Чем лучше обезжирить металлическую поверхность перед покраской? Подготовка под окраску

Подготовка к покраске автомобиля своими руками – это процедура, которая состоит из нескольких этапов, и каждый из них по-своему важен. Значение имеет грамотное шпатлевание, правильная грунтовка авто и обезжиривание металла перед покраской. О верном подборе шпатлёвки и грунта написано немало, однако качество лакокрасочного слоя будет зависеть ещё и от того, чем обезжирить металл перед покраской, поэтому стоит рассмотреть этот вопрос подробнее.



Подготовка к покраске автомобиля своими руками

Для чего обезжиривать части авто перед окрашиванием?

Перед тем как приступать к подготовке автомобиля, его нужно тщательно вымыть, удалив с него грязь и пыль. Однако это оказывается недостаточным – на металле попадаются посторонние вещества, которые мытьём не удаляются:

  • битум;
  • масло;
  • смолы;
  • гудрон;
  • мастика;
  • жировые пятна.


Удаление краски с кузова автомобиля

Поэтому поверхность перед покраской необходимо обезжирить, используя специальные средства. Это делается в следующих целях:

  • удаление посторонних жировых частиц;
  • улучшение адгезии поверхности, что положительно сказывается на сцепляемости с эмалью;
  • лакокрасочное покрытие защищает окрашенные части гораздо дольше.

Виды средств для обезжиривания

Современная промышленность предлагает автомобилистам три вида средств для удаления жировых пятен при подготовке поверхности к нанесению краски:

  • Органические – уайт-спирит, сольвент, керосин, ацетон, трихлорметан, ксилол, метиленхлорид. Они имеют углеродную основу и используются для подготовки металла к нанесению краски. Их основными недостатками являются токсичность и легковоспламеняемость, что требует применения дополнительных мер безопасности при работе с ними.
  • Эмульсии, состоящие из водно-щелочных растворов и органики . Они не горят, отличаются низкотоксичностью – такие средства выбирают для обработки больших участков поверхности.
  • Синтетика – стоит недорого, безопасна и легкодоступна.

Из этих групп автомобилисты выбирают подходящее средство, когда возникает вопрос: чем лучше обезжирить металл перед покраской?



Сольвент для обезжиривания металла

Тонкости выбора

Когда вы думаете, чем обезжирить перед покраской части автомобиля, примите во внимание следующую информацию:

  • Выбирайте средство, которое не создаст конфликта с автоэмалью. Если вы планируете использовать масляную краску, то для обезжиривания хорошо подойдёт скипидар. Даже если его частицы останутся на металле, они смешаются с краской и проблемы не возникнет.
  • Внимательно прочтите состав автоэмали на банке и подготовьте поверхность при помощи растворителя, который там указан.
  • Можно также воспользоваться средством, которое рекомендует производитель эмали для её разбавления. Уайт-спирит или ацетон в данном случае будут универсальным вариантом.
  • Загрунтованный металл перед нанесением краски обрабатывают уайт-спиритом, бензином или керосином. Керосин эффективно ликвидирует масла и мастики, однако сам удаляется тяжело.
  • Загрунтованный пластик – материал деликатный, для него выбирайте антисиликон, чтобы не повредить структуру.


Антисиликон-обезжириватель бутылка 1л. для пластика

Обдумывая, чем можно обезжирить поверхность перед окрашиванием, оцените ряд критериев, которые влияют на правильность выбора:

  • эффективность;
  • безопасность;
  • простота использования;
  • удобство;
  • расход на единицу площади;
  • стоимость.

Старайтесь отдавать предпочтение продукции производителей, которые имеют солидную репутацию на рынке. Возможно, она обойдётся несколько дороже, однако эффект от её применения будет выше, чем от дешёвой химии от неизвестных брендов.

Работа с обезжиривателями

После того как мы рассмотрели виды средств для удаления жировых частиц, давайте разберёмся, как обезжирить с их помощью поверхность.

Для начала подробно поговориммерах безопасности. Работу выполняют в помещении с вентиляцией, ярким светом и без открытых источников огня. Наденьте очки, чтобы в глаза не попали капельки химических реагентов и частицы пыли. Дыхательные пути защитите при помощи респиратора – выше говорилось о том, что многие растворители токсичны и вызывают поражение органов дыхания. Спецодежда из плотного брезента или специальный фартук помогут избежать попадания химически активных частиц на открытую кожу.

Во время работы с растворителями не разрешается курить, пользоваться зажигалкой или создавать другие огнеопасные ситуации.



Во время работы с растворителями не разрешается курить

Во время процедуры ликвидации жировых частиц следуйте приведённым рекомендациям:

  • Для нанесения растворителя используйте салфетку;
  • Вторая салфетка понадобится, чтобы вытереть сам растворитель после его применения;
  • Обе салфетки должны быть безворсовыми – в противном случае металл будет покрыт ворсинками, которые удалить будет сложно;
  • Обезжиривание выполняется сразу после шлифования перед окрашиванием;
  • При работе с деталями из алюминия соблюдайте меры предосторожности – в комбинации с некоторыми растворителями он может становиться взрывоопасным;
  • После того, как вы закончили работу, не прикасайтесь к обработанной поверхности пальцами и другими посторонними предметами.

Качество выполненной работы проверяется при помощи чистого листа бумаги – на ней будут видны посторонние вещества, если они остались. При помощи капли воды также легко проверить наличие жировых частиц – вода должна легко растекаться, не собираясь в шарик.



Обезжиривание автомобиля перед покраской

Двухэтапная очистка

Профессиональная очистка чёрных металлов состоит из двух этапов, первый из которых заключается в обработке уайт-спиритом, а второй – нанесении специального раствора ортофосфорной кислоты на те места, которые сильнее подвержены возникновению очагов коррозии.

В домашних условиях приготовить состав ортофосфорной кислоты будет сложно, однако вместо неё с успехом используют антисиликоны, которые можно без проблем приобрести в магазине автохимии. Антисиликоныбезвредны, нетоксичны, неагрессивны и просты в применении. Когда вы закончили очистку участка антисиликоном, удалите его остатки, чтобы избежать конфликта с автомобильной эмалью при окрашивании.



Ортофосфорная кислота 30 мл

Пескоструйная обработка

Подготовить автомобиль к окрашиванию можно без применения химических растворителей при помощи пескоструйной обработки. Эта операция очищает поверхность от всех видов загрязнений, в том числе и от жировых – масел, мастик, битума и т.п.

Смысл пескоструйной обработки заключается в том, что поверхность под сильным давлением бомбардируется частицами песка в струе воздуха, её относят к холодным абразивным методам работы с материалом. Такой способ помогает избавиться от пыли, грязи, окалины, следов коррозии и жиров.

Дополнительным преимуществом пескоструя является то, что он даёт рельеф с повышенными адгезивными свойствами – это происходит вследствие микродеформаций. Мелкие выемки от ударов песка повышают сцепляемость с эмалью при окрашивании. Такое покрытие долговечно и надёжно.



Пескоструйная обработка кузова автомобиля

Для этой процедуры вам понадобится специальное оборудование – пескоструйный аппарат. Его конструкция состоит из следующих элементов:

  • компрессор;
  • резервуар для песка;
  • шланг;
  • сопло;
  • механизм регулировки силы воздушного потока.

Компрессор под высоким давлением нагнетает воздух, из резервуара в сопло через шланг поступают абразивные элементы. Оператор вручную направляет сопло на обрабатываемые участки и водит им из стороны в сторону – так происходит бомбардировка абразивными частицами, которые удаляют всё лишнее.

Такое оборудование стоит недёшево, и для работы с ним нужны специальные навыки и профессиональный опыт. Однако пескоструйный метод в плане предварительной подготовки машины к окрашиванию даёт самый высокий эффект.



Кузов машины обработанный пескоструем

Заключение

Покраска автомобиля относится к ответственным видам работ. От её качества зависит внешняя привлекательность и защита от появления очагов коррозии. Чтобы лакокрасочное покрытие было надёжным и долговечным, уделите внимание каждому этапу подготовки. Обезжиривание при этом занимает одну из ключевых позиций. Оставшиеся на металле частицы смол и масел приведут к тому, что эмаль ляжет неровно, будет отслаиваться, и через короткое время понадобится снова думать о покраске. Чтобы этого не случилось, позаботьтесь о том, чтобы правильно выбрать растворитель, и грамотно обработайте с его помощью машину перед нанесением автоэмали.

Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.

Очищение и обезжиривание поверхностей просто необходимо для качественного проведения покраски или склеивания различных предметов. Дело в том, что жир и грязь существенно снижают адгезию поверхностей и материалов отделки, что конечно влияет на продолжительность срока службы того или иного основания. Давайте рассмотрим с помощью каких материалов происходит обезжиривание и какой последовательности следует придерживаться во время проведения всех работ своими руками.


Конечно любой мастер быстро даст вам ответ, для чего необходимо обезжиривание, но что делать если вы не профессионал и совершенно не понимаете, как и зачем обрабатывать поверхность перед склеиванием? На самом деле все достаточно просто:

  • Слой грязи и пыли, который прилипает к поверхности существенно снижает адгезию материала и отделки. Из-за этого на долговечность нового покрытия или качество склеивания рассчитывать не придется. Дело в том, что клеевой раствор или ЛКМ будет сцепляться не с основанием, а именно со слоем грязи
  • Обезжиривание металлов просто необходимо из-за того, что масляные или жирные пятна, которые почти всегда присутствуют на металлических основаниях не позволяют сцепиться краске с обрабатываемым материалом

Как и любая подготовка перед отделкой, обезжиривание является очень важным процессом, без которого качественная покраска или склеивание просто невозможно. Для того, чтоб провести все процессы хорошо, следует рассмотреть и технологию проведения работ.

Чистим металл

Давайте рассмотрим, как и чем можно обезжирить поверхность перед покраской. Металлические поверхности могут иметь на себе не только жирные пятна и грязь, но и ржавчину, старую краску или сажу. Так вот, если вам интересно, чем обезжирить металл, то следует использовать такие растворы, как:

  1. Уайт-спирит
  2. Бензин
  3. Ацетон


Не важно, какой раствор вы решили использовать, технология проведения работ одинакова для всех разновидностей:

  • Ржавчина и крупный мусор убирается с металла при помощи механического способа. Для этого подходит либо шлифовальная машинка – обычно под ней подразумевается использование болгарки, либо обычная наждачная бумага. Если вы хотите покрасить большую металлическую поверхность, то подумайте о приобретении электроинструмента. С его помощью процесс зачистки будет максимально быстрым и легким
  • Второй шаг заключается в использовании химии – она необходима для очищения более прочных слоев грязи. Это может быть машинное масло или копоть. Для проведения работ своими руками потребуется растворитель и тряпочка, с помощью которой металл будет протираться

Важно! Если вы планируете покрасить небольшой металлический предмет, на котором имеются существенные пятна, то возможно стоит полностью погрузить изделие в растворитель и подождать некоторое время.

  • Когда смывка пятен окончена следует подождать высыхания и загрунтовать металл, после чего можно смело переходить к покраске

Если вы хотите покрыть ванну новой эмалью своими руками, то обработка поверхности заключается в использовании соды и жесткой губки. Тщательно протирая содой все основание у вас получится смыть грязь, после чего можно будет приступать к нанесению нового слоя эмали.

Обезжириваем для склейки

Давайте сразу рассмотрим, чем лучше обезжиривать основания, которые в дальнейшем будут склеиваться:

  1. Органический растворитель
  2. Водное моющее средство
  3. Щелочный препарат
  4. Специальные щелочные составы


Какие материалы подойдут для металла мы уже выяснили, а вот для полимеров или резины следует использовать трихлорэтилен, тетрахлорэтилен или изопропиловый спирт. Однако немаловажным условием для применения таких средств является устойчивость обрабатываемого изделия к растворению под действием этих растворов. Если вы хотите использовать органический растворитель, то запомните некоторые правила его использования:

  • Нельзя использовать обезжиривающий препарат для загрязнений, в которых содержится мыло, шлифовальная паста
  • Не обрабатываются также влажные поверхности, так как при смешивании с водой растворитель не может проникнуть к металлическому основанию

Если вам уже понятно, чем обезжирить поверхность, то давайте просмотрим, как происходит самостоятельная подготовка поверхностей:

  • Первым делом происходит очищение от краски, ржавчины или окалины – здесь поможет металлическая щетка или точильный станок
  • Зачастую может потребоваться пескоструйная обработка – процесс заключается в использовании воды с добавлением частичек кварцевого песка, которые распыляются на обрабатываемую поверхность под большим давлением. Кстати именно такой способ используют для покраски машин
  • Когда обработка завершена все элементы промываются под струей воды и после полного высыхания начинается обезжиривание и последующее склеивание

Вообще в самостоятельном обезжиривании нет ничего сложного и если вы собрались сами склеивать или окрашивать различные материалы, то обработать и подготовить поверхность перед последующей отделкой не составит никакой трудности.

Обезжиривание поверхностей

Перед нанесением грунта или лакокрасочного покрытия поверхность должна быть свободна от жира и влаги. На поверхности, которую предстоит окрасить, всегда есть остатки горюче-смазочных материалов, различных технических составов, влага, пыль, другие загрязнения. Если наносить покрытие на неочищенную поверхность, вряд ли можно ожидать, что оно будет качественным и эстетичным. Для обезжиривания применяются органические растворители, щелочные или кислые водные моющие составы, а также эмульсионные составы. Водные щелочные составы хорошо очищают от загрязнений органического и неорганического характера, однако их эффективность мала для удаления шлифовально-полировочных составов и загустевших масел и смазок.

В промышленности, особенно при серийном и массовом производстве, обычно используют водные щелочные растворы при повышенных (70—80 °С) температурах. Но это малоприменимо в условиях домашней мастерской. Поэтому для обезжиривания деталей кузова и при проведении ремонтных работ лучше использовать уайт-спирит или очищенный бензин. Обезжиривание проводят,

протирая поверхность металла кистью либо хлопчатобумажной ветошью, смоченной в растворителе, с последующей сушкой на воздухе. При этом способе необходимо следить, чтобы в процессе обезжиривания на поверхности не оставались ворсинки от ткани.

Детали из черных металлов можно обезжиривать трихлорэтиленом. Но им нельзя обезжиривать изделия из алюминия и его сплавов, так как могут образоваться взрывоопасные смеси. Нельзя также обезжиривать им детали, смоченные водным раствором или эмульсиями, поскольку при этом может образоваться нерастворимая клейкая масса.

Водные моющие составы с кислой реакцией характеризуются более низкой моющей способностью, нежели щелочные, однако обладают способностью удалять с поверхности металла оксидные пленки.

Эмульсионные составы обладают комбинированным действием. Эти составы представляют собой эмульсию растворителя в воде, стабилизированную поверхностно-активными веществами. Достоинством таких составов является высокая эффективность процесса обезжиривания за счет одновременного растворения и эмульгирования загрязнений.

Обезжиривающая эмульсия, которую можно приготовить:

Трихлорэтилен 20 %

Приофосфат натрия 0,5 %

Ингибитор (амин) 0,5 %

Эмульгатор 2 %

В производственных условиях обезжиривание изделий перед окраской осуществляют в несколько стадий. Загрязнения на поверхности изделия неоднородны, они представляют смесь веществ, различающихся по химическому составу и физическим свойствам, поэтому необходимая степень обезжиривания достигается преимущественно сочетанием различных средств обезжиривания.

Предварительная подготовка заключается в том, что наружные поверхности кузова протирают с помощью щетки или ветоши уайт-спиритом. Места, имеющие легкий налет ржавчины, обрабатывают диоксидином. Диоксидин обладает раскисляющей способностью.

В процессе механической обработки и сборки, а также при консервации поверхность металла изделия загрязняется жирами.

При обезжиривании щелочными растворами жиры растительного и животного происхождения — стеарин, сало, олеиновая кислота удаляют щелочными растворами. Под действием щелочей образуются растворимые соли жирных кислот — мыла, а жиры минерального происхождения — смазочные масла, вазелин, парафин — образуют эмульсии.

Мыла и эмульсии с поверхности легко удаляются водой. Обезжиривать изделия можно или путем погружения их в ванны с соответствующими растворами или: струей раствора, направляемого на поверхность под давлением нескольких атмосфер.

Для щелочного обезжиривания стального, чугунного литья и проката применяется, например, раствор, содержащий в 1 л воды 5—10 г кальцинированной соды и 3—5 г тринатрийфосфата. Обработка таким раствором, нагретым до 70—80°С, продолжается 1—3 мин в струйных камерах и 5—20 мин в ваннах. Для очистки сильно загрязненных поверхностей содержание тринатрийфосфата в 1 л воды доводится до 20—30 г и добавляется 5—10 г эмульгатора ОП-7. Эмульгатор ОП-7 заменяется иногда жидким стеклом. После щелочного обезжиривания поверхность изделий необходимо тщательно промыть водой, так как остатки щелочей могут разрушать лакокрасочные покрытия.

Обезжиривание щелочными растворителями представляет собой эффективный и экономичный процесс; однако данный метод непригоден, если на поверхности металла имеется толстый слой смазочных масел. Толстые слои жировых загрязнений необходимо предварительно удалить, например, промывкой горячей водой струйным методом.

Обезжиривание органическими растворителями (бензином, уайт-спиритом) широко применяется в лакокрасочных цехах и осуществляется двумя способами: промывкой в ваннах и протиркой поверхности хлопчатобумажной ветошью, смоченной указанными растворителями. Первый способ применяют для обезжиривания мелких изделий; второй — главным образом для обезжиривания крупногабаритных изделий.

Кроме того, для обезжиривания используют синтетические растворители, например, трихлорэтилен.

Периодически возникает потребность оттереть жирное пятно с поверхности кузова автомобиля. В условиях города это можно сделать только на автомойке. Однако чаще всего обезжиривание требуется при покраске транспортного средства. Для чего это нужно? Благодаря подобной процедуре обеспечивается хорошая сцепка поверхности кузова с лакокрасочным покрытием. Чем и как обезжиривать, следует определиться еще до начала всех работ. Стоит учесть, что обычные средства для таких целей не всегда подходят. К тому же при обработке поверхностей составами необходимо учитывать некоторые нюансы. Так чем обезжирить поверхность?

Для чего же это нужно

Прежде чем ответить на вопрос, чем обезжирить поверхность перед покраской, стоит выяснить, для чего это нужно. Как правило, металл обрабатывают такими составами только для обеспечения нормальной адгезии материала, из которого изготовлен кузов, и лакокрасочного покрытия. В некоторых случаях это просто необходимо. В тех случаях, когда автомобиль полностью перекрашивается, кузов необходимо покрыть слоем специальной грунтовки. Чтобы обеспечить хорошую адгезию, все равно требуется обезжиривание.

Адгезия, по сути, - это сцепление одного материала с другим. При этом все происходит на молекулярном уровне. Если же между металлом или грунтовкой и лакокрасочным покрытием будет находиться слой жира, то их сцепление будет недостаточным. Это со временем может сказаться на внешнем виде транспортного средства. От любой вибрации начнет постепенно отваливаться.

Что ухудшает адгезию

Обезжириватель для авто удаляет не только жир. Грязь, разнообразная органика, маслянистые вещества натурального происхождения и прочее - все это снижает сцепление материалов на молекулярном уровне. Помимо этого, на адгезию влияет оксидная тоненькая пленка. Выглядит она как незначительный налет ржавчине на поверхности кузова. Эту пленку также рекомендуется удалять. Если снять полностью налет не удается, то нужно превратить его в устойчивое химическое соединение, не препятствующее сцеплению металла и лакокрасочного покрытия на молекулярном уровне.

перед склеиванием либо покраской

Чаще всего, для обработки кузова применяют «Уайт-Спирит». Однако многие путают это средство с обычным керосином либо соляркой, так как у них практически одинаковый запах. Разница между этими веществами совсем небольшая. Оба состава являются смесью углеводов. Производятся подобные жидкости путем перегонки фракций нефти.

В некоторых справочниках указано, что «Уайт-Спирит» - это легкая форма керосина. Стоит отметить, что средство хорошо растворяет жирные, битумные, каучуковые пятна, а также мастику. В отличие от керосина, «Уайт-Спирит» легче смывается с автомобиля обычной водой. Оба вещества подходят для обезжиривания поверхностей. При этом «Уайт-Спирит» - это легкое соединение, которое частично испаряется, а оставшаяся часть средства не наносит вред покрытию после покраски.

Стоит ли использовать керосин

Обезжиривание поверхности - несложный процесс, который можно провести в домашних условиях. Главное - правильно подобрать средство. Некоторые профессиональные моечные станции применяют керосин, так как для обработки кузова они используют специальное оборудование. Это позволяет полностью удалить вещество с поверхности, не оставляя его запаха. Если же обезжиривание авто осуществляется в гараже, то для этих целей рекомендуют использовать «Уайт-Спирит» либо средства на его основе. Лучше всего покупать составы, которые прошли гидроочистку. На этот показатель стоит обращать особое внимание, особенно если вещество отечественного производства.

Чем можно обезжирить поверхность, а что использовать не стоит? Многие не рекомендуют применять солярку, бензин и дизельное топливо. Конечно, они хорошо обезжиривают. Однако такие вещества могут навредить.

С осторожностью следует использовать номерные растворители, например №645, №646 и так далее, а также ацетон. Подобные вещества легко растворяют не только органику, грязь и жир, но и лакокрасочные покрытия. Допускается обработка кузова ацетоном и растворителями только перед шпатлевкой.

Если же специальные средства отсутствуют, то можно использовать обычный раствор уксуса, смешанный с несколькими каплями моющего средства для посуды.

Что применяют в заводских условиях

В заводских условиях применяется раствор карбоната натрия (35-50 г/л) либо раствор гидроксида натрия (90-150 г/л). Такой обезжириватель для авто стоит использовать с особой осторожностью. Перед началом работ рекомендуется надеть перчатки, так как натрий сам по себе очень едкий. Раствор способен не только удалить жир с поверхности кузова, но и разъесть кожу на руках.

Помимо этого, щелочные растворы не способны полностью удалить пятна масла и загустевшей смазки. Такие составы обладают низкой моющей способностью. Применять щелочь рекомендуется только после ее нагрева до 90°С. Доводить ее до кипения нельзя. Стоит отметить, что кислые растворы хорошо удаляют оксидную пленку, но плохо смывают жир. Так чем лучше обезжирить поверхность кузова?

Трихлорэтилен

В некоторых случаях для очистки кузова применяют трихлорэтилен либо вещества, которые имеют его в составе. Однако подобные средства имеют свои недостатки. Их нельзя наносить на алюминий. На производстве трихлорэтилен применяется только для обезжиривания черных металлов.

При контакте с алюминием данного вещества может произойти взрыв. Также не рекомендуется смешивать трихлорэтилен с водой, так как начинает образовываться клейкая и трудноудаляемая масса. Чаще всего вещество применяют не в чистом виде, а в виде эмульсий. Чем обезжирить поверхность, стоит определить заранее, чтобы в дальнейшем не испортить кузов транспортного средства.

Очистка в несколько этапов

Если не знаете, как и чем обезжирить поверхность, то можно обратиться к специалистам. В заводских условиях очистка осуществляется в несколько этапов. При этом обезжиривание происходит на первом этапе. Для начала поверхность кузова обрабатывают «Уайт-Спиритом». Если металл в некоторых местах поражен коррозией, то рекомендуется очищать ее смесью спирта и ортофосфорной кислоты. При этом стоит соблюдать процентное соотношение веществ:

  1. Фосфорная кислота + вода: 1 к 5. Раствор должен составлять от 65 до 75%.
  2. Изопропиловый спирт - от 13 до 18%.
  3. Спирт этиловый - от 10 до 14%.
  4. Эмульгатор ОП-7 - 0,5%.
  5. Нитробензол - 0,1%.

Изготовить такие растворы в домашних условиях очень трудно. Однако современные технологии позволяют многим производителям изготавливать определенный класс очистителей. Их можно без проблем применять в домашних условиях. Данная категория веществ называется антисиликоны. Дать общие рекомендации по их применению просто невозможно, так как каждая жидкость обладает своими свойствами. Стоит отметить, что многие антисиликоны являются смесью нескольких которые обладают слабой токсичностью. Их можно использовать, не боясь навредить здоровью. Однако с поверхности кузова перед покраской рекомендуется удалить их остатки.

Теперь вы знаете, чем обезжирить поверхность. Перед покупкой специальных средств стоит учесть некоторые нюансы. Даже при использовании неопасных составов рекомендуется надевать перчатки и малярную маску.

Для проведения процедуры обезжиривания стоит использовать две салфетки: одна требуется для нанесения состава, а вторая - для удаления остатков.

Обработку следует проводить после ошкуривания и только перед покраской. Деталям, изготовленным из алюминия, стоит уделить особое внимание. Ведь не все вещества безопасны для этого металла. Наносить красящий состав сразу на обезжиренную поверхность не рекомендуется, так как кузов должен прогреться до комнатной температуры.

Цель этой операции - удаление со склеиваемых поверхностей различных загрязнений, вызывающих снижение прочности клеевых соединений. Уровень снижения прочности зависит от природы вещества, загрязняющего поверхность, его концентрации на поверхности, а также от состава склеиваемого материала и применяемого клея.

Максимально допустимая концентрация загрязнений, не сказывающаяся на адгезии, составляет от 0,01 до 1 мг на 1,5 см2 площади поверхности.

Для обезжиривания поверхностей, подлежащих склеиванию, применяют органические растворители, водные моющие средства, щелочные препараты и специальные щелочные составы.

В качестве растворителей для обезжиривания металлических поверхностей обычно используют бензин и ацетон, для обезжиривания поверхностей полимерных материалов и резин - тетрахлорэтилен, трихлорэтилен и изопропиловый спирт при условии, что эти материалы не растворяются в выбранном растворителе.

При применении растворителей методом протирки поверхности можно добиться только неполной очистки, так как загрязнения лишь перемещаются по обработанной поверхности.

Органические растворители нельзя применять:

1) для удаления загрязнений, содержащих мыла, шлифовальную пасту, пыль и т.п., так как они растворяют только жир, а неорганические остатки не удаляются полностью с поверхности металла;

2) для обезжиривания влажных поверхностей, так как они не смешиваются с водой и на увлажненных участках не проникают к поверхности металла.

Обезжиривание органическими растворителями

Поверхности большей части пластиков абсорбируют растворители, поэтому после обезжиривания поверхности следует дать достаточную открытую выдержку до полного удаления растворителя или провести ускоренную сушку, иначе возможно образование пористого клеевого шва.

Органические растворители легко воспламеняются. С целью снижения пожароопасности в их состав вводят антистатические присадки, например Сигбол (ТУ 38.101741-78), который вводят в растворитель в количестве 0,002 % (мас).

Обезжиривание металлических поверхностей (за исключением титановых сплавов) предпочтительнее проводить в парах растворителей, например трихлорэтилена или тетрахлорэтилена. Из-за разности температур паров растворителя и металла пары растворителя конденсируются на металлических деталях, растворяя загрязнения. Многие установки для обезжиривания в парах снабжены приспособлением для обрызгивания деталей чистым растворителем. В парах трихлорэтилена обезжиривают сталь, вольфрамовые, магниевые и молибденовые сплавы, в парах тетрахлорэтилена - алюминий, алюминиевые, вольфрамовые, магниевые и молибденовые сплавы. Продолжительность обработки 0,5-5 мин.

Обезжиривание с помощью моющих средств

Для обезжиривания металлических поверхностей можно использовать водные моющие средства. Весьма эффективным является моющий раствор ТМС-31 (ТУ 38.40740-71), который представляет собой водный раствор смеси поверхностно-активных веществ, моноэтаноламидов, олеиновой кислоты, этилового спирта и триэтаноламина (тригидроксиэтиламина).

В качестве моющего раствора также можно использовать состав, содержащий фосфат натрия (16 г/л) и эмульгатор Синтамид-5 (2 г/л), который может быть утилизирован путем биологического разложения.

Обезжиривание водными растворами моющих средств проводят по следующей технологии: промывка окунанием в водный раствор моющего средства при температуре 70-80 0C в течение 3-15 мин; последовательная промывка в горячей (60-70 0C) и холодной (15-20 0C) проточной воде. Для предотвращения коррозии металлические поверхности после промывки в воде обрабатывают холодным водным 0,5 %-м раствором дихромата калия и сушат при температуре 110-120 0C Такая обработка поверхности рекомендуется для стали, медных, титановых, алюминиевых и магниевых сплавов.

Другие способы обезжиривания поверхностей

Сочетание водных моющих растворов и ультразвука позволяет повысить качество обезжиривания. Для этих целей можно использовать ультразвуковые установки типа УЗУ-0,25 с выходной акустической мощностью 230 Вт и частотой 18 кГц и установки типа ОД, производительностью 30-48 м2/ч. Интенсивность ультразвуковых колебаний (1-3)*10-4 Вт/м2.

Для обезжиривания поверхностей можно использовать щелочные препараты. Такие составы обычно состоят из соли щелочного металла, моющего и поверхностно-активного вещества. Для повышения эффективности очистки составы обычно подогревают.

После обезжиривания проводят промывку проточной водой с температурой 15-60 0C до нейтральной реакции промывной воды. Для промывки следует использовать деминерализованную воду. Для большинства металлов поверхности затем обрабатывают ингибитором коррозии (водный 0,5 %-й раствор дихромата калия) при 20-25 0C в течение 30 с, после чего сушат при температуре 15-30 0C путем обдува сжатым воздухом или в сушильных шкафах до полного удаления жидкой фазы со склеиваемых поверхностей.

Весьма эффективным способом удаления загрязнений со склеиваемой поверхности является аргоноплазменная обработка . Ее проводят с использованием установки мощностью 20 Вт при скорости струи 50 см3/мин в течение 10-60 мин. Газоплазменная обработка повышает адгезию клеевой композиции к обработанной поверхности. При этом объемные свойства субстратов не ухудшаются, поскольку воздействию подвергается лишь поверхностный слой глубиной не более 10 мкм. Такая обработка улучшает смачиваемость поверхности, контактный угол смачивания водой снижается до 0°. Выбор газа и продолжительности обработки плазмой зависит от типа склеиваемой поверхности и загрязнений.

Некоторые наиболее широко применяемые способы очистки поверхности приведены в нижеследующей таблице:

Фосфат натрия 20-50 Гидроксид натрия 8-12 Силикат натрия 25-30 Промывка в проточной воде (15-50 0C) до нейтральной реакции промывной воды

Алюминий и его сплавы (под анодирование)

Общая щелочность раствора

Обработка при 40-70 0C в течение 3-5 мин водным раствором (г/л):

Фосфат натрия 50-70 Силикат натрия 25-35 Жидкое мыло 3-5 Промывка в проточной воде (15-50 0C) до нейтральной реакции промывной воды

Обработка при 60-90 0C в течение 3-5 мин водным раствором (г/л):

Карбонат натрия 20-40 Фосфат натрия 20-40 Силикат натрия 20-30 Промывка в проточной воде (15-60 0C) до нейтральной реакции промывной воды и сушка обдуванием при 15-30 0C или в сушильном шкафу при 110 0C

Магниевые сплавы

ОСТ ВЗ-4338-79

Обработка при 60-80 0C в течение 1-7 мин водным раствором (г/л):

Силикат натрия 20-30 Гидроксид натрия 10-12 Фосфат натрия 20-40 Промывка в проточной воде (40-60 0C) до нейтральной реакции промывной воды и сушка обдуванием при 15-30 0C или в сушильном шкафу при 60 0C

Полиэтилен, полипропилен, фторопласт, резина

ОСТ ВЗ-4338-79

Обработка в трихлорэтилене, при 85-90 0C 30 мин 0,5-5 мин

Вольфрам и его сплавы

Сталь, магниевые и молибденовые

ПИ 1.2.218-82 ОСТ ВЗ-4338-79

Обработка в тетрахлорэтилене при 120-125 0C 30 мин 0,5-5 мин

Вольфрам и его сплавы Алюминий, алюминиевые, магниевые и молибденовые сплавы

ПИ 1.2.218-82 ОСТ ВЗ-4338-79

Обработка при 70±10 0C в течение 1-7 мин водным раствором (г/л):

Фосфат натрия 20-30 Силикат натрия 25-35 Гидроксид натрия 10-12 ОП-10 2-3

Промывка в проточной воде до нейтральной реакции

промывной воды и сушка в сушильном шкафу при

95±5 0C в течение 30-40 мин

Фторопласт

Применяется перед обработкой поверхности фторопласта комплексами