Китайский язык. Сколько диалектов в китайском языке? Диалекты Китая

Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения Маслов Алексей Александрович

На каком языке говорят китайцы

На каком языке говорят китайцы? Странный вопрос – конечно, на китайском! На самом деле все не так просто – в действительности это отнюдь не единый язык.

«Официальным» китайским языком, на котором говорят дикторы телевидения и радио и который изучают в университетах мира, является путунхуа (

) – «всеобщий язык». Основы путунхуа были разработаны в 50-х гг. ХХ в. в качестве основного средства межэтнического и межрегионального общения населения Китая. В его основе лежит пекинский диалект китайского языка. Сегодня на путунхуа учат в китайских школах, и подавляющее большинство китайцев, где бы они ни проживали, либо говорит на путунхуа, либо по крайней мере понимает его. По сути, многие китайцы, особенно на юге страны, являются двуязычными: они говорят на родном местном языке, например на гуандунском или кантонском, плюс к этому – на путунхуа.

В названии «китайский язык» заключен парадокс: например, хотя пекинец и шанхаец формально являются носителями одного и того же китайского языка, они не поймут друг друга, если будут говорить на родном для себя языке. То же самое относится к оппозиции «житель провинции Гуандун – житель провинции Сычуань» или «житель провинции Фуцзянь – житель севера Китая» и т. д.

Сегодня китайский язык является родным для более чем 1 млрд человек – это самый распространенный язык на планете, и принадлежит он к сино-тибетской группе языков. Самими носителями языка он именуется ханьюй (

) или чжунвэнь (

), для жителей юга Китая более характерно наименование хуаюй (

), для Тайваня – гохуа (досл. национальный, или государственный, язык). До сих пор не утихают дискуссии о том, как называть разные формы китайского языка – диалектами или разными языками. Сегодня специалисты на основе разных систем типологии насчитывают от шести до двенадцати различных групп внутри китайского языка. По другой классификации, китайский язык считается макро языком с тринадцатью отдельными субъязыками. В общем, никакого языкового единства не существует.

Понятие единого китайского языка является для Китая понятием скорее символическим и политическим, нежели филологическим и научно обоснованным. По сути, единственное, что объединяет данные языки, это общая иероглифическая система, во всем остальном они отличаются: произношением, грамматическими конструкциями, интонациями.

Самым распространенным китайским субъязыком является северный, именно его в английской транскрипции принято называть mandarin. Официально его именуют по разному – «северный диалект», или «бэйфан хуа» (

), «официальный язык» – «гуань хуа» (

), гоюй (

) – «государственный» или «национальный язык». На нем говорят 850 млн человек, но и он также не един, в нем существует по крайней мере шесть диалектных групп. Именно его вы услышите, когда прилетите в Пекин или Харбин.

После северного китайского языка самым распространенным считается «у» (

), на котором говорят более 90 млн человек в основном в провинции Чжэцзян, в городах Шанхае, Сучжоу и Ханьчжоу, в южной части провинции Цзянсу.

Одним из самых известных в мире стал кантонский диалект – или, что правильнее, гуандунский язык. Официальное его название – «язык юэ» (

Он распространен на юге Китая, прежде всего в Гонконге и провинции Гуанчжоу, практически во всех странах Юго-Восточной Азии. Считается, что на нем сегодня говорит около 80 млн человек, но точное число не известно, поскольку его носители расселены практически по всему миру. Именно с юга Китая шла наиболее активная эмиграция в западные страны, прежде всего в США и Великобританию, поэтому если вы зайдете в китайский ресторанчик в этих странах, то наверняка услышите именно кантонскую речь. Сегодня в кантонском языке благодаря тесным межкультурным контактам очень много заимствований из западных языков.

На языке «сян» (

), распространенном в центральной и юго-западных частях провинции Хунань, а также почти в двадцати уездах Сычуани, говорят около 36 млн чел. Кстати, именно на нем говорил и Мао Цзэдун, происходивший из провинции Хунань.

Еще на одном южном китайском субъязыке, «мин» (

), говорят почти 50 млн человек в провинции Фуцзянь, выходцы из Фуцзяни в соседней провинции Гуандун, а также на Тайване. На языке хакка (

) говорит около 35 млн человек на самом юге Китая. Представители хакка считают, что именно их язык был самым ранним языком населения Китая.

По сути, языки различаются не только произношением, но даже лексическим составом, формой построения речи, диалектными оборотами. Более того, в некоторых районах, например в южной Фуцзяни, встречаются слова, которые не имеют прямого иероглифического соответствия на севере Китая. Как видим, под единым названием «китайский язык» скрывается множество языков.

В 50-х гг. ХХ в КНР была проведена реформа иероглифов, в результате чего было принято упрощенное написание многих иероглифов. Таким образом, сегодня существует два набора иероглифов – полные, или сложные (фаньти цзы

), и упрощенные (цзяньти цзы

). В КНР используются только упрощенные иероглифы, а в Гонконге, на Тайване, в Сингапуре, среди зарубежных китайцев по-прежнему используется старое написание. Из-за этого молодое поколение китайцев в КНР не может нормально прочитать газеты, изданные в других странах, а также, произведения, написанные до 50-х гг. ХХ в., если они не переложены на упрощенные иероглифы, то есть Конфуций в подлиннике им недоступен. Старое поколение, а также хорошие специалисты по Китаю понимают оба варианта иероглифов.

Из книги Азбука хорошего тона автора Подгайская А. Л.

В КАКОМ ПОРЯДКЕ ПОДАВАТЬ КУШАНЬЯ И НАПИТКИ Сколько подавать блюд и в какой последовательности – зависит от характера празднества и числа приглашенных. Кушанья и напитки сервируют так, чтобы это было полезно для пищеварения. Сперва подают легкие (удобоваримые) кушанья,

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

ЭКСПЕРТЫ ГОВОРЯТ ЧЕПУХУ В III веке нашей эры Флавий Филострат утверждал, что «если подсчитать количество воды и суши на Земле, то окажется, что суши меньше». Как можно было это узнать, не проведя воздушной разведки? В этой главе я рассмотрю некоторые самые достоверные,

Из книги Исторические байки автора Налбандян Карен Эдуардович

8. А в старину, говорят… 14 апреля 1945 года проходит первый поезд по новому мосту через Рейн, построенному полковником Фрэнком Хьюленом. Мост построен в рекордные сроки: 9 дней, 20 часов и 15 минут. Полковник однако счастливым не выглядит. А на поздравления отвечает, что какой, к

Из книги Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения автора Маслов Алексей Александрович

Китайцы и иностранцы Отношение к иностранцам в Китае меняется с каждым годом. Еще пару десятков лет назад иностранец на улице Китае мог вызвать настоящий затор, особенно в маленьком городке: китайцы останавливали свои велосипеды, активно обсуждали внешность иностранца,

Из книги Крах США. Вторая гражданская война. 2020 год автора Читтам Томас Уолтер

Из книги Лики Поднебесной автора Корсун Артем Николаевич

КТО ВЫ, КИТАЙЦЫ? Китай - одна из самых древних и самых загадочных стран мира. Начать хотя бы с того, что многие из нас, говоря «китайцы», предполагают, что все население Поднебесной - китайцы, однако это не совсем так. В самой многолюдной стране мира проживают представители

Из книги Дневник дерзаний и тревог автора Киле Петр

Из книги Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

На каком глазу Нельсон носил повязку? Единственной характерной чертой лорда Нельсона была его звериная храбрость, личные же качества адмирала были недостойными во всех отношениях. Граф Сен-Винсент Ни на каком. Нельсон никогда не носил глазную повязку.Он

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

В каком направлении сливается вода в ванне? а) По часовой стрелке.б) Против часовой стрелки.в) Вертикально вниз.г) Зависит от обстоятельств.Зависит от обстоятельств. Широко распространенное убеждение, будто вода в ванне при сливе закручивается по спирали под

Из книги Плотин, или простота взгляда автора Адо Пьер

Из книги Голландия и голландцы. О чем молчат путеводители автора Штерн Сергей Викторович

В КАКОМ ПОРЯДКЕ ЧИТАТЬ ПЛОТИНА? I. Для выборочного чтенияa. необходимый минимум содержится в трактатах I 6 «О прекрасном» и VI 9 «О Благе».b. для преимущественного изучения плотиновской мистики и теологии см. основные положения в VI 7 «Об идеях и о Благе» и VI 8 «О воле Единого».c.

Из книги История Петербурга наизнанку. Заметки на полях городских летописей автора Шерих Дмитрий Юрьевич

Расторопные китайцы Ну, понятно, этот обжора Сергей опять захотел есть, в то время как его спутники, снедаемые пылающим интересом к достопримечательностям, хотели остаться у старинных городских ворот и любоваться ими до бесконечности. У этих древних ворот медленно

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

«Перебрался на дачу» В память о каком лесе получил имя Лесной? Сколько в России топонимов, связанных со словом лес! Сотни Лесных улиц в разных городах и селах, города Лесной и Лесозаводск, да и много еще чего. Вот и у нас в городе такие топонимы имеются, весьма даже

Из книги Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи автора Головин Борис Николаевич

В КАКОМ СТАВРОГИНЕ РАЗОЧАРОВАЛАСЬ МАРЬЯ ТИМОФЕЕВНА? Единственная в романе сцена свидания Ставрогина с Марьей Тимофеевной наедине имеет исключительно важное значение для понимания «основного мифа» «Бесов».Визит Николая Всеволодовича к Лебядкиной был третьим и

Из книги автора

О ЧЕМ ГОВОРЯТ АНАЛОГИИ Сюжет «Дома и мира» сопоставим с сюжетом «Бесов». В романе Достоевского в провинциальный город (прототипом которого, как известно, была Тверь) приезжает молодой «деятель» Петр Верховенский с целью «пустить смуту». В результате его «деятельности»,

Из книги автора

ГОВОРЯТ И ПО-ВЯТСКИ Поговорим, например, со старым человеком одной из дальних деревень Кировской или Вологодской области. А потом отправимся на юг, в один из глубинных районов Рязанской или Калужской области, постараемся и здесь встретиться со старым человеком, который

Языки которых не родственны китайскому. Для китайского, как и для большинства других сино-тибетских языков, характерно наличие смыслоразличительных тонов, моносиллабизм почти всех простых слов и – в большей степени, чем для других языков этой семьи, – почти полное отсутствие словоизменительных аффиксов.

Диалекты.

В современном китайском языке выделяют девять групп диалектов. Диалекты шести из этих групп распространены в прибрежных и центральных районах: 1) диалекты у – в районе городов Шанхай и Нинбо; 2) северноминьские диалекты – в районе города Фучжоу; 3) южноминьские диалекты – в районе городов Сямынь (Амой), Шаньтоу (Сватоу) и на Тайване; 4) диалекты хакка – в районе города Мэйсянь, на северо-востоке провинции Гуандун и на юге провинции Цзяньси; 5) кантонский – в центральной и восточной части провинции Гуандун, в том числе в городе Гуанчжоу (Кантон); 6) диалекты сян – в провинции Хунань. Эти шесть групп диалектов распространены примерно на четверти территории Китая, на них говорит треть китайскоязычного населения страны. Друг от друга, а также от северных диалектов, на которых говорят на остальной территории страны, эти группы отличаются примерно в такой же степени, в какой нидерландский язык отличается от английского или итальянский от французского.

Кроме того, существуют три подгруппы северных диалектов (в западной традиции называемых мандаринскими): северная, включающая диалект Пекина, а также южная и центральная, на которых говорят, в частности, в городах Нанкин и Чунцин. Эти подгруппы различаются примерно так же, как английский язык Новой Англии в США и Австралии, и поэтому они зачастую взаимопонимаемы. Общепринятый нормативный китайский, или общенациональный язык путунхуа, основан на диалекте Пекина (иначе Бейцзина, как по настоянию китайцев стало воспроизводиться на Западе название столицы Китая).

Фонетическая система.

Путунхуа имеет довольно простую фонетическую систему. За немногими исключениями, каждая минимальная значащая единица в китайском языке равна слогу, состоящему из инициали (начальнослогового согласного), финали (остальная часть слога за вычетом инициали) и тона. Любой из гласных i , u и ь может выступать также в качестве неслогового гласного, или медиали – элемента, занимающего позицию между инициалью и слогообразующим гласным; i и u (или o ) возможны также в самом конце слога после слогообразующего гласного. Таким образом, существуют дифтонги типа ia , uo , ai , ei и трифтонги типа uai и iao.

Единственные существующие конечнослоговые согласные – это -n и -ng , а также в сравнительно немногих словах -r и -m (наличие таких слов в большинстве словарей не отражено, но они встречается в речи в случае выпадения гласных при беглом произношении). В китайском языке не может быть слов, фонетический облик которых был бы подобен русским плеск , скос или свищ .

Тоны.

Системы алфавитной записи.

Первые попытки создания алфавитной письменности для китайского языка были предприняты христианскими миссионерами еще в 17 в. Однако большинство алфавитов, созданных миссионерами для конкретных диалектов китайского языка, не получили широкого распространения. В первой половине 20 в. известность получили так называемый «романизированный алфавит», разработанный в 1926–1928 группой ведущих китайских лингвистов, и алфавитная письменность на основе латинской графики, созданная в 1928–1931 в Советском Союзе российскими и китайскими учеными в рамках программы по ликвидации безграмотности среди китайского населения Дальнего Востока (по данным переписи 1926, в СССР проживало около 100 тыс. китайцев). Второй из этих двух латинизированных алфавитов ориентировался не на пекинский диалект, а на группу диалектов Северного Китая, различающих мягкие и твердые согласные. В СССР он применялся до 1936. В дальнейшем бóльшая часть китайского населения СССР была репатриирована, что означало конец одного из самых широких экспериментов по распространению латинизированной письменности для китайского языка.

Из многих алфавитных систем, разработанных для записи китайского языка, долгое время наиболее употребительной являлась система Уэйда-Джайлса (учитывавшая созданные ранее латинизированные алфавиты). В несколько измененной форме она применялась в изданиях общего характера, в том числе в газетах, атласах и т.п., и до 1979 использовалась в КНР в изданиях, предназначенных для распространения за рубежом. Однако впоследствии другой латинский алфавит – пиньинь, официально принятый в Китае в 1958, стал все шире использоваться в самых различных целях: для обучения иероглифам; в телеграфии; в системе чтения и письма для слепых; в прессе для передачи имен собственных; для записи некоторых языков национальных меньшинств; при обучении населения общенациональной форме китайского языка. Считается, что пиньинь явился прямым наследником латинизированного алфавита китайского языка, разработанного в начале 1930-х годов советскими и китайскими лингвистами (основное отличие – обязательное обозначение тонов, что связывает его с национальным языком путунхуа). Хотя в основе системы письма Уэйда-Джайлса и алфавита пиньинь лежат одни и те же лингвистические принципы, в последнем была предпринята попытка сократить или устранить использование дефисов внутри слов и диакритических помет, а также везде, где можно, передавать один звук одной буквой вместо использования сочетаний согласных букв.

В России для передачи китайских слов помимо пиньинь часто используют кириллическую транскрипционную запись. Таким образом, имя, которое в системе Уэйда-Джайлса записывалось как Ch"ü Ch"iu-pai, а в кириллической транскрипции – как Цюй Цюбай, при записи в пиньине выглядит как Qu Qiubai. В настоящее время большинство ученых в мире (исключение составляют работы тайваньских и ряда американских лингвистов) для фонетической записи китайского языка используют алфавит пиньинь.

В приведенной ниже таблице показано, как записываются конкретные финали и инициали в пиньинь, в системе Уэйда-Джайлса и в кириллической транскрипции; в некоторых случаях даются пояснения.

ИНИЦИАЛИ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ:
Пиньинь

Система Уэйда-Джайлса

Русская система

b p б
c ts’, tz’ ц, ч (перед ua)
ch ch’ (перед a, e, ih, o, u) ч
d t д
f f ф
g k г
h h х
j ch (перед i, ) цз
k k’ к
l l л
m m м
n n н
p p’ п
q ch’ (перед i, ) ц
r j ж
s s, sz с
sh sh ш
t t’ т
w w в, Ж (перед u)
x hs с
y (также добавляется перед начально-слоговым i) y я (в сочетании ya)
е (в сочетании ye)

Ж (перед i)
и (перед o)
ю (сочетание yo перед ng, u)
z ts, tz цз
zh ch (перед a, e, i (ih), o, u) чж

ФИНАЛИ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ:

Пиньинь

Система Уэйда-Джайлса

Русская система

a a а
ai ai ай
an an ань
ang ang ан
ao ao ао
e e, o э
ei ei эй
en en энь
eng eng эн
er erh эр
i i, ih, u и, ы (после c, s, z)
ia ia (ya) я
ian ien (yan, yen) янь
iang iang (yang) ян
iao iao (yao) яо
ie ieh (ye, yeh) е
in in инь
ing ing ин
iong iung (yong, yung) юн
iou, iu iu (you, yu) ю
o o о
ong ung ун
ou ou, u (после y) оу, ю (после y)
u u у, юй (после j, q, x)
ua ua (wa) уа
uai uai (wai) уай
uan uan (wan) уань
uang uang (wang) уан
ui ui, uei уй
un un унь, юнь (после j, q, x)
uo uo, o о
юй
e eh юе
yu юй
Пояснения относительно произношения букв алфавита пиньинь:
an после y произносится как ен ;
b , d , g – слабые непридыхательные согласные п , т , к. Так как в китайском согласные не различаются по глухости-звонкости, то при произношении возможно некоторое озвончение;
p , t , k – сильные придыхательные п , т , к (как в английских словах p ie, t ime, k ind);
c – сильное придыхательное ц ;
ch – сильное придыхательное «твердое» ч (слитное тш );
e – отдаленно напоминает русское ы или безударный гласный в слове этот ;
ei – похоже на эй ;
h – похоже на русское х ;
i – похоже на русское и , но после c , s , z , ch , sh , zh , r напоминает краткое ы ;
j – слабый непридыхательный согласный, напоминает русское ть или цзь ;
ng – велярный носовой согласный, как в английском lo ng ;
q – сильный придыхательный согласный, напоминает русское ч или ть ;
r – напоминает русское ж; а если стоит в конце слова (например, huar ), то напоминает английское r ;
sh – напоминает русское ш ;
ui– напоминает уэй со слабо звучащим э ;
ь– напоминает немецкое ь ;
w напоминает английское w ;
x– напоминает мягкое русское сь ;
y – похоже на й ;
yu (y ) напоминает юй ;
z – слабое непридыхательное ц ;
zh – слабое непридыхательное «твердое» чж (отдаленно напоминает слитное дж ).

Грамматика.

В большинстве китайских предложений есть подлежащее и сказуемое, причем в функции сказуемого может выступать также прилагательное и реже существительное. Например, Ni 3 lai 2 «Ты приходишь»; Ta 1 qiong 2 «Он бедный»; Zhe 4 ge ren 2 hao 3 ren 2 «Этот человек – хороший человек». То, что традиционно считается подлежащим в китайском предложении, – это прежде всего логическая тема высказывания, иначе именуемая топиком, а не обязательно обозначение деятеля, так что обозначаемое глаголом действие не всегда исходит от подлежащего. Ср.: Zhe 4 di 4 fang ke 3 yi 3 kai 1 hui 4 букв. «Это место возможно проводить собрания», т.е. «В этом месте можно проводить собрания».

В китайском предложении помимо группы подлежащего и группы сказуемого выделяются следующие важные синтаксические конструкции: 1) сочинительная конструкция, которая часто не оформляется никаким союзом или хотя бы паузой, например feng 1 hua 1 hue 3 yue 4 "ветер, цветок, снег (и) луна"; ta 1 men sha 1 ren 2 fang 4 huo 3 "они убивают людей (и) поджигают"; 2) определительные конструкции, причем определение всегда предшествует определяемому, например da 4 shi 4 "большое событие", yi 1 ding 4 dui 4 "несомненно правильный", kan 1 men 2 de ren 2 букв. "охранения двери человек", т.е. "вахтер, привратник"; 3) глагольно-объектная конструкция, причем глагол всегда предшествует объекту: kan 4 bao 4 "читать газету", kan 4 shen 2 me "делать что?"; 4) конструкция «результативный глагол» (первый компонент – действие, второй – результат или обстоятельство этого действия): chi 1 wan 2 букв. "есть закончить", т.е. "съесть полностью".

Минимальная значимая единица, как правило, представляет собой слог, который записывается одним иероглифом. Однако в современном разговорном китайском языке, а в значительной степени также и в письменном многие из таких единиц соединяются в тесно связанные сочетания, которые входят в синтаксические конструкции, подобные описанным выше. Такие сочетания в большей степени, чем образующие их односложные элементы, ведут себя как слова и соответствуют словам западных языков. Например: di 4 ban 3 "наземная доска", т.е. "пол", fou 3 ding 4 "не признавать", т.е. "отрицать", hao 3 kan 4 "хорошо смотреть", т.е. "красивый", zhuo 1 z "стол + суффикс существительного", т.е. "стол", lai 2 le "придти + суффикс завершенности", т.е. "пришел", shuo 1 zhe "разговаривать + суффикс продолженности", т.е., например, "разговаривают".

В китайском языке большее число слов, чем, например, в английском (не говоря уже о русском), могут быть многофункциональными, т.е. выступать в разных предложениях как разные части речи, однако представление, что любое китайское слово может относиться к любой части речи, далеко не соответствует действительности. Например, men 2 "дверь" – существительное, zou 3 "идти" – глагол, tai 4 "слишком" – наречие и т.д. Существует класс энклитик, или частиц, которые, как часто считается, образуют специфическую для китайского языка часть речи. Они отличаются от других суффиксов тем, что присоединяются не только к отдельным словам, но также к словосочетаниям и предложениям. Например, показатель определения de может присутствовать не только в словосочетании ta 1 de shu 1 "его книга", но также в ta 1 xie 3 xin 4 yong 4 de pi 3 , "он пишет письма использует + показатель определения + ручка", т.е. "ручка, которой он пользуется (когда) пишет письма". Хотя это довольно похоже на английские конструкции типа Can"t a fellow touch the girl he"s in love with"s hair? «Разве парень не может прикоснуться к волосам девушки, в которую он влюблен?», где составляющая girl he is in love with "девушка, в которую он влюблен" является определением к существительному hair "волосы", следует заметить, что в английском языке такие конструкции все же весьма редки, тогда как в китайском они совершенно нормальны и используются постоянно. В китайском языке нет аффиксов со значением падежа, лица, времени и рода. Форма множественного числа присуща существительным, обозначающим лиц, и личным местоимениям. Глагол, как уже было отмечено, имеет выражаемую суффиксами категорию вида.

Историческое развитие.

Среднекитайский язык.

Большинство современных диалектов восходит к языку северо-западной части собственно китайской территории с центром в городе Чанъань (ныне Сиань, провинция Шэньси). На основе исторических источников (на протяжении веков китайцы всегда обращали серьезное внимание на свой язык), а также сравнительно-исторического изучения современных диалектов удается довольно детально реконструировать фонетическую систему среднекитайского языка (называемого в западной китаистике Ancient Chinese, т.е. дословно древнекитайский, что не соответствует терминологии, принятой в России, ср. ниже) примерно 600 н.э. Поскольку город Чанъань был культурным и политическим центром при нескольких династиях, произношение этого района широко распространилось. К тому времени, когда оно достигло юга и востока, диалекты севера уже сильно изменились в направлении упрощения фонетической системы. Это одна из причин того, почему современные северные диалекты дальше всего отстоят от среднекитайского. Диалекты у и сян в наибольшей степени сохранили старые инициали: p , p" , b" ; t , t" , d" ; k , k" , g" ; ts , ts" , dz" и т.д., а кантонский, амой и хакка лучше других сохранили старые конечнослоговые согласные: -m , -n , -ng , -p , -t , -k. Поэтому поэзия эпохи Танской династии, например таких авторов, как Ли Бо и Ду Фу, гораздо лучше рифмуется при чтении на кантонском диалекте, чем на северных.

В среднекитайском языке, как и в современном, было четыре тона: старый ровный тон дал в современном языке первый тон (или второй, в зависимости от того, была ли инициаль глухой или звонкой); старый восходящий тон соответствует, грубо говоря, современному третьему тону; старый «уходящий» (падающий) тон – современному четвертому тону; слоги со старым так называемым входящим тоном, т.е. слоги, оканчивавшиеся на -p , -t , -k и не имевшие тоновых противопоставлений, в современном языке могут иметь любой из четырех тонов – в соответствии с определенными закономерностями при наличии многочисленных исключений.

Древнекитайский язык.

О языке классического периода, который в западной китаистике называется Archaic Chinese, т.е. архаическим китайским, и который существовал во времена Конфуция (примерно 550–480 до н.э.), мы знаем меньше, и мнения исследователей здесь разнятся сильнее. Однако обычно все сходятся в том, что в древнекитайском было противопоставление глухих и звонких смычных согласных по придыхательности – непридыхательности: t , t" , d , d" ; k , k" , g , g" ; и т.п. (ср. t , th , d , dh и т.п. в санскрите), имелось большее разнообразие конечнослоговых согласных: вдобавок к -p , -t , -k , -m , -n , -ng еще -b (редко), -d , -g , -r ; существовали некоторые начальнослоговые сочетания согласных: kl , gl , pl , bl и др., а также имелось несколько иное распределение слов по тональным группам.

Грамматика древне- и среднекитайского языка отличается от современной меньше, чем фонетика. Большая часть того, что выше было сказано о грамматике современного языка, относится и к более ранним периодам – с одной оговоркой: из односложных корневых слов гораздо реже образовывались многосложные слова, и язык был значительно ближе к полной односложности, чем в последующие века. Порядок слов в основном такой же – с той разницей, что обстоятельства образа действия, места и др. чаще следуют за основным глаголом, чем предшествуют ему, тогда как в современном китайском языке они предшествуют основному глаголу. Обнаруживаются остатки флективности (например ngo "меня" – ngâ "я, мой") и звуковых чередований, служащих для словообразования (например kian "видеть" – g"ian "видеться, показывать"), но уже в классический период они не были продуктивными.

Книжный язык.

Хотя китайские диалекты различаются между собой произношением изначально одних и тех же слов в такой же степени, как испанский отличается от французского, они никогда не считались разными языками – главным образом потому, что существует единый общий книжный язык, который называется вэньянь и который до недавнего времени был единственной, повсеместно и универсально использовавшейся формой письменного языка. Как уже было сказано, диалекты различаются в первую очередь произношением, меньше – лексикой и лишь в незначительной степени – грамматикой. Вэньянь не имеет собственного произношения, однако лексика и грамматика везде одинаковы, так что, вообще говоря, невозможно определить, откуда родом автор текста на вэньяне, если не слышать, как он читает его вслух. Это несколько напоминает ситуацию в Европе в период раннего Средневековья, когда начали появляться национальные языки, но ученые продолжали писать на латыни, причем каждый читал и говорил по-латински с произношением, характерным для своего собственного языка. Однако вэньянем пользовались не только ученые. Он применялся в органах управления и в бизнесе, в большинстве газет и книг, в личной переписке. В первой половине 20 в. в письменном общении утвердился «общепонятный язык» путунхуа (в его основе лежит байхуа – письменный язык, отражающий разговорную речь северных диалектов), хотя продолжались активно употребляться вэньянизмы.

Важность вэньяня не только в том, что на нем пишут в единой общенациональной системе письма, но и в том, что это совокупный продукт общей литературы, и его лексика, хотя и зависит от стиля, мало меняется в зависимости от происхождения автора. Поэтому, даже если бы на нем писали не иероглифами, он все равно был бы общим языком для всей страны (по-разному произносимым), хотя иероглифическая письменность, несомненно, способствовала сохранению его единства. Этот аспект вэньяня проявляется и в том, что неграмотные или слепые предсказатели и рассказчики, которые никогда не учили иероглифов, так же свободно цитируют классику и пословицы на вэньяне, как и умеющие читать и писать. Когда школьники и студенты писали учебные сочинения на вэньяне, они проговаривали или даже пропевали свои фразы, чтобы уловить ритм, поскольку многое из того, что приемлемо или неприемлемо в способах выражения на вэньяне, зависит от ритма. На вэньяне никто не ведет беседы (сжатый телеграфный стиль, понятный в тексте, написанном различающими омонимичные слова иероглифами, делает устную речь на вэньяне чрезвычайно неоднозначной), но им по-прежнему широко пользуются в практических целях. Из вэньяня черпают корневые слова с целью создания терминологии для разных сфер современной жизни, и именно таким образом возникло огромное множество так называемых новых терминов, которые являются просто словами современного китайского языка, а не разговорного языка или вэньяня.

Китайская письменность.

Древнейшие китайские письмена обнаружены на раковинах и костях и относятся к 14 в. до н.э. Хотя некоторые знаки в этих надписях изображали предметы и понятия и были пиктограммами или идеограммами, большинство знаков уже в древние времена служили для записи конкретных слов. Например, знаком, состоящим из двух черт, записывается слово er 4 , но не liang 3 , хотя оба они значат "два"; знак, представляющий собой упрощенное изображение собаки, служит для записи слова quan 3 , но не синонимичного ему слова gou 3 .

Хотя стиль написания черт, образующих иероглифы, претерпел значительные изменения (отчасти в результате того, что изменились орудия письма), структура большинства иероглифов оставалась в основном неизменной со времен династии Цинь (221–206 до н.э.), а начиная с 3 в. н.э. иероглифы стали похожи на современные. Традиционно выделялись шесть категорий иероглифов, которые ныне сводят к трем группам:

1) пиктограммы и идеограммы (около 1500 иероглифов). К ним относятся древнейшие простые знаки (например, mu 4 "дерево"; san 1 "три"), а также комбинированные знаки, указывающие на более абстрактные значения (например, иероглиф nan 2 "мужчина" состоит из tian 2 "поле" и li 4 "сила"; идея в том, что мужчина – это тот, кто использует свою силу в поле);

2) фоноидеограммы (фонограммы), которые составляют большинство современных иероглифов. Это сложные знаки, состоящие из ключей, дающих намек на значение слова или морфемы, и так называемых фонетиков, указывающих на точное или приблизительное звучание знака, например иероглиф tou 2 "голова" состоит из ключа ye 4 "голова" и фонетика dou 4 "бобы". В китайских словарях иероглифы обычно располагают по ключам, их число составляет 214;

3) так называемые «заимствованные» иероглифы – знаки разного строения, первоначально созданные для определенных слов, а затем использованные для записи других слов. Например, иероглиф wan 4 первоначально был изображением скорпиона, но потом его заимствовали для записи звучавшего точно так же слова wan 4 со значением "10 000".

Из перечисленных выше типов категории 1 и 2 более или менее соответствуют европейскому представлению о характере китайской письменности. Категория 3 наиболее важна с точки зрения истории письма, поскольку запись слова с учетом с его звучания и использование фонетики независимо от его смыслового значения – это первый шаг на пути к алфавиту. Следующим логическим шагом, который по-настоящему так никогда и не был сделан, стала бы запись каждого слога ровно одним иероглифом, что привело бы к возникновению слогового письма. Но развитие в направлении фонетического письма было остановлено широким распространением фонограмм, к которым относится сейчас большинство всех иероглифов.

Следует упомянуть еще две категории, которые не выделяются в традиционной классификации. Одна из них – категория «расширенных» иероглифов. Например, cai 2 "материал" – явно фоноидеограмма, состоящая из смыслового элемента mu 4 "дерево" и фонетика cai 2 "талант". Но между "талантом" и "материалом" существовала смысловая связь, и "расширенный" иероглиф имеет расширенное значение "древесина, материал, природные данные". Это отчасти напоминает дифференциацию слов cheque и check в английском языке, с той разницей, что в китайском подобные случаи крайне многочисленны. Другая категория – это гибрид категорий 3 (заимствования) и 2 (фоноидеограммы). Например, представляет собой несколько видоизмененную форму изображения танцующей фигуры и как фонетическое заимствование используется для записи слова wu 2 "не иметь". Позже к этому иероглифу был добавлен дифференцирующий элемент, так что слово wu 3 "танцевать" стало писаться , а иероглиф перестал употребляться в этом первоначальном значении. Некоторые ученые считают такие иероглифы производными.

В результате того, что число иероглифов стало превышать количество корневых слов, возникло изобилие вариантных форм иероглифов, не говоря уже о вариациях в написании черт и прочих графических вариантах. В самом большом по числу иероглифов словаре содержится около 50 тыс. иероглифов. Справочник телеграфных кодов, в котором каждому иероглифу ставится в соответствие сочетание из четырех арабских цифр (от 0000 до 9999), конечно же, ограничивается не более чем 10 тыс. иероглифов, но в него включены все широко употребляющиеся иероглифы, кроме редких имен собственных – большинство же имен собственных образованы от обычных слов. В современной газете используется 6–7 тыс. иероглифов.

Современное развитие.

Китайский язык, как и язык любого другого народа, постоянно претерпевал изменения, но особо следует отметить три процесса, происходившие в нынешний период в КНР: унификацию общенационального языка, движение за литературу на разговорном языке и реформу письменности. На протяжении примерно четырех веков язык северной столицы, называвшейся Бэйпин, Бэйцзин и Пекин, становился все более престижным и широко употребительным и назывался гуаньхуа «чиновничий, официальный язык» (отсюда западное название «мандаринский»), гоюй «национальный язык» и путунхуа «общепонятный (т.е. не местный) язык». В его основе лежит диалект Пекина. Радиостанции всегда принимают на работу дикторами мужчин и женщин, родившихся и получивших образование в Пекине.

Движение за литературу на разговорном языке ставит целью использование языка, на котором говорят в повседневной жизни и который называется байхуа, вместо вэньяня, считавшегося единственным приемлемым языком для написания серьезных текстов до тех пор, пока Ху Ши не провозгласил в 1917 движение за использование байхуа. За исключением буддийских наставлений эпохи династии Тан (618–907) и некоторых философских текстов периода династии Сун (960–1269), вся письменность на разговорном языке местного населения ограничивалась популярными рассказами. Теперь на байхуа выходят книги и периодические издания, и он все больше вытесняет вэньянь.

Третий процесс – реформа письменности. Китайская система письма не претерпевала радикальных структурных изменений со 2 в. до н.э. Существовавшие иероглифы прекрасно подходили для записи вэньяня, в котором почти все слова односложные. С распространением байхуа и изменением фонетического облика слов многие старые фонетические различия исчезли, и это – одна из причин того, почему на вэньяне никогда не разговаривают носители китайских диалектов. Предложение , означающее "Смысл еще более странен", было понятно как в написанном виде, так и на слух в прошлом, когда оно произносилось (знак обозначает гортанную смычку); но на путунхуа оно сейчас звучит yi 4 yi 4 yi 4 yi 4 и непонятно на слух даже в контексте, хотя в написанном виде остается совершенно безупречной фразой на вэньяне. (См. крайний случай такого рода в иллюстрации.) Совпадение произношения различавшихся в прошлом слов бессознательно компенсировалось в разговорном байхуа главным образом за счет использования многосложных слов. Однако в письменном байхуа в иероглифах неизбежно возникала избыточность. Например, иероглиф zhong 1 "преданный" состоит из zhong 1 "середина" и xin 1 "сердце", что графически совершенно правомерно, но на слух такое слово нельзя однозначно понять. Поэтому в байхуа слово "преданный" будет zhong 1 xin 1 (буквально "преданный сердцем"), что более понятно на слух, но когда оно написано иероглифами , то сразу становится заметной избыточность – повторение иероглифа "сердце". Таким образом, все большее использование байхуа на письме служит дополнительной причиной – помимо трудности изучения иероглифов – для создания фонетической системы письма. С 1910 и до настоящего времени проводятся различные кампании борьбы за грамотность, обычно в сочетании с преподаванием путунхуа и обучением унифицированному стандартному произношению. В этих целях для записи чтения иероглифов использовалась система из 37 национальных фонетических знаков, созданных на основе черт китайских иероглифов. До сих пор в Китае ни при одной власти ни одна официальная акция не ставила целью немедленное принятие фонетической системы письма взамен иероглифов, хотя отдельные лица и правительство предпринимали шаги для подготовки к реформе. В то же время предпринимались различные меры по упрощению написания иероглифов, что, впрочем, не всегда приводило к большей упорядоченности их графической структуры.

На протяжении 1960-х и 1970-х годов тенденция к образованию многосложных слов стимулировалась отчасти наплывом иностранных терминов, тогда как лаконичный вэньянь продолжал служить источником для создания многочисленных политических лозунгов. Неуклонно осуществлялось упрощение иероглифов, дошедшее до такого состояния, когда дальнейшее упрощение кажется маловероятным. Успешно внедрялся путунхуа, хотя никогда не ставилось целью, чтобы он заменил собой местные диалекты в повседневном устном общении. (Более того, в разных местностях наблюдаются заметные различия в произношении, когда люди говорят на путунхуа. В процессе превращения в государственный язык путунхуа утрачивает тесные связи с пекинским диалектом, испытав влияние языка различных руководителей государства родом из провинции.)

Повышенное внимание к системе пиньинь привлекло принятое в КНР в 1979 решение использовать ее в публикациях, предназначенных для распространения за рубежом. В долгосрочной перспективе в КНР ставят целью заменить иероглифы пиньинем, который должен стать общепринятой системой китайского письма.

Литература:

Драгунов А.А. Исследования по грамматике современного китайского языка . М. – Л., 1952
Солнцев В.М. Очерки по современному китайскому языку . М., 1957
Яхонтов С.Е. Категория глагола в китайском языке . Л., 1957
Люй Шу-сян. Очерк грамматики китайского языка , тт. 1–2. М., 1961–1965
Яхонтов С.Е. Древнекитайский язык . М., 1965
Коротков Н.Н. Основные особенности морфологического строя китайского языка . М., 1968
Зограф И.Т. Среднекитайский язык . М., 1979
Софронов М.В. Китайский язык и китайское общество . М., 1979
Большой китайско-русский словарь , тт. 1–4. Под ред. И.М.Ошанина. М., 1983–1984
Большой русско-китайский словарь . Пекин, 1985
Библиография по китайскому языкознанию , тт. 1–2. М., 1991–1993



Когда речь заходит о китайском языке, многие люди думают, что это монолитный, неделимый язык, на котором говорит каждый житель Китая. На самом деле, китайский язык - это совокупность большого числа диалектов, различающихся между собой произношением, грамматикой и лексикой.

Можно выделить семь основных групп китайского языка: путунхуа, у, кантонский или юэ, минь, хакка, гань и сян. Помимо диалектов существуют вариации внутри каждого из них, они отличаются ударениями или произнесением звуков. К примеру, общеизвестный путунхуа в разных городах Китая звучит по разному.
Деление китайского языка на диалектные группы обусловлено в большинстве случаев географическими, либо историческими факторами. Каждый из диалектов китайского языка имеет все критерии, чтобы иметь статус отдельного языка, но единая для всего Китая письменность обеспечивает целостность китайского языка. После установления путунхуа официальным языком, многие стали считать настоящим языком именно его.

Основные диалекты:

1. Путунхуа, 普通话 (71,5% говорящих) - север и юго-запад Китая

Государственный язык Китая, язык современной китайской общественно-политической, научной и художественной литературы, им пользуется большинство жителей Китая и острова Тайвань.

2. У, 吴语 (8,5%) - Шанхай, Чжецзян

Одна из крупнейших групп в китайском языке, некоторые исследователи присваивают ей статус языка. Сегодня диалект У покидает стены образовательных учреждений, СМИ и госучреждения. Молодое поколение не пользуется диалектом У, но некоторые шоу на телевидении еще ведутся с использованием этого диалекта.

3. Юэ, 粤语 (5,0%) - провинции Гуандун, Гуанси

Группа также носит название одного из говоров – кантонского. Юэский - де-факто язык Гонконга и Макао. Юэ - язык китайских диаспор Австралии, Юго-Восточной Азии, Северной Америки и Европы. У носителей кантонского диалекта есть легенда, что в свое время в ходе голосования за норму произношения литературного китайского кантонскому не хватило лишь нескольких голосов.

4. Сян, 湘语 (4,8%) - провинция Хунань

Ветвь Сян делится на новосянский и старосянский диалекты. Новосянский язык претерпел изменения под влиянием путунхуа. Как и большинство диалектов китайского языка, язык Сян используют на местности, но только в устной форме.

5. Минь, 闽方言 (4,1%) - провинция Фуцзянь

Эта группа считается одной из древнейших. Миньские языки охватывают юго-восток Китая, включая острова Хайнань и Тайвань. В лингвистике Китая миньские языке называют одними из самых древних в общей языковой группе.

6. Хакка, 客家话 (3,7%) - от провинции Сычуань до Тайваня

В буквальном переводе означает «народ гостей», ведь именно с народности хакка пошло название языка. В устной форме не распознается людьми, которые говорят на путунхуа, собственного письма не имеет. Люди, которые не говорят на хакка, даже являясь потомками хакка, не могут считаться этой национальностью, так как не знают родного языка.

7. Гань, 赣语 (2,4%) - провинция Цзянси

Распространен в основном в провинции Цзянси, а также в некоторых районах провинций Хунань, Хубэй, Аньхой, Фуцзянь. Диалект содержит множество архаичных слов, которые уже не используются в официальном путунхуа.

В действительности диалектов в китайском языке намного больше. Большинство китайцев, для которых родным является один из диалектов, также владеют путунхуа, так как это официальный язык страны. Однако, старшие поколения, а также жители сельской местности, могут практически не знать путунхуа. В любом случае, изучение китайских диалектов в современном Китае необходимо лишь в исключительных случаях, чаще всего профессиональных.

Анна Иванова

Китайский язык служит средством общения для огромной массы людей. На нем разговаривают 95% населения Китая, а также представители китайского народа, проживающие в других странах Азии: Вьетнаме, Лаосе, Бирме, Тайване, Таиланде, Сингапуре, Индонезии. Согласно последним данным, этот язык считают родным более миллиарда человек на планете (для английского эта цифра в два раза меньше).

Но если в России представители разных областей страны прекрасно понимают друг друга, в Китае все обстоит иначе. Китайский язык имеет огромное количество диалектов, которые отличаются настолько, что многие лингвисты рассматривают их как отдельные языки. Жители разных провинций зачастую не могут даже поддержать разговор на бытовые темы.

Чтобы решить эту ситуацию, в 1955 году властями был введен официальный язык, за который приняли северный диалект путунхуа (пекинский диалект). Выбор был обусловлен тем, что носители северной ветви диалектов составляли 70% от населения страны, причем в их число входили жители столицы. Путунхуа активно внедрялся в повседневную жизнь: на нем преподавали в школах и ВУЗах, вещало телевидение.

Однако в силу того, что большую часть населения страны составляют крестьяне, диалекты продолжают активно существовать. Здесь сыграл свою роль особый менталитет: в Китае всегда процветал культ предков и культ истории. Каждый диалект является частью многовековой культуры, и отказаться от него было бы равносильно смерти.

Причины мультидиалектного состава китайского языка

Лингвисты разделяют территорию Китая на две большие диалектные зоны: северную и южную. Север всегда был единым целым и являлся ареной для исторических событий, в то время как на юге все было тихо, но при этом он представлял собой отдельные изолированные области. Этим можно объяснить относительную схожесть диалектов северной ветви, носители которых худо-бедно могут объясниться друг с другом, чего нельзя сказать о южных наречиях.

Основной причиной формирования множества диалектов явились многочисленные миграции китайцев в поисках спокойной жизни и их контакты с соседними народами. В процессе общения происходил активный обмен лексикой, элементами фонетики и письменности. Носители древних диалектов общались между собой и с представителями других народов, невольно формируя новые языковые системы.

Различия в языковых системах разных диалектов лежат в области фонетики, лексики, а также в какой-то степени грамматики. Поэтому когда устное общение между жителями разных уголков страны заходит в тупик, есть выход – объясниться письменным способом. Почему же речевые особенности, сформировавшие разные группы диалектов, не отразились на письменном языке китайцев?

Развитие письменного языка

Письменность китайского языка насчитывает около 4 тысячелетий. Ее особенность состоит в том, что все метаморфозы, которые она претерпела за время своего существования, никак не связаны с устной речью. Произношение иероглифов под влиянием различных факторов изменялось, но их начертание при этом оставалось неизменным. Благодаря этому многочисленные диалекты территории Китая имеют единую письменную систему.

Самым ранним источником древней китайской письменности являются надписи на гадальных камнях, впервые обнаруженные на территории провинции Хэнань в 1899 году. Они были выполнены резцом и представляли собой графические элементы, являющиеся изображениями предметов, людей, животных. Откидные черты, характерные для современного написания иероглифов, отсутствовали. Сложность состояла в том, что существовала масса вариантов начертания одного и того же иероглифа.

Все последующие периоды развития иероглифической системы китайского языка преследовали цель упростить начертание знаков, а также ввести единое письмо на всей территории Китая. С этой задачей удалось справиться во времена правления династии Цинь. В 221 г. до н.э. император Цинь Шихуан объединил страну после междоусобных войн и начал работу по унификации письменности. По мнению исследователей, тогда же была изобретена кисть, которая используется для письма по сей день.

В начале 20 века было предложено упростить структуру иероглифов, мотивируя это тем, что излишне сложное письмо является причиной слабого развития экономики. В 1964 году упрощенные иероглифы обрели официальный статус, и теперь они являются официальным письмом на всей территории Китая.

Единая система письменности обеспечила общую литературную традицию, и именно поэтому китайские диалекты не получили статус отдельных языков.

Сколько диалектов в китайском языке? Диалектные группы

Большинством лингвистов признается традиционная классификация, согласно которой насчитывается 7 диалектных групп. К ним относятся:

  • северные диалекты (гуаньхуа) ;
  • Гань;
  • Хакка (Кэцзя) ;
  • Минь;
  • Юэ (кантонский).

В последние годы возрастающее число исследователей в мире признают еще 3 группы: пинхуа, цзинь и аньхой. Есть также диалекты, которые не входят ни в одну классификацию, они представляют собой смешанные языки.

Северные диалекты (гуаньхуа)

Это самая большая по количеству носителей (около 800 млн.) и охватываемой территории группа. К ней относится пекинский диалект путунхуа, принятый в 50-60 гг. 20 века за официальный язык Китая, Тайваня и Сингапура. У западных ученых он называется мандаринским: гуаньхуа переводится с китайского как «официальное письмо», а чиновники-мандарины именуются гуань. Многие ученые относят это название ко всей группе.

Диалекты гуаньхуа имеют несколько ветвей в зависимости от географического положения. В силу исторических факторов они имеют между собой много общего и являются взаимопонятными.

Диалекты Гань

На диалектах Гань разговаривают жители провинции центральной и северной частей Цзянси, а также обитатели некоторых частей других провинций: Фуцзянь, Аньхой, Хубэй, Хунань. К данной группе относятся около 2% китайцев, что составляет более 20 млн. человек.

Диалекты Хакка (кэцзя)

Данная ветвь также имеет распространение в провинции Цзянси, но только в южной ее части, а также в центральных и северо-западных районах провинции Гуандун и в западной части Фуцзян. Имеются носители данной группы на Тайване и Хайнане. На западе эта ветвь признается отдельным языком.

По фонетическому составу диалекты Хакка имеют много общего со среднекитайским языком. Стандартом среди них является говор Мэйсянь, распространенный в провинции Гуандун, власти которой в 1960 году предложили систему его транслитерации с помощью латинского алфавита. Носители ветви Хакка составляют 2,5% от общего количества говорящих на китайском языке.

Диалекты Минь

Эта группа считается одной из древнейших среди исследователей-синологов. Минь – это второе название провинции Фуцзянь, оно используется и в наше время. Миньские языки охватывают юго-восток Китая (по большей части провинцию Фуцзянь, а также восточные районы провинции Гуандун), включая острова Хайнань и Тайвань. Географически данная группа делится на южную и северную. Наибольшее число носителей имеет тайваньское наречие.

Диалекты У

Одна из крупнейших групп в китайском языке, по числу носителей уступает только путунхуа (8% населения), некоторые исследователи присваивают ей статус языка. Иногда данную ветвь называют шанхайским диалектом. Область распространения: большая часть территории провинции Чжэцзян, город Шанхай, южные регионы провинции Цзянсу. Есть носители группы У и в некоторых районах провинций Аньхой, Цзянси и Фуцзянь.

Фонетика этой ветви диалектов характеризуется мягкостью и легкостью. Из говоров наиболее популярными считаются сучжоуский и шанхайский.

Диалекты Сян (Хунань)

Ветвь Сян охватывает около 5% китайскоязычного населения страны. Она делится на новосянский и старосянский диалекты. Последний представляет большой интерес для китаистов. Новосянский язык претерпел изменения под влиянием путунхуа, носители которого окружают область его распространения с трех сторон. Из поддиалектов наиболее типичным является говор города Чанша.

Диалекты Юэ (Cantonese)

Группа также носит название одного из говоров – кантонского. Слово «кантон» пришло из французского языка, так англичане в эпоху колонизации называли Гуаньчжоу. Ареал распространения юэских языков – провинция Гуандун и некоторые регионы, примыкающие к ней. Главным среди диалектов считается гуанчжоуский.

Диалекты Пинхуа, Аньхой и Цзинь

Эти ветви не у всех исследователей получают отдельный статус, обычно их включают в состав групп традиционной классификации. Диалекты Пинхуа является частью кантонского диалекта, они представлены наньниньским говором.

Что касается аньхойской группы, тут мнения исследователей расходятся. Одни относят ее к группе Гань, другие придерживаются мнения, что она принадлежит к северным диалектам, третьи включают ее в состав У. Иногда аньхойские диалекты объединяют с группой Хакка.

Цзинь или Шанси обычно относят к северным диалектам. Выделить их в отдельную группу предложил в 1985 году исследователь Ли Жун, мотивируя это наличием особенностей, нехарактерных для гуаньхуа. Эта концепция обрела как сторонников, так и противников, единого мнения по этому вопросу пока нет.

Деление китайского языка на диалектные группы обусловлено в основном географическими либо историческими факторами, названия для них часто подбирались по такому же принципу, что иногда расходилось с классификацией ученых-исследователей.

Диалектные группы имеют все критерии, чтобы иметь статус отдельных языков, но единая для всего Китая письменность обеспечивает целостность китайского языка. С введением путунхуа в качестве официального средства общения многие стали считать его настоящим языком, а все остальные группы – диалектами, которые, являясь огромным пластом исторического и культурного наследия, бережно сохраняются их носителями.


Китайская Республика
Сингапур
ООН
ШОС Общее число говорящих: Рейтинг : Классификация Категория : Письменность : Языковые коды ГОСТ 7.75–97 : ISO 639-1 : ISO 639-2 :

chi (B); zho (T)

ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Кита́йский язы́к (кит. трад. 漢語 , упр. 汉语 , пиньинь : hànyǔ , палл. : ханьюй , или кит. упр. 中文 , пиньинь : zhōngwén , палл. : чжунвэнь - если имеется в виду письмо) - наиболее распространённый современный язык (совокупность весьма сильно отличающихся между собой китайских «диалектов » рассматривается большинством языковедов как самостоятельная языковая группа, состоящая из отдельных, хотя и родственных между собой, языков ); относится к китайско-тибетской (сино-тибетской) языковой суперсемье . Первоначально был языком основной этнической группы Китая - хань .

В своей стандартной форме китайский является официальным языком КНР и Тайваня , а также одним из шести официальных и рабочих языков ООН .

Лингвогеография

Ареал и численность

Распространение китайского языка в мире:
Страны, где китайский является основным или официальным Страны, где более 5 млн говорящих по-китайски Страны, где более 1 млн говорящих по-китайски Страны, где более 0,5 млн говорящих по-китайски Страны, где более 0,1 млн говорящих по-китайски Города со значительным числом говорящих по-китайски

Китайский язык является официальным языком КНР , Тайваня и Сингапура . Во всём мире на нём говорят свыше 1,3 млрд человек.

Китайский служит одним из 6 официальных и рабочих языков ООН . Исторически это язык народности хань , которая доминирует в национальном составе КНР (более 90 % населения страны). Кроме того, десятки миллионов китайцев, сохраняющих свой язык, живут практически во всех странах Юго-Восточной Азии (в Сингапуре составляя более 75 % населения); значительная китайская диаспора рассеяна по всему миру.

Дискуссия

По мнению некоторых западных лингвистов, китайский - это не единый язык, а семейство языков, а то, что традиционалисты называют диалектами китайского, на самом деле - различные языки .

Китайское письмо

В китайской письменности каждый иероглиф обозначает отдельный слог и отдельную морфему . Общее количество иероглифов превышает 80 тысяч, но бо́льшую часть из них можно встретить лишь в памятниках классической китайской литературы.

  • Знание 500 наиболее частотных иероглифов достаточно для понимания 80 % обычного современного китайского текста, знание 1000 и 2400 знаков позволяет понять соответственно 91 % и 99 % такого текста.
  • 3000 иероглифов достаточно для чтения газет и неспециализированных журналов.
  • Большие однотомные двуязычные словари включают, как правило, 6000-8000 иероглифов. Среди этого объёма уже немало весьма редкоиспользуемых иероглифов, например используемые в названиях ритуальных предметов древности или медикаментов традиционной китайской медицины.
  • Наиболее полный словарь иероглифов Чжунхуа цзыхай («Море китайских иероглифов» 中華字海) издания 1994 года содержит 87 019 иероглифов.

Китайские иероглифы состоят из графем, всего графем около 316, а графемы в свою очередь состоят из черт - от одной до 24.

В настоящее время китайские иероглифы существуют в 2 вариантах: упрощённом, принятом в материковом Китае, и традиционном - на Тайване, в Гонконге, и в некоторых других странах.

Традиционно китайцы писали сверху вниз, а столбцы шли справа налево. В настоящее время в КНР преимущественно пишут горизонтально, слева направо, по образцу европейских языков; вертикальное письмо продолжает использоваться на Тайване наряду с горизонтальным. Однако в материковом Китае вертикальное письмо и дореформенная иероглифика по-прежнему используются как семантическая отсылка к традиционной китайской культуре - в изданиях по истории искусств, арт-периодике и т. п.

В силу политических причин доминирующее значение в китайском языке приобрели северные диалекты, отличавшиеся большим единообразием по сравнению с южными. На их основе сформировался «язык чиновников», гуаньхуа , который приобрел статус официального языка империи. Вместе с ним развивался также т. н. байхуа - разговорный язык простонародья.

Кардинальным поворотом в истории китайской культуры стало письменное использование разговорного языка; считается, что первенство в этом принадлежит Цзинь Шэнтаню (кит. трад. 金聖歎 , упр. 金圣叹 , 1610?-1661). Движение за демократизацию грамотности в начале XX в. ознаменовало революционный переход к байхуа как основному языку письменного общения и начало унификации китайских диалектов.

Лексика китайского языка прошла два этапа преобразований: адаптация нового смыслового пласта, возникшего с проникновением в Китай буддизма в I в н. э. - и слияние с мировым лексиконом Нового времени, наиболее доступным носителем которого стал японский язык: с начала XX в. начинается проникновение многих западных понятий, адаптированных посредством некогда заимствованных китайских же иероглифов, но оформившихся уже в Японии и, таким образом, для китайского языка являющихся заимствованиями.

Лингвистическая характеристика

Фонетика и фонология

Согласные и гласные китайского языка организованы в ограниченное количество тонированных слогов фиксированного состава. В путунхуа насчитывается 414 слогов , с учётом тоновых вариантов - 1332 (в путунхуа 4 смыслоразличительных тона, каждый слог может иметь от 1 до 4 тоновых вариантов + нейтральный тон) . Слогоделение морфологически значимо, т. е. каждый слог есть звуковая оболочка морфемы или простого слова. Тональная система имеет правила чтения: тоны могут изменяться или нейтрализовываться .

Современные таблицы, которые используются при приеме государственного теста на уровень знания путунхуа («Путунхуа шуйпин цэши»), включают 400 слогов без учета тоновых различий. В основе таблиц - современный нормативный фонетический словарь «Синьхуа цзыдянь» (Пекин, 1987), из списка слогов которого были исключены 18 междометий и редких чтений иероглифов, считающихся диалектными или устаревшими книжными .

Морфология

Морфема, как правило, односложна. Часть старых односложных слов синтаксически не самостоятельны - они употребляются лишь как компоненты сложных и производных слов. Доминируют двусложные (двуморфемные) слова. По мере развития терминологии увеличивается число более чем двусложных слов .

Словообразование осуществляется способами словосложения, аффиксации и конверсии.

Традиционно, китайский язык почти не имел прямых заимствований, однако широко пользовался семантическими кальками, например, 电 - электричество, букв. молния, 电脑 - компьютер, букв. электрический мозг, 笔记本电脑 - ноутбук, букв. тетрадь-компьютер. В наши дни фонетические заимствования становятся более привычными, например, 克隆 (kelong ) "клон". Некоторые новые заимствования начинают вытеснять существующие кальки, например, 巴士 (bāshì) "автобус" (от англ. bus ) вытесняет 公共汽车, букв. общественная, газовая повозка.

В китайском языке во многих случаях невозможно отличить сложное слово от словосочетания. Формообразование представлено главным образом глагольными видовыми суффиксами. Факультативная форма множественного числа, образуемая суффиксом 们 (men), присуща существительным, обозначающим лиц, и личным местоимениям.

Один аффикс может быть использован для «группового» оформления, т. е. может относиться к ряду знаменательных слов. Аффиксы немногочисленны, иногда факультативны, носят агглютинативный характер. Агглютинация в китайском языке не служит выражению отношений между словами, и строй языка остаётся преимущественно изолирующим.

Китайский синтаксис характеризуется номинативным строем, относительно фиксированным порядком слов: определение всегда предшествует определяемому, чем бы оно (определение) ни выражалось: от одного слова до целого предложения. Обстоятельства, выраженные наречиями степени и т. п., ставятся перед глаголом; так называемые «дополнения» (времени, результата) - обычно следуют за глаголом.

Предложение может иметь форму активной и пассивной конструкции; возможны перестановки слов (в определённых пределах), не меняющие их синтаксической роли. Китайский язык имеет развитую систему сложных предложений, образуемых союзным и бессоюзным сочинением и подчинением.

Знаменательные части речи условно делятся на «имена» и «предикаты». К последним относятся и прилагательные. Для многих слов возможно полифункциональное употребление. В современном китайском языке различают настояще-будущее и прошедшее время, имеется инвентарь аспектуальных показателей и сложная система модальных частиц.

Китайский язык обладает развитой системой служебных слов. Основными из которых являются: предлоги , послелоги , союзы , частицы , счётные слова , показатели членов предложения, нейтрализаторы предикативности.

С точки зрения соотношения между субъектом и объектом китайский язык относится к активным языкам , однако различия между активными и стативными глаголами выражаются не морфологически, а синтаксически.

Антропонимика

Обычно китайцы имеют имена, состоящие из одного или двух слогов , которые пишутся после фамилии. Существует правило, согласно которому китайское имя должно поддаваться переводу на путунхуа . С этим правилом связан известный случай, когда отцу - заядлому интернетчику было отказано в регистрации сына на имя « » .

Прежде китайцы на протяжении жизни имели несколько имён: в детстве - «молочное», или детское имя (сяо-мин, кит. упр. 小名 , пиньинь : xiǎo míng ), взрослые получали официальное имя (мин, кит. упр. 名 , пиньинь : míng ), служащие среди родных носили второе имя (цзы, кит. упр. 字 , пиньинь : ), некоторые также брали псевдоним (хао, кит. упр. 号 , пиньинь : hào ). Однако к середине 1980-х годов у взрослых стало принято иметь лишь одно официальное имя мин, хотя «молочные» имена в детском возрасте всё ещё были распространены :164-165 .

В русском языке между китайскими фамилией и именем обычно ставится пробел: Фамилия Имя , при этом имя пишется слитно. В старых источниках китайские имена записывали через дефис (Фэн Юй-сян), однако позднее стало принятым слитное написание :167 (правильно - Фэн Юйсян). Наиболее распространённые китайские фамилии: Ли (кит. упр. 李 , пиньинь : ), Ван (кит. упр. 王 , пиньинь : Wáng ), Чжан (кит. упр. 张 , пиньинь : Zhāng ) :164 .

Китайские женщины, выходя замуж, как правило, сохраняют свои девичьи фамилии и не принимают фамилию мужа (в Китайской Народной Республике почти повсеместно), но дети, как правило, наследуют фамилию отца.

Фразеологизмы

Взаимосвязь между различными видами фразеологических единиц и их место в диапазоне «устная речь - письменный язык» (разряд 谚语 объединён с 俗语)

В настоящее время в китайской фразеологии наиболее распространённой является классификация, предложенная китайским лингвистом Ма Гофанем (马国凡), состоящая из пяти разрядов:

  1. Чэнъюй (кит. трад. 成語 , упр. 成语 , пиньинь : chéngyŭ , буквально: «готовое выражение») - идиома .
  2. Яньюй (кит. трад. 諺語 , упр. 谚语 , пиньинь : yànyŭ ) - пословица
  3. Сехоуюй (кит. трад. 歇後語 , упр. 歇后语 , пиньинь : xiēhòuyǔ , буквально: «речение с усечённой концовкой») - недоговорка-иносказание
  4. Гуаньюнъюй (кит. трад. 慣用語 , упр. 惯用语 , пиньинь : guànyòngyŭ , буквально: «привычное выражение») - фразеологическое сочетание
  5. Суюй (кит. трад. 俗語 , упр. 俗语 , пиньинь : súyǔ , буквально: «просторечное выражение») - поговорка

Китайский язык занесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных языков мира . В рекордном списке он упоминается в одном ряду с языками чиппева,