Бабки: Обожают детки, не забыли дедки. Народные игры и забавы

), прописалась в журнале не шутки ради. Народные игры помогают лучше понять далекое время и населявших его наших предков. Сегодня играем в бабки!

История возникновения этой увлекательной игры сокрыта во тьме тысячелетий. В Египте археологи при раскопках часто находят в слоях, относящихся к временам фараонов, таблички и камни с изображением богов и людей, бросающих бабки. Зафиксирована игра и в древнегреческих мифах. А на Руси в бабки стали играть еще в домонгольский период, есть сведения, что игра была популярной уже в VI-VIII веках.

Вполне вероятно, что и Рюрик азартно бросал кости в Старой Ладоге...

От игры в бабки был в восторге Александр Сергеевич Пушкин. И даже посвятил ей стихотворение - "На статую играющего в бабки". А вдохновила поэта выставка в Императорской Академии художеств в сентябре 1836 года. Увидев работу молодого скульптора Николая Пименова "Парень, играющий в бабки", Пушкин сказал: "Слава Богу, наконец, и скульптура на Руси явилась народною". И, как позже вспоминал скульптор, тут же набросал в записной книжке:

Юноша трижды шагнул,
наклонился, рукой о колено
бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился...
Прочь! Раздайся, народ любопытный,
врозь расступись; не мешай русской
удалой игре".

И в "Капитанской дочке", в шестой главе, описывая действия защитников Белогорской крепости, в страхе ожидающих пугачевского штурма, Александр Сергеевич вспомнил о любимой игре и нашел выразительную деталь: "На другой день, возвращаясь от обедни, она ("комендантша Василиса Егоровна". - Ред.) увидела Ивана Игнатьича, который вытаскивал из пушки тряпички, камушки, щепки, бабки и сор всякого рода, запиханный в нее ребятишками".

В 1870 году художник Владимир Маковский, знаток и большой любитель народных игр, написал картину "Игра в бабки", и она стала первой его картиной, тут же купленной П. М. Третьяковым для ныне всемирно известной галереи.

Ну, а в Современном Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907) разъясняется неожиданное название игры: "Бабка (phalanx рrimа) - есть первый сустав или фаланг пальца жвачных животных (быка, овцы, козы и проч.). Эта кость служит для игры "в бабки", которая распространена между детьми простонародья по всей России, как в деревнях, так и в городах".

Правила игры

Существуют десятки вариантов игры. Но все они подчинены основной задаче - сбить битком бабку, стоящую на линии кона. Бабку, тот самый по Брокгаузу-Ефрону надкопытный сустав, обычно находили среди костей после варки студня. Когда в деревнях начинался массовый забой скота, подростки запасались бабками впрок. Биток же делали из наиболее крупной бабки, которую для веса еще и заливали свинцом.

Играющие делятся на две команды, скажем, по 3-4 человека. Перед каждой командой за линией кона в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры из бабок - "забор" и "гусек".

"Забор" ставится вдоль коновой черты, "гусек" - перпендикулярно ей.

Игроки выбивают бабки с расстояния 2-3 метра.

Бабки можно выбивать и с расстояния 7-8 м, при этом выбившие половину бабок перемешаются на 2-3 м вперед.

Усложняя игру, бьют по кону из различных положений - стоя, с колена, боком. Можно разнообразить и расстановку бабок - поставить их в круг, ромбом, квадратом.

Задача каждой стороны - сбить бабки меньшим количеством битков.

Нюансы

В старину изощренные игроки различали несколько вариантов положения костей после удара. Если бабка падала выпуклой стороной вверх, то в Симбирской, Вятской, Тобольской губерниях это положение давало преимущество в игре. А вот в Тверской, Курской и Астраханской губерниях предпочтение отдавали боковой, широкой и плоской сторонам кости. Почему так сложилось - неизвестно. О вкусах, как говорится, не спорят...

СОВЕТ ИГРОКАМ

Используйте рюхи!

В современных условиях костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, выбрав для битка чурку покрупней и потяжелей (для тяжести в нее можно забить гвоздь). Многие с успехом используют и городошные рюхи.

Впрочем, и сегодня в мясном ряду любого рынка вам обязательно пойдут навстречу, стоит сказать рубщику мяса: нужны кости для игры в бабки.

Для игры нужны «бабки» (небольшие чурки) -по 10 штук на команду играющих - и один биток - самая крупная и тяжелая «бабка».

Играющие делятся на две команды по 3-4 человека в каждой и выстраиваются на одной линии. В 3 м от этой линии чертят другую линию кона, за которой в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры из 10 «бабок». Каждая команда старается сбить поставленные «бабки» меньшим количеством битков.

По жребию одна из команд начинает первой. Игроки этой команды по очереди, установленной капитаном, бросают битком в «бабки». Затем бьет другая команда, после чего снова первая и т. д. Побеждает команда, сделавшая меньше бросков битком для того, чтобы сбить установленные из «бабок» фигуры.

Правила игры

1. В игре последовательно сбивают две фигуры: «забор» и «гусек» (см. рисунок). Когда сбивают фигуру «забор», то можно начинать это делать с любого конца, последовательно сбивая «бабки» этой фигуры, но не более двух «бабок» одним броском битка. Сбивать фигуру «гусёк» можно, начиная с последнего ряда «бабок».

2. Если броском битка 1 и 2 «бабки» выбиты не подряд, или сбито более 2 «бабок», или какие-либо «бабки» сдвинуты с места, но не сбиты, то вся фигура из 10 «бабок» ставится вновь.

3. Сбитые «бабки» убирают с площадки.

4. Игрок, переступивший за черту метания до прикосновения битка к земле, теряет право на бросок, а все сбитые «бабки» этой фигуры ставятся на место.

По материалам книги Н. Гуреева "Активный отдых" (М., "Советский спорт", 1991)

Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать свой живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

Русские народные игры и их правила

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков.

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников - подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Горячее место

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

Я монах в синих штанах, пришел за краской. - За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

Есть такая! - Сколько стоит? - Пять рублей

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

Гуси-лебеди, домой!

Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

А чего волкам надо?

Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

Удар по веревке

Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой - остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего - постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой - дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия.

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы - современные взрослые, в своем детстве. Это "Колечко", "Море волнуется", "Вышибалы", "Классики", "Резиночка" и другие.


Знаете, откуда пошло выражение подбивать бабки? Сейчас расскажу...
Практически на любой деревенской пахоте встречаются кости крупного рогатого скота, и это не удивительно. Но иногда ничем не примечательная кость порождает четкий металлический сигнал поискового прибора, чего от нее совершенно не ожидаешь. Скорее всего, это означает, что под катушкой детектора - так называемая «бабка», вернее, начиненный свинцом биток для старинной игры, корни которой уходят аж в Древний Египет.

Игра в бабки похожа на игру в городки: играющие выставляют бабки «на кон» - по отдельности или в различных комбинациях, и по очереди сбивают их битком с определенного расстояния. Существует много разновидностей и вариантов правил игры в бабки. В России для игры традиционно использовались коровьи кости, а для получения битка в них забивали гвоздь или заливали свинцом.

Игра в бабки в деревне, 1890.

Вот один из вариантов игры, согласно книге И. Панкеева «Русские праздники и игры» (1999):
КОН ЗА КОН
Игроки ставят на ровном месте по гнезду на битку. Потом определяют условное расстояние - коны. Кому прежде бить и кому после, о том мечут жребий. Для этого игроки бросают вверх бабки с особенными уловками - выстилкою. Если бабка, упавшая на землю, ляжет на правый бок - то это будет плоцка - старшая по игре; если ляжет на спину, то будет жог - вторая по игре; если ляжет бабка на левый бок, то это будет ничка, моложе всех. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда они все пробьют, тогда каждый переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его битка; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянии своих биток.

Интересно, что в этой же книге упоминаются такие варианты игры, как «Об стенку (пристенок)» и «Кудачок (трясучка)». Я хорошо помню эти игры, только в школьные годы вместо костей мы играли монетами - полноценной советской мелочью. Это были очень азартные денежные игры, которые велись втайне от учителей и родителей. Кроме «пристенка» и «трясучки» была еще одна подобная игра - «монголка» (когда столбик монет перекидывали с ладошки на тыльную сторону кисти, иногда «на кулачок» и «с перехватом»), но вряд ли она имеет какое-то отношение к игре в бабки.

Группа крестьянских мальчиков. Игра в бабки. Фотограф В. Каррик. 1860-е гг.

Игра в бабки в старые времена была настолько популярна, что ее изображали на своих полотнах живописцы. Известно также стихотворение А.С. Пушкина «На статую играющего в бабки»:
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

В.Е. Маковский "Игра в бабки" (1870) .

Наверное, в наше время маловероятно встретить в деревне играющих в бабки. По крайней мере, я никогда таковых не встречал, и ничего об этом не слышал. Но на просторах ЖЖ один человек вспоминает , как играл в эту игру несколько десятков лет назад, и даже не в деревне, а в городе. Правда, в качестве битков использовались не залитые свинцом кости, а « плитки» - «металлические фиговины … от банальных кусков арматуры до полированных вручную плоских «чибышей».

А.И. Корзухин "Игра в бабки" (2-я пол. XIX века).

Хотя игра в бабки практически исчезла как народное развлечение, память о ней осталась в русских словарях. Выражения «подбивать бабки» и «сшибать бабки» произошли вовсе не от жаргонного «бабки-деньги», а восходят к описываемой игре. Происхождение же слова «бабки» в смысле «деньги» туманно: одни производят его от женщин (бабок) на крупных имперских ассигнациях:), другие - от старинного названия способа укладки снопов. Получается, в выражениях «подбивать бабки» и «сшибать бабки» просто удачно сошлись две разные этимологические линии.

Оригинал взят у metalchemist в Бабки

Знаете, откуда пошло выражение "подбивать бабки"? Сейчас расскажу...

Недавно была найдена кость в которую был залит свинец. Долго стоял думал, зачем это сделали, и вспомнил, что видел в кино похожее. Точно, это кость для игры "БАБКИ". Теперь вот жалею, что выкинул находку, возможно, что она имеет историческую ценность. Ведь найдена была в степи, где жили воины Золотой Орды.

БАБКИ, старинная русская национальная игра спортивного характера типа игры в городки, только вместо "рюх" или городков, а также вместо бит в этой игре фигурируют кости домашних животных (сустав от голени до пяты). Каждый игрок выставляет в очерченный на земле кон определенное количество бабок. Затем участники по очереди стараются выбить из кона специальной битой, т. е. такой же костью, только специально обработанной или утяжеленной свинцом, как можно больше бабок, которые и становятся добычей удачливого игрока. По Далю эта специальная бабка-бита называлась панок, битка, биток, бабка боевая; литок, свинчатка, если она налита свинцом, гвоздырь, если в нее, для веса, забит гвоздь. Игра считалась детской, однако в ней охотно принимали участие и взрослые. Бабками обменивались, их покупали и продавали. Особо ценились бабки, с помощью которых было добыто наибольшее количество очков.

Нельзя сказать, в каком регионе игра появилась впервые, потому что в разных вариациях ее описание можно встретить у любого народа. Если, например, у русских она называлась «бабки» или «битки», то у казахов «хан» или «асыки», у узбеков «ашики», у других восточных народов «альчики» или «маслы».

Асыки - очень распространенная национальная казахская игра, правила которой передаются из поколение в поколение. Когда степь расцветала и покрывалась сочным зеленым ковром, не только дети, но и взрослые выходили на прогретую весенним солнцем землю и начинали свои состязания. У каждого умудренного опытом игрока должен быть свой мешок с асыками или альчиками - это коленная кость в суставе у баранов и овец. Ее специально вываривали и красили хной, чернилами или красками. Среди всего набора асыков обязательно должен был присутствовать большой альчик, называемый «сака» - козырная кость. Он и выполнял в игре роль «хана» или самого главного трофея, если участник сумеет с помощью своей ловкости его выиграть. Иногда в такую кость заливали свинец для большей устойчивости и пробивной силы. А раньше ханским и султанским детям «сака» заливали даже золотом. Простые асыки красились в разные цвета, и в зависимости от размера и цвета они имели свои имена и разную цену, например, самые дешевые - маленькие «простушки» никогда не красили, был и «асык-биток»

Это была спортивная игра, в которой развивался глазомер, вырабатывалась ловкость и находчивость, сила, выносливость и даже смелость. Асыки ставились в ряд. Суть игры заключалась в том, чтобы ловко бросить с расстояния трех и более метров четыре асыка - они должны встать в нужную позицию или выбить маленькие кости, стоявшие на кону, из круга. Позиций существовало несколько: чик, бук, таган, алче и другие. И если, например, асык вставал на таган, то игрок выигрывал, и т.д., комбинации были разные. Например, три тагана и одно алче. Игроки могли бросать с руки, из пиалушки, либо по очереди.

В игре «Хан» были несколько иные правила: играющий подбрасывал один асык, и пока тот летел, участник должен был подхватить несколько асыков из круга, не задевая остальные, тогда выигрыш он забирал себе. Если при этом игрок все же задевал 2-3 асыка, то ровно столько же своих асыков он должен был поставить в круг, а игра переходила к другому участнику. Игра длилась до тех пор, пока в кругу не заканчивались асыки. «Хана» забирают в последнюю очередь.

Игра требует особой сноровки, потому что брать из круга кости, не задевая остальные очень трудно. Победителем считался игрок, который выигрывал большее количество асыков.