Елка дерево история происхождения названия. Елка на новый год фото. На что стоит обратить внимание при выборе новогоднего дерева

Пожалуй, главным атрибутом всеми любимого зимнего праздника - Нового года, считает новогодня елка. Это зеленое деревце уже много веков радует жителей всех стран своей красотой и дивным ароматом. Трудно встретить хоть одного человека, кто ни разу не видел украшенную новогоднюю елку, а сколько радости она приносит детишкам - это трудно пересказать словами. Но почему же, именно это пушистое хвойное дерево стало символом встречи нового года? В статье пойдет речь о том, как можно украсить елку на новый год.

История возникновения новогодней елки

  • Свою историю новогодняя елка начала в Германии Средних веков, правда, это была уже официальная новогодняя, или как принято говорить в западных странах, рождественская елка. Конечно, историки обязательно найдут истоки появление ели в каменном веке или палеолите. Действительно, у всеобщей любимицы достаточно долгая история.
  • Письменное упоминание о первой елки, которая была украшена к Рождеству, имеется в летописях города Страсбург. Именно там каждый житель, от бедного до богатого, украшал елки различными сладостями, замысловатыми бумажными украшениями, цветными тряпочками, свечками и даже фруктами. Постепенно обряд закрепился в Германии, а затем и на территории остальной Европы.

  • И до этого, в разных странах в канун нового года, жители из одного поселения дружно собирались и шли в лес, наряжали там самую красивую елочку и совершали вокруг нее праздничные обряды. После того как хвойное дерево приобрело значение рождественского, его стали приносить в дом и устанавливать на самом видном месте. Больше всего радовались этому дети, да и сейчас трудно найти ребенка, которому бы не понравился вид нарядного деревца, особенно если на нем висят конфеты или другие сладости.
  • А как же елка стала символом встречи нового года в России? Тут спасибо можно сказать великому российскому реформатору Петру I. Именно во время его правления появилась традиция справлять Новый год в январе и украшать хвойное дерево. Если быть совсем точными, то именно он и ввел данный обычай. Ведь до этого, на Руси год начинался в марте (до 1492 года), а потом в сентябре (начиная с 1493 года). Но император Всероссийский в 1700 году решил - быть новому году с 1 января, как и во многих европейских странах.

  • По такому случаю даже указ был издан особый, ведь не знал народ, как следует встречать праздник. На что в документе довались четкие указания: всю ночь жечь костры праздничные, поздравлять всех с праздником, веселится до упада, запускать фейерверки и обязательно наряжать хвойное деревце.
  • И теперь в России традиция настолько прочно вошла в дома граждан, что, пожалуй, можно подумать, что именно так и было всегда. Конечно, были времена гонений и запретов, но все это «пушистая красавица» пережила и до сих пор радует дивным ароматом людей по всему миру.

Виды новогодних елок и как их правильно выбирать

  • Новогодняя елка, ставшая символом рождения нового года, выбирается для покупки с особой тщательностью. Ведь от ее качества зависит праздничное настроение. Ее долго выбирают, с любовью наряжают и устанавливают на самом видном месте. Процесс развешивания на веточках красивых шаров, ярких гирлянд, забавных игрушек, мишуры и других украшений - становится настоящим чудом не только для детей, но и для взрослых.

Елка на новый год фото

  • Вот только нередко бывают случаи, когда наряжая новогоднюю елку, с нее осыпаются иголки, а от искусственных деревцев исходит неприятный запах, что ни о каком праздничном настроении здесь говорить уже не приходится. Для того чтобы не испортить праздник себе и окружающим стоит прислушаться к рекомендациям, которым предлагают следовать знающие люди. Итак, приступам к процессу выбора «лесной красавицы».

Елка «живая»

  • Пожалуй, даже самые современные искусственные елки не смогут вытеснить это чудо природы. Именно настоящая новогодняя елочка в интерьере создает особый колорит в празднование. Редкие люди готовы устоять и не поддаться праздничному настроению при вдыхании чудесного хвойного запаха. Но не всегда то, что выглядит красиво и заманчиво в лесу, также нарядно будет смотреться и в нашем доме.

  • Чтобы новогодняя елка сохранила свой наряд, покупать ее следует не ранее чем за 1-2 недели до установки. Хранить в это время ее лучше всего в прохладном месте. Если имеется возможность, то и при минусовой температуре. Не соблюдая такое условие, можно к Новому году нарядить не пушистую красавицу, а облезлое «чудо», у которого от иголочек в лучшем случае останется половина.
  • Конечно, проще купить елку в канун Нового года, вот только в таком случае выбор будет не слишком велик, и вероятность приобрести именно то, что задумано, крайне мала. Поэтому не стоит рисковать и лучше позаботиться о правильных и подходящих условиях для хранения.
  • Следующее правило, соблюдение которого также обязательно - это избегание резких перепадов температуры. Прежде чем занести елку в дом с улицы, лучше подождать пока она слегка акклиматизируется, например, в более прохладном подъезде. Внутри дома, наряженную живую новогоднюю елку поместить следует подальше от отопления и следить, чтобы у нее всегда была вода в подставке.
  • Довольно легко можно определить хороший товар предлагает продавец, или уже никуда не годный. Для этого достаточно во время покупки взять елку в руки и основанием ствола (то есть местом спила) постучать об твердый предмет (хотя бы об землю). При такой операции все иголки должны остаться на своем месте, а вот если начался настоящий иглопад, то такую елку лучше отставить в сторонку, она никак не может претендовать на звание качественного приобретения. Также у некачественной живой елки обычно кончики иголочек пожелтевшие, это явный признак, что хранилась она неправильно, была пересушена либо подмерзла.

  • Если же все в порядке, то следующее что необходимо сделать, это с особой тщательностью осмотреть ствол новогодней елки и веточки на наличие плесени, наростов или других видимых повреждений. Ели с признаками болезни тоже станут недолгими гостями на новогоднем празднике. Кроме того, обязательно обратить внимание на толщину ствола и общий вес. Принято рубить елки на продажу в возрасте 8 лет. При таком сроке ствол имеет обхват как минимум 10-15 см, а вес от 5 кг.
  • Идеальный вариант - это стройная елка с эластичными приподнятыми вверх веточками и сочной зеленью (смолянистые иголочки с дивным ароматом). Размеры покупки соотносят с габаритами места установки. Как правило, продается новогодняя елка со смотанными веточками, поэтому донести ее до дома труда не составит.
  • Установить долгожданную новогоднюю елку можно как в емкость с водой, так и во влажный песок. Чтобы живая новогодняя елка радовала своим присутствием довольно долгий срок, необходимо на основании стволика убрать кору примерно на 8-12 см и немного подстрогать, наподобие карандаша и сразу же поставить во влажный субстрат. Ни в коем случае не забывать увлажнять песочек или доливать воду раз в два дня.

  • Кстати сказать, под словосочетанием «новогодняя елка» часто скрывается вовсе не ель, а ее близкие родственники - пихты, сосны, кедры, а иногда, и вовсе экзотические представители - туи или кипарисы. Очень хорошо зарекомендовали себя такие сорта, как «Датская елка» и «Пихта Нобилис». Они очень стойкие, имеют оригинальный внешний вид и красивую окраску хвои.
  • Достаточно оригинальное решение, которое не требует ежегодных процедур выбора и установки и при этом является живым деревом, может стать миниатюрная комнатная елочка, которая круглый год будет произрастать в кадке или большом цветочном горшке, а в преддверии нового года украшаться домочадцами. Конечно, за таким чудом уход будет требоваться в течение всего года, но зато можно вырастить именно такой экземпляр, который будет вызывать тихую зависть всех знакомых.
  • Установка в доме живой новогодней елочки требует множество забот. И не у каждого имеется возможность выбирать и покупать хвойное дерево каждый год, и все чаще рассматриваются варианты с приобретением искусственной новогодней елки.

Искусственная ель

  • Сейчас очень сложно отличить настоящее дерево от его искусственной подмены. Настолько хорошо и правдоподобно выглядят эти изделия. Они способны имитировать не только цвет и фактуру, но даже запах. То есть, это отличный вариант для экономных хозяев. Ведь даже если учесть высокую стоимость искусственной елки, то она сполна окупается долгим сроком эксплуатации, конечно с поправкой на условия хранения, а также с учетом того, насколько ответственно владелец подошел к выбору продукта.

  • В преддверии Нового года все большее количество магазинов выставляет на свои витрины всевозможные модели новогодних искусственных елок. Это могут быть пушистые пихточки, голубые ели, молоденькие сосны с заснеженными веточками, а также представители хвойных с удивительным цветом иголочек - сиреневым, фиолетовым, розовом и даже с эффектом свечения.

Главный критерий для выбора, безусловно, это внешний вид изделия. Но помимо этого внимание стоит обращать на конструктивные особенности, на прочность, цену продукции и на ее безопасность в эксплуатации.

Разновидность искусственных новогодних елок

Итак, поговорим о стоимости. Она складывается из ряда факторов, таких как габариты дерева, материал изготовления и страна производитель. Наиболее дорогие елки изготавливаются в Германии, Италии и Голландии, но они имеют и качество выше чем, товар, произведенный в Тайване, Китае или в Таиланде. Также более простые модели собираются по отдельным веточкам в единую конструкцию, более совершенные елки имеют особый раскладной механизм, прочный и стойкий.

Новогодняя елка фото

Из какого же материала лучше всего выбрать «новогоднюю красавицу»? Как правило, для каркаса используют алюминий, так как это легкий материал, но при этом достаточно прочный, способный выдержать различные нагрузки в течение долгих лет. То есть даже, если елочка упадет на твердую поверхность, вреда ей это не причинит. Но не все производители применяют именно данный вариант, бывают и более дешевые аналоги, где ствол пластмассовый. Вот такое изделие лучше не проверять на стойкость, так как от механического воздействия, материал может потрескаться.

Главное отличие одного изделия от друга, заключается в применяемом типе иголочек. Различают четыре основных варианта:

  • Пластиковые новогодние елки (литые) - такая разновидность наиболее прочный и надежный вариант. Иголочки очень похожи на натуральные, каждая веточка изготавливается методом заливки целиком, то есть используется специальная форма. Данная технология производства считается самой дорогой, чаще всего используется в немецких изделиях, стоимость за елку высотой 1 м начинается от 6 тыс. рублей. Но изделие действительно может заменить живую ель и стать настоящим украшением праздника.

  • Новогодняя елка из пленки-ПВХ (вырезанные) - это наиболее популярные модели елок. Внешне они похожи на настоящие, иногда веточки бывают украшены «снежным налетом». Многие производители специализируются именно на данном варианте. Цена варьируется от 600 рублей и до 10 тыс. рублей (в зависимости от высоты и внешнего оформления). Пожалуй, ПВХ можно отнести к безопасным материалам, ведь он не боится огня, значит, электрическую гирлянду, размещенную на елки, допустимо оставлять включенной хоть всю ночь, также изделие не выделяет вредных веществ в окружающую среду, достаточно прочное и стойкое. Именно поэтому большинство современных искусственных елочек производится из этого материала.

  • Новогодняя елка из лески (скрученные) - данный вариант на сегодняшний день уже практически не применяется, разве что в Китайских изделиях можно увидеть такой способ изготовления иголок. Сделаны они из толстой лески, которая даже издалека выдает в себе искусственный материал. Очень низкая стоимость (в пределах 500 рублей) все же оставляет подобные модели на рынке, ведь такой вариант крайне выгоден для размещения в магазинах, на предприятиях, улицах или в подъездах. Также это очень оригинальный подарок для любителей винтажных товаров.
  • Самодельные елки. Сегодня в интернете можно найти множество мастер-классов о том, как сделать новогоднюю елку самостоятельно. Это может быть оригинальная елочка из бумаги или мягкая из фетра для ребенка.

Как выбрать искусственную новогоднюю елку

  • Как же правильно выбирать искусственную новогоднюю ель? Для этого стоит присмотреться к иголочкам. Если хвоинки мягкие, то можно провести по ним рукой в разных направлениях и убедиться, что ничего не отвалилось и качественно закреплено, а после такой процедуры иголки должны вернуться в изначальное положение. Когда веточки с жесткими иголками, то нужно потянуть за них легонечко, и если они остались в руках, то товар не заслуживает внимания.
  • Приобретая искусственную новогоднюю елку, необходимо узнать состав материала, так как наличие таких веществ как формальдегид или метилен, оказывает негативное влияние на здоровье окружающих. Поэтому стоит покупать товар только там, где имеются соответствующие сертификаты, и на коробке к изделию размещена все необходимая информация.

  • Искусственные елки - это изобретение не современного человека, а изделие, придуманное еще в далеком 19 веке, все в той же Германии. Если имеется аллергия на настоящий, живой продукт, а праздник не может начинаться без елки, то искусственная представительница будет наиболее оптимальным вариантом.
  • Многие модели имеют подсветку изнутри, то есть их даже не придется украшать дополнительно, достаточно просто подключить к электропитанию и елочка засияет разноцветными огоньками. А вот во всех других случаях, украшать новогоднее дерево придется самостоятельно. И это отнюдь не минус изделия, а даже совсем наоборот, ведь порой именно этого момента ждут так много людей по всему земному шару.

Традиции украшать новогодние елки

  • И вновь обратимся к истории, как же появился обычай украшать елки на праздники? Дело в том, что все, что вешалось на ветки, во время языческих празднований считалось даром для богов, и чем богаче было украшено дерево, тем счастливее должен был быть подноситель. Конечно, изначально украшались не ели, а самые разнообразные деревья - дуб, береза, маслина. Например, древние египтяне были неравнодушны к пальмовым веткам, ведь именно ими они украшали свои жилища в день зимнего солнцестояния.
  • Считается, что нарядить елку в канун Рождества первым, решил Мартин Лютер. Произошло это в начале 16 века, и как гласит придание, возвращался он домой тихим зимним вечером, думал о будущей проповеди, а когда взглянул на небо, то был ошарашен красотой рассыпанного по нему великолепию. Казалось, что звезды не просто застыли на небосводе, а играют и переливаются даже на верхушках деревьев. Под впечатлением Лютер принес в дом небольшую елочку и украсил ее зажженными свечами, чтобы показать близким, какая это красота. А чтобы соединить это событие с празднованием рождества, макушку дерева украсила сияющая звезда.

  • В Европе такая традиция очень быстро распространилась и прижилась. И вскоре практически в каждом доме, на Рождество наряжалось вечнозеленое деревце. Когда Петр I приезжал на празднование Рождества в Германию, его поразило, что елка украшена не шишками, а пряниками и конфетами, вот с тех пор и решил он, что на Руси обязательно должен быть такой обычай.
  • Конечно, сначала российский народ не понимал смысла украшать елки да можжевельники, но после того, как в Петербурге прочно закрепилась традиция празднования Нового года, началось целое соревнование, кто пышнее и богаче украсит новогоднее дерево.

  • В древности деревья украшались с особым смыслом. Так, яблоки символизировали плодородие, а яйца означали гармонию и благополучие. Вот только разместить на хрупких и гибких ветках все это продовольствие было очень проблематично, ведь продукты обладают значительным весом, кроме того, в неурожайные годы жители страдали оттого, что украшать деревья было нечем. На помощь гражданам поспешили стеклодувы, конечно же, немецкие, которым пришла в голову идея выдувать полые шары из стекла. Так и появились современные шарики, которые принято вешать на елку в новый год. Первый елочный шар украсил рождественское дерево в Саксонии, произошло это в 16 веке, и сегодня трудно представить себе «лесную красавицу» без ярких шаров.

  • А вот гирлянда стала украшением для новогодней елки лишь в конце 19 века. Прародителем традиции считаются горящие свечки, которые добавляли особое волшебство и ощущение праздника, но были крайне огнеопасны. Идея создать электрическое украшение из светящихся лампочек, родилась у англичанина Ральфа Морриса. Правда, собственно изобретения и не было, он просто использовал нити с маленькими лампочками, которые применялись в телефонных щитах, и развешал их на елке. Такая мысль понравилась многим, и производители очень быстро оценили прибыль от изобретения. В скором времени, разноцветные огни украшали уже главную елку перед белым домом в США.
  • Современные изготовители предлагают такое разнообразие игрушек для елки в новый год, что просто хочется тут же все и приобрести. Сейчас, конечно, редко кто украшает елки брильянтами и золотом, но производимые игрушки по красоте своей практически ничем не уступают самоцветам и драгоценностям, особенно если они произведены вручную.

Чем украсить новогоднюю елку

  • В каждой стране имеются свои особые предпочтения в украшении новогодних елок. Так, в Бразилии, где Новый год - это разгар летнего сезона, бразильцы наряжают елочки хлопковыми комочками. И создается впечатление, что дерево сплошь покрыто пушистым снегом. В Ирландии очень популярны цветные фонарики и мишура, а вот шары там не очень любят. Зато в России, яркие и красочные шарики и хлопушки для елки считаются главным украшением в новый год. Ведущие фабрики по производству елочных игрушек расположены в Европе, но и у нас в России, есть мастера, которые создают дивные шары ручной работы.

  • Чтобы сделать один елочный шар приходится трудиться множеству мастеров. Конечно, опытный стеклодув может изготовить в день до 200 заготовок. После того как стеклянная форма приобрела свой вид, она попадает в цех по росписи. Здесь художники трудятся круглый год. Ведь вся работа производится только вручную, а, значит, надо успеть подготовить столько игрушек, чтобы хватило всем.
  • Рисунки художник придумывает самостоятельно, но это настолько тонкая работа, что очень сложно встретить два полностью одинаковых шара. В день художник способен разукрасить до 100 простых игрушек или всего порядка 10 шаров со сложным сюжетом.
  • Стеклянные украшения новогодней елки - это особый товар. Ведь они очень хрупкие и требуют бережного обращения. Но зато их яркие блики не сможет заменить, ни одна пластмассовая подделка.

  • Помимо шаров, очень популярными считаются такие игрушки, как ангелочки, свечки, шишечки, ленточки, ягодки и зверушки. Также каждая новогодняя елка обязательно украшается гирляндой, мишурой и дождиком. Но это совсем не значит, что украшать елку можно только покупными игрушками. По-прежнему считается популярным украшение из конфет. Ведь это непросто красиво, а еще и вкусно. Конечно, к концу празднования Нового года, обычно такие украшения бывают уже съедены, но радость от этого только прибавляется, особенно у детишек.
  • В России есть еще одна традиция, которая заключается в том, что в Новый год под елку ставятся дед Мороз со Снегурочкой. Эти сказочные персонажи приносят еще больше волшебства в преддверии волшебной ночи, когда дарятся подарки.
  • Кроме того, украшения для новогодней елки можно сделать своими руками. Чаще всего, таким образом делаются текстильные или бумажные изделия. Они могут символизировать знак наступающего года или просто быть оригинальными по своему исполнению.

  • У каждого возникают свои ассоциации при произнесении словосочетания «Новогодняя елка». Для кого-то это шумный уличный карнавал с большой новогодней елкой украшенной яркими огнями, веселье, фейерверки, хлопушки, много народу и друзей вокруг. Для других - это тихий семейный ужин, в кругу только самых близких и родных, небольшая елочка, подмигивающими разноцветными огоньками, пушистый снежок за окном и горящие свечки. Но какие бы картинки не рисовало воображение, Новый год, подарки и елка - это всегда вера в чудеса и ожидание настоящего чуда!

Новогодняя елка картинки


Традиция отмечать Новый год и Рождество с переливающейся разноцветными огнями елкой привычна и таинственна одновременно. До сих пор можно только гадать об истоках этого обычая, а сама нарядная елочка имеет непростую многовековую историю.


Елка, украшенная золотистыми шарами и звездами.

Райское древо и йольское полено

Некоторые исследователи считают, что рождественская ель - напоминание о райском древе, где разыгрывалась история Адама и Евы. В соответствии с этой идеей традиционные елочные украшения, стеклянные шары, символизируют плоды райского древа.

По другой версии, обычай ставить и наряжать елку - это отголосок Йоля, древнего германского праздника в ночь зимнего солнцестояния. На Йоль полагалось украшать, а затем торжественно сжигать полено, как правило, дубовое или ясеневое. (И дуб, и ясень почитались как священные деревья.) Символами Йоля служили также падуб, остролист и плющ - ими украшали дома снаружи и внутри, стебли пшеницы и ветви вечнозеленых растений - из них плели корзины, в которых разносили подарки: яблоки и гвоздику.


Дети и йольское полено. Иллюстрация из книги «Aunt Louisa"s London toy books: the alphabet of games and sports» («Лондонские книжки-игрушки тетушки Луизы: алфавит игр и спортивных состязаний»). Лондон, 1870.

Рождественская ель в Европе

Кому и когда впервые пришла в голову мысль принести елку в дом перед Рождеством, точно не известно. Споры об этом далеко не так невинны, как могло бы показаться. Совсем недавно, в 2009-2010 годах между Латвией и Эстонией, выяснявшими, где елка появилась раньше - в Риге в XVI веке или в Таллине в XII столетии, дело едва не дошло до дипломатического конфликта.

Есть также сведения, что в том же XVI веке рождественский праздник с елкой устроил у себя в доме в саксонском городе Айслебене религиозный реформатор Мартин Лютер. Легенда о нем гласит, что однажды, идя в ночь на Рождество по лесу, он увидел, как на верхушку ели упала звезда.


Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».

Украшенную фруктами и пряниками елку аскетичные лютеране не считали излишеством. К XVIII веку рождественское дерево стало привычным явлением во многих германских землях. Где-то елку подвешивали к потолку макушкой вниз - так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес. Где-то маленьких елочек наряжали столько же, сколько было членов семьи и гостей, которых полагалось поздравить и одарить.

В Германии же - гораздо позднее, когда к концу XIX века оскудели ее леса, - изобрели первые искусственные елки. Их делали из гусиных перьев, которые красили в зеленый цвет.


Вигго Юхансен. «Светлое Рождество».

Немецкие принцы и принцессы, сочетавшиеся браком с иноземными августейшими особами или сами садившиеся на трон, банкиры, торговцы, учителя и ремесленники принесли рождественскую елку в другие страны Европы.

При британском дворе первую елку нарядили еще в 1760 году, в 1819-м лесная красавица стала частью придворного праздника в Будапеште, в 1820-м - в Праге.

В середине XIX века с рождественской елью познакомились Соединенные Штаты, и обязаны этим американцы, опять же, переселенцам из Германии.


Роберт Данкан. «Рождественская елка».

Петровский указ о праздновании Нового года

В декабре 1699 года Петр I специальным указом ввел в России юлианский календарь и повелел перенести встречу Нового года с 1 сентября на 1 января. В указе содержались предписания, как именно верноподданным следует веселиться. Новый год надлежало праздновать с фейерверками и обильным угощением. Москвичам, жителям тогдашней столицы, рекомендовалось украшать хвойными деревьями и ветвями: елью, сосной, можжевельником.

Праздничная елка по-настоящему прижилась в России только ближе к середине XIX столетия, хотя уже в начале века была частой гостьей в домах петербургских немцев. Коренному же населению пример подали монархи.


А. Ф. Чернышев. «Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская елка в Аничковом дворце».

Первая елка в императорском дворце была поставлена 24 декабря 1817 года, в сочельник, по приказу великой княгини Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая I. Новшество домашнего обихода высочайших особ постепенно переняла знать. Поначалу елки почти не украшались. На ветвях укрепляли свечи, которые зажигали дважды: в сочельник и на само Рождество. Под деревце, чаще всего небольшое, стоящее на столе, клали подарки для членов семьи.

Павильон Екатерингофского вокзала в Петербурге в 1852 году стал первым общественным зданием, где под Рождество появилась елка. Крупное, почти упирающееся в потолок макушкой дерево, увешанное украшениями из цветной бумаги, положило начало традиции публичных елок, распространившейся на театры, дворянские, офицерские и купеческие клубы и собрания.

Упрочившаяся мода на елки дала толчок фантазии коммерсантов. В конце 1840-х - начале 1850-х годов возле Гостиного двора в Петербурге появились елочные базары. Солидные горожане с ребяческим азартом соревновались, у кого елка больше, гуще, затейливее наряжена. Над украшением не обязательно было ломать голову самому: швейцарские кондитеры продавали елки с готовым декором. Это стоило дорого, хотя и сущие копейки по сравнению с елочным убранством в некоторых богатых домах, где на зеленых ветвях развешивали бриллиантовые колье.

В последних десятилетиях XIX века арсенал украшений пополнился игрушками промышленного производства. Выбор был широк: стеклянные шары, объемные клееные фигурки из картона, съедобные миниатюрные зверюшки из сахара и миндаля, гирлянды, хлопушки и бенгальские огни, «золотой» и «серебряный» дождь.

Православные священники безуспешно, но упорно протестовали против елки как светского и даже «языческого» обычая. Они не могли знать, что пройдет не так уж много времени, и именно рождественскую елку объявят символом «религиозного дурмана».


А. Н. Бенуа. Новогодняя открытка. Конец XIX - начало XX века.

Приключения новогодней елки в СССР

В 1917 году большинству семей стало не до елок. Но это не помешало издательству «Парус» накануне 1918-го выпустить подарочную детскую книгу «Елка». В роскошный альбом, оформленный А. Н. Бенуа, вошли стихи и рассказы Корнея Чуковского, Саши Черного, Брюсова и курировавшего издание Максима Горького. Новая власть считала елку вполне уместным праздничным атрибутом для жителей послереволюционного Петрограда.


Кадр из диафильма «Ленин у ребят на елке». А. Кононов. Художник В. Коновалов. 1940 год.

«Комсомольские елки» устраивались еще в середине 20-х годов. Гонения на разукрашенное дерево, по сути, начались только в 1929-м, когда в партийной прессе официально осудили празднование Рождества. А вместе с ним, как «поповский обычай», - и рождественскую елку, якобы отравляющую детей «религиозным ядом».

Теперь елку если и приносили в дом, то тайно, ставя там, где ее нельзя было увидеть ни с порога, ни в окно. В окна специально с этой целью заглядывали бдительные добровольцы, патрулировавшие улицы с середины декабря.

Елка была «реабилитирована» в 1935 году после краткого обмена репликами между Сталиным и украинским партийным сановником П. П. Постышевым. «А не вернуть ли детям елку?» - спросил Постышев. Сталин идею одобрил, и его собеседник выступил в газете «Правда» с заметкой, где укорял «”левых” загибщиков», ославивших «детское развлечение как буржуазную затею». Публикация появилась утром 28 декабря - и всего за несколько дней по всей стране были организованы праздничные мероприятия с елками и налажено производство елочных украшений.

Советская елка никоим образом не должна была ассоциироваться с Рождеством. Украшения отражали дух времени. Голубую рождественскую звезду о семи лучах заменила красная пятиконечная. На елку вешали миниатюрные самолеты и автомобили. Крошечные пионеры, трактористы, представители народов советских республик соседствовали с героями сказок и фигурками животных. В конце 30-х компанию пополнили новые персонажи: Дед Мороз и Снегурочка.
В 1937-м были выпущены стеклянные шары с портретами Сталина, Ленина и членов Политбюро, но это начинание быстро сочли сомнительным с политической точки зрения.


Советская открытка. 1950-е годы.

Главные елки России

В декабре 1996 года впервые с дореволюционных времен гигантская елка была установлена на Соборной площади Кремля. С 2001-го по 2004 год роль новогоднего символа выполняло искусственное дерево, но с 2005-го на площади снова красуется живая ель. Ее заранее отбирают в Подмосковье по определенным критериям: дереву должно быть не меньше ста лет, и оно должно достигать примерно 30 метров в высоту. Победительницу определяет конкурс среди лесничеств. На Красной площади, где сотни москвичей и туристов встречают Новый год, в последние годы наряжают огромную искусственную ель.


Наряженная елка на Соборной площади Кремля.

Первое письменное упоминание о ели как новогоднем дереве встречается в хронике французской провинции Эльзас за 1600 год. Однако ее родиной принято считать Германию. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку в канун Рождества положил немецкий реформатор Мартин Лютер.

Именно он, возвращаясь домой перед встречей Рождества в 1513 году, был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Почему в качестве новогоднего дерева выбрана именно ель? Напомним, что наши предки относились к деревьям, как к живым существам. На Руси таким особо почитаемым, культовым деревом была береза. Зеленая пахучая лесная красавица ель издревле считалась деревом мира у древних германцев. Они верили, что в ее ветвях обитает добрый «дух лесов» — защитник справедливости и всего живого. Не случайно перед боевыми сражениями воины собирались на совет именно у ели, надеясь получить ее защиту. А еще потому, что это дерево олицетворяло собой бессмертие, верность, бесстрашие, достоинство, тайну неувядания, вечную молодость. Со временем возник обычай задабривать добрых духов, которые зимуют в вечнозеленых ветвях ели, украшая ее пушистые ветки подарками. Этот обычай родился в Германии, а позднее обряд почитания ели заимствовали голландцы и англичане.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесным орехом.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

XVIII век выбрал ель королевой новогоднего праздника сначала в Германии, а позже во многих странах Европы. В России ель сделала первый шаг по закреплению за собой статуса ритуального новогоднего дерева по европейскому образцу после выхода указа Петра I «О праздновании Нового года». В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...»

В указе, однако, речь шла еще не конкретно о елке, а вообще о хвойных деревьях. Кроме того, в нем конкретно предписывалось «учинять украшения» уличного пейзажа, а не внутреннего убранства домов. Царев указ, безусловно, подтолкнул становление на Руси европейского обычая ставить елку, но после смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

Европейскую традицию ставить елки в канун Рождества первыми поддержали петербургские немцы, составлявшие не менее трети населения северной столицы. Этот обычай со временем переняла петербургская знать. Постепенно популярность рождественского дерева охватила и другие слои общества. Массовая мода на рождественскую ель вспыхнула в 40-е годы XIX века. Этот факт отмечала в 1841 году газета «Северная пчела»: «У нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества Христова... украшением заветной елки сластями и игрушками».

Нарастающей популярности новогодней елки способствовала коммерция, организованная вокруг нее предприимчивыми петербургскими кондитерами, которые не только устраивали продажу елок за большие деньги, но и придумали сопутствующий кондитерский антураж — укрепленные на них сладости и свечи.

У Гостиного двора, а позднее на рынках организовывались елочные базары, «лесной товар» на которые поставлялся узревшими свою выгоду русскими мужиками.

О подобной рождественской распродаже красочно рассказал в своей известной книге «Лето Господне» И. Шмелев: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь... На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться... До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней...»

Впервые наряженная зеленая красавица публично засветилась праздничными огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерингофского (ныне Московского) вокзала. А к концу XIX века новогодняя елка прочно обосновалась сначала в губернских городах, а позднее и в помещичьих усадьбах.

Вскоре общественность из числа охранителей природы подняла голос в защиту елей в условиях ее разрастающейся вырубки. Уже с начала XX века появляется мода на искусственные ели, которые тогда были капризом и признаком особого шика людей состоятельных. Такой факт отразил в своем многотомном труде «Быт русского народа» А.В. Терещенко, упомянув о петербургском богаче, заказавшем искусственную елку высотой в 3,5 аршина (примерно 2,5 метра). Ее верхняя часть была обвита лентами и дорогой материей, украшена дорогими игрушками и женскими украшениями, а нижняя — разнообразными плодами и конфетами.

Постепенно елка становится центром всего новогоднего праздника. Ее заранее украшают, на нее вешают подарки, вокруг нее водят хороводы.

После Октябрьской революции 1917 года новогодняя елка как буржуазный и религиозный пережиток прошлого оказывается в опале и исчезает из общественной жизни наших соотечественников на долгие восемнадцать лет. Ее счастливое возвращение можно датировать 1935 годом, когда в газете «Правда» была опубликована заметка «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». С изгнанием и забвением лесной зеленой красавицы было покончено, традиция устанавливать елку как ритуальное новогоднее дерево вновь стала и в советской истории набирать силу.

В наши дни наряженную елку стремятся доставить и установить даже в тех краях, куда ее надо привозить специально, например, на кораблях, бороздящих океан за экватором.

Новогодний калейдоскоп

Исследования французских социологов выявили, что в шестилетнем возрасте в Деда Мороза верят все дети, к восьми годам — только четвертая часть, а среди десятилетних таковых практически нет. Отсюда следует очень важный вывод: осчастливьте в Новый год малышей, ведь вера в чудо так недолговечна.

В Англии обычай использовать в качестве новогоднего дерева ель для украшения улиц утвердился в середине XIX века, после того как королева Виктория и принц Альберт устроили первую новогоднюю елку в Виндзорском замке в 1840 году. В наши дни главная елка страны устанавливается в самом сердце Лондона— на Трафальгарской площади. Каждый год ее доставляют из столицы Норвегии Осло в знак признательности британцам за помощь во время Второй мировой войны.

Во Франции елка впервые появилась при дворе короля Луи-Филиппа, который установил ее по просьбе жены сына, бывшей по происхождению немкой.

В 1877 году Йоханнес Эккорд из Германии изобрел музыкальную приставку для елки. Механизм заводился ключом, после чего елка начинала медленно вращаться в ритме вальса.

В США до сих пор рассказывают предание о том, что первый американский президент Джордж Вашингтон встречал Новый год во время войны за независимость с елкой, привезенной из Германии солдатами-добровольцами. Четырнадцатый президент США Франклин Пирс принес традицию установления рождественской елки в Белый дом. А в 1923 году президент Калвин Кулидж положил начало церемонии торжественного зажигания елки, которая происходит теперь ежегодно на лужайке перед Белым домом.

Гордые и независимые испанцы до сих пор называют новогоднюю ель «немецким деревом».

По данным Книги рекордов Гиннесса, самое высокое новогоднее дерево было установлено в декабре 1950 года в Нордгейтском торговом центре Сиэтла (штат Вашингтон). Его высота составила 67,36 метра. Роль елки выполнила пихта.

А самую большую в мире живую елку нарядили жители итальянского города Губбио. Почти 15 километров электрических гирлянд украсили 65-метровую ель, растущую на склоне горы Инджино.

Ель — род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых. В благоприятных условиях она может достигать 45-метровой высоты и 100 сантиметров в диаметре ствола. Существует около 45 видов ели. Среди них есть финская и сибирская, черная и красная, японская и индийская, корейская и тянь-шаньская, канадская и сербская.

Ели различаются по характеру роста, виду ветвей, цвету хвойного покрова. Ели бывают плакучие, гирляндные, змеевидные, золотистые и серебряные, пирамидальные и кипарисовые. Ель Глена, растущая на юге Сахалина, южных Курильских островах и в Японии, охраняется государством.

Растет ель главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Она является одной из главных лесообразующих пород. Древесина мягкая, используется в строительстве, для производства лучших сортов бумаги, музыкальных инструментов. Из ели добывают смолу, скипидар, канифоль, деготь; делают искусственный шелк, кожу, спирты, пластмассы и пр. Один кубический метр еловой древесины — это примерно 600 костюмов и 4000 пар вискозных носков.

Новый год один из самых ярких и ожидаемых праздников в году. Предновогодняя суета в предвкушении боя курантов и загадывания желаний в кругу самых близких людей, бесконечная беготня по магазинам, то за забытым горошком, то за чем-то иным, ставшим очень важным именно в этот день. Дети лепят снеговиков, не догадываясь, о том, что родители в это время носятся по магазинам в поиске долгожданного подарка, написанного в тайном письме Деду Морозу.

Елка – неизменный атрибут главных зимних праздников – Рождества Христова и Нового года. К её выбору люди традиционно относятся с особой тщательностью в зависимости от предпочтений и сложившихся традиций. Но как это дерево приобрело такое культовое значение?

История появления Рождественской елки ведёт свой отсчёт с конца Средневековья . По мнению историков у германских народов существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где украшали заранее выбранную ель цветными тряпочками, свечами и сладостями. Со временем деревья начали срубать и приносить домой, чтобы наполнять жилище приятным запахом хвои, наслаждаться их красотой в тепле и в кругу самых близких родственников. Ель ставили на стол и украшали её горящими свечами, фруктами и сладостями. После крещения германского народа все эти традиции празднования новогодних праздников с елкой начали приобретать христианский характер.


Непосредственной датой, от которой берёт своё начало история рождественской елки, стал 1512 год. По приданию, тогда идейный вдохновитель немецких протестантов Мартин Лютер, гуляя по лесу, был поражён красотой припорошенной снегом елки, и ему захотелось показать своим детям это чудо природы. Люди и раньше приносили елки из леса, но ставили их во дворе, чтобы колючие ветки отпугивали от дома чертей. Лютер же не захотел делать из елки пугало. Он внес ее в дом, украсил сладостями, яблоками и ватными пушинками на радость детворе . Пастор подвесил деревце под потолком, чтобы дети могли наслаждаться видом развешанных украшений и подарков. Во время праздника дети радостно срывали с подвешенного деревца сладости, а елку в тот же вечер выбрасывали . В последующие годы уже начали ставить елку на пол, появились специальные игрушки для её украшения.Но, не смотря на несколько веков существования этой традиции, повсеместно устанавливать в домах рождественские елки стали относительно недавно – в XIX веке . Именно тогда вечнозеленые, хвойные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.

Легенды и факты о рождественской ели весьма разнообразны. Существует легенда о том, откуда пришла традиция украшать елки блестящей мишурой. Давным-давно жила бедная женщина, у которой было много детей. В ночь перед Рождеством Христовым она нарядила елку, но ей не хватило игрушек. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, закутали её плотной паутиной. В награду за доброту многодетной матери, младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сияющее серебро.


Также существует легенда, что первые елочные шары появились из-за неурожая яблок. Запасы фруктов к зиме быстро истощились и находчивые стеклодувы маленького городка в Баварии на замену круглым яблокам выдули разноцветные шары. А в 1870-х годах в Америке простой телеграфист догадался заменить пожароопасные свечи на электрические гирлянды.

Нашему Деду Морозу повезло больше, чем его коллегам. Ни у кого из них нет такой симпатичной и молодой помощницы, как Снегурочка. Мы привыкли считать её внучкой Деда Мороза. Но, оказывается, Снегурка Деду Морозу приходится бабушкой. В самых старых сказках ее, оказывается, зовут Кострома, её сжигают на костре, как и Масленицу. А обе они, не что иное, как старинная крестьянская богиня славян. Сам Дед Мороз гораздо младше своей «внучки».


В большинстве стран есть свои какие-то уникальные традиции празднования нового года и Рождества. К примеру, в Эстонии уже много лет существует порядок, после праздников елки не выбрасывают, а приносят и сдают в определённые пункты. Затем из них сооружают различные скульптуры и в назначенный час, вместо того чтобы быть оставленными среди мусорных контейнеров, новогодние елки ещё несколько часов служат центром огненного шоу - «Сжигание праздничных елок». Власти заранее готовят эти мероприятия и всячески поощряют их. Кроме самого шоу, зрителей, особенно детей, часто ждут разнообразные сюрпризы, подарки и сладости. Во время мероприятия большое внимание уделяется проблемам экологии и чистоты.


В России традицию украшения новогодней елки ввёл Петр I. Он, еще в молодые годы гостивший у своих немецких друзей, был приятно удивлен странным деревом, на котором вместо шишек висели яблоки и конфеты. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе. В нем предписывалось украшать большие проезжие улицы, дома и ворота сосновыми и можжевеловыми ветвями . После смерти Петра традиция была забыта, а популярным новогодним атрибутом елка стала гораздо позже. В 1819 году великий князь Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского вокзала была наряжена публичная рождественская елка . Образ рождественской елки прочно укоренился в христианской религии. На вершину дерева всегда помещали игрушку, символизировавшую Вифлеемскую звезду , взошедшую при рождении Иисуса и указавшую дорогу волхвам. Так елка стала символом Рождества.

Российская история рождественской елки не всегда была такой безоблачной, например, с 1926 года, в связи с антирелигиозной работой среди населения, украшение елки было принято считать антисоветским преступлением , но уже 1935 году был организован первый новогодний утренник с украшенной елкой.

А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов была установлена огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек, с тех пор её традиционно называют главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов, коей является и по сей день.Вот такой непростой и тернистый путь преодолела эта лесная красавица. Прежде чем украсить наш с вами рождественский праздник.


В этой заметке мы расскажем о зарождении европейского обычая наряжать рождественскую елку и о том, как менялись особенности этой традиции на разных этапах истории. Речь пойдет главным образом о традициях Германии и Франции и, в частности, об эльзасском и лотарингском регионах, поскольку именно столица Центрального Эльзаса город считается «официальной родиной» новогодней елки, а соседняя Лотарингия подарила миру такое популярное елочное украшение, как стеклянный шар.

Рождественская или новогодняя ёлка - это образ, который соединяет в себе многочисленные сказки, легенды, воспоминания детства и для большинства людей символизирует радостный момент, когда все, маленькие и взрослые, собираются вместе, чтобы в уютной атмосфере отпраздновать Рождество или Новый год. В нас заложена потребность даже в самую лютую зиму надеяться на обновление и свет, и истоки этой потребности уходят в глубину веков.


Как вечнозелёное дерево елка всегда обладала магической притягательностью как для язычников, так и для христиан, являясь объектом желаний, воплощением тёплых праздников и встреч с родными и близкими. Традиции украшения ёлки менялись в ходе европейской истории и сегодня представляют интерес как своего рода памятник культуры, как отражение нашего прошлого.

Древнейшие истоки рождественских традиций

Традиция почитания и ритуального использования деревьев встречается у европейских народов уже в древности. Дерево считалось у древних народов Европы символом жизни и нередко украшалось фруктами, цветами, злаками. Так, кельты обожествляли деревья и верили, что в них обитают духи. А, например, римляне в день зимнего солнцестояния украшали свои дома ветвями вечнозелёных деревьев в честь бога Януса.

Как и многие другие языческие традиции, этот обычай был впоследствии воспринят христианами, которые лишь заменили ветви целыми свежеспиленными деревьями. Кроме того, популярности «рождественского дерева» у христиан способствовали средневековые рождественские мистерии, одна из которых была посвящена истории об Адаме и Еве, и для изображения райского дерева, как правило, использовали украшенную красными яблоками ель.

Легенда о святом Бонифации и рождественской ели

По некоторым сведениям, обычай устанавливать на Рождество украшенную ёлку зародился именно в Германии. «Изобретателем» рождественской ёлки считается святой Бонифаций (675-754) - английский епископ, который занимался миссионерской деятельностью в Германии, проповедуя христианскую веру. Согласно легенде, однажды в неком баварском селении Бонифацию повстречалось языческое племя, поклонявшееся священному дубу бога Тора (по другой версии - Одина). Чтобы доказать язычникам бессилие их богов, святой срубил этот дуб, и, на удивление германцев, из срубленного дерева не появилось никаких могущественных духов, чтобы наказать Бонифация за его деяние. Под впечатлением от увиденного многие язычники перешли в христианство.

Эта легенда имеет следующее продолжение: на глазах изумленных язычников на месте срубленного дуба выросла молодая елочка (на самом деле эта часть легенды не находит подтверждения в житии святого и считается позднейшей попыткой христианизации языческой традиции). Бонифаций объяснил язычникам, что вечнозелёное дерево является символом Христа и укрепления католической веры, тогда как упавший дуб знаменует собой конец язычества. На следующий год все язычники в округе уже были христианами и с радостью украшали подросшую елочку, отмечая прежде неведомый им праздник Рождества.

По другой версии, с помощью хвойных деревьев, кроны которых имеют треугольную форму, св. Бонифаций пытался донести до язычников идею Троицы.

Рождественская ель XVI века: христианская символика

Для празднования Рождества в XVI веке европейцы стали всё чаще использовать вместо веток - распространенных, как уже было сказано, в языческой традиции - целые молодые деревья. Причем наиболее подходящими для этой цели были сразу же признаны именно хвойные деревья , поскольку они даже в начале зимы остаются зелёными и служат воплощением надежды на новую жизнь, на обновление природы.

Наиболее ранние документальные свидетельства, сохранившиеся в гуманистической библиотеке , рассказывают о том, что для украшения рождественских деревьев - которые именовались старонемецким словом Meyen - в тот период использовались яблоки . Эти ароматные и хрустящие красные яблоки по сей день известны в Германии и Эльзасе под названием Christkindel Apfel («рождественские яблоки»). В Эльзасе их принято собирать в октябре и хранить до декабря-февраля.

Украшение ёлок на тот момент носило чаще всего официальный характер, поскольку эти деревья в основном устанавливали на площадях перед храмами, а также перед ратушей и зданиями цехов. Наряд зелёной красавицы состоял из двух символических элементов : во-первых, собственно яблок , которые напоминали о первородном грехе Адама и Евы, а во-вторых, гостий, или облаток (oublie ), которые служили указанием на искупление грехов через жертву Иисуса Христа. В лицейской капелле эльзасского города Агено (Хагенау) (Haguenau ) сохранилась фреска XV века, в которой эта символика находит визуальное воплощение в виде дерева, крона которого четко поделена по вертикали на две зоны: с одной стороны на ёлке висят яблоки, а с другой - облатки.

После того как рождественские елки начали появляться в обычных домах, дерево сначала было принято подвешивать к потолочной балке, как ранее делали с «языческими» ветками. Через некоторое время ель стали помещать в небольшую кадку, наполненную песком и гравием.

Какие рождественские украшения были наиболее распространены в тот период, помимо, разумеется, вышеупомянутых яблок и облаток? С начала XVI века известно елочное украшение под названием Zischgold , которое изготавливалось из тонких металлических пластин или позолоченных полосок, что придавало праздничному убранству елки еще больше блеска.

Еще одним сходным видом елочных украшений является lametta - канитель, или «дождик», который во Франции принято именовать «волосами ангела» (cheveux d’ange ). По некоторым сведениям, уже в XV веке лионские мастера изготавливали эти блестящие рождественские украшения.

Селеста - родина рождественской ёлки?

Хотя традиция рождественской ёлки , вероятно, существовала в Германии и Эльзасе примерно с XII века, первые письменные упоминания о «рождественском дереве» (Meyen ) в этом регионе относятся к 1521 году. Имеется в виду запись от 21 декабря 1521 года, сохранившаяся в гуманистической библиотеке (Bibliothèque Humaniste ) - эльзасского города, расположенного между и . Впрочем, в те времена Селеста еще не принадлежала Франции и называлась на немецкий манер: Шлеттштадт .

Эта историческая запись в счетной книге гласит: «Item IIII schillinge dem foerster die meyen an sanct Thomas tag zu hieten » («4 шиллинга - лесничему за охрану ёлок начиная с дня святого Фомы» (21 декабря)). Изучив этот фрагмент городских архивов, историки сделали вывод, что в Эльзасе как раз и зародился обычай украшать дома - в первую очередь, конечно, дома зажиточных горожан - к Рождеству ёлками. Как видите, власти Селесты были вынуждены потратиться, чтобы обеспечить охрану леса от разграбления местными жителями, стремившимися заполучить заветную елочку.


Сохранилось и несколько других, более поздних, архивных записей: например, запись от 1546 года рассказывает о том, что двум рабочим было поручено проложить дорогу в лес, чтобы можно было легче подобраться к елям и срубить нужное количество деревьев. Другая запись свидетельствует о том, что в 1555 году городские власти, пытаясь избежать злоупотреблений, ввели запрет на вырубку елей. Наконец, сохранилось описание, составленное в 1600 году виночерпием городской ратуши Бальтазаром Беком (Balthazar Beck ) (1580-1641) и посвященное тому, как следует украшать рождественскую ёлку и каковы прочие обычаи того времени, связанные с празднованием Рождества в парадном зале (Herrenstube ) ратуши Селесты (тогда еще Шлеттштадта).

В частности, Бек упоминает, что для украшения ёлки использовались яблоки и облатки. Также он описывает обычай приглашения детей членов городского совета, самих советников и прочих муниципальных работников, которым разрешалось «потрясти» ёлку и съесть все украшавшие ее лакомства. К Селесте вскоре присоединились и другие эльзасские города. Так, в 1539 года рождественская ель была установлена в Кафедральном соборе Страсбурга .

В действительности право называться «родиной рождественской ёлки » оспаривают еще несколько европейских городов. Сохранилось, например, краткое документальное свидетельство о том, что на рождественский праздник 24 декабря 1510 года в Риге (Латвия) торговцы танцевали вокруг дерева, украшенного искусственными розами, прежде чем его сжечь (явный отголосок языческих традиций). Нашлись и зловредные эстонцы, которые утверждают, что первая рождественская ель была установлена в Таллине в 1441 году.

Споры по поводу того, где всё-таки впервые появилась рождественская ёлка, не утихают до сих пор. придерживается своей версии, и в церкви Св. Георгия в декабре проходит ежегодная выставка, посвященная истории рождественской елки . Помимо этого, в гуманистической библиотеке Селесты каждый декабрь экспонируется тот самый архивный документ 1521 года, который, как утверждается, доказывает, что в этом эльзасском городе зародился обычай украшать дома к Рождеству ёлками .

Во всяком случае, по-видимому, именно здесь этот обычай был впервые в истории упомянут документально.

Конец XVI - XVII век: протестантские традиции украшения рождественской ёлки

В XVI столетии традиция устанавливать на Рождество украшенную ёлку прочно укоренилась в Германии, Австрии, Эльзасе и Лотарингии. Причем сторонники Реформации всячески поддерживали этот обычай, подчеркивая символику ели как райского Древа познания Добра и Зла.

В конце XVI века под влиянием протестантских кругов и городской буржуазии обычай дарить подарки по случаю окончания года переместился со дня св. Николая (6 декабря) на 24 декабря. С этого времени в центре празднований всегда находилась рождественская ёлка: именно под нее теперь стали класть подарки. Кроме того, с легкой руки протестантов главным героем Рождества становится не святой Николай (казавшийся им слишком языческим персонажем), а Младенец Иисус (Christkindel ), которого со временем стало принято изображать в виде юной девушки в фате, облаченной в белое одеяние и золотую корону с еловыми ветвями и свечами (одна из ипостасей святой Луции). Она раздаёт подарки послушным детям, тогда как ужасный бука (дед с розгами) (Père Fouettard , а в эльзасской традиции Hans Trapp ), в свою очередь, угощает озорников не мандаринами и конфетами, а плёткой.


Во второй половине XVI века лидеры Реформации отказались использовать для празднования Рождества принятые у католиков вертепы (рождественские сценки), поскольку у протестантов нет доктрины почитания образов. Вместо этого протестанты принялись развивать традиции украшения рождественских елей - ведь этот атрибут Рождества, в отличие от вертепов, напрямую не изображает ни Христа, ни иных библейских персонажей. Мартин Лютер предложил считать рождественскую ель символом Древа жизни в Эдемском саду.

Символика убранства рождественской ели в этот период остается принципиально христианской и не вызывает никаких возражений в лютеранском лагере. Более того, набожные протестанты, ориентированные на внимательное отношение к текстам Ветхого Завета, всячески отстаивали использование соответствующего декора рождественского дерева. Поэтому к дополнение к традиционным красным яблокам и гостиям в конце XVI века для украшения ёлки всё чаще начинают использоваться разноцветные бумажные обёртки в форме роз и других цветов.

Эти цветы являются аллюзией на слова пророка Исайи о «корне Иессееве» - дереве Иессея, или генеалогическом дереве Иисуса Христа (ср . «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» ). Символика этого типа украшений указывала на происхождение и рождение Спасителя. Вдобавок к этому, цветы на ёлке напоминали о словах старинного рождественского гимна Es ist ein Ros entsprungen («Выросла роза»), написанного как раз в ту эпоху.

К 1605 году относится следующая архивная запись на старонемецком языке: “Auff Weihnachten richtet man Dannenbäume zu Straßburg in den Stuben auf. Daran henket man Roßen auß vielfarbigem Papier geschnitten, Aepfel, Oblaten, Zischgold und Zucker “ («В на Рождество ель устанавливают в жилой комнате. Дерево украшают бумажными розами, яблоками, облатками, золотыми листами и сахаром»).

XVIII-XIX век: Рождество - детский праздник

В этот период религиозная символика праздника начинает отступать на задний план. Вместо яблок для украшения ёлок начинают использоваться разнообразные лакомства круглой формы (например, орехи с начинкой, обернутые в золотую или серебряную бумагу).

Место гостий теперь занимают пряники, конфеты, вафли и традиционные бредели (bredele , также bredela или bredle ) - рождественское печенье из пряничного теста.



В Эльзасе, южной Германии и некоторых частях Швейцарии получает распространение особая разновидность бределей - так называемые шпрингерле или спрэнжерли (sprengerle или springerle ), которые представляют собой печатные анисовые пряники, чаще всего круглые или в форме сердца. Их пекут именно на Рождество, и традиция эта сохранилась до наших дней.

Помимо собственно печенья, в эльзасских городах продаются и специальные формочки для выпекания этих сладостей. Керамические рельефные формы, или «штампы» для создания на тесте определенного рисунка можно купить в магазинах в качестве сувенира. Раньше такие формочки изготавливались в основном из дерева и украшались резными сценками повседневной жизни или композициями на библейские сюжеты. Подробнее о традиционных эльзасских сладостях, сувенирах и народных промыслах можно прочитать в заметке «Народные промыслы, обычаи и традиции Эльзаса » .

Конкретная форма сладостей, применяемых для убранства ёлки, в XIX веке постепенно утрачивает значение и становится всё более разнообразной. С этого времени украшение рождественской ёлки и все сопутствующие традиции считаются в основном прерогативой детей . Сразу же после окончания праздника Богоявления, в начале января, мальчишек и девчонок теперь приглашают «потрясти» рождественское дерево и «собрать урожай», что маленькие сладкоежки с удовольствием и проделывают.

В XIX веке пряники и бредели начинают дополнительно украшать глазурью, а иногда еще и мелкими цветными посыпками. Поверх сахарной или шоколадной глазури приклеивают декоративные картинки с разнообразными сюжетами (это были хромолитографии, чаще всего изображавшие ангелов или звёзды). Вокруг ствола ёлки устраивают небольшой деревянный заборчик, напоминающий изгородь палисадника перед традиционным крестьянским домом. Отгороженное таким образом пространство символизирует утраченный вследствие грехопадения человека рай.

Отсюда и слово Paradiesgärtlein («райский садик»), которым этот рождественский садик было принято называть в Германии. Как видите, христианская символика постепенно снова приобретает значение.

Рождественская елка приходит во Францию и Великобританию

Та поддержка, которую оказывали «елочной традиции» лидеры Реформации, объясняет быстрое распространение рождественской ели по протестантским регионам Северной Европы, включая Германию и страны Скандинавии. Не стоит забывать, что и Эльзас на тот момент был частью германского мира , равно как и соседние герцогства Лотарингия и Австрия. Всё это время, на протяжении XVII и XVIII веков, традиция ставить в домах на Рождество ёлку была развита во всех упомянутых регионах.

В конце XIX века, после Франко-прусской войны 1870 года, традиция украшать новогоднюю (рождественскую) елку пришла наконец и во Францию. Честь распространения этой традиции принадлежит жителям Эльзаса и Лотарингии , которые, не желая становиться пруссаками, после аннексии их регионов к Германии решили уехать во Францию, «страну прав человека», вновь ставшую республикой.

Еще до этого, в 1837 году немецкая жена наследника французского престола Фердинанда Филиппа, герцога Орлеанского, лютеранка Елена Мекленбург-Шверинская распорядилась установить рождественскую елку в саду Тюильри, но тогда традиция не прижилась. (Веком ранее, в 1738 году, другую неудачную попытку внедрить при французском дворе традицию рождественской елки предпринимала супруга Людовика XV, Мария Лещинская). Лишь приток иммигрантов из Эльзаса и Лотарингии предопределил массовое распространение рождественской елки на территории Франции. (Кстати, благодаря всё тем же эльзасским переселенцам традиция быстро распространилась и в Соединенных Штатах).

Сегодня гигантскую новогоднюю елку (sapin de Noël, arbre de Noël ) можно увидеть на центральной площади каждого крупного французского города: в Париже и Руане, на Станиславовской площади в Нанси и на площади Клебера в городе Страсбурге , который носит гордое имя «столицы Рождества». Приблизительно с 1930-х годов обычай ставить на Рождество украшенную елку принят практически во всех французских домах.

В Великобританию традицию рождественских елок, что характерно, тоже завезли вездесущие лютеране , а именно супруг королевы Виктории принц Альберт - он же герцог Саксен-Кобург-Готский. По его инициативе в 1841 году в Великобритании (говоря точнее, в Виндзорском замке) была установлена первая рождественская елка. В 1848 году в английской газете появилась фотография собравшейся вокруг елки королевской семьи, растиражированная вскоре в виде многочисленных открыток. Придворная мода быстро распространилась среди буржуазии, а затем и простого народа. В викторианскую эпоху считалось, что рождественская елка должна иметь шесть ярусов ветвей и устанавливаться на стол, покрытый белым полотном. Затем ее украшали гирляндами, бонбоньерками и бумажными цветами.

Любопытно, что еще до появления в Великобритании традиция рождественских ёлок укоренилась в Канаде. И лишь в XX веке этот обычай наконец проник в главные католические страны Европы - Италию и Испанию.

Елочные украшения Нового времени: изобретение стеклянного шара и прочие новшества

В середине XIX натуральные продукты, используемые для украшения ёлки, начинают заменять искусственными. В 1858 году в северных Вогезах и Мозеле разразилась страшная засуха, и урожай яблок и других фруктов выдался крайне скудный, так что местные жители не имели возможности украшать рождественские елки живыми плодами. И тогда стеклодув из лотарингской деревни Гётсанбрюк (Goetzenbruck ), что близ Майзенталя (Meisenthal ), придумал изготавливать стеклянные шары в форме яблок и других фруктов. После этого стеклянные елочные украшения приобрели популярность далеко за пределами Эльзаса.

Городок Майзенталь (Мейзенталь) в Лотарингии и сегодня славится мастерством своих стекольщиков . На этой стекольной фабрике свыше 20 лет (с 1867 по 1894 год) проработал глава художественной Школы Нанси - Эмиль Галле: сначала дизайнер учился у здешних мастеров, а затем, сам став зрелым художником, тесно сотрудничал с фабрикой при создании своих великолепных произведений. Сегодня в Майзентале можно посетить Международный центр художественного стекла (Centre International d’Art Verrier ) и ближе познакомиться с работой стеклодувов. Но этот центр является не просто музеем, а творческой мастерской, где регулярно экспериментируют с новыми современными идеями, не забывая, конечно, о традициях. Одним из главных видов выпускаемой продукции остаются стеклянные шары - чуть ли не самое популярное на сегодняшний день елочное украшение. Кроме шаров, здешние мастера изготавливают стеклянные украшения в виде колокольчиков, елочек, шишек, орехов, птиц и множества других образов.


Помимо стеклянных шаров , в XIX веке богатый арсенал елочных украшений пополнился многочисленными ангелами , одетыми в золотую или серебряную фольгу. Также для украшения елок стали часто использоваться позолоченные еловые шишки и звезды из позолоченной соломки и белого бристольского картона (изготавливаемого из бумаги высшего сорта). Позднее появилась традиция помещать на вершину елки звезду - символ Вифлеемской звезды, указавшей волхвам путь к месту рождения Христа. В качестве альтернативы верхушку елки иногда украшают шпилем (cimier oriental ) или фигуркой золотого ангела с латинской надписью Gloria in Excelsis Deo («Слава в вышних Богу»).

Но главным нововведением этой эпохи стал обычай подсвечивать ёлку праздничными огнями. Первоначально для этой цели использовались, разумеется, свечи - несмотря на риск возгорания (между прочим, первым, кому пришла в голову мысль украсить ёлку свечами, был, как считается, Мартин Лютер , зачарованный красотой звездного неба). Но поскольку воск стоил довольно дорого, вместо свечей нередко применяли заполненные маслом ореховые скорлупки с небольшим плавучим фитилем на поверхности - или гибкие свечи, которые можно было оборачивать вокруг еловых веток. Иллюминация носила не только декоративный, но и символический характер, напоминая о рождении Христа, который является светом миру . В начале XX века появились электрические гирлянды, которые поначалу мало кто мог себе позволить, до того дорого они стоили.

В XX веке также получили широкое распространение искусственные новогодние елки , которые были впервые изобретены в XIX веке в Германии. Многочисленные поклонники искусственных елей сегодня утверждают, что они дешевле, безопаснее и удобнее, чем настоящие деревья. Что же касается экологического аспекта, то по этому поводу продолжаются споры: не существует единого мнения относительно того, чтó наносит бóльший вред природе: вырубка натуральных деревьев (плюс которых заключается в том, что они поддаются биологическому разложению) или же производство искусственных елок из поливинилхлорида с не всегда безопасными добавками.

Рождественская елка в католических странах

Лишь в XX веке обычай украшать на Рождество елку пришел в главные католические страны Европы - Италию и Испанию. Например, в Ватикане традиция рождественской елки появилась только в 1982 году по инициативе Иоанна-Павла II , избранного папой римским четырьмя годами ранее. Первое время не все представители католической церкви одобряли этот обычай, однако постепенно елка стала неотъемлемой частью празднования Рождества в Ватикане, и сегодня ни одно Рождество не обходится без великолепной елки на площади Святого Петра в Риме.

Во время чтения молитвы Ангел Господень в воскресенье 19 декабря 2004 года папа римский Иоанн-Павел II следующим образом объяснил верующим значение и символику рождественской елки : «[...] рядом с вертепом часто устанавливают традиционную рождественскую елку - это тоже очень древняя традиция, связанная с прославлением ценности жизни. Зимой эта вечнозеленая ель становится символом бессмертия. Именно у ее ствола обычно кладут подарки. Этот символ также имеет большое христианское значение, поскольку напоминает о Древе жизни и образе Христа - высшем даре Бога человечеству. Таким образом, рождественская ель несет в себе весть о том, что жизнь не прекращается ни на миг и что она является даром, не материальным, но самоценным, даром дружбы и любви, братской взаимопомощи и прощения, способности делиться и сочувствовать ».

♦♦♦♦♦♦♦

Сегодня не существует определенных предписаний относительно того, как следует украшать рождественскую елку. Это может быть пышное убранство или аскетичный, простой наряд. Это может быть современная дизайнерская елка, позволяющая человеку максимально проявить свою фантазию. В любом случае это вечнозеленое дерево остается символом рождественских праздников и незабываемых впечатлений детства.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники .