Что делать если ребенок не получается. Советы психолога на случай если ребенок не хочет учиться. Причины долгого отсутствия зачатия

Когда мой ребенок делает домашнее задание, часто я слышу фразы: «Я не буду это делать, потому, что это сложно, у меня не получится!». Как родителям реагировать на такие высказывания? Как переубедить ребенка и стоит ли это делать?

Наверное, одна из самых неприятных ситуаций для родителей, это тот момент, когда они понимают, что их ребенок не верит в свои силы. Можно наблюдать, как дети сильно расстраиваются и плачут перед лицом сложной задачи или вовсе не расстраиваются, а засовывают тетрадь подальше и забывают об этом на время. Интересно, что это случается со способными и даже талантливыми детьми. Ребенок боится потерпеть поражение, не верит, что справится, в итоге вообще склонен отказаться действовать. В тот момент родитель понимают, что задача перед ребенком, в общем-то, стоит рядовая, и никаких причин с ней не справиться нет. Они сердятся и пытаются убедить ребенка реагировать иначе, но, от этого часто бывает только хуже.

Такая ситуация крайне болезненна для ребенка и не менее болезненна для родителей.

Страх перед ошибкой, нежелание потерпеть неудачу могут напрямую управлять действиями ребенка и приводить к тому, что он отказывается пробовать. Формируются такое поведение под влиянием личного опыта ребенка, хотя может усиливаться особенностями его темперамента. Этот формирующий опыт включает в себя и отношение близких взрослых к ошибкам ребенка, и опыт конкуренции с другими детьми, в том числе братьями и сестрами, и характер самих родителей. Не всегда причина в прямом влиянии родителей, однако, именно родители во многом могут помочь ребенку справиться с трудностями.

Как помочь ребенку

1. Признайте чувства ребенка. Прежде, чем бросаться решать проблему, просто признайте, что ребенку эта ситуация кажется сложной, ему действительно трудно взяться за дело. Просто коротко скажите:

«Да, наверное, эта задача кажется слишком запутанной..»

Ваша задача не отрицать те чувства, которые уже возникли у ребенка, а помочь с ними справиться.

2. Учите ребенка алгоритмам решения задач. Большую задачу нужно разбить на маленькие части, перед решением стоит прикинуть, как будешь действовать, в начале работы лучше выделить приоритетные задачи. В каждой деятельности у вас будут свои подсказки, как лучше действовать.

Многие задачи детям кажутся сложными именно потому, что они такими для них и являются. И нужна помощь, чтобы осваивать новые дела. Школа же в минимально степени занимается тем, что называется организацией деятельности ребят, упор делается на осваивании информации, при этом детей не учат эффективным стратегиям работы с информацией.

3. Обеспечьте возможность заниматься той деятельностью, в которой ребенок успешен . Ребенок должен иметь полноценную возможность делать то, что он умеет и любит, получая при этом признание. Если ребенок одарен физически или хорошо танцует, то ему нужно обеспечить возможность много этим заниматься. На деле же происходит обратное – такие виды деятельности скукоживаются под натиском того, что делать «нужно». Хобби отходят на второй план, уступая место тем занятия, которые удаются хуже. В конечном итоге ребенок пребывает в состоянии неудачи большую часть времен. Это сильно влияет на уровень притязаний ребенка.

4. Обеспечьте легкие победы. Это та деятельность, где успех дается лишь небольшим усилием. Например, для разминки перед занятиями математикой, поиграйте с ребенком в «математический футбол» – вы даете ребенку простенькие примеры, которые он должен посчитать в уме. Примеры должны быть такого уровня, чтобы ребенок чувствовал себя компетентным, решая их.

5. Провозгласите ценность настойчивости. Обращайте свое внимание на те моменты, когда у ребенка что-то не получается, но он все равно продолжает стараться. Скорее всего, это та области, которая вызывает у ребенка настоящий интерес. Как правило, есть такая область у любого ребенка, где его не нужно агитировать, он старается сам. Пусть это будет склеивание моделей самолетов, физические упражнения или компьютерная игра. Обратите внимание ребенка на ту настойчивость, которую он проявляет. Обязательно дайте понять, что вы считаете это сильным качеством ребенка.

Ни в коем случае не комментируйте с обвинительной интонацией: «Вот, чтобы в игре перейти на новый уровень, готов час потратить, а в решении задачки постараться не хочешь!». Ваша задача, не обвинить ребенка, а наоборот дать ему понять, что он обладает необходимым качеством характера, просто оно пока не проявилось в некоторых областях.

6. Рассказывайте ребенку вдохновляющие истории . Вы найдете множество примеров великих людей, жизнь которых прямо-таки изобиловала мелкими и крупными поражениями. В этом славном списке великие писатели, ученые, актеры, спортсмены. Существует даже мнение, что сам успех – это результат множества поражений. Ваша задача создать у ребенка убеждение, что неудача, это не конец света, а всего лишь поворот событий. Приводите примеры из собственной истории, когда вы добились чего – то значительного, пройдя непростой путь.

7. Моделируйте собственным примером стойкость перед поражением.

Отношение к ошибкам дети наследуют от своих родителей. Но этот факт не вполне очевиден, так как взрослые не так ярко демонстрируют свою чувствительность к поражению, и далеко не всегда ее осознают. Они учатся ловко избегать ситуаций, в которых могут потерпеть поражение посредством тактики «зелен виноград». Взрослые люди просто не принимают участие в тех видах деятельности, в которых они могут выглядеть бледно, объявляя их неинтересными для себя. Например, человек не пойдет танцевать, если неуверен в себе, не примет участие в спортивном соревновании, не пойдет в компанию, где может выглядеть недостаточно статусно, не будут говорить на иностранном языке в присутствии людей, которые могут критиковать их уровень, избегают говорить тосты на праздниках. Все эти формы избегания стали настолько привычными, настолько вросли в жизнь, что сами люди уже не воспринимают их как избегание в результате страха потерпеть неудачу. Поэтому они могут вполне искренне считать, что их ребенок как – то слишком уж чувствителен к своим ошибкам, непонятно в кого…

Чтобы помочь ребенку затейте с ним вместе освоение какого – то дела, в котором у вас практически равные шансы на успех. Например, пойдите учиться танцам, если никогда этим не занимались. Не бойтесь выглядеть смешно, показывайте своим собственным примером, как вы не сдаетесь, несмотря на неудачи.

8. Играйте с ребенком. Страх неудачи, ошибки часто снимается благодаря игре, в которой ребенок сам должен найти вашу ошибку. Вы выполняете задание неправильно, ребенок находит ваши ошибки. Также можно попросить ребенка сделать вначале намеренно неправильно, а потом найти и исправить собственную ошибку. Такая игра может разрядить напряженную обстановку вокруг школьных занятий.

Чего стоит избегать:

  • Критики и высмеивания ребенка за ошибки и его отношение к делам. Это только усилит неприятные переживания ребенка. А сниженное настроение – это совсем не та почва, на которой процветают школьные или любые другие успехи.
  • Решения проблемы только в момент ее яркого проявления. Большинство описанных выше тактик направлены скорее на организацию общения с ребенком вне проблемной ситуации. Это и есть наиболее эффективная стратегия. Если вы вспоминаете о том, что надо что-то предпринять, только в момент яркого проявления проблемы, то вы мало можете сделать для ее успешного решения.
  • Приводить в пример других детей. Именно процедура оценки, сравнивания и пугает ребенка. Не стоит обострять это конфликт приведением в пример других детей, которые справляются лучше. Результаты ребенка можно сравнивать с его же результатами в прошлом. Тогда прогресс будет более очевиден и это может поддержать ребенка.

Неверие ребенка в свои силы воспринимается самими родителями как их педагогический провал. «Что-то сделано не так, я не смог привить уверенности своему ребенку, поэтому он так себя ведет», так примерно рассуждает родитель. Важно, чтобы сами родители относились к такой ситуации, как к чему – то вполне поправимому. Относясь к возникшей проблеме активно, с уверенностью в возможность ее успешного разрешения, родители помогают своему ребенку занять аналогичную позицию в отношении своих трудностей.

© Елизавета Филоненко

История про ошибки одного хорошего папы. Которые любая (или любой:)) из нас может совершить.

Итак, имеется замечательный папа, который любит своих детей, стремится их чем-то порадовать и даже как-то развить. Приносит он домой огромный набор Лего. «Ну, ребятня, налетай! Сейчас поиграем!». Детки, естественно, рады стараться. Девятилетняя Маша тут же начинает ракету строить, которая должна в путешествие на Марс отправиться. А шестилетний Ваня ей во всем подражает. Маша синий кубик берёт, и Ваня тоже. Маша крылья делает и Ваня старается.

Да вот незадача, у Вани получается хуже, он за Машей не успевает. И в один непрекрасный момент, Ваня раздраженно бросает кубики в сестру и убегает. Папа, из самых лучших побуждений, пытается подбодрить сына.

— Зря ты расстраиваешься! У тебя отличная ракета получилась!

— Ничего не отличная! Крылья отваливаются и вообще она дурацкая.

— А мне нравится. По-моему, у тебя лучшая ракета на свете!

— Неправда! У меня НИКОГДА НИЧЕГО не получается!

— Ну, давай я тебе помогу. Мы сейчас такую ракету соорудим, которая хоть на Марс, хоть на Юпитер полетит.

Думаете, какой папа умница? Молодец просто, да? А вот ничего подобного! Папа, конечно, молодец, что старается сыну помочь. Но старается он совершенно неправильно. Всего за пару минут он умудрился совершить 3 серьезные ошибки.

Ошибка №1: Папа сказал неправду о том, что у Вани получилась хорошая ракета. И Ваня об этом знает. Вместо этого папе стоило объяснить сыну, что когда ему исполнится девять лет, то он сможет собрать намного более сложные игрушки. Нет ничего страшного в том, что Маша быстрее и лучше Вани делает ракету. Когда ей было шесть лет, она сталкивалась с такими же трудностями, что и ее брат.

Ошибка №3: Услышав из уст Вани, что у него НИКОГДА НИЧЕГО не получается, папе стоило насторожиться и провести с сыном беседу. Дело в том, что мальчик уже в 6-летнем возрасте генерализует и обобщает свои трудности. Не «в этот раз у меня не получилось», а «у меня никогда ничего не получается». Такая установка помешает Ване в будущем добиваться успеха. Как только перед ним возникнет проблема, он опустит руки и пойдет на попятный. Помните, мы писали, как ? Если с Ваней не провести серьезную работу, то у него есть все шансы в будущем стать пессимистом, который вместо того, чтобы прилагать усилия на пути к достижению своей мечты (или, более прозаично, цели), просто от нее откажется.

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» скоро выйдет книга Мартина Селигмана «Ребенок оптимист», в которой можно будет найти описание эффективных методов, способных изменить негативное мышление. Я жду не дождусь, чтобы почитать 🙂

У малыша никак не получается складывать из букв слова?
Вы могли просто упустить нужный момент!

Взрослые секреты

Вы когда-нибудь поднимали тост на Новый год: «За то, чтобы ребенок, наконец, научился читать»? И буковки из теста лепили? А на бутерброд из сыра вырезали? Сколько у вас наборов кубиков с азбукой? Как у моей младшей сестры: всех цветов и размеров? Но дитя не читает никак. Все буквы знает и вверх ногами, и боком, и криво. Знает, а не читает! А книжками интересуется на предмет вырвать красивые картинки по контуру, за что получил домашнее прозвище «Рвач».

Вот такое чудо (а это моя племяшка) сидело беззвучно на диване в уголке и с напряжением до капелек пота на носу смотрело на яркий журнал, впервые появившийся в доме. Огромный, глянцевый, с непонятной картинкой на обложке. Трогать, ясно, нельзя - накажут. А буквы в два ряда блестящие черные и слова ужасно длинные - наверняка секретные взрослые и страшно интересные. Однако взрослые свои секреты держат в тайне. Журнал не дадут. Он явно не детский. Что же там внутри? И крошечный мозг напрягается, пытаясь в срочном порядке разгадать хотя бы часть тайны, ту часть, что видна.

Я подхожу к дивану, наклоняюсь к журналу. Девочка с деланно равнодушным видом выпаливает, как пароль, два слова, позволяющие ей получить в руки желанный глянец: «Производство Полиграфии». Для меня - это название, для нее - первые в жизни прочитанные слова. К тому же лежащие вверх ногами на расстоянии метра. «Про-из-водст-во По-ли-гра-фии» - с ума сойти!

Немая сцена. Ребенок, перед которым полгода плясало четверо взрослых (в надежде услышать хотя бы «На-та-ша» по слогам), начал читать. Словно взмах волшебной палочки: и через минуту вместо тыквы перед вами великоразумное дитя. Калейдоскоп черточек и кружочков превратился в понятную информацию. Путь в чтение открыт.

О-оооо! или Е-ееее!

Я вспомнила про это «чудо», когда мой сын начал интересоваться буквами. Это произошло в четыре года. Как обычно, нечаянно. В обожа-

емых комиксах его зрительно удивляли междометия: «О-ооооооо! Е-еееееее!» Палец воткнут в середину длинного «О-оооооооо!»

Что это, мама?

Внутри у меня что-то зазвенело. Я подумала, а вдруг это он, волшебный миг? И как можно сочнее озвучила:

Малыш в восторге! Дальше следует: «Е-еееее!» Я снова постаралась, но с другой интонацией. Весь комикс был перерыт сыном в поисках интересных звуков. Так магический час сам пришел в наш дом, освободив нас с мужем от тяжести обучения. Главное - вовремя его заметить.

А дальше?

А после необходимо закрепить. И тут приходят на помощь женская хитрость и взрослое коварство. После того как были освоены все междометия, мы перешли к... ругательствам, в комиксах, разумеется. Потом - к «обзывательствам». Можете не сомневаться, успех был не меньшим. Только уже мне надо было перерыть комикс, поставить еле заметные точки опознания карандашом, а после, в присутствии сына, отмечать ярким маркером новое слово. По одному. После его освоения - новое. И так далее.

Потом было самое трудное: выискать предложения или фразы, что подогреют его интерес. Разумеется, все нашлось.

К слову сказать, большие тексты я никогда не стимулировала читать. Не считала нужным. Хотя книги покупала роскошные, не скупясь на толстенные шедевры, испещренные маститыми художниками. И каждую подписывала: «Мурчику от Винни» или от Питера, Карлсона. В итоге вес прочитанного к первому классу был очень и очень: «Разноцветные зверята», «Барон Мюнхгаузен», «Винни-Пух и Все-все-все», «Карлсон» и «Питер Пен». А вы говорите: «Мама мыла раму». Кому она нужна, эта рама!


Надеемся, что данные примеры послужат вам отличными советами.