Суп с красным перцем и помидорами. Суп из курочки с болгарским перцем. Овощной суп "Краски осени"

Согласитесь, одна и та же история, рассказанная двумя разными рассказчиками, звучит по-разному. У одного ― это будет скучное повествование, которое не очень хочется слушать до конца. Другой его расскажет так, что оставит неизгладимое впечатление. Некоторым людям этот дар заложен от природы, а другие должны изрядно потрудиться для развития указанного навыка. Но, шаг за шагом, следуя нижеприведённым советам, вы быстро научитесь искусству риторики, увлекая своими рассказами окружающих. О том, как рассказывать истории правильно, поговорим ниже.

Постижение основополагающих принципов увлекательного рассказа

Чтобы получить желаемый эффект от повествования, вам необходимо.

Примером могут послужить :

  • Для сказки: «Давным-давно, с незапамятных времён, когда повсюду было волшебство, а звери умели говорить…».
  • В забавной истории: «Я очень спокойный, домашний, как кот, да? А мой лучший друг постоянно попадал в курьёзные истории».

Как пример используйте

  • Сказка: «Высокая белая свеча полыхала всей своей красотой. Мотылёк подлетел к ней и почувствовал мощный удар в животе. Любовь проснулась в нём. Как известно, спасение принцесс героями в один день невозможно. Так и Мотылёк провёл много прекрасных ночей. Всё больше влюбляясь в Пламя».
  • Смешной рассказ: «После Нового года мы переехали жить в другой район. Он был милый, но…опасный. Мне приходилось жить в постоянном напряжении. Хороший заряд энергии».

  • моралью: «Это, уважаемые слушатели, говорит о том, что спешить с выводами не стоит»;
  • вопросом: «Не страшно ли это? Пережить такого я больше не хочу».

Замедление речи на конце рассказа поможет понять, что это завершение.

Что необходимо для улучшения истории?

Используя несколько простых рекомендаций, вы сможете сделать ваш рассказ ярче. Поговорим о них в отдельности.


Секреты применение голоса и языка тела

Немаловажным для создания хорошего впечатления о рассказанной вами истории есть то, как вы двигаетесь, говорите. Специалисты советуют прибегать к следующим техникам.

Структура истории

В самом упрощенном виде структура истории выглядит так:

Начало (завязка) - описывает ситуацию и задает основу истории, знакомит нас с героями, устанавливает их взаимоотношения и обозначает невыполненное желание героя, которое будет удерживать интригу.

Середина (конфронтация) - разворачивает драматическое действие, возникающее из некоей конфронтации: главный герой сталкивается с какими-то препятствиями, которые не позволяют ему достичь своей цели.

Конец (развязка). Развязка не означает конец, а скорее разрешение проблемы. Добился ли главный герой успеха или провалился? В любом случае герой выходит обновленным.

Точки, в которых начало переходит в середину, а середина - в конец, называются «кульминационными точками фабулы». Такими точками могут стать любые происшествия, эпизод или событие, которые закручивают историю в совершенно ином направлении. Каждая точка подталкивает историю к переменам, к развитию.

Вот какой шаблон с примером, который поможет превратить информацию в историю, предлагает использовать Нэнси Дуарте в своей книге «Resonate».

1. Помните о пяти главных элементах истории: обстановке, персонажах, диалогах, конфликте и интриге. Обязательно опишите обстоятельства, в которых происходит развитие событий, не забудьте уделить внимание героям и тому, о чем и как они говорят. Снабдите персонажей мнением. Пассивные и покладистые персонажи никого не привлекают. Пробуйте использовать неожиданные повороты сюжета. Удивление вызывает высвобождение адреналина в мозге, что усиливает формирование памяти. Ну и, пожалуй, самое важное - не забывайте про конфликт. Если нет конфликта, нет и истории.

2. Покажите свою историю. Нет, речь не идет о картинках или слайдах. Вам просто нужно использовать слова, которые помогут вовлечь как можно больше органов чувств ваших слушателей. Например, описывая место действия, сделайте так, чтобы ваша аудитория почувствовала запахи, увидела картинку и услышала звуки, которые раздаются вокруг. Чем больше органов чувств вы сможете задействовать, тем сильнее человек сможет вжиться в вашу историю, а значит, тем большее воздействие она на него окажет. Описывайте все так, будто это происходит у вас на глазах.

Некоторые кондитеры покупают не брикеты, а шоколадную массу, но я люблю готовить смесь своими руками. Возня с необработанными тусклыми блоками шоколадной глазури беспредельно завораживает: дробишь их вручную - я никогда не пользуюсь электрическими миксерами, - ссыпаешь в большие керамические чаны, плавишь, помешиваешь, то и дело старательно измеряешь температуру специальным термометром: пока смесь не получит достаточно тепла, чтобы случилось превращение. Есть нечто магическое в процессе преобразования шоколадного сырья в лакомое «золото дураков», волнующее воображение обывателя. Возможно, даже моя мать оценила бы мой труд. Работая, я дышу полной грудью и ни о чём не думаю. Окна распахнуты настежь, гуляют сквозняки. На кухне было бы холодно, если бы не жар, поднимающийся от печей и медных чанов, если бы не горячие пары тающей шоколадной глазури. В нос бьёт одуряющая, пьянящая смесь запахов шоколада, ванили, раскалённых котлов и корицы — терпкий грубоватый дух Америки, острый смолистый аромат тропических лесов. Вот так я теперь путешествую - как ацтеки в своих священных ритуалах. Мексика, Венесуэла, Колумбия. Двор Монтесумы. Кортес и Колумб. Пища богов пузырится и пенится в ритуальных чашах. Горький эликсир жизни.

3. Влияйте на эмоции аудитории. Никакие факты не имеют значения, пока вы не установите с аудиторией эмоциональную связь. Что бы мы ни чувствовали: печаль, радость, испуг - все это помогает нам ощущать себя более живыми. Решения чаще всего принимают на основе эмоций, к которым потом подбирают аргументы, чтобы они казались более логичными. Поэтому важно, чтобы ваша история вызывала эмоции у аудитории. Думайте о том, что должны почувствовать другие люди, которые услышат или прочитают вашу историю, и затем преподносите информацию так, чтобы это сделать. Вспомните ситуации, когда вы сами испытывали такие эмоции. Это укрепит связь между вами и аудиторией, и она начнет относиться к вам с большим доверием и искренностью. Личный каталог историй, связанных с самыми различными эмоциями, - источник весьма полезный, заведите себе такой.

4. Начните историю с середины, с самого интересного момента. Жизнь проходит в хронологическом порядке - и это скучно. События должны идти по нарастающей, но в эмоциональном смысле, а не в хронологической последовательности. Полезно записать все основные события истории на отдельных листах, которые затем можно будет перемешать, чтобы получить необычный порядок. Представьте, что вы кинорежиссер. Ищите моменты истины в вашей истории, которые помогут вам захватить внимание аудитории.

5. Рассказывайте только то, что важно аудитории. Не слишком растекайтесь мыслью по древу и не злоупотребляйте описаниями.

6. Используйте юмор. Юмор - мощный инструмент. Пара уместных шуток может изменить весь настрой аудитории. Смех не только заряжает аудиторию энергией, но также делает ее более внимательной к вам и вашему рассказу. Если конец истории должен содержать серьезный урок, то перенесите шутки ближе к началу. Один из лучших способов - рассказать о том, как вы попали в неловкую ситуацию (в детстве или на новой работе).

7. Не применяйте сложные слова и жаргон, который может быть не знаком вашей аудитории. Чем проще будет ваша история, тем лучше. Рассказывайте о том, что понятно людям, которые вас слушают.

8. Используйте метафоры и аналогии. Хорошо подобранная метафора позволит усилить воздействие истории и сделает ваш рассказ более понятным, особенно если вы пытаетесь донести какую-то сложную идею (например, аудит информационной системы можно сравнить с медицинским осмотром).

9. Рассказывайте о своих неудачах. Все ошибаются. Поэтому если история вашей жизни или компании выглядит идеальной, она не вызывает доверия. Куда интереснее будет, если вы расскажете о том, как совершили какую-то ошибку и чему смогли научиться в результате. Помните, что не вы герой истории, а ваша аудитория. Большинство людей, услышав о чужих проблемах, обычно вспоминают, когда что-то подобное происходило и с ними. С этого начинается сопереживание. Зрители любят ораторов, которые умеют посмеяться над собой. Позвольте себе быть уязвимым. Так вы сможете быстрее найти контакт с любой аудиторией.

10. Если вы застряли, сделайте список того, что НЕ может произойти. После этого вы обязательно найдете подходящий материал и сможете продолжить.

Упражнения: Как стать хорошим рассказчиком

Вот несколько упражнений, которые помогут вам стать хорошим рассказчиком, если вы будете практиковать их как можно чаще.

1. Вопрос «А что, если бы…»

Этот вопрос часто используют писатели, чтобы придумать сюжет для книги. Вот, например, что об этом пишет Стивен Кинг в своем произведении «Как писать книги: Мемуары о ремесле»:

«…в основе моих книг лежит не событие, а ситуация. Одни книги порождены простыми идеями, другие - посложнее, но почти все они начинаются с простотой магазинной витрины или восковой панорамы. Я ставлю группу персонажей (или пару их, или даже одного) в трудную ситуацию и смотрю, как они будут выпутываться. Моя работа - не помогать им выпутываться или вести их на ниточках в безопасное место, а смотреть и записывать, что будет происходить.

Достаточно сильная ситуация вообще снимает весь вопрос о сюжете, что меня вполне устраивает. Самые интересные ситуации обычно формулируются в виде вопроса «что, если». Что, если на небольшую деревушку в Новой Англии нападут вампиры? («Жребий») Что, если полисмен в захолустном городке Невады взбесится и станет убивать всех, кто попадется на глаза? («Безнадега») Что, если уборщица, подозреваемая в убийстве, которое ей сошло с рук (своего мужа), попадает под подозрение в убийстве, которого она не совершала (своего нанимателя)? («Долорес Клэйборн») Что, если молодую мать с сыном не выпустит из сломанной на дороге машины бешеный пес? («Куджо»)»

Почему бы и вам не использовать этот метод, когда придумываете историю, чтобы стимулировать мозг искать ответ. «А что, если бы…» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. И чем более странные вопросы вы будете задавать, тем более интересный и оригинальный сюжет сможете придумать. А что, если бы животные были разумны и заводили людей в качестве домашних любимцев? А что, если бы на земле не было гравитации? А что, если бы ученые обнаружили еще одну обитаемую планету?

Возьмите чистый лист или откройте на компьютере текстовый документ, засеките на таймере 15 минут и в течение этого времени опишите все, что вам приходит в голову на один из вопросов «А что, если бы…» (можете взять любой из приведенных здесь примеров или придумать свой собственный).

2. Стратегия десяти случайных слов

Придумайте захватывающую историю, используя следующие слова:

  • Омуль
  • Кладбище
  • Пенек
  • Инопланетяне
  • Ведро
  • Карандаш
  • Архитектор
  • Голова

Подобным методом рекомендовал пользоваться известный сказочник Джанни Родари. Чтобы сочинить сказку, он предлагал выбрать наугад два слова и соединить их между собой. Это и считалось началом сказки. Допустим, «человек» и «джунгли». Самое банальное их соединение дает начало загадочной сказке «Маленький мальчик потерял родителей и остался один в джунглях» (получается что-то в духе Тарзана или Маугли). Дальше остается лишь раскручивать сюжет: «Кто его воспитывал?», «Как он проводил свои дни?», «Что случилось потом?» и т. д.

3. Специальные игры

Играйте с друзьями или детьми в игры, которые развивают навык рассказчика. Например, вот одна из них с красноречивым названием «Bla-bla-bla».

Сюжет игры завязан на историях, которые сочиняют сами участники. А помогают им в этом 240 игровых карт с разными темами.

4. Практика

Логично, чтобы стать хорошим рассказчиком, надо практиковаться. Как? Заведите дневник, в котором старайтесь описывать интересные события, которые произошли с вами в течение дня. Особенно эффективно это упражнение, если на первый взгляд ничего интересного и вовсе не происходило. Умение видеть необычное в обычном - полезный навык, который пригодится не только при рассказывании историй. +

5. Альтернативная история

Возьмите художественное произведение, которое вам нравится, или какой-нибудь фильм и попробуйте поиграть с сюжетом. Вы можете изменить какую-нибудь кульминационную точку и направить сюжет в другое русло, можете изменить концовку или ввести новых персонажей. Или сделать все и сразу. В любом случае получится интересно.

Вам понадобится

  • - диктофон;
  • - доступ к интернету;
  • - зеркало;
  • - канцелярские принадлежности;
  • - литература по улучшению дикции;
  • - литература по ораторскому искусству.

Инструкция

Работа над умением интересно разговаривать начинается, как это ни парадоксально, не с бесед, а с письма. Заведите дневник и записывайте в него события дня. Следите, чтобы записи были емкими и по существу. Учитесь выделять главное и структурировать речь.

Читайте больше классической литературы для развития словарного запаса. Изучайте научную литературу на понятные вам темы. Смотрите значения незнакомых терминов в словарях и пытайтесь затем применять их в своей речи.

Работайте над улучшением дикции. Даже интересный и эмоциональный рассказ будет плохо восприниматься, если рассказчик не проговаривает буквы, теряет окончания слов и т.д. Для этого выполняйте специальные упражнения, развивающие подвижность губ и мышцы языка. Учите как можно больше скороговорок и стремитесь к тому, чтобы научиться произносить их четко и на высокой скорости.

Изучите основы ораторского искусства. Вы можете использовать как классические труды Цицерона по теории красноречия, так и современные разработки. Многие из них можно найти в интернете.

После того как вы научились структурировать свои рассказы, потренируйтесь в выполнении следующего упражнения. Лучше всего делать его в компании с кем-либо, для возможности объективной оценки. Выберите любое слово и в течение определенного времени рассказывайте о нем. Например, выбрано слово «орех» и период 5 минут. Значит 5 минут подряд нужно рассказывать все об орехах, применяя свои знания об изложении речи. Затем попросите собеседника оценить ваш рассказ, насколько ему было интересно слушать, не потеряли ли вы логику повествования.

Ведите монологи на различные темы: от цветоводства до политики. Лучше делать это перед зеркалом. Так вы сможете оценить свою мимику и жесты. Если покажется, что они неубедительны, постарайтесь отработать с помощью специальных пособий о языке жестов.

Изучение теории и выполнение упражнений не принесут хорошего результата без практики. Попытайтесь завязать беседу на отвлеченную тему с незнакомым человеком, например, продавцом в магазине. Больше бывайте в компаниях и заводите разговоры на интересные вам темы. Только не забывайте про чувство меры. То, что вы освоили искусство интересного разговора, вовсе не означает, что можно совсем перестать быть хорошим слушателем. Помните, что слишком «интересных» собеседников, которые в разговоре любуются только собой и красотой своей речи, постепенно начинают избегать. Однако те, кто сможет найти «золотую середину», всегда по-настоящему будут в центре внимания.

Сторителлинг: Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов?

© Андрей Скворцов Сторителлинг: Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов?

Сторителлинг - модное слово, которым журнал Harvard Business Review назвал одну из лучших бизнес-идей 2006-го года. Смысл идеи таков: «Лучший способ сделать доклад или презентацию и передать знания - это рассказать историю». Отцом «сторителлинга» в современном понимании считается Дэвид Армстронг, изложивший эту концепцию в книге "Managing by Storying Around". Однако есть данные, что важность историй люди понимали и до него.
В том, что способ хороший, мало кто сомневается. Однако, возникают вопросы. Как подобрать нужную историю? Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов? Наконец, как создать историю, если истории, как таковой, и нет, а есть только много, много информации?
Иными словами, как его сделать - сторителлинг? Чтобы найти ответ, придется разобраться в том, что же это такое - история.
Интуитивно ответ мы, да и не только мы, давно нащупали и используем истории в своей работе. Однако, теоретическую базу и «разложение по полочкам» удалось найти - угадайте где? - в учебниках для сценаристов кино. И среди таких учебников для нас наиболее полезна оказалась книга "Story" Роберта Макки (Robert McKee). Александр Митта в «Кино между адом и раем» описывает (причем намного интереснее) те же принципы, но зато у Макки все суше и «технологичнее».
Итак, перечислим компоненты истории , пользующейся успехом.
Во-первых , истории происходят с персонажем . Нам нужен персонаж. Им может быть как человек, так и организация, но тогда о ней надо рассказывать, как о чем-то одушевленном. Персонажем может также быть ведущий фильма, докладчик, реальный или даже «гипотетический» человек, а также любое одушевленное нашей фантазией существо.
Во-вторых , история - это обязательно перемены . Изменения. Причем изменения ценностные - то есть чтобы у персонажа в жизни появилось нечто важное, чего не было ранее. Пожалуй, это самое главное и необходимое качество истории. Без него повествование будет, а истории - нет.
В-третьих , история интересна лишь тогда, когда зритель может ей сопереживать , подсознательно представляя себя на месте персонажа. То есть изложение фактов это еще не история. И абстрактная история тоже, в нашем случае, не история.
Далее, если событие происходило в реальности, для него очень важны формальные рамки, или «координаты » - когда оно происходило, как долго, где.
Материалом истории являются события . Общие слова могут быть лишь связующим цементом, но не содержанием. Рассказ, состоящий лишь из общих слов, - это цементная каша. Поиск фактов, событий, примеров - самое сложное, но и самое интересное занятие.
Теперь представим себе, что у нас есть задача передать некую информацию о компании, некую ее ценность, и мы хотим для этого найти или же создать историю.
Первое, что надо сделать - заняться поисками. Почитать корпоративную прессу, поговорить с людьми, порыться в интернете и в своей памяти.
Например, в фильме о крупном металлургическом комбинате поднимается тема заботы о сотрудниках. В корпоративной газете мы находим замечательную историю по теме. Там-то и тогда-то, на такого-то рабочего вылилось несколько литров расплавленного металла. Однако рабочий не пострадал, так как в полном соответствии с техникой безопасности был экипирован в защитный костюм. И после этого случая он стал рассказывать своим коллегам о важности соблюдения техники безопасности и даже стал инспектором, весьма уважаемым коллегами.
Это - история. Есть персонаж, есть событие, у которого есть дата и место, есть существенные перемены в жизни персонажа. И эта история говорит о том, как предприятие заботится о своих сотрудниках, значительно нагляднее и убедительнее, чем сколько угодно общих фраз о «повышении безопасности на производстве». И главным является вовсе не тот факт, что рабочий не пострадал, а то, что этот случай перевел его в новое качество - инструктора, что компания увидела в этом пользу и дала ему такую возможность. Фактически менеджмент уже применил «сторителлинг» - использовал счастливый случай для грамотной пропаганды техники безопасности. Нам же остается только повторить находку в фильме.
Если же совсем ничего не находится (что хоть и редко, но бывает), мы можем «создать» историю. Речь не идет о художественном вымысле (в нашей, информационной по своей сути, работе, ему нет места). Речь о том, чтобы информацию подать в виде истории.
Один из самых простых, но действенных приемов - применить схему «не знал - узнал - удивился - изменил свое отношение ». Такого рода перемены могут происходить и с ведущим фильма, и с докладчиком презентации, и с любым сотрудником компании. Такие ситуации интересны, так как позволяют зрителю испытать те же эмоции (удивление, восхищение), что и персонаж. В полной мере этот прием использован в юбилейном фильме Мострансгаза: совершенно посторонний для индустрии человек Кирилл Набутов открывает для себя то, о чем он никогда и не задумывался - сложности и интересности технологий транспорта газа. Зрителю, который «в теме» не один десяток лет, будет интересно взглянуть на свою повседневную работу глазами новичка и удивиться вместе с ним. А постороннему зрителю и подавно будет интересно узнать новое. Хороший, работающий прием.
В 2007 году лауреатом Оскара за лучший документальный фильм стал фильм об изменениях климата «Неудобная Правда» Альберта Гора. Фильм почти полностью состоит из череды историй, и каждый факт, каждое доказательство в нем подано, как детектив. Даже графики климатических наблюдений поданы как «переворачивающие сознание». И именно поэтому воспринимать их не тяжело, несмотря на их изрядное количество. В этом фильме много реальных жизненных, серьезных, удивительных историй. Но сейчас наш особый интерес вызывает полностью придуманная, и в чем-то даже дурацкая история мультипликационной лягушки. Автору надо было проиллюстрировать идею в духе нашей пословицы «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Для этого мультипликационная лягушка сначала пыталась залезть в кипяток и пулей выскакивала из него (горячо!), но она же могла довольно долго сидеть в теплой, но постепенно подогреваемой воде, и не подавать признаков беспокойства до тех пор… до тех пор… пока ее не спасут. Лягушка представляла собой образ человечества, не беспокоящегося о потеплении климата, то тех пор, пока…. А также была персонажем придуманной микро-истории.
Иными словами, держа в уме несколько принципов создания истории, любой факт, любую информацию можно представить интересно и не скучно.
Остается ответить на вопрос, всегда ли необходим сторителлинг? Пожалуй, что нет. Если аудитория изначально заинтересованна в информации - нет смысла искусственно добавлять драматургию (особенно если информация негативного свойства). Ведь в этом случае участником настоящей, реальной истории является ваш слушатель, и этого ему может быть более, чем достаточно.

Буду нагл. Приходите в клуб по пересказу нон-фикшн книг "Прочитал-перескажи".

Раз в месяц мы собираемся на квартирах в центре Москвы и пересказываем 3-5 книг о невымышленном, пьем вино и едим. Перед встречей мы вывешиваем в нашем сообществе в фейсбуке тизеры пересказов.

Семь лет назад началось движение "Курилка Гутенберга". Лекторы рассказывали о книгах и идеях для аудитории от 30 до 300 человек. Ее основатель - Миша Янович, пару лет назад разочаровался в формате лектория и ушел в "подполье", на квартиры. Сейчас мы вместе с Мишей делаем "Прочитал-перескажи" для 20-30 участников, но зато мы успеваем за вечер пообщаться и обсудить идеи и книги.

Пример тизера книжки Дениса Горелова "Родина Слоников".

Недавно прошла июльская вечеринка пересказов. Наш редактор забыл о своих обязанностях и поздно предупредил одного из участников. В итоге мы сделали замену. Вместо истории о продаже наркотиков через сеть слушали рассказ извиняющегося редактора о книге Дениса Горелова «Родина слоников».

Провинившийся редактор утверждает, что «Родина слоников» поможет любому читателю полюбить советское кино, даже если он его не смотрел и смотреть не собирается. Денис Горелов, кинокритик из 2000-х, описывает самые кассовые фильмы советского проката – от «Октября» Сергея Эйзенштейна до «Города Зеро» Карена Шахназарова. Почти все тексты в этой книги написаны развязным, панибратским языком, словно между пятидесятилетним автором и, например, самым известным детским поэтом Советского Союза Сергеем Михалковым только пионерский галстук да гимны, которые родоначальник известного клана писал к каждому витку советской политики.

Горелов чаще всего использует фильм, как предлог для погружения в противоречивое десятилетие. Там, сквозь мутную воду красных мифов он разглядывает неожиданные части пазла, на коробке с которым еще теплится – СССР, хотя после семи десятилетий игра перестала собираться. Автор видит Девчат первым феминистским фильмом за железным занавесом, прослеживает связь шпионских сериалов и укрепления силовиков внутри партии, а и походя отмечает паталогическое стремление Эйзенштейна - убивать в своих картинах детей. Горелов, следует за мастером и не щадит никого.

Автор манипулирует читательским взглядом, перед которым вспыхивают факты и мнения без ссылок на источники. На этот феерверк почти в отчаянии смотрит читатель. Его рука, набивающая в гугле очередной запрос, останавливается, замирая в почтительном трепете перед тотальной самоуверенностью этого кинокритика, который сейчас дописывает книгу об иностранных фильмах в советском прокате. Значит нас ждет еще одна встреча с текстами, которые, по мнению Романа Волобуева, сначала не понимаешь, потом ненавидишь, а в конце концов принимаешь как наглую страницу в с истории кинокритики