Какие показатели нужно знать для определения ресурсообеспеченности. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Распределение природных ресурсов в мире


Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
Сделать выводы
Подобный материал:
  • Урок №3 10 класс Тема: Виды природных ресурсов Земли. Минеральные ресурсы. Ресурсообеспеченность , 70.32kb.
  • За курс 9 класса билет , 42.57kb.
  • Классификация природных ресурсов , 88.14kb.
  • Направления интересов бизнес-сообщества республики беларусь, потенциально возможные , 17.01kb.
  • Промышленный комплекс. Агропромышленный комплекс. Строительный комплекс. Транспорт , 35.7kb.
  • Одными ресурсами, и Россия в их числе, в процессе перехода к рынку достигли меньших , 255.42kb.
  • Методические подходы к экономической оценке природно-ресурсного потенциала Красноярского , 2188.46kb.
  • Экономическая оценка природных ресурсов как фактор повышения инвестиционной привлекательности , 359.56kb.
  • Использование современных информационно-коммуникационных технологий при проведении , 62.15kb.
  • Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города Новокузнецка , 2195.48kb.
Тема: ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ.

ОЦЕНКА РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ СТРАНЫ.

Цели и задачи: познакомить с понятиями «географ.среда», «ресурсообеспеченность» видами природных ресурсов и делением их на группы. Научить

Давать общую и сравнительную оценку обеспеченности мира и

Отдельных его регионов различными видами минеральных ресурсов,

Производить расчеты такой обеспеченности.

  1. Изучение нового материала.

Природные ресурсы – компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или м.б. использованы в качестве средств производства и предметов потребления. Природные ресурсы – категория историческая, связанная с изменением потребностей и возможностей общества, развитием науки и техники на разных исторических этапах.

Н-р, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных металлов и энергетических ресурсов.

По происхождению выделяют : минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные, биологические, климатические, космические.

По исчерпаемости

Исчерпаемые – возобновимые (биологические, земельные, водные);

невозобновимые (минеральные); частично возобновимые (почвенные);

неисчерпаемые – климатические, энергия текучей воды, солнца, ветра и т.п.

По способу использования : агроклиматические, энергетические, рекреационные и т.д.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из расчета на душу населения или количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса при современных темпах добычи или использования.

Оценить обеспеченность страны определенным видом природных ресурсов можно двумя способами:

1) разделить размеры запасов данного ресурса на современный объем добычи в год и получить количество лет, на которые данного ресурса должно хватить.

2) разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать, какое количество данного ресурса приходится на душу населения. Сделать выводы.

Существуют заметные различия не только между странами, но и регионами. Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа, Андские страны – медных и полиметаллических руд. РФ, США и КНР – практически обладают всеми видами пр.ресурсов. Высокообеспеченными являются: Индия, Бразилия, Австралия. Многие страны обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт – нефти, Марокко – фосфоритов.

  1. Закрепление.
  • что такое природные ресурсы, на какие группы они подразделяются?
  • Что называется ресурсообеспеченностью, в каких единицах она измеряется?
  • Какие природные ресурсы относятся к ресурсам Мирового океана? Какие из них используются наиболее интенсивно?
  • Приведите примеры стран с богатой ресурсной базой и с ограниченной ресурсной базой. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны и уровнем ее развития? Обоснуйте свой ответ.

3. Выполнить практическую работу.

Практическая работа №1

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.


Страны

Запасы, млрд. тонн

Добыча, млн. тонн

годы

Вариант 1 (нефть)

Россия

Великобритания

Венесуэла

Саудовская Аравия


7,5

51,5

Вариант 2 (каменный уголь)

СНГ

Германия

Австралия


280

700

Сделать выводы о ресурсообеспеченности этих стран данным видом полезных ископаемых

3. Задание на дом: тема 2, параграф 2


Страны

Запасы, млрд. тонн

Добыча, млн. тонн

годы

Вариант 1 (нефть)

Россия

Великобритания

Венесуэла

Саудовская Аравия


7,5

51,5

14

Вариант 2 (каменный уголь)

СНГ

Германия

Австралия


280

700

400

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» (Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс). Пояснительная записка Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН. Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности. Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала. Задачи, решаемые в ходе проведения практической работы:    обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме; развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности. воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда. В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность. На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти. В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов. Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:  Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012. 1    В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012. О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007 Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин. Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» 1 вариант 1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран: Страна Саудовская Аравия Россия Ирак Разведанные запасы, млрд т 35,8 20 15,1 Добыча млн т в год 440 350 130 Обеспеченность, лет Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства? 2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран: Страна Лесопокрытая площадь, млн га Численность населения, млн человек Обеспеченность на душу населения Россия 881,9 Бразилия 488 Австралия 160 Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади? 3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод. Регион Европа Россия Африка Азия и Тихоокеанский регион Северная Америка Латинская Америка и Карибский регион Коммунальные нужды, % 15,2 17,0 8,6 7,3 Промышленность, % 52, 4 54,0 7,3 11,4 Сельское хозяйство, % 32, 4 22,0 84,1 81,3 13,3 19,0 48,0 10.3 38.7 70,7 2 Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» 2 вариант 1. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран: Страна Разведанные запасы, Добыча Обеспеченность, млрд т млн т в год лет Россия 71 107 США 25,4 58 Бразилия 49,3 162 Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства? 2. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран: Страна Площадь пашни, млн га Австралия 50 Численность населения, млн человек Обеспеченность на душу населения Канада 45,8 Бразилия 57,6 Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему? 3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему? Выполнение практической работы 1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные: Страна Саудовская Аравия Россия Ирак Разведанные запасы, млрд т 35,8 20 15,1 Добыча млн т в год 440 350 130 Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = разведанные запасы объем добычи Обеспеченность, лет 81,36 57,14 116,15 . В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления. 3 2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить запасы обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = численность населения. Они получают следующие данные: Страна Лесопокрытая площадь, млн га Россия Бразилия Австралия 881,9 488 160 Численность населения, млн человек 142,9 186,1 20,3 Обеспеченность на душу населения 6.2 2,7 7,8 Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона. 3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий. В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира). б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики. Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения. 4

Практическая работа № 2 .

Ход работы:

Вариант 1 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Германия

Бразилия

Австралия

1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

2. выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;

3. сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.


Практическая работа № 2.

Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Население

(млн. человек)

Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Германия

Саудовская Аравия

Бразилия

Австралия

1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Н, где

Р – ресурсообеспеченность в годах, З – запасы, Н – численность населения страны.

2. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Дополнительный материал

Классификация природных ресурсов мира

Природные ресурсы - природные компоненты, которые используются или могут быть использованы в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

XX век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Бурное развитие в последние годы НТП привело к особенно резкому усилению антропогенного воздействия на природную среду. Масштаб воздействия человека на природную среду стал планетарным. Он влияет на все компоненты природы: рельеф, климат, воды, почвы, органический мир и т. д.

Потребности человека в сырье возрастают. Рациональное использование всех природных ресурсов - актуальная задача человечества.

Все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы - ресурсы недр и экосистемы, которые в процессе производства исчерпываюся. Они делятся на возобновимые и невозобновимые.

Ресурсы возобновимые - способны к восстановлению (лесные, растительные, животные, земельные, водные и т. д.), т. е. они могут восстановиться самой природой, однако их природное восстановление (плодородие почв, древесной и травянистой массы, количество животных и т, д.) часто не совпадает с темпами использования. Расход возобновимых ресурсов начинает превышать размеры их природного восстановления. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо:

1. Изменить технологию переработки исчерпаемых ресурсов.

2. Ресурсы углеводородного сырья повысить за счет производства синтетического жидкого топлива.


2. Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают больши­ми запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полез­ных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские стра­ны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами толь­ко медных и полиметаллических руд, страны Ближнего


3. Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) - не­фти и газа, Северной Африки (Марокко, Тунис) – фосфо­ритов, Пакистан и Бангладеш - поваренной соли, Боли­вия и Малайзия – олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запа­сах, по отдельным видам минерального сырья (марга­нец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном вы­ражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС – 70-80%, Япония – 90-95%.

4. Крупнейший поставщик топлива и минерального сы­рья для стран западного мира - развивающиеся стра­ны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сы­рьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топ­лива и сырья эти страны экспортируют. Исключение – новые индустриальные страны, являющиеся в развива­ющемся мире крупным потребителем топлива и мине­рального сырья (нефть, природный газ, черные и цвет­ные металлы и др.).

5. Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего, со­средоточивая примерно 40% минеральных ресурсов пла­неты. Среди экономически развитых стран очень круп­ными запасами топлива и минерального сырья облада­ют США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые стра­ны активно используют не только собственные ресур­сы, но и природно-ресурсный потенциал других стран - развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Все­го эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурса­ми. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточи­вает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топ­лива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие по­требности экономики страны, но и позволяет значитель­ную их часть экспортировать. Ее общие запасы разве­данного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн долл., а прогнозные - в 140 трлн долл.

6. В структуре минерально-сырьевой базы России пре­обладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% – на черные, цветные и редкие металла, 1% - на алмазы и благород­ные металлы (золото, серебро, платина).

7. Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленно­сти (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, цир­кониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфори­тов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются по­ставками из стран СНГ.

  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

    2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.

    3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).

    1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

    Природные ресурсы - компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

    Потребность человека в различных видах природных ресурсов неодинакова. Например, без кислорода человек не может прожить и нескольких минут, в то время как без урана он обходился тысячелетиями.

    Современная промышленность потребляет огромное количество сырья. Его стоимость в суммарных затратах на производство промышленной продукции составляет около 75 %.

    Многие природные ресурсы (прежде всего: нефть, газ, уголь) постепенно оскудевают (это факт печальный). Но, во-первых, они ещё не только неисчерпаны, но и разведаны далеко не полностью. Во-вторых, добываемые природные ресурсы всё ещё используются малоэффективно. В-третьих, открытия в промышленной сфере ближайшего будущего предугадать трудно (новые конструкционные материалы и т.п.).

    Существуют разные подходы к классификации природных ресурсов:

    По происхождению выделяют:

    1) минеральные;

    2) водные;

    3) ресурсы Мирового океана;

    4) земельные;

    5) биологические;

    6) климатические;

    7) космические ресурсы.

    По исчерпаемости подразделяют на:

    1) исчерпаемые:

    а) возобновимые (биологические, земельные, водные);

    б) невозобновимые (минеральные);

    2) неисчерпаемые (климатические, энергия текущей воды, солнца, ветра).

    По способу использования:

    а) агроклиматические;

    б) энергетические;

    в) рекреационные и т.п.

    Размещение природных ресурсов по планете неравномерно. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа, Андские страны - медных и полиметаллических руд, страны экваториальной Африки - ценной древесиной и т.д.

    В мире есть несколько государств, имеющих практически все виды природных ресурсов. Это Россия, США и КНР (Китай).

    Многие страны обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов: Габон - марганца, Кувейт - нефть и т.д.

    Нет ни одной страны в мире, которая не обладала бы теми или иными ресурсами.

    Наличие природных ресурсов может помочь в экономическом развитии стран, хотя возможности их использования есть не у всех. И наоборот, бедность природными ресурсами - это не показатель бедности страны (например, Япония).

    Национальное богатство страны измеряется прежде всего людьми, их опытом и трудолюбием и т.д.

    Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения.

    Оценить обеспеченность страны определённым видом природных ресурсов можно двумя способами:

    1) разделить размеры запасов данного ресурса на современный объём его добычи в год и в результате получить количество лет, на которые должно хватить данного ресурса;

    2) разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать таким образом, какое количество этого ресурса приходится на душу населения.

    2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.

    Транспорт - это кровеносная система в сложном организме мирового хозяйства. Он является основой географического разделения труда и помогает преодолевать территориальный разрыв между производством и потребителем товаров и услуг, способствует общению людей.

    Все пути сообщения, транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, масштабы которой очень велики.

    К сведению: на мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети мира (без морских трасс) превышает 35 млн. км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров.

    Научно-техническая революция коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность и пропускная способность путей, увеличился подвижной состав.

    Транспорт экономически развитых стран отличается, как правило, высоким техническим уровнем. На эти страны приходится 75-80 % общей длины транспортной сети, мирового грузо- и пассажирооборота. Здесь также велика густота дорог.

    В развивающихся странах транспорт, в большинстве случаев, - отстающая отрасль.

    Виды транспорта и их особенности:

    I. Сухопутные:

    1) железнодорожный: его роль в последнее время несколько снизилась, но остаётся важной в перевозке массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов.

    По длине железных дорог лидируют: США, Россия, Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина и т.д. По густоте железных дорог лидируют страны Европы.

    2) автомобильный лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значение в междугородних и международных перевозках.

    По длине лидируют: США, Россия, Индия. По плотности автомобильной сети - страны Западной Европы и Япония.

    3) трубопроводный: получил развитие в связи с добычей нефти и газа. Наиболее длинные трубопроводы в России, Канаде и США.

    II. Водные:

    4) морской: обеспечивает почти 80 % перевозок между странами.

    Морские суда транспортируют, главным образом, массовые грузы - наливные (нефть, нефтепродукты), насыпные и навалочные (уголь, руда, зерно).

    Наибольший тоннаж (вместимость) морского торгового флота у Либерии, Панамы, Японии, Греции, США, Кипра, Китая, России. Причём, наличие большого морского флота у некоторых развивающихся стран объясняется тем, что под флагами этих государств, на самом деле, плавают суда крупных держав.

    Крупнейшие морские порты: Роттердам (Нидерланды), Нью-Орлеан (США), Марсель (Франция), Гамбург (ФРГ) и др.

    По размерам перевозок лидирует Атлантический океан.

    5) речной и озёрный: обслуживают, преимущественно, внутренние потребности стран, но осуществляют и международные перевозки.

    Крупными водными артериями являются: Рейн, Дунай, Одер, Эльба, Миссисипи, Великие озёра и т.д.

    Крупные каналы: Береговой (США), Беломоро-Балтийский и Волго-Донской (Россия) и т.д.

    III. Воздушный: очень молодой и динамичный; занимает I место в межконтинентальных перевозках.

    Крупнейшие воздушные державы: США, Россия, Япония, Франция, Великобритания и др.

    Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природных условий. Природные препятствия (водные пространства, горы и др.) перестали быть непреодолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, прокладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути.

    Вместе с тем растёт и отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду. Главный загрязнитель атмосферы - автомобильный (2/3 всех выбросов в воздух), воздушный - загрязняет шлейфами тысяч самолётов, железнодорожный - твёрдыми частицами. Кроме того, транспорт - источник шума, загрязнитель вод (нефтью и нефтепродуктами).

    Многие страны принимают меры для снижения негативного воздействия транспортных средств на природу путём разработок новейших технологий, использования экологически чистых видов топлива (электричество - в электромобилях) и т.д.

    3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя)

    Прирост населения любой страны мира состоит из:

    1) естественного прироста жителей, что представляет собой - разницу между количеством родившихся и умерших людей;

    2) механического прироста населения (миграции).

    Определим и сравним показатели прироста населения во Франции и Саудовской Аравии.

    Начнём с Франции:

    1) естественный прирост:

    Рождаемость - менее 15 человек на 1000 жителей - низкая из-за следующих факторов:

    а) позднего возраста вступления в брак;

    б) вовлечения женщин в производство;

    в) отношения к разводам, абортам;

    г) представления о нормальном количестве детей;

    д) увеличения числа пожилых людей и т.д.

    Смертность - 10-15 человек на 1000 жителей - низкая, благодаря следующему:

    а) хорошему медицинскому обслуживанию;

    б) увеличению продолжительности жизни стариков;

    в) стабильной экономической ситуации в стране;

    2) миграции: сюда наблюдается поток переселенцев из стран Восточной Европы, СНГ, Испании, Алжира на заработки, вследствие нестабильной ситуации в своих государствах.

    Теперь проследим те же показатели в Саудовской Аравии:

    1) естественный прирост:

    Рождаемость - 40-50 человек на 1000 жителей - высокая в результате:

    а) национальных и религиозных традиций;

    б) слабого вовлечения женщин в производство и т.д.

    Смертность - 5-10 человек на 1000 жителей - средняя и постоянно снижается из-за:

    а) улучшения медицинского обслуживания;

    б) повышения благосостояния людей и т.п.

    2) миграции: сюда наблюдается поток в основном временных переселенцев из стран ближнего зарубежья (Сирии, Египта и т.д.) для работы на добыче нефти.

    В конечном итоге, можно сделать следующие выводы: сходство показателей прироста населения во Франции и Саудовской Аравии заключается в близких величинах смертности (низкая и средняя) и потоке внешних мигрантов в обоих странах; главное различие - в рождаемости (низкая и высокая), что является следствием разных национальных и религиозных традиций (в основном).

    3-ий вопрос в билете легче всего рассматривать на сравнении стран Западной Европы, США и государств Азии, Африки по плану приведённого выше примера ответа.

    Билет № 6

    Класс: 10

    Презентация к уроку












    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: Изучение природных ресурсов и оценка ресурсообеспеченности стран минеральными ресурсами.

    Ключевой вопрос. С чем связана неравномерность ресурсообеспеченности отдельных стран?

    Задачи:

    Образовательные:

    • дать понятие “ресурсообеспеченности”;
    • сформировать представление оклассификации природных ресурсов.
    • формировать умение определять степень ресурсообеспеченности стран, используя статистические данные с помощью программы Exsel/

    Развивающие:

    • продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и делать выводы
    • развивать навыки принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки;

    Воспитательные:

    • воспитывать чувство бережного отношения к природе;
    • способствовать проявлению интереса к совместной деятельности
    • вызвать заинтересованность к коллективной работе (работе в парах);

    Оборудование: компьютеры по числу групп, мультимедийный проектор, учебник, презентация

    Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ, практикум

    Формы работы на уроке:

    • групповые (в парах)
    • фронтальные

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    1. Проверка присутствующих на уроке.

    2. Проверка готовности к уроку.

    1 СЛАЙД (Название темы урока)

    ВВЕДЕНИЕ В УРОК (10 мин)

    Сегодня на уроке перед нами стоит задача познакомиться с классификацией природных ресурсов и сформулировать определение “ресурсообеспеченность”, научиться определять ресурсообеспеченность стран ресурсами, используя таблицы Программы MicrosoftPowerPoint и Exsel. Нам предстоит выполнить практическую работу по вычислению ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой

    2 СЛАЙД (План урока)

    Природно-ресурсный потенциал территории (ПРП) – это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРП характеризуется размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие частные потенциалы.

    Таким образом, когда мы говорим о природно-ресурсном потенциале территории, мы имеем в виду те природные ресурсы, которыми обладает данная территория. При оценке ПРП принято начинать с тех ресурсов, запасы которых особенно велики и имеют большое значение для экономики страны, региона или мира. Обычно сначала характеризуют минеральные ресурсы, затем – прочие виды: земельные, водные, лесные и т.д. Но что такое природные ресурсы?

    3 СЛАЙД (Природные ресурсы)

    Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком в процессе его хозяйственной деятельности.

    Мини-исследование. Природные условия и природные ресурсы

    Подумайте, в чем заключается различие понятий “природные условия” и “природные ресурсы”. Возможен ли переход из одной категории в другую?

    Существует несколько подходов к классификации природных ресурсов. Ресурсы можно классифицировать по принципу их исчерпаемости, генезису, а также по способу хозяйственного использовании

    4 СЛАЙД (Классификация ресурсов)

    На основе генезиса, т.е. происхождения природных ресурсов выделяют минеральные, земельные, водные, биологические, космические, климатические и рекреационные ресурсы. В отдельную группу обычно выносят ресурсы Мирового океана, которые, в свою очередь, так же могут подразделяться на несколько групп. Эта классификация отображена на схеме

    По способу хозяйственного использования ресурсы можно разделить на производственные и непроизводственные. Производственные ресурсы делятся на промышленные и сельскохозяйственные. К промышленным относят топливно-энергетические ресурсы, все виды промышленного сырья, а также водные, биологические и земельные ресурсы. Сельскохозяйственные ресурсы – это почвенные и агроклиматические. Ресурсы непроизводственной сферы – это рекреационные ресурсы, к которым относятся источники минеральных вод, благоприятные климатические условия, историко-культурные объекты и т.д. и т.п.

    Более подробно остановимся на классификации по исчерпаемости

    5 СЛАЙД(по исчерпаемости)

    Рассмотрим Биологические ресурсы как исчерпаемыевозобновимые ресурсы.

    6,7 СЛАЙД (Биологические ресурсы)

    Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади. Процесс обезлесения, вырубка лесов,деградация лесных массивов, прежде всего тропических лесов,истончение озонового слоя, запылённость.Гибель лесов от пожара

    Минеральные ресурсы по классификации относятся к исчерпаемым и невозобновымым, поэтому эти ресурсы рассматриваются на сколько лет их хватит.

    8 СЛАЙД (минеральные ресурсы)

    Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Ресурсообеспеченность выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения формула

    9 СЛАЙД (как вычислить ресурсообеспеченность)

    Возьмите таблицу №1 и внимание на экран

    10 СЛАЙД (Статистические данные по минеральным ресурсам)

    В ней показано запасы, уровень добычи,можем ли мы судить сейчас о том,влияют ли данные богатство или показатели на бедность территории тем или иным видом ресурса.? Но таблице нетрудно подсчитать на сколько лет хватит данных запасов для каждой страны. При современном уровне добычи планета обеспечена данным видом ресурсов на срок примерно 50 лет. Но объемы добычи могут меняться, равно как и оценка разведанных запасов. Например, в начале 1980-х гг. разведенные запасы угля были оценены в 1,2 трлн т., а уже в конце 1990-х. выросли до 1,75 трлн т.

    Расчет на душу населения обычно делают для земельных, водных и лесных ресурсов. Итак, мы познакомились с природными ресурсами и показателем “ресурсообеспеченность” и приступаем к практической работе.

    Переходим к планированию работы.

    ПЛАНИРОВАНИЕ (15 мин)

    1. Выполняем в тетради схему классификации природных ресурсов по исчерпаемости.

    2. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицы, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле: на листочках с таблицей №1

    Р = З/Д, где

    Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

    • выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
    • сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

    После показа чернового варианта и проверке путем сравнения на слайде, можем приступать к работе на компьютере

    ВЫПОЛНЕНИЕ (25 мин)

    Задание 1. Создайте слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости, посмотрев на пример в презентации учителя.

    Подумайте над следующими вопросами после таблицы и обсудите их с партнером

    Задание 2. Создайте слайд с диаграммой по ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой, предварительно рассчитав ресурсообеспеченность стран данными пр. ресурсами.

    ВЫПОЛНЕНИЕ

    1. Запустите MicrosoftPowerPoint
    2. Создайте слайд “Пустой”
    3. Выбрать фигуру “Скругленный прямоугольник”
    4. Расположите его по центру сверху
    5. Копируйте прямоугольники столько раз сколько видов по исчерпаемости ресурсов
    6. Выбрать “надпись” и вписать название видов ресурсов в фигуры
    7. Создайте слайд “заголовок и объект”
    8. В центре слайда выберите добавление диаграммы, четвертую слева 1 ряда
    9. В таблице, что появилась справа от слайда с диаграммой запишите заголовки столбцов (в них записываете название ресурса)
    10. Запишите заголовки строк первого столбца (названия стран)
    11. Заполните ячейки полученных данных по ресурсообеспеченности.
    12. Закройте таблицу
    13. Сохраните презентацию в папке со своими именами на рабочий стол

    Во время выполнения практической работы каждая группа создает 1-2 слайда

    ПРОВЕРКА (5мин)

    1. Откройте презентацию и убедитесь, что в ней присутствуют все требуемые элементы
    2. Слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости
    3. Слайд с диаграммой ресурсообеспеченности стран

    ОБСУЖДЕНИЕ (10 мин)

    1. Приготовьтесь обсудить следующие вопросы:
    2. Что такое природные ресурсы, какие виды природных ресурсов вы знаете?
    3. Какие квалификации природных ресурсов вы знаете?
    4. Что такое ресурсообеспеченность. как ее вычислить?
    5. Помогла ли вам работа над диаграммой выявить ресурсообеспеченность стран?
    6. Что вам больше всего понравилось при работе на уроке? И почему?
    7. Как вы считаете справились ли вы сегодня с поставленными перед вами задачами?
    8. С какими трудностями вы столкнулись и почему?

    Кто на первом месте по запасам? (США)

    По добыче? (Китай)

    Кому из стран на большее количество лет хватит? Почему? (У нее мало запасов, но и добыча небольшая)

    1. Если страна невелика по размерам, то означает ли это, что она слабо обеспечена природными ресурсами? Можно ли говорить о прямой зависимости между размерами территории страны и ресурсообеспеченностью?
    2. Какой расчет ресурсообеспеченности больше подходит к минеральным ресурсам и почему?
    3. Что такое ресурсообеспеченность и как ее вычислить?
    4. Общий вывод о размещении минеральных ресурсов и ресурсообеспеченности стран.

    Вывод о роли ресурсообеспеченности в уровне экономического развития страны.

    СИНКВЕЙН

    • Первая строка – тема урока, выраженная одним словом, обычно существительным.
    • Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.
    • Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
    • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
    • Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы.

    В ДНЕВНИК (2мин)

    Оценки за урок и организационный конец урока.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1

    Особенности урока по инновационной технологии международной программы Intel/

    Девяносто процентов вашего времени на уроке должно быть посвящено фасилитации и только десять процентов – прямому обучению и инструктированию. В этом модуле вы познакомитесь с навыками фасилитатора, необходимыми для ведения этого курса.

    Фасилитация(от англ. facilitate – помогать, облегчать) - способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки.

    Фасилитатором сейчас называют тренера (или любого другого “обучателя”), основная выполняемая задача которого, состоит в стимулировании и направлении процесса поиска информации. При традиционном же образовании учитель сам выдает ученику всю необходимую информацию. Самостоятельный поиск информации гораздо сильнее мотивирует ученика и обеспечивает гораздо более эффективное усвоение найденной информации и приобретенных навыков.

    Фасилитация обучения включает множество навыков, таких, как умение слушать и говорить, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее. Учитель должен овладеть всеми этими навыками. Ученикам они тоже пригодятся, поскольку им придется работать с другими ребятами.

    Структура урока

    В каждом уроке есть общие этапы, скажем, все они начинаются введением и заканчиваются заполнением дневника. А вот то, что происходит между ними, зависит от темы урока. Далее следует подробное описание типичного учебного занятия продолжительностью 150 минут. Указывается примерная продолжительность каждого этапа учебного занятия.

    Введение (10 минут) Введение в урок (5 минут)

    Обсуждение вопросов рефлексии прошлого занятия и домашнего задания по записям в дневнике

    Знакомство с заданием (5 минут)

    На этом этапе учитель дает учащимся прочитать вступительную главу к занятию, где, как правило, содержатся основные понятие и термины, связанные с заданием, над которым предстоит работать в течение урока. Учитель может прокомментировать наиболее важные моменты или сам сделать введение в урок. Однако, лучше ограничиться короткой обратной связью, чтобы проверить понимание прочитанного.

    Планирование (30 минут)

    Ученики обсуждают вопросы раздела “Планирование” и записывают ответы

    Полезно вернуться к вступительной статье к заданию, чтобы уточнить, что требуется сделать и внимательно рассмотреть иллюстрацию. При этом ученики не должны копировать примеры в учебнике.

    Учителю следует напомнить, где в справочном руководстве (Путеводителе) можно найти ответы на возникающие вопросы.

    Прежде чем приступить к работе на компьютере ученики должны показать преподавателю эскиз, набросок на бумаге того, что они собираются выполнить.

    Выполнение (75 минут)

    Ученики работают над заданием, точно следуя шагам инструкции.

    Учитель следит, чтобы ученики рационально использовали время, не задерживаясь слишком долго на украшательстве работы (выбор шрифтов, заливки и т.д.), оставив для этого время в конце занятия. Учитель не должен давать ответы на вопросы, связанные с технологией создания работы, он может лишь проверить, правильно ли ученик пользовался справочным руководством.

    Проверка (5 минут)

    Ученики сверяют выполненную работу с обязательными требованиями, перечисленными в разделе “Проверка”. В случае необходимости они могут внести все нужные дополнения или изменения.

    Учитель должен заранее предупредить о том, что время предусмотренное на выполнение задания, заканчивается

    Обсуждение (15 минут)

    Ученики под руководством учителя обсуждают вопросы раздела “Обсуждение”. Учитель может предложить и свои вопросы, основываясь на своих наблюдениях за работой учеников или на ключевых моментах содержания или технологии выполнения задания.

    Можно разрешить ученикам посмотреть работы друг друга. Как правило, один ученик остается у компьютера, а другой проходит по классу. Затем они меняются местами.

    Дневник (15 минут)

    Ученики обмениваются впечатлениями о прошедшем занятии, о том, какие трудности пришлось преодолеть, что показалось самым интересным и полезным.

    Второй вопрос посвящен следующему занятию. Как правило, здесь же дается домашнее задание.

    Все свои мысли ученики записывают в дневник. Это может быть блог, специальный файл в текстовом редакторе или электронный учебник.