Что значит по канону. Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах. Что такое канон в фанфиках

В православной богослужебной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. Сегодня мы хотим познакомить вас, дорогие друзья, с КАНОНАМИ и АКАФИСТАМИ.

Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам.
Построение Акафиста
Композиционное и метрическое построение Акафиста очень своеобразно; во всей византийской литературе, за исключением последующих подражаний, не сохранилось ни одного подобного произведения. Самую близкую жанровую структуру имел древний кондак, оригинальной в композиционном и метрическом плане разновидностью которого можно считать Акафист. Акафисту предпослан зачин — так называемый проимий (греч. проимион — вступление) или кукулий (греч. кукулион — капюшон, то есть накрывающий строфы). Вслед за ним идут, чередуясь, 12 больших и 12 малых строф, всего 24, в форме алфавитного акростиха. Строфы в греческой традиции называются икосами. Они делятся на короткие (в славянской традиции они именуются кондаками), которые заканчиваются рефреном Аллилуия, и длинные, содержащие по 12 херетизмов (приветствий, начинающихся с греч. хере — радуйся), обращенных к Божией Матери и в традициях риторической поэтики представляющих Ее пространное метафорическое описание. За 12-м херетизмом следует рефрен — «Радуйся, Невесто Неневестная», встречающийся также в кондаке на Благовещение преподобного Романа Сладкопевца (+ ок. 556).

Все икосы имеют одинаковый ритмический рисунок, основанный на изосиллабизме и чередовании ударных и безударных слогов. Метрическая структура Акафиста сложна: херетизмы в икосах объединены по шесть пар, причем в каждой паре одна строка зеркально отражает другую: при строжайшей изосиллабии они связаны регулярной парной рифмой, то есть каждое слово в одной строке зарифмовано с соответствующим ему в другой. В редких случаях рифма может отсутствовать. Первая пара херетизмов представляет собой 10-сложники, вторая — 13-сложники, третья — 16-сложники, четвертая — 14-сложники, пятая и шестая — 11-сложники. Помимо ритмической соотнесенности большинства херетизмов, синтаксический и семантический рисунок Акафиста характеризует регулярное применение принципа ветхозаветной поэтики parallelismus membrorum — антитезы логической и семантической (Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение), параллелизма (Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных) или синонимии (Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози). В большинстве строк Акафиста использована парономасия (игра слов), которая утрачивается в переводе.

Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (1-й — 12-й икосы), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (13-й — 24-й икосы). Проимий Акафиста Взбранной Воеводе победительная не связан с содержанием гимна, имеет иную метрическую структуру и является позднейшим добавлением к тексту Акафиста. Его соотносят с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена. Проимий представляет собой победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица избавленного от ужасов нашествия иноплеменников Ее города, то есть Константинополя (в церковнославянском переводе Город Твой заменено на раби Твои), и исполненную вместе с Акафистом 7 августа 626 года (синаксарь Триоди Постной на субботу 5-й седмицы).

Канон — это жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других.

Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и нескольких тропарей (как правило, от двух до шести; в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского — до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста).

Число песен канона может быть 2, 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двухпесенный — тоже единственный (в Великий Вторник). Восьмипесенные (каковых большинство) — это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1: 46-55) и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресные и праздничные дни на утрене после песен поются катавасии.

Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

***********************************************************************************

Сейчас, в последние дни Великого поста, в дни, когда особо воспоминаются страдания и крестная смерть Христа Спасителя, один из самых популярных Канонов — это Канон «Плач Богородицы » .

Плач Пресвятой Богородицы

Этот канон составлен в X веке нашей эры святым Симеоном Метафрастом (Логофетом). Читаются из него стихи после Страстной Пятницы, когда Господь уже умер на Кресте. Чтение происходит в пятницу, во время Службы.

Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

Молитвы Канона «Плач Пресвятой Богородицы» наполнены скорбью, печалью Девы Марии и учеников Иисуса. В отчаянии Богородица обретает утешение по молитве к Господу. Иисус Христос выражает трогательную заботливость о Ней. В нескольких словах Сына Пресвятая Дева находит утоление скорби.

Следует помнить всегда, что любой наш плохой поступок — это рана Пресвятой Богородице и Иисусу Христу.

  • Это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало "камыш, тростник", оно имело значения "отвес", "линейка для графления", "правило, норма", "мера, образец", а во множественном числе означало "таблицы"
  • Это слово на древнегреческом означало прямую палку, а в значении "правила, положения" оно встречается в области эстетических наук, искусства, логики, грамматики
  • Канун (перс. ганун) струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладется на колени. Распространен на Ближнем и Среднем Востоке. (этнографическое)
  • Это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало "камыш, тростник", оно имело значения "отвес», "линейка для графления», "правило, норма», «мера, образец», а во множественном числе означало «таблицы»
  • Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    канон

    м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая или поемая на заутренях и вечернях.

    Типографское печатальные буквы, набор.

    Иногда говорится вместо канун. Канонный, к канону относящ. Канонник м. книга с церковными песнями, канонами. Канонщик, -щица, начетчик, грамотей раскольничий, читающий по домам каноны и псалтырь. Каноник, римско- католичический соборный священник. Канонища, римско- католическая монахиня. Канонист м. сведущий в церковном праве и бытописании. Канонический, относящ. к церковным правилам. Каноничество ср. звание или почет каноника. Канонизировать кого, признать святым, по римско-католической церкви. Каноназация ж. действие это.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    канон

    канона, м. (греч. kanon).

      Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной церковной инстанцией (церк.).

      совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (искус.). Романтики были разрушителями классического канона.

      Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве т. наз. священного писания (церк.). Библейский канон. Новозаветный канон.

      перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-н. писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (нов. лит.). Пушкинский канон.

      Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк.). Пасхальный канон.

      Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (имитация в 3 знач.; муз.).

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    канон

      Правило, непреложное положение какого-н. направления учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма.

      Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны,

      Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.). Пасхальный к.

      прил. канонический, -ая, -ое.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    канон

      1. Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п.

        То, что твердо установлено, принято за образец.

        То, что является традиционной общепринятой нормой, обычаем, правилом.

    1. Установленное и узаконенное церковью правило, догмат, обряд и т.п.

      Церковное песнопение в честь святого, праздника и т.п.

      Точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами (форма многоголосной музыки).

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    канон

    КАНОН в изобразительном искусстве система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом.

    канон

    форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга).

    канон

    жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ("Великий канон" Андрея Китского).

    канон

    КАНОН (канун) струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении.

    канон

    КАНОН (от греч. kanon - норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер:

      библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными", применяемых в богослужении в качестве "Священного писания". Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений;

      церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон;

      (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.

    Канон (телеканал)

    «КАНОН » - первая независимая частная телекомпания Сызрани.. Начал вещание в 1 мая 1991 года. Сетевым партнёром с 16 сентября 2012 года является телеканал Ю.

    Канон (песнопение)

    Кано́н (- правило, норма ), в православном богослужении - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвящённое, например, прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, воскресной полунощницы, отпевания, панихиды, соборования и некоторых других. Также канон читается на молебнах, по усопшим, за болящих и в келейной молитве.

    Полный канон состоит из девяти частей, или песней, однако все 9 песней используются редко.

    Канон (искусство)

    Канон (в переводе с греч. - Правило ) - нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задаёт совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.

    Кроме того, каноном называют произведение, служащее нормативным образцом. Каноны, связанные с религиозными предписаниями, доминировали в искусстве Древнего Египта и средних веков. Творческие люди Античности и эпохи Возрождения пытались найти идеальные пропорции человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения фигуры человека.

    В начале XX века в изобразительном искусстве и в музыке происходит решительный разрыв норм, укоренившихся в течение нескольких веков.

    По определению профессора А. Ф. Лосева, канон - это количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь выразителем определённых социально-исторических показателей, интерпретируется как принцип создания известного множества произведений.

    Канон (буддизм)

    • Палийский канон - собрание буддийских текстов на языке па́ли. Известен также как Типитака. На них основывается учение Тхеравады.
    • Китайский канон - китайский буддийский Канон имеет несколько названий, наиболее употребляемые из них это; "Саньцзан" . Китайская Трипитака начала складываться во II в. н.э.
    • Тибетский канон - многотомный свод буддийских сочинений (Ганджур, тиб. བཀའ་འགྱུར, Вайли bKa"-"gyur), к которому прилагается свод комментариев (Данджур, тиб. བསྟན་འགྱུར, Вайли bsTan-’gyur).

    Канон

    Кано́н традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu , «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.

    Слово канон имеет многочисленные значения:

    • Набор норм и правил:
      • Канон - совокупность норм и правил в искусстве.
      • Канон - совокупность основополагающих законов, норм и методов в научных знаниях.
      • Часть названия сочинения, посвященного нормам и правилам в некоторой области :
        • Канон врачебной науки - сочинение Авиценны о медицине.
        • Канон Поликлета - несохранившееся сочинение древнегреческого скульптора Поликлета, излагающее его учение о канонических пропорциях человеческого тела в статуях.
    • Религия:
      • Христианство:
        • Церковный канон - правило или свод правил.
        • Библейский канон - признанный состав Библии, то есть те священные книги Ветхого и Нового Завета, которые признаются Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками в вопросах веры и нравственности.
        • Евхаристический канон , или ана́фора - центральная часть литургии.
        • В Православии слово канон имеет еще и следующие значения :
          • Великим постом.
          • Канон - список священнослужителей и церковнослужителей определенной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список, именовались кано́никами . Согласно «Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона», такое название этих лиц употреблялось в древней греческой церкви.
      • Другие религии:
        • Канон - буддийский канон.
        • Канон - джайнистский канон.
    • Музыка:
      • Канон - то же, что монохорд, устройство для измерения и построения музыкальных интервалов.
      • Канон - музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.
      • Канон - восточный щипковый струнный инструмент, родственный гуслям
    • Другие значения:
      • Канон - общность оригинальных трудов, признаваемых аутентичными для некой вымышленной вселенной, в отличие от фанфиков, додзинси , ремейков, экранизаций и т. д.
      • Канон во вселенной «Звёздных Войн» - информационная продукция по этой теме, одобренная Джорджем Лукасом
      • Канон, Вильфрид (род. 1993) - ивуарийский футболист, центральный защитник нидерландского клуба АДО Ден Хааг и сборной Кот-д’Ивуара.

    Канон (культура)

    Культурный канон - совокупность важнейших проявлений какой-либо культуры, считающихся основополагающими, фундаментальными для данной культуры.

    Понятие культурного канона довольно часто употребляется по отношению к литературе. Примерами литературного канона могут служить издававшаяся в советское время « Библиотека всемирной литературы » или список литературы, обязательной для изучения в школе.

    В Дании официально утверждён датский культурный канон, включающий 108 произведений искусства.

    Канон (нарратив)

    В массовой культуре канон - материалы, признаваемые «официальными» и «верными» в вымышленной вселенной, «исходная работа, из которой заимствует автор фанфика ». Соответственно, «канонический» - это тот, который соответствует «канону», «верный» и не подлежащий сомнению. Фанфики не признаются каноническими, в то время как события из «официальных» источников - признаются. В некоторых вселенных, особенно фэнтези , канон может называться «мифологией».

    Примеры употребления слова канон в литературе.

    Однако я нашел там два или три стихотворения, судя по их языку, сравнительно старых и, по-видимому, действительно вдохновленных богом, которые Август, чье слово было законом для жрецов Аполлона, не включил в канон из-за их вполне ясного и устрашающего смысла.

    Троицкий старец Курачов писал, что слышал от Артемия неприличные речи об Иисусове каноне и акафисте богородичном.

    И Палата Пэров, и Тайный Совет -- пережившие свое время многолюдные говорильни, согласно канонам тысячелетней давности имевшие право дилетантски вмешиваться буквально во все, топить любую новую идею в бесконечных дискуссиях, забалтывать проекты, которых попросту не понимали, приводя специалистов в тихое бешенство.

    Кроме того, начавшийся процесс распространения марксизма вширь не мог не сопровождаться изменением его отдельных положений, их упрощением, а подчас и догматизацией, превращением в некий абсолютный канон .

    Я художник, посвятивший много лет изучению канонов древности, - он повел рукой к стенам храмов, на которых застыли, будто в истоме зноя, чудесные скульптуры.

    Так Рембрандт, застроив дальние планы таинственной и величественной архитектурой и затенив их так, что мы не видим замыкающихся стен, выводит интерьер из привычных в живописи канонов , в то же время заражая зрителя поэзией грандиозности пространства, свойственной многим из его поздних произведений.

    Вопрос этот слишком обширный и сложный, чтобы излагать его хотя бы вкратце, замечу лишь вскользь, что судьба стран, принявших византийский канон -- Россия, Болгария, Греция, Сербия, -- форменным образом выламывается из европейской истории, отличаясь ненормально большим количеством невзгод.

    В спокойной, выдержанной манере он изложил преимущества гениальной политики изоляционизма, разработанной лично товарищем Каноне .

    Федор Кнорре пишет для детей книги-сказки, но сказки эти нарушают общепринятые каноны , по которым персонажи четко делятся на добрых и злых, в которых добро обязательно торжествует над злом.

    Формальное напряжение через ускорение достигается здесь укорачиванием кусков не только согласно формуле кратности основной схемы, но и в нарушение этого канона .

    Трудность подобного вычленения заключается прежде всего и в том, что образ возлюбленной у Маньи гораздо более условен, нежели у Луизы Лабе, и не выходит за рамки неопетраркистского канона .

    Увидев это, Леандр отправился к иезуитам и потребовал разрешения на любую церковь по любому канону , потому что самым главным для него было строить, а все остальное казалось не столь уж важным.

    Таким образом будет устранено и второе лжеучение в разборе его оснований с точки зрения здравого понимания канона .

    Так же и третье лжеучение, основывающееся на словах канона и утверждающее, что чары ведьм - лишь плод фантазии, отрицается действительным толкованием слов того же канона .

    Что эти лжеучения еретичны и противоречат здравому смыслу канона , будет доказано на основании божественного церковного и гражданского прав,- это вообще, а в частности - из толкования слов канона .

    Канон

    Кано́н (греч. κανών ) - неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu , «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.

    Слово канон имеет многочисленные значения:

    См. также

    • Kanon - романтический визуальный роман японской компании Visual Art’s/Key, а также аниме, манга и ранобэ, созданные на его основе.
    • Canon - японская компания, известный производитель оптики и офисной техники.
    • Канон (телеканал) - телеканал в г. Сызрань.

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Канон" в других словарях:

      Художественный (греч. kanon норма, правило) в эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в к. л. исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные… … Философская энциклопедия

      - (греч. kanon правило). 1) установления апостолов, вселенских соборов и поместных, относящиеся к вере и церковным обрядам. 2) церковная песнь в похвалу праздника или святого. 3) шрифт употребляемый ныне только в заглавиях книги. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

      - (греч. kanon норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой либо исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные структурные… … Энциклопедия культурологии

      Канон - (от греческого kanon норма, правило), свод положений, имеющих обязательный характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными и применяемых в богослужении в качестве Священного Писания; 2) церковный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      КАНОН, канона, муж. (греч. kanon). 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п.), утвержденное какой нибудь верховной церковной инстанцией (церк.). 2. Совокупность художественных … Толковый словарь Ушакова

      - (от греч. kanon норма правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными, применяемых в богослужении в качестве Священного писания. Канон православной …

      Церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая на заутренях и вечернях (Даль) См … Словарь синонимов

      - (от греч. kanon норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон… … Политология. Словарь.

      - (греч. kanon правило, мерило), в изобразительном искусстве совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения;… … Художественная энциклопедия

      - (греч. kanwn, буквально прямой шест всякая мера,определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). I. В древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этимсловом называли свод основных положений или правил по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      Жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1 я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4 6) тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. (Великий канон Андрея Китского) … Большой Энциклопедический словарь

    Книги

    • Канон врачебной науки (комплект из 10 книг) , Абу Али ибн Сино (Авиценна). Канон врачебной науки " - наиболее знаменитая книга в истории медицины. Это целая медицинская энциклопедия, рассматривающая с большой полнотой, в пределах знаний своего времени, все, что…

    Глубокая, узкая речная долина с высокими и очень крутыми склонами. Крупнейший каньон в Северной Америке – Большой Каньон в шт. Колорадо. Он также является самым большим по протяженности в мире. Слово «каньон» испанского происхождения, означает «труба, ущелье».

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    КАНОН

    греч. kanon – правило, норма, мерило; буквально – прямая палка, служившая для опоры, для проведения прямой линии, измерения и взвешивания) 1. Нормативная художественная система, свод положений, имеющих догматический характер, – окончательно сформировался в период иконоборчества (728 – 842). Патриарх Никифор (? – 829) рассматривал каноничность, ставшую с IX в. определяющей характеристикой восточнохристианского искусства, как важнейший культуросозидательный принцип. В основе византийского канона лежали такие категории образного мышления, как свет, символ и слово. Бог – это свет, слово и красота. Свет, все ослепляющий, пронизывающий и оживляющий, является основным признаком бытийности, тварности. Это путь познания, прозрения и озарения. Свет, организующий пространство в храме, олицетворяет движение истории, цикличность времени и преломляется в цветовой символике. В каноне получила закрепление категория символа, которая разрабатывалась в христианском изобразительном искусстве со II в. н.э. Свет символизирует божественный разум, слово – Бога и истину. Разнообразна символика, связанная с земной жизнью Иисуса Христа (см. церковная символика). Категория слова воплощает божественный разум и является символом Иисуса Христа, несущего слово. Оно помогает подвигу веры, подготавливает ее, осуществляя связь между человеком и Богом. Канон регламентировал расположение сюжетов, призванных раскрыть основные принципы богослужебного обряда, и иконографические типы изображения Христа, Богоматери, православных святых, праздников и др. 2. Жанр ранневизантийской литературы, окончательно сложившийся к VIII в. В нем было девять песен, но в богослужении использовалось лишь восемь: вторая песня входила в великопостный канон. Каждая песня состояла из ирмоса (своеобразного зачина) и нескольких тропарей и посвящалась конкретному библейскому событию (первая песнь – переход под руководством Моисея через Чермное море [рукав Красного моря на востоке полуострова Синай]; вторая песнь – проповедь Моисея в пустыне; третья – благодарение Анны, матери пророка и судьи Самуила; четвертая – пророчество Аввакума, восьмого из двенадцати малых пророков, и т.д.), которое истолковывалось иносказательно с заметной долей назидания. В VIII в. канон вытеснил кондак.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Церко́вные кано́ны – 1) основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан); 2) свод таких правил.

    В широком смысле эпитет «канонический» в церковной лексике означает «законный, признанный» (например, канонические книги ).

    Кто автор церковных канонов?

    * * *

    Протопресвитер этими словами начинал свой курс канонического права: «Господа студенты! Мне поручено читать вам предмет, который обычно называют “каноническое право”, хотя я вам сразу должен сказать, что такое название является недоразумением, потому что самому праву в Церкви места нет. Право проникло в только тогда, когда оскудела любовь».

    Краткий свод канонических определений Вселенских Соборов

    I Вселенский собор в Никее в 325 году оставил нам 20 правил:

    Правило первое запрещает принимать в клир лиц, которые сами себя оскопили;

    Правило второе запрещает производить в священные степени новообращенных;

    Правило третье запрещает священнослужителям иметь у себя в доме женщину, которая не является близкой родственницей;

    Правило четвертое гласит, что епископы должны избираться епископами данной области и утверждаться митрополитом;

    Правило пятое запрещает епископу принимать в общение лиц, отлученных другим епископом и повелевает дважды в год созывать соборы епископов;

    Правило шестое подтверждает высшую власть некоторых епископов над другими епископами и запрещает поставлять епископа без соизволения митрополита и общего избрания;

    Правило седьмое возвышает иерусалимского епископа на степень митрополита;

    Правило восьмое законополагает о присоединении к Церкви еретиков и запрещает быть двум епископам в одном городе;

    Правило девятое запрещает допускать к священнослужению лиц порочных;

    Правило десятое заповедует извергать из священного чина падших;

    Правило одиннадцатое говорит о способе покаяния отступивших от веры;

    Правило двенадцатое говорит также об образе покаяния другого вида падших;

    Правило тринадцатое повелевает напутствовать Св. Тайнами каждого умирающего;

    Правило четырнадцатое устанавливает образ покаяния для отпадших от веры оглашенных;

    Правило пятнадцатое воспрещает епископам и клирикам самовольно переходитьиз града во град;

    Правило шестнадцатое предписывает не принимать в общение клириков, которые самовольно удаляются от собственной церкви;

    Правило семнадцатое воспрещает клирикам заниматься ростовщичеством;

    Правило восемнадцатое воспрещает дьяконам преподавать св. Дары пресвитерам, причащаться прежде епископов и сидеть между пресвитерами;

    Правило девятнадцатое говорит о «павлианах», что они, в случае их обращения, должны быть вновь крестимы, а клирики перерукополагаемы;

    Правило двадцатое запрещает преклонять колена в день воскресный и во дни Пятидесятницы.

    II Вселенский собор в Константинополе в 381 году оставил после себя всего семь правил:

    Правило первое подтверждает Символ Веры, составленный на I Вселенском соборе и анафематствует всякую ересь;

    Правило второе запрещает епископам простирать свою власть «за пределами своей области», вмешиваться в дела чужой епархии и устанавливает 5 церковных округов на Востоке;

    Правило третье дает Константинопольскому епископу «преимущество чести по Римском епископе»;

    Правило четвертое осуждает Максима Киника и «произведенное им бесчиние»;

    Правило пятое принимает «исповедающих Едино Божество Отца и Сына и Святого Духа»;

    Правило шестое повелевает «не без исследования» принимать обвинения на правителей Церкви;

    Правило седьмое указывает на правила принятия кающихся еретиков.

    III Вселенский собор, состоявшийся в Ефесе в 431 году, оставил восемь правил:

    Правила – первое, второе, третье, четвертое, пятое и шестое – все касаются отлучения от Церкви еретика Нестория и его сторонников;

    Правило седьмое запрещает слагать какой-либо новый Символ Веры;

    Правило восьмое запрещает епископам «простирать свою власть на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его» и освобождает кипрских епископов от зависимости Антиохийского патриарха.

    IV Вселенский собор, созванный в Халкидоне в 451 году, оставил после себя 30 правил. Из этих правил:

    Правило первое подтверждает необходимость соблюдать все, что было постановлено на прежних соборах;

    Правило второе карает низвержением симонию, или поставление в церковные степени за деньги;

    Правило третье воспрещает епископам, клирикам и монашествующим «ради гнусного прибытка» заниматься «мирскими делами»;

    Правило четвертое запрещает монахам бесчинное жительство;

    Правило пятое подтверждает запрет епископам или клирикам «преходить из града во град»;

    Правило шестое запрещает рукополагать клириков без определенного назначения;

    Правило седьмое запрещает клирикам и монахам, под угрозой анафемы, «вступать в воинскую службу или в мирской чин»;

    Правило восьмое повелевает клирикам пребывать «под властью епископов каждого града»;

    Правило девятое запрещает клирикам судиться в светских судилищах;

    Правило десятое воспрещает клирику числиться одновременно в двух церквах;

    Правило одиннадцатое говорит о грамотах, выдаваемых убогим;

    Правило двенадцатое запрещает епископам в церковных делах обращаться к гражданским властям;

    Правило тринадцатое запрещает служить клирикам в чужой епархии без представительной грамоты своего епископа;

    Правило четырнадцатое запрещает чтецам и певцам вступать в брак с иноверными женами;

    Правило пятнадцатое говорит о поставлении дьяконисс;

    Правило шестнадцатое запрещает монашествующим и девам вступать в брак;

    Правило семнадцатое определяет точные границы епархий;

    Правило восемнадцатое воспрещает «составлять скопища» и «строить ковы» епископам и своим сопричетникам;

    Правило девятнадцатое повторяет правило о двукратном созыве в год Собора епископов;

    Правило двадцатое повторяет запрещение клирикам переходить в другую церковь;

    Правило двадцать первое повелевает не принимать доноса на епископов «просто и без исследования»;

    Правило двадцать второе запрещает клирикам «расхищать вещи» епископа по его смерти; запрещает клирикам и монашествующим без всякого поручения от своего епископа приходить в Константинополь и жить в нем;

    Правило двадцать четвертое запрещает обращать монастыри в мирские жилища;

    Правило двадцать пятое запрещает оставлять кафедры епископов незамещенными больше трех месяцев;

    Правило двадцать шестое повелевает епископам управлять церковным имуществом с помощью икономов;

    Правило двадцать седьмое запрещает похищать жен для супружества;

    Правило двадцать восьмое определяет круг судебной и административной деятельности Константинопольского патриарха и уравнивает его с папой Римским;

    Правило двадцать девятое запрещает низводить епископа на пресвитерскую степень;

    Правило тридцатое говорит о египетских епископах.

    V Вселенский собор в Константинополе в 553 году и VI Вселенский собор в Константинополе в 680 году не оставили после себя правил, но, вместо этого, в 691 году был созван собор так наз. «Трулльский», именуемый иногда поэтому «Пято-Шестым», на котором было возмещено это опущение и составлено целых 102 правила. Из правил этого собора особенно важны:

    36-е правило, которое повторяет о равноправии константинопольской и римской патриарших кафедр и указывает вообще иерархический порядок патриарших кафедр;

    8-е правило, которое повелевает митрополиту ежегодно созывать собор епископов;

    12-е, 13-е и 48-е правила решают вопросы о браке священнослужителей;

    33-е правило осуждает обычай Армянской страны принимать в состав клира только лиц, происходящих из священнического рода;

    64-е и 70-е правила запрещают мирянину и жене поучать всенародно в храме во время богослужения;

    80-е правило грозит отлучением тому, кто в течение трех воскресных дней не придет в храм на богослужение;

    54-е правило запрещает вступление в брак в близком родстве;

    53-е правило узаконяет духовное родство восприемников с воспринимаемыми и запрещает им вступление в брак;

    72-е правило запрещает смешанные браки с еретиками;

    73-е правило повелевает воздавать честь животворящему Кресту Господню и запрещает начертывать изображение его на земле, дабы оно не попиралось ногами;

    75-е правило требует благочинного пения в храмах;

    74-е и 76-е правила запрещают в храмах и «внутри священных оград» устраивать трапезы, корчемницы или «купли производить»;

    77-е правило запрещает не только священнослужителям и инокам, но и «всякому христианину мирянину» мыться в бане вместе с женщинами;

    83-е правило запрещает преподавать Евхаристию телам умерших;

    86-е правило повелевает отлучать от Церкви тех, кто содержит блудниц;

    90-е правило повторяет запрещение преклонять колена в дни воскресные, «ради чести Воскресения Христова»;

    91-е правило повелевает отлучать от Церкви вытравляющих плод во чреве;

    100-е правило подвергает отлучению распространяющих порнографию;

    102-е правило говорит о епитимиях кающихся.

    VII Вселенский собор в Никее в 787 году издал двадцать два правила, из которых наиболее важные:

    3-е правило, запрещающее избрание во священные степени мирскими начальниками;

    4-е и 5-е правила, запрещающее симонию;

    6-е правило повторяет требование о созыве ежегодных соборов епископов и запрещает мздоимство;

    10-е правило повторяет запрещение клирикам оставлять свои приходы и занимать мирские должности;

    11-е правило повторяет требование иметь иконома в каждой церкви и по монастырям;

    12-е правило повелевает епископу и игумену иметь попечение о всех церковных вещах и ими распоряжаться, но не присваивать чего-либо самому себе в собственность, под страхом изгнания;

    15-е, 16-е, 18-е и 22-е правила запрещают священнослужителям и монашествующим своекорыстие, роскошь и близкое общение с лицами женского пола;

    20-е правило запрещает устройство «двойных монастырей», где бы женщины жили вместе с мужчинами, и близкое сообщение монахов с монахинями;

    21-е правило запрещает монаху или монахине оставлять свой монастырь и отходить в другой без воли игумена.