Что изучать ребенком 3 года. Что должен уметь и знать ребенок в три года? Эмоциональная память и воображение

На чтение 13 мин.

С ростом и взрослением малыша у него формируются новые навыки и умения, он уже свободно складывает предложения в речи, различает и называет цвета, немного разбирается в буквах и цифрах. Но вот как научить ребенка читать в домашних условиях? Какой подход к этому вопросу будет наиболее оптимальным?

Если начать обучение в 3 года, то к 4 ребенок сможет уже свободно читать

Подходящий возраст для обучения чтению

Сейчас родителям доступны многочисленные обучающие методики: уникальный способ Домана, бархатные буквы Марии Монтессори, оригинальные кубики Зайцева. Перечислять подобные способы можно достаточно долго. Вся методология рассчитана на обучение ребенка в домашних условиях, также имеются специальные кружки, где малыша могут научить читать с группой детей.

Но как определить полную готовность малыша к обучению?

Раньше родителей не беспокоил этот момент, дети учились читать в 6-7-летнем возрасте. Сейчас ситуация в корне другая, многие родители учат своих малышей читать в 3 года.


К началу обучения ребенок должен свободно разговаривать

Чтобы точно определить готовность ребенка к обучению, нужно обратить внимание на следующие важные факторы:

  • хорошее владение речью, умение малыша составлять целые предложения, его понимание значения отдельных простых слов;
  • у ребенка не должны присутствовать какие-либо отклонения со слухом и произношением, иначе может потребоваться опытный логопед, а о чтении можно забыть;
  • малыш должен знать основные направления: налево/направо, вверх/вниз.

Многие ребята начинают проявлять интерес к книжному миру еще в 3 года, важно их правильно наставить в этом возрасте, объяснить, как это нужно делать.

Карточный метод Домана

Первый этап: познаем отдельные слова

Для проведения первого развивающего занятия по методу Домана нужно изготовить несколько картонных карточек. Нужно учить ребенка чтению с простых, знакомых ему слов и выражений.

Для успешного обучения чтению важна спокойная обстановка, никакие посторонние предметы не должны отвлекать внимание ребенка. Кроха должен быть здоровым, в хорошем расположении духа, быть готовым к восприятию нового.


Методика Домана подходит для детей с 3-х лет

Первое слово, которое нужно научить кроху читать в 3 года, – это «МАМА». Необходимо показать ему карточку и произнести: «Это значит мама». На этой карточке останавливаемся в течение 1 секунды, не надо ничего дополнительно проговаривать ребенку. После этого сразу же приступаем к следующей карточке. Когда все 5 карточек показаны, можно обнять и поцеловать своего ребенка, какой он молодец, что внимательно все изучал вместе с мамой.

В первый день нужно продемонстрировать карточки крохе еще 3 раза, делая передышку между обучением по 30 минут.

На второй день обучение чтению продолжается. В этот день мама также показывает ребенку 5 вчерашних карточек 3 последовательных раза, после чего к старым добавляется 5 новых ярких карточек, их тоже нужно будет показать 3 раза, в итоге получиться 6 коротких занятий, чтобы научить малыша читать в 3 года.

Карточки с буквами и картинками

На третий день к 10 карточкам добавляют еще 5 новых, выходит 15 штук и 9 небольших занятий.

Четвертый день: это 20 карточек и 12 коротких занятий.

Пятый день: 25 самодельных карточек и 15 занятий.


Первые слова на карточках

Начиная с 6-го дня, нужно действовать немного по-другому, убирая из каждого небольшого набора карточек по одному слову, вместо него добавляется новое. Подобным образом нужно поступать каждый день, во избежание путаницы нужно фиксировать дату первого показа слова на обратной стороне карты. Главное в методике Домана – это действия по системе, только так они смогут принести ощутимый результат.

По методике Домана все наборы карточек подчинены определенным тематикам: основные предметы быта, личные вещи, важные части тела, домашние питомцы, нужные продукты питания.

Сначала идет работа только с существительными, а когда число изученных предметов достигнет 50, то к ним добавляются самые важные глаголы.

Второй этап – изучаем словосочетания

У ребенка уже сформировался конкретный словарный запас, в этот момент он готов соединять слова. Второй шаг методики Доман предполагает введение новых карточек, где фигурируют названия цветов. После того как кроха усвоит названия цветов, можно научить его читать словосочетания. Для этого нужно самостоятельно подготовить карточки с использованием цветов.


Каточки Домана с названиями групп предметов

После системных упражнений будет видно, когда кроха будет готов к следующему этапу.

Использование этой методики подходит для обучения чтению в 3 года. Далее нужно сделать небольшие карточки с антонимами, например, «БОЛЬШОЙ СТОЛ», «МАЛЕНЬКИЙ СТОЛ».

Третий шаг – составляем небольшие предложения

После освоения словосочетаний можно переходить к простым предложениям. Для этого этапа нужно самостоятельно изготовить карточки с простыми предложениями, например, «СЛОН ЕСТ».

Размер букв нужно сократить на этом этапе до 5 сантиметров. Этот этап важен тем, что тут родителям нужно сделать специальную книгу. В этой книге должно содержаться 5 небольших предложений и небольшая иллюстрация к каждому. Стандартный размер самодельного пособия – 20*45 см, желательно использовать красный цвет шрифта.


Самодельная книжка по методике Домана

Если в доме есть цифровой фотоаппарат, то можно проиллюстрировать эту книгу его собственными снимками. Многие дети просто в восторге от таких дневников.

Четвертый этап – распространенные предложения

На этом этапе крохе демонстрируются карточки, где написаны усложненные предложения, состоящие из 3-х и более слов. В данном случае высота букв будет 4 см. Постепенно число слов в предложении нужно увеличивать, а величин шрифта сокращать до 2,5 см, а потом и до 1 см. Цвет шрифта нужно постепенно заменить на черный.

Пятый этап – увлекательное чтение книг

Теперь можно с уверенность сказать, что ребенок созрел для чтения настоящих книг. Добиться этого уровня можно в 3 года, если научить его читать немного раньше. Нужную для первого чтения книгу можно раздобыть в магазине либо сделать самостоятельно. Кинга должна соответствовать следующим параметрам:

  • общий словарь у нее должен быть – от 50 до 100 слов, полностью знакомых малышу;
  • должно быть напечатано не более 1-го предложения на ярко оформленной странице;
  • допустимая высота букв не должна быть меньше 1 см.;
  • интересный текст должен быть напечатан перед картинками либо размещаться отдельно от них.

Первые книжки для самостоятельного чтения

Книгу крохе читать нужно неспешно, с выражением 2-3 раза ежедневно в течение нескольких дней. После окончания занятий книгу нужно ставить на полку, а малышу давать читать по требованию. Одной иллюстрированной книги будет мало для крохи в 3 года, ведь это такой любознательный возраст. Из ситуации есть неплохой выход – можно самостоятельно переписывать известные книги большим шрифтом, придумывая собственные иллюстрации. Потихоньку у малыша соберется целая личная библиотека.

Плюсы данной методики

В качестве положительных моментов стоит выделить следующее:

  • методику желательно использовать прямо с рождения малыша;
  • все занятия родители способны организовать без привлечения дополнительных специалистов;
  • весь дидактический материал легко можно сделать самостоятельно;
  • ребенок получает необходимое всестороннее развитие, ведь карточки подчинены различным тематикам.

Педагоги выделяют следующие недостатки этой современной методики:

  • ребенок в процессе обучения находится в пассивной позиции;
  • малыш не учится самостоятельному чтению, а просто анализирует и запоминает поданный материал;
  • детки, возраст которых старше 3-х лет, плохо воспринимают эту методику.

Золотые правила обучения чтению

Предлагаем родителям следующие простые правила, которые помогут научить малыша чтению в 3 года:

  • никакого принуждения. Не стоит заставлять малыша читать, чтобы не заложить у него негативное отношение к книгам. Желательно его заинтересовать, раскладывая по дому различные яркие книги, читая крохе интересные истории. Все малыши стремятся походить на своих родителей во всем, им будет интересно, как читает его мама;
  • изучайте слоги и слова, а не буквы. В 3 года кроха легче усваивает слоги и простые слова, чем просто буквы;
  • не забывайте про повторение. Всегда закрепляйте пройденный материал, чтобы информация лучше закрепилась в памяти у малютки. Помните, что проверять и тестировать его знания в 3 года не нужно, дети этого не любят. Любое повторение должно проходить в игровой форме;
  • Действуем от простого к сложному. Желательно научить кроху правильному произношению звуков в 3 года, потом учите читать простые слова, состоящие из 2 слогов;
  • обучайте по простым правилам. Изучайте элементарные слова с повторяющимися буквами, затем учите простейшие словосочетания и предложения;
  • учитесь везде. Даже на прогулке можно предложить малышу прочитать крупные вывески магазинов;

Чтение вывесок на прогулке – способ обучения
  • всегда играйте. Можно придумать игры, где нужно читать слова, например, составляя из кубиков слова. Таким образом развивается детская память и внимательность;
  • постоянно заинтересовывайте. Необходимо объяснить малышу, что без чтение жить в обществе невозможно, демонстрируйте личные записи, яркие открытки от родственников и т. д.;
  • чтение вслух – это прекрасный способ научить крошку читать. Можно провести небольшое занятие по чтению вслух на время. Высчитываем, сколько слов прочитал малыш за минуту. Можно сделать домашний дневник читателя, где родители будут записывать все успехи своего ребенка, а за каждое достижение можно наградить его маленьким презентом;
  • увлекательное чтение с закладкой. Развить у малыша навык быстрого чтения можно при помощи простого упражнения – чтения с красочной закладкой. Только закрывать ею нужно не нижнюю строчку, а прочитанное слово, так ребенок точно не запутается и сконцентрируется на новом слове;
  • систематичность занятий. Помните, что любой результат – это ежедневная кропотливая работа. Уделяйте 5 минут драгоценного времени для занятий с малышом, даже если он точно всему научился, ведь плохо отработанный навык легко забывается.

Обучение ребенка чтению в раннем возрасте – это, конечно, прекрасно, но для чего же это? В школе разве не обучают этому? Такие вопросы волнуют многих родителей на сегодня.


Маленькие дети очень восприимчивы к обучению

Цели обучения чтению в раннем возрасте

Многие специалисты советуют начинать обучение чтению пораньше, исходя из следующих причин:

  • интенсивное развитие памяти, логики и мышления ребенка;
  • существенное расширение кругозора малыша;
  • отсутствие проблем с зачислением в школу.

Родителям нужно понять, что в первом классе он будет читать не только простейшие слова, но и условия задачки по математике, прочитать и осознать ее условия неподготовленному ребенку будет непросто. Поэтому подготовка является половиной успеха в данном случае. Облегчите ребенку участь, научив его хорошо складывать слоги в дошкольном возрасте, не перекладывая эти обязанности на школу и учителей. Не превращайте чтение в рутинный процесс, сделайте из него приятную, увлекательную игру.


Игрушечные буквы помогут весело обучаться

В среднем, максимальные сроки, за которые кроха научиться чтению, – это 6 месяцев. За это время есть возможность хорошо научиться чтению по слогам, в раннем возрасте это абсолютно реально.

Методика Зайцева – правильное чтение в раннем возрасте

Помимо описанного выше метода, можно воспользоваться методикой Зайцева, успешно функционирующей в течение 20 лет. Здесь используются статичные кубики. В этом дидактическом наборе присутствуют 20 групп. Кубики могут быть выполнены из дерева, железа, окрашены в золотой цвет. В легкой игровой форме дети обучаются различать гласные и согласные звуки. В наборе для раннего обучения находятся не только статичные кубики Зайцева, но и особые яркие таблицы, которые нужно размещать немного выше самого роста малыша.

В этой методике широко применяются «попевки», то есть родители не проговаривают слова, а поют.


Кубики Зайцева – эффективный способ обучения малышей

Более активному запоминанию способствуют специальные таблицы. Скорость усвоения материала зависит от текущего возраста ребенка, его способностей и мотивации. Нужно проводить занятия по этой методике систематично, дважды в неделю. продолжительность одного занятия – 15-30 минут.

Педагоги понимают, что эта методика далека от совершенства. Как и любое новшество, методика Зайцева, обладает своими выгодными достоинствами и недостатками. В качестве положительных сторон такого обучения они выделяют следующие качества:

  • малыш в игровой форме осваивает распространенные буквенные сочетания, у него нет необходимости думать, как прочитать тот или иной склад;
  • кубики Зайцева содержат правильные буквенные сочетания, что позволяет малышу в будущем освоить грамотное правописание;
  • в системе обучения Зайцева отсутствуют какие-либо возрастные цензы;
  • яркие кубики оказывают на развитие органов чувств и нужной мелкой моторики ребенка.

Методика Зайцева подходит для детей от 2-х лет

В качестве негативных моментов стоит выделить следующие качества:

  • малыш, научившийся читать на основе данной методики, может часто проглатывать окончания, состав слова понять ему очень сложно, поскольку он все время изучал только склады;
  • в первом классе у таких детей могут возникнуть трудности с фонематическим разбором слова, ведь в методике Зайцева звуки отмечены различными цветами;
  • непоследовательность методики;
  • дорогостоящие пособия и долгая подготовка к началу занятий.

Классический способ обучения чтению – любимый всеми букварь

Это пособие содержит яркие картинки и изображения любимых героев. Суть этой методик заключается в том, что ребенок обучается соединять в целые слоги отдельные звуки, а полученные звуки – в слова. При этом вниманию ребенка предлагаются освоить специальные предложения на сочетания гласного с согласными и наоборот. При этом очень важно, чтобы в приобретенном букваре содержались не все буквы алфавита, а дальше была представлена подробная информация об их соединении между собой.


Букварь для самых маленьких

Стоит отметить, что многие молодые родители, опробовав современные методики, закончившиеся неудачей, вновь возвращаются к традиционным методам обучения.

Так обучали своих детей наши бабушки и дедушки. Нужно признать, что эта методика не является такой простой, как другие предложенные методы. Обучение букварем предоставляет возможность малышу самостоятельно анализировать полученную информацию, читать первые в жизни слова, а затем словосочетания и предложения.

Какую из предложенных методик вы бы ни выбрали, главное, не перегружать информацией малыша. Объясняйте материал четко и лаконично, чтобы ему было понятно. При обучении родители должны обращать внимание на индивидуальные качества своего малыша, ни в коем случае не спешить обучать его чтению, если он пока не готов к этому. От того, как родители правильно научат ребенка читать, напрямую зависит, вырастет ли из него грамотный читатель.

Любовь к чтению и книгам начинается с родителей, поэтому они должны показывать личный пример.


Читайте с детьми с первого года жизни

Ни в коем случае не стоит сравнивать успехи своего крохи с результатами других детей. Здесь все индивидуально, зависит от личных качеств и систематических действий родителей. Не стоит изобретать волшебные способы обучения чтению, торопить события, всему свое время, если малыш пока не готов к обучению, лучше повременить с этим.

Нужно помнить, что обучение чтению является длительным по времени процессом, когда у малыша формируется личный темп освоения науки чтения.

Здесь главное, что нужно, – это запастись терпением и пониманием того, что ваш малыш – индивидуальность, которую нельзя ни с кем сравнивать. Научить ребенка чтению в раннем возрасте – это реально, тут все зависит от желания родителей и готовности малыша к обучению.

Ребенку 3 года. Закончился ясельный период жизни, малыш вступил в дошкольный возраст. Какие изменения ждут его в ближайший год в физическом и психологическом плане? Как помочь ему получить все необходимые знания, создать комфортную развивающую среду? Давайте рассмотрим эти и многие другие вопросы развития ребенка от 3 до 4 лет.

Физическое развитие

Младший дошкольный возраст (3-4 года) — новый этап в жизни ребенка. Кроха хорошо бегает, прыгает, лазает, пытается играть в групповые игры.

После 3-х лет набор веса и роста происходит незаметно для родителей. За 12 месяцев большинство детей потяжелеет на 1-2 кг и подрастут на 3-7 см. Мальчики, ранее показывающие скачкообразное прибавление длины и веса, переходят на более плавные изменения этих показателей. К 4-м годам многие девочки догонят по весу и росту сверстников мальчиков. С 4-х лет представительницы женского пола начнут расти быстрее будущих мужчин.

Набор веса и роста ребенка — индивидуальный показатель, в большей степени опирающийся на генетику, особенности питания и физическую активность ребенка. В семьях, где мама и папа крупные, достаточно часто, дети показывают скорейший рост и прибавку килограммов, чем их сверстники.

Резкое снижение и прибавление показателей роста и веса должны вызывать у вас волнение, если явно заметна значительная разница между значениями. Если вы заметили, что на фоне быстрого набора веса, малыш практически не вырос, у него появились складки на руках, животе, ему тяжело двигаться и он отказывается часто бегать необходимо обратиться к участковому педиатру для проведения дополнительного осмотра, возможно обследования.

К 3-м годам в норме у ребенка должно быть 20 молочных зубов. Допускается отклонение от срока появления в 1 месяц. Если в 3 года и 1 месяц у карапуза не появились все 20 зубов, необходимо обратиться к детскому стоматологу.

Нормы физического развития детей от 3 до 4 лет в зависимости от пола

Психическое развитие

Формирование психики ребенка между 3 и 4 годами выходит на новый этап. Кроха осознает себя отдельной от родителей личностью, требует соответствующего отношения. В этот период большинство детей переживает кризис 3-х лет. Этот сложный этап может затянуться и проходить очень тяжело. Чтобы ускорить нормализацию взаимоотношений с крохой, помните основные признаки кризисных явлений:

  • Упрямство. Даже спокойные уравновешенные дети в этот период могут кардинально поменяться, начать спорить и делать назло взрослым;
  • Негативизм. Ребенок на любое предложение взрослого отвечает отказом. При этом, если преподнести то же самое в форме мнимого выбора, то малыш с удовольствием соглашается (“ты будешь кушать?” — “нет”; “что ты будешь кушать кашу или суп?” — “суп”);
  • Попытка командовать. Проявление деспотизма — один из признаков кризиса 3-х лет. Малыш не только не хочет выполнять ваших команд, но и стремится заставить вас идти у него на поводу;
  • Преувеличенная самостоятельность. Раньше ребенок говорил “Я сам” в том случае, когда был уверен в своих силах. Теперь он хочет делать сам все, даже то, что ему неподвластно;
  • Ревность. Одним из признаков кризиса 3-х лет становится проявление ревности в отношении других детей. Ребенок негативно реагирует на проявление интереса со стороны родителей к другим детям, может драться, пытаться отогнать.

Справиться с кризисными явлениями помогут ваше терпение и хитрость. Многие психологи сходятся во мнении, что снизить частоту и активность негативных проявлений можно:

  • Спокойной реакцией на любые негативные проявления со стороны ребенка. Не кричите и не ругайте малыша во время истерики. Уведите или унесите из людного места и дайте ему выплеснуть все накопившиеся эмоции. После окончания истерики предложите ему в будущем выражать словами свои желания, а не криком;
  • Установив законы, которые будут выполняться всеми членами семьи. Если ребенку что-то запрещено, то нужно твердо сказать “нет” и не идти на уступки, несмотря на манипуляции и шантаж (истерика, крики, попытки драться);
  • Расширением зоны самостоятельных действий. Предоставьте ребенку самому выполнять больше действий. Излишняя опека в этот период может провоцировать усиление кризисных проявлений;
  • Не приказывая, а давая возможность выбрать. Мнимый выбор — лучший способ избежать отрицания или гнева. Чтобы малыш покушал, спросите его не “хочешь кушать?”, а “что ты будешь есть?”. Совершая, даже мнимый выбор, кроха чувствует уважение к своему мнению и быстрее идет на контакт;
  • Замените командный тон на просьбу о помощи. Если кроха отказывается брать вас за руку, переходя дорогу, то не нужно ему говорить, что так нужно для него. Попросите его помочь вам пройти через дорогу, скажите, что вы боитесь. Ребенок почувствует свою важность, необходимость своей помощи и с радостью поможет.

Кризис 3-х лет в разной степени затрагивает всех детей от 3 до 4 лет. Это происходит из-за завершения процесса отделения личности ребенка от родителей. Малыш теперь говорит о себе в первом лице, понимает, что он личность, требует соответствующего отношения. Попытка со стороны родителей подавить самостоятельность может привести к появлению различных комплексов. Рекомендуется принимать этот период как данность, проявлять терпение.


Развитие нервной системы

Вместе со сложными процессами формирования психики ребенка между 3 и 4 годом жизни идет активное созревание нервной системы. После 3-х лет малыш уже может производить операции анализа и синтеза, воспринимая окружающие предметы не только как самостоятельные объекты, но и как части целого. Появление развитой активной речи способствуют этому процессу. Через вопросы и игровую деятельность ребенок обобщает полученные ранее знания, уточняет свойства окружающих предметов, формирует более крепкие слухо-зрительно-тактильные связи.

К 4-м годам количество знаний у карапуза увеличивается в два раза, поэтому заметно, как быстро он утомляется от своих исследований. В этот период детям свойственна суетливость и поспешность. Ребенок знает множество различных вариантов движений, игровых приемов, но все еще не умеет быстро выбирать наиболее подходящие, вследствие чего выполняет много лишних действий.

Старайтесь не загружать ребенка большим количеством новой информации. Поддерживайте его любознательность упражнениями, в которых он может самостоятельно быстро найти ответ. Видя свои возможности и успехи, ребенок будет стремиться узнавать все больше. Новую информацию рекомендуется давать небольшими порциями, постепенно. Например, изучая окружающий мир по карточкам, в день можно предложить до 10-ти новых предметов и объектов вперемешку с ранее изученными.

Умения детей 3-4 лет

В 3-4 года ребенок хорошо овладевает основными двигательными навыками. Он хорошо умеет:

  • бегать. При необходимости малыш может ускорять или замедлять темп, огибать препятствия, резко менять направление движения;
  • прыгать. Крохе уже удается прыгать вверх на 1 или 2 ногах, вперед или в стороны;
  • сохранять равновесие, поднимаясь по наклонной доске, прогуливаясь по бордюру;
  • стоять на 1 ноге в течение нескольких минут. В норме, если находясь в таком положении кроха расставляет руки и немного шатается. Умение стоять прямо на одной ноге, не прибегая к балансировке, появится ближе к 6-ти годам;
  • перепрыгивать небольшие препятствия. Малыш может перепрыгнуть палочку, лежащую на земле, держа ноги вместе, перескочить через небольшой стульчик, перенося ноги поочередно;
  • лазать по спортивной стенке, удерживать свое тело, зацепившись руками за перекладину;
  • использовать разные приемы, играя в мяч: ловить двумя руками, кидать 1 или 2 руками, кидать вперед, назад, через голову, влево, вправо, вверх;
  • ходить на носочках, пяточках;
  • по заданию выполнять разные виды шагов: широкие, приставные, высоко поднимая колени, семенящий;
  • ходить задом наперед;
  • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице;
  • при наличии велосипеда, беговела, самоката передвигаться достаточно быстро.

К 4-м годам можно начинать знакомить ребенка с коньками и лыжами. Эти виды зимних развлечений хорошо тренируют мышцы ног и спины, совершенствуют координацию.

Социально-нравственное развитие и личностное развитие ребенка 3-4 лет

По мнению психологов возраст 3-4 года наиболее подходящий для начала посещения детского сада. Эта рекомендация выстраивается на изменениях, происходящих в социально-нравственном и личностном развитии ребенка в этот период. До 3-х лет дети не нуждаются в компании для игр. Лучшим напарником для развлечений является взрослый, наблюдая за которым дети учатся простым игровым приемам. Приблизительно в 3 года в сознании малыша происходит изменение. Ребенок начинает воспринимать себя как отдельную от родителей личность, ощущать необходимость играть со сверстниками или детьми постарше.

Если вы не планируете отдавать ребенка в дошкольное учреждение, то с 3-х лет необходимо предоставлять малышу возможность играть и общаться с другими детьми на площадке, в кружках и секциях. Умение заводить друзей и выстраивать отношения с другими людьми формируется в этот период, впоследствии наверстать упущенную возможность будет сложнее.

В первую очередь ребенка 3-4 лет стоит научить:

  • Здороваться с другими детьми и взрослыми при встрече;
  • Знакомиться. Покажите, как можно проявить инициативу в разговоре, назвав свое имя и спросив другого ребенка, как его зовут;
  • Делиться, меняться. После 3-х лет малыш уже ощущает необходимость играть с другими детьми и достаточно объяснить, что разрешив играть с игрушками, кроха привлечет интерес другого ребенка.
  • Играть вместе. Если до этого периода совместные игры ограничивались параллельными занятиями, дети просто находились рядом, но каждый занимался своим делом, теперь можно предложить сделать что-то вместе (построить замок из песка, кидать друг другу мяч).
  • Использовать фантазию для совместных игр. Малыш уже хорошо умеет пользоваться предметами заместителями, придумывать сюжет для игры. Предложите ему включить в задумку не маму или папу, а другого малыша.

Научив этим простым элементам, взрослые позволяют ребенку начинать самостоятельно заводить знакомства, делать первые шаги к обретению друзей.

В личностном развитии детей 3-4 лет начинают проявляться гендерные различия. Мальчики начинают ощущать свою принадлежность к мужскому полу, а девочки — к женскому. Эти изменения проявляются в играх. Мальчики часто стараются брать на себя роль отца или дяди, копируя поведения близких мужского пола, девочки копируют маму или бабушку. Вследствие появления понимания о различиях между полами могут начать проявляться предпочтения в одежде: девочки могут требовать подбирать им розовую одежду, мальчики — предметы гардероба с машинками, героями мультфильмов.

К 4-м годам дети, обладающие лидерскими качествами, начинают активно пытаться руководить другими детьми, становятся заводилой в компании. На этом этапе важно привить правильные моральные установки, научить разграничивать “добро” и “зло”.

С 3-4 летним ребенком уже намного проще общаться. Кроха может выслушать и оценить ваше предложение, принимать активное участие в обсуждении важных вопросов. Конечно, часто его предложения будут наивными и необоснованными, но для комфортного становления личности следует выслушивать их, объяснять, чем они хороши, почему не подходят.

Заметные изменения происходят и в отношении ребенка к родителям и другим людям. Он начинает с удовольствием проявлять различные формы симпатии. В разных ситуациях малыш может попросить прощения за свой поступок, проявить заботу, нежность. Теперь ему намного проще заметить и понять настроение человека, с которым он общается. Рекомендуется в этом возрасте учить ребенка употреблять вежливые слова и соблюдать правила поведения в общественных местах. Проще всего познакомить карапуза с нормами поведения в игровой форме. Предложите ему поиграть в магазин, детский сад, больницу и на примере игрушек покажите, как нужно правильно себя вести.

Ближе к 3,5 годам хорошо познакомить ребенка с основными традициями и праздниками, рассказать, какие особенности есть у каждого праздничного дня. К 4-м годам можно предложить посетить первую выставку, детский театр, музыкальное представление. Через наблюдение за поведением других людей, знакомство с новыми видами развлечений и знакомство с искусством малыш будет формировать свои личностные качества, быстрее поймет важность соблюдения общественных норм.

Познавательное развитие ребенка в 3-4 года

К 3-м годам база знаний ребенка становится упорядоченной. Малыш активно использует слова обобщения, применяет анализ и синтез для поиска решения предложенного задания. Если внимательно наблюдать за самостоятельной деятельностью крохи, то хорошо заметно, как быстро он применяет новые знания, адаптирует их к различным играм. В этот период стоит продолжать активно знакомить ребенка с окружающим миром, предлагая тематические занятия. К 4-м годам ребенок должен знать:

  • Около 10 домашних животных. Уметь их назвать, показать, какие звуки они издают, рассказать, чем они полезны для человека, что кушают;
  • 5-7 видов птиц, включая домашних, узнавать их на картинке;
  • 4-5 видов рыб;
  • 4-5 видов насекомых;
  • основные растения, встречаемые в вашем регионе: 3-5 видов деревьев, 5-7 видов цветов;
  • основные овощи, фрукты, ягоды, грибы, произрастающие в вашем регионе, доступные в продаже;
  • чем отличаются между собой основные материалы (пластик, стекло, дерево, камень, бетон);
  • разные части суток (утро, день, вечер, ночь), уметь рассказать, какие действия характерны для каждого времени;
  • времена года и их отличия между собой;
  • основные явления природы (дождь, гроза, солнце, ветер и т. д.);
  • основные части тела. Уметь показать их на себе, другом человеке, картинке;
  • 3-5 основных профессий;
  • до 10 видов транспорта;
  • различия между городом, деревней, природой.

При желании взрослых в 3-4 года ребенок может выучить алфавит. Многие методики раннего обучения чтению предлагают начинать изучать это умение с 3-х лет. Основным требованием для раннего освоения чтения является преподнесение знаний в легкой, игровой форме.

Познавательное развитие ребенка в 3-4 года — прежде всего заслуга родителей. Чем больше новых знаний вы преподносите ребенку, подробно отвечаете на его вопросы, тем шире становится база знаний карапуза.

Логическое мышление и математические способности

Между 3 и 4 годами совершенствуется понимание основных математических понятий, логических операций. При достаточном внимании к обучению ребенка, к 4-м годам малыш может уверенно знать:

  • счет до 10. Уметь считать до 5 и обратно на пальцах, карточках, игрушках, откладывать названное количество предметов, отсчитывая по одному;
  • понятия: много -мало, больше -меньше, высоко- низко, широко — узко и т. д.;
  • основные цвета спектра и до 15 оттенков;
  • основные геометрические фигуры. Уметь выделить очертания названой фигуры в окружающих предметах.
  • сравнивать предметы между собой по 1-2 признакам;
  • подбирать пары из игрушек с 1-2 схожими признаками;
  • складывать разрезные картинки, пазлы;
  • находить и объяснять несоответствия двух похожих картинок;
  • запоминать последовательность 3-5 картинок;
  • находить изменения, запоминать движения, детали, признаки по заданию взрослого.

Отдельное внимание стоит уделять привлечению ребенка к самостоятельной деятельности. В 3-4 года ребенок может концентрировать свое внимание на одном виде деятельности до 20 минут, без дополнительной мотивации со стороны взрослого. На однотипных простых задачах малыш может сконцентрировать внимание до 5 минут. Предлагая ребенку самостоятельную задачу, старайтесь чередовать различные виды деятельности, сочетать двигательную и умственную активность.

Речевое развитие ребенка 3-4 лет

В норме, к 3-м годам дети должны говорить простыми фразами, начинать выстраивать сложные предложения. Речь должна быть наполнена глаголами, прилагательными, наречиями и предлогами. Некоторые отклонения чистоты речи: перестановка слогов, проглатывание окончаний в норме должны исчезнуть к 3,5 годам. Если ребенок сильно искажает слова, нарушает последовательность слов в составленном предложении, не использует местоимение “Я”, рассказывая о себе, не пытается вести диалог, необходимо обратиться к логопеду за консультацией.

Появление активной речи у каждого отдельного ребенка происходит в свой срок. Некоторые дети уже в 3 года декламируют длинные стихи, а другие только начинают составлять первые предложения. Не стоит сравнивать вашего ребенка с другими детьми. Рекомендуется оценивать развитие речи через сравнивание текущих умений и прошлых показателей, контролировать соответствие минимальным нормам. Так, в норме к 3-м годам ребенок должен уметь:

  • Составлять простые предложения;
  • Поддержать беседу о происходивших недавно событиях;
  • Использовать речь, для получения новой информации;
  • Повторять сюжет знакомой сказки, опираясь на картинки или иллюстрации;
  • Выполнять несколько последовательных действий по просьбе взрослого;
  • Рассказывая о себе, говорить “Я”;
  • Пытаться изменять слова по падежам.

К 4-м годам ребенок должен уметь:

  • Описать увиденную картинку, ситуацию;
  • Быстро формулировать простые предложения, составлять сложные фразы;
  • Разделять предметы на группы, использовать обобщения;
  • Знать названия основных признаков предметов. Употреблять в обычной речи название цвета, размера, рода;
  • Употреблять глаголы, обозначающие действия подходящие по смыслу;
  • Повторять за взрослым сложные слова, песни, стихи;
  • Знать свое имя и фамилию, отвечать на вопрос “как тебя зовут” развернутым предложением (“меня зовут …”);
  • Уметь менять громкость голоса, по просьбе взрослого;
  • Произносить звуки “З”, “С”, “Ц”.
  • Правильно использовать местоимения, времена, падежи;
  • Согласовывать глагол и существительное во времени;
  • Добавлять к словам уменьшительно-ласкательные суффиксы;
  • Придумывать собственные новые слова, подбирать смысл к непонятным словам, опираясь на свои знания.

Речь ребенка в 4 года по-прежнему имеет прямой порядок слов. Сложные предложения формируются при помощи союзов.

Художественно-творческое развитие ребенка 3-4 лет

Развитие умения выражать свои эмоции через различные виды творчества играет важную роль в формировании психики ребенка. В 3-4 года уже можно заметить, как сильно развились фантазия и эмоции малыша, самое время развивать умения ребенка создавать новую выдуманную реальность при помощи подручных средств.

В 3-4 года малыш еще не умеет разграничивать вымышленный и реальный мир, игра сопровождает его во всех делах. В то же время эмоции ребенка все чаще переполняют его, требуют выхода через всевозможные виды деятельности. Развитие творческого потенциала позволяет открыть перед ребенком простой способ выражения эмоций и своевременно замечать изменения в его психологическом состоянии. Рисунки, аппликации, поделки могут многое рассказать о текущем состоянии ребенка, открыть взрослым его переживания, страхи. Через творчество можно обсуждать с малышом вопросы “добра” и “зла”, взаимоотношений, понятия “красивого” и “некрасивого”.

В 3-4 года ребенку доступны разные способы развития творческого потенциала:

  • Рисование. Предложите крохе поработать с красками при помощи пальчиков, кисточек, губки, штампов. Покажите, как нарисовать рисунок карандашами, фломастерами, мелками. Очень полезны занятия рисованием песком;
  • Аппликации. Создайте с ребенком поделку из бумаги, ваты, природных материалов (шишки, веточки, листочки);
  • Лепка. К уже известным тесту и пластилину можно добавить глину. Предложите лепить простые фигурки животных, предметы мебели, человечков;
  • Конструирование. Стройте дома и гаражи, мебель и поезда;
  • Вырезание. Для работы с бумагой предложите ребенку использовать специальные детские ножницы. Покажите, как вырезать снежинку, солнышко, тучку. Научите вырезать по контуру;
  • Оригами. Создание объемных фигур без использования ножниц и клея — хороший способ развития фантазии и мелкой моторики. В 3-4 года ребенок может складывать лист бумаги пополам, загибать уголки по примеру;
  • Плетение из бусин. Покажите, как можно создавать различные композиции, нанизывая бусины на нить, сплетая их между собой.

Кроме развивающих творческий потенциал занятий, хорошо предложить ребенку развивать свои познания в музыке, живописи, театральном искусстве и т. д. К 4-м годам можно посетить выставку картин и скульптур, детский театр, музыкальные представления.

Сон и режим дня

Сон для ребенка в 3-4 года — важная часть полноценного и стабильного развития. Общая продолжительность отдыха в сутки составляет 12 часов. Из них 10 часов приходится на ночной сон и 2 на дневной отдых.

В этот период достаточно часто сложно накормить и уложить ребенка спать вовремя, поэтому следование определенному режиму дня позволяет снизить протесты ребенка. Малыш сам захочет есть и спать в привычное время и вам останется только предложить ему мнимый выбор. Многие дети в этот период начинают посещать детский сад, рекомендуется перестраивать режим дня ребенка под установленные в ДОУ нормы заранее, чтобы малыш успел свыкнуться с новым графиком.

Бытовые навыки

Ребенок между 3 и 4 годами жизни уже способен производить множество бытовых действий самостоятельно. Рекомендуется предоставлять максимум возможности выполнять доступные малышу действия без поддержки взрослых. В 3-4 года карапуз может сам:

  • Одеваться и раздеваться;
  • Кушать при помощи столовых приборов (ложка, вилка);
  • Пить из чашки;
  • Убирать игрушки по местам;
  • Следить за своим внешним видом, соблюдать опрятность;
  • Пользоваться горшком;
  • Мыть руки, лицо;
  • Поливать цветы;
  • Вытирать пыль.

Предоставление ребенку самостоятельности снижает негативные проявления кризиса 3-х лет, формирует понимание важности сохранения порядка, придаст малышу уверенности в своих силах

Личная гигиена ребенка 3-4 лет

  • Правильное использование туалета. После 3-х лет можно постепенно приучать ребенка к использованию взрослого унитаза. Для этого необходимо приобрести специальную накладку на унитаз, чтобы малыш мог удобно сидеть, и стульчик или подставку, если рост малыша не позволяет самостоятельно забраться. Расскажите и покажите, как пользоваться туалетной бумагой или салфетками, объясните, зачем это нужно делать;
  • Мытье рук. Малыш должен запомнить, что обязательно нужно быть руки после посещения туалета, улицы, перед едой и по мере их загрязнения. Помогите научиться правильно использовать мыло, тщательно мыть руки со всех сторон и между пальцами;
  • Умываться. Покажите, как правильно мыть лицо, использовать полотенце;
  • Чистить зубы. Малыш уже может очищать свои зубы самостоятельно с использованием детской щетки и специальной зубной пасты;
  • Контроль опрятности своего внешнего вида. В 3-4 года ребенок может сам следить за состоянием своей одежды, не одевать грязные, мятые предметы гардероба, своевременно производить замену испачканных вещей.

В 3-4 года закладывается база обязательных процедур по уходу за собой. Рекомендуется обучить всем элементарным гигиеническим требованиям в этот период, чтобы к школьному возрасту они вошли в привычку.


Как развивать ребенка. Шпаргалка для мам

Развитие ребенка в 3-4 года должно происходить в разных направлениях. Чтобы вам было удобно, мы подготовили небольшую шпаргалку, предлагающую разные варианты для занятий, стимулирующих все необходимые навыки.

Навык, умение, область знаний Какие занятия предложить
Логика. Математика. Мышление
  1. Умение сравнивать:
  • Предложите сравнить 2-3 предмета между собой по ширине (найти самый широкий, узкий, средний);
  • Найти самый высокий, низкий, средний предмет из группы;
  • Выложить игрушки по их длине.

2. Поиск причинно следственных связей:

  • Просите пояснить, почему происходят те или иные события (падает листва — осень, мокрые качели — после дождя, машина не едет — отломалось колесо);

3. Классификация по признаку:

  • Предложите рассортировать предметы по одному общему признаку (цвет, форма, материал);
  • Предложите найти предмет, не обладающий названным признаком (среди шариков выбрать кубик).

4. Изучение сложных форм:

  • Покажите малышу новые виды фигур (шестиугольник, полукруг, полумесяц);

5. Ориентация в пространстве.

  • учите ориентироваться на плоскости (верх и низ листика, справа, слева);
  • покажите, как ориентироваться на местности, подмечать особенности и запоминать расположение объектов.

6. Времена суток, года:

  • Расскажите, чем отличаются между собой разные времена года, части суток. Чем обычно занимаются люди в разные отрезки времени (ночью — спят, утром — умываются, чистят зубы, делают зарядку, зимой — ездят на санках, летом — купаются);

7. Цифры и счет:

  • Выучите цифры до 10. Покажите, как считать на пальчиках, палочках, вещах;
  • Покажите, как пишутся разные цифры.

8. Сортировка

  • Предложите сложить пирамидку из 7-9 колец, ориентируясь по размеру колец;
  • Попросите разобрать игрушки по размеру, предназначению, цвету.

9. Подбор обобщающего слова

  • Назовите ряд предметов и попросите назвать их одним словом (игрушки, посуда, мебель)

10. Критическое мышление

  • Попросите найти лишнее в ряду (положите перед ребенком мяч, куклу, машинку и майку. Ребенок должен соотнести предметы по их предназначению, выбрать предмет, не подходящий по общему признаку);
  • Загадки. Предложите отгадывать простые загадки, отвечать на вопросы с подвохом.
Внимание, память Предложите ребенку:
  1. Выбрать 2 предмета из множества, обладающих названной характеристикой (2 желтых шарика, 2 пластиковые игрушки);
  2. Запомнить и повторить 3-4 движения;
  3. Запомнить и повторить 2 строчки стихотворения, соблюдая последовательность слов;
  4. Собрать разрезанную картинку, пазл;
  5. Показать дорогу домой, возвращаясь с прогулки;
  6. Рассказать знакомую историю, ориентируясь по картинкам;
  7. Выучить и рассказать стихотворение;
  8. Запомнить и воспроизвести последовательность предметов, карточек;
  9. Рассказать о событии, произошедшем недавно, описать увиденные предметы и людей.
Физическое развитие Во время утренней гимнастики предложите ребенку:
  • ходить на носочках, пяточках, внешней и внутренней стороне стопы;
  • шагать высоко поднимая колени, передвигаться, шаркая ногами по полу;
  • регулировать темп движения по команде (идти медленно, быстро);
  • бегать, меняя темп движения по команде;
  • совершенствовать: навык броска мяча (из-за головы, вперед, назад, в стороны), умение ловить мяч с разного расстояния;
  • повторять движения за взрослым на ходу. Во время маршировки, предложите повторять разные упражнения руками, не прекращая ходьбы;
  • тренировать координацию (хождение по наклонной доске, бордюру).
Музыка. Ритм Расширение познания о музыке и эмоциях:
  • Слушайте с ребенком классические произведения.
  • Предложите угадать настроение автора композиции;
  • Различать темпы музыки;
  • Называть знакомые инструменты, различать их по звучанию;
  • Прослушивать и подпевать знакомым детским песенкам;
  • Знакомиться с новыми детскими песенками;
  • Различать громкость музыки;
  • Выражать эмоции от музыки в танце;
  • Учить простые танцевальные движения.
Творчество
  • Лепить простые фигурки, используя уже знакомые техники (отщипывание, скручивание, создание кружков и колбасок);
  • Рисовать кисточкой простые предметы, явления природы;
  • При помощи карандашей и фломастеров рисовать линии, круги, волны, простые предметы, фигурки;
  • Раскрашивать рисунки в раскраске, не выходя за границы;
  • Клеить наклейки;
  • Рисовать линии и предметы при помощи линейки;
  • Создавать простые аппликации из бумаги и подручных предметов (вата, листочки).
Окружающий мир Расширяйте познания ребенка в разных областях:
  • Домашние животные. Какие бывают, где живут, что едят, какие звуки произносят. Расскажите, какую пользу приносят животные фермы, чем питаются в разное время года?
  • Дикие животные. Где живут, что едят, на каких континентах обитают;
  • Птицы. Какие бывают, что едят, где живут?
  • Насекомые. Где живут, чем питаются, чем отличаются между собой?
  • Времена года. Чем отличаются, какие занятия доступны в разные периоды?
  • Явления природы.
  • Овощи, фрукты.
  • Грибы, ягоды;
  • Профессии. Чем занимаются люди, какая польза от разных видов деятельности?
  • Транспорт. Где используется, что делает?
  • Город, деревня. В чем отличия, какие предметы можно встретить?
  • Лес, поле, море, река. Чем отличаются, какие живые существа можно встретить, какие предметы могут понадобиться?
  • Бытовые предметы и их назначение.
Речь В течение дня предлагайте ребенку выполнить упражнения, способствующие формированию чистой активной речи:
  • артикуляционная гимнастика;
  • повтор сложных слов;
  • разделение знакомых слов на слога на слух;
  • пересказ знакомой истории;
  • тренировка навыка правильного ответа на вопрос;
  • описание иллюстрации;
  • совместное чтение;
  • обсуждение прочитанного сюжета;
  • изучение и обсуждение изображений, ситуаций.
Мелкая моторика Для развития мелкой моторики в течение дня предлагайте ребенку:
  • Лепить или рисовать;
  • собирать на прогулке небольшие предметы (шишки, камушки, листочки);
  • играть с бусинами, крупами, шнуровки;
  • самостоятельно застегивать пуговицы, застежки;
  • играть с наклейками;
  • вырезать ножницами;
  • собирать пазлы, вкладыши, мозаики;
  • завязывать и развязывать узелки.

Основой для успешного освоения предложенных упражнений является создание подходящих условий, в которых малыш будет ощущать свободу выбора, интерес. Рекомендуется:

  • Как можно чаще хвалить ребенка за успехи в выполнении предложенного задания;
  • Не ругать за промахи и ошибки. Если карапуз сам очень расстроился, поддержите его, скажите, что в следующий раз все обязательно получится;
  • Выбирать задание исходя из текущих пожеланий ребенка;
  • Не заставлять выполнять задание, если малыш не хочет;
  • Подбирать задачи, доступные крохе по уровню знаний. Чересчур легкие или сложные задания могут отбить желание заниматься.

Что должно насторожить

Каждый ребенок — индивидуальность. Не следует сравнивать его с ровесниками, пытаясь найти, в чем он отстал от них. Сравнивать малыша необходимо только с ним самим в прошлом. Но, несмотря на индивидуальный темп развития ребенка, существует ряд показателей, требующий особого внимания со стороны родителей:

  • Отсутствие речи или наличие грубых нарушений построения предложений слов к 3-м годам;
  • Примитивная игровая деятельность, отсутствие ролевых игр к 36 месяцам;
  • Неумение выполнять простые бытовые действия (кушать, одеваться, умываться) при попытке взрослых обучить этим навыкам;
  • Слабая координация движений, отсутствие попыток лазать по стенке;
  • Апатия, нежелание самостоятельно заниматься;
  • Неумение различать цвета, формы.

Если вы заметили у своего крохи один или несколько обозначенных признаков, обратитесь к участковому педиатру за консультацией.

В 3-4 года ребенок становится самостоятельной личностью, которая требует уважения и внимания. Малыш осознает, что он может многое самостоятельно, пытается понять свое место в семье, найти границы дозволенного. Как бы не было тяжело в период кризисных явлений, старайтесь сохранять спокойствие. Пройдет немного времени и все наладится, ребенок поймет, как нужно себя вести, что можно делать, а где лучше промолчать и остановиться. Ваше упорство в научении, объяснении и повторении важных правил обязательно помогут малышу быть успешным в учебе и общении со сверстниками.

Тело меняет свои размеры и пропорции, ребенок уже совсем не похож на пухлого младенца. Интенсивно развиваются крупная и мелкая моторика, двигательная активность достигает максимума.

Быстрое развитие мозга ведет к расширению интеллектуальных возможностей ребенка. Происходит переход от наглядно-действенного мышления к образному, обогащается речь, развивается память и воображение.

За довольно непродолжительное время абсолютно меняется личность ребенка. Эти изменения затрагивают его характер, основные виды его деятельности и отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Именно в три года формируются основы образа его «Я» и определяется отношение к окружающему миру.

В связи с такой глобальной «перестройкой» внутреннего мира, ребенок довольно часто становится капризным и трудным.

Физиология

По сравнению с более младшим возрастом, особых изменений в рационе и режиме дня нет (если только вы не запишете малыша в садик). Продолжительный ночной сон, один дневной сон, четырехразовое питание. В третий день рождения можно познакомить ребенка со сладким.

Навыки и умения

Ребенок этого возраста характеризуется крайне высокой потребностью в движении. Трехлетние дети постоянно совершенствуют свои двигательные навыки. На первый план выходит развитие крупной моторики - способности совершать движения, требующие участия всего тела (бег, прыжки, приседания, повороты).

Ребенок трех лет:

Передвигается достаточно плавно и ловко, хорошо сохраняет равновесие.

Легко изменяет направление движения и останавливается на ходу.

Умеет ходить на носочках, стоять на одной ноге.

Уверенно прыгает, в том числе через небольшие препятствия.

Ловит и пинает мяч.

Поднимается и спускается по лестнице, держась за перила и даже без опоры.

Катается на трехколесном велосипеде.

В этот период совершенствуются и мелко-моторные навыки , хотя ребенок все еще испытывает трудности при совершении особо точных движений .

Тем не менее, трехлетний ребенок способен:

Надевать и снимать с себя простую одежду, расстегивать пуговицы и управляться с большими молниями, снимать обувь на липучках.

Правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть и пить.

Держать карандаш указательным и большим пальцем, делать из пластилина шарики и валики, надрезать бумагу ножницами.

Может нарисовать круг, горизонтальные и вертикальные линии, появляются первые человечки.

Таким образом, ребенок становится все более самостоятельным при выполнении повседневных действий.

Как развивается речь

К трем годам речевая активность ребенка многократно возрастает. Словарный запас малыша составляет приблизительно 1000-1500 слов, он использует практически все части речи, говорит предложениями из 3-6 слов и в целом усваивает грамматическую структуру языка.

Вообще, круг общения ребенка к концу третьего года жизни ощутимо расширяется: он много разговаривает как с близкими взрослыми, так и с незнакомыми людьми, со сверстниками.

Речь ребенка часто сопровождает его самостоятельную деятельность, малыш комментирует свои действия с предметами («бросил мячик») и обращается к игрушкам («кушай, кукла»).

Трехлетка с удовольствием слушает аудиозаписи, сказки и стихи в исполнении взрослого, с легкостью запоминает их и воспроизводит практически дословно. Кроме того, он активно «играет» с языком, экспериментирует с рифмами, придумывает несуществующие слова.

Если ребёнку уже три года, но он не говорит фразами или вовсе молчит, то необходима консультация специалистов - логопеда, невропатолога, психолога.

Как играет

В этом возрасте резко меняется и тип игровой деятельности ребенка. Раньше игра была похожа на разрозненный набор действий с игрушками. Например, взрослый показывал, как куклу кормить и укладывать спать, ребенок просто повторял за ним. Такие игры сводились к простому манипулированию предметами (малыш грузит кубики в машинку и тут же высыпает).

Теперь же ребенок эмоционально вовлечен в игру, увеличиваются ее продолжительность и вариативность. В игре появляется сюжет, все действия становятся логически связанными и последовательными. Ребенок везет кирпичи на стройку, там возводит дом и заселяет его, разбивает рядом огород и кормит овощами жильцов-новоселов.

Но самое главное – в игре ребенка появляются замещения. Большинство трехлеток без труда «превращают» од­ни предметы в другие и дают им соответствующие на­звания. Ведерко становится шляпой, фломастер – градусником, мячики – яблоками. Появление в игре таких символов свидетельствует о том, что ребенок теперь способен выйти за пределы конкретной ситуации, используя собственное воображение.

Теперь игра – это важнейшая часть жизни ребенка, деятельность, в которой происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Психологические особенности

В возрасте трех лет у ребенка резко возрастает стремление к отделению от взрослого. Малыш все чаще произносит: «Я сам», «Я хочу», «Я не буду», и демонстрирует свою независимость от близких. Этот период называют «кризисом трех лет».

Ребенок действует наперекор любым предложениям взрослого, упрямится и закатывает истерики «на пустом месте». Он стремится все делать наоборот, противится воле старших; отвергает то, что он ежедневно делал раньше. В то же время, о н пытается самостоятельно делать то, к чему объективно еще не готов.

Далеко не у всех детей кризис проявляется в таких острых негативных формах. Кто-то реагирует не так бурно или совсем недолго по времени. Однако отношения с близкими взрослыми и с самим собой претерпевают существенные изменения в любом случае. Происходит становление собственного «Я» ребенка.

По мере выхода из кризиса ребенок перестает так отчаянно противопоставлять себя взрослому. У него появляется другой способ самоутверждения: теперь он стремится к достижению результата в деятельности, а достигнув желаемого – старается продемонстрировать свои успехи взрослому и получить его одобрение.

Ребенок не просто ставит кубик на кубик – ему важно построить максимально высокую башню и услышать похвалу от родителя: «Какая высокая башня! У тебя отлично получилось!». Теперь ребенок смотрит на себя глазами взрослого, он становится крайне чувствительным к тому, как окружающие оценивают его достижения. Так начинают формироваться чувство собственного достоинства и самоуважение.

Советы родителям трехлетки

« » – испытание для всей семьи. Очень важно пройти его «правильно», ведь от того, как складываются детско-родительские отношения в этот период, зависит будущее ребенка.

Единого рецепта, как реагировать на истерики трехлетки, не существует. Главное – дать ему понять, что конфликты можно решать по-разному.

Какие-то вещи родитель запрещает категорически, и ребенку придется с этим смириться. Нельзя убегать от мамы вблизи проезжей части, это опасно для жизни, и способом проявления самостоятельности быть не может. Малыш может яростно протестовать против ограничения своей свободы – кричать и вырываться, однако в вопросах здоровья и безопасности реакция взрослого должно быть однозначной.

Если речь идет о менее серьезных разногласиях, то можно использовать разные тактики поведения.

Иногда следует отвлечь ребенка – разговорами или игрой, устроить соревнование. Например, предложить заупрямившемуся трехлетке сыграть в «кто наденет куртку быстрее». В игровой форме можно собирать игрушки на скорость или чистить зубы вместе с куклой.

Иной раз можно и уступить ребенку, ведь он тоже имеет право на свое мнение и личные предпочтения. Не хочет есть манную кашу? Предложите на выбор гречневую или рисовую. Отказывается лечь спать сейчас же? Почитайте книгу еще пятнадцать минут. Речь не идёт о потакании малейшим капризам, однако иногда стоит пойти навстречу, проявляя уважение к желаниям и потребностям ребенка.

В некоторых ситуациях малышу нужно дать возможность выплеснуть наружу свои эмоции, сбросить напряжение и принять ситуацию такой, какая она есть. Если вы решили не покупать сыну десятую машинку, и он закатил в магазине скандал, то ничего не остается, как переждать бурю. Требования «закрыть рот» и «успокоиться сейчас же» окажут прямо противоположный эффект. Нужно просто побыть рядом, обнять, вытереть слезы. Можно даже ничего не говорить, гораздо важнее – тактильный контакт и внимание.

В таких ситуациях взрослый сам должен сохранять спокойствие и стараться не смотреть на окружающих, ведь чаще всего родители кричат на ребенка, потому что им «стыдно перед людьми».

Когда ребенок выплакался и успокоился, нужно рассказать, как надо себя вести, объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Воспитательные беседы будут эффективными, только если они происходят в атмосфере спокойствия и доверия.

Важно! Именно в возрасте трех лет ребенок осознает, что его желания не всегда совпадают с желанием окружающих. Если не гасить каждую конфликтную ситуацию криками и, тем более, шлепками, то ребенок осваивает разные стратегии поведения и учится считаться с волей других людей.

Кризис трех лет рано или поздно закончится, а вот то, чему ребенок научится в результате, останется с ним на долгие годы.

Воспитывая детей, многие родители предпочитают ориентироваться на определенные нормы возрастного развития. Если вашему крохе 3 года, то он должен уже многое уметь и знать, но НЕ обязан. Все очень индивидуально. Список основных умений весьма условный. Это эталон развития физиологических и интеллектуальных и эмоциональных способностей.

Не стоит расстраиваться, если ваш малыш еще что-то не умеет или не хочет делать сам, помогите ему приобрести необходимые навыки с помощью игр и увлекательных занятий.

В 3 года малыш должен уметь делать следующее:

  • Называть свое имя, фамилию;
  • Отвечать на простые односложные вопросы;
  • Рассказывать небольшие стихи, если, конечно, вы с ним их учите;
  • Называть основные цвета — минимум 3. Это красный, желтый, синий;
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • Расстегивать пуговицы, замки на курточке;
  • Снимать , одевать ее;
  • Собирать пазлы из 4 и более элементов;
  • Строить дом, башню из кубиков;
  • Собирать круглую пирамидку правильно;
  • Считать до 5-и;
  • картинки из палочек, кругов, точек;
  • Находить связи между предметами, например, играть в игру «Кто что ест»;
  • Собирать конструкторы;
  • Вытирать лицо после умывания;
  • Убирать игрушки на место;
  • Складывать свои вещи в шкаф;
  • Прыгать, бегать, залезать на шведскую стенку;
  • Кататься на трехколесном велосипеде;
  • Общаться со сверстниками на площадке и в саду, выстраивать дружеские отношения на время игры.

Можно долго перечислять все умения и навыки, необходимые трехлетке, но мы остановились только на основных. Если вы поставили плюсик своему ребенку за большую часть пунктов, то можете быть спокойны. Ваш малыш развивается в нормальном ритме. Если есть некоторые задержки, неосвоенные навыки, воспользуйтесь нашими советами по их воспитанию и развитию.

Воспитание детей до трех лет

Чаще всего дети в 3 года не умеют самостоятельно одеться и раздеться. Как их этому научить?

Развиваем навык самообслуживания

Самое главное не мешать ребенку в освоении новых умений. Не торопитесь одевать его самостоятельно. Пусть сам, как может, подтягивает носочки, снимает трусики, чтобы сесть на , застегивает замочки на куртке ил застежки на блузке. Купите малышу кукол, одетых в штаны и рубашки. Ему будет легче понять принцип действия не на себе, а на них. Пусть одевает и раздевает пупсов, ошибается с застегиванием пуговиц, исправляйте их вместе, не ругайтесь и не кричите в этот момент на малыша. Он только учится.

Начинайте обучение в самом раннем возрасте до . К 3 годам ребенок научится надевать большинство вещей сам.

Видео что должен уметь делать ребенок в 3 года

Учим ребенка прыгать, кидать и ловить мяч

Физическое развитие не заканчивается на обучение умению ходить и лазать по стульям и столам. К 3 годам малыш должен уметь подкидывать мяч, катать его, ловить, прыгать на двух и одной ногах, бегать.

Играйте с мячом всей семьей. Сначала давайте игрушку ребенку прямо в руки, потом отходите подальше, простите подставить ладони, затем кидайте мяч с дальнего расстояния. Умения ловить и кидать мяч необходимы для развития концентрации внимания, ориентации в пространстве, обдумывании собственных целей дальнейших действий.

Обучение прыжкам начинайте с 2-х лет. Подпрыгивайте на кровати, держа ребенка за руки, пусть пробует сам падать на попу, отталкиваться от поверхности. Используйте батут. Делая утреннюю зарядку, просите ребенка встать на носочки, опуститься вниз, постепенно делая маленькие прыжки на месте. Просите поймать комара, муху, бабочку на прогулке, ходите по бревну и спрыгивайте с него вместе.

Прыжки, занятия с мячом необходимы для укрепления мышц ног, рук, формирования вестибулярного аппарата.

Учим ребенка убирать за собой

Воспитывая дисциплину, вы можете привить ребенку навык аккуратно складывать вещи по местам, собранности, чистоплотности. В 1,5 — 2 года ребенок должен знать, где хранятся его носки, футболки, машинки, куклы. Привлекайте его к уборке игрушек перед сном, просите достать синюю кофту для прогулки из нижнего ящика. Так в 3 года малыш сможет помогать вам складывать личные вещи по местам и без напоминаний, а сразу после раздевания. Многие родители отмечают, что привычка убирать за собой формирует нежелание раскидывать вещи по квартире.

Молодым родителям стоит понимать, что навыки и умения 3-х летнего малыша не формируются за один день. Прививать правила поведения, обучать действиям ребенка нужно с самого рождения, постепенно увеличивая их сложность.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.