Прокимен и причастен равноапостольной ольги. Собор Пресвятыя Богородицы. Святых мученик дву тму,в Никомидии сожженных

3. Преподобнаго отца нашего
Саввы Сторожевскаго.

4. Святыя великомученицы Варвары.

5. Преподонаго и богоноснаго отца нашего,
Саввы Освященнаго.

Прокимен, глас 7: Честна пред Господем / смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

Апостол к галатом, зачало 213.

Аллилуиа, глас 6: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его.

6. Иже во святых отца нашего
Николаа архиепископа,
Мир Ликийских чудотворца.

Аллилуиа, глас 4: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.

9. Зачатие святыя Анны,
егда зачат Святую Богородицу.

Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.

Апостол к галатом, зачало 210 от полу.

Аллилуиа, глас 1: Спасение же праведных от Господа, и защититель их есть во время скорби.

10. Святых мученик,
Мины, Ермогена и Евграфа.

Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.

Апостол к ефесеем, зачало 233.

12. Преподобнаго отца нашего
Спиридона чудотворца,
епископа Тримифийскаго.

Апостол ко евреем, зачало 335.

13. Святых великомученик:
Евстратиа, Авксентиа, Евгениа,
Мардариа и Ореста.

Служба им сего месяца в 10 день.

17. Святаго пророка Даниила,
и святых триех отроков:
Анании, Азарии и Мисаила.

Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.

Апостол ко евреем, зачало 330.

Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

[зри] Неделя святых Праотец.

Апостол к колоссаем, зачало 257.

Аллилуиа, глас 4: Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его. Стих: Призываху Господа, и Той послушаше их.

[зри] Суббота пред Рождеством Христовым.

Прокимен дне, апостол к галатом, зачало 205.

[зри] Неделя пред Рождеством Христовым,
святых Отец.

Прокимен, глас 4. Песнь отцев: Благословен еси Господи Боже отец наших, / и хвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам.

Апостол ко евреем, зачало 328.

Аллилуиа, глас 4: Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам. Стих: Спасл еси нас от стужающих нам, и ненавидящия нас посрамил еси.

20. Святаго праведнаго
Иоанна Кронштадскаго.
И святаго священномученика
Игнатиа Богоносца,
архиепископа Антиохийскаго.

Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе, / и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе.

Апостол ко евреем, зачало 311.

Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр иже в Ливане умножится. Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.

21. Преставление во святых
отца нашего Петра митрополита,
всея России чудотворца.

Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость, / и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней.

Апостол ко евреем, зачало 318.

Аллилуиа, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его.

22. Святыя великомученицы
Анастасии Узорешительницы.

Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.

Апостол к галатом, зачало 208.

Аллилуиа, глас 1: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою.

24. Предпразднство Христова Рождества.
В навечерии Рождества Христова:

На 1-м часе, апостол ко евреем, зачало 303.

На 3-м часе, апостол к галатом, зачало 208.

На 6-м часе, апостол ко евреем, зачало 304.

На 9-м часе, апостол ко евреем, зачало 306.

На литургии:

Прокимен, глас 1: Господь рече ко Мне: Сын мой еси Ты, / Аз днесь родих Тя. Стих: Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

Апостол ко евреем, зачало 303. Аще прилучится суббота или неделя, апостол к галатом, зачало 207.

Аллилуиа, глас 5: Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ногама Твоима. Стих: Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и Господьствуй посреде врагов Твоих. Стих: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь, и не раскается.

25. Еже по плоти
Рождество Господа Бога
и Спаса нашего Иисуса Христа.

Прокимен, глас 8: Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, / да поет же имени Твоему, Вышний. Стих: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его.

Апостол к галатом, зачало 209.

26. Собор Пресвятыя Богородицы.

Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа, / и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея: се бо от ныне ублажат Мя вси роди.

Апостол ко евреем, зачало 306.

[зри] Суббота по Рождестве Христове.

Прокимен, глас 4: Помяну имя Твое / во всяком роде и роде. Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое.

Апостол к Тимофею, зачало 288.

Аллилуиа, глас 8: Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. Стих: Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея.

[зри] Неделя по Рождестве Христове.

Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.

Апостол к галатом, зачало 200.

Аллилуиа, глас 4: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его.

27. Святаго Апостола
первомученика и архидиакона Стефана.

Прокимен праздника и до отдания. И святаго, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

Апостол дне, и святаго, в Деяниих, зачало 17.

Аллилуиа праздника и святаго, глас 1: Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи. Стих: Бог прославляемь в совете святых.

28. Святых мученик дву тму,
в Никомидии сожженных.

Прокимен праздника и святых, глас 5: Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век.

Апостол дне и святых, к римляном, зачало 96 от полу.

Аллилуиа праздника и святых, глас 4: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Стих: Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро.

29. Святых младенец 14 тысящ,
Христа ради избиенных
от Ирода в Вифлееме.

Прокимен праздника и святых, глас 6: Хвалите отроцы, Господа, хвалите имя Господне.

Апостол дне и святых, к коринфяном, зачало 180.

Аллилуиа праздника и святых, глас 5: Пролияша кровь их яко воду.

31. Отдание праздника
Христова Рождества.

Прокимен праздника, глас 8: Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, / да поет же имени Твоему, Вышний. Стих: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его.

Апостол дне.

Аллилуиа, глас 1: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Стих: День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум.


Страстн а́ я седмица. Великая Среда.

Сщмч. Анти́пы, еп. Перга́ма Аси́йского. Прп. Иа́кова Железнобо́ровского. Свт. Варсоно́фия, еп. Тверского (службу зри 4 октября).

Прпп. Евфи́мия и Харито́на Ся́нжемских.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Служба совершается по образцу богослужения в Великий Понедельник.

Календарные заметки:

На литургии после «Буди Имя Господне…» 3 великих поклона, обычно с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы).

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ин., 41 зач. (от полу́), XII, 17–50. Лит. – Мф., 108 зач., XXVI, 6–16.

Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Се Жени́х…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 14-я, 15-я и 16-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды).

Евангелие – Ин., зач. 41-е, от полу́: «Во время о́но, свиде́тельствоваше наро́д, сый со Иису́сом…» (конец в зач. 43-м «…якоже рече́ Мне Отец, та́ко глаго́лю»).

Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами…».

Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. По каждой песни катавасия – ирмос трипеснца.

По 3-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 4-й: «Па́че блудни́цы…», и икос, глас тот же: «Яже пе́рвее блудни́ца жена́…».

На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий Триоди: «Чертог Твой…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Гре́шная тече́ к ми́ру…», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Погруже́нная грехо́м…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й – 4 (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Го́споди, яже во мно́гия грехи́ впа́дшая жена́…».

Примечание. Первые два стиха к стихирам на стиховне – обычные дневные (из Часослова), а последний стих – «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, / пове́м вся чудеса́ Твоя́».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы и изобразительны совершаются по великопостному чину.

На 1-м часе кафизмы нет. Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…».

Примечание. «При часе́ же 5-м дне, ударя́ет параекклисиа́рх в би́ло: и собра́вшеся в це́рковь, благослови́вшу иере́ю, пое́м 3-й час, и 6-й... Вку́пе же пое́м и 9-й час... Посе́м пое́м Блаже́нны... » (Типикон, гл. 49, «Во Святу́ю и Вели́кую Сре́ду на у́трени»).

На 3-м часе – кафизма 19-я. На 6-м часе – кафизма 20-я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю). На 9-м часе кафизмы нет. На часах (3-м, 6-м и 9-м) читается Четвероевангелие. На всех часах – кондак Триоди: «Па́че блудни́цы…».

На изобразительных кондаки в следующем порядке:

В храме Господском – кондак Триоди: «Па́че блудни́цы…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы – кондак Триоди: «Па́че блудни́цы…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак Триоди: «Па́че блудни́цы…», кондак храма. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прочее последование изобразительных по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).

В конце изобразительных вместо отпуста настоятелем читается молитва литии: «Владыко Многомилостиве…», во время которой все должны молиться, «ниц па́дше на землю». По прочтении ее – чин прощения. Иерей произносит: «Благослови́те, отцы́ святи́и, и прости́те ми, гре́шному, я́же согреши́х во всей жи́зни мое́й и во всей Святе́й Четыредеся́тнице, сло́вом, де́лом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы». И поклоняется предстоящим до земли. Последние, также поклоняясь до земли, отвечают ему: «Бог да прости́т ти, честны́й о́тче».

Примечание. «И прие́мше проще́ние, и́дем в ке́ллии на́ша, и молчи́м до часа́ вече́рняго. В собо́рных же хра́мех и прихо́дских, росхо́д не быва́ет, но по проще́нии трезво́н в дво́и» (Типикон, гл. 49, «Во Святу́ю и Вели́кую Сре́ду на у́трени»).

Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Примечание. «Во Святу́ю и Вели́кую Сре́ду ве́чера, во свети́льничное, обы́чное стихосло́вие от Трисвята́го без покло́нов. Стихосло́вим же и Ко Го́споду внегда́ скорбе́ти ми... без покло́нов» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Среду вечера»).

Кафизма 18-я – без поклонов (см.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»).

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Го́споди, яже во мно́гия грехи́ впа́дшая жена́…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 4-й: «Испове́дайтеся Бо́гу Небе́сному, яко Благ, яко в век ми́лость Его́», стих: «Испове́дайтеся Бо́гу бого́в, яко в век ми́лость Его́»; 2-й прокимен, глас 4-й: «Го́споди, ми́лость Твоя́ во век, дел руку́ Твое́ю не пре́зри», стих: «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м и пред А́нгелы воспою́ Тебе́».

По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) читается Евангелие – Мф., зач. 108-е: «Иисусу бы́вшу в Вифа́нии…». Ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

После «Буди имя Господне…» – 3 великих поклона . (Обычно они совершаются с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина.)

Примечание. И «а́бие упраждня́ются соверше́нно (т. е. прекращаются) в церкви быва́емыя поклоны» до дня Святой Троицы. Келейно же и до Великого Пятка совершаются (ср.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»). Согласно же указаниям Триоди Постной, поклоны прекращаются после трех поклонов «по пренесе́нии Честны́х Даро́в» на великом входе (ср.: Триодь Постная, «Во Святую и Великую Среду вечера»).

Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…».

В среду вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Четвертка из Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 6-й (песни 4-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари – сколько есть. В конце каждой песни – ирмос на катавасию.

По 4-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Яды́й, Влады́ко…».

По Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прие́м…» (см. на утрене Великого Четвертка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…» (но не «Гряды́й Господь на вольную Страсть…»).

Примечание. «От сего́ свята́го дни [в монастырях, – Сост. ] полу́нощница не пое́тся в це́ркви до седми́цы Фомины́. В собо́рных же хра́мех и мирски́х пою́т в це́рквах» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Среду вечера», 1-е «зри»).

С этого дня и до Недели Антипасхи на службах суточного круга кафизм нет, за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы.

«На Бу́ди и́мя Госпо́дне : покло́ны 3» (Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»).

Кроме поклонов перед Святой Плащаницей.

Соответствующий значению дня или праздника, возглашаемый чтецом или диаконом перед чтением Священного Писания – , или , – а хор вторит ему.

Ежедневные прокимны Вечерни

На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется.

  • Воскресенье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся » ()
  • Понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни » ()
  • Вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́ » ()
  • Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́ » ()
  • Четверг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми » ()
  • Пятница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю » ()
  • Суббота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя » ()

Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный - на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день.

Исключения из вышеизложенного правила:

  • Великие прокимны - см. ниже.
  • В будние дни Великого поста вечерня соединяется с Часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны Вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на Вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна, меняющиеся ежедневно.

Великие прокимны Вечерни

В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.
Великих прокимнов в современном богослужении четыре:

  • Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́ » (),
  • Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́ » ()
  • Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю » (),
  • Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди » ().

Прокимны Утрени

Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.

В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:

  • Глас 1: «Ны́не восстану, говорит Господь, поставлю в безопасность того, кого уловить хотят » ().
  • Глас 2: «Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя » ().
  • Глас 3: «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется » ().
  • Глас 4: «Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей » ().
  • Глас 5: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки » ().
  • Глас 6: «Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас » ().
  • Глас 7: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца » ().
  • Глас 8: «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род » ().

На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается.
На утрене Великой Субботы - полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).

Прокимны Часов

Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:

  • Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая Пятница) - чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
  • Шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие Понедельник, Вторник и Среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
  • Первый час в Великий четверг (читается паремия).

Страстн а́ я седмица. Великий Вторник.

Мчч. Тере́нтия, Помпии́я и иже с ними.

Сщмч. Григория V, патриарха Константинопольского.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Служба совершается по образцу богослужения в Великий Понедельник.

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Мф., 90 зач., XXII, 15 – XXIII, 39. Лит. – Мф., 102 зач., XXIV, 36 – XXVI, 2.

Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Се Жени́х…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 9-я, 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды).

Евангелие – Мф., зач. 90-е: «Сове́т прие́мше вси фарисе́е на Иису́са…», без преступки (конец – в зачале 96-м: «Благослове́н Гряды́й во имя Госпо́дне»).

Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами…», и тотчас малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе́, конца́ помы́сливши…», и икос, глас тот же: «Что уныва́еши, душе́ моя́…».

Двупеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. По каждой песни катавасия – ирмос двупеснца.

На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий: «Черто́г Твой…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 4-й: «Скры́вшаго тала́нт осужде́ние…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й (с обычными дневными припевами, см. Часослов). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 7-й: «Се тебе́ тала́нт…».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы совершаются по великопостному чину.

На 1-м часе кафизмы нет. Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…».

Примечание. «Час же 3-й и 6-й, пое́м с кафи́змами, во свое́ вре́мя, и с покло́ны... Вку́пе же пое́м и 9-й час без кафи́змы... и Блаже́нны пое́м... и про́чее все, я́коже в понеде́льник указа́ся» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Вторник»).

На 3-м часе – кафизма 12-я. На 6-м часе – кафизма 13-я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю). На 9-м часе кафизмы нет. На часах (3-м, 6-м и 9-м) читается Четвероевангелие. На всех часах и изобразительных – кондак Триоди: «Час, душе́…». Изобразительны – по великопостному чину. Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…». (Возможно произнесение малого обычного отпуста.)

Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину.

Кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 2-й, глас 4-й и глас 6-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10 (первые четыре стихиры – дважды) . «Слава, и ныне» – глас 7-й: «Се тебе́ тала́нт…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 6-й: «Воскресни́, Го́споди, в поко́й Твой, Ты и киво́т святы́ни Твоея́», стих: «Помяни́, Го́споди, Дави́да и всю кро́тость его»; 2-й прокимен, глас 4-й: «Се что добро́, или́ что красно́, но е́же жи́ти бра́тии вку́пе», стих: «Яко ми́ро на главе́, сходя́щее на браду́, браду́ Ааро́ню».

По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) читается Евангелие – Мф., зач. 102-е: «О дни и часе́ прише́ствия Сы́на Челове́ческаго никто́же весть…». Ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…».

Повечерие великое (во вторник вечером) с тропарями обычными.

По «Слава в вышних Богу…» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 2-й (песни 3-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца.

По 3-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 1-й: «Се лука́вый сове́т…».

Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви…».

По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и по Трисвятом – кондак Триоди, глас 4-й: «Па́че блудни́цы…» (см. на утрене Великой Среды).

После кондака – «Господи Сил, с нами бу́ди…» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве…» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помо́лимся…».

См.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 109–111.

Восходя к горнему престолу, как Христос на Небо, в лоно Отчее, священник читает молитву «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на Херувимех…». Восхождение это происходит для слушания Слова Божия - Священного Писания, которое является вершиной Литургии оглашенных.

Чтец у горнего места берет у священника благословение на чтение Апостола и идет на средину храма, как бы к народам всего мiра, сеять Слово Христа в сердца людей.

«Апостолом» на церковном языке называется выдержка из какого-либо Послания или Деяний Апостолов. На каждый день церковного года (кроме Великого Поста, когда Литургия по будням не служится) полагается свое особое чтение, как и на каждый праздник. Таким образом, на Литургии могут читаться два (иногда три) Апостола.

«Мир всем!» - возглашает священник. Так Господь после Своего славного Воскресения приветствовал Своих учеников (). С этим приветствием Он послал их на всемирную проповедь Евангелия. «Мир, - по слову святого Иоанна Златоуста, - есть матерь всех благ и основание радости». В слове «мир» Господь преподал Своим ученикам, а через них всем пастырям Христовой Церкви, силу духовного мира (). На приветствие священника «Мир всем!» чтец от лица всех молящихся говорит: «И духови твоему», - ответное пожелание того же мира от Господа священнослужителю, преподающему благодатный мир. Во время чтения Апостола совершается каждение. Оно установлено в знак благоговения перед чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельская благодать Святого Духа, разлившись во все концы мiра, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной. ().

Перед Апостолом поется стих из Псалтири, называемый «прокимном», что в переводе с греческого означает «предшествующий». Для каждой Литургии предписывается подходящий прокимен, подготовляющий нас к слушанию Слова Божиего. Прокимен вводит в таинство Слова. Ибо Слово Божие обращено не к одному разуму, а ко всему человеку, к той его глубине, или, на языке святых отцов, - сердцу, которое и является органом религиозного познания, в отличие от неполного, дискурсивного и рационального знания «мiра сего». Слышанию и пониманию Слова предшествует «открытие ума»: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (). Можно сказать, что радостное повторное возглашение прокимна, его «сообщение» собранию и принятие собранием и выражает в богослужении тот момент «отверзения ума», соединение его с сердцем, когда слова Писания мы слышим как слова Господа * .

Прокимен полностью поется только дважды, третий раз первую половину произносит чтец, а другую поет хор. Если положено петь два прокимна, то первый поется дважды, а второй - один раз. В воскресные дни поется прокимен воскресный текущего гласа. Если случится в воскресенье двунадесятый праздник, то поется только прокимен праздника.


*) Прот. Александр Шмеман. Цит. соч. - С. 90.

P.S. Понравилась информация предоставленная здесь? Советую , чтобы не пропустить полезную информацию! Вас ждёт еще много интересного.

Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку - не поленитесь сообщить. Для этого достаточно выделить ошибку и нажать «Ctrl» + «Enter».