое происходит и при работе швейной машины, но поскольку ниток всего две, после каждого прокола иглы образуется одно переплетение.

При продвижении ткани на заданную величину до следующего переплетения образуется стежок.

Верхнюю нитку А (рис. 2,а) с катушки 1 проводят между шайбами 2 регулятора натяжения нитки в ушко рычага нитепритягивателя 3 и в ушко иглы 4. Нижняя нитка Б намотана на шпульку 6, которая вложена в челнок 5.

Игла, проколов материал, проводит сквозь него игольную нитку. Поднимаясь из крайнего нижнего положения, она образует у своего ушка петлю-напуск из игольной нитки. Челнок, совершая рабочий ход, подходит к игле и своим острым носиком входит в петлю.

Игла снова опускается в нижнее положение и останавливается (рис. 2,б). Челнок всем своим корпусом входит в петлю, расширяет ее и проводит через нее челночную нитку. Останов иглы в этот момент необходим. Если бы игла продолжала подниматься, то петля могла бы защемиться между поверхностью скольжения челнока и направляющей в платформе машины и верхняя нитка повредилась бы или оборвалась.

В настоящее время бытовые швейные машины с качающимся челноком не выпускаются.

Второй способ образования челночного стежка основан на обводе петли вокруг шпульки.

Верхнюю нитку А (рис. 3, а) с катушки 1 проводят между шайбами 2 регулятора натяжения нити, затем в ушко рычага нитепритягивателя 3 и в ушко иглы 4. Нижняя нитка Б намотана на шпульку, которая вложена в челнок 5. Игла перемещается вверх (рис. 3,б). Челнок, захватив петлю верхней нитки, начинает расширять ее. Ушко рычага нитепритягивателя перемещается вниз, освобождая верхнюю нитку. Челнок расширяет и обводит петлю верхней нитки вокруг шпульки с нижней ниткой (рис. 3,в). Рычаг нитепритягивателя, перемещаясь в верхнее положение, выводит петлю из челнока и затягивает стежок (рис. 3, г и д), после чего материал продвигается на величину стежка.

По такому принципу работают все швейные машины с возвратно-поворотными и с вращающимися челноками. Второй способ образования стежка является, по существу, развитием первого. При первом способе движущийся челнок с намотанной на шпульку нижней ниткой проводится в неподвижную расширенную петлю верхней нитки. При втором способе подвижная расширяющаяся петля верхней нитки обводится вокруг относительно неподвижной шпульки. Конечный результат один и тот же - одинаковое переплетение ниток и одинаковая челночная строчка.

Рассмотрев процесс образования стежка, можно сделать следующие выводы.

Основной функцией бытовой швейной машины является выполнение челночной строчки, для чего каждая машина должна иметь следующие основные механизмы:
1) механизм иглы; машинная игла должна прокалывать материал, проводить сквозь него верхнюю нитку и создавать у своего ушка петлю-напуск;
2) механизм челнока; челнок должен захватывать петлю-напуск около ушка иглы, обводить ее вокруг шпульки и осуществлять переплетение ниток;
3) механизм нитепритягивателя, который должен подавать верхнюю нитку, выводить петлю из челнока и затягивать стежок;
4) механизм двигателя ткани, который должен перемещать материал для образования следующего стежка.

Естественно, что специальные бытовые швейные машины, предназначенные для выполнения более сложных операций, имеют более сложное устройство и оснащены различными дополнительными механизмами и приспособлениями.

Основы знаний, любой швеи, о работе, на швейной машине.

Все видели швейную машину, многие из вас, на ней работают, но почти ни кто, не знает принципа и последовательность образования стежка и продвижение материала.

Возьмем любую швейную машину. Допустим, самую простую. Это машина класса 2 М. В народе называют "Подолка". Швейная машина: Подольского Механического Завода, сокращённо ПМЗ, класса 2 М.

На фото 1, машина Подольск 2 М.

Фото 1.

Данная машина, снабжена ручным приводом. Я не буду, вдаваться в тонкости механизма. Для привода её в действие, нужно повенуть маховое колесо, на себя. При этом произойдёт следуещее:

  1. Игловодитель, начнёт опускаться или подыматься.

Всё зависит, от того, в каком положении, она осталась в прошлом движении, при котором была произведена, остановка махового колеса.

Началом рабочего цикла, считается, положение игловодителя, когда он, находится в самой верхней точке, ноль (0).

  1. Первое, что должны сделать, чтобы можно было начать шить:
  1. В самое верхнее положение.
  2. Лыска иглы, должна при этом, смотреть, на носик челнока.
  3. Обратить внимание, на колбу иглы. Бытовая или промышленная.
  4. Вставить нить в иглу, со стороны, длинного желоба.

От выбора вами иглы, зависит: будет машина шить или произойдёт её поломка. Которая повлечёт за собой, в лучшем случае, только замену иглы, в худшем, приведет к регулировке челнока.

  1. Поднять лапку, рычагом подъёма.
  2. Вынуть шпульный колпачок и заправить в него нитку, со шпульки.

Порядок установки шпульки, в колпачок:

На фото 2 показано, как правильно, нужно устанавливать шпульку, в колпачок.

Вот, на что, надо обратить внимание:

  1. Паз, в подшпульнике, для входа нити в колпачок. Не должен иметь острых кромок!
  2. Пружинка колпачка. Не должна иметь протёртостей, с внутренней стороны!
  3. Регулировочный винтик, при закручивании - сильнее зажимает нить. У пружинки, при откручивании винтика - нажим ослабевает. Закручиваем, по часовой стрелке, выкручиваем против, часовой! И не должно быть, на винтике, острых шлицов и заусёнок на них! Спиливаем напильником.
  4. Посадочное место, шпульки. В нём, не должно быть пыли и очёсов!
  5. Шпулька. Должна соответствовать, размерам, шпульного колпачка!
  6. Нить.

При вытягивании нити, со шпульки, вставленной в колпачок, шпулька должна вращаться, по часовой стрелке! Поставите по другому и натяжение нити, в строчке, сразу ослабнет. И в строчке, будет поверх материала, виден узелок. И вы начнёте вращать, регулятор натяжения, верхней нити. Кроме этого, при остановке шитья, шпулька, самопроизвольно провернётся, и выдаст чуть больше нити. Да, пружинка её удержит. Но во время выполнении за крепки, в начале шитья, следующего шва, у вас начнёт вытягивать на верх, нижнюю нить, получится не красивый узел. Строчка дальше, будет идти ровно, с вытянутой на верх нижней нитью, вы опять начинаете крутить, регулятор, верхней нити. До следующей начальной за крепки.

Фото 2.

На фото 3, показано, как регулировать винтик пружины.

  1. Вставляем шпульку в колпачок.
  2. Берём за нить, колпачок со шпулькой висит. Нить не вытягивается. Если вытягивается зажимаем винтик на 1 - 2 оборота.
  3. Шпульный колпачок, должен висеть!

Фото 3.

  1. На фото 4, слегка встряхиваем, колпачок. Нить должна податься, на 3 - 7 см и колпачок должен зависнуть. Разбег 3 – 7 см зависит от качества нити, силы встряхивания, толщины нити.

Фото 4.

  1. Под лапку, положить лоскут материала, той толшины, которую будем сшивать.
  2. Опустить лапку, рычагом подъёма, на пошиваемый, материал.
  3. Вращая рукой маховое колесо, опустить в материал, иглу.

Машина готова к работе.

  1. Вращаем маховое колесо, на себя.

Маховое колесо, насажено на главный вал. Главный вал соеденён, с нижими валами - кронштейнами. Либо:

  1. Ременная передача.
  2. Шатунная - "соединение, через тягу с хомутом и тягу с вилкой".
  3. Ременная и шатунная.
  4. Шестерёнчатая.
  5. Шестерёнчатая и шатунная.
  6. Шестерёнчатая и шатунная и ременная.

На фото 5 , маховое колесо, швейной машины.

Фото 5.

  1. Так как, на главном валу, находится кривошип, он также приходит в движение. От этого, все детали кривошипа, также начинают движение. А это:

Игловодитель, а также нитепритягиватель. (Это главные, видимые швее детали)

На фото 6, показаны основные детали, фронтальной части, приводимые в движение, маховым колесом.

Ниепритягиватель - это "крючок", в который вставляется верхняя нитка, после того, как обернется, вокруг тарелочек. (на фото 6, не видно)

Фото 6.

  1. Когда игла, вставленная в игловодитель, опускается, транспортёрная колодка, также опускается в низ.

На фото 7, показана опускающаяся игла и транспортёрная колодка. Нитепритягиватель, при этом также, опускается в низ.

Фото 7.

  1. На фото 8, как только игла, опустится в нижнюю точку ноль, Транспортёрная колодка, также займёт, своё самое, нижнее положение. Нижний ноль (0). Нитепритягиватель также займёт нижнюю точку ноль (0).

Фото 8.

  1. На фото 9, продолжая вращать маховое колесо, игла, вставленная в игловодитель, должна подняться на 1,5 - 2, 5 мм. (На всех машинах, разная величина). И в этот момент пересечся носиком челнока. Нитепритягиватель же, остаётсяв нижнем ноле, (0). Для того, чтоб со стороны лыски иглы, образовалась петля напуск, из верхней нити. В эту петлю напуск, должен войти, носик челнока. Транспортёрная колодка, также, начала свой подъём.

Если транспортёрная колодка, начнёт подыматься раньше или позже, чем начал подыматься игловодитель, то прошитую тонкую ткань, будет морщить!

От правильности выставки, игловодителя по высоте, зависит точность пересечения лыски иглы, с носиком челнока. На данном фото, носик челнока, пересекает отверстие в игле, захвата верхней нити не произойдёт, (Носик челнока, перережет нить, как ножницами, так как зазор, между лыской иглы и носиком должен состовлять 0,1 мм.) будет пропуск стежка. Требуется регулировка игловодителя, по высоте.

Фото 9.

  1. На фото 10, после захвата, носиком, петли - напуска, челнок проворачивается, относительно оси, шпульного колпачка. (Ось шпульного колпачка, является и осью челнока.)

Фото 10.

  1. На фото 10 № 3.
  1. Игла подымется в верх,
  2. нитепритягиватель, остаётся в низу.
  3. Челнок проворачивается вокруг оси. Проворот челнока, происходит до тех пор, пока выходной конец челнока, не встанет под отверстием, в игольной пластине.
  4. Итолько теперь, нитепритягиватель, начинает свой подъём.
  5. Челнок же, остаётся вверхней точке (0).
  6. При этом, транспортёрная колодка, приподымает материал над игольной пластиной и передвигает его, на то растояние, которое швея, выставила, регулятором длины стежка.
  1. На машинах с челноком вращающихся на 360 градусов, происходит один холостой оборот, челнока. То есть, без иглы.

До полной утяжки, нитепритягивателем, стежка, челнок освободившийся от верхней нити, делает ещё один цикл - проворота. Тоже самое делает и транспортёрная колодка.

Происходит очищение челнока, от остатков пошиваемого материала. и естественно смазка. Это продливает его, срок эксплуатации.

Швейная машина - это техническое устройство для выполнения процессов соединения, скрепления или отделки деталей швейных изделий. Среди огромного многообразия машин и механизмов, изобретённых человеком, почётное место принадлежит швейной машине. Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце XV века Леонардо да Винчи. Создатели швейных машин с каждой моделью усложняли и совершенствовали её конструкцию.

Машина становилась более быстроходной и специализированной. Сначала все швейные машины выпускали с ручным приводом, а затем появились машины с ножным и электрическим приводами (рис. 43).

Рис. 43. Виды швейных машин: а - с ручным приводом; б - с ножным приводом; в - с электрическим приводом

Последние годы мировые производители выпускают бытовые швейные машины, которые по своим характеристикам всё больше приближаются к промышленным образцам. Они разнообразны по своей конструкции и внешнему виду (табл. 6).

Таблица 6. Современные швейные машины


По техническим возможностям машины являются универсальными. Современные швейные машины - это швейные компьютеры с электронной памятью и жидкокристаллическим дисплеем. В них автоматизировано практически всё - от заправки нитки до её обрезки по окончании шитья.

Все современные бытовые швейные машины оснащены электрическим приводом, который состоит из двух основных частей - педали и электродвигателя. Электродвигатель прикреплён к швейной машине. Педаль устанавливают на пол в удобном месте. Пуск электродвигателя производят нажимом ноги на крышку педали. Скорость выполнения машинной строчки зависит от силы нажатия на педаль: чем сильнее давление на педаль, тем больше скорость. Как только начинают отпускать педаль, она возвращается в исходное положение, скорость уменьшается до полной остановки машины.

Как вы заметили, виды бытовых швейных машин разнообразны. Однако устройство, наладка и правила их эксплуатации имеют много общего. В качестве примера предложены: швейная машина с электрическим приводом (рис. 44, А) и швейная машина с ножным приводом (рис. 44, Б).

Рис. 44. Устройство бытовой швейной машины:
А. а - платформа: 1 - задвижная пластина, 2 - челночное устройство, 3 - прижимная лапка, 4 - двигатель ткани; б - рукав: 5 - маховое колесо, 6 - рычаг обратной подачи, 7 - регулятор длины стежка;
Б. а - платформа: 1 - прижимная лапка, 2 - задвижная пластина, 3 - двигатель ткани; б - рукав: 4 - рычаг подъёма лапки, 5 - маховое колесо, 6 - регулятор длины стежка

Перед работой на швейной машине следует изучить её устройство. Для этого необходимо познакомиться с инструкцией «Руководство по эксплуатации машины», которая прилагается к каждой швейной машине при её покупке. Санитарно-гигиенические требования:

  1. Поставить стул необходимо напротив иглы машины.
  2. Сидеть за машиной следует прямо, на всей плоскости стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд.
  3. Располагать кисти рук на платформе машины, локти - на одном уровне со столом.
  4. Соблюдать постановку рук: правая рука впереди левой, под рукавом машины, левая - направляет ткань (рис. 45).

Рис. 45. Постановка рук во время работы на швейной машине

Правила безопасной работы:

  1. Убрать с платформы швейной машины все посторонние предметы.
  2. Убедиться перед работой в отсутствии иголок и булавок в изделии.
  3. Не держать ноги на педали при заправке машины.
  4. Следить за положением рук, не подводить их близко к движущейся игле.
  5. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
  6. Не передавать инструменты, изделие или детали при включённой машине.

Основные термины и понятия

    Швейная машина, рукав, платформа

Вопросы и задания

  1. Назовите правила, которые обеспечат безопасность при работе на швейной машине.
  2. Как вы думаете, для чего необходимо знать санитарно8гигиенические требования?
  3. Какие бывают швейные машины? Для чего они предназначены?
  4. Из каких основных частей состоит бытовая швейная машина?

Практическая работа 6. Упражнение в шитье на холостом ходу

Оборудование: швейная машина, лоскут ткани, линейка, портновский мел.

Упражнение 1

Упражнение 2