Пасхальное послание святейшего патриарха кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам русской православной церкви. Поздравления Воистину воскрес

Фото с Пасхального Праздничного Богослужения. Пока фотографий немного, к концу недели обещаем обновить данную страничку и добавить фото других фотокорреспондентов нашего храма.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего СЕРГИЯ

Митрополита Самарского и Сызранского

боголюбивым пастырям, монашествующим и всем верным чадам Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви

«Мы погреблись с Ним крещением в смерть,

дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца,

так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6.4)

Сердечно поздравляю Вас, дорогие о Христе Воскресшем боголюбивые пастыри, монашествующие и все верные чада Святой Православной Церкви нашей епархии! Приветствуя каждого из вас Пасхальным целованием, обращаю к вам полные неизреченной радости слова:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Величайший из праздников празднуем мы сегодня, прекраснейшее из торжеств торжествуем. Светлая Пасхальная радость, сияющая в наших сердцах, согревает нас среди земных забот, вдохновляет на жизнь в добре и любви, дарует нам предчувствие собственного грядущего воскресения.

Дивно и непостижимо Воскресение Христа Спасителя нашего. Оно есть начало общего воскресения, простирающегося на все наше христианское настоящее и даже до грани всемирного будущего, вечного. Само Воскресение Господа нашего Иисуса Христа уму нашему могло бы казаться только символом, а не действительностью, если бы не явился Христос ученикам Своим и многим братьям, как о том свидетельствуют апостолы.

Вся Святая Церковь верует в действительное Воскресение Христа и в этом — глубочайший смысл нашей веры. Воскресение Христово есть жизнь, залог вечной жизни и радости.

Без веры в Воскресение Христово зачем было бы нам говорить о жизни, об истине, о добре и радости, о счастье, если над всем царствует смерть, которая все уравнивает и которая не знает различий добра и зла? И как было бы безотрадно нам, если бы светлый луч упования не светил нам из гроба Воскресшего Спасителя, как вестник бессмертия и воскресения нашего.

Но мы, чада Церкви Христовой, «смерти празднуем умерщвление»; мы веруем, что не смерть царствует в мире, а «жизнь жительствует», как вещает нам церковное слово святителя Иоанна Златоуста, и как в светлую ночь Святой Пасхи говорит нашему сердцу повторяемая без конца ликующая, победная пасхальная песнь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»».

Воскресший Искупитель, ценой Голгофской жертвы примиривший человечество с Богом, в Самом себе, в своем воскресшем и прославленном теле, открыл и указал нам путь к вечной жизни, которую мы утратили через грехопадение Адама. Называя Господа Иисуса Христа Вторым Адамом, Святая Церковь учит нас видеть в нем Восстановителя нашего падшего естества, благословенный Начаток (Колос. 1, 18) нашего духовного возрождения, Первенца из мертвых, возводящего нас к нетлению и вечному блаженству.

С Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых страх перед смертью уступил место твердой и радостной надежде, с которой вступает человек в открывающийся ему при кончине горний мир. Не только праведник, но и последний из грешников, не ожесточивший души своей, но искренне сокрушающийся о своих греховных падениях, может твердо надеяться на неизреченную милость Божию к себе, помня великие слова Спасителя: «В доме Отца Моего обителей много….Я иду приготовить место вам» (Иоанн. 14,2). Ибо воскрес Христос уже не пророчески (Псал.21,23) и не в общем учительном смысле, но во всей глубине значения. Он именует Своих учеников братьями: «Иди ко братьям Моим» – повелел Он Марии Магдалине, — «и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоанн.20.17; Мф.28.10). И если в наши дни разделенные христиане именуют себя братьями во Христе, не означает ли это, что преславное Воскресение Христово является для всего христианского мира свидетельством и силой общехристианской ответственности за восстановление того единства, которое было предметом Первосвященнической молитвы нашего Искупителя, того единства, в котором заключена полнота нашего общехристианского братства?

Воскрес Христос и явился миру, и это явление Он удостоверил преподанием мира ученикам, «Мир вам (Иоанн.20.19;21,26), — сказал Он, и этот мир наполнил радостью сердца их, утверждая познание истины Воскресения. И отвечая на Его Божественный призыв, «Мир всем» возглашает и наша Святая Православная Церковь, проповедуя Воскресение Христово. Всею силой благодати, данной Ей от Бога, стремится Она к утверждению мира в душах людей, мира между людьми разных национальностей и вероисповеданий. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас», сказал Господь Своим ученикам, полагая тем начало деятельного служения апостолов миру. Так и мы, верные чада нашей Матери- Церкви, восприняв весть Воскресения, направим, «ноги наши на путь мира» и мысли наши «еже работати Господеви». Это наше миротворческое делание, сливаясь с усилиями всего православного мира и всех людей, кому не безразлична судьба христианской цивилизации, духовного богатства, оставленного нам Христом, мы верим, увенчается благословенным успехом. Прочный и справедливый мир и благоденствие установятся и восторжествуют и в пределах нашего Отечества, и у братских и единоверных нам народов!

Меньше чем через месяц мы будем торжественно отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной Войне. В те тяжелые годы на грани жизни и смерти, в душе народной с новой силой пробудилась святая православная вера. Для многих наших соотечественников это стало началом новой жизни — жизни во Христе. Тогда светозарный Праздник Пасхи Христовой также пришелся на разгар весны и предшествовал всенародному празднику Великой Победы. Воскресший Христос Спаситель благословил обратившихся к нему людей Своих миром (Пс.28,11).

От всего сердца желаю вам, отцы и братия и сестры, возлюбленная моя паства, во всей полноте насладиться радостью Пасхальных дней, соединяясь со Христом Спасителем. Ему же, Воскресшему, всякая слава, и честь, и держава, со Святым Духом, во славу Бога Отца (Св. Григорий Богослов, слово 44-е).

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Высокопреосвященнейший СЕРГИЙ

Митрополит Самарский и Сызранский

Каждую Пасху мы слышим фразы «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!», но не всегда знаем, что они означают, а это очень важно.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но, несмотря на это, каждый истинно верующий, по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

Слово «воскресение» означает «поднятие из мертвых». Это - перевод греческого слова «анастасис» , что в Новом Завете означает «вставание» или «восстание» («встать еще раз»).

Воскресение Иисуса - исторически неоспоримый факт. Смерть и воскресение Иисуса Христа занимают главное место в Божьих замыслах относительно человечества. На нем построена вся христианская вера, да и само христианство обязано своему существованию воскресению Христа из мертвых. Именно воскресение было той движущей силой, побуждавшей на подвиг Его последователей в I веке н.э.

Смерть Иисуса Христа, будучи жертвоприношением, не имела бы никакой силы, если бы Он не был воскрешен. Иисус, Который «родился от жены, подчинился закону» (Гал.4:4), подвергся смертельному приговору, унаследованному всеми нами от Адама. Но Сам Иисус был безгрешен, а потому смерть не могла удержать Его, «смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9) .

В Библии ясно сказано, что Иисус Христос был первым из тех, кто воскрес из мертвых и обрел бессмертие. Павел писал: «...Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие» (2Тим.1:10) .

Жизнь и бессмертие, которые явил миру Иисус - это надежда на воскресение из мертвых и на воскресение на земле. Иисус бы первенцем, воскресшим от смерти к жизни вечной. Прочитаем еще раз: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20).

Слова апостола Павла не требуют особых комментариев.

Н азвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

«С лово «Пасха», – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12).

Р аспятие Христа произошло в пятницу, которую мы теперь называем страстной, на горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешения прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста и похоронил Его. Первосвященники выставили у Гроба Господня стражу.

П о иудейским обычаям, гроб представлял собой пещеру, выдолбленную в скале. Тело умершего смазывали маслами и благовониями, обвивали тканью и клали на каменную плиту. А вход в пещеру закрывали большим камнем. Так поступили и с телом Иисуса – за одним исключением. Его Погребение было совершено в спешке – заканчивалась пятница, а в субботу (которая наступает с вечера пятницы) по иудейским обычаям нельзя делать никаких дел. И поэтому тело Иисуса не успели умастить благовониями.

Б лагочестивые женщины, ученицы Христа, очень переживали по этому поводу. Они любили Христа, и им хотелось, чтобы Он ушел в Свой последний земной путь «как полагается». Поэтому рано утром в воскресенье, взяв благовонные масла, они поспешили к Гробу, чтобы исполнить все, что нужно. Благовонные масла еще называются миром, вот отчего тех женщин мы называем женами-мироносицами.

«П о прошествии субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…» (Мф. 28,1-7) – так повествует Евангелие.

Ж енщины, изумленные самим фактом явления им Ангела, действительно подошли и посмотрели. И удивились еще больше, увидев, что гробница пуста. В пещере лежала только ткань, в которую было завернуто тело, и платок, который был на голове Христа. Немного придя в себя, они вспомнили слова, сказанные когда-то Спасителем: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12,40). Они вспомнили и другие слова Христа о Воскресении через три дня после смерти, казавшиеся им туманными и непонятными. Ученики Христа думали, что слова о Воскресении – это метафора, что Христос говорил о Своем Воскресении не в прямом смысле, а в переносном, что речь шла о чем-то другом! Но оказалось, что Христос воскрес – в самом прямом смысле этого слова! Печаль женщин сменилась радостью, и они побежали сообщить о Воскресении апостолам… А стражники, которые дежурили возле Гроба и видели все, немного придя в себя от удивления и испуга, пошли рассказать об этом первосвященникам.

Э то сейчас мы точно знаем, что после мучений Христа будет Его вечная слава, а после распятия на Кресте – Его светлое Воскресение. Но представьте состояние Его учеников: униженный, ненавидимый властями и не принятый большинством людей, их Учитель умер. И ничто не вселяло в апостолов надежду. Ведь даже Сам Иисус умирал со страшными словами: «Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Лк. 15,34). И вдруг ученицы Христа сообщают им такую радостную новость…

В ечером того же дня апостолы собрались в одном иерусалимском доме, чтобы обсудить происшедшее: сначала они отказывались верить в то, что Христос воскрес – слишком уж это было неподвластно человеческому пониманию. Двери дома были наглухо заперты – апостолы опасались преследования властей. И вдруг неожиданно вошел Сам Господь и, встав посреди них, сказал: «Мир вам!»

К стати, апостола Фомы в воскресенье в том иерусалимском доме не было. И когда другие апостолы рассказали ему о чуде, Фома не поверил – за что, собственно, и был про-зван неверующим. Фома не верил в рассказы о воскресении Иисуса до тех пор, пока собственными глазами не увидел Его. А на Его теле – раны от гвоздей, которыми Христа прибивали к Кресту, и пробитые копьем ребра Спасителя… После этого Фома, как и дру-гие апостолы, пошел проповедовать – донести до каждого Благую весть. И мученически умер за Христа: он-то точно знал, что Христос воскрес, и даже угроза смертной казни не заставила апостола перестать говорить об этом людям.

П осле этого Господь являлся апостолам, и не только им, еще не один раз – до тех пор, пока на сороковой день после Своего Воскресения не вознесся на Небо. Прекрасно зная человеческую природу: мы ничему не верим, пока не убедимся в этом сами, Иисус, по сути, пожалел своих учеников. Чтобы они не мучились сомнениями, Он часто находился среди них, разговаривал с ними, подтверждая тем самым то, во что поверить на первый взгляд было невозможно – в то, что Христос воскрес!

А постол Павел, который вообще никогда не видел Христа в Его земной жизни, но ко-торому Он явился после Своего Воскресения, обозначил суть нашей веры: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна… то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15,17-19).

«С воим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа – это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла Христовой жизни», – это слова из пасхальной проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Х ристос воскрес и вознесся на Небо, но Он всегда присутствует в Своей Церкви. И любой из нас может прикоснуться к Нему – на главном христианском богослужении, литургии, когда священник выходит к людям с Телом и Кровью воскресшего Христа…

И нет на земле слов радостнее, чем те, что говорят друг другу люди в Светлое воскресенье и последующие сорок дней: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»


«Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

«Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Именно такие слова звучат в это воскресенье очень часто, потому что сегодня — Пасха, самый известный и светлый православный праздник.

В этот день Христос воскрес! Ведь это первая настоящая победа жизни над смертью

****
Христос воскрес! Христос воскрес!

Пусть эти радостные звуки,

Как пенье ангелов с небес,

Рассеют злобу, скорби, муки!

Соединим все братски руки,

Обнимем всех! Христос воскрес!

Что такое «Пасха»?

Христиане понимают под словом «Пасха» «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Сорок дней верующие соблюдают строжайший пост и празднуют Пасху в честь победы Иисусом смерти. Иудейская Пасха произносится как «Песах» (еврейское слово) и означает «прошел мимо, миновал». Корни этого слова уходят в историю освобождения еврейского народа от египетского рабства.

В Новом Завете говорится, что принявших Иисуса губитель минует. В некоторых языках слово произносится так - "Писха". Это арамейское название, которое распространилось в некоторых языках Европы и сохранилось до сих пор.

Как бы ни произносили слово, суть Пасхи не меняется, для всех верующих это самое главное торжество. Светлый праздник, несущий радость и надежду в сердца верующих всей Земли.

«Христос на кресте» Франсискоде Сурбаран.

История праздника до рождения Христа, или Ветхозаветная Пасха

Праздник зародился задолго до рождения Христа, но значение праздника Пасхи в те времена было очень большим для еврейского народа. История гласит, что когда-то евреи были в неволе у египтян. Много издевательств, бед и притеснений понесли рабы от своих хозяев. Но вера в Бога, надежда на спасение и милость Божию всегда жила в их сердцах.

«Оплакивание Христа». Сандро Боттичелли.

В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресению запел.

И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
Проснись, земля, - они вещали, -
Проснись: Твой Царь, твой Бог Воскрес!

Проснитесь, горы, долы, реки,
Хвалите Господа с Небес.
Побеждена им смерть вовеки -
Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка - зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь - любовь».

Княжна Е. Горчакова

Христос воскресший. К.П. Брюллов. 1840 е гг.

Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве. Замысел не осуществлен. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Однажды к ним пришел человек по имени Моисей, который со своим братом был послан им во спасение. Господь избрал Моисея, чтобы он вразумил египетского фараона и избавил еврейский народ от рабства. Но как ни старался Моисей убедить фараона отпустить людей, свобода им дарована не была. Египетский фараон и народ его не верили в Бога, поклоняясь лишь своим божествам и уповая на помощь колдунов. Чтобы доказать существование и могущество Господне, на египетский народ было обрушено девять страшных казней.

Явление Христа ученикам по Воскресении. Ф. И. Иванов. 1850 г.

Ни кровавых рек, ни жаб, ни мошек, ни мух, ни тьмы, ни грома - ничего этого могло бы не быть, если бы правитель отпустил народ с его скотом. Последняя, десятая казнь, как и предыдущие покарала фараона и его народ, но не затронула евреев. Моисей предупредил, что каждая семья должна заколоть по годовалому непорочному ягнёнку мужского пола. Кровью животного помазать двери своих домов, ягненка запечь и всей семьей съесть его.

Христос среди учеников после воскресения. И.Е. Репин. 1886 г.

Ночью были умерщвлены все первенцы мужского пола в домах среди людей и животных. Только дома евреев, где была кровавая метка, беда не затронула. С тех пор «Пасха» означает - прошедший мимо, миновавший. Эта казнь сильно напугала фараона, и он отпустил рабов со всеми их стадами. Евреи пошли к морю, где вода разверзлась, и они спокойно отправились по дну его. Фараон же хотел снова нарушить свое обещание и бросился за ними, но его вода поглотила.

Евреи стали праздновать освобождение от рабства и минование их семьями казней, называя праздник Пасхой. История и значение праздника Пасхи запечатлены в Библии книге «Исход».

Явление Христа Марии Магдалине. А. Е Егоров. 1818 г.

Пасха по Новому Завету

На израильской земле у девы Марии родился Иисус Христос, которому суждено было спасти человеческие души от рабства ада. В тридцать лет Иисус стал вести проповеди, рассказывая людям о законах Божьих. Но через три года его распяли вместе с другими неугодными властям на кресте, который был установлен на горе Голгофе. Случилось это после еврейской Пасхи, в пятницу, которую впоследствии окрестили Страстной. Это событие дополняет значение праздника Пасхи новым смыслом, традициями и атрибутами.

Василий Игоревич Нестеренко. Распятие. 1999.

Василий Васильевич Верещагин. Распятие на кресте у римлян. 1887.

Христос, подобно ягненку, был заклан, но кости его оставались целы, и это стало Его жертвой за грехи всего человечества.

Альбрехт Альтдорфер. Распятие. Христос на кресте. Мария и Иоанн.

Василий Игоревич Нестеренко. Тайная вечеря. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. 1997.г.

Еще немного истории

Накануне распятия, в четверг, состоялась Тайная Вечеря, где Иисус представил хлеб как свое тело, а вино - кровь. С тех пор значение праздника Пасхи не менялось, но новой пасхальной трапезой стала Евхаристия. Сначала праздник был еженедельным. Пятница была днем скорби и началом поста, а воскресенье - днем радости.

Художник Павел Попов. Тайная вечеря.

В 325 году, на Первом Вселенском Соборе была определена дата празднования Пасхи - в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Русская Православная Церковь использует юлианский календарь. Чтобы вычислить, в какой день Пасха выпадает в определенный год, нужно произвести довольно сложный расчет. Но для простых мирян составлен календарь дат праздника на десятки лет вперед. За долгое время существования праздника он оброс традициями, которых и по сей день придерживаются в семьях, и приметами.

Филипп де Шампень. Тайная вечеря.

В соответствии с преданием, Иисус Христос после Воскресения, пришел к апостолам в то время, когда апостолы трапезничали. Это случилось в Чистый четверг. Среднее место было не занято, а в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Со временем появилась традиция в праздничное Воскресение оставлять хлеб в храме. И оставляли его на особом столе. Именно так, как это делали апостолы.

Хуан де Хуанес. Тайная вечеря.

Тайная вечеря. Репин

Великий пост

Пасха в России - один из главных праздников даже для тех людей, кто в церкви бывает очень редко. Сегодня, в эпоху высоких технологий и урбанизации, у поколений, предпочитающих компьютер живому общению, церковь потихоньку теряет свою власть над сердцами и душами людей. Но практически каждый, независимо от возраста и силы веры, знает, что такое Великий пост. Старшими поколениями в семьях передаются традиции. Придерживаться всего поста редко кто решается, чаще всего лишь в последнюю неделю люди как-то соблюдают правила. 40 дней верующие должны питаться, не принимая в пищу продуктов животного происхождения (а в некоторые дни пост более строгий), не употреблять спиртного, молиться, исповедоваться, причащаться, творить добро, не злословить.

Лапшин Георгий Александрович (1885-1950) «Пасха» 1920 (в Париже жил с 1924 года)

Смирнов Борис Васильевич (1881-1954) «Празднование пасхи» 1918

Заканчивается Великий пост Страстной неделей. Служба на Пасху имеет особое значение и размах. В современной России по центральным каналам в прямом эфире транслируются службы.

Юлия Кузенкова. Пасха

В каждой церкви, даже самого маленького села, всю ночь горят свечи и поются песнопения. Миллионы прихожан по все стране не спят всю ночь, молятся, посещают службы, ставят свечи, святят продукты и воду. А заканчивается пост в воскресенье, после совершения всех церковных обрядов. Постившиеся садятся за стол и празднуют Пасху.

Бедношей Даниил Пантелеевич (1924-1989) «Пасхальный натюрморт» 1979

Пасхальное приветствие

С самого детства мы учим детей, что, приветствуя человека в этот праздник, нужно говорить: «Христос Воскресе!» И отвечать на такие слова: «Воистину Воскресе!»

Ксения Шафрановская. Пасха

Чтобы узнать подробнее, с чем это связано, нужно обратиться к Библии. Суть Пасхи заключается в перехождении Иисуса к своему Отцу. История гласит, что Иисус был распят в пятницу (Страстную). Тело сняли с креста и похоронили. Гроб - пещера выдолбленная в скале, закрытая огромным камнем. Тела умерших (были еще жертвы) окутывали тканями и притирали благовониями. Но с телом Иисуса произвести обряд не успели, поскольку по еврейским законам работать в субботу строго запрещается.

Воскресное утро

Женщины - последовательницы Христа - утром в воскресенье направились к его гробу, чтобы самим совершить обряд. К ним спустился ангел, который сообщил им, что Христос воскрес. Пасха с этих пор и будет являться третьим днем - днем воскрешения Христа.

Войдя в гробницу, женщины убедились в словах ангела и донесли эту весть до апостолов. А они сообщали эту радостную новость каждому. Все верующие и неверующие должны были знать, что случилось невозможное, случилось то, что и говорил Иисус, - Христос воскрес.

Всюду радость и объятья:
"Брат, сестра, Христос воскрес!
Ад разрушен, нет проклятья:
Он воистину воскрес!"

В. Кузьменков




Многие пишут о том, что непонятно, как правильно говорить: Во истину воскресе или во истину воскрес – это форма приветствия христиан на Пасху. Но многие, не знают, как правильно говорить. На самом деле оба варианта правильные и верные. Просто нужно знать, как правильно их использовать.

Церковное придания




Слова «Во истоину воскресе» говорят на «Христос Воскресе!». Такая традиция пошла ещё с Древней Греции, откуда и пришло христианство в Россию. Только там говорили его по-другому, на греческом языке. Слова «Христос Воскресе!» говорят на церковно-славянском языке. На нём же читают молитвы, хотя для непривычного слуха этот язык может показаться странным. Многие слова там звучат совершенно не так, как в разговорном русском. Например, не Богородица, а Богородице в именительном падеже. Получается ощущение среднего рода, который воспринимается, как определённый диалект.

На самом деле в церковной практике правильно говорить «Христос Воскресе» и отвечать «Воистину Воскресе!». Многие слова, которыми владеют христиане, постоянно посещающих храм, непонятны обычным людям. Однако такая форма среди них – норма и в этой среде правильно говорить: «Христос Воскресе!», как священник во время церковной службы. Это устная форма высказывания.

Светская форма




Однако не стоит думать, что говорить «Христос Воскрес» и отвечать «Воистину воскрес» неправильно. Просто она сложилась намного позже и считается не церковной, а светской. Обычно это выражение использовалось в литературе или при написании писем и открыток. На современный взгляд, это более понятная и доступная форма, которая имеет право на существование, и делать замечания тем, кто так говорит, не стоит. Просто Воистину Воскрес говорят в не церковной среде, на светских мероприятиях и раутах. Так приветствуют тех, кто далёк от храма, но отмечает Пасху вместе со всеми и тоже хочет принять участие в празднике.

Воистину воскрес удобно писать и в письменной речи, например, при составлении стихов. Это даже воспринимается не просто, как приветствие христианина, а признания факта и описание самого события. В литературе используются различные формы написания о Христе и библейских событиях и там форма Христос Воскрес вполне уместна. Поэтому тем, кто поздравляет не церковных людей с праздником, пишет стихи или прозаические произведения о библейских событиях, можно использовать такую форму. Это не считается неправильным, как в театре слова «шо» и использования фрикативной формы «Г» в деревенском диалекте.

Как правильно приветствовать друг друга на Пасху




В церкви обычно говорят «Христос Воскресе» и все повторяют за батюшкой эти слова в общении. Затем отвечают «Воистину Воскресе» и три раза целуются в щёку, после чего дарят подарки. Обычно детям принято дарить небольшие или . Если вы хотите поздравить друзей, достаточно собрать пасхальную корзину с куличом и яйцами и прихватить с собой бутылку хорошего красного вина.

Парень может подарить девушке небольшую корзинку с куличом или яичком и маленький подарок. Это может быть украшение, блеск для губ или хорошая тушь для ресниц. Такой подарок понравиться всем желающим. Парню можно сделать аналогичный подарок, только косметику заменить красивым шампунем или парфюмерией. Можно использовать и другие подарки.

Пожилой женщине можно подарить вышитую икону или просто красивую картину. Например, из бисера или специальной алмазной вышивки. Сюжет не обязательно может быть библейским. Главное, чтобы в нём не было мрачных элементов и агрессивности. Тогда ваш подарок понравится.