Язык тела и тайна из профессии: что нужно знать о работе психолога. Кто такой «психолог»? Чем занимаются психолог, психотерапевт и психиатр

В его кабинете наверняка есть диван, но редкий клиент на нем валяется. Сеанс не заключается в поиске смысла в чернильном пятне или игре в ассоциации. Клиенты приходят с определенными запросами и вместе со специалистом разбирают их. Никаких романов с клиентами, это неэтично! Равно как и обсуждение чужих проблем.

2. Не путай его с психиатром

Психологом человек может работать после курсов повышения квалификации, а психиатры учатся в медицинском вузе. Курсы бывают разными, и специалисты после них — тоже.

3. Плана приема не существует

В отличие от урока, во время посещения психолога нет четкой структуры того, что с клиентом будут делать. Все зависит от исходного запроса и техник, на которые клиент лучше всего отзывается.

4. Доверие создается не сразу

На первых приемах психолог задает много вопросов, но клиент не обязан сразу выкладывать всю подноготную. Торопить никто не будет! Когда люди начинают рассказывать больше подробностей и испытывать более сильные эмоции, тогда и зарождается доверие.

Популярное

5. Люди много общаются без слов

Порой человек говорит одно, а язык его тела — поза, жесты, мимика — свидетельствуют о другом. Именно поэтому для разбора семейных ситуаций стараются приглашать обоих участников.

6. Иногда кажется, что психолог не в силах помочь

У психолога нет волшебной палочки, чтобы убрать все проблемы одним махом. Он выслушает, предложит стратегии поведения, обсудит ситуацию, но основную работу все равно делает клиент.

7. Клиентская база появляется не мгновенно

Если психолог занимается частной практикой и не является суперзвездой соцсетей, наработка клиентской базы занимает годы. Он может принимать людей от коллег, продвигать себя в интернете и про сарафанному радио, но очереди желающих ждать не приходится.

8. Не стоит« психологизировать» домашних

Задача психолога — баланс между работой и личной жизнью. Если его супруг, дети, родители не хотят психотерапии на дому, не стоит им навязываться.

9. Никому не признается, что он — психолог

Иначе каждый первый начинает рассказывать о своих проблемах, желая проконсультироваться бесплатно. Опытный психолог либо не выдает себя, либо выдает свою визитку с телефоном для записи на прием.

Психотерапия - это лечение психических заболеваний психологическими методами. Лечить соматические заболевания (такие, при которых нарушено нормальное функционирование организма, его органов и тканей) психологическими методами нельзя. Медикаментозными методами лечит психиатр, впрочем, никто не мешает психиатру применять и психотерапию.

Собственно психотерапией, то есть лечением психических расстройств и заболеваний психологическими методами легально может заниматься только врач-психотерапевт - человек, имеющий диплом о высшем медицинском образовании и врачебную специализацию «психотерапевт» (другими примерами специализаций являются «отоларинголог», «хирург» и т. п.). В России вообще правом лечить обладает только врач - аккредитованный специалист с соответствующим опытом и квалификацией (статья 69 пункт 1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Впрочем, читатель не должен тут поддаваться, так сказать, гипнозу белого халата. И дело не только в том, что даже дипломированные врачи могут быть дилетантами, могут иметь заблуждения и совершать ошибки.

Проблема шире: в медицине очень много научно не обоснованных методов, которые после объективной проверки оказываются бесполезными, а то и вредными. Поэтому и возникла доказательная медицина - движение, целью которого является освобождение здравоохранения от неэффективных методов .

Итак, врач-психотерапевт и просто психотерапевт - это совсем не одно и то же. Психотерапевтом может называть себя практически любой человек. Очень часто сегодня имеет место ситуация, когда женщина была химиком, физиком или инженером, а в 30 лет пошла на какие-нибудь психотерапевтические курсы и затем стала называть себя, скажем, гештальт-терапевтом или экзистенциально-гуманистическим терапевтом, сделала себе сайт и занялась психологическим консультированием, коучингом, проведением тренингов и вебинаров. Аналогичный случай - бывший инженер, химик, физик, железнодорожник или вообще человек с какой-то сомнительной специальностью (типа «менеджер») объявляет себя создателем собственной методики психотерапии и предлагает психологические консультирование, коучинг, групповую психотерапию.

Поэтому первое, о чем нужно знать, принимая решение насчет того, обратиться ли к психотерапевту - «психотерапия» и «психотерапевт» - это юридически не защищенные понятия. Это значит, что психотерапевтом может провозгласить себя любой. А учитывая, что психологическое шарлатанство легче осуществлять, чем шарлатанство медикаментозное (как минимум не нужно тратиться на баночки и жидкости или на создание пилюль), и шарлатанов под прикрытием психотерапии сегодня имеется великое множество.


Что мы лечим?

Возможно, вы удивитесь, но сегодня психотерапию рекомендуют и людям без каких-либо психических расстройств и заболеваний. Считается, что даже здоровый человек должен анализировать свое прошлое, пытаться выявлять содержания своего подсознания или отреагировать свои эмоции.

При таком подходе психологическое консультирование сводится именно к психотерапии, а вместо решения конкретной проблемы психолог начинает «чистить» ваше детство, «освобождать» вас от «зажимов», добиваться от вас «непосредственности», «безоценочности» и постоянного нахождения «здесь-и-сейчас».

Сегодня многие вообще не понимают разницы между психотерапией и психологическим консультированием. Однако эта разница принципиальна.

Как психолог решает психологические проблемы клиентов? Прежде всего, предоставляя им полученную в результате научных психологических исследований объективную информацию (собственно, любое консультирование - юридическое, финансовое - осуществляется по схожей схеме). Например, женщина жалуется, что ее супруг постоянно врет о том, что делает по дому больше нее. Психолог объясняет женщине, что ее муж, скорее всего, не врет, потому что мы все подвержены когнитивному искажению под названием «искажение в пользу самого себя» (self-serving bias) и нам всем кажется, что наш вклад в дело больше, будь то написание коллективной монографии или выполнение домашних обязанностей.

Если простое информирование не помогает, психолог может устроить в своем кабинете своеобразную очную ставку этой женщины с ее супругом, чтобы они смогли в безопасной обстановке и без риска снова скатиться в скандал (психолог выступает тут в роли арбитра) обсудить вклады каждого в выполнение обязанностей по дому. В ряде случаев бывает необходимо и принять ряд решений, в частности заново распределить домашние обязанности, договориться об очередности их выполнения, ввести некие кодовые слова, чтобы каждый супруг мог, с одной стороны, выказать недовольство, но, с другой стороны, не оскорбить супруга, не спровоцировать новый скандал.

Если психолог заметил, что клиенту недостает тех или иных навыков, например навыков общения или самоконтроля, он может сформировать у клиента эти навыки с помощью обучения. Например, в нашем случае психолог мог заметить, что супруги не умеют слушать друг друга, а вместо диалога скатываются в параллельные монологи. Психолог может сообщить об этом и предложить супругам посетить тренинг конструктивного домашнего общения.

Как видите, тут никаких поисков вытесненных травм и «отреагирования» негативных эмоций.


Кто и как придумал психотерапию?

История психотерапии, даже предельно краткая, потребовала бы как минимум отдельной статьи, но кое-что нам знать совершенно необходимо. Действительно, если кто-то хочет создать по-настоящему действенный метод, он должен подходить к его созданию с объективных позиций, ориентироваться на факты, а не на мнения, и на объективные данные, а не на субъективные впечатления. Как с этим обстоят дела у психотерапии?

Давайте посмотрим, например, как создавал свою психотерапию под названием «психоанализ» один из главных авторитетов отрасли Зигмунд Фрейд.

С помощью анализа сновидений и свободных ассоциаций Фрейд, как ему казалось, получил информацию о раннем детстве его пациентов. И в этом детстве Фрейд всегда обнаруживал всякие неприятные явления типа зависти девочки к пенису отца или желания мальчика убить отца, чтобы овладеть матерью.

Проверял ли Фрейд воспоминания его клиентов объективно? Нет, не проверял. Да и можно ли проверить, действительно ли ребенка жестко приучали к туалету или мама неправильно кормила младенца грудью?

Кстати, первоначально Фрейд создал не психоанализ, а так называемую теорию соблазнения. Его пациенты вспоминали, например, что в детстве отец заставлял их делать фелляцию или кое-что похуже. И Фрейд сделал вывод о том, что в основе любого невроза лежит соблазнение ребенка одним из родителей. Научное сообщество эту теорию отвергло, и Фрейд преобразовал ее в более безобидный психоанализ. Теперь воспоминания пациента о том, что отец принуждал к занятию фелляцией, интерпретировались лишь как фантазии пациента. Ну действительно, о чем еще может фантазировать трехлетняя девочка, как не об обладании пенисом отца?

Вспомнить все

Со временем об этом попадании Фрейда впросак с его теорией соблазнения забыли, а в 80–90-х годах ХХ века в США возникла массовая «сатанинская паника». Многие пациенты психотерапевтов стали вспоминать о том, что в детстве родители заставляли их участвовать в отвратительных оргиях и кровавых ритуалах. Посыпались судебные иски, начались разбирательства.

А затем было научно доказано, что точно восстановить воспоминания с помощью гипноза, психоанализа, регрессионной терапии и прочего просто невозможно. Огромную роль в открытии этого удивительного факта сыграла американский психолог Элизабет Лофтус.

Оказалось, что человеческая память реконструктивна, а вспоминание события - это не считывание записи о нем с какой-нибудь подкорки, а реконструирование этого события с учетом новых данных и свежей информации.

Стало понятно, что даже показания свидетелей недавно совершенных преступлений надо очень серьезно фильтровать, что уж говорить о воспоминаниях о раннем детстве…

Поэтому если психотерапевт будет говорить вам о том, что все ваши проблемы коренятся в детстве, что вам надо будет восстановить воспоминания, что вы вытеснили полученные в детстве психологические травмы - смело покидайте кабинет этого .


Не держите в себе!

Кстати, не только возможность восстановления воспоминаний, но и популярная концепция вытеснения также не получила научных подтверждений. Мы не забываем о психологически и/или физически травмировавших нас событиях. Наоборот, мы не можем перестать вспоминать эти реалии. Например, потерявший товарищей на войне солдат никак не может не вспоминать кровавые бои, взрывы и искромсанные тела. Так что, если на сеансе психотерапии вы вдруг вспомнили нечто болезненное, чего никогда не помнили прежде, значит, скорее всего, под воздействием психотерапии вы приобрели ложное воспоминание.

Концепция катарсиса, на которой основаны многие виды психотерапии, тоже не получила научного подтверждения.

В соответствии с этой концепцией, чтобы освободиться от негативной эмоции, ее нужно переживать снова и снова, например, следует вспоминать травмировавшее вас событие, а в семейном конфликте гнев не нужно сдерживать, его нужно выражать, правда, не с помощью оскорблений, а с помощью, например, так называемых я-посланий (например, вы не должны говорить мужу «ах ты, подонок!», вы должны сказать «дорогой супруг, из-за того, что ты стал при мне танцевать с той девушкой и нежно положил руки ей ниже талии, я испытываю боль, обиду, страх, гнев и желание расцарапать тебе лицо»).

Научные же исследования (например, вот это) показали, что выражение эмоции лишь усиливает ее. Так что правы были стоики - хочешь освободиться от чувства, не подпитывай его и не выражай. В среде современных психотерапевтов, кстати, рекомендация не выражать эмоции будет воспринята с гневом: «не выражать - значит вытеснять, значит создавать невроз!»

Все проблемы идут из детства?

А что же с детскими травмами? Неужели травмы, пережитые нами в детстве, не оказывают на нас никакого влияния?

Похоже, что нет. Дело в том, что детская психика, как, впрочем, и детский организм, весьма живуча. Поэтому, например, посттравматическое стрессовое расстройство, примером которого является упомянутая ситуация солдата, никак не перестающего вспоминать войну, у детей возникает гораздо реже. Это верно даже в случае сексуального насилия. И очень обидно, что установивший этот факт исследователь - Брюс Райнд - зачастую обвиняется в легитимизации педофилии…

Да и вообще, этот акцент на детстве, который присущ многим течениям психотерапии, совершенно не обоснован. Конечно, если человек не научился в детстве говорить, то он уже вряд ли освоит родной язык в степени, достаточной, чтобы не казаться имбецилом, но в остальном, пожалуй, нет такого возраста, когда реальность переставала бы воздействовать на нас, а мы переставали бы изменяться под этими воздействиями.

Так что, если психотерапевт пытается искать корни ваших проблем в детстве вместо того, чтобы анализировать вашу актуальную ситуацию, лучше поискать другого специалиста.


А мне помогло!

Продвинутые люди могут здесь задать следующий вопрос: «Как же так?! Ведь эффективность психотерапии подтверждается научными исследованиями!»

Кто бы спорил!

Действительно, такие исследования есть. И есть они прежде всего потому, что существуют течения психотерапии, которые не построены на концепциях вытеснения, детских травм и катарсиса. Речь тут идет о поведенческой и когнитивно-поведенческой психотерапии и о рационально-эмотивной психотерапии Альберта Эллиса. Вот достаточно обширный обзор исследований эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии .

Кроме того, нужно понимать, что при попытке оценить психотерапию объективно - в рамках научных исследований - могут быть допущены ошибки. Не стоит забывать, в частности, что двойной слепой метод при исследовании психотерапии невозможен (пациент знает, что получает психотерапию, а психотерапевт знает, что применяет психотерапию). Вдобавок, в исследовании психотерапии трудно организовать плацебо-контроль: стандартное плацебо - пилюли-пустышки - вряд ли подходит, нужно использовать то, что условно можно назвать процессуальным плацебо (вместо психотерапии устраивать, например, шаманские пляски).

К тому же известный американский психолог Скотт Лилиенфельд выявил целых 26 факторов, которые создают иллюзию эффективности психотерапии именно в научном исследовании. Он, кстати, один из главных участников движения доказательных практик - аналога доказательной медицины в психологии.

Одним из таких факторов является так называемый избирательный отсев: клиенты, покинувшие психотерапевта, просто не учитываются в исследовании, тогда как их следовало бы учитывать среди клиентов, которым психотерапия не помогла.

Еще одна причина кажущейся эффективности психотерапии - искажение покладистости: клиенту помогает не психотерапия, а другой фактор - послушность, добросовестность, которые заставили человека обратиться к психотерапевту, а также совершать другие действия для преодоления своей проблемы и улучшения ситуации.

Ну и, конечно, среди причин кажущейся эффективности психотерапии нельзя не упомянуть так называемое оправдание усилий: клиент, потративший на психотерапию кучу денег и времени, просто вынужден продемонстрировать улучшение, чтобы сохранить свой светлый образ в собственных глазах и в глазах окружающих. Оправдание усилий, кстати, связано с когнитивным искажением под названием «ошибка невозвратных издержек».

На кошках тренируйся!

По опыту я знаю, что все эти аргументы ни психотерапевтов, ни фанатов этих психотерапевтов не убеждают. Они даже могут признать, что психотерапия - это область с научной точки зрения сомнительная, заявить, что «мы находимся лишь в начале пути», что «психотерапия - это искусство» и пр. Пусть так, но, думаю, каждый сам в состоянии решить, становиться ли подопытным кроликом и тратить ли свои деньги и время на попытки психотерапевтов создать действительно эффективные методы решения психологических проблем. Тем более что большинство психотерапевтов по-прежнему опираются в попытке проверить действенность своей работы на субъективные и неточные подходы.

А может, мне вообще к психиатру?

Если у вас есть объективные проблемы, обращаться надо к психологу. Например, никак не можете найти работу, слишком волнуетесь на собеседовании, а найдя работу, быстро скатываетесь в конфликт с руководством и снова оказываетесь в поиске подходящей вакансии? Идите к психологу. Психолог может обнаружить дефицит навыков общения и саморегуляции, он может подучить, потренировать вас, и все наладится. С другой стороны, психолог может обнаружить, что у вас неадекватный уровень самолюбия и агрессии. В этом случае он может порекомендовать вам обратиться к психиатру, чтобы исключить психическое заболевание.

Если явных проблем нет, у вас все хорошо, у вас есть семья, друзья, жилье, стабильная работа, возможность регулярно отдыхать, развлекаться, но при этом вам все равно плохо, лучше начать с посещения психиатра. Возможно, курс антидепрессантов быстро вернет вас к норме.

С фобиями, навязчивыми действиями и навязчивыми мыслями тоже лучше для начала сходить к психиатру. Кстати, возможно, он не будет лечить вас лекарствами, а проведет с вами психотерапию или направит к врачу-психотерапевту. Впрочем, получив от психиатра диагноз «невроз» или «фобия», вы и сами, захватив с собой медкарту, можете найти врача-психотерапевта и записаться к нему на прием.

Бояться ходить к психиатру не нужно: вряд ли вас сразу поставят на учет в психиатрический диспансер, да и тайну диагноза никто не отменял. К тому же в любом случае лучше встать на психиатрический учет (он, кстати, не вечный, а временный), чем выпрыгнуть из окна из-за того, что психолог пытался что-то сделать с вашей депрессией чисто психологическими методами.

В этой украинской с тране в официальном перечни профессий сейчас нет ни пиарщика ни психолога, зато есть гадалки и биоэнергетики. Вот думаю проститутки раньше появятся или нет?

Поскольку не все психологнутые (а их клиенты и подавно) знают, чем они занимаются то тут напишем о видах работы практикующего психолога. Психологической помощи. Их четыре.

Психотерапия - самый знаменитый, самый давний, самый самый способ работы. И конечно в основе своей терапия связана с «клиникой». То есть с ненормальными отклонениями в восприятии мира и соответственно поведении. Это долгая процедура; скорее для занятия времени психиатров, выпускников медицинских ВУЗов. Исторически сложилось разделение терапий на психошколы (которые иногда абсолютно противоположны по методам): психоанализ, гештальт, когнитвная, психодрама, арт, сказко, клиент-центрированая итд.

Вам сюда, например, если вы периодически видите своего покойного дедушку при занятии сексом. Кстати, экспериментом Розенхана доказано что любого человека можно отдиагностировать как психбольного, так что нечего стеснятся.
Ещё тут тусуется много «молодых» психологов, которые ставят эксперименты над собой в надежде на «хоть что-то да поможет» - можно завести знакомства.

Тренинг (последнее время их развелось «как собак нерезаных») - групповая форма работы, где за минимальный промежуток времени участники приобретают максимум новых навыков по конкретной теме. В результате - «я умею», а не только «я знаю». Считается, что именно психологи понимают как интенсивно организовывать процесс тренинга выявляя мыслительные и социальные стратегии каждого человека.

Сходить стоит, если есть какое-то неумение, которое мешает жить. Цены за один и тот же тренинг могут различаться в десятки раз благородя науке маркетинг и магической приставке «корпоративный».

Психоконсультирование - это то, что считается классикой работы «обычного» психолога. В цивилизованных странах. Кабинет, клиент, запрос/проблема, energazing. Предполагаю, церковь не любит психологов за то, что консультирование заменило исповедь. Сюда приходят нормальные (то есть те, которых ещё не успели отдиагностировать=) люди с повседневными затруднениями. Цель работы - воодушевить клиента взять и решить эту проблему (самому!), предотвратить появление проблем подобного типа. Попутно повышение психологической компетентности (брать ответственность за свою жизнь, понимания себя, своего места, других людей). В консультирование каждый психолог узкоспециализировано выбирает те проблемы, которые он лучше всего решает - так выделяется направление семейное, детское, психолого-педагогическое (подростков, молодых родителей), пожилых людей, деловое, кризисное, тюремное и военное, избавление от зависимостей итд.

Идем, если вас цинично бросила девушка/парень, в три шеи выгнали с работы, вдруг возникли конфликты в семье, итд. Цена в Киев у среднего консультанта - 150 грн/час.

Психокоррекция - это не столько помощь в преодолении проблемы, сколько глубинная трансформация самого клиента. Запрос(проблема) тут только спусковой крючок. Сущность: вмешательство в процесс его развития - улучшения лучших (сильных здоровых развитых) сторон. В гуманистическом направлении - достижение баланса, успеха, счастья и самореализации. В разы сложнее консультирования (проблемы стандарты, клиенты уникальны)! Используются подходящие техники из разных школ терапии. А также из психологии спорта (что обзывается трансформирующим коучингом). Тут надо не просто знать, понимать и принимать все психошколы, а выбирать что сработает прямо сейчас к этому конкретному клиенту.

Стоит прибегнуть если вдруг не устраивают личные достижения и жизнь, которой живёте. К сожалению, по настоящему хороших специалистов психокорректоров очень и очень и очень мало.

Сейчас всех занимающихся психологией профессионально я условно делю на две группы: психологи-диагносты и психологи-тренеры. И те и другие одинаково важны и нужны.

Психологи-диагносты - это те, которые обследуют индивидов и группы людей (производственные, спортивные и учебные коллективы) при помощи тестов и на основании результатов тестирования дают соответствующие заключения заказчику теста или рекомендации психологу-тренеру. Они так же важны, как лаборанты, рентгенологи, специалисты по фиброгастроскопии для медицины, криминалисты для следователей, аккомпаниаторы для певцов.

Я вовсе не хочу противопоставлять одних другим, хотя сам являюсь скорее тренером, чем диагностом, хотя на первых этапах очень был увлечен диагностической работой. Но хочу подчеркнуть, что без психологов-диагностов психологи-тренеры в некоторых случаях были бы беспомощны, как слепые котята. В этой области можно сделать достойную карьеру, неплохо заработать и прославиться. Кто сейчас не знает имена создателей тестов: Люшера, Айзенка, Кеттела, Лири и многих других!

Когда я осваивал диагностические методы, я был просто потрясен тем, что в течение 1-2 часов можно проникнуть в тайны человека души и узнать о нем больше, чем за несколько лет относительно близкого знакомства. Когда я начинал работать психиатром, а штатных психологов не было, я сам проводил психологическое обследование больных. Это очень помогало как в уточнении диагноза в особо трудных случаях, так и для построения плана лечения и контроля за ходом выздоровления. Есть, например, простой тест, который определяет уровень работоспособности. Пациент уже субъективно чувствует себя хорошо, хочет приступить к работе, но при тестировании на работоспособность выявляется, что внимание его еще неустойчиво, он быстро устает и начинает делать много ошибок. Это позволяет задержать его на больничном листе, корригировать лечение. Если при повторном обследовании работоспособность приходила в норму, то это было указанием для окончания лечения. Когда у нас в клинике появились профессиональные психологи, они только этим и занимались, освобождая врачей от такой работы. Кроме того, их заключения были гораздо точнее.

Еще большая роль психологов-диагностов заметна при проведении психологической работы в трудовых и спортивных коллективах. Там приходится определять психологическое состояние не только отдельных личностей, но и коллектива как такового. Вот наглядный пример. Одна из футбольных команд высшей лиги находилась "под угрозой выхода из нее, хотя по мастерству футболистов команда могла бы быть если не среди призеров, то хотя бы в безопасной середине. Когда были обследованы психологическое состояние каждого участника и структура межличностных отношений, выяснилось, что каждый из игроков и даже второй тренер в принципе чувствовали себя хорошо, но отношения между многими игроками были враждебные, была достаточно большая группировка игроков, которые негативно относилась к старшему тренеру. Понятно, что команда представляла собой не сплоченный коллектив, а кооперацию. Можно было с уверенностью сказать, что ведущие игроки и второй тренер уже знают, в каких командах они будут работать, если их команда «вылетит» из высшей лиги. Старшему тренеру были даны соответствующие рекомендации. Мне сейчас очень хотелось бы сказать: «Он их выполнил, и команда осталась в высшей лиге».

Еще один пример.

Обследовала группа психологов крупное строительное объединение, включавшее в себя ряд строительно-монтажных управлений, леспромхоз, бетонные заводы, деревообрабатывающий комбинат и пр. Был установлен ряд моментов, по которым было видно, что при сохранении стиля управления в этой организации объединение неизбежно распадется, было указано, в каком порядке это объединение будет терять свои подразделения, и были даны соответствующие рекомендации. Руководитель положил материалы под сукно. Но когда предсказания психологов стали сбываться и одно строительно-монтажное управление уже вышло из объединения, тогда руководитель решил прислушаться к мнению психологов. Еще раз провели это довольно дорогостоящее обследование, были уточнены необходимые меры.

В вузах всех будущих психологов обучают диагностической работе. Некоторых эта работа так увлекает, что они, окончив университет, только этим и занимаются. И правильно делают, если их интересы удовлетворяются этой работой, а способности соответствуют им. Но с диагностической работой необходимо быть знакомым и тренеру, для того чтобы знать возможности диагностики, сформулировать задачи, которые его интересуют при проведении обследования, и для того, чтобы понимать заключения психолога-диагноста.

Кстати, здесь же хочу сказать, какими способностями необходимо обладать, чтобы стать психологом. Любыми, лишь бы было желание стать психологом, ибо сферы, где может найти применение своим способностям, в психологии неограниченны.

Мы в приложении даем некоторые простые тесты. Проведите эксперимент с самим собой и со своим близкими. Посмотрите, понравится ли вам эта работа. Если понравится, то вам станет ясно, куда идти учиться. А если ваши заключения совпадут с действительностью, то обследуемые будут смотреть на вас как на одаренного психолога. Помните, что психолог-диагност никогда не ошибается и всегда проводит эксперимент над двумя - обследуемым и собой. И если его заключение не соответствует психическому статусу того, кого он обследует, то уж точно подходит самому психологу. И если психолог выскажет заключение о недостатке интеллекта у того, кого он обследовал, а на деле окажется, что его подопечный очень умный человек, то смело можно сделать вывод о недостаточной квалификации психолога.

Когда вы будете проводить эксперименты со своим близкими, вам следует учесть, что каждый хочет о себе услышать, что он «хороший парень», но, с другой стороны, необходимо ведь сказать и правду, т. е. сказать о человеке что-то плохое. Вот здесь и необходима сообразительность, ибо тест режет правду-матку напрямую. Один психолог обследовал руководителя учреждения, желая продемонстрировать возможности психологии и заключить выгодный договор. По тексту теста получилось, что обследуемый - человек умный, нерешительный и робкий. Этими же словами психолог дал заключение. А теперь догадайтесь, заключил ли он договор о сотрудничестве? Конечно, нет. Его конкурент провел с этим же руководителем тот же самый тест и получил тот же самый результат. Но сказал ему примерно следующее: вы человек умный, но сомневаетесь в себе и для принятия решения тратите много времени и упускаете многие возможности. Больше доверяйте своему уму, и дела у вас пойдут лучше. Договор о сотрудничестве был заключен.

У психолога-диагноста есть и еще одно преимущество. Ему не нужно особенно работать над своей личностью и владеть навыками психологически грамотного общения. В реальной жизни он может оказаться обычным человеком и делать те же ошибки, что и те, которые обращаются к нему за помощью. И тем не менее его заключения будут иметь свою ценность, ибо он делает заключения, опираясь на известные психологические тесты, выработанные другими или даже им самим, многократно проверенные различными исследованиями. Так, например, теперь широко известный и часто применяемый в современной психологической диагностике цветовой тест Люшера создавался следующим образом. Примерно 20 тыс. человек помещались последовательно в комнаты, обитые драпировкой всех восьми цветов: синего, зеленого, красного, желтого, малинового, коричневого, черного и серого. Все они проходили тщательное обследование в каждой комнате. На основании результатов этого обследования и составлялся тест.

Когда мы создавали на базе этого теста цветовой социометрический тест, мы тестировали 100 групп численностью по 10-15 человек каждая одновременно по известным им социометрическим методикам и по нашей и показали, что наша, не уступая по достоверности уже известным, выявляет такую информацию, которую получить по тем тестам невозможно.

Так что, если тестирование проведено правильно, то лучше довериться тесту, чем своим впечатлениям.

Теперь несколько слов о психологе-тренере. Специалист этого профиля должен помочь избавиться человеку от мешающих ему стереотипов поведения и обучить новым, избавить его от робости, нерешительности, застенчивости, высокомерия и от всего того, что нередко составляет структуру его личности и характера и препятствует достижению поставленных целей и удовлетворению своих потребностей.

Это длительная кропотливая работа. Необходимо время (иногда это месяцы и годы) для того, чтобы избавиться от качеств личности, мешающих жить и выработать свойства характера и формы поведения, позволяющие добиваться поставленных целей.

Поэтому психолог-тренер, прежде чем приступить к тренерской работе, должен сам избавиться от некоторых качеств, от которых потом будет помогать избавляться своим подопечным, и овладеть всеми навыками, которым должны научиться его подопечные. Мне трудно представить себе, как сможет застенчивый тренер научить общительности своего клиента или помочь обучить некоторым формам поведения, если сам ими не владеет. Конечно, бывает потом, что способные ученики обходят своего учителя, но первичными элементами навыков он обязательно должен владеть. Психолог-тренер обязательно должен быть физически здоровым, иметь высокий социальный рейтинг и быть хорошо материально обеспечен. Конечно, психолог никогда не будет иметь таких богатств, как капиталистолигарх, которого он будет тренировать, но быть независимым от него материально ему просто необходимо, иначе он вольно или невольно будет бояться его потерять и его будет беспокоить не истина, а желание понравиться своему клиенту, т. е. стать подхалимом, что сделает работу его неэффективной. И вообще, как говорил Сенека, обладать спокойно можно только тем, чего не боишься потерять.

В частности, мы на своих тренингах обучаем наших подопечных принципу амортизации, т. е. соглашаться со всеми высказываниями партнера по общению по крайней мере вначале, чтобы не возник конфликт, а потом уже высказывать свою точку зрения. Многим это очень трудно, но когда они обучаются этому, получают необходимые результаты. А теперь несколько примеров того, как работает психолог-тренер. Послушайте рассказ одного из моих учеников.

Подросток в возрасте 15 лет, физически хорошо развитый и выглядевший старше своих лет, всегда примерный мальчик, серьезный, активный, занимающийся в спортивной школе и подающий большие надежды, неожиданно увлекся девушкой 20 лет. Он стал поздно возвращаться домой, пропускать тренировки, хуже учиться в школе. Девушка, с которой он встречался, имела большой сексуальный опыт, что также пугало родителей. Сын же говорил, что ее любит, что он уже взрослый и знает, что ему делать. Убеждения, скандалы эффекта не давали. Мать постоянно рыдала, отец был подавленным: ему надо было скоро уходить в плавание, а мать пришлось положить в больницу.

Амортизацию проводил отец, который прошел небольшой курс обучения. Вот как это выглядело:

Сынок, прости, что мы вмешиваемся в твою жизнь. Мы как-то прозевали, что ты уже вырос. Ты действительно больше понимаешь в жизни и благороднее нас. И любить ты можешь лучше. Действительно, какое значение имеет, что она старше и уже имеет сексуальный опыт? Может быть, это даже лучше. Сравнив тебя с другими, твоя избранница будет тебе преданна.

Не буду описывать изумление сына. Сам не видел. Знаю со слов отца. Отношения наладились через три дня. Мать тоже освоила технику амортизации и векоре выписалась из больницы. Сын, предоставленный сам себе, вскоре разобрался в своей избраннице и через неделю прекратил встречи с ней. А этот пример посложнее.

Навыки общения лучше всего нарабатываются в психологических играх. Их имеется очень много. Одна их них, разработанная мной, «Королевский двор», решая ряд других психологических задач, позволяет обучиться управлению. Разводящий, доброволец из группы, берется из членов группы составить королевский двор, т. е. выбирает короля, королеву, фаворитку, шута, премьер-министра и весь кабинет, палача, шута, принцессу, девочку для битья и пр. И по тому, как это разводящий делает, ему самому и окружающим становится ясно, что управлять он не умеет. Голос неуверенный, распоряжения аморфны, на непопулярные должности назначать не решается. Если тренинг идет успешно, после двух-трех попыток выбор становится точнее, распоряжения более ясными, а голос уверенным.

Кем вы решились стать, лучше определиться уже сейчас. Если тренером, то пойдите в кружок на ту кафедру, где можно получить навыки тренера и заодно решить свои личные проблемы. Но не забывайте, что это не освобождает вас от освоения приемов диагностики.

Если вы решили стать психологом-диагностом, тогда лучше пойти в кружок на ту кафедру, которая занимается не только тестированием, но и сама разрабатывает тесты.

Если вдруг во время учебы интересы у вас изменятся, попробуйте использовать себя и в другой области. Главное, чтобы учеба вам нравилась. Как писал У. Шекспир,

В чем нет услады, в том и толку нет.

Что нравится, то и изучайте.

Лучше в вузе попробовать варианты, чтобы не метаться после его окончания. В реальной жизни я наблюдал разные варианты. Бывало, что психолог оставался диагностом. Рост его карьеры шел так (вы понимаете, что я имею в виду конкретного человека). Вначале он был медицинским психологом и обследовал больных. Его никогда не волновала тренерская работа. Квалификация его выросла. Он стал преподавать психологию в одном из вузов. Кандидатскую диссертацию написал по материалам обследования психического статуса преступников и выявил некоторые закономерности, используя которые можно менять приемы воспитания. И до сих пор он не хочет заниматься тренерской работой. Но психологи-тренеры и врачи-психиатры счастливы, когда он соглашается обследовать их подопечных. Социальное положение и материальное обеспечение его вполне достаточны для достойной жизни.

Я могу привести вам массу примеров, когда диагносты становились тренерами и не жалели, что какое-то время занимались диагностической работой.

Некоторые, сразу ориентированные на тренерскую работу, вскоре понимали, что необходимо знать и основы диагностики.

Конечно, можно в одинаковой мере овладеть и тем и другим, но если хочешь достигнуть значительных высот, то следует определиться более конкретно.

Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове. Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься . Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь - это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.

Все эти направления - очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами. Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами. Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.

Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред - они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.

В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление). Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.

Окончив обучение, молодой специалист может работать:

    психологом-консультантом в системе образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивидуальное, коучинг);
    в больницах и поликлиниках;
    преподавать психологию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах;
    в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу);
    в торговле (от продавца в элитном бутике, администратора и супервайзера до корпоративного тренера).

Получение диплома для психолога - только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.
Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.
Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.
Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.

Чтобы добиться успеха, психолог должен быть : личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, высоким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием.

Представим, что вы решили работать в области психологии, в сфере образования, бизнеса, культуры, социальной сфере. Известно ли вам, какие специалисты нужны в этих областях, и чем конкретно они занимаются? Вот неполный их список:
Организационный психолог - решает задачи оптимизации использования человеческих ресурсов в учреждениях, фирмах, общественных объединениях. Это, прежде всего, все виды кадровой работы - от подбора персонала до разработки кадровой политики фирмы, помощь руководителям, обеспечение внешних связей организации с общественностью.
Юридический психолог работает в сфере правовых взаимоотношений, чаще всего в тесном контакте с юристами различного профиля. Это может быть работа с личным составом правоохранительных органов, включая специальные подразделения, в учреждениях исполнения наказаний. Юридический психолог может стать незаменимым помощником адвокатов, участвуя в судебных процессах как со стороны истца, так и со стороны ответчика.
Клинический (медицинский) психолог - это специалист, который берет на себя ответственность за организацию специального процесса, в ходе которого клиент приобретает способность решать свои жизненные затруднения. Традиционно клинический психолог занимается психодиагностикой (например, в ходе медико-социальной экспертизы), консультированием (неврачебной психотерапией) и реабилитацией (восстановлением утраченных психических и физических возможностей). В последнее время все большее развитие получают такие современные направления работы клинического психолога как нейропсихология, психофармакология.

Где может работать клинический психолог?

В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.
Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.
Третья важная сфера - это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.
Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога - это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.
Наконец - это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.
Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.

Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.

Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.

Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).

Практический психолог - специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».

В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов :

    улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
    изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
    способность принять решение;
    способность осуществить принятое решение;
    подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
    получение поддержки;
    приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
    поиск и изучение альтернатив;
    получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
    развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
    получение информации;
    реагирование на действия других людей и ситуацию.

Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.