Понятие налоговое регулирование. Методы и способы налогового регулирования Методы регулирования налоговой системы

Государственное налоговое регулирование необходимо для того, чтобы осознанно воздействовать на экономическое состояние страны и деятельность хозяйствующих субъектов ( , и т.д.). Данный процесс – прямая обязанность государства.

Общее представление о государственном налоговом регулировании

Государственное налоговое правовое регулирование – особая система, включающая методы, приемы и инструменты, осуществляющие управленческую функцию в сфере налогообложения.

Регулирование необходимо для обеспечения возможности государственным органам целенаправленно вмешиваться в экономику в условиях рынка и осуществлять контроль за экономической ситуацией в РФ.

Принятие подобных мер преследует следующие цели:

  • позаботиться о создании максимально комфортных условий для роста денежных вливаний в бюджетно-финансовую сферу страны на базе производственного роста;
  • стимулировать продажи и доходную часть экономики (на основе экономического подъема) при помощи оказанного влияния на разные направления хозяйственной части и экономики страны в целом.

Важно: налоговое правовое регулирование обладает особенностью – наличием четкой макроэкономической стратегии и осознанным воздействием на экономику, отличающимися непрерывностью и относительным постоянством. Такое воздействие касается не ряда предприятий, а всей экономики Российской Федерации.

Содержание государственного налогового регулирования

  1. Роль проявляется, в первую очередь, в том, что это важный инструментарий регулирования ВВП и национальной доходной части Российской Федерации. При распределении и перераспределении ВВП и НД, происходит осуществление фискальной и регулирующей функции налогообложения. Государством оказывается намеренное влияние на экономические процессы, при помощи формирования налоговыми методами доходной части.
  2. Влияние, которое налоги оказывают на капитал на всех этапах его кругооборота. Выполняя свои функции, они способствуют воздействию на процессы инвестирования (в том числе ) путем их ускорения или замедления. Регулирование налоговой политики подразумевает оказание влияния на спрос и предложение инвестиций. Для этого широко применяются процессы косвенного налогообложения. Мировая практика может похвастать накоплением богатого опыта в сфере регулирования инвестиционных источников посредством применения различных преференций. Таким образом, государству удается осуществлять контроль за процессом массового спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, ведь доход – основа спроса и конечный результат функционирования капитала.
  3. Налоги на деятельность и состояние экономики воздействуют не напрямую. Особенность подобного влияния заключается в том, что осуществляется оно с небольшой задержкой по отношению к тем тенденциям пропорций и темпов экономического роста, которые действуют на данный момент. Об эффективной составляющей принципа обратной связи можно говорить лишь тогда, когда необходимые меры регулирования будут приняты вовремя.
  4. Регулирование налоговых отношений помогает добиться эффективного воздействия на структурные компоненты общественного производства. Посредством необходимых механизмов, у государственных органов появляется возможность создавать нужные условия для того, чтобы накопление капитала осуществлялось в быстрых темпах и в максимально приоритетных направлениях.
  5. Кроме того, регулирование налоговой политики позволяет выравнивать уровни развития в региональной плоскости, за счет процесса стимуляции ускоренного роста в регионах и на территориях, отличающихся экономической нестабильностью. Такое становится возможным благодаря созданию более лояльного для расположенных там предприятий, экономических зон.
  6. Регулирование налоговой политики не оставляет без внимания и социальные сферы. Расходы тех учреждений, которые занимаются инвестициями подобных предприятий, обычно исключены из прибыли, облагаемой налогами.
  7. Являющиеся основными инструменты учета и контроля компонентов, отвечающих за охрану окружающей среды и ее грамотного использования.
  8. Благодаря возможности осуществления косвенного и подоходного налогообложения, осуществляется государственное регулирование потреблений личного характера и платежеспособного спроса населения. Это удается осуществлять посредством определения необлагаемых минимумов, а также социальных и имущественных вычетов стандартного образца (к примеру, ) в тех случаях, когда налогообложению подвергаются физические лица.

Инструменты государственного налогового регулирования

Мировая практика обладает наиболее распространенными методами государственного регулирования в плоскости налогообложения:

  • случаи, при которых состав или структура налогов претерпевает изменения;
  • возможность заменять одни формы или способы налогообложения другими;
  • посредством изменения и дифференциации ставок в этой области;
  • воздействие на льготы и скидки, осуществление переориентации по их направлениям, объектам и плательщикам;
  • возможность в ряде случаев освобождать от налогов полностью, или частично (к примеру, );
  • возможность отсрочить платеж или аннулировать образовавшийся долг.

Регулирование налоговой политики в области экономики наделяет особой значимостью оптимизацию составляющих структур системы налогообложения и соответствующих ставок.

Этот процесс в своей основе имеет стремление достичь равновесия в плоскости налогов.

Чтобы построить рациональную налоговую систему, необходимо полагаться на экономически обоснованное содержание ее внутренней структуры, прежде всего, параметров налоговых баз и налоговых ставок.

Государственное налоговое правовое регулирование разделяет сферу способов воздействия на два направления:

Налоговое стимулирование

В основе этого инструмента воздействия лежит ряд аспектов:

  • возможность устанавливать низкие налоги;
  • необходимость оптимизировать состав и структуру налоговой базы, ставок отдельных налогов;
  • возможность производить льготирование.

Данный тип инструментов имеет своей целью оказать влияние на экономическое состояние в целом, отдельные сферы, отрасли и социальные процессы, а также на поведение налогоплательщиков.

Главной формой стимулирования в этой части является налоговое льготирование.

Налоговое сдерживание

Подобная сфера регулирования менее распространена. Это связано с тем, что она имеет направленность сдерживать развитие отдельных экономических отраслей и инвестиционную активность.

Делается это с целью не допустить кризиса перепроизводства, что в современной экономике явление относительно редкое. России в ближайшие годы это точно не грозит.

ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ. Государственное регулирование рынка

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: 1. отсрочка налогового платежа ,представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности 2. инвестиционный налоговый кредит, представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований.

3. налоговые каникулы , предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги

4. налоговая амнистия , называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей. 5. налоговые вычеты , могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. 6. выбор и установление налоговых ставок , является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания 7. международные договоры об избежании двойного налогообложения -направлены как на избежание двойного налогообложения, так и на уклонение от налогов.

13.Классификация налогов

I. Финансово-экономический признак.

1. По способу изъятия:

Прямые;- косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По переложению налогового бремени:

Перелагаемые (косвенные);- неперелагаемые (прямые).

3. По способу обложения:

Налоги с ЮЛ;- налоги с ФЛ.- общие налоги.

4. По объекту обложения:

Имущественные;- рентные;- с выручки;

Налоги на потребление.

5. По единице налогообложения:

Экономические налоги;- расчетные.

6. По налоговым ставкам:

Прогрессивные;- регрессивные;- пропорциональные;- твердые;- кратные МРОТ.

7. По сфере функционирования:

Общеобязательные;- специальные.

8. По целевой направленности:

Абстрактные;- конкретные.

9. По способу выражения:

Налично-денежные;- безналичные.

10. По общему признаку налогового источника:

Налоги на доходы;- налоги на расходы;

11. По источнику уплаты:

Индивидуальные;- включаемые в себестоимость;

За счет балансовой прибыли;- за счет чистой прибыли;

С выручки.

12. По способу обложения и взимания:

Кадастровые;- декларационные;- у источника.

II. Административно-правовой признак.

По праву использования платежей:

Собственные;- регулирующие.

2. По структурно-административному признаку:

Федеральные;- региональные;- местные.

3. По способу перечисления:

Автоматически;- самостоятельно;- по поручению.

III. Пространственно-временной признак.

По периодичности:

Срочные;- регулярные.

2. По времени и месту взимания:

У источника дохода;- у владельца собственника дохода;

При расходовании средств.

Транскрипт

1 УДК [ :336.22](477) Мыскина О.О., заместитель декана факультета экономики и налогообложения по воспитательной работе Национального университета государственной налоговой службы Украины, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения (Украина, г. Ирпень) НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В статье раскрыта сущность налогового регулирования, исследованы научные принципы реализации регулирующего потенциала налоговой системы и осуществлена систематизация инструментов налогового влияния на инвестиционную деятельность. Ключевые слова: налоговое регулирование, инвестиционная деятельность, налоговые льготы, государственное регулирование. Понятие налоговое регулирование в науке и на практике начало использоваться с момента обоснования учеными важности регулирующей функции налогов. В труде Эволюция конституционно-правового компромисса общества и государства Р.О. Гаврилюк обращает внимание, что с конца XVIII века в конституциях стран (проанализировано 49 действующих конституций Европы и 35 действующих конституций государств Америки) в части положений о налогах происходит изменение целей налогообложения «от потребностей обеспечения публичных интересов к потребностям обеспечения государственного управления» . Результаты основательных исследований функций налогов, которые осуществили В.Л. Андрущенко , Ю.Б. Иванов , В.М. Мельник , П.В. Мельник , Ф.О. Ярошенко и другие, свидетельствуют о том, что история развития налогообложения осуществляется путем роста роли регулирующей функции налогов. По этому поводу Ю.Б. Иванов в статье «Функ- 127

2 ции налогов и налоговое регулирование» отмечает, что «наличие у налогов как экономической категории регулировочной функции определяет возможность активного и целеустремленного ее использования для достижения разных целей в процессе государственного регулирования экономических и социальных процессов» . Целью исследования является раскрыть сущность налогового регулирования, исследовать научные принципы реализации регулирующего потенциала налоговой системы и осуществить систематизацию инструментов налогового влияния на инвестиционную деятельность. Изложение основного материала. Термин «налоговое регулирование» широко стал использоваться учеными в научных трудах, которые опубликованы в течение последнего десятилетия. И несмотря на то, что единой общепризнанной его трактовки не сформулировано (табл. 1), подавляющее большинство ученых под налоговым регулированием понимают управляющее воздействие с помощью налоговых методов и инструментов на социально-экономические процессы. Наиболее комплексно исследовал налоговое регулирование Ю.Б. Иванов, который отметил, что оно является процессом (в отличие от регулирующей функции налогов), который предусматривает сознательное использование налогов, невозможное без реализации конкретных действий со стороны субъектов управления, и направленное на конкретные результаты . ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Таблица 1 Дефиниции понятия «налоговое регулирование» Определение понятия «налоговое регулирование» Автор и источник Налоговое регулирование с помощью присущих ему методов и рычагов Т.И. Ефименко позволяет достичь более эффективного использования мате- риальных и финансовых ресурсов, интенсифицировать инвестиционную и предпринимательскую активность, согласовать интересы разных субъектов хозяйствования, слоев населения, центральных и региональных уровней государственного управления Налоговое регулирование это сознательное, активное и целенаправленное Ю.Б. Иванов воздействие государства на участников экономических отношений с помощью средств и инструментов налоговой политики с целью достижения желаемых социально-экономических результатов Налоговое регулирование это целенаправленное воздействие государства на участников экономических отношений путем использования средств и инструментов налоговой политики Налоговое регулирование это комплекс действий государственных органов, направленных на изменение параметров налоговой системы и налогового механизма с целью достижения определенных социальных и экономических задач Налоговое регулирование экономики основной элемент налогового механизма, который положен в основу долгосрочных стратегических целей государства, направленных на обеспечение экономической стабильности и стимулирования экономического роста Налоговое регулирование инвестиционной активности это осуществление государством посредством механизмов налогообложения определенных мер, направленных на регулирование объемов, качества и направлений инвестирования субъектов хозяйствования всех форм собственности, достижение равновесия между спросом и предложением на инвестиционном рынке Ю.Б. Иванов, А.И. Крысоватый, А.Я. Кизыма, В.В. Карпова Р.П. Жарко И. Фокина В. Грушко, Л. Кошембар 128

3 Полностью соглашаясь с мнением одного из ведущих ученых Украины по вопросам налогообложения и экстраполируя результаты его исследований в сферу инвестирования, отметим, что под понятием «налоговое регулирование инвестиционной деятельности» целесообразно понимать процесс реализации сознательного управленческого воздействия субъектов государственного регулирования на инвестиционную деятельность с помощью налоговых методов и инструментов. Прежде всего отметим, что налоговое регулирование необходимо рассматривать как часть (элемент системы) государственного регулирования. По этому поводу Ю.Б. Иванов, А.И. Крысоватый, А.Я. Кизима и В.В. Карпова пишут, что, несмотря «на высокую эффективность, считать налоговое регулирование единственным и решающим рычагом влияния на экономические процессы было бы неправильным, поскольку лишь изменением условий налогообложения без других рычагов государственной экономической политики невозможно решить все проблемы в сфере экономики» . Продолжая мысль ученых, подытожим, что налоговое регулирование в целом и в частности должно опираться на общую концепцию государственного регулирования экономики. Для определения основных характеристик налогового регулирования как элемента «системы высшего уровня» отразим схематично модель государственного регулирования (рис. 1). СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (Президент; Верховный совет; Кабинет Министров; Министерства и др.). УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ Концептуальные положения Цели Задания Модель Формы Механизмы Методы Инструменты ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Рис. 1 Модель государственного регулирования 129

4 ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Из рисунка 1 видно, что субъекты государственного регулирования осуществляют управляющее воздействие на объект регулирования. Особое внимание в данной модели стоит обратить на процесс реализации управленческого воздействия. Для того, чтобы он был эффективным и результативным, необходимо обеспечить его целеустремленность и сбалансированность (в первую очередь в части гармоничного сочетания всех его элементов, а именно: концептуальных положений, целей, задач, модели, форм, механизмов, методов и инструментов). Исследуя модель государственного регулирования в контексте налогового регулирования, целесообразно отметить, что идентификация налогового регулирования осуществляется на уровне методов и инструментов, все же остальные элементы относятся к государственному регулированию в целом и с целью усовершенствования налогового регулирования требуют четкого понимания и формализации. Учитывая необходимость раскрыть сущность каждого из элементов системы управленческого воздействия как фундаментального базиса для дальнейшего исследования, осуществим это в контексте как объекта государственного регулирования. Прежде всего отметим, что концептуальные положения государственного регулирования в Украине нашли свое отражение в Постановлении Кабинета Министров Украины «О концепции регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформации экономики» от 1 июня 1995 года 384, которая «определяет принципы регулирования с учетом реальной экономической ситуации, перспективы привлечения инвестиций и их использование» . При этом целесообразно отметить, что одним из механизмов реализации данной концепции является «проведение налоговой политики, направленной на стимулирование субъектов хозяйствования» . Целью государственного регулирования в соответствии с Законом Украины «Об инвестиционной деятельности» является реализация «экономической, научно-технической и социальной политики исходя из целей и показателей экономического и социального развития Украины, государственных и региональных программ развития экономики, государственного и местных бюджетов, в частности предусмотренных у них объемов финансирования» . К основным задачам государственного регулирования относятся: создание условий для наращивания внутренних инвестиционных ресурсов, создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование притока иностранных инвестиций. В Украине государственное регулирование экономики в целом и инвестиционной деятельности в частности осуществляется на основе неоклассической модели, которая базируется на теориях монетаризма и экономики предложения. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Украины «Об» к формам государственного регулирования относятся: управление государственными инвестициями; регулирование условий, контроль за ее осуществлением всеми инвесторами и другими участниками инвестиционной деятельности . К механизмам государственного регулирования относятся политический, экономический, социальный, организационный, правовой, финансовый, кадровый, информационный и другие. Методы государственного регулирования подразделяются на прямые (государственные заказы и контракты, нормативные требования к качеству и сертификации, правовые и административные ограничения и запреты и т.п.) и косвенные (налогообложение, регулирование цен, процентные ставки за кредит и т.п.). Инструменты государственного регулирования делятся на три основные группы: правовые 130

5 (законодательные и другие нормативноправовые акты), административные (указы Президента Украины, постановления и распоряжения органов исполнительной власти) и экономические (налоговое регулирование налоговые ставки, база налогообложения, налоговые льготы), государственная политика в области оплаты труда (минимальная зарплата), ценовая политика (цены, границы цен, тарифы), монетарная политика (учетная ставка в процентах, купля-продажа ценных бумаг, норма обязательных резервов), кредитование (кредит, кредитные льготы), макроэкономическое планирование). В современном мировом пространстве в зависимости от роли государственного регулирования можно выделить три основные концепции экономического развития «планово-административная», «либеральная» и «стратегия ускоренного развития». Определим место налогового регулирования в каждой из них. Планово-административная модель экономического развития предусматривает полное доминирование государственного регулирования над рыночными механизмами. В такой системе потребность в налоговом регулировании сводится к минимуму, так как вопрос перераспределения прибыли между государством и субъектами хозяйствования является неактуальным (почти вся собственность является государственной). Либеральная концепция экономического развития предусматривает первенство рыночных механизмов над государственным регулированием. Вмешательство государства в экономику такой модели максимально ограничено. Налоговое регулирование осуществляется по принципу стимулирования путем минимизации налоговой нагрузки, уровень которого вместе с тем должен обеспечивать реализацию государством своих функций. Стратегия ускоренного развития предполагает значительный уровень влияния субъектов регулирования (государственного в целом и налогового частности) на экономику. Основой такого влияния является определение наиболее перспективных с позиции потенциала развития отраслей экономики и, с помощью целевых налоговых льгот, активизация инвестиционной деятельности в них и стимулирования ускоренной реализации потенциала развития. Как видим, каждая из приведенных концепций экономического развития имеет свои особенности и различия. Однако все они используют государственное регулирование экономики и налоговое регулирование как одну из его составляющих. Идентифицируя налоговое регулирование в системе государственного регулирования, отметим, что налоговое регулирование относится к экономическим косвенным методам и реализуется посредством четко определенных инструментов, к которым ученые относят: размер налоговых ставок, сроки внесения платежей, налоговые освобождения, налоговые скидки (вычитания), налоговые кредиты, снижение ставки налога, упрощенные режимы налогообложения и налоговую амортизацию (Л.Л. Тарангул ); общий уровень налогообложения (нагрузки), структуру действующей в стране системы налогообложения, применения альтернативных систем налогообложения, специальные налоговые режимы (по территориальному признаку), специальные отраслевые (секторальные) режимы налогообложения, объект и предмет налогообложения, определение налогоплательщиков, принципы установления и размеры ставки налога, определение базы налогообложения, расчет налоговых обязательств и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налоговые льготы (Ю.Б. Иванов ); налоговую нагрузку, налоговые ставки, налоговые льготы, специальные режимы налогообложения, альтернативные источники налогообложения, рассрочки и отсрочки налоговых платежей (Т.В. Паентко, И.А. Безуглая ); налоги, количественный и видовой состав налогов, налоговые режимы, состав 131

6 ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ плательщиков налогов, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов и подачи налоговой отчетности, налоговые санкции (И.А. Майбуров ); определение базы и объекта налогообложения, методику расчета объекта налогообложения и тарифов, ставки налогообложения, льготы в налогообложении (П.В. Мельник, Л.Л. Тарангул, З.С. Варналий ). Соглашаясь в целом с предложенными учеными инструментами налогового регулирования, считаем, что целесообразно рассмотреть их более структурированно, а именно в контексте общих принципов установления налогов и сборов, которые приведены в статье 7 Налогового кодекса Украины (данная статья состоит из четырех пунктов, первые два из которых характеризуют ее содержательную часть, а остальные два организационную). Так, пункт 7.1 статьи 7 Налогового кодекса Украины отмечает, что «при установлении налога обязательно определяются такие элементы: плательщики налога, объект налогообложения, база налогообложения, ставка налога, порядок исчисления налога, налоговый период, срок и порядок уплаты налога, срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога» . Пунктом 7.2 статьи 7 Налогового кодекса Украины, в свою очередь, определяется, что «при установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и порядок их применения» . Таким образом, можно констатировать, что общие принципы налогового регулирования экономики в целом и инвестиционной деятельности в частности определяются установленными налогами (сборами), организационными условиями их взимания и налоговыми льготами. При этом установленные законодательно организационные механизмы и правила начисления и взыскания налогов (сборов) формируют общепринятые основы налогообложения, а законодательно определенные отклонения от таких правил, которые имеют регулирующий характер и приводят к частичному или полному освобождению от уплаты налогов (сборов), являются налоговыми льготами. Учитывая вышеизложенное, считаем, что инструменты налогового влияния на инвестиционную деятельность целесообразно разделить на три группы: инструменты налогового регулирования организационного характера (структура системы налогообложения, налоговая нагрузка, заключение международных договоров об избежании двойного налогообложения, налоговые санкции, освобождение от уплаты налогов и сборов, рассрочки и отсрочки налоговых платежей); инструменты налогового регулирования, связанные с элементами налогов (состав налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговая база, методика расчета базы налогообложения, налоговые ставки и их дифференциация, установление необлагаемого минимума, порядок и сроки уплаты налогов, порядок и сроки представления отчетности) и инструменты налогового стимулирования, которые являются «исключением» из общих принципов налогообложения налоговые льготы (необлагаемые резервные фонды, ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, инвестиционная налоговая скидка, налоговые каникулы, специальные режимы налогообложения). Выводы и перспективы дальнейших исследований. Инструменты налогового регулирования, формируя общие принципы налогообложения, влияют на размер ресурсов, которые остаются у субъектов хозяйствования после уплаты налогов, а последние, в свою очередь, определяют объемы потенциальных источников инвестирования. Инструменты налогового стимулирования, которые являются «исключением» из общих принципов налогообложения налоговые льготы, используются для направления инвестиционных потоков в необходимом для государства русле. Понимание предложенной систематизации инструментария налогового влияния на инвестиционную деятельность дает возможность четко отделить налоговые льготы и в будущем оценить их эффективность. 132

7 Библиографический список 1. Гаврилюк Р.О. Еволюція конституційно-правового компромісу суспільства і держави / Р.О. Гаврилюк // Проблеми філософії права Том. IV V. С Мельник В.М. До аналізу розвитку соціальної під функції податків / В.М. Мельник, В.А. Таращенко. С Мельник П.В. Розвиток податкової системи в перехідній економіці / П.В. Мельник. Ірпінь: Академія державної податкової служби України, с. 4. Ярошенко Ф.О. Історія оподаткування: навчальний посібник / Ф.О. Ярошенко, П.В. Мельник, В.Л. Андрущенко, В.М. Мельник. Ірпінь: Національна академія ДПС України, с. 5. Іванов Ю. Функції податків та податкове регулювання / Ю. Іванов // Формування ринкової економіки в Україні Вип. 19. С Єфименко Т.І. Податкове регулювання економічного розвитку: Автореф. дис. д-ра. екон. наук. К., с. 7. Фокіна І.В. Формування механізму податково-субсидіарного регулювання вугільної промисловості. Автореф. дис. канд. екон. наук. Донецьк, с. 8. Грушко В.І. Інструменти податкового регулювання інвестиційної активності / Грушко В. І., Кошембар Л. О. // Фінанси України С Жарко Р.П. Теоретико-методичні засади удосконалення податкового регулювання підприємницької діяльності. Автореф. дис. канд. екон. наук. К., с. 10. Податковий менеджмент: навчальний посібник [Електронний ресурс] / [Ю.Б. Іванов, А.І. Крисоватий, А.Я. Кізима, В.В. Карпова] Київ: Знання, c. Режим доступу: pages-3751.html 11. Про концепцію регулювання інвестиційної діяльності в умовах ринкової трансформації економіки: Постанова Кабінету Міністрів України від 1червня 1995 року 384 [Електронний ресурс]. Режим доступу: Про інвестиційну діяльність: закон України від р. [Електронний ресурс]. Режим доступу: rada.gov.ua 13. Бюджетна підтримка та податкове стимулювання національної економіки України: монографія / За заг. ред. Л.Л. Тарангул; Нац. унів-т ДПС України. Ірпінь, К.: Фенікс, с. 14. Налогообложение: проблемы науки и практики 2009: Монография / Под. ред. проф. Ю.Б. Иванова. Х.: Либуркина Л.М.: ИД «ИНЖЕК», с. 15. Паєнтко Т. В. Фіскальне регулювання фінансових потоків у державі / Т. В. Паєнтко, І.А. Безугла // Актуальні проблеми економіки (108). С Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с. 17. Податкова політика України: стан, проблеми та перспективи: Монографія / П.В. Мельник, ЛЛ. Тарангул, З.С. Варналій [та ін.]; за ред. З.С. Варналія. К.: Знання України, с. 18. Податковий кодекс України [Електронний ресурс]. Режим доступу: zakon2.rada.gov.ua/laws/show/ Myskina O.O., е-mail: Deputy dean of the faculty of economics and taxation on educational work of the National University of state tax service of Ukraine; senior lecturer of the department of taxes and taxation, (Ukraine, tel. Irpen) SCIENTIFIC PRINCIPLES OF TAX REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY The article reveals the essence of the tax regulation, scientific principles of the regulatory capacity of the tax system are studied and systematization of tools of tax effect on investment activity is given. Key words: tax regulation, investment, tax incentives, government regulation. 133


Лопастейская Л.Г., кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Ульяновский государственный технический университет Россия, г. Ульяновск Идрисова О.С. магистрант

УДК 336.22 Теоретико-методические подходы к классификации налоговых льгот в Украине Таращенко Владимир Анатольевич Старший преподаватель кафедры аудита и экономического анализа Национального университета

Хомутенко А.В., к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов Одесский национальный экономический университет, Украина В.П. Хомутенко к.э.н., профессор, профессор кафедры финансов Одесский национальный экономический

УДК 330.14 Экономические науки Турсунов Алишер Мухамадназирович доцент кафедры «Экономика промышленности» Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова Tursunov Alisher Associate

УДК 336.531.2 (470.345) НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) Захарова Ольга Александровна, аспирант Национального исследовательского

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 1 (67). 2015 г. 2. С. 12 17. УДК 336.564.2 НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

11 января 2011 года N 1315-01-ЗМО ЗАКОН МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Законов Мурманской области от 07.04.2011 N 1332-01-ЗМО,

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТ Алупой Т.А. Николаевский национальный аграрный университет, Николаев, Украина TAX REGULATION OF AGRICULTURAL ENTREPRENEURIAL

Цели освоения дисциплины Курс «Налоги и налогообложение» дает комплекс теоретических и прежде всего практических знаний в области исчисления и уплаты налогов юридическими и физическими лицами. п/п Содержание

Янковская В.А. Формы, методы, инструменты налоговой политики, ее взаимосвязь с экономической политикой // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2019. 6 (июнь). АРТ

Аннотация рабочей программы дисциплины «Налогообложение инвестиционно-инновационной» по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль (программа) подготовки Налоги и налогообложение 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Принят на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление 15-6 от 13 июня 2000 года) МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах Закон "Об основах " регулирует деятельность

1 УДК 33 КУЗНЕЦОВА А.Н. магистрант 2-го года обучения экономического факультета, Дагестанский государственный университет АЛИЕВ Б.Х. доцент. экон. наук, профессор, зав. кафедрой, Дагестанский Государственный

2. Содержание учебной дисциплины. Введение. Тема 1. Экономические законы и особенности их проявления на предприятии. Экономика предприятия как объект изучения и научная дисциплина. Задачи дисциплины. Цель

3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Б1.В.ДВ.06.02 ИНВЕСТИЦИИ: ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ Цель дисциплины: Целью учебной дисциплины «Инвестиции: проблемы регулирования» является формирование комплекса знаний по анализу инвестиционных решений

Вопрос 2. Финансовая система Российской Федерации. Подвопрос 1. Понятие финансовой системы, ее принципы и структура. Сгруппированные по роли субъекта в общественном производстве финансовые отношения образуют

УДК 631.16 Мальцева Г.В. ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов ФГБОУ ВО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия» Россия, г. Смоленск СТИМУЛЫ ИННОВАЦИОННОГО

УДК 332.2 З.К. Анаева, к.э.н. доцент Р.И. Асабаева бакалавр ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» Россия, г. Грозный, Z.K. Anaeva, candidate of economical science associate professor R.I. Asabaeva

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Середа В.Г. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Тихорецке Тихорецк, Россия INVESTMENT ACTIVITY IN MUNICIPAL FORMATIONS Sereda

Финансы, денежное обращение и кредит 309 Финансовое регулирование инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации 2011 Ю.И. Булатова Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

Примерные темы выпускных квалификационных работ по направлению «Юриспруденция», профиль «Финансовое и налоговое право» для бакалавров 2017-2018 учебный год 1. Роль налогового администрирования в обеспечении

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет Институт экономики и управления 620100 Екатеринбург, Сибирский тракт, 37, оф. 1-136 Кафедра бухгалтерского

Государственное регулирование инновационной деятельности. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Столкова Г. Барнаул, Россия State regulation of innovation activity. Stolkova G. FGBOU VO "Altai

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 1 2015 УДК 336.201 СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Мухина Евгения Ринатовна старший преподаватель Пермский национальный

Чиркинян Д.А. Государственный финансовый контроль за деятельностью субъектов предпринимательского права // Академия педагогических идей «Новация». 2019. 3 (март). АРТ 126-эл. 0,2 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 332:336 В. Н. Гусарова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ Статья посвящена методологическим аспектам формирования и реализации финансовой

1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЙТУНСКИЙ РАЙОН ПОСТАНОВЛЕНИЕ «17» cентября 2015г. р.п. Куйтун 399-п Об основных направлениях налоговой политики муниципального

Перов, А. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для бакалавров / А. В. Перов, А. В. Толкушкин. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012. 899 с. Принятые сокращения Предисловие Содержание

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Колледж экономики, страхового дела и информационных технологий КЭСИ" Вопросы к ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ Специальность

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия Принят Законодательным Собранием Республики Карелия 21 февраля 2013 года (в ред. законов РК от 09.02.2015

Секция «Проблемы финансовых расследований и экономической безопасности» Налоговое администрирование - приоритетное направление современного этапа эволюции налоговой системы в процессе экономической реформы.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АПК ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 282 И.А. Петрова Важнейшим фактором развития инвестиционного процесса в АПК является активность государственных органов власти в создании инвестиционной

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПАСПОРТ I ЧАСТЬ 2017 год 2 Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство) является органом исполнительной власти

16 июля 2010 года N 96/2010-ОЗ Принят постановлением Московской областной Думы от 8 июля 2010 г. N 8/126-П ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ

28 августа 2003 года N 175-ЗО РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ О СТИМУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Законов Челябинской области от 26.08.2004 N 272-ЗО,

УДК 330.011.7 Ф.А. СЕРДАРОВ, специалист, НТУ «ХПИ», Л.В. КУЗЬМЕНКО, канд. техн.наук, доц., НТУ «ХПИ» ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В статье рассматривается

Налоги с физических лиц: учебник / Гончаренко Л. И., Горбова Н. С, Миронова О. А. Под ред. Л. И. Гончаренко. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 304 с. (Высшее образование). Учебник подготовлен в соответствии с

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина Факультет заочного образования Кафедра «Бухгалтерский учет» Утверждаю: Декан

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ Ромащенко В.Д. Научный руководитель - к.э.н., доцент Коваленко Елена Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский

УДК: 336.228.3 МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ НА МИКРОУРОВНЕ Зарипова Елена Юрьевна магистрант кафедры «Экономика, управление и инвестиции» Южно-Уральского

Выравнивающая функция налоговые инструменты регулирования экономического развития Налоговое управление заключается в создании условий для сосредоточения в органах государственной власти финансовых ресурсов.

УДК: 336.7: 338 (575.1) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТИМУЛИРУЮЩЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УЗБЕКИСТАНА Б.С. Умаров, Ташкентский финансовый институт, Республика Узбекистан, г. Ташкент

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 5 2014 УДК 336.221 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ Мухина Евгения Ринатовна старший преподаватель

ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С 2015 ГОДА Кузьмина О.Н., Карбаинова А.А. Научный руководитель: Якубенко М.Н., к.э.н., доцент

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» на 2010-2011 учебный год Специализация «Финансы» 1. Пути повышения эффективности использования собственных и заёмных

Лекция 1. Понятие, предмет, методы, система, принципы и источники инвестиционного права. Инвестиционное право это комплексная отрасль права, регулирующая совокупность общественных отношений, возникающих

ПУТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Самсонова И.А., Подковыркина И.Д. ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» Владивосток, Россия

Кафедра финансов и контроля в сельском хозяйстве Дисциплина по выбору студента «Финансы субъектов малого бизнеса» 1 Название курса по выбору Финансы субъектов малого бизнеса студента 2 Специальность 1-25

Инновации и «финансовые романсы» к вопросу о финансировании Аннотация В статье уточняется понятие финансовых ресурсов в контексте инновационной деятельности, рассматриваются условия и основные источники

Бахарова А. И., 1 курс Научный руководитель: Клишина Ю. Е. Ставропольский государственный аграрный университет Россия, г.ставрополь СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

1.1. Категории финансового права. Финансовые правоотношения 1.1. Категории финансового права. Финансовые правоотношения Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую

Лебедева Л.Н., студентка ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», Россия, г. Волгоград ФИНАНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В настоящее время происходит

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ АЛТАЙ РЕСПУБЛИКАНЫЕГ БАШКАРУЗЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от ГОП 19 июля 2012 года 192 г. Горно-Алтайск Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2013-2015

От 14 августа 2018 года 257 г. Горно-Алтайск Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов В целях реализации бюджетного процесса

Теория финансов ВОПРОСЫ к кандидатскому экзамену по специальности 08.00.10 финансы, денежное обращение и кредит 1. Сущность финансов и их место в системе производственных отношений. 2. Функции финансов

«Смоленский промышленно-экономический колледж» Планы семинарских занятий по профессиональному модулю ПМ 03. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет

УДК 336.76 Дикарева И.А. старший преподаватель Кубанский государственный аграрный университет Россия, Краснодар Алексинцева А.С. студентка 4 курс, факультет государственного и муниципального управления

Жукова Е.О. Актуальные вопросы финансового регулирования экономических и социальных процессов В связи с нарастанием кризисных явлений в экономике наибольшую актуальность приобретают вопросы, связанные

Налоговое регулирование - система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Налоговое регулирование - это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировке действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения (функций) налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени. Барулин С.В. Налоговый менеджмент / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко. - М.: Омега-Л, 2007.-272 с.

Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным. Данченко М.А. Налогообложение. Учебное пособие / М.А. Данченко. - Томск: ТГУ, 2012. -

Налоговое регулирование реализуется через воздействие государства на развитие экономики путем изменения нормы изъятия в бюджет за счёт понижения или повышения общего уровня налогообложения, в том числе за счёт разнообразных налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах экономики.

Основная задача налогового регулирования - создание благоприятных условий хозяйствования путем целенаправленного воздействия на качественные и количественные параметры воспроизводственного процесса с использованием рычагов, адекватных внутренней сущности налоговой системы.

Иными словами, целью налогового регулирования является выявление связей между состоянием и перспективой системы налогообложения и воздействие на эти связи для достижения стратегических задач государственной налоговой политики.

Конечная цель налогового регулирования - уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Особенностями налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

Так, налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны . В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота . При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики . В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию. налог регулирование доход продукт

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства . С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны , стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России - это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу . Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов - важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении НДФЛ, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

Возможности использования налогов в качестве инструмента регулирования экономики вытекают из самой их природы, сущности и функций. Практическое содержание налогового регулирования предопределено именно регулирующей функцией налогов.

Еще в 1980 г. А. Вагнер выдвинул социально-политическую теорию, согласно которой налоговая политика должна преследовать не только фискальные, но и социально-политические цели. «Наряду с ближайшей, чисто финансовой целью налога, - писал А. Вагнер, - может быть различаема и поставлена еще другая цель: осуществлять с помощью налога регулирующие вмешательства, в общем так, чтобы произошло изменение в том распределении, которое происходит в условиях свободного обмена. Регулирующим образом можно вмешиваться также и в употребление отдельного дохода и имущества» .

Такую же точку зрения мы можем увидеть у французского экономиста Ф. Кенэ. В своей знаменитой «Экономической таблице» он подчеркивал, что налоги являются одним из факторов, влияющих на процесс производства капитала.

Налоговое регулирование на практике сводится, с одной стороны, к изменению условий воспроизводства посредством воздействия на совокупный спрос, а с другой - связано со стимулирующим воздействием на плательщика. Налоговое регулирование имеет две стороны воздействия -поощрительную и ограничительную. Поощрительная сторона налогообложения проявляется прежде всего через механизм налоговых льгот и тем самым стимулирует развитие производства. Ограничительная сторона, напротив, предусматривает высокий уровень налогообложения и сдерживает развитие производства.

Целью налогового регулирования является обеспечение сбалансированности общественных (государственных, муниципальных), корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правонарушений. В первую очередь налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетной сфере и осуществляет максимальное обеспечение финансового покрытия общественных потребностей.

Налоговое регулирование позволяет решить такие задачи, как обеспечение устойчивых темпов экономического роста; повышение экономической эффективности функционирования национальной экономики; повышение занятости населения; справедливое распределение доходов населения; стимулирование развития приоритетных отраслей экономики (инновационное развитие, энергоэффективное производство, малый бизнес и др.)

Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения ВВП и национального дохода страны, воздействует на капитал на всех стадиях его кругооборота. Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогов государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг. Налоги применяются для снятия социальной напряженности, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, а также для создания условий, благоприятных для экономического роста.

Налоговое регулирование экономики осуществляется преимущественно в двух направлениях: стимулирование деятельности отдельных категорий налогоплательщиков; предоставление возможности самостоятельного экономико-социального развития отдельных территорий.

Таким образом, налоговое регулирование - это система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств, осуществляемых государственными и местными органами власти путем внесения оперативных изменений в налоговую систему и налоговый механизм с целью приспособления и развития существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база, налоговые санкции и др. (рис. 2.1).

Значимым инструментом налогового регулирования является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя налоговое законодательство, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно менять приоритеты в политике регулирования доходов.

Важная роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Рис. 2.1.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством налогового регулирования являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. Проведению активной налоговой политики способствует также то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанных с видами и формами предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности, и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налогового регулирования, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Система налогообложения большинства стран предусматривает, в частности, различные формы создания налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т.е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и соответственно к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит, и налоговых выплат. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метода амортизационных списаний: в первый-второй год списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются, в основном, сроком на три-пять лет. В российской налоговой практике в самом начале экономических реформ в первой половине 1990-х гг. предусматривалось полное освобождение в течение двух лет от налога на прибыль совместных предприятий с иностранным капиталом, что способствовало притоку в страну прямых иностранных инвестиций. Значительно более длительный срок существовала льгота малым предприятиям, которые освобождались от налога на прибыль полностью в течение первых двух лет с момента организации и частично - в течение двух последующих лет. Российское налоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как ИНК, представляющий собой направление в течение определенного договором времени налогов не в бюджет, а на инвестиции данного конкретного налогоплательщика.

В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка; отсрочка и рассрочка уплаты налога; создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и других фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

Осуществляя налоговое регулирование, государство воздействует на динамику ВНП. Налоги оказывают влияние на динамику ВНП посредством налогового мультипликатора.

Налоговый мультипликатор (MR t) - это коэффициент, показывающий, насколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей. Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.

Налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS)

В случае если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется, так как предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки. Тогда налоговый мультипликатор приобретает вид

Изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор

АО^Р = АТ ? MRt .

  • Н ацист А, Ртапгеш^ешсЬаН. Вс1. 2. Ш1Ь, 1877.