Молитва связывания духов злобы поднебесной. О борьбе с духами злобы поднебесными. Прп. Петр Дамаскин

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 6, ст. 10-17.

10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

12. потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

15. и обув ноги в готовность благовествовать мир;

16. а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

17. и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

(Еф. 6, 10 -17)

Братья и сестры, это окончание Послания апостола Павла к Ефесянам, которое мы с вами уже разбирали практически полностью, в том числе этот отрывок. Постараюсь не повторяться, а рассказать о чем-то другом. В ближайшее время у нас будут отрывки, которые мы читали не так давно. Почему так бывает, я объясню несколько позже.

Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Конечно, здесь идет речь о метафорическом оружии. Вообще весь отрывок - это красивая метафора боя, битвы. Речь идет о том, что нужно облечься во всеоружие Божие. Термин всеоружие, как я говорил в прошлый раз, взят из военного лексикона и означает полную военную экипировку. Бывали случаи, когда можно было обойтись незначительным количеством брони, оружия, но в период особо важных сражений нужно было надеть на себя все, что есть.

Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Очень важное место, дорогие братья и сестры. Мне помнится, что в предыдущий раз, когда обсуждение этого отрывка было показано на телеканале «Союз» и выложено в группе «В Контакте», возникла небольшая дискуссия. Она была посвящена тому, насколько важно бороться со злыми духами, то есть не земными врагами, и есть ли смысл бороться с врагами на земле (якобы данный отрывок дает нам некоторое наставление об этом). 12-й стих говорит о том, что наша брань не против крови и плоти. «Кровь и плоть» - знаменитое библейское выражение, которое обозначает человека в его телесной немощи, с его биологическими потребностями, склонностью к болезни, усталости и, наконец, смерти. Есть такое выражение: «Плоть и кровь Царства Божия не наследуют». То есть человек в этом теле войти в Царство Божие не может, поэтому он должен в этом теле умереть и воскреснуть в новом духовном теле, которое будет способно наследовать Царство Божие. Апостол Павел здесь тоже использует это выражение, говоря о том, что мы воюем не против каких-то людей, врагов земных. Война идет против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Здесь фигурируют слова начальства, власти, но мы помним, что этими словами часто называются степени ангельской иерархии, а если есть ангельская иерархия, то, наверное, есть и иерархия злых духов, духов злобы поднебесной, демонов. На мой взгляд, здесь очевидно, что апостол Павел говорит именно о битве (брани, как это звучит на славянском языке) против этих нематериальных существ.

Эта битва происходит в сердце каждого человека. Каждый, кто заявляет, что он христианин, воин Христов, выходит на эту битву. В первую очередь, человек призван в этой брани очистить своего «внутреннего человека», свое сознание, чтобы открыть путь к сердцу, услышать его голос. Мало кто из людей, (дорогие братья и сестры, мы это сами прекрасно знаем), у которых не очищено сердце, может устоять перед искушением, например, власти. Часто люди, которые мыслят немного поверхностно, по-земному даже этот отрывок пытаются понимать в политическом смысле слова, думают, что есть плохие руководители, а они или кто-то другой были бы лучше (хотя чаще всего по своей гордыне в тайниках души мы, наверное, думаем о себе). На самом деле тот, кто очищает свое сердце, специально к власти никогда не стремится, его призывает Господь. Когда человек по Божиему устроению занимает какой-то пост, облекается властью, то часто получается, что его правление не слишком сильно отличается в лучшую сторону от правления его предшественника, которого он ругал и, возможно, сместил. Человеку очень сложно совладать с таким явлением как власть. Недаром говорят: если хочешь проверить человека, понять, какой он на самом деле, то дай ему власть.

Есть прекрасная притча о селении, рядом с которым в крепости жил дракон. Все пытались побороть дракона, потому что боялись его, чувствовали его власть, давление, но ни у кого не получалось. Тогда некий мальчик вызвался уничтожить дракона. Он взял меч, пошел в крепость и убил этого дракона, но по всему селению во всеуслышание объявляют о том, что победил дракон. На этом притча заканчивается, и у нас с вами есть возможность глубоко задуматься, что имеется в виду. Не исключено, что тот, кто убил дракона, может сам превратиться во что-то подобное, если у него не очищено сердце, если он не победил внутренних врагов, духов злобы поднебесной, которые искушают всякого человека. Нам с вами, братья и сестры, нужно помнить об этом всегда, когда мы размышляем о каких-то политических баталиях, о том, что у нас есть некие внешние земные враги. Мы думаем, что мы их победим, установим правильную власть, принесем всем правильную православную веру (даже если это будет сделано не по свободной воле, а сверху спущено) - победим и всех «оправославим»! Такие взгляды, по моему видению, достаточно наивны и неглубоки, потому что Новый Завет говорит о том, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Поэтому, братья и сестры, дай Бог нам не путать духовное и земное, проповедь с пропагандой и истинную духовность, истинную веру и жизнь во Христе с идеологией.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Материалистически настроенные люди, может быть, осмеивают представление о существовании злых духов. Но в этом ничего смешного нет. Верят ли они этому или нет, демоническая деятельность производит давление на каждого. Искренне верующие в Бога-Творца люди не составляют исключения. Они являются даже главной целью. Апостол Павел предупреждает нас об этом столкновении, говоря: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств [вне сферы крови и плоти], но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных » (Еф. 6:12). В настоящее время давление сильно увеличилось, потому что сатана был низвержен с неба и он в сильной ярости, зная, что его время коротко (Откр. 12:12).
2 Как кому-нибудь из нас может удаваться одерживать победу в борьбе с сверхчеловеческими духовными силами? Только полностью полагаясь на Единого Истинного Бога. Нам нужно слушаться Его и повиноваться Его Слову. Поступая так, мы можем быть избавлены от физического, морального, душевного и духовного вреда, который причиняется влиянием сатаны (Еф. 6:11; Иакова 4:7).

Мироправители в поднебесье
3 Создатель всего сущего наглядным образом описывает нам мировое положение, как Он видит его с Его выгодной
позиции на небе. Он дал апостолу Иоанну видение, в котором сатана был представлен „великим, красным драконом", который старался, по возможности, пожрать мессианское Царство Бога, как только оно родилось бы в 1914 году н. э. на небе. Так как ему не удалось это, он напустил на видимых правителей этого Царства, на второстепенную часть семени «жены», потоки злостного сопротивления (Откр. 12:3, 4, 13, 17).
4 В этом Откровении Иоанну был также разоблачен источник власти и авторитета человеческих правительств. Иоанну был показан составной зверь с 7 головами и с 10 рогами, которому была дана власть «над всяким коленом и народом, и языком и племенем». Этот зверь не представляет отдельных правительств, а всемирную политическую систему. Иоанн был осведомлен, что „дракон [сатана, дьявол] дал ему [зверю] силу свою и престол свой и великую власть" (Откр. 13:1, 2, 7; сравни Луки 4:5, 6). Несмотря на религиозные вероисповедания политических правительств, никто из наций-членов «зверя» не подчиняется суверенитету Бога-Творца и назначенному Им Царю Иисусу Христу. Все они борются за сохранение своего собственного суверенитета. Как показывает Откровение, сегодня «бесовские духи [инспирированные демонами высказывания]» собирают их «на брань в оный великий день Бога Вседержителя » в Армагеддоне (Откр. 16:13, 14, 16). Действительно, как писал Павел, «мироправители» не являются людьми, а „духами злобы поднебесными" (Еф. 6:12). Всем, желающим оказываться истинными поклонниками Бога, нужно сознавать полное значение этого факта.
5 В нашей жизни мы ежедневно соприкасаемся с конфликтами, разрывающими семью человечества на части. Для людей является обычным принимать сторону наций, колен, групп, языков или социальных слоев, к которым они принадлежат, словами или каким-нибудь другим образом. Даже если группа населения, к которой кто-нибудь принадлежит, не затронута непосредственно конфликтом, он, возможно, предпочитает одну сторону другой. Но что поддерживают люди в действительности, все равно, какой бы повод для недовольства ни был, и все равно, каких бы лиц или какое бы дело они ни одобряли? Библия говорит ясно: «Весь мир лежит во зле [власти злого, НИ]» (1 Иоан. 5:19). Как поэтому можно избежать того, чтобы не сбиться с пути с остальными людьми? Только оказывая полную поддержку Царству Бога и оставаясь совершенно нейтральным в конфликте между различными сторонами мира (Иоан. 17:15, 16).
Если мы наблюдаем такой образ жизни, то есть ли у нас чувство, что мы что-то упускаем и что христианский образ жизни слишком строг? Лукавый прием сатаны состоит в том, чтобы побудить человека думать, что Создатель утаивает от нас кое-что хорошее. Он хочет, чтобы мы думали об удовольствиях, которые мы можем иметь теперь - не о том, как наш поступок может отразиться на нас и на других и, конечно, не о нашем отношении к Богу-Творцу и Его Сыну (Тал. 6:7, 8; 1 Кор. 6:9, 10).

10 Другим естественным желанием, которым проще всего "зазомбировать" люде, ничего не подозревающих о существующем порядке вещей, является желание развлечений. Хорошее развлечение может освежить физически, духовно и душевно. Но как реагируем мы, когда возможности для отдыха сатана использует для того, чтобы отклонить наше мышление от мышления Бога? Мы знаем, например, что Бог ненавидит любящих насилие (Пс. 10:5). Но когда в кино или в телевизионных передачах прославляется насилие, сидим ли мы тогда пассивно и принимаем все это в себя? Или мы признаем насилие, когда оно преподносится во имя спорта, и, возможно, даже громко ободряем участников? (Сравни Бытие 6:13.)
11 Нам ясно и то, что лица, участвующие в каком-либо виде спиритизма - предсказывание будущего, занятие колдовством и вызывание мертвых - „мерзки пред Всевышним". Мы определенно не пришли бы к мысли советоваться со спиритическими посредниками и, конечно, не стали бы приглашать их в свою квартиру, чтобы они могли там практиковать свои демонические искусства. Но начали ли бы мы очарованно слушать их и смотреть на них, когда они появляются на экране нашего телевизора? Хотя мы никогда не признали бы лечение знахаря, но обвязали бы мы шерстинкой запястья нашего новорожденного, думая, что это каким-то образом может предохранить ребенка от зла? Или зная, что Библия осуждает „обаятелен", позволили бы мы гипнотизеру овладевать нашим умом хотя бы временно? (Втор. 18:10-12; Гал. 5:19-21).
12 Мы читали в Библии, что „блуд и нечистота не должны даже именоваться" среди нас по неправильным мотивам (Еф. 5:3-5). Но что же, если такие темы искусно сопровождаются музыкой приятной мелодии, привлекательного ритма или интенсивного бита? Начнем ли мы, может быть, бессознательно даже подпевать тексту шлягера, в котором прославляются внебрачные сношения, потребление наркотиков и многое другое? Или, хотя мы и знаем, что нам не следует подражать образу жизни людей, которые позволяют себе это, склонны ли мы отождествляться с ними, подражая им в одежде, в их прическе или в их разговорах? Какой же коварный сатана! Какие же хитрые приемы применяет он, чтобы обольщать людей сообразовываться с его собственным развращенным мышлением! (2 Кор. 4:3, 4). Чтобы не пасть жертвой его коварных приемов, нам нужно избегать плыть по течению с миром. Мы должны помнить, кто является „мироправителями тьмы", и серьезно бороться против их влияния (Еф. 6:12; 1 Петра 5:.

(Продолжение следует: «Оснащены, чтобы побеждать» )

Наверное, все мы часто сталкиваемся с мнением, что темные силы действуют на человека в связи с или колдовством. При этом мало кто обращает внимание на то реальное их воздействие, коему человек подвергается вне всякой связи с магией. Значит, важно иметь правильное представление о самих темных силах и способах их влияния на людей.

Кто же такие демоны?

Это личностные, наделенные разумом, бесплотные существа, отпавшие от Бога, образовавшие особый, враждебный всему доброму мир. Лишившись духовного Неба, они находятся в сфере поднебесной или воздушной (см.: Еф. 2: 2) и обращают свое злобное внимание на мир людей.

Им принадлежит определенная власть в этом мире, поскольку венец творения - человек - в грехопадении уступил свое место царя мира лукавому обольстителю. В этой связи понятно, что темные силы способны причинять определенный вред. Так, в Священном Писании, в книге Товита, говорится о демоне Асмодее, убившем поочередно семерых мужей, за которых была выдаваема Сарра, дочь Рагуила (см.: Тов. 3: 8). В книге Иова повествуется, как под действием диавола огонь, представлявшийся сошедшим с неба, пожег принадлежавшие Иову стада овец вместе с пастухами (см.: Иов 1: 16). По наваждению темных сил начался также ураган, разрушивший дом, где собрались дети Иова, так что они все погибли (см.: Иов 1: 18-19). Правда, есть в этом повествовании одна особенность. Все случившиеся с и его семьей бедствия были попущены Богом, Который согласился для испытания праведника допустить подобное демоническое вредительство (см.: Иов 1: 6-12).

Вот на этом важно заострить внимание. Хотя влияние демонов на мир по силе своего разрушения может быть невероятно мощным, сами они зависимы от Бога и действовать могут только тогда, когда попускает Бог. Из Евангелия мы знаем, что даже чтобы войти в свиней, бесы вынуждены были рабски просить позволения у Спасителя (см.: Мф. 8: 31). Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу изъяснял:

«Бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям… Что бесы ненавидят нас более, нежели бессловесных животных, это всякому известно. Следовательно, если они не пощадили свиней, но в одно мгновение всех их низвергли в бездну, то тем более сделали бы это с одержимыми ими людьми, которых они таскали и влачили по пустыням, если бы Провидение Божие и при самом жестоком мучении не обуздывало и не удерживало дальнейшего их стремления» .

Это значит, что подлинной основой для нашей духовной жизни должен быть не перед падшими силами, а страх перед Богом, страх отпасть от Него посредством своих грехов, через что стать более доступными непосредственному воздействию падших ангелов.

Мир падших духов невидим для нас, однако способен проявлять свое существование. Более того, проявление это часто бывает именно там, где человек его вовсе не ожидает, например в возникающих мыслях, внутренних движениях души, желаниях. В житии святой мученицы Иулиании повествуется, как однажды во время молитвы ей явился диавол в виде светлого ангела и убеждал принести жертву бесам. Господь укрепил святую Иулианию, так что она осталась выше его искушений. Демон признался святой угоднице:

«Я - тот, который некогда посоветовал в раю Еве преступить на погибель заповедь Божию. Я внушил Каину убить брата своего Авеля. Я научил Навуходоносора поставить на поле Деире золотого истукана. Я прельстил иудеев поклоняться идолам. Я премудрого Соломона сделал безумным, возбудив в нем страсть к женам. Я Ироду внушил избиение младенцев, а Иуде - предать Учителя и самому удавиться. Я подви г евреев побить камнями Стефана, подвигнул Нерона - распять вниз головою Петра и усечь мечом Павла. Многих прельстил я и подвергнул бедствиям» .

Злобные духи способны вкладывать в нас помыслы, которые мы воспринимаем как свои собственные. Это все те мысли, которые ведут ко греху и не дают обратиться к Богу. Мрачные демоны пытаются воздействовать на волю, возбуждая в нас порочные желания, приглушают в нас голос совести, призывая наслаждаться всецело земными благами, а после безрассудного вкушения, когда вскрывается вся пустота безбожной жизни, они же наводят на душу отчаяние.

Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков

Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков или в страшных формах одержимости. Влияние их на людей бывает самым разнообразным и не всегда внешне устрашающим. Например, подлинно страшное, что они делают, это то, что демоны препятствуют обращению человека к Богу, к жизни по Заповедям Евангелия. «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф. 13: 19), - изображал Господь в притче состояние тех людей, которые услышали благовестие, но не явили вовремя к нему усердия. Человек даже не подозревает, что некогда услышанное слово Истины, легшее ему на сердце, но не реализованное в жизни, было похищено лукавым. У неверующих, по слову апостола Павла, «бог века сего (то есть диавол. - о. В.Д. ) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования» (2 Кор. 4: 4). Это выражается в неспособности видеть и воспринимать Истину духовной жизни, а предпочитать ей мертвые сокровища мира земного.

Бесы, словно грамотные психологи, исследуют нас, на что мы более падки, и этим более всего искушают нас. Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41). Без внутренней бдительности и постоянного обращения к Богу невозможно распознать козни лукавого.

Бесы, выразимся по-мирски, работают индивидуально с каждым человеком, сообразно его слабостям и пристрастиям. Кого-то они соблазняют плотским наслаждением, кого-то - жаждой чести и славы, а кого-то - мнением о себе как о весьма добродетельном человеке. По мысли аввы Евагрия, «из нечистых демонов одни искушают человека как человека, а другие встревоживают человека как бессловесное животное. Первые, пришедши, влагают в нас помыслы тщеславия, или гордости, или зависти, или осуждения, которые не касаются ни одного из бессловесных; а вторые, приближаясь, возбуждают гнев или похоть не по естеству их, ибо эти страсти общи нам и бессловесным и сокрыты в нас под природою разумною (то есть стоят ниже ее или под нею)» .

Преподобный Антоний Великий учил, что всякого христианина, преуспевающего в духовной жизни, демоны вначале искушают через лукавые помыслы. Если подвижник окажется тверд, тогда нападают на него посредством мечтательных привидений. Затем принимают на себя вид прорицателей, дабы подвижник поверил им как будто предсказывающим правду.

«Посему, когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: “Мы - Ангелы”, не внимайте им; потому что лгут. Если будут они хвалить ваше подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь» .

Если падшие ангелы видят, что человек хочет достичь невероятного саморазвития и совершенства, то они с удовольствием помогают ему вскрыть в себе все «потаенные возможности», дабы величием новоявленного экстрасенса удивлять и пленять сердца многих других. А если человек ради снятия порчи обращается к оккультисту, они учтиво снимают с него свои же собственные наветы, как бы показывая, что магия и экстрасенсорика есть действительное добро для людей.

Знаменитая болгарская предсказательница Ванга - яркий пример бесовского обольщения

Ярким примером подобного обольщения является знаменитая болгарская предсказательница (1911-1996). Как и у многих других подобных людей, появлению особых способностей Ванги предшествовала травма: когда двенадцатилетняя Ванга возвращалась с двоюродными сестрами в деревню, страшный ураган поднял ее в воздух и отнес далеко в поле. Там ее завалило ветками и песком, глаза у Ванги болели, и вскоре она ослепла. Через некоторое время у нее обнаружились «необычайные» способности. Она могла рассказать человеку его прошлое, открыть подробности, которые не знали даже близкие, определяла заболевания людей, часто предсказывала будущее. Свои способности она сама считала Божиим даром.

Кто же именно открывал ей сокрытые от простых смертных тайны?

Своей племяннице Красимире Стояновой Ванга объясняла, что видит высшие силы как прозрачные фигуры, подобно человеческим отражениям в воде, но чаще слышит их голос. Красимира Стоянова написала о своей тетушке несколько книг и в одной из них сообщает следующее:

«Мне было 16 лет, когда однажды в нашем доме в Петриче Ванга заговорила со мной… только это был не ее голос. Было впечатление, что не она, а какой-то другой человек говорит ее устами. Слова, которые я услышала, не имели ничего общего с тем, о чем мы говорили до этого. Словно какое-то неизвестное лицо вмешалось в нашу беседу. Я услышала: “Вот мы тебя видим”… - и потом последовал полный отчет о том, что я делала в этот день до этого момента. После небольшой паузы Ванга вздохнула и сказала: “Ох, оставили меня силы”… - и снова вернулась к нашему прежнему разговору. Я спросила ее, почему она вдруг стала описывать мой день, но она ответила, что ничего не описывала, а повторяла, что слышала. Потом вздохнула: “О, это силы, маленькие силы, которые всегда рядом. Но есть и большие, которые ими командуют. Когда они решаются заговорить моими устами, мне становится худо, и после этого целый день я не могу прийти в себя”» .

Чувство угнетенности, в котором признается сама Ванга, безошибочно указывает на то, что ей являлись темные духи, которые способны сообщать людям недоступное обычному познанию. Красимира Стоянова приводит различные подробности о том, как Ванга общалась с потусторонним миром. В целом, это типичные медиумические опыты, известные уже много веков: «Лишь иногда мы не могли понять, почему наша тетя бледнеет, почему ей внезапно становится плохо и из уст ее неожиданно раздается голос, поражающий нас своей силой, непривычным тембром, словами и выражениями, которых нет в обычном словаре Ванги» . «И вдруг заговорила со мной незнакомым голосом, от которого у меня мурашки по спине побежали» .

Одним из излюбленных вражьих внушений является мнительность

Конечно, подобный вид обольщения - исключительный. Обыкновенно же люди претыкаются на самых мелких вещах: получше обустроить земную жизнь, забывая о собственной бессмертной душе; возводить на первое место себя и свои успехи, полностью игнорируя скорби и страдания ближних. Цель диавола - посеять в людях злобу, самооправдание и недоверие Богу. Одним из излюбленных вражьих внушений является мнительность: человек надумывает себе целые истории в связи с отдельными обстоятельствами собственной жизни, а в болезнях и неудачах видит не проявление Промысла Божия, а магическое наваждение недоброжелателя.

Но вот есть одна такая истина, которую стоило бы знать. Душе больше всего вредит непримиримая вражда к другим людям, и именно она чаще всего заставляет думать о колдовстве со стороны своего врага. Обычно в порче или колдовстве подозревают дальнего родственника, соседа, сотрудника по работе. Таким образом, создается пугливо-оккультное мировоззрение, в котором личные беды соединяются с обидой на предполагаемого зложелателя, в итоге христианство вытесняется из нашей бытовой, повседневной жизни мыслями о заговорах и поиском магической же защиты от них.

У старца Паисия Святогорца есть весьма полезные советы считающим, что их “сглазили”

У старца Паисия Святогорца есть весьма полезные в этой связи рассуждения:

«А какое зло делают людям медиумы, экстрасенсы, “ясновидящие” и подобные им! Мало того, что они выкачивают из людей деньги, они еще и разрушают семьи. К примеру, человек идет к “ясновидящему” и говорит ему о своих проблемах. “Гляди, - отвечает ему “ясновидящий”, - одна твоя родственница, немного смугловатая, роста чуть выше среднего, навела на тебя порчу”. Человек начинает искать, кто из его родни имеет такие характерные признаки. Не может быть, чтобы никто из его родни хоть немножко не был похож на ту, которую описал ему колдун. “А-а, - говорит человек, найдя “виновницу” своих страданий. - Так это, значит, она навела на меня порчу!” И им овладевает ненависть к этой женщине. А сама эта бедняжка совсем не знает причины его ненависти. Бывает, что она оказала ему какое-нибудь благодеяние, но он кипит по отношению к ней ненавистью и не хочет даже видеть ее! Потом он снова идет к колдуну, и тот говорит: “Ну что ж, теперь надо с тебя эту порчу снять. Для этого тебе придется заплатить мне кое-какие деньги”. - “Ну что же, - говорит запутавшийся человек, - раз он нашел, кто навел на меня порчу, я должен его вознаградить!” И раскошеливается. Видишь, что творит диавол? Он создает соблазны. Тогда как человек добрый - даже если он в действительности точно знает, что кто-то сделал кому-то что-то плохое, - никогда не скажет этого пострадавшему: “Такой-то сделал тебе зло”. Нет, он постарается помочь несчастному. “Послушай-ка, - скажет он ему, - не принимай ты разные помыслы. Пойди поисповедуйся и ничего не бойся”. Таким образом он помогает и одному, и другому. Ведь тот, кто нанес своему ближнему вред, видя, как тот ведет себя по отношению к нему с добротой, задумывается - в хорошем смысле этого слова - и кается» .

Получается удивительная вещь: подлинным нападением врага является не чье-то колдовство или порча, а мнение о том, что приключившаяся беда наведена на тебя колдовством. В отношении же всех вообще искушений падших ангелов хочется напомнить слова Священного Писания: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5: 8-11).

"Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6,12). Можно ли понимать выше написанное именно так, что наша брань имеет духовную, а не душевную (разум и чувства) природу?

Заранее вам благодарен.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Уже в самом начале бытия мира, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей, и произошло грехопадение, Господь сказал соблазнителю: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Это самое раннее обетование о Спасителе исследователи называют Первоевангелием. С того времени не прекращается борьба. Диавол и все демоны никакой духовной силой не обладают. Их мнимая сила проявляется только тогда, когда мы бессильны, когда придаем им значимость. Поэтому св. апостол Павел призывает «стать против козней диавольских» (Еф.6:11). Главный способ врагов нашего спасения – в мыслях боримого представлять истинным то, что является ложью, предлагать под видом добра то, что оказывается худым, внушать обманчивые надежды, побуждать делать то, что превосходит наши силы в одних случаях и расслаблять нашу волю неуверенностью в себе - в других. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:14-18).

Слово архиепископа Луки, произнесенное 12 августа 1956 года в Алуштинской церкви после литургии.

Жизнь всех тех блаженных людей, которые всем сердцем возлюбили Господа нашего Иисуса Христа и неуклонно идут за Ним тесным и тернистым путем, который начинается узкими вратами - жизнь этих блаженных полна борьбы. Какой борьбы? Не борьбы с плотью и кровью, а с гораздо более тяжелой борьбы - с духами злобы поднебесными. Блаженны, яко прейдут эту тяжкую, тяжкую непрестанную борьбу.

[Борьба] с духами злобы поднебесными - это гораздо более тяжкая борьба. Блаженны они, кто ведут эту борьбу. И какими слезами оплачем мы тех, кто не верует…, которые ничего не хотят знать об этой борьбе, о духах злобы поднебесных, которые смеются над верой нашей в нечистых духов? Какими слезами оплачем их? И да, конечно - для бесов, для самого дьявола в высшей степени выгодно, чтобы в них не верили, чтобы никогда о них не думали, чтобы никогда не ощущали близости их, ибо скрытный, неведомый враг гораздо опаснее врага видимого.

Послушайте, как говорит святый апостол Павел об этих духах злобы поднебесных, о борьбе с ними:

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» .

О, как огромна эта окаянная армия бесовская! О, как неизмерима их черная толпа! - неуклонно, неустанно, день и ночь стремящаяся к тому, чтобы нас, всех нас, верующих во имя Божие, совратить на путь неверия, совратить на путь зла и нечестия!

В одном гадаринском бесноватом был целый легион бесов!

Называется эта армия бесовская, называется страшным именем врагов Христовых, врагов Божиих. И эти враги Божии, бесчисленные, ставят своей единственной задачей, день и ночь заботятся о том, чтобы губить нас, чтобы толкать нас на путь зла, на путь неверия, на путь нечестия.

Как в сонме бесчисленном добрых и святых ангелов есть девять чинов: есть высшие чины - начала, власти, престолы, силы, господствия; есть более низкие чины - архангелов и ангелов; так и во всем воинстве духов злобы поднебесных тоже есть такие же высшие и низшие чины, тоже есть и начала и власти, о которых говорит святый Павел.

Эти высшие чины ведут борьбу с самыми твердыми, с самыми верными слугами Христовыми - со святыми, с праведными. И трудна, чрезвычайно трудна эта задача их, ибо именем Христовым отражают святые и праведные все нападения их.

Есть и бесы средней силы, которые воюют непрестанно с нами - с несовершенными, слабыми христианами. Борьба с ними очень тяжка, очень трудна, ибо ум этих ангелов сатаны неизмеримо превосходит наш человеческий ум, ибо не спят они и не едят, и все время жития своего посвящают только на злое дело погубления, совращения людей добрых.

Есть и мелкие бесы, задача которых не трудна, ибо они заняты только тем, чтобы все дальше и дальше подталкивать во тьму тех несчастных, которые больше возлюбили тьму, чем свет, неправду, чем правду.

Как же нам, обуреваемым такой напастью, как же нам, которых обступает такое воинство бесовское со всех сторон, как нам бороться с ним, где взять силы на борьбу с ним? Ответ на это дал нам святый Павел, его послушайте дальше:

«Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его, облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» .

Не своими силами, не своим умом, не своим тщанием и стремлением к победе можем мы бороться и побеждать это окаянное черное, темное воинство, а только силой Божией, а только Его помощью, а сами мы бессильны.

И для того, чтобы мы хорошенько поняли это, сравнивает святый Павел нашу брань с воинством бесплотных сил, с той борьбой, с тем положением, в котором находились древние воины.

Он говорит, что должны мы препоясать чресла наши правдой подобно тому как воины в прежние древние времена сражений своих с врагами туго подпоясывали чресла свои, подобно тому, как всякий идущий в дальний путь, трудный и опасный путь, подпоясывает туго чресла свои. Кожаными поясами подпоясывались они. А нам нужны не кожаные пояса, а нам нужно совсем другое препоясание - препоясание чресл правдой, Божьей правдой, ибо только правдой можем мы победить всю неправду окаянного воинства бесовского. Только правдой! Ибо главное единственное оружие бесовского воинства против нас состоит в неправде, во лжи, которая составляет истинную их сущность, духовную сущность. Только тогда, когда будут чресла наши препоясаны святой Божьей правдой, только тогда, когда мы будем постоянно помнить о том, что не должны мы отдыхать, не должны останавливаться, не должны на пути своем мешкать, только тогда, когда будут чресла наши всегда и всюду туго препоясаны правдой Христовой, только тогда мы будем побеждать, побеждать окаянных, побеждать врагов Божиих и врагов наших. И прибавляет апостол святый, что это особенно нужно нам помнить в день злый, в день, когда зло, всяческое зло умножается и умножается вокруг нас.

И дальше говорит святый апостол, что надлежит нам облечься в броню, подобно тому, как прежние воины облекались в броню металлическую, железную и медную, в кольчуги облачались для защиты от ран, так надлежит и нам облечься в броню, но в иную, совсем иную броню, ибо никакая медная и железная броня не страшна для духов злобы поднебесных, могут они свободно ранить нас, заключенных в такую броню. Иная броня нужна нам - броня правды. Нам нужно чтобы тела наши облекались святой и чистой Божьей правдой, а не кольчугой металлической. А правду эту можем мы стяжать только неустанным соблюдением заповедей Христовых, неустанной молитвой. И только за эту неустанную работу Богу получим мы броню правды.

И дальше говорит апостол, что ноги бренных воинов были защищены металлическими латами. Нужны ли нам эти латы? Нужно ли железо иметь для того, чтобы ноги наши были защищены от козней вражеских? Нет, нет, совершенно не нужны! Ибо если ноги наши будут всегда направлены на путь мира, если всю быстроту ног наших мы будем использовать на то, чтобы благовествовать везде и всюду мир, если заслужим того, чтобы к ногам нашим относилось блаженное слово великого апостола Павла «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое» . И если будут так прекрасны наши ноги, и если будут они спешить всегда туда, где нужна наша помощь, помощь несчастным, больным, увечным, беспомощным людям, если будем мы всегда спешить на совет праведных и подальше уходить от совета нечестивых, тогда никакие металлические латы нам не нужны будут, тогда ноги наши будут защищены силой Божией и никакое зло их не коснется.

И дальше говорит апостол: возьмите щит веры, которым можете угасить все разжженные стрелы лукаваго. Медный щит, тяжелый большой щит был главной защитой для древнего воина. А нам нужен ли такой щит, защитит ли он нас от разжженных адским пламенем стрел врагов наших и врагов Божиих? Конечно, нет, конечно, ничто для них медный щит! У нас есть другой щит, неизмеримо более крепкий - щит веры, веры нашей, веры в Господа нашего Иисуса Христа. Ибо если всем сердцем будем веровать в Него, если будем неуклонно творить заповеди Его, то всегда будет пребывать Он с нами и будем мы друзьями Его по святому слову Его, и вера в Него защитит нас неизмеримо больше, чем всякий тяжелый медный щит.

И дальше говорит святый апостол, чтобы мы покрыли, подобно воинам древним головы свои шлемами. Какими шлемами? - конечно не медными, ибо они ничто против силы вражеской. Не медными, не медными, говорю я вам, а совсем другими шлемами. Какими? Шлемами глубокой веры в Господа нашего Иисуса Христа, глубокой любви к Нему, ибо сказал Он Сам пречистыми устами Своими нам: «Ядый мою плоть и пияй мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем» . Господи, Господи! Какая нам нужна еще защита, если Ты будешь пребывать с нами, в нас, в умах и сердцах наших, если будешь защищать развращение умов и сердец наших Своим постоянным присутствием в нас, в умах и сердцах наших, какая еще нам нужна... ну конечно … конечно исчерпывающая мудрость.

И если так будем защищены, то останется нам только взять в свои руки обоюдоострый меч. Как брали его в руки древними воинами. Послушайте же теперь, что говорил святый Павел об этом мече обоюдоостром:

«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» .

Так вот какой меч нам нужен! Меч слова Божия, перед которым трепещут все бесы и сам дьявол, ибо словом Божиим побеждаются все они, окаянные. Если будем мы всегда владеть этим святым и сильнейшим оружием - оружием слова Божия, то никакие враги нам не страшны. Ибо все они побеждены уже давно распятием Христовым, ибо стерта глава древнего змия диавола подножием страшного Креста Голгофского.

Помните же, помните все вы, братия и сестры мои, что своими силами не можем мы воевать с духами злобы поднебесными, помните, что все наши надежды должны мы возлагать только на помощь Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Который подножием своего страшного Креста стер главу древнего змия. Аминь.