Какие есть предлоги в русском. Понятие предлога

Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении (беседовать в кабинете , по вечерам , за столом ). Предлоги выражают различные отношения между предметами, действиями и признаками, которые называются этими словами, например пространственные (отправиться на юг ), временны́е (встретиться перед закатом солнца ), причинные (исключить из-за неуспеваемости ), целевые (бороться ради счастья ).

Предлоги бывают однозначными и многозначными. Так, предлог внутри указывает на место в пределах чего-либо (внутри шара , дома ), около обозначает время (около часа ) и место (около школы ). Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами. Так, под употребляется с В.п. и обозначает направление (отправиться под Москву ), состояние (взять под контроль ), время (случиться под вечер ), назначение (ящик под инструменты ). Под употребляется и с Т.п., обозначая пространство (стоять под деревом ) и причину (признаться под тяжестью улик ).

По структуре предлоги бывают простые, состоящие из одного слова (в, на , с , до ), и составные, состоящие обычно из двух-трех слов (вместе с , независимо от , в качестве , в течение , несмотря на , в связи с , в соответствии с ).

Предлоги бывают непроизводными и производными. Непроизводными, первообразными являются предлоги, не образованные от знаменательных слов: с, до , для , о и др. Они могут употребляться, как это было показано на примере под , с разными падежами. В эту группу предлогов входят: без (безо ) + Р.п., в (во ) + В.п. и П.п., для + Р.п., до + Р.п., за + В.п. и Т.п., из (изо) + Р.п., к (ко ) + Д.п., кроме + Р.п., меж , между + Р.п. и Т.п., на + В.п. и П.п., над (надо ) + Т.п., о (об) + В.п. и П.п., от (ото ) + Р.п., перед (передо ) + Т.п., по + Д.п., В.п. и П.п., под (подо ) + В.п. и Т.п., при + П.п., про + В.п., ради + Р.п., через + В.п. Сюда же относятся двойные предлоги, образованные от двух простых: из-за и из-под + Р.п.

Производные предлоги образуются посредством перехода знаменательных слов в служебные. При этом они теряют свое лексическое значение и морфологические признаки, употребляются обычно с одним падежом. Так, предлог вокруг + Р.п. (вокруг сада ) происходит из наречия вокруг (посмотрите вокруг ); путем + Р.п. (образовать слово путем сложения ) — от существительного путь в Т.п. (идти другим путем ). Производные предлоги образуются:

  • 1) от наречий — и употребляются обычно с Р.п. (вблизи кого- , чего- либо , вглубь чего-либо , вдоль чего-либо и т.д. ), реже с Д.п. (вопреки чему-либо , навстречу кому- , чему-либо , согласно чему-либо и т.д. );
  • 2) от существительных — и употребляются обычно с Р.п. (посредством , путем , в роли , в виду , в зависимости от и т.д.), реже с Т.п. (в связи с , по сравнению с и т.д.);
  • 3) от глаголов — и употребляются с разными падежами, что обусловливается управлением этих глаголов (благодаря кому- , чему-либо , несмотря на кого- , что- либо , начиная с кого- , чего-либо и т.д.).

Предлоги, употребляемые вместе с существительными и местоимениями в определенных падежных формах, образуют их предложно падежные формы. Значение этих форм зависит от значения падежей и предлога, а также от лексического значения имени.

Деепричастие в предложении выступает в роли обстоятельств, характеризующих основное действие, заключенное в сказуемом. Поэтому деятель-подлежащее для выполнения основного и добавочного действия один и тот же. Например, в предложении «Волны , гремя и сверкая» подлежащее «волны» выполняет основное действие «несутся» и два добавочных – «гремя и сверкая». Обратите внимание, что иное построение предложения с употребленным деепричастием невозможно, кроме деепричастного оборота к односоставному безличному инфинитивному предложению. Сравните:
– «Закрыв книгу, вы восстановите в памяти текст стихотворения». – Предложение построено правильно.
– «Закрыв книгу, можно восстановить в памяти текст стихотворения». – Предложение построено правильно (деепричастный оборот употреблен в односоставном безличном предложении).
– «Закрыв книгу, сразу вспомнилось стихотворение». – Предложение построено неверно, т.к. подлежащее «стихотворение» не выполняет добавочного действия «закрыв».

Деепричастие всегда образуется от исходного глагола, сохраняя признак вида и . Например, «трещать → треща» (деепричастие несовершенного вида, без признака возвратности); « → рассмеявшись» (совершенного вида, с признаком возвратности). Иногда глаголы имеют вариантные формы деепричастий: «озябнуть → озябнув, озябши». Последняя форма имеет стилистическую помету «устаревшее» и обычно используется для создания художественного образа.

Не следует путать деепричастие, обозначающее добавочное действие, и , образовавшееся путем перехода из одной части речи в другую.
– «Он шел очень медленно, прихрамывая на правую ногу». – Деепричастие «прихрамывая» добавочное действие и имеет значение образа действия.
– «Он шел прихрамывая». – Наречие «прихрамывая» утеряло значение добавочного действия и обозначает только признак действия «шел».

Видео по теме

Те, кому доводилось самостоятельно разбираться в устройстве механических часов, наверняка знают, что в них используются камни. Количество этих элементов свидетельствует о качестве часов. Этот показатель настолько важен, что очень часто число камней даже указывается на циферблате. Зачем же в часах используют камни?

Для чего в часах используют камни

Эффективная работа механизма часов напрямую связана с количеством камней. Опытные часовщики откроют вам секрет: камни способны существенно уменьшить вредное трение между отдельными деталями часового механизма.

Чем больше в часах камней, тем выше их устойчивость к износу. Это утверждение даже нашло отражение в стандартах, принятых в свое время в Швейцарии.

Первые механические часы, в конструкции которых использовались рубины, были изготовлены в начале XVIII века. Английский часовщик Грей одним из первых додумался, как можно уменьшить коэффициент трения между частями механизма часов. За свою жизнь этот мастер изготовил несколько тысяч часов. И в каждых использовались рубины.

Однако в современных качественных часах камни используются не только ради снижения силы трения. Современные материалы, из которых делают детали часов, отличаются высокими характеристиками, а потому способны соперничать с рубинами в деле устранения вредных эффектов. Почему же камни остаются необходимым элементом конструкции часового механизма?

Секреты часовых камней

Дело в том, что цапфы осей механических часов имеют предельно малый диаметр. Камни способны уменьшить давление на детали и сохранить опорные элементы в сохранности. Кроме того, камням не страшна коррозия, свойственная , поэтому отшлифованная поверхность искусственного рубина намного дольше сохраняет свои рабочие свойства.

Именно искусственный рубин наилучшим образом подходит для часовых механизмов. Этот камень устойчив к износу, обладает значительной твердостью, легко поддается шлифовке и полированию.

Использование рубинов гарантирует бесперебойную работу механизма на протяжении длительного времени без какой-либо деформации.

Какое количество камней считается оптимальным? Это напрямую зависит от сложности механизма, приводящего стрелки в движение. К примеру, в современных часах электронно- типа, которые имеют дополнительные функции, применяется от пятнадцати и более камней.

Следует, впрочем, помнить, что в погоне за престижем отдельные производители используют в конструкции часов неоправданно большое число камней, что на самом деле не вызвано действительной необходимостью. Это дает возможность с гордостью заявить о том, что данные часы имеют превосходное качество. Если вы не хотите переплачивать за сомнительное преимущество, следует помнить, что общее число камней в качественных часах должно в точности соответствовать количеству осей, применяемых в механизме.

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня я хотела бы уделить внимание такой не сложной, но вызывающей трудности у иностранцев теме как предлоги. В русском языке очень много предлогов и каждый из них входит в определенную группу. Предлоги нужны нам для связи слов в предложении, для того, чтобы указать на определенное место, время, пространство, причину или цель.

Сегодня рассмотрим предлоги, которые мы употребляем со вопросительными словами "где", "куда", "откуда"

С вопросительным словом "где" в русском языке обычно употребляются 2 предлога "на" и "в", как же разобраться, когда употреблять один из этих предлогов? Обычно говоря про пространство, которое подразумевает, что нужно в нем находиться, внутри, мы употребляем "в", если же мы говорим про пространство и имеем в виду нечто обширное, широкое, на поверхности, обычно не закрытое, то употребляем "на", давайте рассмотрим на примерах:

Где вы работаете? Я работаю в большом офисе Where do you work? I work in a big office

Где вы живёте? Мы живем в маленькой квартире Where do you live? We live in a small flat/appartment

Где был концерт? Он прошёл на большом стадионе в Москве Where was the concert? It has been held in a big stadium

Где играют дети? Они играют на площадке около дома Where the children play? They play on the playground near the house.

В данных примерах, слова "квартира" и "офис" являются закрытыми пространствами, поэтому мы употребляем в речи предлог "в". А слова "стадион" и "площадка" являются открытыми местами, на поверхности которых обычно люди проводят какое-то время и обычно не так долго, поэтому мы употребляем предлог "на".

С вопросительным словом "куда" мы также употребляем предлоги "в" или "на", но в данном случае существительное, которое идет после предлога должно стоять в винительном падеже, например:

Куда вы идете сегодня вечером с Антоном? Мы собираемся пойти в новое кафе Where are you going tonight with Anton? We are going to visit a new cafe.

Куда ушла бабушка? Она пошла на улицу Where is granny? She went to the street

В этих примерах все тот же самый принцип "закрытого" или "открытого" пространства, но если со словом "где" после предлога идет существительное в предложном падеже, то в случае с вопросом "куда", мы употребляем существительные в винительном падеже:

Пошла на улицу (что? Улицу) Went to the street (in Accusative case)
В новое кафе (что? Кафе) In a new cafe (in Accusative case)

В случае с вопросительным словом "откуда", в русском языке мы обычно употребляем предлоги "из" и "с"

Чтобы правильно уметь разобраться в том, какой из этих предлогов употреблять, запомним такое правило:

Если мы говорим о направлении: куда идёт? И далее в ответе употребляем предлог "в", тогда вопросительное слово "откуда" будет означать обратное направление: идти/возвращаться откуда? Соответственно, в речи мы должны употребить предлог "из":

Куда она уехала? В Самару Where did she go? She went to Samara
Откуда она приехала? Из Самары [ Atkuda ana priekhala? Iz Samary] Where did she come from? From Samara

Запомните,что схематически эти примеры выглядят так: "в" - "из"

Если же в вопросе: Куда он пошёл? В ответе будет присутствовать предлог "на", то и с вопросительным словом "откуда": Откуда он пришел? Мы должны употребить предлог "с". Например:

Куда он пошёл так рано? Он пошел на работу Where did he go so early? He went to work

Откуда он пришел так поздно? С работы Where did he come so late? Fr om work.

Схематически эти примеры можно выразить следующим образом: "на" - "с"

Запомните слова с которыми употребляется предлог "из":

Из кабинета From study room
Из ресторана From the restaurant
Из театра From the theatre
Из города [ Iz gorada] From the city

Слова, с которыми употребляется "с":

С работы From work
С севера From the North
С площади From the square

Запомните,что слово "стадион" с предлогом "с" и вопросительным словом "откуда" не употребляется, к предлогу добавляетс я буква "о":

Откуда идут люди? Со стадиона Wh ere did this people come? From the stadium.

Как известно, русский язык невероятно богат как с лексической, так и с морфологической точки зрения. А потому иностранцам приходится тратить далеко не один год на изучение хотя бы его устной речи со всей грамматикой и синтаксисом. И, как любому другому языку, помимо самостоятельных частей речи, ему необходимы и служебные для связывания слов в предложении, удобства склонения, правильной постановки вопросов. А потому в данной статье мы разберем одну из данных категорий, а именно: что такое предлог, для чего он нужен и как правильно его употреблять.

Понятие и определение

Как уже было сказано ранее, предлоги относятся к служебным частям речи и служат для связи слов в предложении. Если говорить точнее, они выражают зависимость существительных, местоимений и числительных от других слов. Таким образом, они могут показывать отношение либо между двумя объектами (ткань с узором), либо между действием и объектом (идти к пристани), либо между признаком и объектом (красивейшая в классе). От союзов предлоги отличаются тем, что они осуществляют связь слов строго внутри простого предложения; исключением для их использования являются однородные члены, в остальном же их функция обширна. Сходство же их с другими служебными частями речи заключается в том, что их свойства ограничены, об этом мы поговорим далее.

Свойства предлогов как части речи

Во-первых, они не могут выступать в предложении самостоятельными членами и всегда прикреплены к тому слову, с которым употребляются, являясь с ним целостным членом. К примеру, в предложении «В реке отражалась полная луна» предлог «в» вместе со словом «река» подчеркивается как обстоятельство. Во-вторых, поскольку мы выяснили, что такое предлог, его, как и другие служебные слова, невозможно изменить по падежу, роду, времени и числам, в отличие от частей речи, с которыми они употребляются. Однако они всегда входят в состав вопроса при местоимений и числительных по падежам и даже помогают это сделать, упрощая задачу ученикам. К примеру, попробуем просклонять слово «мама».

  • И. п.: У плиты стоит кто? - мама.
  • Р. п.: Новое платье у кого? - у мамы.
  • В. п.: Папа любит кого? - маму.
  • Д. п.: Я пойду за советом к кому? - к маме.
  • Т. п.: Бабушка гордится кем? - мамой.
  • П. п.: Я напишу стихи о ком? - о маме.

Местонахождение в предложении

Помимо этого, чтобы разобраться, что такое необходимо научиться быстро их находить в тексте. Наиболее часто они примыкают к существительным и местоимениям, а потому располагаются перед ними. Например, на парте, за столом, впереди меня и т. д. Если же перед словом, с которым они используются, находится определение (прилагательное, числительное, причастие), то предлог «пропускает» его вперед и встает перед ним. К примеру: на деревянной парте, за моим столом, в течение длительного времени и пр. Однако существуют и некоторые обороты, в которых предлоги употребляются после слова, к которому они относятся. Это либо устоявшиеся словосочетания, либо стилистические особенности автора. К примеру: чего ради.

Классификация предлогов

Для удобства изучения морфологии все части речи подразделяются на виды, типы, разряды по какому-либо объединяющему признаку. Аналогичное разделение существует и в случае служебных слов, это помогает лучше понять, что такое и зачем он используется.

Так, существует 3 классификации данной части речи.

Во-первых, по происхождению предлоги подразделяются на непроизводные («первообразные», т. е. изначально относятся к служебным словам: к, от, на, под, за, для и т. д.) и производные (были образованы от другой части речи). Последние, в свою очередь, могут быть отглагольными (благодаря, спустя, невзирая на, несмотря на), отыменными (вследствие, в течение, в продолжение, ввиду, наподобие, в силу) и отнаречными (внутри, вблизи, позади, впереди).

Во-вторых, по составу существуют простые (состоят из одного слова и имеют один корень: к, на, от, для), сложные (несколько слов: в течение, невзирая на) и составные (одно слово, несколько корней) предлоги (примеры: из-под, из-за).

По смысловому значению

Данная классификация предлогов наиболее емкая, она включает в себя 6 основных разрядов:

  1. Пространства или «места» (с определяемым словом отвечают на вопрос «где?»): в столе, за окном, на ковре, под шкафом.
  2. Времени - «когда? как долго?»: в течение получаса, с утра до ночи, в продолжение недели.
  3. Объекта - «о чем? про что/кого?»: писать о любви, говорить про школу.
  4. Образа действия - «как?»: с чувством, с любовью, с беспокойством.
  5. Причины - «почему?»: от скуки, от стыда, со страха.
  6. Цели - «зачем? для кого?»: ради удовольствия, для мамы.

Тонкости темы

Итак, мы изучили, что такое предлог и как он классифицируется по структуре, происхождению и разрядам. Для тех же, кто еще не совсем разобрался в сложностях этой части речи, объясним некоторые хитрости. Так, к примеру, довольно трудная тема: что такое и как его отличить в предложении. Помощником в этом всегда послужит вопрос, поскольку к самостоятельной части речи его можно задать, а к служебной - нет. К примеру, в предложении: «В течении реки было много изгибов», второе слово является существительным («где? - в течении»). В другом же случае (в течение часа я не мог уснуть) так как к выражению задается единый вопрос («как долго? - в течение часа»). Отсюда же возникает другое затруднение, а именно, нужно правильно определить, как пишутся предлоги - с «Е» на конце или с «И». Для этого придется выучить их наизусть: в течение, в продолжение, вследствие, но впоследствии.

§1. Общая характеристика предлогов

Предлог - это служебная часть речи. Предлоги нужны для связи слов в словосочетании. Предлоги выражают зависимость одних слов от других. Предлоги могут быть при существительных, местоимениях и числительных.
Предлоги - неизменяемая часть речи. Предлог не является членом предложения, но поскольку значение выражается предложно-падежным сочетанием, при разборе предлоги можно подчеркивать вместе со словами, к которым они относятся. Предлоги выражают различные смысловые отношения:

  • временные: приехать под вечер, сдать отчёт к четвергу, позвонить в среду,
  • пространственные: положить в стол, положить на стол, положить под стол,
  • причинные: пропустить занятия из-за болезни,
  • целевые: приехать для участия в конкурсе и другие.
    Но собственное значение предлога не проявляется вне предложно-падежного сочетания предлога с существительным, местоимением или числительным.

Предлоги могут использоваться только с одним падежом или с разными падежами. Примеры:

к кому? к чему?: к другу, к школе - Д.п.;
благодаря кому? чему? благодаря помощи, благодаря отцу - Д.п.;
во что? в пять часов - В.п.;
в чём? в лесу - П.п.

Из примеров видно, что предлоги к и благодаря употребляются только с существительными в Д.п., а предлог в - с существительными в разных падежах: В.п. и П.п.

§2. Образование предлогов

С точки зрения образования предлоги делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные предлоги: без , в , до , для , за , из , к , на , над , о , об , от , по , под , пред , при , про , с , у , через.
  • Производные предлоги образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебную. При этом утрачиваются лексическое значение и морфологические признаки слов. Примеры:
    Вокруг парка - предлог, образованный от наречия вокруг .
    В течение часа - предлог, образованный от существительного с предлогом.
    Благодаря помощи - предлог, образованный от деепричастия.

Соответственно различаются наречные, отымённые, отглагольные предлоги.

Непроизводные предлоги чаще употребляются с разными падежами.

Производные предлоги обычно употребляются с одним падежом.

§3. Структура предлогов


С точки зрения структуры предлоги делятся на простые и составные .

  • Простые - это предлоги, состоящие из одного слова: в, на, к, под, над, вопреки и др.
  • Составные - это предлоги, состоящие из двух, реже трех слов: в продолжение, в течение, в связи с, в зависимости от, по направлению к и др.

§4. Разряды по значению

По значению предлоги делятся на:

  1. Места (пространственные) : на окне, в окне, около окна, под окном, над окном, за окном, перед окном и т.д.
  2. Времени (временные) : в восемь, около восьми, к восьми, до восьми, после восьми и т.д.
  3. Объекта (объектные) : о книге, про книгу, с книгой и т.д.
  4. Причины (причинные) : вследствие дождя, из-за дождя, ввиду дождя, по болезни.
  5. Цели (целевые) : для детей, ради детей, деньги на детей.
  6. Образа действия : работать без вдохновения, работать с вдохновением.
  7. Сравнения : характером в отца, ростом с отца.
  8. Определения : ткань в полоску, велосипед с мотором, кофе с молоком.

Предлоги могут быть однозначными и многозначными .

  • Однозначные: благодаря, ввиду, из-за и проч.
  • Многозначные: в (в среду - время, в шкафу - пространство, в отца - сравнения, в полоску - определения)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Для чего нужны предлоги?

  2. Можно ли считать, что каждому падежу соответствует один определённый предлог?

  3. Существуют ли в русском языке однозначные предлоги?