Психология. Проверяет границы дозволенного Отыгрывает сказочные роли

Я не считаю, что установление границ сковывает, замедляет развитие ребенка, наоборот, оно обозначает территорию «свою» и «чужую», тем самым создавая безопасное пространство. Если родители дома не решаются хоть как-то ребенка ограничивать, то вне дома его поведение выглядит странным и для ровесников, и для взрослых. Речь именно о ситуации, когда запретов мало, характерной для последних 15 лет. До этого доминировала другая, авторитарная, система запретов, что тоже мешало ребенку правильно развиваться.
Чем запрет по своей сути отличается от границы? Запрет обозначает только одну сторону, граница показывает два варианта - там, где можно, и там, где нельзя.
Границ должно быть немного, но устанавливать их следует четко.
Если все «нельзя» - это стресс для ребенка. Нужно, чтобы в доме была создана такая обстановка, где многое можно (лекарства спрятаны, острые вещи убраны и так далее), но есть вещи, которые все-таки трогать не стоит. Не нравится, что ребенок рисует на стенах, мебели и так далее? Нужно не запрещать, а устанавливать границы: вот здесь (на ватмане, на доске и так далее) - мы рисуем, а здесь, здесь и здесь - нет.
Если ребенка не научить пользоваться горшком, он не будет знать, как это делать. Ребенок не сможет говорить, если не окажется в речевой среде. Так же и формирование границ - вопрос долгого систематического родительского труда. Того, чему не научили ребенка, мы требовать не можем.
Установление границ - дело постепенное: в полтора-два года появляется один из первых важных запретов - запрет причинять боль другим и самому себе. Но четырехлетнему ребенку мы объясняем уже, как не делать другим неприятностей в нравственном, душевном смысле. Например, не стоит сообщать бабушке, что у нее плохо пахнет изо рта или заявлять другому ребенку «моя игрушка лучше, чем твоя». То есть, сообразуясь с возрастом ребенка, мы учим его учитывать внутреннее состояние другого человека.
Еще один из ранних запретов - установление границы «мое» - «не мое». Обычно такая граница устанавливается в два-три года, в зависимости от речевого развития ребенка.
Ребенок должен понимать, что он не один в семье и что существуют не только его желания, но и желания других людей, например, родители имеют право поговорить, чтобы им не мешали.

Довольно рано ребенок должен усвоить, что у его родителей есть несколько неприкосновенных вещей, например, телефон и компьютер, которые нельзя трогать.

К школьному возрасту в арсенале ребенка должно быть много сложных, осознанных и понятых запретов, вернее, правильно расставленных границ. И количество границ, то есть, например, понимание того, что может быть приятно или неприятно другим людям, может расти вместе с ребенком.
Многое зависит от темперамента ребенка. Есть дети осторожные, стеснительные, чувствительные, которым достаточно сказать один раз - и они поймут. А есть дети, которым нужно повторять и повторять - и будет мало. «Золотая середина» определяется интуитивно, как соотношение ингредиентов в рецепте пирога.

Искусство воспитания послушного ребенка Бакюс Анн

41. Определите для ребенка границы дозволенного

«Я согласна с тем, что нужно определить границы дозволенного. Вопрос остается в том, какие они должны быть. Тем более что моя дочка спорит до последнего, чтобы получить как можно больше…»

Как водитель я прекрасно знакома с ограничением скорости в городской зоне и знаю, чем рискую в случае ее превышения. Если я еду по городу со скоростью 80 км/ч вместо положенных 60 и меня останавливает полицейский с радаром, чтобы составить протокол, я, определенно, буду раздосадована, однако сочту это справедливым и логичным. Если бы правил не существовало вовсе или они менялись каждый день без моего ведома, то мне было бы сложно согласиться со справедливостью вмешательства патрульной службы и назначенным мне «наказанием» (штраф, отнятые права).

С детьми все происходит точно так же. Они не устают оспаривать границы дозволенного, установленные нами, однако в душе понимают, что они существуют для того, чтобы их защитить, и что они отнюдь не лишены смысла.

Полноценные правила

Чтобы определить границы дозволенного, необходимо сформулировать правило и сопроводить его подробным руководством к использованию.

Кто бы стал соблюдать правила дорожного движения, если бы их несоблюдение не влекло за собой никаких наказаний?

Что такое границы дозволенного?

Границы дозволенного – это символическое ограждение, которое ограничивает более или менее большое пространство, внутри которого ребенок может действовать свободно и чувствовать себя безопасно.

Чтобы установленные границы дозволенного хоть как-то соблюдались, они должны сопровождаться формулировкой различных последствий на случай их нарушения.

Ребенок должен быть в курсе, что ему грозит в случае неповиновения.

«Возвращайся до полуночи. Если ты опоздаешь хотя бы на минуту, то в течение недели никуда не выйдешь из дома».

«Стол нужно накрыть в семь. Если ты этого не сделаешь, то будешь после ужина еще и убирать за всеми».

Границы дозволенного, которые придают уверенность

Не забывайте, что границы устанавливают для того, чтобы их нарушали . Любой ребенок в тот или иной момент обязательно через них перешагнет. Он прекрасно понимает, что идет на риск, однако только так он сможет повзрослеть. Пока он находится внутри границы дозволенного, ему не нужно бояться за свою безопасность и за качество отношений с вами. Если же он нарушит их и вы это заметите, то у этого поступка будут негативные для ребенка последствия. Его поругают или накажут. И он смирится с этим, так как прекрасно знал, что его ждет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Делай меньше, достигай большего. Секреты Мага Дождя автора Чу Чин-Нинь

4. Определите приоритеты Как различные люди определяют свои приоритеты и распределяют их в нужном порядке?Никки Рикко, президент Universal Pictures Distribution, очевидно дала наилучшее определение этому процессу. Она заявила: «Каждый день я задаю себе вопрос: „Что является самым

Из книги Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать автора Козлов Николай Иванович

Определите приоритеты У вас есть список дел, его надо переписать, расставив все дела по приоритетам. Самые важные дела должны оказаться наверху. Если дел много, не торопитесь их переписывать. Начните с того, что латинскими буквами A, B и C (это очень солидно) пометьте

Из книги Что ОН имеет в виду, [когда спрашивает: «Хочешь большой, но чистой любви?»] автора Степанов Сергей Сергеевич

Пределы дозволенного Любым любовным совмещениям даны и дух, и содержание, и к сексуальным извращениям я отношу лишь воздержание. Игорь Губерман В жизни, наверное, любой взрослой женщины однажды наступает такой момент, когда привычные формы интимной близости начинают

Из книги Вербальная самозащита автора Гласс Лилиан

Глава 11 Дайте им понять, что они переступили границы дозволенного В этой главе Как использовать молчание себе во благо Прямолинейность в общении Как использовать такое оружие, как смех Как использовать такое оружие, как любовь и добротаЕсли вы хотите получить

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

Ж. Пиаже. Фрагменты из гл. V "Основные характеристики логики ребенка" книги "Суждение и рассуждение ребенка" § 1. Эгоцентризм в мышлении ребенка…Логическая деятельность - это процесс доказывания, поиск истины. Когда же мы чувствуем потребность в проверке правильности

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Определите границы, постройте забор Бо?льшая часть этой книги посвящена вопросу об улучшении восприятия обратной связи: как добиться более полного ее понимания, прежде чем принимать решение о том, согласитесь ли вы с полученными отзывами и предложениями. Но при этом

Из книги Приданое для дочери. Всё, что ты узнаешь, когда станешь совсем взрослой… автора Денисова Ятка

Расширяя границы дозволенного Поговорим о тех рамках, которые сужают наше сознание. Иногда возникает ощущение, что мы боимся «проецировать», материализовать некоторые желания. В некоторые мы просто не верим, как в примере с квартирой (4. Научись парить). Или, например,

Из книги Почему одни семьи счастливы, а другие нет [Как преодолеть разногласия и приумножить любовь] автора Аксюта Максим

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ Гора шестая. Уступки и границы дозволенного Чтобы подняться на эту гору, нужно осознать на практике пользу от взаимных уступок и время от времени применять друг к другу «полную

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Раннее развитие ребенка – где проходят границы разумного? Итак, ваш любимый малыш скоро отправится в школу, и вы с трепетом (гораздо большим, чем сам виновник торжества!) ждете этого момента и, конечно, стараетесь подготовиться как можно лучше – ничего не забыть, ничего не

автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Определите проблему Когда Джесси еще училась на врача, ей приходилось присутствовать на консультациях, которые терапевт давал пациентам. В среднем на каждого пациента выделялось 7 минут. И за это время врач должен был уметь определить проблему, а также узнать мысли,

Из книги Французские родители не сдаются. 100 советов по воспитанию из Парижа автора Друкерман Памела

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

8. Определите границы своего терпения и старайтесь не выходить за их пределы «Когда я возвращаюсь вечером домой, то после всей этой работы и дороги в метро нужно совсем немного, чтобы окончательно вывести меня из себя. Я нашла решение: вернувшись, я принимаю душ и


Почему нельзя целовать детей в губы, переодеваться в их присутствии, и каковы психические последствия телесных наказаний? Мы встретились с психоаналитиками Ларисой Фусу и Аурелией Коротецкой, чтобы поговорить о границах воспитания и о том, как быть «достаточно хорошей матерью» и хорошим отцом своему ребенку.

Современные родители сталкиваются с таким количеством противоречивой информации и советов по воспитанию ребенка, что порой просто не понимают, что им делать и как делать правильно - в первую очередь для благополучия ребенка. Мы проанализировали самые популярные вопросы и дискуссии на женских форумах и решили узнать по этому поводу мнение психоаналитиков: Ларисы Фусу и Аурелии Коротецкой.

Фусу Лариса Ивановна - ректор "Института Психологии и Психоанализа на Чистых прудах", врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, психоаналитик. Кандидат (en formation à l"IPSO) Института психосоматики им. П. Марти, Париж.

Коротецкая Аурелия Ивановна - врач психиатр, психоаналитически-ориентированный психотерапевт. Кандидат Международной Психоаналитической Ассоциации (IPA) от Парижского Психоаналитического Общества (SPP) . Лауреат государственной премии Республики Молдова за лучшую научную работу в области медицины (1992 г.). Кандидат (en formation à l"IPSO) Международной Психоаналитической Ассоциации Психосоматики им. П. Марти.

Лариса, Аурелия, добрый день! Спасибо, что согласились встретиться и поговорить на такую интересную и в то же время спорную тему, как границы в воспитании ребенка. В интернете на разных форумах много противоречивых мнений о методах воспитания и о том, что позволительно делать в отношении своего ребенка, а что нет… Один из таких вопросов звучит так: «Можно ли целовать ребенка в губы?». Как бы вы на него ответили?

Аурелия Коротецкая : Я бы начала отвечать издалека: взрослый и ребенок - это два разных человека. Они по-разному устроены и по-разному воспринимают мир. У взрослого есть не только тело биологическое, но и тело эротическое - то, которое приносит ему взрослые наслаждения, связанные с его взрослой сексуальностью. Ребенку это не доступно. Его эротическое тело должно постепенно созреть, как и все остальное: слух, зрение, вкусовые ощущения и пр.

Когда взрослый целует ребенка в губы, можно задать вопрос: зачем он это делает? Он получает наслаждение посредством своего взрослого эротического тела или он пытается наладить контакт со своим ребенком? Если речь идет о контакте, то почему он выбрал именно такой способ? Психоаналитик Шандор Ференци в своей статье «Смешение языков» говорит о том, что взрослый обязан говорить с ребенком на языке нежности, но не должен путать язык нежности с языком страсти. Потому что в психике ребенка отсутствуют механизмы, которые могли бы ему позволить справиться со страстью взрослого человека. И эта страсть, на которой говорит с ним взрослый, может стать для ребенка психической травмой. Представьте, если ребенку в 3 месяца дать покушать шашлык или квашеную капусту. Да, это очень вкусная еда, но для взрослого человека. А для ребенка это смертельно опасно. То же самое с чувствами: что для взрослого хорошо - для ребенка может оказаться непереносимо. Потому что у него нет психических способностей справиться с чрезмерным возбуждением, которое возникает вследствие того, что мама или папа целует его в губы.

Какие еще действия родителей могут перевозбуждать ребенка?

Аурелия Коротецкая: Например, когда мать чрезмерно ласкает или чересчур старательно подмывает своего ребенка, спит вместе с ребенком - делает вроде бы обычные и нужные вещи, но вкладывает в это другой смысл.

Многие родители спят со своими маленькими детьми. Разве это не нормально?

Аурелия Коротецкая : До определенного момента. А потом нужно обязательно спать в разных кроватях. Когда это должно произойти - сложно сказать: для кого-то в месяц, для кого-то в три или в шесть... В психоанализе есть понятие «достаточно хорошая мать». То есть хороших матерей вообще не бывает (улыбается), но есть достаточно хорошие матери, которые могут обеспечить достаточно хороший уход. Это мать, которая чувствует потребности ребенка, она и сама не понимает, каким образом, но она ощущает, что именно сегодня настал тот день, когда она может начать спать отдельно от ребенка.

Но точно не когда ребенку уже пять лет (улыбается).

Аурелия Коротецкая: Французские психоаналитики говорят о двух типах детей: «ребенок-дня» и «ребенок-ночи». Ребенок-дня - это тот ребенок, с которым мать взаимодействует днем, реализует с ним свою материнскую нежность и любовь, а ночью она спит со своим мужем-любовником, с которым реализует свою женскую страсть. Ребенок-ночи - это тот, с которым мать спит по ночам, при этом все те чувства, которые должны быть предназначены ее мужу-любовнику, она посылает своему ребенку. А ребенок не «подписывался» на такие нагрузки.

: К сожалению, мамы гораздо чаще возбуждают, чем успокаивают своих детей. Поэтому такой ребенок-ночи обычно растет тревожным, беспокойно спит по ночам, может отворачиваться и отказываться от груди, вовсе перестать есть или даже умереть. Существует такой необъяснимый феномен, как внезапная смерть младенца. Но чаще всего это «выливается» в симптом какой-то болезни или психические нарушения в более взрослом возрасте.

Правильно ли я понимаю, что основной функцией матери должно быть ПРОТИВОвозбуждение ребенка? А в чем тогда заключается функция отца в семье?

Аурелия Коротецкая: Верно. У Леонардо Да Винчи есть картина «Святая Анна». Святая Анна сидит на троне и держит у себя на руках мать с младенцем - Богоматерь и Иисуса. Она как бы оберегает их от всех житейских невзгод - вот это и есть функция отца. Перевозбужденного ребенка контейнирует мать, а перевозбужденную мать контейнирует отец. Если эта модель работает, то нет никаких проблем. Хороший отец - тот, кто хорошо любит свою жену, тем самым он ее хорошо контейнирует.

Последняя мысль мне особенно нравится (улыбаюсь). Давайте поднимем еще один вопрос, вызывающий массу дискуссий: переодевание родителей в присутствии детей…

Смотря какое переодевание. Есть переодевание с демонстрацией половых органов…

Ну, это уже патология!

: Патология, но довольно широко распространенная. Давайте опираться на то, что мы слышим от наших пациентов. Честно сказать, по началу волосы дыбом вставали от подобных историй и от того, как часто это происходит в, казалось бы, совершенно обычных семьях. Расскажу случай, который мы разбирали на психоаналитической конференции: мальчик 9 лет вернулся с летних каникул и рассказывает своему терапевту о том, как он с родителями был на море и, в том числе, они все вместе ходили на нудистский пляж. Терапевт говорит: «Надо же, наверное, ты видел на пляже много детей?... Мальчиков и девочек…». И ребенок ему отвечает: «Откуда я знаю, они же все были раздетыми!». Он не мог различить! Он видел их голыми, но как будто бы не видел. Произошло повреждение восприятия реальности - такая сильная защита от того, к чему этот мальчик не был готов…


Может, ребенок не был к этому готов, потому что ему родители заранее не объяснили, что такое нудистский пляж, и что есть разница между мальчиками и девочками…?

Аурелия Коротецкая: Ни один ребенок в этом возрасте не был бы готов! Ребенок готов к этому только в подростковом возрасте, когда у него возникает собственный интерес.

Точно так же, как первый половой акт - в норме происходит тогда, когда человек вроде бы к этому подготовлен. Но многие ли взрослые хорошо помнят свой первый секс? Нет… Потому что в этот момент слишком много перевозбуждения, с которым сложно справиться. Многие женщины рассказывают о первом половом акте как об акте насилия. И потом начинаешь разбираться - никакого насилия не было. Почему? Просто это перевозбуждение было настолько болезненным, что в тот момент воспринималось как насилие.

Еще родители часто рассуждают так: «Лучше я покажу свое обнаженное тело, чем если сын или дочь будут подглядывать за кем-то из любопытства». Многие родители позволяют себе тискать друг друга на глазах у ребенка, отпускают сальные шутки. Это распространенное явление. Некоторые дети сами просят родителей одеться или удалится в свою комнату, но в ответ взрослые могут схватить их за гениталии, ущипнуть за попу или за грудь, сказать, мол, ничего страшного, это нормально, это жизнь, посмеяться.

Аурелия Коротецкая: И это действительно серьезная травма для ребенка. Таким детям будет очень сложно вступить в нормальную взрослую сексуальную и семейную жизнь, потому что в этом месте у них будет много психической боли. Их сексуальная жизнь может отодвинуться далеко на потом, или вообще стать невозможной... Либо другой вариант - они могут начать спать со всеми подряд, потому что как будто ничего особенного не происходит: это не любовь, это просто использование обнаженного тела.

(повисает пауза)Вспомните Хама из Библии. Почему его так зовут? Потому что он увидел обнаженного отца и посмеялся над ним. Он увидел то, что нельзя видеть. Ребенок может смотреть на обнаженных сверстников, но не на взрослых людей…

…и в тот момент, когда у него самого возникнет заинтересованность?

Конечно. Не тогда, когда ему это будет навязано.

Еще одна граница воспитания - это наказание ребенка. Современные родители знают, что бить детей нельзя, но не многие могут сдержаться, чтобы не шлепнуть своего ребенка за плохое поведение или не схватить его в порыве гнева. Давайте поговорим о применении силы в воспитании ребенка и как это может сказаться на его психике.

Аурелия Коротецкая: Не все знают, что слово «трахать», по Далю, первоначально означает «бить». Это уже позже мы стали использовать его в другом контексте. А, как известно, что у нас в бессознательном, то и на языке. Поэтому бить детей и еб@ть детей подсознательно воспринимается как одинаковое действие - …

…насилие?

Возбуждающее насилие. Нарушающее границы.

Многие родители, которые срываются на детях, говорят, что они сами подвергались насилию в детстве. Будучи еще маленькими, они думали, что вырастут и ни за что не будут трогать своих детей. Но потом они становятся взрослыми и проделывают все то же самое, что пережили в детстве. Сила этого бессознательного влечения оказывается им не подконтрольна.

Как такие «срывы» могут сказаться на ребенке?

Аурелия Коротецкая: Самый безобидный механизм: если отец бьет своего сына, то сын или его сын (то есть внук) рано или поздно станет гомосексуалистом. Потому что бить сына - значит, удерживать его в состоянии подчинения.

Битые мальчики часто становятся садистами, а девочки - мазохистками. Если очень сильно и страшно били, это может привести к диссоциации личности. Все серийные убийцы, как известно, подвергались насилию. Это доказанный факт. Потому что единственное, что помогает справиться с пережитым насилием, - это идентификация с агрессором. То есть ребенок становится тем, кто его бил. Он вырастает и в отместку бьет других. При этом он чаще всего не понимает, почему это делает, но все равно бьет.

Как родителям исправить ситуацию, если они уже нарушали границы ребенка?

: Во-первых, перестать делать то, что они делали. Если ходили полуголыми - одеться, если клали ребенка к себе в койку - не делать этого больше, если мать разбрасывала тампоны по квартире или отец презервативы - перестать. Закрывать ванную и туалет во время купания, не входить туда без стука и т.д. И не искать оправдания или объяснения своему поведению, просто перестать делать.

Аурелия Коротецкая: Во-вторых, обратиться к специальной литературе. Сегодня есть масса хороших источников на тему воспитания: «На стороне подростка» Франсуазы Дольто, «Разговоры с родителями» Дональда Винникота, фильмы Франсуазы Дольто на ютубе, многие из них уже переведены на русский язык. Из наших психологов - замечательные книги Юлии Борисовны Гиппенрейтер.

Но самое главное - прислушиваться к самому себе и научиться слышать потребности своего ребенка. Стать той самой «достаточно хорошей матерью», о которой говорил Винникот: просто идти на поводу своей материнской интуиции.

Конечно, если мама сама не была в детстве травмирована…

Я послушала Гречку ещё раз, и она некрасивая.

Многие из вас уже слышали про скандальное заявление певицы Земфиры о певицах Монеточке и Гречке. Расцениваю это событие как отличный повод продолжить тему .

Если вы не в курсе скандала, прочитайте несколько постов Земфиры из соцсетей. Один из них на сегодняшний день удалён.



В результате инцидента интернет разделился на два лагеря. Подавляющее большинство пользователей возмущено заявлением Земфиры, но им противостоят люди, которые поддерживают «право Земфиры на собственное мнение». И здесь у меня сразу включается внутренний Свободный Человек, который тоже имеет право на любые чувства и эмоции. Но солидарности с Земфирой не возникает. В чём фокус?

Кислое и мягкое

В том, что Земфире как раз никто не запрещает иметь собственное мнение. Но Земфире недостаточно иметь своё мнение, ей необходимо это мнение выкрикнуть в рупор. А когда оказывается, что мнение грубо нарушает личные границы другого человека, Земфира, зачем-то, начинает отстаивать свои права.

Демонстрация «собственного мнения» должна заканчиваться там, где начинаются личные границы другого человека. Иначе под эгидой собственного мнения мы уничтожим все достижения цивилизации в области коммуникаций. Я, например, после двух инцидентов, терпеть не могу свою соседку, но при встрече всегда вежливо здороваюсь с ней. Чем закончатся наши встречи в подъезде, если я начну изрыгать оскорбления? Что, если я начну обходить соседские квартиры и транслировать своё мнение? Кого, кроме меня и соседки, касаются наши взаимоотношения?

Вот и получается, что личное мнение, выпущенное в люди, начинает жить своей жизнью. Кто-то берёт пример с Земфиры и тиражирует «критические» посты. Кто-то бьёт Земфиру её же мнением, утверждая, что «чья бы корова мычала». Вместо того, чтобы говорить по существу о том же искусстве, мы стираем пальцы в спорах о душевном здоровье и правах Земфиры. Потеряли бы мы что-то, не узнай о том, что Гречка для Земфиры некрасивая? Приобрели ли мы что-то, кроме пустого информационного шума?

«Жаба и гадюка»

На минуту вернусь к шуму. Оказалось, что у истории с Земфирой был приквел. Сетевая певица Монеточка в интервью 18 июля тоже озвучила своё мнение и высказалась о личности Земфиры :

«Думаешь, это хорошее сравнение? Мне вот кажется, что Настя (Гречка) покруче будет. Для меня она потрушнее. Земфира - очень сложный человек, закрытый, непонятный.»

Получается, мам, Монеточка первая начала.

Хотя мнение Монеточки о Земфире и оказалось «лайтовым», оно выглядит не менее неуместно, как и «хардкорное» мнение Земфиры о Гречке. Где же проходит граница дозволенного?

Правила уважения личных границ

Я нашла пять областей, которые должны быть неприкосновенны для критики:

  • Характер
  • Внешность
  • Здоровье
  • Личная жизнь
  • Решения, которые не ограничивают прав и свобод других людей

Можно ли критиковать творчество? Можно, если оно является продуктом, то есть, продаётся. Любая критика должна подтверждаться аргументами и фактами. «Я считаю, что А круче Б, потому что А завоевала интернет-аудиторию за 3 месяца, а Б шла к популярности несколько лет.» Или «Я считаю, что у этой певицы мало шансов стать популярной, потому что поп-эстрада стоит на эпатаже, а N не собирается создавать свой стиль».

А если человек сделал что-то действительно гадкое? Критика личности недопустима ни в каком виде. Здесь как с детьми: плохой поступок, а не плохой ребёнок.

Я выражаю благодарность певицам Земфире и Монеточке за яркий пример нарушения личных границ. Когда некому показать нам, как надо, сгодятся и примеры как не надо.

А какие человеческие области вы считаете неприкосновенными?

Практически с первых дней жизни ребёнка окружают многочисленные запреты. Засовывать пальцы в рот или в розетку, кусаться, щипаться, кидаться песком в прохожих – все эти увлекательные занятия называются одним скучным словом «нельзя».

Некоторые дети воспринимают родительские запреты как законы природы и считают, что настаивать на желании съесть конфету перед обедом – всё равно, что требовать от солнца, чтобы оно выглянуло из-за тучи. Однако большинство отпрысков то и дело переходят границы дозволенного. Кто они, эти нарушители, и как научить их уважать требования взрослых?

Маленькие и удаленькие

В возрасте до 3 лет незнание законов полностью освобождает малыша от ответственности. Можно сколько угодно требовать от ребёнка «не трогать чужие вещи», однако он будет продолжать залезать в бабушкину сумку, листать папину книжку или рисовать на зеркале маминой помадой. Это ведь вещи не чужих людей, а своих, родных! Подробное объяснение правил поведения с наглядной демонстрацией желаемых действий помогут избежать подобных недоразумений.

    Требуя от малыша послушания, не используйте размытые формулировки. Маленькие дети часто буквально понимают слова взрослых, из-за чего не могут перенести опыт, полученный в одном случае, на аналогичные ситуации. Допустим, если вы запретили ребёнку топать ногами в луже, он может подумать, что речь идёт только об этой луже перед домом, а в той, побольше, можно плескаться целиком. Ведь нырять – совсем не то, что топать ногами!

    Объясняя ребёнку причины запретов, не пытайтесь напугать его отдалёнными последствиями. Карапуза вряд ли удержит от игр с острыми ветками тот факт, что из-за шрамов он лет через 10 будет выглядеть непривлекательно в глазах противоположного пола. Если же дать ему возможность потрогать верхушку ветки, ребёнок сможет убедиться в том, что она больно царапается.

    Если вы говорите «нельзя», то должны подразумевать именно «нельзя» , а не «ну, ладно, попробуй, только осторожно!».

    Договоритесь со всеми взрослыми , которые имеют отношение к воспитанию ребёнка, о том, что ему разрешено, а что запрещено. В противном случае ребёнок будет использовать имеющиеся между вами противоречия для того, чтобы беспрепятственно осуществлять любые свои желания.

    Иногда малышу нужно продемонстрировать границы дозволенного таким образом, чтобы он физически ощутил их. Покажите повреждения на той дверце тумбочки, которой нельзя сильно хлопать, или вместе дойдите до заборчика на детской площадке, за который нельзя убегать.

    В некоторых ситуациях ребёнок ненамеренно нарушает границы дозволенного просто потому, что не умеет делать так, как вы от него требуете. Например, при виде грязи малыш не успевает свернуть с прямой траектории и наступает на неё. В подобных случаях нужно помочь ребёнку совершить правильное действие, предугадывая возможные проблемы.

Повышенная любознательность часто перевешивает соображения здравого смысла и обещания вести себя хорошо. Рискованные эксперименты свойственны, в основном, детям 4-10 лет. Те, кто помладше, подбирают на детских площадках и тащат домой различные «сокровища». Те, кто постарше, норовят что-нибудь поджечь или взорвать. Ограничивать познавательную активность ребёнка исключительно просмотром образовательных передач – значит, лишить его возможности научиться реализовывать собственные идеи и проверять возникающие гипотезы. Чтобы этого не произошло, сосредоточьтесь не на ограничениях, а на обучении ребёнка технике безопасности.

    Объясните юному естествоиспытателю, что ваши требования вызваны реальной опасностью , а не вашей повышенной тревожностью. Например, настойчивая просьба не залезать на незнакомые сайты без разрешения связана не с недоверием к нему, а с угрозой заражения компьютера вирусами.

    Многие дети полагают, что следование технике безопасности – удел самых маленьких или неопытных. Расскажите ребёнку о том, какие защитные элементы входят в экипировку пожарных, военных, космонавтов или промышленных альпинистов.

    Продемонстрируйте выгоду от соблюдения разумных ограничений. Объясните экспериментатору, что довольно часто приходится прерывать интересное занятие из-за того, что человек не знает меры. Допустим, гость убегает с праздника, потому что у него болит живот от выпитой газировки.

    Приведите примеры реальных научных экспериментов , которые не могли бы получиться, если бы учёные пренебрегали определёнными правилами. Так, ребёнка может заинтересовать, что при медленной подаче из газовой горелки водород горит, а если допустить его смешивание с кислородом, произойдёт взрыв. Правда, прежде чем рассказывать об этом, убедитесь, что в детской не припрятаны баллоны с газами.

    Предложите ребёнку представить, что будет, если каждый начнёт делать то, что хочет. Почитайте вместе книжку С. Михалкова «Праздник непослушания» и спросите, что, по мнению ребёнка, герои делали неправильно. Постарайтесь, чтобы тон беседы не был назидательным.

Чем старше становится ребёнок, тем сложнее его убедить в том, что всевозможные правила придумали не для того, чтобы испортить ему жизнь. Отвоёвывая всё больше свободы, ребёнок невольно оказывается на запретной территории. В этой ситуации необходимо объяснить ему смысл мудрого английского выражения: «Свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода чужого носа».

В переходном возрасте дети по поводу и без задают вопрос, имеющий различные окончания, но начинающийся всегда одинаково: «А почему я должен…?» При этом подросток предполагает, что все остальные как раз-таки ДОЛЖНЫ вникать в его проблемы, спонсировать его развлечения и закрывать глаза на небрежность в учёбе. Чтобы добиться уважения установленных границ, нужно показать ребёнку это несоответствие.

    Перечислите всё то, что вы не хотите делать, а приходится. Объясните, ради чего вы совершаете над собой такое насилие. Например, сверхурочная работа выполняется с прицелом на будущее: после удачного завершения проекта можно получить премию или повышение в должности. По той же причине не стоит грубить преподавателям, даже если они не правы. На контрольных или при подготовке к ЕГЭ они припомнят это, не захотев поддержать в трудной ситуации.

    Продемонстрируйте ребёнку выгоду от умения соблюдать границы. Приведите в пример банки, устанавливающие льготные условия для добросовестных заёмщиков, или консульства, выдающие долгосрочные визы законопослушным туристам.

    Многие подростки стремятся выйти победителем из любого спора или конфликта и не стесняются в средствах демонстрации своего превосходства. Помогите ребёнку посмотреть на понятие «победа» под другим углом. Выигрывает тот, кто держится с достоинством, не опускаясь до крика, брани или рукоприкладства. Чтобы убедиться в этом, предложите подростку понаблюдать за стычками одноклассников и оценить, кто из конфликтующих ему более симпатичен.

    Если вы хотите, чтобы ваше требование было выполнено, позаботьтесь о том, чтобы создать у подростка хотя бы иллюзию возможности выбора . Допустим, настаивая на семейной поездке на дачу, предложите ему остаться в городе при условии, что он сделает в квартире генеральную уборку.

    Не забывайте о том, что подросткам свойственно устраивать дискуссии по любому поводу. Не нужно идти у ребёнка на поводу, превращая всех видимых мух в неповоротливых слонов. Если дело касается принципиальных вопросов, ведите спор таким образом, чтобы подростку было трудно подыскивать аргументы в защиту своей позиции.

    Например, если ребёнок настырно требует последние модели телефонов, планшетов и прочих игрушек для поднятия авторитета среди сверстников, не рассуждайте о дороговизне этих гаджетов. Он готов к такой реакции и, наверняка, подготовил ответ. Задайте неожиданный вопрос: сможет ли он гарантировать сохранность этих вещей в школе?

Вне зависимости от возраста дети могут нарушать границы дозволенного с целью обратить на себя внимание близких взрослых. Чем больше любви и поддержки они будут получать, тем реже у них будет возникать такая потребность.