Святые отцы о милостыне. Святая милостыня. Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу

– Рассуждение должно быть во всем. На то оно и рассуждение, чтобы его почаще использовать. Мы все понимаем, что милостыня бывает разной. Уже в раннее время есть предостережение, что милостыня должна быть после того, как ты крепко подумал о ее необходимости и правильности в данный момент. Ранний христианский памятник «Дидахе» говорит: «…[милостыня] да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать». Также известны слова : «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Святитель Филарет Московский говорит еще более конкретно: «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души». Поэтому благотворить – хорошее дело, если с умом.

Не надо забывать и то, что благотворительность – это не только деньги, это может быть и одежда, продукты, даже личное время. И порой видно, что псевдонуждающиеся хотят именно денежной помощи, и если им предложить иное – они от этого радости не испытывают.

Купи нищему хлеба – и так исполни заповедь, но исполни!

:

Не осуждай просящего! Вспомни: когда Господь подает тебе просимое, ты тоже не всегда употребляешь это только на полезное

– Есть евангельское слово, которое без всяких условий гласит: «Просящему у тебя дай». Не сказано, сколько дай, но – «просящему у тебя дай». Если ты видишь человека, который около храма стоит и собирает деньги на то, чтобы выпить, потом подраться и всякие бесчинства творить, ты можешь сказать ему: «Я могу дать тебе на хлеб, на еду, но не на выпивку». И бывало, батюшки доходили с таким человеком до магазина и покупали молоко, хлеб и то, что необходимо было действительно голодному человеку. А в 1990-х годах, помню, в воротах Троице-Сергиевой Лавры стояли такие нищие, которые, глядя на тебя наглыми глазами, говорили: «Меньше 100 рублей не принимаю».

Но, опять-таки, кто мы, чтобы различать, кому нужно давать, а кому нельзя? Есть такой выход: дать этому нищему небольшую денежку, совсем небольшую, чтобы он действительно мог каким-то образом просуществовать на эту денежку, а не напиваться до бесчувствия. В «Учении двенадцати апостолов» говорится: нужно, чтобы монета твоя запотела в твоей руке, чтобы понять, кому ее можно давать. Но все равно можно допустить ошибку. Праведный Иоанн Кронштадтский, глядя на хорошо одетого господина, в хорошей одежде, чуть ли не с цилиндром на голове, давал ему много денег, ибо он ощущал и знал, что человек на краю гибели и, может быть, даже самоубийства. Мы не имеем такой благодати. Поэтому все-таки нужно выполнять основное правило : «Просящему у тебя дай». И помнить всегда, что, когда ты просишь, Господь тебе подает, и ты не всегда употребляешь это на только полезное, но бывает так, что и не на полезное. Поэтому нечего тебе осуждать и другого человека, своего ближнего. Подай денежку и успокойся – выполни евангельское слово.

Заповедь о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов

:

Старец Амвросий Оптинский: если стоит выбор – помочь конкретному нищему или приюту, помоги приюту: там поддержат многих, а не одного

– Должно ли быть рассуждение в милостыне? – Да, конечно, должно. Но сама заповедь милования говорит именно о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов. Люди, которые на протяжении года-трех-пяти на одном и том же месте собирают на «билеты в Архангельск», или те, кто с несчастными одурманенными детьми ходят по вагонам метро, рассказывая о «тяжелых онкологических заболеваниях» этих детей и о деньгах на их дорогое лечение (сейчас, правда, такого стало поменьше, а несколько лет назад было очень распространенным явлением), – это как раз «профессионалы».

Но по пути домой или в городе мы часто видим людей, которые действительно нуждаются в помощи. Бабушка с веточками укропа стоит, торгуя этим укропом, не от хорошей жизни. И даже если предположить, что этот район вокруг метро контролируется мафией и самой бабушке останется от того, что вы ей заплатите, 10 или 15 процентов, можно ей пожертвовать, даже понимая, сколь малая сумма достанется именной ей. Я уже не говорю обо всех тех ситуациях, когда речь идет о людях, которые вам знакомы.

С другой стороны, можно вспомнить и ответ на вопрос: что лучше – помочь конкретному нищему или помочь приюту для девиц, оказавшихся в трудной ситуации? Старец отвечал так: лучше помочь приюту для девиц, потому что это учреждение поддержит не одного человека, а многих. Поэтому если стоит выбор: по чуть-чуть разным лицам или какую-то более весомую сумму систематически работающим благотворительным фонду или организации или даже отдельному человеку, который, как мы знаем, занимается помощью нуждающимся, то лучше перечислить средства им.

Помню, когда я был настоятелем храма великомученицы Татианы, к нам часто обращались люди за билетами в разные концы нашей родины. И тогда мы, рассудив и набравшись некоторого опыта, стали делать так: говорили, что купим билет (потом стало понятно, что это лучше всего делать электронным способом), наш сотрудник отдаст его проводнику, и таким образом мы человека отправим туда, куда он хочет поехать. И выяснилось, что примерно 5% обращавшихся действительно имели нужду в такой помощи: они оказались в трудной ситуации, и это их выручало. А 90–95% по получении информации о том, как им эта помощь будет оказана, отказывались от нее. Но ради этих 5–10% стоило это дело затевать.

Важно понимать, кому надо помочь в первую очередь

:

– Отцы заповедали нам, что милостыня должна запотеть в руке. Нельзя заниматься благотворением бездумно. При этом очень важно, чтобы мы выстраивали правильную иерархию ценностей: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Сказано в Писании: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10), то есть прежде всего – своим по вере. С другой стороны, каждый человек имеет границы ответственности, очерченные рукою Бога. Они тоже подсказывают нам правильную иерархию: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Граница ответственности, очерченная рукой Бога для каждого человека, – это, прежде всего, его семья. Сказано: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Это – его народ. Сказано: «И разделил Господь языки». Это – те люди, которые принадлежат к его религиозной традиции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстраиваем отношения с людьми в благотворении, исходя из правильной иерархии предпочтений, это очень разумно.

Если человек хочет денег и не хочет трудиться,
то деньги ему на пользу не пойдут

:

– Как хотелось бы просто подать милостыню и спокойно, с мирным сердцем идти дальше. Но, к сожалению, в жизни не всё бывает так просто. Иногда веришь тому, что тебе на улице говорят, даешь деньги, а потом вдруг оказывается, что тебя просто-напросто обманули. Иногда замечаешь, что у встречающихся на улице нищих, сколько им ни подают, всё уходит словно в трубу. Ряд жизненных опытов невольно приводит к мысли, что в милостыне должно быть рассуждение.

Вот, например, который сам ничего не жалел для нищих людей, пришел к выводу, что подаяние деньгами зачастую лишает людей стимула трудиться, способствует порокам, в частности винопитию. Поэтому он нашел один очень практичный выход – организовал дом трудолюбия, где опустившиеся на дно люди учились зарабатывать себе на жизнь. Кстати, в наше время в Москве есть подобная сеть домов под названием «Ной». И вот тут вдруг оказалось, что многие нищие предпочитают попрошайничать, нежели выполнять посильный труд, получать средства к жизни и иметь крышу над головой.

Отец Иоанн Кронштадтский нашел очень практичный выход – организовал дом трудолюбия для несчастных

Если человек хочет денег и не хочет трудиться, то деньги ему точно на пользу не пойдут. Это своеобразный эгоизм: «Дайте мне денег, потому что вы обязаны их дать», но, как правило, такой человек сам очень бесчувствен к окружающим. Мне вспоминается из Пролога история о каменосечце Евлогии, простом работяге, трудившемся на каменоломне. Пока он пребывал в непосильных трудах, то отличался чуткой душой, делил свой заработок с бедными. И вот как-то о нем узнал некий старец, который подумал: «Если бы Евлогий был богат, сколько бы он сделал добра!» Старец умолил Бога, и на следующий уже день Евлогий нашел в скале пещеру, наполненную золотом. Каково же было удивление старца, когда он увидел теперь перед собой необычайно скупого, бессердечного и жестокого человека, думающего лишь о себе. Только после долгого времени, потеряв в перипетиях судьбы всё богатство, Евлогий вновь стал милостивым к ближним.

Человеку нужен труд, а не обилие денег, иначе он станет хуже животного. Другое дело, что, действительно, есть люди, оставшиеся совершенно одни, потерявшие трудоспособность, – инвалиды или очень пожилые люди. Им, конечно же, надо помочь всем, чем возможно.

Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии

Общий вывод, наверное, будет таким. Если человек просит денег, то подать можно столько, чтобы это позволило ему не умереть от голода в данный момент. Очень хорошо подавать не деньгами, которые неизвестно куда пойдут, а продуктами, потому что кушать надо всем, и обманщикам тоже. Лучше всего постараться заметить людей, которые действительно очень нуждаются; как правило, такие люди всегда есть где-то рядом, но стесняются просить. Вот им надо помогать обязательно. Доверять же на улице рассказам об украденном кошельке или умирающем родственнике, которому не хватает вот именно ваших денег на операцию, вряд ли возможно, хотя, конечно, бывает всякое.

Но если вы дали денег, не жалейте об этом, не пережевывайте в мыслях, что там и как с вашими деньгами будет. Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии. Господь принимает вашу милостыню, и это самое главное.

Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» –
провал в духовной жизни

:

– Да, однозначно: рассуждение в милостыне должно быть. Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» – провал в духовной жизни. На это могут возразить, что Христос сказал: «Просящему у тебя дай». Но ведь Бог не лишил нас разума! Он не требует, чтобы мы дали просящему убийце нож или наркоману дозу! Точно так же Он не требует, чтобы мы неправильной или неосторожной милостыней ввели человека в грех (дали алкоголику на бутылку) или закабалили человека (об эксплуатации преступными синдикатами людей, выдаваемых за нищих или калек, почитайте статьи в прессе). И святые отцы учат нас духовному рассуждению. Святитель Иоанн Златоуст в своих письмах к диакониссе Олимпиаде напоминает ей: богатство вручено ей в руки Богом, и она не имеет права раздавать Божие бездумно. Поэтому, если вы сомневаетесь, дать ли просящему, – не давайте ему денег. Если он нищий – купите ему еды или лекарство. Даже если он откажется от них – вы сделали, что могли; если же примет – благодарение Богу!

Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело

:

– Очень хороший вопрос. В «Учении двенадцати апостолов» представлены диаметрально противоположные подходы к милостыне – в то же время вполне христианские. В нем говорится следующее. Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело. Тот, кто дает щедро и с любовью, причем, может быть, в руки недостойные, не только не судится, но и получает награду. С другой стороны, «да запотеет милостыня твоя в руке твоей, прежде чем ты узнаешь, на что даешь». И действительно, необходимо рассуждение.

Мне часто приходилось сталкиваться со случаями, когда просили на какие-то мифические операции, говорили о чудовищных заболеваниях. Но как только я сообщал, что у меня есть связи в медицинских кругах и я могу вывести на врачей, которые это сделают бесплатно (а у меня кое-какие связи действительно есть), немедленно у просящих не оказывалось телефона, тут же рвались все контакты и эти люди тихо исчезали с горизонта. Стоит ли осуждать таких людей? Нет, ни в коем случае. Мне вспоминается пронзительное стихотворение, автора которого, к сожалению, я не знаю, но автор, я считаю, гениальный и это настоящий христианин:

Вот женщина, шатаяся, идет.
Толпа во след: «Шалава, что застыла?»
Никто ее страданий не поймет:
Она вчера ребенка схоронила.
Вот бомж застыл в лохмотьях старых.
Толпа свое: «Давай иди работай!»
Им не понять: в глазах его усталых
Слепая и тягчайшая дремота.
Вот девушка, что вечно с телефоном.
Толпа свое: «Очнись! Ума ни грамма».
И всем плевать, что год с сердечным стоном
Она всё ждет звонка пропавшей мамы.
Что б подлостей подобных избежать,
Не зная ситуаций, промолчите
И прежде, чем кого-то осуждать,
Возьмите его жизнью проживите.

Я бы не стал осуждать тех людей, которые лукавят. Я бы просто не стал подавать, потому что часто милостыня пойдет не на дело. Гораздо охотнее я подам тому, кто честно скажет: «Помогите на выживание».

Подавать милостыню инвалидам и детям, которых явно эксплуатируют их «хозяева», надо – для того, чтобы избавить их от побоев

По поводу афганцев-ветеранов, которые якобы просят. Понятно, что это все «липа», потому что афганцы имеют немалые льготы – это во-первых, а во-вторых – это настоящее боевое братство, люди, которые друг друга не бросают. Вы в данном случае имеете дело с маскарадом, который не стоит осуждать, но и не стоит в нем участвовать.

На мой взгляд, надо подавать тем, кто не просит у вас: вашим соседям, бедным старушкам и друзьям, нищим студентам, многодетным мамам… – и подавать щедро. Подавать тем, кто никогда не встанет на паперть – из чувства достоинства, из воли к жизни и из элементарного трудолюбия. Подавайте, повторюсь, щедро – не копеечкой, не рублем, а сотнями и тысячами, если, конечно, они у вас есть. Если вы ситуацию знаете досконально и знаете, что этот человек нуждается в помощи. Можете это делать анонимно через почтовые переводы, если не хотите славы. Если же хотите это сделать гарантированно, то подавайте из рук в руки, а потом забывайте об этом.

Давайте тем, кто об этом не просит, – и давайте щедро!

Давайте щедро! На собственном опыте убеждался, что Господь за доброхотную и серьезную милостыню вознаграждает пятикратно и десятикратно. И еще раз скажу: подавайте тем, кто об этом не просит.

И еще один момент. Понятно, что мы любим благолепие храмов, что это вещи хорошие, благие. Но ресурсы всё-таки у нас ограничены. Если перед вами стоит выбор: отдать деньги в богатый столичный храм или послать деревенскому батюшке – не поленитесь, пошлите батюшке. Если перед вами выбор: подать на ту церковь, на которую так или иначе всё равно подадут и без доходов она не останется, или помочь конкретному человеку – помогите конкретному человеку, потому что в очах Господа это не менее ценно, ибо все мы являемся храмами Божиими и образом Божием на земле.

Милостыня покрывает множество грехов. Тот, кто раскрылся в добре и всем помогает, уподобляется Христу. Ведь Господь наш – Сама Любовь, Добро, Милосердие, Источник жизни.

Конечно, в нас живут человеческие страсти. Бывает, что-то жалко отдать. Святые отцы учат так: если человеку не хочется чем-то делиться с ближним, если он жадный, то избавляться от этого порока нужно постепенно, начиная отдавать те вещи, которые не нужны. Начать с этого. А когда привыкнем отдавать ненужное, легче будет отдавать и самое любимое, нужное. Как-то поздравляли одного батюшку и подарили ему хорошие часы. Настольный будильничек в форме яйца. Сверху открывается и звонит. Очень приятные часы, всем понравились . А потом был день Ангела у нашего архиерея. Священник подумал: «Что же подарить? Надо же самое хорошее, самое ценное… Ну-ка, отдадим эти часы». Когда их владыке дарили, он сказал священнику:

– Какие прекрасные, дорогие часы… Пусть они у Вас останутся…

– Знаете, Владыко, – ответил тот, – нам надо учиться ни к чему не сердцем не пристращаться. Жалеть ничего не надо. Господь не оставит: надо иметь будильник, пошлет.

Что интересно? Через два дня к священнику пришли гости и, поздравляя, подарили часы. Тоже будильник, как бы позолоченный, лучше, чем первый.

Таких случаев каждый православный христианин может вспомнить немало. Апостол Павел говорит: «Дающего рука не оскудеет». Блаженнее давать, нежели брать.

Обращаясь к жизни подвижников, видим: они всем творили добро. В этом раскрывали свою душу, любя Бога и ближнего. Одному благочестивому старцу прихожанка дала миску ягод. Он принял, поблагодарил и передал другому брату. Тот другому… Так эти ягоды обошли всю братию и вернулись к этому же старцу. О чем это говорит? Все они единого духа – Духа Христова. Дух Христов всех объединяет в любви, всех собирает в единое Тело Христово – Церковь. А Глава этого Тела – Сам Христос. Этим Духом богата и сильна Церковь.

Обычно говорят: «Как ни ступил, так грех сделал». Но можно жить и иначе: как ни ступил, так доброе дело сделал. Можно всем помогать и словом, и делом. Если нечего нам ближнему дать, у нас есть силы, бьется сердце, течет кровь. Можно пойти в больницу, в дома престарелых ухаживать за больными, за инвалидами. Слово утешения будет им приятнее, чем безликая «забота государства». Слово тоже может быть милостыней. И молитва тоже милостыня. Даже наша добрая мысль о дурном человеке, сожаление о его падении тоже своего рода милостыня.

Человек через милостыню внутренне начинает уподобляться Богу, исцеляется от страстей. Милостыня покрывает множество грехов.
Сейчас такое тяжелое время. Творить материальную, денежную милостыню не каждому по силам…

Есть такая притча. Один человек сказал своему другу: «Я желаю видеть царя, проводи меня к нему». Друг отвечал: » Пойду с тобой только половину пути». Тогда он обратился к другому другу: « Пойдем со мной к царю Второй отвечал: «Я могу провести тебя только до царского дворца». Обратился он к третьему: «Проведи меня к царю». Третий ответил: «Я доведу тебя до дворца, введу во дворец, скажу о тебе царю и представлю тебя ему».

Святые отцы так толкуют эту притчу. Первый друг – это подвижничество, которое доводит до истинного пути. Второй друг – это чистота, которая достигает до небес. А третий – это милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю – Господу.

Милостыня спасает. В одном селе жила благочестивая вдова. Она давала стол и кров всем, кто нуждался в нем. И дети у нее были благодетельные, богобоязненные. Когда проезжали по своим торговым делам купцы, все останавливались у нее. Был большой двор, была большая хорошая баня. Дети распрягали лошадей, кормили, поили их, купали в реке. Баню для купцов топили, чай готовили. Уезжая, купцы сердечно благодарили за приют. Были поля у этой вдовы, и сажали там не только для себя, но и для нищих, убогих, сирот. И благодать Господня почивала на этом доме. Бог хранил от всех врагов видимых и невидимых.

Ехали однажды купцы и издалека увидели: село горит. Многие дома занялись. Что делать? Их немного, все дома не потушить. И решили: поедем скорее, поможем вдове, что нас принимала. Спасли ее дом, хозяйство. Так Господь за добрые дела оградил ее от большой беды.

А в другой семье дети не сохранили родительского благословения принимать в дом всех нуждающихся. После смерти родителей перестали делиться хлебом со страждущими , с разбором давали – кому дать, а кого отослать ни с чем. Божие благословение отошло от дома: поля перестали родить, продукты иссякли, животные перестали плодиться. Разъехались дети из родительского дома в разные стороны, чтобы не умереть с голода.
Свт. Иоанн Златоуст:

Велика сила милостыни… Бедные – врачи наших душ, благодетели, предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное, облегчаешь бедность и примиряешь себя с Владыкой.
Нам надлежало бы творить милостыню уже потому, что она – прекрасное дело, и из сострадания к нашим братьям, а не ради обещанных Владыкой наград. Но так как мы не в состоянии мыслить возвышенно, то будем творить милостыню хоть из-за награды, отнюдь, впрочем, не ища славы от людей, чтобы нам сверх растраты денег не лишиться и награды.

Но скажешь, как я могу подавать милостыню, когда я беден? Тогда особенно и можешь ты подавать милостыню, когда ты беден. Богатый, опьяненный обилием богатства, пламенеющий жесточайшей горячкой и одержимый ненасытной страстью, желает увеличить свое имущество, а бедный, не зараженный этой болезнью и свободный от этого недуга, легче сделает подаяние из того, что у него есть.

Считай же милостыню не за расход, а за приход, не за ущерб, а за приобретение, потому что через нее ты больше получаешь, нежели даешь. Ты даешь хлеб, а получаешь жизнь вечную, даешь одежду, а получаешь одеяние бессмертия, даешь пристанище под своим кровом, а получаешь Царство Небесное, даешь блага погибающие, а получаешь блага постоянно пребывающие.

Святитель Григорий Нисский:

«Плод милостыни произрастает обильно. Сей, раздавай и исполни дом добрыми приобретениями. Но ты скажешь: «Я беден». Пусть так, давай, что имеешь: Бог не требует больше возможного. Ты дашь хлеб, другой чашу, иной одежду и таким образом уничтожится несчастье одного. «

Преподобный Исаак Сирин:

«Милостивый не только дает людям из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их. «

Святитель Григорий Палама:

«Проявим дело любви к нашим братьям во Христе (принесем эту превосходную жертву – милость, которой жаждет от нас Господь), оказывая ее нуждающимся, обращая на правый путь заблуждающихся, какое бы ни было это заблуждение, какая бы это ни была нужда, заступаясь за обиженных, поддерживая лежащих в немощи, будь то страдающие по причине видимых врагов или болезней или по причине злых духов и страстей бесчестия, посещая заключенных в темнице, а также перенося поступающих против нас и угождая друг другу (в страхе Божием), хотя бы кто и имел на кого неудовольствия, потому что и Христос угождал нам всеми способами: делами и словами. Всем, чем обладаем, явим любовь друг к другу, чтобы и от Бога получить нам любовь и быть благословенными Им и наследовать обетованное нам от сложения мира – уготованное Небесное Вечное Царство. «

Преподобный Симеон Новый Богослов:

«Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает милостивым, надо, чтобы при этом было сердечное милосердие. И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, ради нас обнищавшему, но, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных и не имея, что им дать, страдают жалостью о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: «Не плакал ли я о том, кто был в горе?» (Иов. 30:25). Они, когда что имеют, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют, дают им убедительные наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал: даром получил, без зависти отдаю. Таковы истинно милостивые, ублажаемые Господом Иисусом Христом. Такой милостью они, как лествицей, восходят к совершенной душевной чистоте. «

Ежедневно каждый из нас, по дороге на работу, в университет или по пути домой встречает людей, которые просят милостыню. У всякого просящего своя история, проблема и причина для обращения за помощью. Все мы невольно становимся перед выбором: «Подать милостыню или нет? Вдруг просящий лжет и мое подаяние он пустит на грех?».

Сегодня о благотворительности и помощи ближним говорят все чаще, но вопросов меньше не становится. О том, что такое милостыня, кому и как ее правильно подавать, беседуем с настоятелем Церкви Св. Иоанна Предтечи г. Якутска, иереем Нерсесом Хананяном.

В Святом Писании говориться, что Бог - милостив, и милость Его не имеет границ или условий: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102, 8-11). Господь призывает и нас быть милостивыми. Но понимаем ли мы значение этого слова? Что же такое милостыня и в чем она проявляется?

Милостыня — это добровольное пожертвование нуждающимся из своих личных средств (деньги, вещи, продукты), а также любое другое деяние, основой которого является любовь к ближнему, забота о нем. Но стоит также знать, что иногда более важной и ценной помощью для человека является душевный разговор. Если человек в печали, надо его подбодрить, если в болезни – навестить, если у него сомнения — наставить.

Благодаря именно этим наставлениям, советам, словам поддержки многие смогли перебороть страх, справиться с духовными и телесными испытаниями, найти в себе силы для совершения благих деяний во славу Божью. Молитва о ближнем, душеполезные разговоры, благочестивые поучения, а иногда строгое замечание ради блага человека являются милостынею в широком смысле.

В Святом Писании написано: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Но всякому ли просящему стоит помогать? Как узнать, кому действительно нужна помощь, чтобы не быть обманутым?

Иногда достаточно просто остановиться на пару минут, как бы сложно это не было в условиях городской жизни, и поговорить с человеком, задать пару простых вопросов, узнать для чего он просит милостыню, если на еду, то можно накормить его, если нужна медицинская помощь, то оказать содействие, или как минимум предложить обратиться в тот или иной храм, благотворительный фонд (таких сейчас сотни), а не давать деньги сразу. Обычно мы пробегаем мимо и думаем: «Не буду терять времени, брошу пару монет и пойду дальше. И человеку помог и времени не потерял». Таких людей большинство. Поэтому мы часто самовольно становимся жертвами «лженуждающихся».

Как же поступить при виде человека, находящегося в нетрезвом виде и просящего милостыню, стоит ли ему помогать?

Оказывая помощь важно также не оказаться соучастником греха. Не следует давать милостыню, когда мы точно знаем, что она будет использована на алкоголь. Есть, к сожалению, люди для которых прошение милостыни стало профессией. Таковые обнищали духовно и для них не важно каким образом деньги окажутся у них, главное удовлетворить свои потребности. Это можно понять по лицу, по тому как просят. Выслушав трогательную историю надо найти в себе силы не обмануться. Как правило, выпивший человек, утверждающий, что это в последний раз, говорит эти слова большинству прохожих. Мы должны понять, что не можем удовлетворить потребности всех просящих. Наши средства ограничены, а просителей очень много и помочь в первую очередь нужно тем, кто на самом деле нуждается, непрестанно молясь за остальных, которым помочь не смогли. Священное Писание говорит: «Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сирах. 12:1-2).

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Величина милостыни оценивается не размером подаяния, а склонностью и расположением подающих». Возникает вопрос — как и с какими мыслями следует подавать милостыню?

Эта добродетель, имеющая особое значение в жизни христианина иногда может стать и причиной духовного падения человека. Речь идет о совершении милостыни напоказ, о чем нас очень ясно предупреждает Евангелие: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея 6:1-3).

Милостыню надо давать от чистого сердца. Если я помогаю нуждающемуся, а потом на протяжении всего дня размышляю над тем стоило ли отдавать ему из своих средств, то совершенное мною не будет иметь никакой пользы.

Зачастую можно увидеть, как люди приносят в храм вещи для нуждающихся и это радует душу. Но больно на сердце от того, что половину принесенных вещей приходится выбрасывать, из-за их непотребного состояния.

Мы должны с уважением и любовью относиться к тем, кто ждет от нас помощи. Если мы отдаем вещи, то они должны быть в хорошем состоянии, постиранными и поглаженными, если передаем продукты, то они не должны быть просроченными. Человек, который оказался в нужде ничем не отличается от нас, не думаю, что кто-то из нас употребит в пищу просроченный творог или молоко.

В первую очередь надо стремиться, чтобы чужая беда или нужда в действительности стала твоей личной.

Существует мнение, что многие из тех, кто просит милостыню у дверей храмов, занимаются этим не из-за нищеты, а просто зарабатывают таким образом, причем достаточно хорошо. Как тут правильно поступить, чтобы, с одной стороны, не потакать тем, кто не хочет трудиться, а с другой – оказать милость человеку, которому она действительно необходима?

Вадим

Здравствуйте, Вадим!

В подобных случаях обычно стоит найти (не на паперти, а, например, среди знакомых) кого-то действительно нуждающегося и регулярно ему чем-либо помогать. Подсказать, кому на приходе вы можете помочь, сможет священник.

* * *

Моя подруга считает, что подавать милостыню просящим на улице, в метро, других общественных местах незачем, так как это, по сути, бизнес, а деньги собирает «мафия». У меня уверенности в этом нет: я считаю, что подавать милостыню нужно. Разрешите наш спор.

Ирина

Протоиерей Александр Ильяшенко

Здравствуйте, Ирина!

Конечно, милостыню подавать надо. Господь Сам говорил в притче о Страшном Суде, что спросится с нас, накормили ли мы голодного, поделились ли одеждой с не имеющим ее, посетили ли больного. Если же нет доверия к просящему на улице, дайте ему немного.

Чтобы ваша совесть была спокойна, – найдите того, кому вы можете регулярно помогать, возможно, не только деньгами, но и продуктами, и просто своим вниманием, теплом и заботой. Главное, чтобы боязнь «мафии» не ожесточила сердце так, что человек и вовсе никаких дел милосердия не совершает. Да и лучше, на мой взгляд, подать нищему от «мафии», чем равнодушно пройти мимо нуждающегося человека.

Подробнее о милостыне читайте на нашем сайте:

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

* * *

После смерти бабушки у меня осталась ее золотая серьга. Выбросить рука не поднимается, а хранить у себя почему-то беспокойно и не хочется. Мне подсказали, что можно отнести ее в храм и отдать как подношение. Можно ли это сделать?

Елена

Священник Дионисий Свечников

Здравствуйте, Елена!

Вот читаю эти строки и понимаю, что пословица «На Тебе, Боже, что нам негоже» неспроста появилась. Храм – это не склад старых сережек и того, что в хозяйстве не пригодилось. Не нужна серьга – переплавьте и сделайте то, что нужно, или отдайте неимущему, который за вас помолится.

С уважением, священник Дионисий Свечников

* * *

Можно ли творить милостыню от имени другого человека, чтобы Бог принял ее не как от меня, но как от него? Будет ли ему от этого польза, если он даже не подозревает об этом?

Игорь

Здравствуйте, Игорь!

Подавая милостыню, можно просить принимающих ее молиться о вашем друге. Это, конечно, не вменится как милостыня ему, но польза для него будет – ведь за него станут молиться, и молитвы эти Господь услышит.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

* * *

Много лет как безвозмездный донор сдаю кровь. Богоугодно ли это?

Константин

Здравствуйте, Константин!

Да, конечно, потому что, сдавая свою кровь, вы помогаете выжить другим людям.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

* * *

На нашем приходе открыта благотворительная организация, которая помогает нуждающимся, но у меня нет сил после работы и возвращения с нее в переполненном общественном транспорте еще куда-то ехать и помогать кому-то. Как же тогда спастись, если все силы уходят на работу и больше не остается ни на что?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

Конечно, нужно оставлять себе время и на отдых. Однако можно попробовать выделять, например, один раз в месяц или полтора какую-то часть выходного дня для участия в работе этой организации. И в любом случае можно всегда делать «малые» добрые дела – уступить бабушке место в транспорте, выслушать и утешить кого-то, кому необходимо сейчас наше внимание, сделать небольшое посильное пожертвование (возможно, продуктами или вещами) в ту же созданную при приходе благотворительную организацию. Множество таких вот дел найдется, наверное, если внимательно вокруг посмотреть. А Господь, как сказано, и намерение наше целует. Главное, чтобы оно у нас было, и мы по мере сил старались его воплощать в жизнь. Помощи вам Божией!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

* * *

В христианстве есть такое понятие как милосердие, милостыня. Нас учат подавать нуждающимся. Но нередко возле храмов встречаешь людей явно пьющих, не желающих работать и просто нечестных, которые придумывают грустные истории, чтобы разжалобить. Не говорю о тех, кто действительно нуждается, – всегда стараюсь помогать таким. Но как быть, когда очевидно, что человек пропьет твою милостыню в ближайшей забегаловке?

Ирина

Здравствуйте, Ирина!

Будьте в подобных ситуациях свободнее и проще. Никто вас не принуждает кому-то из подозрительных людей давать непременно милостыню в денежном выражении. Как давали старикам, инвалидам и немощным, так и продолжайте давать, сколько можете. А к остальным будьте просто терпеливы. Те оборванцы и бродяги, которые за Христом могли ходить 2000 лет назад, о чем мы читаем в Писании, вряд ли были лучше и симпатичнее нынешних бомжей.

* * *

Я не хочу подавать милостыню за дорогого мне ушедшего из жизни человека незнакомым людям. Хочу что-нибудь купить и в церковь принести. Пусть лучше служители церкви помолятся за упокой души. Можно так сделать и будет ли это считаться милостыней?

Ирина

Протоиерей Михаил Самохин

Здравствуйте, Ирина!

Пожертвование в церковь считается милостыней. Как его сделать, вы можете спросить в ближайшем храме.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

* * *

Часто вижу женщин с маленькими детьми на руках, которые ходят, к примеру, по поездам и просят милостыню. Дети у них постоянно спят, и я не раз видела программы и читала статьи о том, что эти люди специально опаивают детей, а иногда ходят даже с мертвыми детьми. Если я буду подавать таким людям, то не получится ли, что я потворствую дальнейшему издевательству над детьми? И вообще, всем ли нищим стоит давать милостыню – например, в случае, когда видишь испитое, опухшее лицо и понимаешь, что этот человек, вероятнее всего, будет пьянствовать на полученные деньги, и я таким образом поощрю его порок?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

Я полностью согласен с вами. Сам я тоже таким не подаю. А насчет женщин с младенцами (чаще всего цыганок) вообще лучше даже в полицию заявлять при возможности – тоже приходилось читать и слышать подобное.

С уважением, священник Филипп Парфенов

* * *

У меня есть возможность помогать нуждающимся. Но возникает вопрос – как совместить помощь другим и достаток собственной семьи. Например, не будет ли излишеством совершить поездку за рубеж со своими близкими или отдать ребенка в частную школу, если эти средства можно отдать нуждающимся – может, кого-то они спасут от смерти. Как правильно провести тут грань?

Мария

Здравствуйте, Мария!

Каждый решает для себя эти вопросы сам. Абстрактно их решить невозможно, поскольку легко умножить лишние предположения без достаточных оснований. Вот если конкретно вы окажетесь перед реальным выбором, здесь и сейчас, – дать денег кому-то из тяжелобольных, кого вы знаете, на срочную операцию, или помочь кому-то из срочно нуждающихся, кому никто в данный момент помочь не сможет, или истратить их на нужды семьи – тогда и решайте. Не думаю, что вы регулярно оказываетесь в подобном положении!

С уважением, священник Филипп Парфенов

* * *

Как поступить в случае, когда молодые трудоспособные люди, стоящие у храма, просят помочь едой, одеждой, при этом очевидно, что сами не работают, пьют, ведут бродяжнический образ жизни. Не навредит ли им такая помощь, не утвердит ли на том же пути?

Елизавета

Здравствуйте, Елизавета!

В Евангелии сказано: просящему у тебя дай (Мф. 5,42). Нет никакого греха помочь им необходимым. Вряд ли они смогут пропить пожертвованное им в виде одежды или продуктов.

* * *

Господь заповедовал подавать всем просящим. Но часто милостыню просят люди, которые не хотят работать, предпочитают бродячий образ жизни и поданные им деньги тратят на спиртное. Получается, что я потакаю их греху. Как быть? Понятно, что идеальный вариант – купить хлеба или другой еды. Но когда идешь по своим делам и встречаешь их внезапно – такой возможности часто нет. Несет ли ответственность дающий милостыню за то, на что она будет потрачена? Если я даю денег, догадываясь, что они пойдут на вино, будет ли на мне грех?

Юлия

Здравствуйте, Юлия!

По этому вопросу есть разные точки зрения. Священное Писание говорит нам: просящему у тебя дай (Мф. 5,42). Учение двенадцати Апостолов (Дидахе): Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял (Дидахе. 1).

Тем не менее Дидахе призывает все же к некоторой осмотрительности: Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь.

С уважением, священник Антоний Скрынников

* * *

Я занимаюсь помощью тяжелобольным детям – молитвенно, финансово, а также информативно (распространяю данные о них в социальных сетях). И хотя этих детей я лично не знаю и у меня нет стопроцентной уверенности, что тут не замешаны мошенники, но проходить равнодушно мимо считаю неправильным. Если информация о ребенке, которую я распространяю, действительно выдумана мошенниками и кто-то пожертвует этим нечестным людям, стану ли я, сама того не зная, соучастницей мошенничества? Не является ли это лжесвидетельством?

Ольга

Священник Филипп Парфенов

Здравствуйте, Ольга!

Бог судит по намерениям. Если у вас были чистые и добрые намерения, то, конечно, лжесвидетельства как такового не было. Но на ошибках следует впредь учиться, если они случались.

Одна из важных добродетелей в этом мире, которую христианство, безусловно, поддерживает, – это рассудительность. И она достигается опытом, подчас долгим, и от ошибок здесь никто не застрахован («опыт – сын ошибок трудных», по выражению нашего классика). Но то, что делаете, хорошо, что делаете. Пытайтесь то же самое делать еще лучше, не вводя в заблуждение жертвователей уже в будущем или сводя возможные риски к минимуму.

С уважением, священник Филипп Парфенов

* * *

Слышала, что Новый Завет, как и Ветхий, предписывает отдавать десятину. Так ли это? И можно ли подавать ее нуждающимся или только в храм (монастырь)?

Мария

Здравствуйте, Мария!

О десятине говорится в Ветхом Завете, но не в Новом. В древней Церкви хранился такой обычай, потом он был утерян. Сейчас выделять десятину не обязательно, но не исключено, что в какой-то форме она может в дальнейшем возродиться. Как вам распоряжаться этими средствами, смотрите сама.

Если храм, в который вы ходите, вполне обеспеченный, где регулярный поток разного народа, покупающего свечи, иконки, жертвующего на записки и требы, то в пользу такого храма можете и не выделять (а вот деревенские храмы, где нет регулярных доходов, в этом плане нуждаются как раз в подобных десятинах). Разумеется, можете делать целевые пожертвования в пользу нуждающихся, которых вы знаете.

С уважением, священник Филипп Парфенов

10.08.14 | | Источник: www.ortodox.donbass.com

«Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа», - низкий голос священника гулко смешивается с густыми клубами струящегося ладана, с еле уловимым ощущением разлитого в воздухе праздника и медленно поднимается в бездонную предрассветно-сумеречную высоту храма. Колеблющиеся огоньки заполонивших церковь свечей отражаются в витражах заиндевевших окон, в празднично-начищенном сиянии нависшего над храмом старого паникадила... Их дрожащие отблески мягко скользят по взволнованно-уставшим лицам молящихся. И в этом тихом мерцании все лица кажутся особенно родными и добрыми.

«Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа», - низкий голос священника гулко смешивается с густыми клубами струящегося ладана, с еле уловимым ощущением разлитого в воздухе праздника и медленно поднимается в бездонную предрассветно-сумеречную высоту храма. Колеблющиеся огоньки заполонивших церковь свечей отражаются в витражах заиндевевших окон, в празднично-начищенном сиянии нависшего над храмом старого паникадила... Их дрожащие отблески мягко скользят по взволнованно-уставшим лицам молящихся. И в этом тихом мерцании все лица кажутся особенно родными и добрыми.

Эти два чумазых пацаненка вынырнули из ниоткуда. У меня было ощущение, что они, как два крохотных эльфа, незаметно шастали все утро где-то по полу, между ногами молящихся, чтобы к концу службы вынырнуть на поверхность и потребовать причитающуюся им дань. Грязные и оборванные, с нагловатыми ухмылками, они стали тем противоестественным диссонансом, который в одно мгновение разрушил благоговейную гармонию молящихся.

«Теть! Теть! Дай копеечку!» - заунывно теребил женщин младший пацаненок. «Ради Христа!» - деловитым баском подсказывал ему более опытный, старший, сотоварищ. Но даже «ради Христа» и «ради праздничка» кошельки открывались туго. И в потных грязных ладошках поблескивало только несколько монеток.

«Говорил я тебе: пойдем в другую церковь - здесь плохо подают», - «старшой» был явно недоволен «уловом». Разговаривали они нарочито громко и вызывающе, ничуть не стесняясь или даже эпатируя «добреньких тетенек», у которых еще мгновение назад заискивающе выпрашивали «денежку на хлебушек». Сердито цыкнувшая на пацанят тетка, что, дескать, батюшка не благословляет просить в храме, их не очень испугала. В ответ они что-то хохотнули. Но, попререкавшись немного - для «понта», пацаны перешли на шепот. Видно, опасались, что выгонят из храма. Пошептавшись, решили, видимо, перебираться в другой храм. Еще немного потоптались у свечного ящика, но, по всей видимости, поняв, что у молящихся им больше ничего не вымолить, направились было к выходу. Как вдруг внимание одного из них привлек стоящий на столике маленький ящичек. На ящичке была какая-то надпись. Но так как с грамотой у ребят было туговато, а в храме темновато, они самовольно развернули ящик к алтарю, навстречу льющемуся от свечей свету, и опершись локтями на стол, стали громко, на весь храм, читать по складам надпись. Это «интересное» и, наверное, новое для них занятие настолько увлекло ребят, что они даже не замечали толпящихся возле них и толкавших их людей, стоящих в очереди за свечками. Наконец, они прочитали вслух: «Сотворите святую милостыню».

В храме стало тихо. Так тихо, что казалось, что служба замерла, а время остановилось. И в этой торжественной святой тишине я явственно услышала звон падающих на дно ящика монеток. Сначала одна, потом вторая... Потом пауза. Мальчишка, наверное, задумался. Воцарилась полная тишина. И вдруг ее разорвал звон ссыпающихся в ящик с маленькой грязной ладошки горстки только что выпрошенных монеток - весь крещенский «заработок».

На пацанят никто не смотрел. Но я знала, что их видели, чувствовали - ссутулившимися спинами, стрижеными затылками.

А мне показалось, что все свечи в храме погасли. И осталась только одна. Их, грязных, оборванных, невоспитанных, не умеющих толком читать, попрошаек. Как вечная, святая детская молитва крещающемуся во Иордане Спасителю.

Мария ВОЛОСЮК

www.ortodox.donbass.com