Произведения каменского. Скука старой девы. Смотреть что такое "Каменский, Василий Васильевич" в других словарях

Василий Васильевич Каменский (17 (29) апреля 1884 , на пароходе на реке Каме между Пермью и Сарапулом , — 11 ноября1961, Москва) — русскийпоэт- футурист, один из первых русских авиаторов.

Родился в апреле 1884 г. Местом рождения будущего поэта считается поселок Боровское на границе нынешних Пермской и Свердловской областей. Но на самом деле Каменский появился н свет в каюте одного из ходивших по Каме пароходов, капитаном которого был его дед, Гавриил Серебренников.
Василий почти не помнил своих родителей, умерших когда ему еще не было и пяти лет. Воспитывался мальчик у сестры матери. Он посещал приходскую школу, а затем городское двухклассное училище.
В одиннадцать лет Каменский начал писать стихи.
По семейным обстоятельствам Василию пришлось оставить учебу. Он устроился на работу в бухгалтерию Пермской железной дороги. В 1902 г. на гастроли в Пермь приехала театральная группа В. Никулина. Каменский, очарованный театром, решил попробовать себя в качестве актера. Несмотря на все уговоры родных и друзей, он бросил службу и поступил в труппу, взяв псевдоним «Васильковский».
Актерский путь привел Каменского в Николаев, в труппу В. Мейерхольда. Однажды Василий, сочтя, что поэтический монолог в одной из его ролей никуда не годится, написал стихи, которые прочитал на репетиции. После этого Мейерхольд посоветовал ему бросить театр и посвятить себя литературе. Последовав его совету, Каменский уехал на родину.
Он снова устроился работать на железную дорогу. Каменский сблизился с марксистами и в 1905 г., когда началась забастовка железнодорожников, был избран в стачечный комитет, а затем в декабре этого же года отправлен в тюрьму неподалеку от Нижней Туры.
Выйдя на свободу в мае 1906 г., Василий снова пустился в странствие: из Перми — в Севастополь, оттуда — в Персию, а затем в Петербург. Оказавшись в столице, он экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил на высшие сельскохозяйственные курсы. На курсах Василий начал заниматься живописью и уже через несколько лет принимал участие в выставках. В 1909 г., например, на выставке «Импрессионисты» была представлена его картина «Березы», написанная в технике пуантилизма. Тем не менее профессиональным художником Каменский не стал.
В литературные круги Каменский вошел благодаря известному журналисту Н. Шибуеву, который в 1908 г. задумал создать литературный альманах «Весна», где публиковались бы произведения начинающих авторов. Осенью 1908 г. Каменский стал соредактором журнала «Весна», в котором печатались Л. Рейснер, Н. Асеев, Игорь Северянин, А. Аверченко и многие другие. Работая в журнале, молодой поэт познакомился со многими маститыми литераторами — А. Блоком, А. Ремизовым, Ф. Сологубом, А. Куприным. Велимир Хлебников своей первой публикацией был обязан Каменскому.
В марте 1910 г. был издан поэтический сборник «Садок судей», где наряду с произведениями Давида и Николая Бурлюков, Елены Гуро и Велимира Хлебникова были опубликованы стихи Каменского, написанные летом 1909 г.
В 1911 г. Каменский решил, что должен стать летчиком. Подружившись с известным авиатором Владимиром Лебедевым, Василий с его помощью приобрел аэроплан «блерио». А пока самолет доставляли в Россию, поэт побывал в Берлине, Вене, Париже и Риме. Сдав в Варшаве экзамен на звание пилота, он совершал в различных городах показательные полеты. 29 мая 1912 г. в польском городе Ченстохове на глазах у многочисленных зрителей самолет упал в болото. Газеты сообщили о гибели талантливого поэта и бесстрашного летчика. Но Каменский выжил, хотя и получил многочисленные тяжелые травмы. Но аэроплан восстановлению не подлежал. Василий снова, в который уже раз, сменил род деятельности: приобрел под Пермью участок земли и основал хутор Каменку, попробовав себя в качестве архитектора и строителя. Кроме того, он сконструировал аэроход — род глиссера, способный передвигаться по воде и по снегу. Летом 1913 г. строительство в Каменке было завершено, а осенью поэт отправился в Москву, где состоялось его знакомство с Маяковским, следствием которого явилось турне футуристов по России. В нем приняли участие Каменский, Маяковский, Хлебников и братья Бурлюки.
В 1914 г. он стал редактором «Первого журнала русских футуристов», который издавал Давид Бурлюк; тогда же вышел поэтический сборник Каменского «Танго с коровами», в следующем году — поэма «Стенька Разин» (которую в 1919 г. поэт переработал в пьесу, а в 1928-м — в роман «Степан Разин»), в 1916-м — сборник «Девушки босиком».
Революцию Каменский принял восторженно, надеясь, что новый общественный строй откроет перед футуристами неограниченный простор для творческого самовыражения. В 1917 г. он написал свой знаменитый «Декрет о заборной литературе...», который в первые дни советской власти был расклеен на заборах по всей Москве.
После революции у Каменского пропало желание эпатировать читателя, его стихи стали простыми и искренними.
Каменский искренне верил, что живет в самой счастливой и передовой стране. Ему не пришлось наступать на горло собственной песне. Он завоевал себе видное место на советском Парнасе (в 1933, когда отмечался двадцатипятилетний юбилей творческой деятельности поэта, один из камских пароходов был назван его именем). Поэмы «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934), «Встречи с миром» (1934), роман «Пушкин и Дантес» (1922), роман в стихах «Могущество», посвященный советским летчикам (1938), и другие произведения Каменский писал совершенно искренне. Он преклонялся перед Пушкиным, восхищался отважными летчиками, был предан революции и советской стране, и дух русского бунта был близок его свободолюбивой натуре.
В 1918 г. вышел поэтический сборник Каменского «Звучаль веснянки». Тогда же Василий попробовал себя в качестве киноактера, снявшись в фильме «Не для денег родившийся».
Его кипучая натура находила выход в активной общественной деятельности: в 1918 г. он был избран в Московский совет рабочих и солдатских депутатов; выступил организатором Союза поэтов, просуществовавшего до 1929 г., и стал его первым председателем. В 1919 г. он стал работать в Высшей военной инспекции и в качестве культурного работника отправился на Южный фронт. Там он попал в плен к белогвардейцам и до взятия Крыма Красной Армией сидел в ялтинской тюрьме. Затем уехал на Кавказ, в Тифлис, где, вспомнив былое, поступил на работу бухгалтером, но вскоре вернулся в Россию. С 1924 г. пермской газете «Звезда» было напечатано множество его очерков и рассказов, посвященных уральской деревне. В 1931 г. были изданы мемуары Каменского «Путь энтузиаста». В 1934 г. поэт возглавлял Центральный театр воднотранспортников и вынашивал идею создания «плавучего» театра. Тогда же он передал Каменку со всем имуществом в собственность колхоза, а сам перебрался в пустовавший дом в селе Троице. В 1940 г. вышла его книга «Жизнь с Маяковским». В начале 40-х поэт начал работу над поэмой «Ермак Тимофеевич», которую закончил в 1947-м.
Он не старел душой, но годы брали свое. В 1944 г. в тбилисской больнице ему ампутировали ногу, через год — вторую. Речь, произнесенная 14 апреля 1948 г. в Москве на вечере, посвященном памяти Маяковского, была последним публичным выступлением поэта: спустя пять дней Василия Васильевича сразил инсульт, лишивший его речи и способности двигаться. В начале 1950-х гг. он с женой и старшим сыном переехал на Юг, а в 1956 г. Каменские вернулись в Москву: поэт не хотел сдаваться; мысль о превращении в инвалида, доживающего свой век, была для него невыносима. Каменский несколько оправился от удара: у него действовали руки, он мог сидеть — значит, жизнь продолжалась. Супруга поэта, Валентина Николаевна, и трое его сыновей, Василий, Алексей и Глеб, делали все, чтобы он не чувствовал себя оторванным от жизни.
11 ноября 1961 г. Василий Каменский скончался. Урна с его прахом покоится на Новодевичьем кладбище. Дом Каменского в Троице передан Троицкой сельской библиотеке, в нем создан музей поэта.

Произведения

  • Землянка (1910, повесть)
  • Танго с коровами (1914, сборник стихов)
  • Девушки босиком (1916, сборник стихов)
  • Стенька Разин (М.,1916, роман) — в 1918 издан под названием «Степан Разин»
  • Звучаль веснянки, М., "Китоврас" 1918 (стихи)
  • Сердце народное — Стенька Разин, 1918
  • Его-моя биография Великого Футуриста. М., 1918
  • Стенька Разин. Пьеса. М., 1919; Харьков, 1923
  • Семья Грибушиных. Сценарий к фильму, 1923
  • 27 приключений Харта Джойса. Роман, 1924
  • Путь энтузиаста. М., 1931
  • Емельян Пугачёв. Поэма, 1931. Поставлена как опера в Мариинском театре.
  • Иван Болотников. Поэма, 1934
  • Уральские поэмы (1934, сборник)
  • Три поэмы, 1935
  • Родина счастья, 1937
  • Могущество, роман в стихах, 1938. Посвящен Валерию Павловичу Чкалову
  • Жизнь с Маяковским. Воспоминания, М., 1940

Издания

  • Каменский В. В. Звучаль веснянки (стихи). — М.-Пг.: Китоврас, 1918. — 160 с.
  • Каменский В. В. Сарынь на кичку. Стихи избранные. — Федерация, 1932. — 112 с.
  • Каменский В. В. Избранные стихи. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1934. — 248 с. (Библиотека современных поэтов)
  • Каменский В. В. Избранное, 1958.
  • Каменский В. В. Лето на Каменке: Избранная проза. — Пермь, 1961.
  • Каменский В. В. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. Н. Л. Степанова. — М., Л.: Сов. писатель, 1966. — 499 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
  • Каменский В. В. Стихи / Художник Вагин В. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1967. — 252 с.
  • Каменский В. В. Стихи. — М.: Художественная литература, 1977. — 270 с. (Б-ка соврем. поэзии)
  • Каменский В. В. Стихи. Поэмы. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1981. — 252 с.
  • Каменский В. В. Жить чудесно! Уральские стихи / пер. с балкарского. — Пермь: Пермское книжное изд-во, 1984. — 124 с.

Каменский Василий Васильевич

(Посетительский)


Vasily Kamensky

(1884 - 1961)

Василий Васильевич Каменский родился в семье смотрителя золотых приисков. В молодости был участником революционного движения (в 1905 избран председателем революционно-стачечного комитета железной дороги, где работал), в 1905 был посажен в тюрьму и освобожден после одиннадцатидневной голодовки (к 1906).

Авт. - Д.Бурлюк

С1906 в Петербурге, где после учебы на высших сельскохозяйственных курсах получает диплом агронома. В1910 всерьез увлекается авиацией, уезжает в Варшаву, где занимается конструированием и испытанием летательных аппаратов, становится дипломированным пилотом Международной авиационной федерации. Ввел в обиход слово «самолет».

Свою литературную деятельность В.Каменский начал в 1904, а в 1908 напечатался в петербургском альманахе «Весна». Его первое прозаическое произведение «Землянка», напечатанное в 1911, не имело успеха, что на некоторое время приостановило его литературную работу. Но в это время он тесно сближается с группой футуристов - Д.Д.Бурлюком, В.В.Хлебниковым и, позже, В.В.Маяковским. Становится неизменным участники! футуристических сборников, газет, журналов. В 1913-1914 было проведено «Всероссийское турне футуристов» - Бурлюк, Маяковский и Каменски проехали по семнадцати городам России, пропагандируя футуризм. Публичные выступления Каменского имели особый успех.

Как художник заяви о себе в 1909, когда принял участие в организованной Н.И.Кульбиным выставке «Импрессионисты». В 1913 он устраивает выставку современной живописи в Перми. 1914 - вершина его деятельности художника-футуриста: на выставке «№ 4» в Москве он экспонирует одиннадцать «железобетонных поэм» - своеобразный синтез изобразительной графики и слова в его смысловом, символическом и графическом значении. Само название говорил о стремлении раскрыть структуру «стихокартин» (как он позднее их называл), обнаружить взаимосвязь слова и образа.

Помимо подобных словеснографических опытов занимался также иллюстрированием собственных книг (поэма «Стенька Разин». М., 1917, совместно с А.В.Лентуловым). Как художник на протяжении 1920-1930-х годов продолжал работать в примитивистской манере.

В.Каменский. Рисунок В.Маяковского. 1917 г.

Участник выставок: Импрессионисты. Петербург, 1909; Тре- угольник. Петербург, 1910; картин левых течений. Петроград, 1915; 0,10. Петроград, 1915; картин общества «Бубновый валет». Москва, 1917 и других.

Литература: Каменский 8.6. Его - моя биография великого футуриста. М., 1918; он же. Путь энтузиаста. М., 1931; Чуковский КМ. Василий Камеенский. - В кн.: Чуковский КМ. Футуристы. М., 1922.

Футурист из футуристов. Очаровательнейшая личность, особенно он был таким, когда стал футуристом. Каменский был летчиком, но упал и разбился. Оставил аэроплан и взялся за перо. Футуризм он понял в совершенстве и обставил даже Крученых. У Каменского есть железобетонные поэмы, каких нет ни у кого из футуристов. Некоторые говорили, что если взять страницу из изданий Крученых и прочертить на ней лини, как в железобетонных поэмах, то получится железобетонная поэма. Но это крайнее мнение. Каменский оригинален в своих поэмах. Он рассказал мне содержание первой поэмы, и я записал его рассказ для сборника «Стрелец». Внешность изданий Камен- ского тоже превосходит издания остальных футуристов: у него есть издание на ярких-приярких обоях. Хотя приоритет был уже заявлен Бурлюком, все-же Каменский оригенален и в этом случае. Каменский любил все цветистое. Когда он переезжал в комнату, на новую квартиру, то первым долгом украшал свое новое жилище разными ленточками, бумажками, тряпочками и лозунгами.

И все же Каменскому не везло. Его многие знали, но своя компания не давала ему ходу. <...»

Вот характерный случай: когда не так давно был съезд советских писателей, то Бухарин выступил с восхвалением футуристов. О всех он что-нибудь сказал, а про Каменского позабыл упомянуть. Каменский очевидно протестоввал, и Бухарин выпустил дополнительный артикль о Каменском, признавая его за светило первой величин! Но не всякий мог знать про дополнение. Получилось впечатление, что Каменский вовсе и не футурист, а так, седьмая вода на киселе. Я думаю, что это было в высокой степени обидно Василию Васильевичу. <...>

Каменский был добрым товарищем футуристам и он сделал многое для футуризма. Он выступал на скандальных публичных состязаниях вместе с другими футуристами, но он выступал также со своими произведениями на арене цирка!!! Этого не делали ни Крученых, ни Бурлюк. Однажды я получил от какого-то атлета афишу цирковую, в которой были снимки атлета в разных видах. Я недоумевал: какое отношение имеет это ко мне? Но пришло письмо от Каменского, где загадка объяснилась: Каменский выступал вместе с борцом в цирке и сумел как-то пристегнуть сюда и меня.

Из воспоминаний А.А.Шемшурина

____________________

С 1900 работал конторщиком на ж.-д., выступал в т-ре, участвовал в рев. движении. С 1906 в Петербурге, с 1908 сотр. в ж. «Весы». С 1908 брал уроки живописи у Д.Бурлюка и Н.Кульбина. Один из первых русских пилотов, с 1911 учился в Париже в мастерских авиатора Блерио; ввел в обиход слово "самолет". С 1913 жил в Москве, участник движения кубофутуристов (с Д.Бурлюком и В.Маяковским), позднее от футуризма отошел. С 1948 тяжело болел. Сб-к поэзии «Девушки босиком» (1916), «Звучаль веснянки» (1918), поэмы на ист. темы "Стенька Разин" (1912-20), "Емельян Пугачев" (1931), "Иван Болотников" (1935), «Ермак Тимофеевич» (1947) и др. произв. Автор мемуарных кн. «Путь энтузиаста» (1931), «Жизнь с Маяковским» (1940).

Родился в селе Боровское Пермской губернии в семье смотрителя золотых приисков. Рано потеряв родителей, воспитывался в Перми в семье родственников. В 18 лет увлекся театром, гастролировал с полупрофессиональными труппами по городам России под псевдонимом Василия Васильевича Васильковского. Был активным участником революционного движения. В 1905 г., во время первой русской революции, стал председателем забастовочного комитета железной дороги в Н. Тагиле, за что год находился в одиночной тюремной камере. После освобождения уехал в Санкт-Петербург, где после учебы на высших сельскохозяйственных курсах получил диплом агронома. В 1910-1912 гг. серьезно занимался авиацией. Обучался в Париже, Лондоне и Варшаве, на собственные средства купил аэроплан “Блерио-XI”. Совершал первые в Перми полеты на аэроплане. В 1912 г. едва не погиб во время авиакатастрофы в Польше.

Первая публикация появилась еще в 1902 г. в газете “Пермский край”, затем в 1904 г. в уральских газетах публиковал вольнолюбивые стихи. С 1908 г. работал и печатался в альманахе “Весна”, где познакомился с Велимиром Хлебниковым. Позднее познакомился с будущим “отцом русского футуризма” Давидом Бурлюком. В 1910 г. вместе с Д. Бурлюками, В. Хлебниковым и другими поэтами издал сборник “Садок судей”. В этом же году вышла первая книга самого Каменского - лирическая повесть “Землянка”. Однако оно не имело успеха, что на некоторое время приостановило его литературную деятельность. После увлечения авиацией и авиакатастрофы Каменский уехал на родину, купил под Пермью кусок земли и основал хутор Каменка, ставший его домом до 1931 г. В 1913 г. Каменский возобновил литературную деятельность, присоединившись к известному “турне футуристов” - поездке Д. Бурлюка и В. Маяковского по городам России с публичными выступлениями. С этого времени Каменский является неизменным участником футуристических сборников, газет, журналов и публичных выступлений. В период турне 1913-1914 гг. его выступления имели особый успех, к скандальной известности футуриста прибавлялась слава профессионального летчика. В это же время расширяется круг его литературных и художественных знакомств, вместе с Маяковским и Бурлюком он снимается в первых немых кинофильмах.

Как художник Каменский работал с 1909 г. (выставка “Импрессионисты”), затем “Треугольник” (Петербург, 1910). В 1913 г. он устроил выставку современной живописи в Перми. В 1914 г. на выставке “№4” (Москва) представил свои “железобетонные поэмы”, являющие собой синтез изобразительной графики и слова. Принимал участие и в последних выставках футуристов (“Выставка картин левых течений” и “0.10” (Петроград, 1915), “ Бубновый валет ” (Москва, 1917).

Главная работа предреволюционного периода - роман “Стенька Разин” (1916), переработанный позднее в поэму. Роман Каменского имел шумный успех, поставленные на его основе спектакли шли во многих театрах России.

В 1920-е гг. написал книгу “Лето на Каменке”, повесть “27 приключений Хорта Джойса” и др. В 1930-е - поэмы “Емельян Пугачев”, “Иван Болотников”. В 1923 г. по его сценарию был снят один из первых советских кинофильмов “Семья Грибушиных”.

Василий Каменский с сыном Алексеем. 1934 г.

В 1931 г. взамен имения Каменка получил дом в селе Троица в 50 км от Перми, на высоком живописном берегу реки Сылва. В этом доме, который был перестроен по его собственному проекту, он прожил до 1951 г. Умер Василий Каменский 11 ноября 1961 года в Москве.

________________________________

Василий Васильевич Каменский родился в апреле 1884 г. Местом рождения будущего поэта считается поселок Боровское на границе нынешних Пермской и Свердловской областей. Но на самом деле Каменский появился н свет в каюте одного из ходивших по Каме пароходов, капитаном которого был его дед, Гавриил Серебренников. Василий почти не помнил своих родителей, умерших когда ему еще не было и пяти лет. Воспитывался мальчик у сестры матери. Он посещал приходскую школу, а затем городское двухклассное училище. В одиннадцать лет Каменский начал писать стихи. По семейным обстоятельствам Василию пришлось оставить учебу. Он устроился на работу в бухгалтерию Пермской железной дороги. В 1902 г. на гастроли в Пермь приехала театральная группа В. Никулина. Каменский, очарованный театром, решил попробовать себя в качестве актера. Несмотря на все уговоры родных и друзей, он бросил службу и поступил в труппу, взяв псевдоним «Васильковский». Актерский путь привел Каменского в Николаев, в труппу В. Мейерхольда. Однажды Василий, сочтя, что поэтический монолог в одной из его ролей никуда не годится, написал стихи, которые прочитал на репетиции. После этого Мейерхольд посоветовал ему бросить театр и посвятить себя литературе. Последовав его совету, Каменский уехал на родину. Он снова устроился работать на железную дорогу. Каменский сблизился с марксистами и в 1905 г., когда началась забастовка железнодорожников, был избран в стачечный комитет, а затем в декабре этого же года отправлен в тюрьму неподалеку от Нижней Туры. Выйдя на свободу в мае 1906 г., Василий снова пустился в странствие: из Перми — в Севастополь, оттуда — в Персию, а затем в Петербург. Оказавшись в столице, он экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил на высшие сельскохозяйственные курсы. На курсах Василий начал заниматься живописью и уже через несколько лет принимал участие в выставках.

В 1909 г., например, на выставке «Импрессионисты» была представлена его картина «Березы», написанная в технике пуантилизма. Тем не менее профессиональным художником Каменский не стал. В литературные круги Каменский вошел благодаря известному журналисту Н. Шибуеву, который в 1908 г. задумал создать литературный альманах «Весна», где публиковались бы произведения начинающих авторов. Осенью 1908 г. Каменский стал соредактором журнала «Весна», в котором печатались Л. Рейснер, Н. Асеев, Игорь Северянин, А. Аверченко и многие другие. Работая в журнале, молодой поэт познакомился со многими маститыми литераторами — А. Блоком, А. Ремизовым, Ф. Сологубом, А. Куприным. Велимир Хлебников своей первой публикацией был обязан Каменскому. В марте 1910 г. был издан поэтический сборник «Садок судей», где наряду с произведениями Давида и Николая Бурлюков, Елены Гуро и Велимира Хлебникова были опубликованы стихи Каменского, написанные летом 1909 г. В 1911 г. Каменский решил, что должен стать летчиком. Подружившись с известным авиатором Владимиром Лебедевым, Василий с его помощью приобрел аэроплан «блерио». А пока самолет доставляли в Россию, поэт побывал в Берлине, Вене, Париже и Риме. Сдав в Варшаве экзамен на звание пилота, он совершал в различных городах показательные полеты. 29 мая 1912 г. в польском городе Ченстохове на глазах у многочисленных зрителей самолет упал в болото. Газеты сообщили о гибели талантливого поэта и бесстрашного летчика. Но Каменский выжил, хотя и получил многочисленные тяжелые травмы. Но аэроплан восстановлению не подлежал. Василий снова, в который уже раз, сменил род деятельности: приобрел под Пермью участок земли и основал хутор Каменку, попробовав себя в качестве архитектора и строителя. Кроме того, он сконструировал аэроход — род глиссера, способный передвигаться по воде и по снегу. Летом 1913 г. строительство в Каменке было завершено, а осенью поэт отправился в Москву, где состоялось его знакомство с Маяковским, следствием которого явилось турне футуристов по России.

В 1914 г. он стал редактором «Первого журнала русских футуристов», который издавал Давид Бурлюк; тогда же вышел поэтический сборник Каменского «Танго с коровами», в следующем году — поэма «Стенька Разин» (которую в 1919 г. поэт переработал в пьесу, а в 1928-м — в роман «Степан Разин»), в 1916-м — сборник «Девушки босиком». Революцию Каменский принял восторженно, надеясь, что новый общественный строй откроет перед футуристами неограниченный простор для творческого самовыражения. В 1917 г. он написал свой знаменитый «Декрет о заборной литературе...», который в первые дни советской власти был расклеен на заборах по всей Москве. После революции у Каменского пропало желание эпатировать читателя, его стихи стали простыми и искренними. Каменский искренне верил, что живет в самой счастливой и передовой стране. Ему не пришлось наступать на горло собственной песне. Он завоевал себе видное место на советском Парнасе (в 1933, когда отмечался двадцатипятилетний юбилей творческой деятельности поэта, один из камских пароходов был назван его именем). Поэмы «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934), «Встречи с миром» (1934), роман «Пушкин и Дантес» (1922), роман в стихах «Могущество», посвященный советским летчикам (1938), и другие произведения Каменский писал совершенно искренне. Он преклонялся перед Пушкиным, восхищался отважными летчиками, был предан революции и советской стране, и дух русского бунта был близок его свободолюбивой натуре. В 1918 г. вышел поэтический сборник Каменского «Звучаль веснянки». Тогда же Василий попробовал себя в качестве киноактера, снявшись в фильме «Не для денег родившийся». Его кипучая натура находила выход в активной общественной деятельности: в 1918 г. он был избран в Московский совет рабочих и солдатских депутатов; выступил организатором Союза поэтов, просуществовавшего до 1929 г., и стал его первым председателем. В 1919 г. он стал работать в Высшей военной инспекции и в качестве культурного работника отправился на Южный фронт. Там он попал в плен к белогвардейцам и до взятия Крыма Красной Армией сидел в ялтинской тюрьме. Затем уехал на Кавказ, в Тифлис, где, вспомнив былое, поступил на работу бухгалтером, но вскоре вернулся в Россию. С 1924 г. пермской газете «Звезда» было напечатано множество его очерков и рассказов, посвященных уральской деревне. В 1931 г. были изданы мемуары Каменского «Путь энтузиаста». В 1934 г. поэт возглавлял Центральный театр воднотранспортников и вынашивал идею создания «плавучего» театра. Тогда же он передал Каменку со всем имуществом в собственность колхоза, а сам перебрался в пустовавший дом в селе Троице. В 1940 г. вышла его книга «Жизнь с Маяковским». В начале 40-х поэт начал работу над поэмой «Ермак Тимофеевич», которую закончил в 1947-м. Он не старел душой, но годы брали свое. В 1944 г. в тбилисской больнице ему ампутировали ногу, через год — вторую. Речь, произнесенная 14 апреля 1948 г. в Москве на вечере, посвященном памяти Маяковского, была последним публичным выступлением поэта: спустя пять дней Василия Васильевича сразил инсульт, лишивший его речи и способности двигаться. В начале 1950-х гг. он с женой и старшим сыном переехал на Юг, а в 1956 г. Каменские вернулись в Москву: поэт не хотел сдаваться; мысль о превращении в инвалида, доживающего свой век, была для него невыносима. Каменский несколько оправился от удара: у него действовали руки, он мог сидеть — значит, жизнь продолжалась. Супруга поэта, Валентина Николаевна, и трое его сыновей, Василий, Алексей и Глеб, делали все, чтобы он не чувствовал себя оторванным от жизни. 11 ноября 1961 г. Василий Каменский скончался. Урна с его прахом покоится на Новодевичьем кладбище.

__________________________

"Я не знаю другого поэта,- писал о Василии Васильевиче Каменском известный театральный деятель Н.Евреинов,- от которого так разило бы юностью с ее улыбками, прыжками, непосредственным подходом к труднейшим проблемам жизни, бесшабашностью, голубоглазием веры и песнями, песнями, песнями!

У него настоящая магия преображения Времени!<...>

Быть Василием Каменским -это значит быть вечно 18-летним.

Это значит быть мудрецом, разгадавшим непосильную для смертных загадку".

Вся жизнь Каменского -в динамике, в постоянном движении, в жажде открытий и свершений. В.Шершеневич писал, что "если Каменский талантлив в своем творчестве, то в своей жизни он еще талантливее".

Начало профессиональной литературной деятельности Каменского относится к 1908 году, когда он становится секретарем петербургского литературного журнала "Весна". Он знакомится с Л.Андреевым, Ф.Сологубом, А.Куприным, а также, что оказалось более важным для его творческого развития, с В.Хлебниковым, Д.Бурлюком, Н.Кульбиным и несколько позже -с Е.Гуро и М.Матюшиным. В 1910 году вышел сборник "Садок судей". Перспективное значение этой книги, как вспоминал позже Каменский, осознавалось ее авторами, считавшими, что они кладут "гранитный камень в основание "новой эпохи" литературы". Каменский был редактором "Садка судей", его двенадцать стихотворений открывали этот сборник. Оценивая эту книгу, В.Брюсов отмечал, что у Каменского "попадаются недурные образы". Н.Гумилев писал, что читатель "от всего цикла стихов (Каменского.-Прим.) уносит впечатление новизны, свежей и радостной". Стихотворения из "Садка" Каменский включил в свою первую книгу -роман "Землянка" (СПб., 1910; на обложке -1911).

Понятие "футуризм" для Каменского не было литературным термином, он применял его к своей жизни: "Уж если мы действительно футуристы<...>, если мы -люди моторной современности, поэты всемирного динамизма, пришельцы-вестники из будущего, мастера дела и действия, энтузиасты-строители новых форм жизни,-мы должны, мы обязаны уметь быть авиаторами". В марте 1911 года Каменский отправился учиться в Париж летному у одного из пионеров авиации Луи Блерио; после возвращения во время одного из полетов потерпел крушение, остался жив и через полтора года примкнул к сформировавшейся к тому времени группе кубофутуристов, став одним из активнейших ее участников. Поэт, прозаик, художник и пропагандист нового искусства, Каменский принимает участие в многочисленных выступлениях, лекциях, турне, художественных выставках, печатается в футуристических альманах. Слово и изображение соединились у Каменского в двух книгах "железобетонных поэм" -"Танго с коровами" и (совместно с А.Кривцовым) "Нагой среди одетых" (обе--М., 1914); комбинация различных шрифтов и введение графических элементов были рассчитаны но то, чтобы литературный текст воспринимался одновременно и как произведение изобразительного искусства (некоторые "поэмы" демонстрировались на художественных выставках).

Важным событием для Каменского стала публикация романа "Степан Разин" (М., 1915; на обл.-1916), как и "Землянка" включавшего стихи. Первый его чисто стихотворный сборник "Девушки босиком" (Тифлис, 1916; на титульном листе -1917) объединил как старые, так и новые произведения. На Кавказе Каменский продолжал свою деятельность по пропаганде футуризма, выступая с лекциями и даже участвуя в цирковых представлениях (читал стихи из "Стеньки Разина", сидя верхом на лошади).

В 1917 году Каменский организовал в Москве "Кафе поэтов", на недолгое время ставшее пристанищем левых художников. Во время октябрьских событий он выпустил "Декрет / О заборной литературе, / О росписи улиц, / О балконах с музыкой, / О карнавалах Искусств", который действительно был развешен на московских заборах и призывал художников всех видов искусства к революционному преобразованию жизни.

Плодотворным для Каменского стал и 1918 год: он выпускает две книги -поэтическую "Звучаль Веснеянки" и мемуарную "Его-моя биография Великого Футуриста" (обе--М., 1918), участвует в издании единственного номера "Газеты футуристов".

В дальнейшем Каменский - известный советский поэт. Он писал стихи, поэмы, пьесы, а также художественную, очерковую и мемуарную прозу.

Вызов авиатора

Какофонию душ

Ффррррррр

Моторов симфонию

Это Я — это Я —

Футурист-песнебоец

И пилот-авиатор

Василий Каменский

Эластичным пропеллером

Взметнул в облака

Кинув там за визит

Дряблой смерти-кокотке

Из жалости сшитое

Танговое манто и

С панталонами.

В. Каменский , 1916 г.

Выставки:

Импрессионисты. Санкт-Петербург, 1909

Треугольник. Петербург, 1910

Выставка современной живописи. Пермь, 1913

№4. Москва, 1914

Выставка картин левых течений. Петроград, 1915

0.10. Петроград, 1915

Бубновый валет. Москва, 1917

Избранные персональные издания:

Землянка. Санкт-Петербург, 1910

Танго с коровами. Железобетонные поэмы. Москва, 1914

Мой журнал. М. 1915

Стенька Разин (роман). Москва, 1916

Стихи о Закавказье. Тифлис. 1916

Девушки босиком. Тифлис, 1916

Книга о Евреинове. Петроград, 1916

Его - моя биография великого футуриста. Москва, 1918

Звучаль веснеянки. Москва, 1918

Сердце народное - Стенька Разин (поэма). Москва, 1918

Стенька Разин (пьеса). Москва-Петроград, 1919

Цувамма. Тифлис. 1920

Ставка на бессмертие. Б.м. 1920

Библиотека поэтов, под редакцией Каменского. Москва, №1 (1923), №2 (1923)

27 приключений Хорта Джойса. М.Л. 1924

Сборник пьес. М. 1925

И это есть. Тифлис, 1927

Лето на Каменке: записки охотника. Тифлис. 1929

Путь энтузиаста. Москва, 1931

Юность Маяковского. Тифлис. 1931

Сарынь на кичку. М. 1932

Стихи о Закавказье. Тифлис. 1932

Наездница Айно. Б.м. 1932

Иван Болотников. М. 1934

Избранные стихи. Москва, 1934

Поэмы. Ленинград, 1934

Три поэмы. Ленинград, 1935

Могущество. М. 1939

Избранное. Москва, 1958

Поэмы. Москва, 1961

Лето на Каменке. Пермь, 1961

Стихотворения и поэмы. Москва-Ленинград, 1966

В. Каменский. Прямо удивительно. Б.м, б.г.

В. Каменский. Здесь славят разум. Б.м., б.г.

Издания с участием Каменского:

Весна. СПб, 1908

Вехи. СПб, 1908 (?)

Венок. 1909

Простор. Маленький лит. альм. для каждого. СПб, 1909

Садок Судей. Санкт-Петербург, 1910

Пощечина общественному вкусу. Москва, 1912

Жатва. Лето 1912. кн. 3. М. 1912

Садок Судей. Санкт-Петербург, 1913

Дохлая луна. Москва, 1913

Нагой среди одетых (в соавт. с А. Кравцовым). Москва, 1914

Молоко кобылиц. Футуристы. “Гилея”. Херсон, 1914

Футуристы. Рыкающий Парнас. Санкт-Петербург, 1914

Первый журнал русских футуристов, № 1-2. Москва, 1914

Дохлая луна. (издание второе). Москва, 1914

Весеннее контрагентство муз. М. 1915

Взял. Барабан футуристов. М. 1915

Очарованный странник. Альманах зимний. 1915 (?)

Журнал журналов, № 2, 1916

Московские мастера. Журнал искусств. М. 1916

Четыре птицы. Москва, 1916

Газета футуристов. Москва, 1918

Грузия. Поэты и писатели. Тифлис. 1931

Год 21-й. Альманах 13. М. 1938

Василий Васильевич Каменский (1884-1961) родился в семье управляющего золотыми приисками, раннее детство прошло в пос. Боровское на Урале. Осиротев в пять лет, жил у родственников в Перми, учился в церковноприходском училище. В 1902-1906 работал конторщиком на железной дороге, печатал заметки и стихи в уральских газетах.

В 1902 увлекся театром и стал выступать на провинциальной сцене, гастролировал по разным городам России. В 1903 г. попал в труппу В. Мейерхольда и по его совету оставил сцену ради занятий литературой. В 1906 переехал в Петербург и, сдав гимназические экзамены, получил возможность обучаться на сельскохозяйственных курсах.

В 1908 пришел в только что открывшийся «журнал литературных дебютов» - «Весна», и так понравился главному редактору Н. Шебуеву, что тот предложил ему место секретаря редакции. Здесь Каменский стал печатать свои незрелые юношеские литературные опыты; здесь же он познакомился с известными столичными писателями и «открыл» В. Хлебникова, впервые напечатав в «Весне» его прозу.

Вместе с Хлебниковым, Д. Бурлюком (у которого учился живописи) и E. Гypo участвовал в организации литературной группы «кубофутуристов» и до конца оставался верен этому направлению. Написал пьесу (принятую к постановке одним из петербургских театров), антиурбанистический роман «Землянка» (1910), редактировал коллективные сборники футуристов, где печатал и свои «солнцевейные» стихи, а в феврале 1911 года купил моноплан «Блерио XI» и стал одним из первых русских авиаторов.

Учился пилотажу у самого Л. Блерио в Париже, а потом совершал полеты из Гатчины, Перми и на юге; чудом остался жив после катастрофы над польским городом Ченстоховом. Показательные полеты сопровождал чтением лекций; в конце 1911 написал 4-актную пьесу «Жизнь авиаторская». На деньги, заработанные «воздушными» выступлениями, приобрел земельный участок под Пермью на реке Каменка и стал жить в собственной усадьбе, не оставляя при этом занятий литературой, живописью и авиацией.

Приехав в 1913 году по приглашению Д. Бурлюка в Москву, познакомился с В. Маяковским и вновь активно включился в движение «будетлян»: читал в Политехническом музее свои стихи и лекцию «Аэропланы и поэзия футуристов»; ездил со своими товарищами в турне по России, печатался во всех коллективных изданиях.

С 1914 начинают выходить «железобетонные поэмы» В. Каменского («Танго с коровами», «Константинополь» и др.), представлявшие собой пятиугольные книжки (лист со срезанным углом, расчерченный на неправильные многоугольники, заполненные буквами, целыми и усеченными - «заумными» - словами).

Спустя несколько десятилетий такие графические опыты стали называть на Западе «конкретной поэзией». Летом 1915 Каменский окончил свое главное произведение - роман «Стенька Разин», не столько историческое, сколько мифологизированное, стилизованное под фольклор повествование.

В 1916-17 жил в Тифлисе, с блеском выступая в цирке: выезжал на арену на белом коне в костюме «Стеньки Разина» и обращался к публике с речью о поэзии и с декламацией стихов. На вырученные деньги издал большую книгу стихов - «Девушки босиком».

В 1917 организовал в Москве «Кафе поэтов»; во время революции выпустил «Декрет О заборной литературе, О росписи улиц, О балконах с музыкой, О карнавалах искусств». После революции жил в своей усадьбе на Каменке, но много писал и путешествовал, сочинял темпераментные мемуары - «Путь энтузиаста».

Последние тринадцать лет жизни был парализован, прикован к постели.

Василий Каменский - живой памятник

Комитрагический моей души вой

Разливен будто на Каме пикник

Долго ли буду стоять я - Живой

Из ядрёного мяса Памятник.

Пожалуйста -

Громче смотрите

Во все колокола и глаза -

Это я - ваш покоритель

(Пожал в уста)

Воспевающий жизни против и за.

А вы - эй публика - только

Пригвождали на чугунные памятники.

Сегодня иное - Живой гляжу на толпу -

Я нарочно приехал с Каменки.

Довольно обманывать Великих Поэтов

Чья жизнь пчелы многотрудней -

Творящих тропическое лето

Там - где вы стынете от стужи будней.

Пора возносить песнебойцев

При жизни на пьедестал -

Пускай таланты еще утроятся

Чтобы каждый чудом стал.

Я верю - когда будем покойниками

Вы удивитесь

Святой нашей скромности -

А теперь обзываете футуроразбойниками

Гениальных Детей Современности.

Чтить и славить привыкли вы мертвых

Оскорбляя академьями памятниками -

С галками.

А живых нас -

Истинных, Вольных и Гордых

Готовы измолотить скалками.

Какая вы публика - злая да каменная

Не согретая огнем футуризма

Ведь пророк - один пламенный я

Обожгу до идей Анархизма.

Какая вы публика - странная да шершавая

Знаю что Высотой вам наскучу -

На аероплане взнесенный в Варшаве я

Часто видел внизу муравьиную кучу.

И никому не было дела

До футуриста-летчика

Толпа на базарах - в аллее

Или на юбилее

Заводчика.

Разве нужна гениальность наживам -

Бакалейно-коммерческим клубам.

Вот почему перед вами Живым

Я стою одиноким Колумбом.

Вся Судьба моя -

Призрак на миг -

Как звено пролетающей Птицы -

Пусть Василью Каменскому Памятник

Только Любимой приснится.

Великое - простое

На поляне рыжий ржет жеребенок,

И колоколят колокола,

А я заблудился, Поэт-ребенок

Приехал к морю в Куоккала.

На море вышел - утро святое,

Волны сияли - звали играть,

Море такое было простое,

Даль ласкала, как будто мать.

И засмеялся, и странно сердцу

Было поверить в весну зимой.

Я наугад открыл какую-то дверцу

И веселый пошел домой.

А вечером совсем нечаянно

Встретил простого старика, -

За столиком сидел он чайным,

И запомнилась у стакана его рука.

Все было просто - нестерпимо,

И в простоте великолепен,

Сидел Илья Ефимович великий Репин.

На поляне рыжий ржет жеребенок

И колоколят колокола.

Я стал ясный ребенок,

Благословенный в Куоккала.

Весело. Вольно. И молодо...

Весело. Вольно. И молодо.

Все Мир Новый рожаем.

С солнца червонное золото

Падает урожаем.

Звеним. Торжествуем. Беспечны.

Будто дети - великие дети,

У которых сердца человечны,

А глаза на весеннем расцвете.

Станем жить. Создавать. Вспоминая

Эту песню мою бирюзовую -

В дни чудесного волжского мая

Долю Разина - быль понизовую.

Вода вечерняя

С крутого берега смотрю

Вечернюю зарю,

И сердцу весело внимать

Лучей прощальных ласку,

И хочется скорей поймать

Ночей весенних сказку.

Тиха вода и стройно лес

Затих завороженный,

И берег отраженный

Уносит в мир чудес.

И ветер заплетающий

Узоры кружев верб -

На синеве сияющий

Золоторогий серп.

Вызов авиатора

Какофонию душ

Ффррррррр

Моторов симфонию

Это Я - это Я -

Футурист-песнебоец

И пилот-авиатор

Василий Каменский

Эластичным пропеллером

Взметнул в облака

Кинув там за визит

Дряблой смерти-кокотке

Из жалости сшитое

Танговое манто и

С панталонами.

Гимн 40-летним юношам

Мы в 40 лет -

Живем, как дети:

Фантазии и кружева

У нас в глазах.

Мы все еще -

В сияющем расцвете

Живем три четверти

На конструктивных небесах.

В душе без пояса,

С заломленной фуражкой,

Прищелкивая языком,

Работаем,

И ухаем до штата Иллинойса.

И этот штат

Как будто нам знаком

По детской географии за пряжкой.

Мы в 40 лет -

Совсем еще мальчишки:

И девки все от нас

Спасаются гурьбой,

Чтоб не нарваться в зной

На буйные излишки.

Ну, берегись!

Куда девать нам силы, -

Волнует кровь

Стихийный искромет:

Медведю в бок, шутя,

Втыкаем вилы,

Не зная куда деть

40-летний мед!

Право же, совсем молокососы.

Мы учимся,

Как надо с толком жить,

Как разрешать хозяйские вопросы:

Полезней кто - тюлени аль моржи.

С воображеньем

Мы способны

Верхом носится на метле

Без всякого резона.

И мы читаем в 40 лет

В картинках Робинзона.

Мы в 40 лет -

Веселые ребята.

С опасностями наобум

Шалим с судьбой - огнем.

Куда и где нас ни запрятай, -

Мы все равно не пропадем.

Нам молодость

Дана была недаром

И не зря была нам дорога:

Мы ее схватили за рога

И разожгли отчаянным пожаром.

Наделали делов!

Заворотили кашу

Всяческих затей.

Вздыбили на дыбы

Расею нашу.

И удивляйся!

Вчерашние рабы -

Сегодня все -

Взъерошенный репей.

Эй, хабарда!

На головах, на четвереньках,

На стертых животах ползем.

С гармошкой в наших деревеньках

Вывозим на поля назем.

Фарабанста!

И это наше ДЕТСТВО - прелесть!

И это наше счастье - рай.

Да! В этом наш Апрель есть.

Весна в цветах -

Кувыркайся!

Взвей на вольность!

Лети на всех раздутых парусах,

Ты встретишь впереди

Таких же,

фантазии,

конструкции

в глазах.

Мы в 40 лет -

Вертим футбол,

плюс абордаж.

А наши языки

Поют такие бой-бряцай, -

за которые

Девушки босиком

Девушки босиком -

Это стихи мои,

Стаи стихийные.

На плечах с золотыми кувшинами

Это черкешенки

В долине Дарьяльской

На камнях у Терека.

Девушки босиком -

Деревенские за водой с расписными

Ведрами - коромыслами

На берегу Волги

(А мимо идет пароход).

Девушки босиком -

На сборе риса загарные,

Напевно-изгибные индианки

С глазами тигриц,

С движеньями первоцветных растений.

Девушки босиком -

Стихи мои перезвучальные

От сердца к сердцу.

Девушки босиком -

Грустинницы солнцевстальные,

Проснувшиеся утром

Для любви и

Трепетных прикосновений.

Девушки босиком -

О, поэтические возможности -

Как северное сияние -

Венчающие

Ночи моего одиночества.

Все девушки босиком -

Все на свете -

Все возлюбленные невесты мои.

Я стою на снежно-солнечной

На высокой бор-горе,

Улыбаюсь сердцем радостным

Раннеутренней заре.

Я смотрю в милу-сторонушку,

Насмотреться не могу.

Скоро ль свидимся, желанная,

На желанном берегу?

Солнце выйдет свежеясное,

Обласкает грудь твою, -

Помни, в этот час, любимая,

Песни я тебе пою.

Я стою на снежно-солнечной

На высокой бор-горе,

Улыбаюсь сердцем радостным,

Жду на утренней заре.

Жонглёр

Згара-амба
Згара-амба
Згара-амба
Згара-амба
Амб.
Амб-згара-амба
Амб-згара-амба
Амб-згара-амба
Амб.
Шар-шор-шур-шир.
Чин-драх-там-дззз.
Шар-диск
Ламп-диск
Брось-диск
Дай-диск
Иск-иск-иск-иск.
Пень. Лень. День. Тень.
Перевень. Перемень.
Пок. Лок. Док. Ток.
Перемок. Перескок.
Рча-рча
Амс.
Сень. Синь. Сан. Сон.
Небесон. Чудесон.
Словолей соловей аловей.
Чок-й-чок. Чок-й-чок.
Ей. Лей. Млей. Милей.
Чу сверчок.
Взгам-бара-лязг-взмай.
Ам-ара-язг-май.
Раскину ласкину из амбара - слов.
И в шатре ало-шёлковой айзы,
Где моё детство - чудесно росло
Пропою барбала-баралайзы.
Эль-ле-ле.
Наденет тонкое трико
Поэт (уста - свирели) -
И станет в ритме над рекой
Бросать золотострели.
Бросай-лови
И барчум-ба.
Лови и згара-амба.
Осой-овн и арчум-ба
Зови нкара амба.
Пой песню, смейся и сияй
Бессмысленным глиором.
Поэтом будь-зайли-заяй,
Будь истинным жонглёром.
Бросай-лови.
Дороже струй
Блеск вскинутого слова.
Осанна вий.
И торжествуй
В час звонкого улова.
Событий ярких горизонт
Мы претворим в пунцарий.
Гори-озон,
Греми грозон -
И молнепронзь гонцарий.
Мудрец - я верю тайнам чар -
Волшебным перезовам,
И кольцам сказочных вещар
Запястьям бирюзовым.
Певец - я жажду пенья птиц
И северных сияний,
Игру, играющих зарниц
Судьбу словослияний.
Пророк - провижу грань
вселен,
Грядущей гениэмы,
Когда весной в цветах зелен
Взойдут без слов поэмы.
Жонглёр - я точен барчум-ба
В бессмысленности айзы:
Бросая диск на чарум-ба
Пою всем-баралайзы.
Искусство мира - карусель -
Блистайность над глиором
И словозванная бесцель,
И надо быть жонглёром.
Верь: станет стень стеной -
Бродячий словокант
Зайдёт на двор с циной
Сыграть устами мант.
И в розовом трико ниам
Жонглируя словалью
Он вскинет на престол фиам
Дурманной чаровалью.
И всяк поймёт, что словоцель
В играйне блеска-диска,
Искусство мира - карусель -
В зарайне золотиска.
Сияй сиярч. Буби бубенч.
На тройке трой в триоле.
Пусть чуют все что словозвенч -
Есть истина на воле.
Лети в разлёт на стихостан
Стихийностью биарма
И ловистан -
И бросайстан -
Словольность - жонглиарма.
Я-арамба пронзить сердцаль
Готов до звёзд-вселента.
Моя поэма созерцаль,
Бряцальная словента.
Поэт-я верю в барчум ба -
Чин-драх
Тар-чари-амба,
В загар чумбай
Славчин в горах
Брианта загорамба.
Эль-ле-ле.
Начинаю.
Згара-амба.
Згара-амба
Безгранара-бесконцамба.
Цалипара.
Там-тара-тра
Цца-цап.

Звенидень

Звени, Солнце! Копья светлые мечи,

лей на Землю жизнедатные лучи.

Звени, знойный, краснощекий,

ясный-ясный день!

Звенидень!

Звенидень!

Пойте, птицы! Пойте, люди!

Пой, Земля!

Побегу я на веселые поля.

Звени, знойный, черноземный,

полный-полный день.

Звенидень!

Звенидень!

Сердце, радуйся и, пояс, развяжись!

Эй, душа моя, пошире распахнись!

Звени, знойный, кумачовый,

Яркий-яркий день.

Звенидень!

Звенидень!

Звени, Солнце! Жизнь у каждого одна,

Я хочу напиться счастья допьяна.

Звени, знойный, разудалый,

Пьяный, долгий день!

Звенидень!

Звенидень!

Из Симеиза в Алупку

Из Симеиза с поляны Кипарисовой

Я люблю пешком гулять в Алупку

Чтоб на даче утренне ирисовой

На балконе встретить

Снежную голубку.

Я - Поэт. Но с нею незнаком я.

И она боится - странная - людей.

Ах она не знает

Что во мне таится

Стая трепетная лебедей.

И она не знает

Что рожден я

В горах уральских среди озер

И что я - нечаянно прославленный

Самый отчаянный фантазер.

Я только - Возле.

Я только - Мимо.

Я около Истины

Мне все - чудесно

Что все - творимо

Что все - любимо

В любой крови.

Крестьянская

Я научу тебя землю пахать.

Знай, брат, держись, как мы погоним.

И недосуг нам будет издыхать.

Чего схватился за поясницу?

Ишь ты - лентяй - ядрено ешь, -

Тебе бы к девкам на колесницу

Вертеться, леший, на потешь.

Дай бог здоровья себе да коням!

Я те заставлю пни выворачивать.

Мы с тобой силы зря не оброним,

Станем кулаками тын заколачивать,

Чего когтями скребешь затылок?

Разминай-ко силы проворнее,

Да сделай веселым рыжее рыло.

Хватайся - ловись - жми задорнее.

Дай бог здоровья себе да коням!

Мы на работе загрызем хоть кого!

Мы не сгорим, на воде не утонем,

Станем - два быка - вво!

Любовь поэта

Солнцецветением

Яснятся песницы

Где-то на окнах

Волокнах - яснах.

К звездам фиолятся

Алые лестницы

Где-то в разливных

Качелях веснах.

Лунномерцанием

Волнятся волны

Поляна любви на устах.

Где-то плеско плескаются

Синие чёлны

В прибрежных кустах.

И я далеко.

Раскатился как мячик.

И от счастья не знаю,

Песнебойца везут.

Где-то маячит

Алмазный маячик

И светляки по небу ползут.

Я люблю бесшабашиться.

В песнескитаниях

Утрокрылятся

Песни - нечайки -

Встречают и провожают

Жизнь мою.

За пароходом

Сном тают

Утрами - маями - стаями

Им - последним друзьям

Я Кричу и пою:

Где-то пути нерасстальные

У не здесь берегов.

Где-то шелковошум

И ветры хрустальные.

Встречайте. Венчайте.

Маяковский

Радиотелеграфный столб гудящий,

Встолбленный на материке,

Опасный - динамитный ящик,

Пятипудовка - в пятерике.

И он же - девушка расстроенная

Перед объяснением с женихом,

И нервноликая, и гибкостройная,

Воспетая в любви стихом.

Или капризный вдруг ребенок,

Сын современности - сверх-неврастеник,

И жружий - ржущий жеребенок,

Когад в кармане много денег.

И он - Поэт, и Принц, и Нищий,

Колумб, Острило, и Апаш,

Кто в Бунте Духа смысла ищет -

Владимир Маяковский наш.

Наследство ржавое

На утроутесе устья Камы

Серебропарчовой -

Чья разделится отчаянная голова?

А стой и слушай:

Это я в рубахе кумачовой

Распеваю песни, засучив рукава.

На четыре вольностороны.

Чаятся чайки.

Воронятся вороны.

Солнится солнце.

Заятся зайки.

По воде на солнцепути

Веселится душа

И разгульнодень

Деннится невтерпеж.

Смотри и смей,

За поясом кистень

Из Жигулей.

За голенищем нож -

Ржавое наследство

Стеньки Разина.

Ниночка - ночка над нивой...

Ниночка - ночка над нивой

Невесткой. -

Цветет для раздолий любви,

Ластится песней призывно

Чудесной.

Если я одинок - позови.

Гордые горы горят

Переливами.

Где-то плывут корабли.

Катятся волны звучально

Разливами.

Если я одинок - позови.

В нездешних садах ароматные,

Дороги - печали твои.

Знойные ноги твои -

Сенокосные.

Если ты одинока - зови.

Я прилечу бирюзовым

Венчанием,

Ветром в долину любви.

Ниночка, в звездную ночку

Молчания, зови.

Осенью

Опрокинутая лоханка -

Осеннее небо.

Хмурые люди -

Объедки картофеля,

Корки арбуза и огурцов,

Мокрые носы и усы.

Взлохмаченный я у окна

Плююсь и думаю,

Ломая руки:

Где-то на изгибном берегу моря

Золотится песок,

Отражая солнцень.

И, может быть, ищет девушка

Ясного рыцаря

И зовет, перебирая камушки,

Радугой из песни глаз,

Из песни четырех крыл

На восходе гордых лебедей.

Туда бы - туда -

Встрепенуться

К стройному берегу.

Надавить, что ли,

Умным лбом на стекло, -

Рассердиться, -

Крикнуть извозчика на вокзал.

Взять билет

Пермь - Севастополь.

А там корабли

Знают пути.

Письмо домой

Барамза - абб - хаба.

37 верст от Перми

По Сибирскому тракту

До моей святой Каменки

До часовни соснового счастья,

А я далеко -

На Кавказии - в Азии.

Запах сена в промежках

На Каменке чую.

Подождите еще.

Переночую.

Утром увидимся.

Ах Алеша - Соня - Маруся.

Жить очень странно.

Ну ничего.

Будто так нужно.

Утром увидимся.

До соснового счастья.

(Чай. Покосы. Обед.

Коровы. Собаки. Козы.

Вечером вальдшнепы.)

Я еще все такой же.

Верю. Мечтаю. Пишу стихи.

Жду чудес.

Ваш рыцарь Василий.

Поэмия о соловье

Георгию Золотухину - во имя его яркое.

Соловей в долине дальней

Расцветает даль небес.

Трель расстрелится игральней,

Если строен гибкий лес -

Цивь-цинь-вью -

Цивь-цинь-вью -

Чок-й-чок.

Перезвучально зовет: Ю.

Наклонилась утром венчально.

Близко слышен полет Ю.

Стоит на крылечке

И ждет. Люблю.

Песневей соловей.

На качелях ветвей

Лей струистую песню поэту.

Звонче лей, соловей,

В наковальне своей

Рассыпай искры истому лету.

Цивь-цинь-ций -

Цивь-цинь-ций -

Чтрррь-юй. Ю.

Я отчаянный рыжий поэт

Над долинами-зыбками

Встречаю рассвет

Улыбками

Пускай для - не все ли равно.

Ветер. Трава.

В шкуре медвежьей мне тепло.

Спокойно.

Слушай душу разливную, звонкую.

Мастер я -

Песнебоец -

Из СЛОВ ЗВОН Кую:

Солнцень лью соловью

В зазвучальный ответ,

Нити струнные вью.

Для поэта - поэт.

Сердце - ясное, росное,

Звучное, сочное.

Сердце - серны изгибные вздроги.

Сердце - море молочное. Лейся.

Сердце голубя -

Сердце мое. Бейся.

Звенит вода хрустальная,

Журчальная вода.

Моя ли жизнь устальная,

Устанет мчать года.

Я жду чудес венчающих,

Я счастье стерегу.

Сижу в ветвях качающих

На звонком берегу.

Цивь-цью-чок.

Чтрррь-йю. Ю.

Ведь есть где-то дверца,

Пойду отворю.

Жаркое сердце

Отражает зарю.

Плль-плю-ций.

Ций-тюрьлью.

Солнцень вью.

Утрень вью.

Ярцень вью.

Любишь ты.

Я люблю. Ю.

Ций-йю-чок.

Чок-й-чок.

В шелестинных грустинах

Зовы песни звончей.

В перепевных тростинах

Чурлюжурлит журчей.

Чурлю-журль.

Чурлю-журль.

В солнцескате костер

Не горит - не потух

Для невест и сестер -

Чу. Свирелит пастух.

Тру-ту-ру.

туру-тру-у

Вот еще один круг

Проницательный звучно.

Созерцательный друг

Неразлучно.

ТУру-тру-у.

И расстрельная трель.

Ций-вью-й-чок.

Чтрррь-йю, Ю.

И моя небовая свирель.

Лучистая

Певучий пастух.

Соловей-Солнцелей.

Песневестный поэт.

И еще из деревни перекликный петух.

Песнепьяницы.

Дети на кочке.

Катают шар земной.

Эль-лле-ле.

Аль-ллю-лю.

Иль-лли-ли.

Ясный пастух одинокому солнцу

Над вселенной глубинами

Расточает звучально любовь,

Как и мы над долинами.

Туру-ту-ту.

ТУру-тамрай.

Эй, соловей, полюби пастуха,

Позови его трелью расстрельной.

Я - поэт, для живого стиха.

Опьяню тебя песней свирельной.

Хха-рра-мам -

Иди к нам.

В чем судьба - чья.

Голубель сквозь ветвины.

Все сошлись у журчья,

У на горке рябины,

Закачает качаль.

Расцветится страна,

Если песня стройна,

Если струйна струна,

И разливна звенчаль,

И чеканны дробины.

Вот смотри:

На полянах

Босоногая девушка

Собирает святую

Траву Богородицы.

В наклонениях стана,

В изгибности рук -

Будто песня.

И молитву поет она:

Бла - го - ело - ви.

Пью за Кавказию

Если ты одинока -

Эй невесты - девушки - сестры

Братья - друзья - женихи,

Поднимем бокалы - Кавказскую

молодость -

Выпьем вино за стихи.

Я весь в ароматных симфониях

Расцветающих роз.

Я весь среди злата акаций

У заветно-приветных мимоз.

Тайра-тайра

Тайра-тарамм.

Сердце звенит полнозвучно.

Тайра-тайра

Тайра-тарамм.

Песни со мной неразлучно.

И я от земли далеко -

Мне легко.

Я на небо смотрю -

Мне легко.

Эй невесты - девушки - сестры

Братья - друзья - женихи,

Поднимем бокалы - Кавказскую

молодость -

Выпьем вино за стихи.

И будем петь и будем нежны,

Цветы и птицы полюбят нас.

Пусть наши души утроснежны

И путь венчанный на Парнас.

И будем просты как растения

И станем радостно расти

И славить мудро расцветения

Благословенное - прости.

А если я - поэт поющий

Взобрался легким на Парнас,

Но я весной - для всех цветущий

И мне тоскливо жить без вас.

Эй невесты - девушки - сестры

Братья - друзья - женихи,

Поднимем бокалы - Кавказскую молодость

Выпьем вино за стихи.

Развесенье

Развеснились весны ясные

На весенних весенях -

Взголубились крылья майные

Заискрились мысли тайные

Загорелись незагасные

На росистых зеленях.

Зазвенело сердце зовами

Поцелуями бирюзовыми -

Пролегла дорога дальняя

Лучистая

Пречистая.

Хрустальных ангелов

Пронеслась в вышине.

Весточку-веточку

Росстань

Быть хочешь мудрым?

Летним утром

встань рано-рано

(хоть раз да встань),

когда тумана

седая ткань

редеет и розовеет.

Тогда ты встань

и, не умывшись,

иди умыться

на росстань.

Дойдешь - увидишь -

там два пути:

направо - путь обычный;

на нем найти

ты можешь умывальник

с ключевой водой,

а на суку -

прямой и гладенький сучок -

холщовый утиральник

и на бечевке гребешок.

Раз приготовлено, так мойся,

утрись и причешись,

и Богу помолись.

И будешь человек «приличный»

и далеко пойдешь всегда,

когда на правый путь свернешь.

Помни! Это ведь - не ерунда.

А вот налево - путь иной:

налево не найдешь

ни умывальника, ни утиральника;

там надо так.

коли свернул ты на левянку,

беги во весь свой дух

на росную, цветистую полянку.

Пляши, кружись и падай.

И целуй ее, целуй,

как верную, желанную милянку.

И опять пляши, кружись!

Снова падай!

Чище мойся!

И не бойся:

солнце вытрет сухо

мокрое лицо.

Только вытряхни из уха

муравьиное яйцо.

Только выплюнь

(а то подавишься)

колючую сенинку,

а душистую травинку

на здоровье

Быть хочешь мудрым?

Летним утром

встань рано-рано

(хоть раз да встань),

и, не умывшись,

иди умыться

на росстань.

Сердце детское

И расцвела

Моя жизнь молодецкая

Утром ветром по лугам.

А мое сердце -

Сердце детское - не пристало

К берегам.

Песни птиц

Да крылья белые

Раскрылились по лесам,

Вольные полеты смелые

Приучили к небесам.

С гор сосновых

Даль лучистую

Я душой ловлю,

Нагибаю ветку, чистую

Девушку люблю.

И не знаю, где кончаются

Алые денечки,

И не верю, что встречаются

Кочки да пенечки.

Жизнь одна -

Одна дороженька -

Доля молодецкая.

Не осудит

Ясный боженька

Мое сердце детское.

Серебряные стрелки

Серебряные стрелки, серебряные стрелки!

В полдень,

на речушке Извивушке,

на дощатом плотике,

под зелёными грусточками,

схоронившись от жары,

И, прислонившись

носом к самой воде,

я гляжу на зелёное дно,

и мне всё ясно видно.

Вот из-под плотика

выплыли две остроглазые

сверкнув серебром, убежали.

Из-под камешка

вдруг выскочили пузырьки,

бусами поднялись наверх

и полопались. Кто-то

прошмыгнул в осоку

и оставил мутный след.

Где-то булькнуло.

И под плотик пронеслась

стая серебряных стрелок.

Успокоилось.

Рука течения снова

спокойно стала гладить

зелёные волосы дна.

На солнечном просвете

сквозь кусты в воде

что-то - мне не видно что -

беленькое, крошечное

заиграло радужными лучами,

как вечерняя звёздочка.

У! Из-под плотика выплыла

целая туча рыбёшек.

И вот потянулись вперёд,

рассыпались, зашалили,

точно только что выпущенные

школьники из школы.

Ужо подождите учителя -

старого окуня,

или учительницу -

зубастую щуку -

они вам зададут!

Ого! Все разбежались.

То-то. Кто куда?

Потом все - откуда? -

Над головой веретёшко

пролетело, за ним кулик.

Ветерок подул,

закачались кроткие,

зелёные грусточки

над речушкой

Извивушкой.

Хлюпнула вода под плотиком.

Стрельнула серебряная,

быстрая стрелка

и запуталась в шёлковых

ленточках осоки.

Ну вот... Ах ты!..

Вот напугала дикая:

чуть не в нос стрельнула

шальная стрелка.

Я даже отскочил.

Скука старой девы

Затянулось небо парусиной.

Сеет долгий дождик.

Пахнет мокрой псиной.

Нудно. Ох, как одиноко-нудно.

Серо, бесконечно серо.

Чав-чав... чав-чав...

Чав-чав... чав-чав...

Чавкают часы.

Я сижу давно-всегда одна

У привычного истертого окна.

На другом окошке дремлет,

Одинокая, как я,

Сука старая моя.

Сука - «Скука».

Так всю жизнь мы просидели

У привычных окон.

Все чего-то ждали, ждали.

Не дождались. Постарели.

Так всю жизнь мы просмотрели:

Каждый день шел дождик...

Так же нудно, нудно, нудно.

Чавкали часы.

Вот и завтра это небо

Затянется парусиной.

И опять запахнет старой

Мокрой псиной.

Солнцачи

Стая славных, солнцевеющих -

На ступенях дней алеющих

Наши зовы - гимн лесов.

Зовью зовной,

Перезовной,

Изумрудью в изумрудь,

Бирюзовью бирюзовной

Раскрыляем свою грудь.

На! Звени!

Сияй нечаянная

Радость солнечной земли -

Наша воля - даль отчаянная

Гонит бурно корабли.

Шире! Глубже!

Чайки, рыбы, волны, ветер,

Песни, снасти, паруса.

С нами - все.

И все - за нами.

Стаю славных не бросай!

Эй, держи на руль,

На взвейность,

Напрямик,

На красный путь,

Чтоб игруль,

Чтоб огнелейность,

Чтобы все твердили: Будь!

Существуй!

Это - горы, звезды, люди,

Это - птицы и леса.

И ты пой с нами.

Мы кричим -

И ты кричи.

Все мы стали песней. Знамя:

Утровые СОЛНЦАЧИ.

Наше дело - всеединое -

Все дороженьки ясны.

Будто стая лебединая

Мы из крыльев и весны

Наш прилет -

Раздоль звучальная;

А глаза, как бирюза.

Жизнь раскачена встречальная.

Создавай! Гори! Дерзай!

Я бросаю слово:

Я ловлю, как мяч:

Славлю струны:

СЛОВОСТРУЙНОСТЬ!

И кую железо:

Словом - в слово!

В словобойне

Хватит быстрых искрых искр.

Словом - в слово!

Все мы - знойны

В дни, когда куется диск -

К жизни новой,

Кумачовой,

К солнцу, к сердцу кровный риск.

Наше дело всеединое -

Все дороженьки ясны.

Будто стая лебединая

Мы из крыльев и весны.

Солнцень-Ярцень

Солнцень в солнцень.

Ярцень в ярцень.

Раздувайте паруса.

Славьте жизнь

Привольно-вольную

Голубиную приволь.

Пойте здравицу

Застольную

Бесшабашную раздоль.

Солнцень в солнцень.

Ярцень в ярцень.

Дня венчальнаго дворца

Растворяйте-распахните

Души - алые - сердца.

Пусть указан путь

Да будет -

Хоровод звучальных дней.

Друг про друга

Не забудет.

Кто пьет чару

Всех полней.

Солнцень в солнцень.

Ярцень в ярцень.

В песнях пьяных без вина.

Разгадайте смысл чудесный.

Нам ли юность не дана.

Пойте крылья огневейные,

Взгляд бросая в небеса.

Славьте дни разгульно-лейные.

Раздувайте паруса.

Солнцень в солнцень.

Ярцень в ярцень.

Закружилась карусель.

Быстры круги.

Искры други.

Задружилась развесель.

Хабба-абба хабба-абба.

Ннай - ннай - ннай

Эй рраскаччивай.

(свист в четыре пальца).

Степан Разин

Эй, вставайте - подымайте паруса,

Собирайтесь в даль окружную,

Зачинайте песню дружную.

Да за вёсла, братцы вольные,

Ну, соколики сокольные,

Знай отчаливай.

Раскачивай.

И эххх-нна.

Барманзай.

Сарынь на кичку,

Ядреный лапоть

Пошел шататься по берегам.

Сарынь на кичку.

Казань - Саратов.

В дружину дружную

На перекличку,

На лихо лишнее врагам.

Сарынь на кичку.

Бочонок с брагой

Мы разопьем

У трех костров.

И на приволье волжском вагой

Зарядим пир

У островов.

Сарынь на кичку.

Ядреный лапоть -

Чеши затылок у перса-пса.

Зачнем с низовья

Хватать, царапать

И шкуру драть -

Парчу с купца.

Сарынь на кичку.

Кистень за пояс.

В башке зудит

Разгул до дна.

Свисти - глуши,

Зевай - раздайся!

Слепая стерва - не попадайся.

Улетан

В разлетинности летайно

Над Грустинией летан

Я летайность совершаю

В залетайный стан

Раскрыленность укрыляя

Раскаленный метеор

Моя песня крыловая

Незамолчный гул - мотор

Дух летивый

Или как у источника радостей,

Цвилью-ций-ций-тюрль-ю!

Сквозь густых зеленистых кудрей

Голубеют глаза-небеса.

Я лежу на траве. Ничего не таю,

Ничего я не знаю - не ведаю.

Только знаю свое - тоже песни пою,

Сердце-душу земле отдаю,

Тоже радуюсь, прыгаю, бегаю.

Циа-цинц-цвилью-ций.

Над моей головой

Пролетел друг летающий мой.

«Эй, куда?»

И ответа не жду я - пою.

Солнце алмазными лентами

Грудь мою жжет.

Доброе солнце меня бережет.

Чурлю-журль

Звенит и смеется,

Солнится, весело льется

Дикий лесной журчеек.

Своевольный мальчишка

Чурлю-журль.

Звенит и смеется.

И эхо живое несется

Далеко в зеленой тиши

Корнистой глуши:

Чурлю-журль,

Чурлю-журль!

Звенит и смеется:

«Отчего никто не проснется

И не побежит со мной

Далеко, далеко... Вот далеко!»

Чурлю-журль,

Чурлю-журль!

Звенит и смеется,

Песню несет свою. Льется.

И не видит: лесная Белинка

Низко нагнулась над ним.

И не слышит лесная цветинка

Песню отцветную, поет и зовет...

Все зовет еще:

«Чурлю-журль...

Василий Васильевич Каменский (17, на пароходе на реке Каме между Пермью и Сарапулом, - 1961, Москва) - русский поэт-футурист, один из первых русских авиаторов.

Биография

Каменский родился в семье Василия Филипповича Каменского, смотрителя золотых приисков графа Шувалова. Он появился на свет в каюте одного из ходивших по Каме пароходов, капитаном которого был его дед по матери - Евстолии Гаврииловны - Гавриил Серебренников.

Детство будущего поэта прошло в селе Боровское на Урале; когда ему еще не было и пяти лет он потерял родителей и воспитывался в семье тётки Александры Трущовой, сестры матери, муж которой - Григорий Семенович Трущов - служил управляющим буксирным пароходством Любимова в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов».

Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 году Каменский оставил школу и с 1902 по 1906 год работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. В то же время Каменский увлёкся театром, стал актёром и ездил с труппой по России. Вернувшись на Урал, вёл агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран (впечатления от Ближнего Востока позже найдут отражение в его творчестве).

В 1906 году приехал в Москву. В 1907 сдал экзамен на аттестат зрелости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908 года по приглашению журналиста и издателя Н. Г. Шебуева работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими).

В 1911 году ездил за границу, в Берлин и Париж, для обучения лётному делу, на обратном пу­ти побывал в Лондоне и Вене, затем недолгое время был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». После авиакатастрофы в Ченстохове 29 апреля 1912 года, он жил на построенном в сорока километрах от Перми хуторе Каменка, но в 1913 году переехал в Москву, где примкнул к группе «кубофутуристов» и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»). В это время Каменский вместе с Бурлюком и Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями и в дальнейшем часто выступал с чтениями своих футуристических произведений. В 1916 жил в с. Кичкилейка под Пензой, написал здесь несколько стихотворений, работал над поэмой «Степан Разин», вместе с инженерами А. Яковлевым и К. Цеге занимался здесь усовершенствованием своего аэроплана и проектированием аэросаней.

Увлечение авиацией не поставило крест на литературной деятельности Каменского - в 1914 году выходит его поэтический сборник «Танго с коровами», в 1915 - поэма «Стенька Разин» (в 1919 переработана в пьесу, в 1928 - в роман).

Октябрьскую революцию Каменский воспринял с восторгом, как и большинство других футуристов. Вёл культработу в Красной армии. Участник группы «ЛЕФ».

В 1930-х годах писал мемуары, изданные в 1968 году.

С конца 1930-х годов тяжело болел (тромбофлебит, ампутация обеих ног). 19 апреля 1948 года поэта сразил инсульт, последние годы жизни он провёл парализованным.

Футуристическая поэзия Каменского в своей антиурбанистской направленности связана с В. Хлебниковым и С. Городецким . Она прослав­ляет природу, мир первоначального, стихий­ного, богата неологизмами, игрой слов и зву­ковыми параллелями, образующими струк­туру стиха. «Стенька Разин» (написанный в 1914-15) - не исторический роман, а смесь лирико-патетической прозы со стихами; Каменский восхваляет беспокойное, мятежное начало в русском народе, его Разин - гусляр и певец с чертами самого Каменского. Этот роман Каменский не только усиленно перерабатывал, но создал на его основе свою лучшую поэму «Сердце народное - Стенька Разин» (1918).

Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден «Знак Почёта» (1939)
  • Медали

Издания

  • Каменский В. В. Звучаль веснянки (стихи). - М.-Пг.: Китоврас, 1918. - 160 с.
  • Каменский В. В. Сарынь на кичку. Стихи избранные. - Федерация, 1932. - 112 с.
  • Каменский В. В. Избранные стихи. - М.: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1934. - 248 с. (Библиотека современных поэтов)
  • Каменский В. В. Избранное, 1958.
  • Каменский В. В. Лето на Каменке: Избранная проза. - Пермь, 1961.
  • Каменский В. В. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. Н. Л. Степанова. - М., Л.: Сов. писатель, 1966. - 499 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
  • Каменский В. В. Стихи / Художник Вагин В. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1967. - 252 с.
  • Каменский В. В. Стихи. - М.: Художественная литература, 1977. - 270 с. (Б-ка соврем. поэзии)
  • Каменский В. В. Стихи. Поэмы. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1981. - 252 с.
  • Каменский В. В. Жить чудесно! Уральские стихи / пер. с балкарского. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 1984. - 124 с.

Память

  • Именем Василия Каменского названа улица в микрорайоне Парковый города Перми.
  • В селе Троица в Пермском районе Пермского края в доме, где в 1932-1951 годах жил поэт, открыт Мемориальный дом-музей В. В. Каменского.

Другие факты

  • Работал с В. Э. Мейерхольдом и М. В. Ковалем..

Библиография

  • Каменский В. Путь энтузиаста. - Пермь, 1968.
  • Гинц С. Василий Каменский. - Пермь, 1984.
  • Сценаристы советского художественного кино. М., 1972. - С. 160
  • Книга:Казак В.: Лексикон русской литературы XX века
  • Всемирный биографический энциклопедический словарь. М., 1998. - С. 321