Правила кадрирования портретов. Photoshop. Как правильно кадрировать изображение

Одно из важных отличий фотографа от художника в том, что художник включает в картину то, что хочет там видеть, а фотограф стремится исключить из кадра всё, что он там увидеть не хочет. Поэтому кадрирование редко бывает лишним. Тем более при съёмке портретов. Мы очень, даже те, кто не художники, очень чувствительны к изображению человека (да и вообще животных). Практически в любом кадре где есть человек, он будет рассмотрен в первую очередь. Во вторую очередь люди обратят внимание на зверушек, а уж потом на всё остальное. В человеке мы в первую очередь смотрим на глаза, на эмоциональную мимику, выражение лица. Потом взгляд какое-то время блуждает в треугольнике, образованном лицом и запястьями. Потом мы замечаем обшую позу. Если снято несколько человек, то мы ещё и посмотрим на выражения отношений между ними.

В зависимости от того, как мы скадрируем портрет, мы сделаем акцент на разных аспектах личности.

1. Начнём с фрагмента — «только лицо» . Глаза — зеркало души. Давая крупным планом лицо, мы сосредотачиваемся на внутреннем мире человека, проваливаемся в него и затягиваем туда зрителя. Для этого надо прочуствовать того, кого снимаешь и помочь ему раскрыться, а потом поймать момент истины. Это почти интимный кадр — ведь в нём даже не видно, одет человек или нет. Съёмка таким крупным планом — самая ответственная. Намного легче снять общий план в полный рост, где мелкие огрехи не видны. А на лице будет видно всё — и дефекты кожи, и лёгкая ассиметрия, и усталость во взгляде — даже ваше отражение в глазах может быть видно! Так что лицо снимаем тщательно-тщательно. Фокус также очень важен. Когда лицо во весь кадр, малейший уход фокуса будет очень заметен. Так что фокусируемся по зрачкам и делаем запас по глубине резкости, чтобы если лицо близко к анфасу, оба глаза были резкими, и был резким нос. Уши — ладно, на ваш вкус. Следим за композицией. Например, совершенно замечательный кадр может быть испорчен прядью, режущей глаз посередине. Примеряем все резкие пересекающие линии на себе, представляя, что это царапает нож. Больно? Не надо здесь резать.

0. На самом деле есть ещё более крупный план-фрагмент — отдельно глаза или губы. Такие кадры могут быть очень художественными, но они как правило безликие, не рассказывающие об этом человеке, а скорее выражающие какую-то общую концепцию. Например, губы могут выражать чувственность.

2. Классические «голова и плечи» . Всё ещё внутренний мир, но уже с примесью социальности. Здесь сразу видно, есть ли на человеке одежда. Плечи хорошо выражают отношение человека, поэтому кадрируем так, чтобы сохранить их выразительность. Как правило, линия обреза идёт ниже ключицы. Сверху же кадрирование идёт выше головы — обрезка макушки уже ничем не оправдана. Да, есть хорошие кадры с такой обрезкой: например, женщина, кормящая грудью младенца. Но во-первых всегда бывают исключения, а во-вторых главный в таком кадре — младенец, на него и акцент. Снимаем с уровня глаз. Точнее начинаем съёмку с этого уровня, а дальше смотрим, какая высота камеры лучше для модели в этом случае. Это же касается и всех подобных рекомендаций в последующих пунктах.

3. «Голова и грудь» . Мы уже отошли на безопасную дистанцию от внутреннего мира и в душу не лезем. Глаза для нас по-прежнему важны (они всегда важны), но основная игра у нас — положение головы и рук. Суставы бережём, не режем. Если в кадре появляются кисти рук, удваиваем внимание. Съёмка рук — кистей и пальцев — очень непростая вещь. Не у каждого человека фотогеничные руки. Кроме того, кажущиеся естественными положения кистей на кадре могут выглядеть несколько странно. Например, ладонь, повёрнутая тыльной стороной может казаться очень огромной. Или при каком-то положении руки может возникнуть иллюзия, что у человека не пять, а всего четыре или три пальца. Смотрите на руки! И смотрите на треугольник, образованный кистями и глазами.

4. «Поясной портрет» . Человек в этом ракурсе виден в обычных ситуациях. Например, по телевизору. Он уже общается не только с нами, но и со всеми, кто есть рядом. На первый план выходят жесты. Правила всё те же — избегать обрезания по суставам. Отдельно скажу про тазобедренный сустав. Вообще то по нему обрезать тоже не рекомендуется. Но эта часть тела часто может быть прикрыта одеждой или замаскирована позой. Смотрите по обстоятельствам.

5. «3/4» выше колен. Тоже один из классических вариантов. Ноги добавляют активности, динамики, готовности к действию. Это ещё больше проявится в следующих двух вариантах. Сейчас же пока только намёк. Точка съёмки — как правило с уровня подбородка модели. Колени не трогаем — боже упаси обрезать по ним! Если руки-ноги вытянуты в нашу сторону или от нас, их пропорции исказятся. Хорошие кадры в этом случае очень редки (даже на плакате «ты записался в добровольцы?» использован «телевик» и рука согнута, чтобы палец не слишком далеко ушёл от груди). Опять же смотрим на жесты.

6. Тоже «3/4», но ниже колен . Ещё больше динамики и действия, ещё больше возможности для широких жестов руками. Человек общается с нами уже не глазами, тет-а-тет, а всем телом, фигурой. Поэтому здесь и в варианте «в полный рост» следим за общей игрой линий и контуров. Модель не должна стоять столбом или вытягивать руку, изображая подъёмный кран. Посоветуйте модели представить, что она стоит в дверном проёме раза в два шире модели. И она должна жестами, позой как можно более плотно заполнить этот проём. Цель в том, чтобы прямоугольник кадра был заполнен более-менее равномерно.

Начиная с этого момента многим фотографам не хватает размера студии и они впадают в тяжкий грех — переключаются на широкоугольники. Не делайте этого! В большинстве случаев пропорции тела будут неприятно искажены, какую бы точку съёмки вы не выбрали. Ищите варианты, снимайте на улице — но используйте телевик от 50 мм в 35мм эквиваленте. Начальная точка съёмки — с уровня груди. Впрочем, чем телевиковей будет объектив, тем меньше это будет иметь значение.

7. «Портрет в полный рост» — тоже классика. Их три, «классики» — «голова с плечами», «3/4» и «в полный рост». Здесь мы показываем человека целиком — что-то общее про него, как он живёт в этом суетном мире, как общается с ним. Далеко не все люди хорошо снимаются в этом ракурсе. Наверное потому что не все умеют правильно жить… Здесь важен общий силуэт и настрой позы. Неправильно повёрнутая нога может выглядеть очень комично, особенно стопа. Стопы — очень выразительные части тела. Женщины удлиняют икры засчёт туфель с каблучками — но красиво это будет выглядеть, только если снимать телевиком. Поэтому в большинстве домашних студий редко получаются качественные портреты в полный рост — не хватает места.

Снимая на цифру помните о том, что на большом листе кадры выглядят совсем не так, как в видоискателе или на экранчике камеры. Во-первых размеры очень меняют восприятие. Во-вторых, сильно влияет на восприятие рамка. Которая обчыно не чёрная, как корпус камеры. Сделайте себе из оклеенной белой бумагой картонки рамочку с прямоугольной прорезью. И проверяйте кадр, смотря через эту рамку. Чтобы легко менять размеры, разделите картонку на две «Г»-образные части и двигайте их друг относительно друга.

Единственно правильного варианта кадрирования не бывает. Два художника могут скадрировать один и тот же кадр по разному, и у обоих будет хорошо, только у каждого — свои акценты.

Для съёмки портретов на обложку есть дополнительные правила, о которых я уже писал .

Хочу упомянуть такое соотношение сторон, как 1:1. Это очень выразительный инструмент, добавляющий стабильности, уверенности почти любому кадру. Очень хороший вариант для съёмки ретро, особенно крупных планов. Экспериментируйте. Вообще соотношение 2:3 — не догма. Просто так повелось со времён Leica. Ни одно соотношение — не догма. Кадр может быть сильно вытянутым, может быть вообще круглым или змеиться, как буква «S». Начинайте с классики, потом пробуйте новое.

Если в кадре есть движение, дайте ему места. Взгляд — тоже движение. И он не должен упираться в край кадра. Мысленно продолжите это движение, жест в тех рамках, которые вы задали — не жмёт ли?

С другой стороны движение можно «подпереть» границей кадра. Он станет неуравновешенным и цепляющим.

В рекламе в последнее время в моде жестокая обрезка по пальцам/суставам/глазам . Не знаю, не знаю. Мне кажется, это не самовыражение, а по большей части непрофессионализм, возведённый в ранг культа . Даже у дорогих фотографов. Хотя, справедливости ради, среди этих фото есть хорошие кадры. Как исключения из правил. Такой обрез очень увеличивает дискомфорт при просмотре и иногда это именно то, что нужно. Ведь любая эмоция цепляет, а если не смог зацепить идеей, начинаешь искать утешения в технических средствах — драматизируешь цвета и контраст, режешь по живому, делаешь модели зверскую мимику, адски заваливаешь горизонт и используешь широкоугольник. Всё это — хорошие средства, когда применяешь их уместно. Но они — не замена message.

Всё перечисленное — только отправные точки. Можно снять отдельно ножки в туфельках или сцепленные пальцы рук. Можно снять человека со спины, или в сильно искажённой, свёрнутой позе. Можно всё, что угодно, лишь бы не «приколисьКакЯумею», а была передана идея. Идея должна быть во всём.

Разбираемся с общими вопросами кадрирования изображения.

Когда нужно кадрировать фотографию? На каком этапе лучше это делать? Какое соотношение сторон лучше выбрать?

Если коротко:

  • Снимайте всегда в родном для вашей камеры соотношении сторон.
  • Причинами кадрирования могут стать:
    • Заваленный горизонт;
    • Мусор (лишние объекты) в кадре;
    • Изменение ориентации изображения с альбомной на портретную, реже наоборот;
    • Изменение соотношения сторон изображения;
    • Более выразительноя компоновка кадра.
  • Для улучшения компоновки кадра можно опираться на правило третей, либо на правило золотого сечения.
  • Для начинающих существуют базовые правила кадрирования, особенно для кадрирования портрета.
  • Соотношение сторон может быть любым, но если речь идео о серии кадров, лучше придерживаться стандартных величин.
  • Стандартные величины (отношение ширины к высоте):
    • 3:2 (альбомн.) / 2:3 (портрет) (для большинства камер),
    • 4:3 / 3:4 (для камер Olympus и смартфонов),
    • 1:1 (квадрат),
    • 16:9 (HDTV),
    • 21:9 ("кинокадр") ,
    • далее идут панорамы, их ничто не ограничивает.
  • Несоблюдение стандартных величин приведет к прыгающим границам кадра при просмотре, а также к сложностям при выборе формата бумаги при печати.
  • Кадрирование уменьшит разрешение вашего изображения, не переусердствуйте.
  • При наличии свободного места по краям кадра можно дополнительно создать несколько версий фотографий с различным соотношением сторон для более удобного просмотра на разных устройствах.
  • Если необходимо убрать лишний объект из кадра, то вместо кадрирования можно попробовать замазать его, но в большинстве случаев это будет более трудоемко.

Если подрбнее:

Зачем нужно кадрировать фотографию?

Одним из рецептов удачного снимка является простой совет: уберите всё лишнее из кадра. Чем меньше визуального шума нас отвлекает от основного объекта, тем выразительнее воспринимается весь снимок. Проблема в том, что даже при студийной съемке часто сложно уследить за лишними объектами, к тому же, многие недорогие объективы искажают пропорции объектов ближе к краю кадра. Обе этих проблемы поможет решить кадрирование изображения. Кроме того, обрезка изображения позволяет скорректировать смысловые центры изображения, что сделает кадр более гармоничным.

Кадрирование в фотоаппарате – это бесполезно

Начать стоит с того, что при съемке лучше ставить соотношение сторон родное для вашей матрицы (для Fujifilm это соотношение 3:2). Во всех остальных вариантах камера просто отрезает части уже сделанного кадра, подгоняя его под иные соотношения сторон, а терять ширину охвата кадра на этом этапе просто неразумно.

С чего начать

При разборе фотографий, в начале процесса редактирования, поместите фотографии, где есть проблемы с композицией и/или с заваленным горизонтом в отдельную папку. Вы можете быть удивлены, как некоторые кадры, которые выглядели "не очень" в стандартном соотношении сторон, в конечном итоге выглядят впечатляюще после правильного кадрирования.

После открытия изображения в графическом редакторе (пример – ниже) необходимо запустить инструмент Кадрирования (Crop). Первым делом стоит определиться, в каком соотношении сторон мы будем кадрировать изображение. Тут есть 3 варианта:

  1. Произвольный формат. Просто выделяем ту часть картинки, которая нам нравится, и настраиваем, более тонко перетягивая за границы и углы рамки.
  2. Кадрирование с заданным соотношением сторон. Для этого выбираем соотношение из стандартных в выпадающем списке на верхней панели инструментов, либо вводим желаемое сами. Первое значение – ширина, второе – высота. Это безразмерные величины, они задают соотношение сторон, не влияя напрямую на размер изображения.
  3. Кадрирование с сохранением соотношения сторон. Удобно, если нам некогда задавать принудительные параметры, либо мы их не знаем, но нужно отсечь часть кадра с сохранением пропорций. Для этого надо выделить изображение полностью, а кадрирование выполнять движением углов рамки с зажатой клавишой Shift.

Если необходимо выровнять горизонт – нажмите значок уровня на верхней палени инструментов при активированном инструменте кадрирования (прямоугольник с дугой из точек над ним). Всё что потребуется сделать дальше - найти горизонтальный, либо вертикальный объект на фотографии и удерживая кнопку мыши нажатой соединить две точки этго объекта которые должны находиться на одной горизонтальной, либо вертикальной оси. После этого изображение повернется, и на нем появится кадрирующая рамка, отсекающая повернутые углы. Обратите внимание, что выстраивая уровень (особенно по вертикальным объектам) следует учитывать искажения перспективы кадра, когда на снимке объект получается заваленным при удалении от центра кадра.

Чтобы выстроить композиционный центр кадра есть 2 подхода: правило третей, где смысловые акценты кадра расставляются в местах пересечения линий делящих изображение по третям,

либо можно воспользоваться инструментом Golden Ratio (Золотое сечение). В фотошопе выберите его из выпадающего списка, где по умолчанию отображается "Правило 1/3". В Lightroom для его использования из режима обрезки, нажмите «O», чтобы прокрутить все наложения, пока не найдете «золотое сечение», затем shift + O для прокрутки различных ориентаций.

Как выбрать соотношение сторон для кадрирования

При кадрировании стоит ориентироваться на то, на какой платформе и как оно будет просматриваться. Например, для Instagram идеальным соотношением сторон для портретного режима (в котором и ориентирована вся программа) будет 4:5 (соотношение 1080 x 1350 или 1: 1.25), альбомные снимки можно оставить без изменений, либо обрезать до квадрата. Для YouTube или для демонстрации фото по телевизору лучше всего подойдет соотношение сторон 16:9 (хотя некоторые в данном случае пользуются кинематографическим соотношением 21: 9 , тогда на большинстве телевизоров сверху и снизу будут отображаться темные полосы, но это позволяет достичь большей выразительности кадра). Ниже – список стандартных пропорций изображения и областей их применения.

Стандартные величины (отношение ширины к высоте):

  • 3:2 (альбомн.) / 2:3 (портрет) – стандартное соотношение сторон кадра для большинства фотоаппаратов с матрицами APS-C, FullFrame, а так же для фотопленки. Такое соотношение сторон совпадает с пропорциями фотобумаги 15х10 и 21х14, что удобно при печати снимков.
  • 4:3 / 3:4 (для камер Olympus и смартфонов) – другое распространенное соотношение сторон кадра, характерно для матриц системы Микро 4:3 и многих смартфонов. Такое же соотношение сторон экрана имеют многие планшеты, например iPad.
  • 1:1 (квадрат) – Такой формат снимков выглядит очень выразительно и позволяет легко компоновать серии фотографий, получил широкое распространение с появлением Instagram, где долгое время был единственным возможным форматом для публикации. Так же фото с таким соотношением сторон выдавали многие модели Polaroid.
  • 16:9 (HDTV) - Примерами такого соотношения сторон могут служить все современные телевизоры и большиноство современных смартфонов. Представителями данного соотношения сторон являются экраны HD (1280x720), FullHD (1920x1080), UltraHD(3840 × 2160) и многие другие. Также есть похожий формат 16:10, это соотношение сторон экрана встречается на компьютерах Apple MacBook Pro многих поколений, а также на многих мониторах. Варианты разрешения таких экранов: 1280х800, 1920x1200, 2880x1080.
  • 21:9 ("кинокадр") , этим соотношением обладают некоторые мониторы и "киноманские телевизоры", картинку такого соотношения сторон мы видим в большинстве кинотеатров. именно таким соотношением сторон обладает новомодный формат 4K (4096 × 3072)
  • далее идут панорамы, их ничто не ограничивает, кроме здравого смысла.

При этом совсем не обязательно ориентироваться только на способ просмотра изображений. Соотношение сторон во многом формирует восприятие кадра, его динамику, харизму. Главное в кадре – идея и выразительность, все остальные характеристики, будь то соотношение сторон, шумность и четкость изображения, баланс белого, ничего не значат по сравнению с хорошим сюжетом снимка. Панорамы же очень удобно печатать в фотокнигах на весь разворот, либо на крупном формате, и размещать на стене. Часто даже обычный кадр может заиграть новыми красками при кадрировании его до состояния панорамы. Зритель перестает воспринимать его полностью одним взглядом, а начинает читать его, останавливаясь подробнее на каждой детали.

Изменение ориентации снимка

Отдельно стоит остановиться на изменении ориентации снимка с альбомного на портретный. Часто, особенно в путешествиях, бывает так, что в кадр с удачно позирующим человеком попадает нежедательный объект, который портит большую часть заднего плана, либо фон сам по себе выглядит достаточно скучным. Спасти снимок можно кардинально обрезав его по краям тем самым сменив ориентацию кадра. Большинство современных камер имеет достаточное разрешение матрицы, чтобы после изменения ориентации снимка кадрированием получить достаточно качественную картинку. Так из исходного альбомного снимка 6000х4000 (24 МП) можно получить портретный снимок разрешением 2667х4000 (10,5 МП), что очень даже неплохо.

Правила кадрирования портрета

По съемке и кадрировании портрета есть 3 основных рекомендации:

  1. Оставьте место в направлении движения/взгляда модели (больше места чем в обратном направлении). При этом чем более ярко выражено движение, либо направление взляда, тем больше места для него должно оставаться.
  2. Не режьте кадр по суставам или около них. Это правило наглядно проиллюстрировано ниже. В противном случае конечность будет смотреться неестественно.
  3. Если вы не уверены, как лучше кадрировать портрет при съемке, просто отступите на шаг назад, тогда границы кадра можно будет поправить в редакторе и верно расставить акценты.

Помните, что все "Правила" условны

Фотография – это в первую очередь творческий процесс, все правила тут носят рекомендательный характер. Например, правило третей. Логично сделать акцент на глаза при съемке портрета крупным планом. По правилу третей выходит, что для акцента на глазах их надо разместить на пересечении линий. При этом большинство портретов, размещенных в журнналах и на выставках, будут иметь отличную от "рекомендуемой" компоновку. Неправильную? Конечно нет! Экспериментируйте!


Разговоры или рассуждения о правилах кадрирования портретов всегда наталкиваются на несколько непреложных истин, бытующих в головах обывателей и необученных новичков.

Истины противоречат друг другу, и каждая из них имеет преданных фанатов. Они гласят следующее:

  • Нельзя кадрировать портреты так, как хочется. Кадрировать нужно по правилам.
  • Кадрировать нужно так, как считаешь нужным. Правил не существует. Ты художник, ты так видишь.

По мере изучения фотографии и искусства фотографии сторонники каждого из лагерей вызывают все больше смеха.

О правилах кадрирования

Я готов поспорить, что разбираясь с этим вопросом, вы наталкивались на подобные картинки. Рисунок наглядно демонстрирует как нужно кадрировать портрет, чтобы было красиво и правильно.

Это работает и тот результат, что у вас получиться, можно считать портретом. Но возникает резонный вопрос, а зачем так кадрировать? Ради чего? Ради того, чтобы получить правильный и до ужаса статичный снимок?

Именно на это обстоятельство напирают сторонники отрицания общепринятых правил кадрирования. Они правильно указывают на статичность получаемых фотографий. Но то, что в свою очередь демонстрируют фотографы, отрицающие классическое правильное кадрирование, снимками назвать сложно. Этакий композиционный хаос под соусом эмоций, якобы нахлынувших на фотографа.

Несколько разверну мысль. В одной из статей, разъясняющих новичкам за правила кадрирования, я встретил снимок этой чернокожей девочки. Описание к снимку позабавило.


"На снимке - пространство от середины лба до середины шеи. Кадрирование портрета крупным планом - это самая сложная работа для фотографа, ведь нужно передать эмоции человека, прочувствовать его. Перед тем, как делать такие фото, стоит пообщаться с моделью, «раскрыть» ее для себя. Сложность еще заключается в том, что при такой крупной съемке видно все дефекты кожи, и об не стоит забывать. И самое важное - глаза всегда должны быть в фокусе."

Согласитесь, описание практически бессмысленное. Самое забавное заключается в том, что композиционное решение фотографа приняли за свободное от правил кадрирование. Посмотрите, почему Gunnar Salvarsson кадрировал так свою Village Girl:


Фотограф пренебрег правилами кадрирования и заполнения кадра ради усиления эмоциональности взгляда ребенка. Подобный композиционный прием, заключающийся в расположение глаза на центральной оси кадра, давно известен и широко применяется опытными фотографами. Любое иное кадрирование или построение кадра превратит этот великолепный снимок в обычную фотографию.

К чему я веду? Нельзя отрицать правила кадрирования ради отрицания. Вы должны понимать, чем жертвуете и ради чего, как это проделано на вышеописанной фотографии. Если вы пренебрегаете правилами кадрирования портретов и не добавляете никакой художественной или эмоциональной составляющей, то вы получите лишь плохо скадрированный снимок. Иллюстрацию к разделу "ошибки начинающих фотографов". И никакие оправдания в стиле "я художник, я так вижу" приняты не будут.

Плохая фотография остается плохой вне зависимости от личности ее творца.

Позволю себе дать маленький совет: кадрируя портрет, задумайтесь. А что вы видите? Художественный образ? Эмоциональное переживание? Так сделайте все, чтобы усилить эмоциональность и художественность. Не смотрите на то, правильно ли вы обрезали локоть, и осталось ли место для взгляда. Ценность портрета заключается в его эмоциональности и силе воздействия на зрителя.

Во всех остальных случаях, кадрируйте портреты правильно. Не нужно ухудшать тот портрет, что уже выглядит обычным и не представляет художественной ценности.

Обычно те, кто только начинает заниматься фотографией, совсем недавно взял в руки фотоаппарат, идут на поводу у своего собственного подсознания. Работают, как принято говорить, на вдохновении. И в итоге порой получают достаточно нелепые снимки, на которых у человека краем кадра обрезаны руки, ступни, края лица… А иногда «фрагменты человеческих тел» - «отдельно взятые» руки, ноги и пр. видны на заднем плане фотографии.

Когда зритель рассматривает портрет человека, он первым делом обращает внимание на глаза изображенного на фотографии. После чего его внимание переключается на эмоциональную составляющую снимка, затем - на выражение лица портретируемого. После всего этого взгляд зрителя переходит на треугольник, образованный руками и лицом модели. И только после всего этого внимание рассматривающего фотографию начинает привлекать поза изображенного персонажа. Если в кадре присутствуют какие-либо животные, на них человек обращает внимание лишь после того, как внимательно вглядится в глаза главного героя снимка. Вот почему нужно уметь правильно кадрировать изображение, и делать это в зависимости от того, какое впечатление вы хотите произвести на зрителя своим портретом.

Лицо. От середины лба до середины шеи

Работая над композицией портрета крупным планом, фотограф в первую очередь старается передать внутренний мир человека. А для того, чтобы зритель понял этого человека, проникся к нему доверием и симпатией, автору фотографии нужно почувствовать свою модель, а для этого ему нужно пообщаться с ней, понять, что это за человек, чем он живет, что его волнует в жизни. Короче, фотографу сначала нужно «раскрыть» портретируемого, и лишь потом нажимать на спусковую кнопку фотоаппарата, делая снимок.

Кадрирование портрета крупным планом - это, пожалуй, самое ответственное из всех видов кадрирования в портретной съемке. Дело в том, что на лице портретируемого при крупном плане всегда будут видны дефекты кожи - различные прыщики, морщинки и т.д. А так же асимметрия лица, да и вообще физическое состояние модели. Возможно, человек очень устал. Или немного нездоров, плохо себя чувствует. На портрете, снятом крупным планом, все это будет очень хорошо читаться и понравится далеко не каждому. Фотографу тут очень важно постараться не упустить любую мелочь, которая может кардинальным образом испортить портрет. Например, фокус настроенный не на ту точку будет очень заметен зрителю. Вот почему фокусировать объектив нужно всегда исключительно по глазам. Оба глаза и нос в портрете обязательно должны быть в зоне четкой резкости.

Голова и плечи. На снимке - голова и участок чуть ниже ключиц

Если в портрете такого плана вы обрежете у человека макушку - это будет смотреться очень нелепо. Таким портретом его автор выражает свое отношение к портретируемому. Вот поэтому тут тоже очень важно правильное кадрирование. И фотографировать в этом случае нужно с уровня глаз модели.

Голова и грудь. На портрете - голова человека и его тело по линию, которая проходит чуть ниже груди.

Портрет с таким планом уже не смотрится так интимно, как первые два варианта. Но про глаза тут тоже ни коим образом нельзя забывать. Они, естественно, непременно должны находиться в зоне идеальной резкости. Если вы вводите в такой портрет кисти рук человека, то внимание зрителя к ним становится особенно пристальным, можно даже сказать, что оно удваивается. Вот поэтому обрезать кисти рук ни в коем случае нельзя. И не забывайте про треугольник «глаза - кисти рук», про который мы сегодня уже говорили.

Поясной портрет. То есть человек в кадре изображен по пояс

Это, пожалуй, самый популярный и распространенный план изображения человека на фотографии. Человека, сфотографированного по пояс, мы можем увидеть на самых разных фотографиях. Именно в таком виде чаще всего фотографируют своих друзей и домашних для семейного альбома. Тут тоже нельзя забывать про обрезку рук. Ни в коем случае не обрезайте руки по локоть.

Стоит сказать и о линии таза. Если человек обрезан границами кадра по этой линии, то такой его вид не всегда приятен.

Портрет чуть выше колен

Если в кадр ввести ноги человека, то это придаст фотографии некоторую динамику. Главное тут - никогда не обрезайте ноги конкретно по линии колен. Выше - можно. Ниже - тоже. Но конкретно по коленочкам ну никак нельзя. Это просто некрасиво получается. Чересчур вытянутые в сторону фотокамеры или наоборот, в обратную сторону, руки портретируемого, будут выглядеть искаженно по отношению ко всему телу модели. В таком портрете позу и жесты портретируемого нужно продумывать особенно тщательно. Портрет подобного плана рекомендуем снимать с уровня подбородка модели.

Портрет чуть ниже колен

В таком портрете динамика прослеживается в ещё большей степени, нежели в том портрете, который мы описали выше. В этом случае фотограф может эффектно показать красивые изгибы фигуры, рук, ног модели. В таком варианте портрета внимание зрителя с глаз человека уже переключается на его фигуру в целом. Тут тоже нужно поработать с позой. Попросите портретируемого принять удобное ему положение тела. Пусть он развернется в вашу сторону, например, боком и повернет голову в сторону объектива. Возможно, модель будет хорошо смотреться с поднятыми руками. Или руками, согнутыми в локтях.

В таком виде портрета фотографы очень часто допускают одну ошибку. Заключается она в том, что человека снимают широкоугольным объективом. Чаще всего так поступают из-за нехватки места в помещении, когда фотографируемый не умещается в кадр в полный рост. Проще говоря, при помощи излишнего зуммирования фотограф как бы искусственно удаляет его от себя. При съемке широкоугольником очень сильно искажаются пропорции человека, а завалы по углам кадра становятся чересчур заметными. Портрет нужно снимать длиннофокусным объективом или хотя бы штатником с фокусным расстоянием примерно 50 миллиметров.

Портрет в полный рост

В таком формате фотографии характер портретируемого можно показать уже достаточно полно. Зритель уже реально может почувствовать, чем живет человек, изображенный на этом портрете. Может даже догадаться о его профессии, привычках, манерах поведения… Но нужно учитывать и то, что далеко не каждый человек может раскрыться в своих позах, жестах, мимике. Если вы фотографируете женщину, особенно молодую, стройную и красивую, то было бы очень хорошо, если бы она была в обуви на высоком каблуке. В таком случае ее ноги визуально зрителю кажутся несколько длиннее.

Если в вашем снимке присутствует движение, то есть объект съемки движется в каком-то направлении, для этого движения нужно оставить в кадре какое-то место. Например, если девушка сфотографирована идущей по улице с правой стороны кадра в левую, то она должна находится несколько ближе к правой границе кадра. Таким нехитрым приемом мы достигаем как бы иллюзии пространства - зритель понимает, что девушка именно идет, и идет конкретно в ту сторону, где есть место куда, собственно, идти.

Точно такой же психологический принцип и работает в отношении взгляда портретируемого. Если человек на портрете смотрит в «глухую стену» границы кадра - зритель в этом кадре чувствует себя неуютно. Вот поэтому и для взгляда, и для движения нужно оставлять в кадре немного «воздуха».

Не нужно забывать, что изредка снимают портреты и более крупного плана, чем те, о которых мы сегодня говорили в самом начале нашего рассказа. На фотографии можно показать только лишь глаза человека, даже только губы или нос… Конечно, такие снимки уже трудно будет назвать портретами, но, тем не менее, работы такого плана бывают очень выразительными и эмоциональными. Тут все зависит от идеи, от замысла автора фотографии. Может быть, оставляя в кадре только лишь губы девушки, он хочет показать зрителю ее чувственность…

Не нужно границу кадра проводить по суставам или пальцам портретируемого. Если уж вы вводите в кадр кисть руки человека - то эта кисть должна быть видна в кадре полностью. Правда, некоторые известные и титулованные фотографы такие приемы изредка используют, и при этом им удается добиться хороших результатов… Но это уже можно назвать высшим пилотажем. Начинающим это делать не рекомендуем. Такие эксперименты - уровень избранных. Любой риск должен быть оправдан.

Ну, и, естественно нельзя не напомнить о том, что всё, о чем мы тут сегодня написали - есть истина в последней инстанции, что это непреложный закон, такой, например, как один из законов Ньютона. Это всего лишь рекомендации, не более того. Вы к ним вообще можете даже не прислушиваться…

Доброго вам времени суток, уважаемые посетители моего блога. Случалось ли у вас такое, что вы фотографируйтесь, и тут БАЦ...и в кадр попал какой-нибудь чужеродный элемент, типа мужчины, женщины или ребенка, пробегавшего мимо, да еще и в кадр посмотрел как будто так и надо было. У меня лично такие случаи бывали и не раз. Я еще думал: «Вот негодяй! Откуда ты тут взялся?»

Еще бывает такое, что фотография получилась кривовата и тогда приходится хитро выеживаться, чтобы сделать фото прямее. Но я вам покажу как облегчить этот процесс. Вы узнаете как кадрировать в фотошопе любое изображение. В этом нам поможет инструмент «Рамка» .

С помощью рамки мы сможем:

  • Выпрямить кривое (под наклоном) изображение
  • Обрезать нежелательные объекты
  • Вырезать с изображения только нужный фрагмент (идеально для аватарок)
  • И многое другое.

Итак, вы готовы. Ну тогда давайте посмотрим как пользоваться этим инструментом.

Ну начнем мы пожалуй с обрезки. На фото вы видите, как какой-то типчик влез в кадр сбоку, хотя его явно здесь не планировалось ставить. Вот тут-то нам и поможет кадрирование, т.е. рамка (Pan Crop).


Кстати на это фотке можно обрезать не только с левого боку, но и с левого верхнего угла. Для этого наведите на левый верхний угол фотографии пока не появится двойная диагональная стрелочка. И опять же, зажав левую кнопку мыши, тащите вниз и влево до тех пор, пока не закроется темным ненужное пространство. Этим вы обрежете не только этого чудака, но и верхний кусок (если это необходимо).

В общем суть в том, что с какой стороны вам нужно обрезать объект, с той стороны и тяните. Инструмент просто замечательный для таких вещей.

Выравнивание фотографии

Как я и говорил выше, мы можем не только обрезать лишние объекты, но и выравнивать кривые фотографии. Посмотрим на примере. Допустим у нас есть фотография, которая наклонена.


Единственный минус при этом способе, так это то, что обрезается небольшая часть фотографии. Т.е. для достижения ровности фотографии немного нужно обрезать по краям. Как-то так. Но как правило этим можно пожертвовать. Например в нашем случае уж точно. Ну что, с этим способом всё получилось? Ну и прекрасно.

Вырезание фрагмента

Еще одна неплохая область применения этого инструмента, так это вырезание фрагмента изображения. Я, например, такую фишку постоянно использую для создания аватарок для контакта, почты, форумов и т.д. Очень полезная вещь.

Допустим у вас есть фотография, где много нежелательных объектов и для аватарки вы хотите вырезать только себя.


Вот так. Вроде всё понятно объяснил, но если остались какие-то вопросы или непонятки, то не стесняйтесь и задавайте.

Еще, если вы заметили, то при кадрировании фотография (изображение) делится на 9 частей, т.е. ее разделяют 3 вертикальные и 3 горизонтальные линии. Этот эффект называется «Правило третей» . Это правило подразумевает условное деление изображение тремя горизонтальными и тремя вертикальными линиями. И считается, что лучше всего внимание акцентируется не в центре, а на пересечении этих линий.

Многие фотографы и художники используют эти правила. Так что если вы хотите следовать этому правилу третей, то вы можете сдвинуть изображение так, чтобы ключевой объект оказался на пересечении линий.

Кадрирование с соотношением сторон

Ну и давайте расскажу вам про маленькую фишечку. По умолчанию кадрирование идет в свободном плавании. Т.е. все зависит от того, как вы будете дергать мышкой вверх-вниз и вправо-влево. Получается произвольное соотношение сторон.

Но вы можете задать это соотношение сами. Для этого в режиме рамки перейдите в свойства инструмента. Там вы увидите 2 ячейки со стрелочками между ними. Тут вы и можете задать соотношение. Например если вы напишете в левой ячейке 2, а в правой 1, то процесс у вас будет происходить равномерно и кадрирование по горизонтали всегда будет в два раза больше, чем по вертикали.

Также вы можете задать соотношение из списка шаблонов. Для этого просто там же в свойствах инструмента Рамка откройте выпадающий список. Если вы выберете 1:1, то выделение у вас будет ровное и квадратное, если 16:9, то как вы поняли, кадрироваться будет всё в этом соотношении. Надеюсь, что суть вы уловили? Думаю, что да.

Более подробно про инструмент рамка, а также все другие инструменты вы можете изучить в этом превосходном видеокурсе . С помощью него любой новичок может освоить фотошоп за 1-2 недели, если уделять по часу в день. Уроки просто великолепные, смотрятся взахлёб. В общем очень вам рекомендую.

Ну а на этом я наш сегодняшний урок заканчиваю и очень надеюсь, что он вам понравился. Не забудьте подписаться на обновление статей моего блога, тогда вы будете в курсе всего интересного самыми первыми. Увидимся с вами в следующих уроках. Пока-пока!

С уважением, Дмитрий Костин.