Экономическая политика государства предполагает государственные меры. Сущность экономической политики РФ и её основные направления. Кейнсианские взгляды на антициклическую политику

Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной жизни - экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики - международная, общегосударственная, региональная, местная; функции политики - внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия - отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.

Государственная экономическая политика - совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем.

Поскольку в развитом обществе государство учитывает различие целей отдельных социальных групп, курс экономической политики строится не как жесткая прямая линия, а колеблется в определенном "коридоре", выход за пределы которого может нарушить равновесие в обществе.

Успешное развитие национального хозяйства требует формирования на основе предвидения и прогнозирования процессов, протекающих в его рамках, соответствующей экономической политики, выбора рациональной стратегии и тактики ее реализации как на государственном, так и на региональном уровне.

Особенностями государственной экономической политики являются: отражение экономических интересов населения страны в целом и нацеленность на решение общенациональных хозяйственных проблем; учет многообразия условий функционирования хозяйствующих субъектов; использование для реализации различных средств, в том числе принуждения.

Экономическая политика определяет основные направления и принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей государства. Она характеризуется определенными целями, на достижение которых направлена, механизмами принятия решений, сферами реализации (экономика, техника, международные отношения и т.п.).

Цели экономической политики многоплановы, ориентированы на достижение общенациональных целей. Сложились различные подходы к определению целей экономической политики. Сторонники одного из них считают, что для стран, экономика которых ориентирована на рыночные отношения, цели экономической политики связаны с регулированием процессов, не поддающихся влиянию рыночных механизмов хозяйствования. Цели государственной экономической политики, с точки зрения прагматического подхода, заключаются в создании и поддержании стабильной экономической системы.

Главными целями государственной экономической политики считаются: рациональное использование ресурсного потенциала страны, обеспечение экономического роста и безопасности страны, создание условий для повышения благосостояния населения. В процессе формирования системы целей экономической политики обязательно учитывается взаимосвязь составляющих эту систему элементов (цели не могут быть взаимоисключающими).

Совокупность приоритетов экономической политики образует ее генеральную линию (курс), официальные представления о которой содержатся в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации. Этот документ разрабатывается как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу, и определяет цели этого развития, а также пути и средства их достижения, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне.

Элементы Концепции освещаются в одном из разделов послания, с которым Президент Российской Федерации ежегодно обращается к Федеральному Собранию.

Важнейшими приоритетами современной российской экономической политики можно считать:

  • o развитие государственных и рыночных механизмов достижения сбалансированности экономики, обеспечения ее необходимыми ресурсами;
  • o всемерное стимулирование научно-технического прогресса, внедрения новых технологий и инноваций, модернизации экономики;
  • o формирование эффективной структуры национального производственно-хозяйственного комплекса, включающего набор базовых, оборонных, а также высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих стране переход к постиндустриальной стадии развития;
  • o создание конкурентоспособных предприятий, занятие достойного места на мировом рынке;
  • o содействие интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций и формирование крупных межотраслевых структур;
  • o создание условий, стимулирующих повышение эффективности производства;
  • o ведение активной борьбы с монополизмом, организованной преступностью;
  • o активизация инвестиционных процессов, позволяющая осуществить структурную перестройку российской экономики.

Эффективность экономической политики зависит не только от обоснованности предусматриваемых ею мероприятий, но и от их восприятия населением, которое обусловлено:

  • o соответствием сложившимся в обществе нормам (традиционный курс встречают более благожелательно);
  • o учетом политического расклада сил, производственно-технического потенциала общества, состояния социальной структуры, институционального порядка общегосударственного и местного управления и т.д.;
  • o фактором времени (сначала многое воспринимается частью населения с энтузиазмом, затем начинают критиковать и сторонники);
  • o особенностями природы человека.

Реализация государственной экономической политики связана с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную (финансово-бюджетную), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. Инструментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы.

Вопросы изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная экономическая политика рассматривает вопросы практического применения в экономике новейших достижений человеческой цивилизации. Конверсионная политика ориентирована на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых существенно уменьшается.

В условиях мирового системного экономического кризиса основным направлением деятельности государства является антициклическая политика, обеспечивающая устойчивость социально-экономического развития. Наиболее общая функция государства в процессе регулирования экономики - обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение с целью вывода экономики из кризисного состояния. Стержнем реализации антициклической политики служит госбюджет.

Фискальная экономическая политика . Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государственной казной) сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств - распределение этих средств - обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров. Влияние государства на объем и структуру совокупного спроса велико, так как государство является самым крупным покупателем как на внешнем, так и внутреннем рынке (экономически развитые страны тратят на закупки порядка 1/4 и 1/2 ВВП). Косвенное влияние на спрос со стороны домашних хозяйств, частных предпринимателей государство оказывает посредством налогов, трансфертных платежей (пенсии, пособия). Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики (в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных доходов), налоговой политики. В целом фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Бюджетная политика заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования.

Монетарная экономическая политика - это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения. В зависимости от цели в качестве задач монетарной политики выделяют стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инструментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр. Исходя из способа воздействия на денежную массу, различают жесткий и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит, характеризуют жесткую монетарную политику. Обратная ситуация, т.е. предоставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики. Элементы, составляющие монетарную политику, таковы:

  • o политика рефинансирования, или учетная политика - воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кредитных ресурсов;
  • o операции на открытом рынке - продажа или приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг;
  • o политика резервирования - воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы ("принуждая" коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ);
  • o политика обеспечения ликвидности, т.е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.

Государственная социальная политика - целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Она должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты.

Принципами государственной политики в социальной сфере являются экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; доверие к регулирующей роли рынка; ответственность государства за "игру" рыночных сил, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества; гендерное равенство; участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни.

Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.

Государственная региональная политика - методологически наименее разработанное направление государственной политики России. Принцип размещения производительных сил, исходя из политических и экономических интересов государства, как основа региональной политики СССР был забыт при смене парадигмы развития России. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. государство практически не уделяло внимания развитию социально-экономических отношений между регионами. Государственная политика в этой сфере строится в соответствии с "Основными положениями региональной политики в Российской Федерации", утвержденными Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803. Под региональной политикой понимается система целей, задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны и механизм их реализации.

В системе правового и институционального обеспечения государственной региональной политики имеется много пробелов и противоречий. Политика бюджетного выравнивания, более десяти лет являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признаны и на государственном, и на региональном уровнях.

Альтернатива политике бюджетного выравнивания, активно обсуждаемая сегодня, - политика поляризованного развития , ставшая основой разработанной Минрегионом России "Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации". Суть модели поляризованного развития сводится к концентрации (мобилизации) ресурсов государства и региона в тех точках, где, как ожидается, они принесут наибольшую отдачу.

На территории России предполагается выделить несколько опорных регионов ("полюса роста", "локомотивы роста"), исходя из следующих критериев:

  • 1)в регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажиро- и грузопотока;
  • 2)наличие в регионе научно-образовательного центра мирового или федерального значения;
  • 3)в данном регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;
  • 4) данный регион должен иметь высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал;
  • 5)регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;
  • 6)в данном регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса;
  • 7)в перспективе за 10-12 лет данный регион может стать "девелопером" для соседних территорий.

Другими принципами новой стратегии государственной региональной политики являются "преференции за реформы", т.е. обеспечение равного доступа населения всех регионов к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан; синхронизация действий, т.е. согласованность основных реформ, проводимых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов, а также направлений государственной поддержки регионов и муниципальных образований; дифференцированность государственной политики регионального развития, т.е. определение различных целей развития для разных регионов; субсидиарность, т.е. децентрализация властных полномочий.

Стратегические цели региональной политики на данном этапе развития России таковы: обеспечение глобальной конкурентоспособности страны и регионов; стимулирование процесса новой "регионализации" - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменение структуры экономики; развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения; улучшение экологической ситуации в регионах для сбалансированности экономического развития; повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.

Приоритетами регионального развития России, разработанными в рамках названной Концепции, выступают формирование сета "опорных" регионов; формирование региональных модулей Национальной инновационной системы России; создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных производственных) кластеров; создание системы управления человеческими ресурсами, развитие региональной занятости населения; улучшение качества государственного и муниципального управления в регионах.

Механизмы социально-экономического развития регионов следующие: генеральная схема пространственного развития страны, т.е. функциональное зонирование территории; правовая поддержка развития регионов (ставится необходимость принятия федеральных законов о пространственном развитии Российской Федерации и об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации); информационные (система федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей); организационно-финансовые (Межведомственная комиссия при Минрегионе России, федеральные целевые программы).

Принятие и реализация рассмотренной стратегии развития регионов в краткосрочной перспективе позволят достичь следующих результатов: увеличение скорости прохождения управленческих решений федерального уровня на уровень регионов и повышение их результативности; повышение уровня кооперации между регионами и уменьшение барьеров на пути свободного перемещения между ними ключевых ресурсов развития (человеческих, финансовых, управленческих, интеллектуальных и др.); повышение эффективности использования федеральных финансов; закрепление региональной политики в соответствующих институтах (законы, нормы и правила) и организационных структурах; появление рынка доступного жилья и модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства.

Основные направления экономической политики

На наш взгляд, целесообразно выделить следующие направления экономической политики, которые актуальны как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России:

  • конъюнктурная политика;
  • политика экономического роста;
  • структурная политика;
  • региональная политика;
  • политика занятости;
  • антиинфляционная политика;
  • инвестиционная политика;
  • социальная политика.

Все эти направления пересекаются, а подчас и противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.

Перечисленные направления в основном рассматриваются в данной теме. Инвестиционной и социальной политике посвящены последующие главы.

Сущность конъюнктурной политики

Конъюнктурная политика представляет собой совокупность мер государства по обеспечению динамичного и одновременно равновесного состояния рыночной экономики. В более конкретном плане речь идет о действиях, нацеленных на приглушение степени колебаний экономических показателей в ходе конъюнктурного развития.

Причины, побуждающие государство к данной политике, заключаются в следующем.

Перемены экономической активности в рыночной системе - естественное и закономерное явление. Как и все процессы в экономике, динамическая неустойчивость имеет свои плюсы и минусы. Положительный момент связан с тем, что благодаря перепадам конъюнктуры быстрее выявляются и устраняются сравнительно слабые, малоэффективные звенья экономики.

Минусы же прежде всего в том, что быстрое закрытие неэффективных производств создает дополнительные проблемы с занятостью. В системе национальных производственных комплексов на определенное время нарушаются кооперационные связи. Конкурентоспособность всего производства на время снижается. Между тем опыт говорит о том, что временная потеря позиций на мировом рынке требует немалых издержек для возврата на прежний уровень.

Осуществляя меры по достижению состояния устойчивости, равновесия, государство способствует более стабильной загрузке производственного потенциала. Это позволяет сократить для предпринимателей риски по инвестированию и сбыту и значительно уменьшить возможность кризисной ситуации с занятостью.

Конечно, предприниматели неизбежно привыкают к рискам, однако в случае смягчения конъюнктурных колебаний они могут в большей степени обратить внимание на другие проблемы, связанные с техническим прогрессом. Устойчивость развития дает предпринимателю больше возможностей разрабатывать планы на будущее. Это важно для него с точки зрения профессиональной подготовки персонала предприятия, формирования структуры накапливаемого капитала, наконец, спокойного развития своей личной жизни (выбор профессии, образование семьи и т.д.).

Целям конъюнктурного регулирования соответствует вообще вся направленность экономической политики, включая обеспечение полной занятости, стабильности цен, соразмерного и постоянного экономического роста, внешнеэкономического равновесия и справедливого распределения ВВП.

Не случайно в экономической литературе можно встретить различные методы вычленения отдельных направлений экономической политики.

Методы конъюнктурной политики

Проведение конъюнктурной политики осуществляется с помощью различных методов. Характеризуя их, можно условно выделить те, которые соответствуют нормам рыночной экономики, и те, которые им противоречат. Ко второй группе относятся методы установления границ заработной платы и цен, а также введения чрезмерного налогового обложения.

Используемые для конъюнктурного регулирования методы можно подразделить также на финансовые и кредитно-денежные. Данные виды инструментов применяются для решения не только конъюнктурных, но и структурных, региональных и социальных задач. Различаться может в основном характер воздействия инструментов на экономические обстоятельства. Например, при осуществлении конъюнктурных мер финансовые и кредитные рычаги используют в рамках краткосрочного периода. В ходе социальной политики, а также решения задач экономического роста те же методы используются в течение длительного времени.

Механизм действия финансового метода принято рассматривать не на протяжении всего конъюнктурного цикла , а на определенных переломных пунктах, т.е. в верхних и нижних точках циклического развития. В частности, речь идет о нижнем переломном пункте, означающем переход от застоя к оживлению. Действие же кредитно-денежных механизмов обычно рассматривается в верхней точке цикла , когда возникает поворот от высшей точки конъюнктуры к спаду. Принцип действий государства следующий: в противостоящих поворотных пунктах цикла эти действия приобретают противоположные направления.

Финансовая активизация инвестиций

Для того чтобы добиться конъюнктурного подъема, необходимо в первую очередь активизировать государственные и частные инвестиции. С этой целью государство может предпринимать следующее:

  • увеличивать свои инвестиционные расходы, используя бюджетные и внебюджетные резервы, а также прибегать к дополнительным займам. Государство может при этом оставаться в рамках своих плановых бюджетных затрат либо выйти за границы бюджетных возможностей, применяя так называемый способ дефицитного финансирования;
  • изменять бюджетный план в пользу большего финансирования конъюнктурных мер;
  • поддерживать рост частных инвестиций введением дополнительных налоговых льгот, например, допущения большего числа предварительных изъятий предприятиями из суммы доходов перед их налоговым обложением. Достаточно широко практикуется также метод допущения ускоренной амортизации. Он дает возможность предприятию направлять большую, чем это обычно разрешено, часть выручки на восстановление оборудования и тем самым легально уменьшать свой налоговый пресс в первые годы обновления производственного капитала;
  • сокращать налоговые ставки на доходы физических и юридических лиц;
  • предоставлять частному сектору субсидии, например, в целях повышения мобильности рабочей силы во всей экономике или прямой поддержки определенной отрасли.

Таким образом, финансовыми методами государство как бы противодействует тенденциям движения конъюнктуры, т.е. проводит антициклическую финансовую политику. В случае заниженного уровня инвестиций и потребления государство ослабляет налоги и увеличивает свои бюджетные расходы . На этапе высокой конъюнктуры происходит обратное - сокращение бюджетных вливаний и усиление налогового обложения, что снижает возможности потребления и инвестиций в частном секторе.

Встроенный стабилизатор

Особенностью финансовых методов является то, что даже без специально заложенной в них нацеленности на антициклическое воздействие они тем не менее проявляют сглаживающее влияние на экономику. Такой эффект объясняется тем, что финансы обладают автоматически действующей стабилизирующей функцией.

Например, в состоянии застоя (стагнации) автоматически реализуемое воздействие на экономику, ведущее к ее оживлению, проявляется в следующем:

  • автоматически возрастают расходы государства на оказание поддержки частному сектору (например, в рамках механизма страхования от безработицы);
  • налоговые изъятия у частного сектора сокращаются быстрее падения суммы его доходов - вследствие прогрессии налоговой ставки. В результате предприниматели и домашние хозяйства могут расходовать на потребление и инвестиции относительно больше средств.

Механизм мультипликатора-акселератора

В процессе использования финансового механизма реализуется еще одно его свойство, которое можно назвать "принцип обгоняющих эффектов". Оно проявляется в действии известного читателю механизма мультипликатора-акселератора.

Для обеспечения перехода экономики от застоя к оживлению и росту можно поступить двояким методом:

  • ориентируясь на механизм мультипликатора, увеличить государственные расходы и тем самым вызвать еще более увеличенный прирост национального дохода;
  • обеспечив дополнительный спрос на потребительские товары, использовать тем самым механизм акселератора, который придаст импульс достаточно быстрому приросту инвестиций в народное хозяйство.

Кредитный вариант воздействия

Рассмотрим теперь вопрос о том, какое воздействие на конъюнктуру оказывают кредитные меры. Реализуя их, центральный банк страны осуществляет косвенное влияние на объем совокупного спроса. Регулированию при этом подлежат объемы денежной наличности и кредитных ресурсов. Как правило, при этом используются два пути.

Центральный банк (исходя из целей государственной экономической политики) обеспечивает кредитными средствами коммерческие банки, что расширяет возможности их самостоятельной работы. Конкретные инструменты при этом - формирование резервов, политика открытого рынка, а также установление норм по закупкам векселей в центральном банке.

Второй путь воздействия связан с оказанием влияния на цену кредитных средств, предоставляемых нефинансовому сектору экономики. Осуществляется это в результате манипулирования учетной и ломбардной ставками. Если центральный банк их повышает, то и коммерческие банки предлагают своим клиентам кредиты по более высокому проценту. Удешевление предоставляемых центральным банком средств приводит к более дешевым кредитам, направляемым коммерческими банками своим нефинансовым клиентам. Близкий эффект проявляется и в случае проведения политики минимальных резервов, открытого рынка: изменение степени ликвидности активов банков также оказывает влияние на уровень процента.

Для примера обратимся к верхней точке конъюнктурного цикла , к случаю бума в экономике, по отношению к которому принимаются меры ограничения. В этот период существует завышенный уровень спроса, что ведет к высоким ценам на товары, в том числе на такой производственный фактор , как труд (заработная плата повышается). В данной ситуации центральный банк может предпринять следующие действия:

  • ввести требование о повышении размера минимальных резервов, размещенных в центральном банке, и тем самым сократить возможности деловых банков в сфере кредитования;
  • произвести продажу ценных бумаг и тем самым уменьшить излишние резервы у деловых банков;
  • ввести повышенные учетные и ломбардные ставки, тем самым сделав более дорогими кредитные ресурсы в стране.

Кейнсианские взгляды на антициклическую политику

Антициклическое направление кредитной политики отражает теоретическую школу Кейнса и его последователей. Однако в рамках данной теоретической концепции кредитная политика играет все же более слабую роль по сравнению с антициклической финансовой политикой. Возможности достижения антициклических результатов при помощи кредитно-денежных мер все же ограничены. Причиной этого являются некоторые обстоятельства.

Процент представляет собой форму дохода банка. И здесь встречаются определенные проблемы. Политика, направленная на снижение ставок за кредит , может противоречить интересам коммерческих банков. Они в определенной степени противостоят ей, поскольку сами обладают ликвидными резервами, или же обращаются к другим каналам рефинансирования, например к зарубежным источникам.

Центральный банк должен учитывать также определенное временное запаздывание в действии своих инструментов. Деловые банки и нефинансовые клиенты часто не в состоянии реагировать на кредитные меры молниеносно. Проходит определенное время, пока предпринятые усилия начинают оказывать воздействие.

Таким образом, главные трудности, мешающие проведению успешной кредитной политики в целях конъюнктурного регулирования, связаны с временным лагом, ограниченной процентной эластичностью и добровольным характером сотрудничества коммерческих банков с центральным банком.

Монетаристы об антициклической политике

Представители другой концепции - монетаризма считают, что кредитная (денежная) политика является важнейшим инструментом регулирования устойчивости конъюнктурного развития. Важнейший тезис, выдвигаемый монетаристами, состоит в следующем.по их мнению, не представляют сложных проблем. Они отражают естественную природу рыночной экономики. Рыночная система в своем развитии стремится к равновесию в условиях полной занятости. Поэтому государству в качестве первоочередных задач предписывается лишь регулирование конкуренции, параметров, связанных с основами самой экономической системы и структурной политики. В области же текущих мер, особенно в области конъюнктурной политики, государство должно вести себя максимально сдержанно.

В современной российской экономике конъюнктурная политика пока не имеет полностью сформированных черт. Причина в том, что еще не сложились экономические циклы. Практика же прежнего ведения хозяйства также не создала необходимого навыка: основой централизованной экономики была относительная стабильность . Колебания общего уровня народного хозяйства могли изредка происходить и раньше, но не по причине циклического взаимодействия спроса и предложения, а, как правило, по организационно-управленческим причинам. Рыночная цикличность возникает лишь при наличии основы - частной собственности, свободы принятия экономических решений и в результате достижения народным хозяйством определенной динамической устойчивости.

В настоящее время отечественная экономика находится в состоянии переходного этапа, хотя основы рыночной экономики уже сформированы и международное сообщество признало Россию страной с рыночной экономикой. Его длительность пока относительно невелика - около 10 лет. Определенные "экономические волны" в 90-х годах уже проявились (рис. 10.1). Однако их особенность в том, что конъюнктурная кривая российской экономики в эти годы еще лежала ниже нулевой линии. Не сложились также и многократные повторения конъюнктурных колебаний. Правда, судя по тенденциям к повышению экономического роста, сложившимся уже к середине 2000 г., цикличность российской экономики может в последующем складываться в рамках общих рыночных закономерностей. При этом следует отметить, что первые признаки формирования цикличности в развитии российской экономики - определенное доказательство саморазвития рыночной системы в России.


Рис. 10.1.

Специфика конъюнктурного развития России предопределила и особенности действий правительства. До последнего времени вместо антициклической политики ему приходилось делать ставку на антикризисные меры. Они включали:

  • меры финансовой и кредитной политики по установлению общеэкономического равновесия, сбалансированности;
  • поддержку развития частного сектора, среднего социального слоя;
  • осуществление промышленной, структурной политики.

Введение

1. Теоретическая часть

1.5 Оценка результатов государственной политики

2. Аналитическая часть

2.1 Анализ результатов экономической политики

2.2 Показатели мониторинга и оценки эффективности экономической политики

2.3 Проблемы реализации экономической политики

Выводы

2.4 Меры государственной воздействия экономической политики

Заключение

Список литературы

Введение


Политика - это управленческая деятельность государства и общественных органов, которая ставит перед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением удержать или завоевать власть.

Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономической политики является термин "политическая экономия" - в его первозданном значении - как науки изучающей чистую теорию в связи с социально-политическими требованиями.

Экономическая политика содержит нормативный и позитивный компоненты; первый, отвечающий на вопрос - как должно быть? - предлагает правовые нормативы, обязательные для исполнения (налоги, бюджет и др.); второй, склоняющий нас к размышлениям над тем, что происходит? - побуждает к косвенным методам воздействия (процентная ставка, валютный курс и др.). Соотношение между этими компонентами экономической политики может быть различным.

Взаимодействие универсального и национального в экономической политике заставляет вспомнить о гносеологическом сочетании, порой весьма противоречивым, между формами и содержанием.

Экономическая политика - это роль государства в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать экономические процессы.

Актуальность данной темы обусловлена нестабильностью экономической ситуации в мире (а именно: резкие скачки цен на нефть, и как следствие, изменение курса валют, различные кризисы, нестабильность политической обстановки, проецирующаяся на экономику), а также важностью установления причин дестабилизации экономики, и методов по её стабилизации.

Объектом изучения курсовой работы является экономической политики России и её составляющие, а предметом - процесс регулирования макроэкономической ситуации.

Цель данной работы - исследовать экономическую политику России, её сущность и основные направления и составляющие.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

·изучить инструменты, методы и формы государственной экономической политики

·выявить основные направления экономической политики в России

·проанализировать результаты реализации экономической политики

·Факторы, влияющие на экономическую политику

1. Теоретическая часть


1.1 Экономическая политика: понятие, сущность, виды назначение


Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано. Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы. Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику. Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп.

Забастовки шахтеров и другие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики. Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в" государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена, прежде всего, нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава. В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами. Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов. Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами. Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы). Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности. Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала. В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

Основные виды экономической политики

экономическая государственная политика стабилизация

Антициклическая политика направлена на поддержку определенных стабильных темпов экономического роста (регулирование макроэкономической конъюнктуры).

Структурная политика предусматривает формирование современной прогрессивной и эффективной структуры национальной экономики.

С помощью амортизационной политики государство поощряет накопление капитала, которое в будущем станет основой расширения и обновления производства.

Государственная инвестиционная политика имеет целью регулирование капиталовложений с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации.

Научно-техническая и инновационная политика государства - деятельность государства, направленная на развитие науки и техники, обеспечение стратегических научных и технологических прорывов, внедрения результатов НТП в производство.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика определяет источники формирования государственной казны, формирования налоговой системы и государственного бюджету.

Монетарная (кредитно-денежная) политика предусматривает государственное обеспечение экономики необходимым количеством денег, регулирование денежного и кредитного рынков.

Ценовая политика - воздействие государства на цены и ценообразование с целью обуздания инфляции, стимулирование модернизации производства, усиление конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, осуществления конъюнктурной и структурной политики, смягчения социальной напряженности в обществе.

Внешнеэкономическая политика государства охватывает различные аспекты внешней торговли, контроль за миграцией капиталов и рабочей силы, поддержку отечественного предпринимательства за рубежом и т.д. с целью устранения диспропорций платежного баланса и достижения внешнеэкономического равновесия.

Социальная политика государства сосредоточивается на формировании эффективных социально-экономических условий жизни общества, регулировании отношений между социальными группами, формировании экономических стимулов для участия в производстве, обеспечении эффективной занятости населения, создании социальных гарантий и условий для повышения благосостояния членов общества. Конкурентная политика государства имеет целью разработку мер, касающихся создания конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции, борьбы с монополизмом в экономике. Региональная политика - это деятельность государства по обеспечению сбалансированного и комплексного развития отдельных территорий страны исходя из общегосударственных и региональных интересов, путем использования абсолютных и относительных преимуществ регионов.

Экологическая политика направлена на обеспечение экологического равновесия, охрану окружающей среды, создание безопасных условий жизни граждан.


Рис.1 Виды фискальной политики #"center">1.2 Инструменты, методы и формы государственной экономической политики


В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли:

а) это самый главный источник финансирования государственных расходов и затрат;

б) это инструмент регулирования.

Основные методы государственного регулирования

Косвенные (экономические) методы

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при "перегреве" экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

операции па открытом рынке, т.е. на рынке правительственных ценных бумаг;

политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

изменение нормы обязательных резервов банков, т.е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику " целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.

среднесрочные программы, рассчитанные на 3-5 лет.

долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т.д.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Прямые (административные) методы

Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т.д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Формы государственного регулирования экономики

Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей около - 10% общей численности лиц наемного труда.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы имеют особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства осуществляется и через принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное регулирование экономики со стороны государства осуществляется через экономическую политику. Под экономической политикой понимают совокупность проводимых государством мероприятий, посредством которых, используя соответствующие инструменты, государство воздействует на экономический процесс для достижения поставленных целей.

В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть непосредственно направлены на:

регулирование инвестиционного процесса, достижение равновесия между сбережениями и инвестициями;

стимулирование спроса;

регулирование рынка труда, обеспечение высокого уровня занятости;

воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;

поддержку устойчивого экономического роста;

перераспределение доходов;

стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы и некоторые другие цели.

Указанные направления воздействия государства на экономику проводятся в рамках стабилизационной политики государства.

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные виды экономической политики. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая).


Рис. 2 Виды экономической политики


1.3 Основные направления экономической политики в России


С точки зрения областей (направлений) государственного вмешательства в хозяйственную жизнь механизм государственной экономической политики работает одновременно в разных направлениях. Каждое из этих направлений часто также называют политикой. Это, прежде всего, налогово-бюджетная, денежно-кредитная, валютная (эти направления часто объединяют в финансовую политику), промышленная (она же отраслевая), внешнеэкономическая, антимонопольная, научная, образовательная и, конечно же, социальная политика. Причем эти направления содержат часто так много отдельных важных секторов, что и их тоже называют политикой. Так, в социальной политике выделяют политику цен и доходов, пенсионную и др.

Основными направлениями государственного регулирования экономики являются:

воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, имеющее целью сохранить конкурентную ситуацию на рынке, обеспечивая тем самым ориентацию производства на интересы потребителей;

финансирование социальных обязательств (к которым относятся социальные трансферты, расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру, охрану общественного порядка, а также те государственные инвестиционные расходы, которые связаны с объектами социального и инфраструктурного назначения).

Смысл первого направления экономической политики государства состоит в том, что в условиях сохранения конкурентной ситуации на рынке будет производиться именно та продукция, которая соответствует нуждам потребителей. С одной стороны, потребители получат возможность приобрести нужные им товары и услуги (в этом случае повышается их благосостояние). С другой стороны, возможность продажи этих товаров и услуг заинтересованным потребителям создает возможность получения доходов для тех, кто занят на производстве этих товаров и услуг, т.е. занятое население может получить доходы, необходимые для покупки товаров и услуг.

Второе направление экономической политики государства в наибольшей степени связано с формированием доходов и обеспечением основными товарами и услугами незанятой (или нетрудоспособной) части населения, благосостояние которой не повышается в условиях рынка. Но, наряду с этим, второе направление государственной экономической политики оказывает влияние и на благосостояние всего населения в целом, так как с помощью социальных обязательств государство обеспечивает производство "нерыночных" благ, таких как образование, здравоохранение и др.


1.4 Факторы, влияющие на формирование экономической политики


Экономическая теория - основа научной политики. Экономическая теория и экономическая политика находятся во взаимодействии и влияют друг на друга. Прежде чем рассмотреть, как это происходит, выясним сущность этих понятий.

Экономическая теория является системой научных взглядов на хозяйственное жизни общества, которые дают всестороннее представление о закономерностях его развития. Оно не только объясняет, как воспроизводится общество, но и способствует предотвращению повторения некоторых негативных экономических явлений, дает возможность прогнозировать будущее развитие. В широком смысле экономическая политика охватывает политические отношения, политическую организацию и политическую идеологию как определенное единство. В узком смысле экономическая "политика является практической деятельностью государства Последняя осуществляет свою деятельность в социально-культурной, политико-административной и экономической, хозяйственной деятельности. Нас интересует хозяйственная деятельность и экономическая политика, осуществляемые государством.

Экономическая политика охватывает цели, направления, пути, методы, рычаги развития экономики, которые определены субъектами власти.

Экономическая политика предусматривает сочетание двух факторов:

) главные цели, на достижение которых ориентирован развитие народного хозяйства;

) средства, которые необходимо мобилизовать для достижения поставленных целей.

Более глубоко цели экономической политики и средства достижения их можно охарактеризовать через такие понятия.

Экономический рост - количественный и качественный рост товаров и услуг. Экономическая эффективность - снижение производственных ресурсов на изготовление разнообразных благ.

Социальная эффективность - улучшение социально-экономической жизни людей: рост заработной платы, улучшения жилищных условий и условий труда, улучшение образовательного, медицинского обслуживания, обеспечения больных, недееспособных, престарелых граждан и т.п.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Экономическая политика - совокупность мер по регулированию экономических процессов.

Субъекты:

· государство и его институты

· негосударственные субъекты (союзы, партии, СМИ)

Цели экономической политики:

· экономический рост

· полная занятость

· стабильный уровень цен

· экономическая эффективность

· справедливое распределение доходов

· экономическая безопасность

· равновесие платежного (торгового) баланса

· экономическая свобода

· охрана окружающей среды

Направления экономической политики:

· финансовая

· кредитно-денежная

· конъюнктурная (обеспечение динамичного и одновременно равновесного состояния экономики)

· антиинфляционная

· антициклическая

· научно-техническая

· структурная

· антимонопольная

· региональная

· социальная

· внешнеэкономическая

Инструменты экономической политики:

1) административные

· меры запрета

· меры разрешения

· меры принуждения

2) экономические

· финансовый механизм

· кредитно-денежное регулирование

3) институциональные

· создание властных структур

· правовое обеспечение

· исследовательская деятельность

Конфликты целей государственного регулирования

Причины конфликтов:

· различие в представлениях об общественно-экономическом устройстве страны

· взаимосвязь всех участников экономического процесса

· относительная ограниченность ресурсов

Конфликт «занятость – цены»

Чем выше степень занятости трудоспособного населения, тем выше уровень оплаты совокупной рабочей силы и соответственно выше масштабы совокупного спроса. В результате неизбежно повышаются цены.

Конфликт «занятость и внешнеэкономическое равновесие»

Рост занятости ведет к повышению оплаты труда и, следовательно, к инфляции. Для развитой, активно вовлеченной в мировое хозяйство экономики страны эта взаимосвязь между ростом занятости и усилением инфляции приводит к дополнительным проблемам.

Ценность национальной валюты падает→снижается ее курс→оплата труда работников данной страны в международном сравнении понижается→страна начинает выигрывать от экспорта (при тех же затратах труда ее международная цена становится ниже, т.е. конкурентоспособнее)→страна начинает терять в области импорта (произведенная за рубежом продукция становится слишком дорогой для данной страны)→нарушаются соотношения в платежном балансе.

Конфликт «экономический рост и окружающая среда»

Поддержание даже невысокого, не стабильного экономического роста неизбежно сопровождается постоянным потреблением ресурсов природы: воды, воздуха, полезных ископаемых. Достижения в стабильном росте экономики, как правило, непоправимо уменьшают возможности природного комплекса к противостоянию производственной системе.

24. Финансовая система: ее элементы и принципы построения.

Финансы – совокупность стоимостных потоков, связанных с мобилизацией, распределением и использованием денежных ресурсов (движение всех стоимостных величин в хозяйственном процессе).

Финансовая система – совокупность всех взаимосвязанных структурных финансовых элементов (государственные финансы, финансы хоз. субъектов, финансы населения).

Субъекты:

· государство (его институты)

· предприятия (фирмы)

· население

Функции финансовой системы:

· аллокация (предоставление обществу определенных услуг, т.е. общественных благ: система внутренней и внешней безопасности, общественный транспортный сектор, коммуникации, средства связи, социальная система, охрана окружающей среды)

· перераспределение (осуществление определенного разумного перераспределения получаемых в рыночной экономике доходов→корректировка распределения доходов и имущества с ориентацией на большее социальное равенство)

· стабилизация (реализация целевых установок экономической политики: полной занятости, стабильности цен, соразмерного экономического роста и т.д.)

Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику . Ее понимание отражает два аспекта:

· регулирование экономики с помощью доходов и расходов (фискальная политика)

· регулирование бюджетных процессов, достижение бюджетного равновесия (бюджетная политика).

25. Государственный бюджет: основные статьи доходов и расходов. Дефицит и профицит бюджета. Способы покрытия дефицита бюджета.

  • Раздел іі. Основы рыночной экономики
  • Глава 4. Товарное производство
  • 1. Формы и типы общественного хозяйства
  • 2. Условия возникновения товарного производства и его эволюция
  • 3. Благо и товар
  • 4. Теории стоимости товара
  • 5. Деньги
  • 6. Цена
  • Глава 5. Рынок
  • 1. Определение рынка. Субъекты и объекты рыночных отношений
  • 2. Структура и типы рынков
  • 3. Инфраструктура рыночной экономики
  • 4. Функции рынка. Преимущества, недостатки и особенности современной рыночной экономики
  • Глава 6. Спрос и предложение
  • 1. Спрос и его функции. Закон спроса и кривая спроса
  • 2. Предложение и его функции
  • 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена
  • 4. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности
  • Глава 7. Конкуренция и монополия
  • 1. Конкуренция и ее методы
  • 2. Основные формы конкуренции: совершенная и несовершенная
  • 3. Экономическая монополия и ее формы
  • 4. Антимонопольное регулирование
  • Глава 8. Теории потребительского поведения
  • 1. Экономическое потребление
  • 2. Граница производственных возможностей
  • 3. Максимизация полезности. Процесс потребительского выбора
  • 4. Потребительский бюджет. Доходы и расходы
  • Раздел III. Теория микроэкономики
  • Глава 9. Предпринимательство в рыночной экономике
  • 1. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике
  • 2. Предпринимательская деятельность в современной экономике
  • 3. Особенности предпринимательства в России
  • Глава 10. Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений
  • 1. Предприятие и его социально-экономические признаки
  • 2. Многообразие форм предприятий
  • 3. Маркетинг и менеджмент как формы управленческого предпринимательства
  • Глава 11. Логистика и маркетинг в экономической теории
  • 1. Экономические предпосылки появления и развития теории логистики
  • 2. Из истории возникновения логистического направления в экономике
  • 3. Концепция и основные задачи логистики
  • 4. Сущность и содержание маркетинга
  • Определения маркетинга
  • 5. Маркетинг как рыночная концепция
  • Глава 12. Теория производства и производственная функция
  • 1. Теория факторов производства. Основные факторы производства и их классификация
  • 2. Производственная функция. Свойства производственной функции
  • 3. Изокванты
  • 4. Производство с одним переменным фактором
  • 5. Замещаемость производственных факторов
  • 6. Прямая равных издержек (изокоста)
  • 7. Производство с двумя переменными факторами
  • Глава 13. Теории издержек производства и прибыли
  • 1. Определение издержек производства
  • 2. Виды издержек
  • Динамика общих и средних издержек в краткосрочном периоде
  • 3. Эффект масштаба производства
  • 4. Прибыль: сущность, концепции, виды
  • Глава 14. Рынки факторов производства
  • 1. Рынок труда и заработная плата
  • 1. Рынок готовой продукции данной фирмы является конку­рентным.
  • 2. Фирма обладает монопольной силой на рынке готовой про­дукции.
  • 2. Рынок капитала и инвестиционные решения
  • Глава 15. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов предприятия
  • 1. Воспроизводство. Простое и расширенное воспроизводство
  • 2. Индивидуальное воспроизводство: кругооборот и оборот производственных фондов (инвестиционных ресурсов предприятия)
  • 3. Основные и оборотные фонды, их структура
  • 4. Износ, амортизация и восстановление (реновация) основных фондов
  • 5. Эффективность использования основных и оборотных фондов
  • Глава 16. Экономические отношения в агропромышленном комплексе
  • 1. Аграрные отношения и их специфика.
  • 2. Сущность и формы земельной ренты. Цена земли
  • Законы, регулирующие аренду сельхозугодий
  • 3. Сущность и направления аграрной реформы в России
  • Структура землепользования в Ростовской области на 01.01.2001 г.
  • Раздел IV. Теория макроэкономики
  • Глава 17. Национальная экономика и общественное воспроизводство
  • 1. Определение национальной экономики
  • 2. Понятие общественного воспроизводства и его концепции
  • 3. Структура общественного производства. Типы воспроизводства
  • 4. Макроэкономические показатели и способы их измерения
  • 5. Национальное богатство. Система национальных счетов
  • 6. Теневая экономика. Национальная экономическая безопасность
  • Глава 18. Теоретические основы формирования региональной экономики
  • 1. Региональная экономика и ее место в экономической системе
  • 2. Государственное регулирование регионального развития
  • Глава 19. Макроэкономическое равновесие
  • 1. Понятие макроэкономического равновесия и его составляющие
  • 2. Концепции макроэкономического равновесия. Модель ad-as
  • 3. Потребление, сбережение в масштабе национальной экономики
  • 4. Совокупные инвестиции. Теория мультипликатора и принцип акселератора. Модель is-lm. Теории ожиданий
  • Глава 20. Макроэкономическая нестабильность
  • 1. Цикличность как форма движения рыночной экономики
  • 2. Экономический рост
  • 3. Безработица: сущность, причины и формы
  • 4. Инфляция и ее последствия. Антиинфляционная политика
  • Глава 21. Закономерности денежного обращения
  • 1. Понятие денежного обращения
  • 2. Законы денежного обращения
  • 3. Денежная система и ее элементы
  • 4. Структура денежной массы и ее показатели
  • Денежная масса в Российской Федерации в 1997-2001 гг.1
  • 5. Денежный рынок: спрос и предложение денег
  • Глава 22. Финансовые и кредитно-банковские отношения
  • 1. Сущность и функции финансов
  • 2. Финансовая система государства и её субъекты
  • 3. Концепции финансов государства
  • 4. Государственный бюджет
  • 5. Кредит: принципы, функции, формы
  • 6. Банки и современная банковская система
  • 7. Государственный долг
  • 8. Страховая деятельность
  • 9. Рынок ценных бумаг
  • Глава 23. Налоги и налоговая система
  • 1. Экономическая сущность налогов и их классификация
  • 2. Принципы налогообложения
  • 3. Субъекты налоговых отношений
  • 4. Налоговая система Российской Федерации
  • 5. Налоговая политика
  • Глава 24. Роль государства в регулировании макроэкономических процессов
  • 1. Концепции государственного регулирования рыночной экономики
  • 2. Экономические функции государства
  • 3. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики
  • 4. Экономическая политика государства
  • Глава 25. Смешанная экономика: модель двухсекторного строения
  • 1. Общая модель смешанной экономики
  • 2. Как преодолевается убыточность общественного сектора?
  • 3. Функциональное строение совокупного спроса
  • 4. Особенности искусственно-организованного рынка в нерыночном секторе
  • Раздел V. Проблемы переходной экономики
  • Глава 26. Теория переходной экономики: особенности и тенденции развития
  • 1. Причины краха командно-административной экономики. Основные черты и закономерности переходной экономики
  • 2. Особенности рыночного реформирования российской экономики
  • 3. Зарубежный опыт перехода к рынку
  • Глава 27. Трансформация отношений собственности
  • 1. Трансформация отношений собственности как условие перехода к рыночной экономике
  • 2. Изменение экономических функций государства при переходе к рынку
  • Раздел VI. Закономерности развития мирохозяйственных связей
  • Глава 28. Мировое хозяйство
  • 1. Закономерности возникновения и сущность мирового хозяйства
  • 2. Классификация стран
  • 3. Теории мирохозяйственных связей
  • 4. Структура мирового хозяйства и формы экономических отношений
  • 5. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
  • 6. Национальное и межгосударственное регулирование внешнеэкономических связей
  • 7. Интеграция России в мировое хозяйство
  • Глава 29. Глобализация экономических отношений
  • 1. Глобализация экономических отношений как объективная закономерность
  • 2. Тенденции и противоречия глобализации экономических процессов
  • 3. Содержание и структура глобальных проблем современности
  • Раздел VII. Из истории экономических учений
  • Глава 30. Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии
  • 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
  • 2. Меркантилизм - первая научная экономическая система
  • 3. Возникновение классической школы
  • 4. Теоретические основы марксизма
  • Глава 31. Эволюция современной экономической мысли
  • 1. Маржиналистская революция. Основные положения теории предельной полезности
  • 2. Неоклассическое направление экономической мысли
  • 3. Институционализм и неоинституционализм
  • 4. Кейнсианство
  • 5. Неолиберальные концепции
  • 6. Монетаризм
  • Глава 32. Советская экономическая мысль: достижения, догмы, исторические судьбы
  • 1. Советская экономическая мысль 20-х гг.
  • 2. Основные направления развития политэкономии социализма
  • 3. Постсоветская экономическая мысль
  • Глава 33. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
  • 1. Особенности развития экономической мысли в России
  • 2. Научный вклад м.И. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
  • 3. Достижения российской экономической теории в исследовании экономико-математических методов
  • 4. Экономическая политика государства

    Экономическая политика - это совокупность предпринимае­мых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Государственное регулиро­вание - основа механизма реализации экономической полити­ки - представляет собой систему прямых и косвенных методов воздействия государства, способных кардинальным образом из­менять состояние спроса и предложения на рынке для реализа­ции целей экономической политики. Таким образом, экономи­ческая политика представляет более широкое понятие, включая процесс определения целей политики, политическую процедуру разработки и реализации политики и государственное регулиро­вание.

    Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе научного анализа состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинстве стран мира преобладают четыре цели: стабильный рост нацио­нального объема производства, поддержание определенного уров­ня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновес­ного сальдо внешнеторгового баланса.

      Постановка цели поддержания стабильного роста, национального объема производства предполагает, что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.

      Поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер государственного регулирования в обществе каждый желающий может получить работу, находит ее (в соответствии со своим индивидуальным выбором) и получает за это заработную плату. В качестве меры достижения поставленной цели служат процент безработных и отношение числа незанятых рабочих мест к численности безработных.

      Стабилизация уровня цен способствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне. Для того чтобы определить степень достижения поставленной цели, уровень цен измеряется с помощью индекса стоимости жизни.

      Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобы изменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как это может негативно сказаться на количестве денег в обращении.

    Цели экономической политики. Цели экономической полити­ки реализуются с помощью применения государством набора инструментов государственного регулирования, рассмотренных выше.

    Экономическая политика государства осуществляется адми­нистративно-правовыми (оказывающими прямое воздействие) и экономическими (оказывающими косвенное воздействие) мето­дами. Применение инструментов экономической политики мо­жет оказывать активизирующее и ограничительное воздействие на поведение экономических субъектов.

    Важно как можно более точно знать не только характер воз­действия каждого инструмента на цель, но и количественные параметры этого воздействия. Эта проблема решается на основе составления целевой функции экономической политики - упо­рядоченного множества целей, применяемых для их реализации инструментов, и влияющих на взаимодействие целей и инстру­ментов рыночных факторов.

    Общий вид функции:

    где У; (i = 1, ..., k ) - i-ая цель экономической политики; в X., ..., X s - множество инструментов экономической поли­тики;

    Z i , ..., Z n - множество рыночных факторов, оказывающих влияние на процесс реализации экономической политики.

    Важным требованием к разработке экономической политики является так называемое «неравенство Тинбергена»: количество целей не должно превышать количество применяемых государ­ством инструментов. В противном случае у государства не хва-| тит ресурсов для реализации поставленных целей.

    Инструменты экономической политики оказывают на цели мультипликативное влияние. Степень воздействия каждого xi -то инструмента на yi - ую цель определяется с помощью показателя мультипликатора экономической политики ( mif ) - показателя эффективности воздействия xi -то инструмента на yi - ую цель: d y , тц = d xj .

    Система рассчитанных мультипликаторов дает общее представ­ление о действенности экономической политики. Показатель «эластичности мультипликатора экономической политики» у х )

    определяет, на сколько процентов изменится значение цели У i при изменении инструмента xi на 1%.

    При разработке варианта экономической политики важно не только правильно определить, какое влияние окажет тот или иной инструмент на цель, но и верно рассчитать, когда это произойдет. Для этого необходимо учитывать наличие лаговой структуры экономической политики. Она включает: «лаг при­знания» (промежуток времени, необходимый для осознания по­литиками насущности соответствующей проблемы регулирова­ния); «лаг решения» (промежуток времени, необходимый для принятия решений о запуске регулирующих механизмов); «лаг конкретных действий» (время конкретных действий государствен­ных институтов по включению соответствующих инструментов); «промежуточный лаг» (включает промежуток времени между изменением текущего инструмента и совокупного инструмента экономической политики); «лаг воздействия» (время непосред­ственного воздействия инструмента на цель).

    При оценке воздействия инструмента экономической политики на цель следует учитывать не только время этого воздействия но и то, как мощность воздействия распределяется во времени. Если возможный отрицательный эффект воздействия больше возможного положительного эффекта, то от процесса регулиро­вания целесообразно отказаться.

    Центральным пунктом дискуссий по поводу экономической политики является применение теории колебаний экономики к разработке вариантов экономической политики. Содержание дискуссии сводится к двум проблемам: должна ли денежная и бюджетно-налоговая политика играть активную роль в стабили­зации экономики или их роль должна заключаться в приспособ­лении к текущим экономическим колебаниям («активный» или «пассивный» характер экономической политики) и следует ли в процессе реализации экономической политики придерживаться определенного курса или же политические деятели должны по собственному усмотрению оперативно реагировать на изменение условий («твердый» или «дискреционный» курс).

    В пользу активного характера экономической политики при­водятся следующие аргументы. Для периодов спадов характер­ны высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов. Модель совокупного спроса и совокупного предложения показы­вает, каким образом шоковые потрясения вызывают спады, как меры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики мо­гут предотвратить такие спады, оперативно реагируя на соответ­ствующие шоки. Поэтому отказываться от применения таких мер неразумно.

    Основным аргументом против активной экономической поли­тики является наличие временных лагов, которое осложняет за­дачи макроэкономической стабилизации. В этом случае лаги де­лят на внутренний и внешний. Внутренний лаг - это промежу­ток времени между моментом экономического шока и моментом принятия экономических мер. Внешний лаг - это промежуток времени между моментом принятия мер экономической полити­ки и временем, когда они начнут давать отдачу. Для бюджетно-налоговой политики характерен длительный внутренний лаг. Чтобы пересмотреть бюджетные расходы, нужно согласие прези­дента, правительства, принятие законов и т.д. Денежно-кредит­ная политика характеризуется длительным внешним лагом.

    Сторонники пассивной экономической политики утверждают, что попытки стабилизировать экономику часто оборачиваются ее еще большей дестабилизацией. Сторонники активной экономической политики считают, что наличие временных лагов не снимает необходимость регулирования. В частности, сокращению временных лагов способствуют «автоматические стабилизаторы». Они позволяют тормозить или стимулировать экономический рост без специальных корректировок экономической политики.

    Поскольку результаты экономической политики проявляют­ся лишь через определенный промежуток времени, для успеш­ной политики стабилизации важны экономические прогнозы. Подготовка прогноза создает основу для разработки программы государственного регулирования экономики. Этот процесс обыч­но распадается на четыре этапа. На первом этапе происходит формирование целевой функции. С помощью механизма принятия политических решений определяется очередность целей и их желаемые величины. Задача второго этапа состоит в том, чтобы сформировать пакет вариантов экономической политики, обес­печивающих достижение целей программы. На третьем этапе оцениваются ресурсные обеспечения всех проектов, составляют­ся бюджеты, определяются системы управления и контроля над выполнением программы. На четвертом этапе формулируется критерий, позволяющий оптимизировать выбор одного из вари­антов программы.

    Направления, формы, методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными. Масштабы государ­ственного регулирования, его конкретные формы, методы суще­ственно различаются по странам. Они отражают историю, тради­ции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геопо­литическое положение и многие другие факторы.

    Реализация государственного регулирования. Традиционно «веком регулирования» называют период с 1945 по 1970 гг., когда наблюдался резкий рост активности государственного вмеша­тельства в экономику практически во всех странах с рыночной экономикой. «Активизм» проявлялся в массовой приватизации частных и образовании государственных предприятий, росте доли государственных расходов в национальном доходе, а также в росте масштабов и глубины государственного регулирования.

    70-е годы называют переходным периодом. Закончился «зо­лотой век» мировой экономики, многие, если не все развитые страны Запада, прошли период промышленного кризиса, снизи­лась их конкурентоспособность по сравнению с Японией и Вос­точно-Азиатскими странами. Обострились проблемы занятости, другие социальные проблемы. Политически произошел сдвиг вправо, который обусловил существенное сокращение государственного вмешательства и широкое применение рыночных прин­ципов. Соответственно в науке активизировались «рыночные» теории, усилилось мнение, что государственное регулирование не улучшает эффективность, а иногда даже ухудшает ее. Во мно­гих развитых странах возникла серьезная переоценка человечес­ких и природных издержек промышленного роста, активизиро­вались политические течения, которые защищали сокращение такого рода издержек. В результате все больше распространя­лись социальные цели регулирования (защита потребителей, тру­довые стандарты, защита окружающей среды), которые ранее уступали экономическим проблемам.

    Дерегулирование. Период времени с начала 80-х годов и по настоящее время называют веком дерегулирования: многие стра­ны существенно перестраивают свои отношения между государ­ством и экономикой, включая реформу регулирования, умень­шение расходов бюджета, приватизацию. В это время вновь ак­туализируются теории, базирующиеся на принципах признания «провалов государства». Проблемы развивающихся стран дис­кредитировали их модели экономического менеджмента, бази­рующиеся на кейнсианском совокупном спросе и государствен­ном регулировании. Более того, появилось мнение, что именно государственное регулирование повинно в отставании ряда раз­витых стран от Японии и Азиатских стран.

    Постепенное дерегулирование проявлялось в разных странах через сокращение государственных расходов, продажу государ­ственного имущества (приватизацию), введение коммерческих критериев к действию общественных предприятий и обеспечению благосостояния. Вводились «более рыночные» методы регулиро­вания, такие как франчайзинг, разделение рынка между субмонополиями (региональными монополиями) и использование их сравнительных преимуществ регулирующим органом для реали­зации общей цели.

    Таким образом, по мере совершенствования общества, с изме­нениями в структуре производства, сдвигами в материально-тех­нической базе, актуализаций тех или иных сфер в жизни обще­ства происходит обогащение, уточнение функций государства. В этом смысле дерегулирование, получившее практическую реали­зацию и теоретическое обоснование в современных условиях, нельзя рассматривать как устранение государственного регули­рования, а скорее как адекватное определенному этапу экономи­ческого развития изменение роли, функций государства, форм и методов государственного регулирования.

    Этот процесс идет по следующим направлениям:

    последовательный переход от прямых к косвенным мето­дам регулирования экономики;

    резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, определение про­житочного минимума, продолжительности рабочего време­ни; решение сложных социальных проблем, таких как ком­плекс взаимоотношений между трудом и капиталом, соци­альное партнерство;

    уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения; обеспечение стабильности в обществе. Роль государства качественно различается на этапах станов­ления и формирования рыночной экономики и в условиях уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной эконо­мики рыночного типа.

    В странах с переходной экономикой государственное вмеша­тельство должно не только регулировать рынки, но и способ­ствовать их созданию, поскольку права собственности не ста­бильны, четко не определены и не защищены, не существует эффективных законодательных границ предпринимательского поведения.

    В условиях рынка рациональная экономическая политика требует учета двойственной природы государства как субъекта как противоречивого фактора экономического развития. Будучи основой нивелирования «провалов» рынка, оно демонстрирует в практике реализации экономической политики «провалы» государства. Основными причинами «провалов» государства яв­ляются: невозможность агрегирования общественных предпоч­тений, отсутствие конкуренции, несовершенная, с точки зрения выявления истинных общественных предпочтений, парламент­ская процедура принятия решений, бюрократия, поиск «поли­тической ренты», лоббизм, эффект «рационального игнорирова­ния» и другие.

    Поэтому современное теоретическое понимание роли государ­ства заключается в актуализации поиска стратегий эффективно­го его воздействия на экономические процессы. Важными фак­торами стратегии перехода к «эффективному» государству явля­ются: структуризация целей политики в рамках текущего периода и долгосрочной перспективы; соизмерение действий государства с потенциалом и мультипликативным эффектом регулирования; общественная оценка издержек регулирования и возможных искажающих последствий как основа максимизации функции общественного благосостояния.

    По мере становления гражданского общества все большую значимость приобретают общественные институты: различного рода соглашения, конференции, ассоциации-союзы промышлен­ников, предпринимателей, банкиров, торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства, общества потребителей, экологические движения, - которые не являются в чистом виде ни института­ми государства, ни рынка, но выступают реальными участника­ми и субъектами регулирования экономических и социальных процессов.