Афанасий (митрополит Московский). Святитель афанасий великий Любовь и семья

    Афанасий, митрополит московский - при Грозном прозывался по месту рождения Переяславец. {Половцов} …

    Афанасий (митрополит московский) - … Википедия

    Афанасий, митрополит Московский и всея Руси - (Андрей) митрополит Московский и всея Руси. Родился в г. Переяславле. До монашества был священником Благовещенского собора в Москве. В 1552 году сопровождал царя Ивана Грозного в походе на Казань, будучи его духовником. 6 октября того же года… … Большая биографическая энциклопедия

    Афанасий \(в миру Андрей\), митрополит Московский - Афанасий (в миру Андрей) (нач. XVI в. – между 1568–1575 гг.) – митрополит Московский, автор Жития Даниила Переяславского, возможный автор Степенной книги. Родом из Переяславля Залесского, ученик Даниила Переяславского, около 1530 г. священник… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    АФАНАСИЙ (митрополит) - АФАНАСИЙ (в миру Андрей) (начало 16 века, Переяславль Залесский 1570 е годы, Москва), русский религиозный деятель, митрополит Московский и всея Руси (1564 1566), иконописец, писатель. В 1530 1540 х годах был священником в Переяславле Залесском. В … Энциклопедический словарь

    Митрополит Московский и Коломенский - Московская епархия Русская Православная Церковь Кафедральный Храм Христа Спасителя Основная информация Страна … Википедия

    Митрополит Московский и всея Руси - У этого термина существуют и другие значения, см. Московская митрополия. Митрополит Московский и всея Руси предстоятель северо восточной (Московской) части Русской Церкви (а также правящий епископ Москвы) с 1461 года по 1589, то есть от… … Википедия

    Антоний (митрополит Московский) - Митрополит Антоний Митрополит Московский и всея Руси май 1572 начало 1581 Предшественник … Википедия

    Макарий (митрополит московский) - Митрополит Макарий Митрополит Московский и всея Руси … Википедия

    Макарий (митрополит Московский) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Макарий (значения). Митрополит Макарий … Википедия

Книги

  • , , Каждый день и каждую седмицу Великого поста Церковь раскрывает нам сущность христианской веры, необходимость воздержания, покаяния, участия в богослужении и Евхаристии. Эта книга - ваш… Категория: Религия и духовная литература Издатель: Духовное преображение , Производитель: Духовное преображение , Купить за 414 грн (только Украина)
  • Душеполезные поучения на каждый день Великого поста , монахиня Евфросиния (Андреева) , Каждый день и каждую седмицу Великого поста Церковь раскрывает нам сущность христианской веры, необходимость воздержания, покаяния, участия в богослужении и Евхаристии. Эта книга - ваш… Категория: Святоотеческая литература, советы, наставления Серия: Издатель:

(Любимов Алексей Артемьевич; 1641, Тюмень - 6.09.1702, Холмогоры), архиеп. Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист. Род. предположительно в казачьей семье, по нек-рым сведениям, до пострига был близок к старообрядцам. В 1666 г. принял монашество в Далматовом мон-ре , его духовным отцом был основатель старец Далмат, в мон-ре А. составил толкование на Псалтирь. В 1666 г. А. был определен в тобольский архиерейский дом, где пребывал до 1674 г. сначала в должности крестового архиерейского иеродиакона, затем ризничего, в 1668 г. сопровождал Тобольского архиеп. Корнилия в Москву. В авг. 1674 г. вернулся в Далматов мон-рь, где вскоре состоялось рукоположение А. во иеромонаха и возведение в сан игумена - настоятеля мон-ря. А. также надзирал за благочинием (в частности, за совершением богослужений по новоисправленным книгам (см. Книжная справа никоновская)) в окрестных приходах. В 1677 г. по неизвестной причине был сослан в Спасский мон-рь в Енисейском остроге, в дек. того же года, получив прощение митр. Корнилия, вернулся в Далматов мон-рь.

В авг. 1679 г. А. в числе неск. посланцев по поручению старца Далмата отправился в Москву с челобитной на имя царя о монастырских нуждах. В столице он стал Патриаршим крестовым иеромонахом. В марте 1682 г. хиротонисан во архиепископа на новообразованную Холмогорскую кафедру. Задержался в Москве для участия в погребении царя Феодора Алексеевича († 27 апр. 1682), венчании на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей (25 июня), в прениях со старообрядцами, проходивших в Грановитой палате (5 июля). Сразу после прений по поручению Патриарха Иоакима А. написал «Увет духовный» с целью опровержения старообрядческой челобитной, книга была издана уже в сент. 1682 г.

Прибыв в Холмогоры 18 окт. 1682 г., А. энергично принялся за организацию церковной жизни в епархии, особо следил за совершением богослужений по новоисправленным книгам, противодействовал распространению раскола (мерами духовного убеждения и с помощью светской власти), в июне 1683 г. посетил Соловецкий мон-рь . При А. в Холмогорах и окрестностях началось активное каменное строительство: воздвигнут кафедральный Преображенский собор (1683-1691), в Холмогорах основан Успенский жен. мон-рь (1688).

А. состоял в переписке с царем Петром I, Патриархами Иоакимом и Адрианом , Тобольским митр. Игнатием (Римским-Корсаковым) , Евфимием Чудовским , справщиками московского Печатного двора и др., приезжал в Москву для участия в общецерковных делах. В спорах о времени пресуществления Св. Даров, проходивших в 60-80-х гг. XVII в., А. отстаивал правосл. т. зр., к-рая получила отражение в его соч. «Книга о пресуществлении» («Книга православного исповедания», дек. 1688) и в сб. «Щит веры» (1690, не опубл.), составленном и отредактированном А. по благословению Патриарха Иоакима, к-рый дал сборнику название. Сборник отражает историю споров по данному вопросу со времени Ферраро-Флорентийского Собора (1438-1439) до полемики между «грекофилами» и «латинствующими» в России во 2-й пол. XVII в. и содержит резкую критику «латинствующих» во главе с Сильвестром (Медведевым) . В состав «Щита веры» вошли тексты, написанные в ходе дискуссий (сочинения А., Евфимия Чудовского, братьев Иоанникия и Софрония Лихудов , сочинения, написанные от имени Патриархов Иоакима и Адриана, переписка Патриарха Иоакима с иерархами Киевской митрополии и др.), памятники более раннего периода, определение Собора 1690 г. по делу Сильвестра (Медведева) и его единомышленников. В сборнике содержатся также опровержения католич. и протестант. учений, проникавших на Русь в XVII в.

13 июля 1699 г. Патриарх Адриан писал близкому к царю боярину Т. Н. Стрешневу о желательности поставления А. во митрополита Крутицкого для помощи Патриарху в делах общецерковного управления, в частности для заведования Печатным двором и школами (Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. 3. Прил. 7. № 37. С. 500-501). Однако Петр против воли Патриарха назначил Крутицким митрополитом престарелого Трифиллия (Инихова) .

А. трижды принимал в Архангельске Петра, что описано в соч. «О высочайших пришествиях», составление к-рого приписывают А. Холмогорский архиепископ поддерживал планы царя по поиску выходов России к морю. Следя за азовскими походами (1695-1696), А. собрал сведения о них в соч. «Вести из-под Азова». В ходе подготовки к Северной войне А. по поручению царя описал пограничные с Россией швед. земли и пути к швед. столице в соч. «Описание трех путей из России в Швецию». В 1700-1701 гг. холмогорский архиерейский дом сделал щедрые пожертвования строительными материалами и деньгами на сооружение Новодвинской крепости.

А. собрал большую б-ку, включавшую в себя разнообразные по своему составу и тематике рукописные и печатные книги. При архиерейском доме работали книгописная и иконописная мастерские. А. обменивался книгами с московским Чудовым , Соловецким, Антониевым Сийским и др. мон-рями , многократно посылал пожертвования книгами и церковной утварью в Далматов мон-рь. Впосл. б-ка А. поступила в Архангельскую ДС, основная часть рукописей б-ки хранится в составе Архангельского собрания БАН.

Кроме вышеназванных сочинений перу А. принадлежат неск. поучений («Слово пастыря ко овцам, внегда ему отходити от стада», окружные послания), богословское соч. энциклопедического характера «Шестоднев», медицинский трактат «Реестр из дохтурских наук». А. погребен в Преображенском соборе в Холмогорах.

Изд.: Увет духовный. М., 1682 [переизд.: М., 1753; 1791]; О высочайших пришествиях великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича... из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу. М., 1783; Окружное послание 1696 г. // Странник. 1866. Окт. С. 23-42; Реестр из дохтурских наук // Флоринский В . М . Русские простонародные травники и лечебники. Каз., 1879. С. 211-229; Книга о пресуществлении // Сменцовский М . Церковно-исторические материалы (доп. прил. к исслед. «Братья Лихуды»). СПб., 1899. С. 44-70; Окружное послание 1697 г. // Архангельские ЕВ. 1900. № 18. С. 484-485; Слово пастыря ко овцам // Верюжский В . М . Афанасий, архиеп. Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908. С. 139-141; Дмитриев Л . А . Новый список «Описания трех путей» Афанасия Холмогорского // АЕ за 1958 г. М., 1960. С. 335-349; Панич Т . В . «Шестоднев» Афанасия Холмогорского // Христианство и церковь в России феодального периода. Новосиб., 1989. С. 136-193.

Лит.: Постников С . Афанасий, первый архиеп. Холмогорский и Важеский // Странник. 1866. № 9. Отд. 1. С. 95-126; Знаменский П . В . Шестоднев Афанасия, архиеп. Холмогорского // Там же. 1883. Дек. С. 565-594; Белокуров С . А . Кто автор «Увета духовного»? // ХЧ. 1886. Т. 2. С. 163-177; Титов А . А . Летопись Двинская. М., 1889; Плотников Г . С . Описание мужского Далматовского Успенского мон-ря и бывшего приписным к нему женского Введенского мон-ря. Екатеринбург, 1891; Голубцов А . П . Чиновники холмогорского Преображенского собора. М., 1903; Верюжский В . М . Афанасий, архиеп. Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908; Шаскольский И . П . «Описание трех путей» Афанасия Холмогорского // ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 457-460; Кукушкина М . В . Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977. С. 185-197; Шашков А . Т . Афанасий Холмогорский и идейно-литературное наследие Максима Грека // Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982. С. 173-184; Панич Т . В . Особенности «Шестоднева» Афанасия Холмогорского // Источники по истории рус. общественного сознания периода феодализма. Новосиб., 1986. С. 5-24; она же . Афанасий // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 117-125; она же . Литературное творчество Афанасия Холмогорского: «Естественнонаучные» сочинения. Новосиб., 1996; она же . «Книга о пресуществлении» Афанасия Холмогорского в контексте полемики «грекофилов» и «латинствующих» // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI-XX вв. Новосиб., 1998. С. 56-68 и др.; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.): Сб. док-тов / Сост. И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 23, 160-161, 166-167, 180-183.

В Соборах Московских и Радонежских святых.

В миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией.

Но преподобный не забыл свою обитель. Известно, что в г. он посылал в Высоцкий монастырь сборник аскетических творений и житий святых. Также посылал в монастырь 7 икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. Так на Руси появились иконы Высоцкого чина , шесть из которых хранятся в Третьяковской галерее в Москве и одна, образ Иоанна Предтечи, в Русском музее в Санкт-Петербурге .

В Троицкой летописи, составленной в или в г., отмечено, что старец Афанасий Высоцкий «с миром к Господу отиде».

В середине 1650-х гг. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин) : «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» . Преподобный упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых , празднование которого было установлено в г.

Труды

Известны 2 рукописи письма прп. Афанасия Высоцкого Старшего: Паремийник , в котором рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее (некоторые исследователи не считают эти тексты автографом Афанасия Высоцкого), и Пандекты Никона Черногорца , на л. 211-229об. этой рукописи прп. Афанасий поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов Церкви и из Патериков.

Большинство исследователей считают, что именно Афанасий Высоцкий в г. написал в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» . Атрибуция Афанасию Высоцкому этого произведения основывается на послесловии, которое сохранилось в двух списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского монастыря , др. - из Троице-Сергиевой обители . Рукопись Устава в г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском, Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском, Саввине Сторожевском и других монастырях.

Иконография

В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Афанасия Высоцкого Старшего сказано: «Сед, брада поуже и покороче Власиевы, ризы преподобническия» . Наиболее ранние изображения святого сохранились в цикле миниатюр лицевого рукописного жития прп. Сергия Радонежского , посвященных основанию Высоцкого монастыря, в частности, на миниатюре «Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия Высоцкого на игуменство»: прп. Афанасий представлен в монашеской мантии и клобуке, с остроконечной бородой средней длины. На миниатюре из вкладной книги Высоцкого монастыря Афанасий Высоцкий изображен старцем с продолговатой бородой, недлинными волосами, в монашеском одеянии (мантии и схиме) с куколем на плечах, с поднятой для крестного знамения рукой, в молении Св. Троице вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и кн. Владимиром Серпуховским (Храбрым). С теми же святыми и князем преподобный был представлен на местной иконе Св. Троицы и на хоругви «Зачатие Пресвятой Богородицы - Избранные святые», которые вложил, соответственно в 1672 и 1673 гг., «в Дом Пречистыя Богородицы в Высоцкий монастырь по обещанию своему Светейшего Патриарха ризничей дьякон Иакинф» . Образ Афанасия Высоцкого (с надписью «Прп(д)бны Офона(си)») помещен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева монастыря ,- в верхнем ряду слева, недалеко от учителя, между фигурами свт. Феодора Ростовского и прп. Симона Смоленского (Радонежского); также на иконе «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. на юго-зап. столпе Троице-Сергиевой лавры.

В кон. XVII -XIX в. в связи с ошибочным отождествлением преподобного с Константинопольским Патриархом Афанасием III сложилась иконография преподобного в святительском облачении. Напр., на рисунках, выполненных пером, в списке службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему, начала XIX в. , преподобный изображен старцем с большой, слегка раздвоенной бородой, в рост, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей именословно десницей и жезлом в левой руке; подобное поясное изображение - на заставке рукописи.

В конце XIX в. получил широкое распространение образ Афанасия Высоцкого Старшего в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 1880-х гг. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. - нач. XXI в. в Высоцком монастыре : икона в местном ряду иконостаса Никольской церкви (прп. Афанасий написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским); настенное погрудное изображение св. Афанасия художника В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисисном чине иконостаса церкви во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова) , 1950-е гг.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий монастырь), прп. Афанасий стоит слева, рядом с прп. Никоном.

Источники

Основными источниками сведений об Афанасии Высоцком Старшем являются житие прп. Сергия и летописи.

В г. в Чудовом московском монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» , в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре . В «Слове» сообщаются дополнительные сведения о преподобном Афанасии, в значительной своей части ошибочные, напр., св. Афанасий отождествляется с Константинопольским Патриархом свт.

Мужское имя Афанасий произошло от древнегреческого имени Атанасиос, которое в свою очерередь образовалось от слова «атанатос». Значение имени в переводе на русский язык - «бессмертный». Его носили Константинопольские патриархи, епископы.

Астрология имени

  • Знак Зодиака: Рыбы
  • Планета-покровитель: Юпитер
  • Камень-талисман: коралл
  • Цвет: фиолетовый
  • Дерево: сосна
  • Растение: лилия
  • Животное: дельфин
  • Благоприятный день: четверг

Черты характера

Афанасий растет спокойным и уравновешенным ребенком. У него очень развито воображение и большая любознательность. Со сверстниками он предпочитает не ссориться, вечно над чем-то смеется. В его характере много женских черт и не достает мужских. Поэтому родители должны с особым усердием взращивать у сына целеустремленность, решительность и уверенность в себе. Без этих качеств ему будет трудно реализовать свой большой творческий потенциал и сделать для мира все то хорошее, о чем он мечтает.

Тайна имени Афанасий скрывает обладателя доброго, мягкого нрава и неуверенности в себе и своих силах. Он объективно смотрит на вещи, уступчив, способен пойти на жертву. Агрессии в этом человеке практически нет, однако его чувствительное самолюбие порой может приводить к вспышкам гнева. Но даже в эти моменты негатив мужчины остается, если можно так выразиться, в разумных рамках. Он быстро отходит и обиды не копит в сердце.

Афанасий отличается искренним стремлением помогать людям и приносить пользу миру. Это очень приятный и скромный человек, больше слушатель, нежели оратор. Он ценит свободу и независимость, не приемлет насилия. Поэтому своего мнения навязывать не любит и не станет. Нет в нем и склонности повелевать кем бы то ни было. С этим связана такая его интересная особенность, как любовь к кошкам, а не собакам.

Носитель этого имени - заядлый книголюб. Его манят повести и рассказы о путешествиях. Если у него есть возможность, то он сам обязательно куда-нибудь ездит. Имеет очень живой и подвижный ум, отличное воображение и отменное чувство юмора. Все это в сочетании с незлобивостью и общительностью дает ему большой круг друзей и знакомых.

Природа щедро одарила Афанасия обаянием, тактичностью, интеллигентностью. Он очень упрям, если что-то задумал, то обязательно доводит дело до конца. Его трудно в чем-то переубедить, но этому характеру не хватает активности и энергичности. Также у него мало инициативности, парень пасует перед трудностями, может даже прятаться за спинами других. Но при этом он просто фантастически удачлив.

Хобби и профессия

Афанасий любит читать, но его и самого природа не обделила литературным талантом. У него отличный слог. Поэтому из такого мужчины получается превосходный писатель. Литературные способности, а также ораторский талант могут найти применение в профессии журналиста или психолога, переводчика и даже священника. Он способен реализовать себя, если становится ученым или исследователем. Любовь к путешествиям можно применить, работая в туристическом бизнесе.

Любовь и семья

Обаятельный Афанасий никогда не остается обделенным женским вниманием. Правда, и здесь негативно сказывается его врожденная нерешительность. Браков зачастую имеет несколько. Обладатель этого имени -хороший семьянин, домосед. Без проблем помогает супруге по хозяйству. Любит детей, часто возится с ними. Порой ему, как воспитателю, не хватает строгости в общении.