Посты православной церкви. Что такое пост в православии и как его соблюдать

Смысл Великого поста — духовное очищение и подготовка к христианскому празднику Пасхи и воскресению Христа. В современном мире, где власть денежного мешка давно перевесила силу духовного очищения человека, Великий пост превратился в формальность, соблюдение которой обеспечивает некую защиту и осознание правильности своего поведения. Происходит это и потому, что понимание Великого поста сводится к отказу от постных продуктов и не затрагивает глубоких духовных сфер человека.

Великий пост связан с цифрой 40: столько дней Спаситель находился в пустыне, подвергаясь дьявольским искушением и постясь. Эти 40 дней и называются Четыредесятницей - основным периодом поста, к которому позднее добавились Суббота Лазаря и Пальмовое (Вербное) воскресенье, а также Страстная седмица. Получилась Пятидесятница.

Длительность Великого поста - шесть седмиц (недель), к ним добавляется Страстная седмица, он захватывает период от начала февраля (не раньше 2 числа) до начала мая (не позже 7 числа). Дата зависит от дня Пасхи.

Любой пост - это путь к Богу. Первоначально он имел значение подготовки к Крещению. Раньше постились только язычники, которые собирались принять христианство и готовились к этому обряду, очищаясь от старых заблуждений с помощью молитв, проповедей и чтения духовной литературы. Это был своего рода жертвенный подвиг во имя веры, который подготавливал тело и душу к принятию христианства. Крестили в древности в Рождество и на Пасху, перед Пасхой в Великую Субботу. Показывая свою солидарность с язычниками, остальные христиане тоже приняли условия Великого поста и стали выполнять все причитающиеся в это время жертвенные условия. В те времена это касалось только Страстной седмицы.

Смысл Великого поста заключается в трех аспектах:

  • Это знак солидарности и единства христиан. Общее послушание, вызывающее чувство соборности и близости всех людей православного мира.
  • Утеснение плоти. Очищение души от пут плоти, страстей, искушений. Душа должна перестать зависеть от тела. Отказ от скоромной пищи (мясо, молоко, животные жиры, яйца, кондитерские изделия, изготовленные с добавлением молока, жиров и яиц).
  • Одухотворение человека. Молитва, покаяние, очищение от злых помыслов, воцарение мира и любви в душе. Диалог с Богом.

Великому посту предшествует подготовка, которая начинается за 4 седмицы до него и духовно подготавливает православных к покаянию. Каждая неделя называется по-своему и имеет свое назначение:

Следующая за этой неделей седмица носит название Мясопустной, её называют Масленичной неделей. Согласно своду Типикона, на этой неделе можно употреблять в пищу рыбу, молочные продукты и яйца. Последнее воскресенье этой недели - Прощёное, совершается обряд прощения и начинается Великий пост.

Если говорить образно, то Четыредесятница - это время, когда человек идёт к Богу. Ему помогают в этом пост, молитва и покаяние, а Страстная седмица - это путь Бога к человеку, приходящего через страдания, Голгофу, ад и Пасхальное Воскресение. Пятидесятница - это путь к Пасхе, а в пути и богослужение меньшее, потому не служится литургия (только по субботам и воскресеньям). Только в среду и пятницу возможно причастие, но дарами, которые освящены раньше. В церкви в это время царит особая атмосфера.

По уставу во время Великого поста можно принимать пищу таким образом:

  • От понедельника до пятницы - разрешён вечерний приём пищи в сухом виде (хлеб, овощи и фрукты).
  • В субботу и воскресенье два раза в сутки можно есть блюда, приправленные растительным маслом, и вино из винограда (исключение составляет суббота Страстной недели).
  • В Вербное воскресенье и на Благовещение разрешается рыба (в том случае, если Благовещение не совпадает со Страстной седмицей).
  • Самый строгий пост - в первую и последнюю недели.
  • В Великую пятницу есть не положено.
  • В Великую субботу едят сырую пищу вечером.
  • В Лазареву субботу рыбу не едят, но можно употреблять икру.

Великий пост совпадает с весной, поэтому в пищу употребляют зелень, морковь, лук, свёклу, капусту, соленья. То есть продукты, которые растут на деревьях и в земле: бобовые, фрукты, овощи, ягоды и орехи. Православный пост намного строже католического, но даже из овощей и фруктов можно приготовить множество действительно вкусных и питательных блюд, способных поддерживать высокий жизненный тонус человека, который не отказывается на период поста от привычного рабочего ритма и образа жизни.

«Не то, что входит в уста, оскверняет его, а то, что выходит из уст его», - написано в Евангелии. Это говорит о том, что главное в Великом посту не пища, которую человек ест и в которой себя ограничивает, а то, что он говорит, о чём думает, что делает. Но состояние души связано с состоянием тела, и если тело загрязнено, отягощено излишним, отравлено, душа очищается с трудом. Пост, молитва, покаяние - это способы, которые помогают душе освободиться от грехов и приблизиться к Богу.

Пост - это не самоцель, не мероприятие в виде разгрузочных дней и очищения организма от шлаков. Это средство достижения более высокой цели. Цель эта - очищение и просветление души, любовь к Богу. Если у человека изначально нет такой цели, то простое ограничение себя в пище даст только общий эффект похудения. Кстати, после окончания поста многие быстро набирают вес, но не обогащаются духовно, потому что даже не ставили себе такой задачи.

Многие люди с трудом переносят воздержание и ограничения в еде, становятся раздражительными, злыми. Такой пост не приносит никакой пользы. Исключая скоромную пищу, не перекрывайте доступ к душе светлым и благостным помыслам. Наполняя себя светом любви к Богу, человек не дает шанса развитию внутри гнева и ненависти. Очень осторожным нужно быть во время поста людям больным и ослабленным, беременным женщинам, детям. Главный принцип, которым должен руководствоваться человек во время Великого поста, - не «есть» окружающих (не злиться, не гневаться, не раздражаться).

Не стоит думать, что Великий пост - это только страдание и жертва при подготовке к светлому воскресению и Пасхе и человек всё время пребывает в скорби и печали. Это не так. Суббота и воскресенье остаются днями радости и ослабления покаянных молитв. Богослужение отличается отсутствием литургии в понедельник, во вторник и в четверг. Литургия Преждеосвященных Даров проводится в среду и пятницу, в субботу и в Вербное воскресенье служится литургия Иоанна Златоуста, по другим воскресеньям проходит литургия Василия Великого.

Каждая седмица Великого поста несет определённый смысл:

О последней, самой строгой, Страстной неделе стоит рассказать отдельно. Она почиталась особенно, в народе носила название Красной, Святой, Белой, Чистой, Русальной, Червоной. Каждый день недели называют Великим или Страстным, и наполнен он подготовкой к Пасхе. Великдень (или Пасха) был ожидаемым и светлым праздником, к нему готовились особо: мыли, белили, чистили, выскабливали столы и лавки, отмывали окна, двери и полы, с четверга хозяйки пекли куличи, мясо, начиняли колбасы, красили яйца. Считалось, что до Великодня, в Страстную неделю, беснуется нечистая сила, а после него на землю возвращаются предки, и нужно обязательно почтить их.

В богослужении до среды проходит литургия Преждеосвященных Даров, в Страстной четверг и пятницу - литургия Василия Великого. В Великую пятницу литургию не проводят. Дни этой недели связаны со Страстями Христовыми - событиями земной жизни Спасителя. В последнюю седмицу церковь напоминает прихожанам о них. События, которые произошли после Тайной вечери, связанные с арестом Иисуса, судом, бичеванием и казнью, вызывают особенно трепетное отношение христиан и запечатлены в памяти и церковных обрядах и традициях православных.

Страстная неделя

Великий пост, смысл и значение которого прочувствовано человеком глубоко внутри, оказывает на его душу великое очищающее действие. И Пасха превращается в истинное воскресение, возрождение его к новой духовной жизни. Но происходит это тогда, когда человек не просто следует какому-то общепризнанному канону, внешним правилам, связанным с приемом пищи или религиозными обрядами, но проходит путь к Богу глубоко внутри, в своей душе. Великий пост - это способ духовного возрождения и проверки, а может быть, и обретения истинной веры в её священном божественном значении. Ограничивая себя в еде, пресыщенные благополучием люди получают возможность оценить её истинный вкус и ценность даров Божьих. Уменьшая развлечения, удовольствия, пустые разговоры, люди учатся слушать свою душу, начинают ценить действительно глубокие отношения, лучше понимают себя и окружающих, учатся любить Бога и понимают смысл его великой любви и милосердия к людям.

«Не подобает христианам во Святую Четыредесятницу есть рыбу. Если я уступлю тебе в этом, то в следующий раз ты будешь принуждать меня поесть мяса, а затем предложишь отказаться от Христа, моего Творца и Бога. Мне лучше избрать смерть». Таким был ответ святого благоверного царя Карталинского Луарсаба II шаху Аббасу, как это явствует из «Мартиролога» Католикоса-Патриарха Антония. Таково было отношение к церковным постам наших благочестивых предков…
В Православной Церкви существуют посты однодневные и многодневные. К однодневным постам относятся среда и пятница - еженедельно, кроме особых случаев, указанных в Уставе. Для монахов добавляется пост в честь Небесных Сил по понедельникам. С постами соединены и два праздника: Воздвижение Креста (14/27 сентября) и усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября).

Из многодневных постов следует назвать, в первую очередь, Великий пост, состоящий из двух постов: Святой Четыредесятницы, установленной в память сорокадневного поста Спасителя в иудейской пустыне, и Страстной седмицы, посвященной событиям последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его Распятия, Смерти и Погребения. (Страстная седмица в переводе на русский - неделя страданий.)

Понедельник и Вторник этой седмицы посвящены воспоминаниям ветхозаветных прообразов и пророчеств о Крестной Жертве Христа Спасителя; Среда - предательства, которое совершил ученик и апостол Христа, выдав на смерть своего Учителя за 30 сребреников; Четверг - установления Таинства Евхаристии (причащения); Пятница - Распятия и смерти Христа; Суббота - пребывания Тела Христа во гробе (в погребальной пещере, где, по обычаю иудеев, хоронили мертвых). Страстная седмица заключает в себе главные сотериологические догматы (учение о спасении) и является вершиной христианских постов, подобно тому, как Пасха - прекраснейшим венцом всех праздников.

Время Великого поста зависит от переходящего праздника Пасхи и поэтому не имеет устойчивых календарных дат, но продолжительность его вместе со Страстной седмицей всегда 49 дней.

Петров пост (святых апостолов Петра и Павла) начинается через неделю после праздника Святой Пятидесятницы и продолжается до 29 июня/12 июля. Этот пост установлен в честь проповеднических трудов и мученической смерти учеников Иисуса Христа.

Успенский пост - с 1/14 по 15/28 августа - установлен в честь Божией Матери, земная жизнь Которой была духовным мученичеством и сопереживанием страданиям Ее Сына.

Рождественский пост - с 15/28 ноября по 25 декабря/7января. Это - приготовление верующих к празднику Рождества - второй Пасхи. В символическом значении он указывает на состояние мира до пришествия Спасителя.

Особые посты могут быть назначены Церковной иерархией по случаю общественных бедствий (эпидемии, войны и т. д.). В Церкви существует благочестивый обычай - поститься каждый раз перед Таинством Причащения.

В современном обществе вопросы о значении и смысле поста вызывают много недоумений и разногласий. Учение и мистическая жизнь Церкви, ее Устав, правила и обряды до сих пор для части наших современников остаются столь же незнакомыми и непонятными, как история доколумбовой Америки. Храмы с их таинственной, как иероглифы, символикой, устремленные в вечность, застывшие в метафизическом полете ввысь, кажутся окутанными непроницаемым туманом, словно ледяные горы Гренландии. Только в последние годы общество (вернее - какая-то его часть) стало осознавать, что без решения духовных проблем, без признания примата нравственных ценностей, без религиозного просвещения невозможно решение никаких других задач и проблем культурного, социального, национального, политического и даже экономического характера, которые внезапно оказались завязанными в «гордиев узел». Атеизм отступает, оставляя за собой, как на поле битвы, разрушения, распад культурных традиций, деформацию общественных взаимоотношений и, может быть, самое страшное - плоский, бездушный рационализм, который грозит превратить человека из личности в биомашину, в монстра, составленного из железных конструкций.

В человеке изначально заложено религиозное чувство - чувство вечности, как эмоциональное осознание своего бессмертия. Это таинственное свидетельство души о реалиях духовного мира, находящегося за пределами чувственного восприятия, - гносис (знание) человеческого сердца, его неведомых сил и возможностей.

Человек, воспитанный в материалистических традициях, привык считать вершиной знания данные науки и техники, литературы и искусства. Между тем, это - незначительная часть знаний по сравнению с огромной информацией, которой обладает человек как живой организм. Человек владеет сложнейшей системой памяти и мышления. Кроме логизирующего рассудка, в нее включены врожденные инстинкты, подсознание, которое фиксирует и хранит всю его психическую деятельность; сверхсознание - способность интуитивного постижения и мистических созерцаний. Религиозная интуиция и синтетическое мышление являются высшей формой познания - «короной» гносиса.

В человеческом организме происходит непрестанный обмен информацией, без которой не могла бы существовать ни одна его живая клетка.

Объем этой информации за один только день неизмеримо больше, чем содержание книг во всех библиотеках мира. Платон называл познание «припоминанием», отблеском божественного гносиса.
Эмпирический рассудок, ползая по фактам, как змея по земле, не может понять эти факты, так как, анализируя, разлагает предмет на клетки, дробит и мертвит. Убивает живой феномен, но не может его оживотворить. Религиозное же мышление синтетично. Это интуитивное проникновение в духовные сферы. Религия - встреча человека с Богом, а также встреча человека с самим собой. Человек ощущает свою душу как особую, живую, невидимую субстанцию, а не как функцию тела и комплекс биотоков; ощущает себя как единство (монаду) духовного и телесного, а не как конгломерат молекул и атомов. Человек открывает свой дух, как алмаз в медальоне, который всегда носил на груди, не зная, что внутри его; открывает самого себя, как мореплаватель - берега неведомого, таинственного острова. Религиозное мышление - это осознание цели и смысла жизни.

Цель христианства - преодоление своей человеческой ограниченности через приобщение к абсолютному Божественному бытию. В противоположность христианству, атеистическое учение - кладбищенская религия, которая с сарказмом и отчаянием Мефистофеля говорит о том, что материальный мир, возникнув из некоей точки и разбежавшись по Вселенной, как капли пролитой ртути по стеклу, бесследно и бессмысленно уничтожится, вновь собравшись в ту же точку.

Религия - это Богообщение. Религия - не только достояние разума, или чувства, или воли, она, как и сама жизнь, включает в себя всего человека в его психофизическом единстве.
А пост - одно из средств, способствующих восстановлению гармонии между духом и телом, между умом и чувством.

Христианской антропологии (учению о человеке) противостоят две тенденции - материалистическая и крайне спиритуалистическая. Материалисты стараются объяснить пост, в зависимости от обстоятельств, или как порождение религиозного фанатизма, или как опыт народной медицины и гигиены. С другой стороны, спиритуалисты отрицают влияние тела на дух, расчленяют человеческую личность на два начала и считают недостойным для религии заниматься вопросами пищи.

Многие люди говорят: для богообщения нужна любовь. А какое значение имеет пост? Разве не унизительно ставить свое сердце в зависимость от желудка? Чаще всего говорят так те, кто хотел бы оправдать свою зависимость от желудка, вернее, рабство желудку и нежелание в чем-нибудь обуздать или ограничить себя. Высокопарными фразами о мнимой духовности они прикрывают боязнь восстать против своего тирана - чрева.

Христианская любовь - это чувство единства человеческого рода, уважение к человеческой личности как к феномену вечности, как к бессмертному духу, облеченному в плоть. Это способность эмоционально переживать в себе радость и горе другого, то есть выход из своей ограниченности и эгоизма - так вырывается узник на свет из мрачного и темного подземелья. Христианская любовь расширяет границы человеческой личности, делает жизнь более глубокой и более насыщенной внутренним содержанием. Любовь христианина бескорыстна, как свет солнца, она ничего не требует взамен и ничего не считает своим. Она не становится рабой других и не ищет себе рабов, она любит Бога и человека, как образ Божий, а на мир смотрит, как на картину, нарисованную Творцом, где видит следы и тени Божественной красоты. Для христианской любви требуется непрестанная борьба с эгоизмом, как с многоликим чудовищем; для борьбы с эгоизмом - борьба со страстями, как с дикими зверями; для борьбы со страстями - подчинение тела душе, взбунтовавшейся «темной, ночной рабыни», как называл тело святитель Григорий Богослов, - своей бессмертной царице. Тогда в сердце победителя открывается духовная любовь - как родник в скале.

Крайние спиритуалисты отрицают воздействие на дух физических факторов, хотя это противоречит повседневному опыту. Для них тело - только оболочка души, нечто внешнее и временное для человека.

Материалисты, наоборот, подчеркивая это влияние, хотят душу представить функцией тела - мозга.

Древнехристианский апологет Афиногор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа - музыкант, а тело - инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.

Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта - души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.

Иерархия психофизической природы человека похожа на пирамиду, опрокинутую вершиной вниз, где тело давит на душу, а душа поглощает дух. Пост покоряет тело душе, а душу подчиняет духу. Пост является важным фактором сохранения и восстановления единства души и тела.

Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы, об этом учили еще древние философы: «Человек должен есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть», - говорил Сократ. Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа.

Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом - дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни.

Христос сказал: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12). Без постоянного напряжения и подвига воли Евангельские заповеди останутся только идеалами, сияющими в недосягаемой высоте, как далекие звезды, а не реальным содержанием жизни человека.

Христианская любовь - это особая, жертвенная любовь. Пост учит жертвовать сначала малым, но «великое начинается с малого». Эгоист же требует жертв от других - для себя, причем чаще всего отождествляет себя со своим телом.

Древние христиане соединяли заповедь поста с заповедью милосердия. У них был обычай: деньги, сбереженные на пище, откладывать в особую копилку и по праздникам раздавать нищим.

Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный - церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.

Церковь - это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.

Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост - одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это - только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.

Христианство требует от нас беспрерывного совершенствования. Евангелие открывает человеку бездну его падения, как вспышка света - мрачную пропасть, разверзшуюся под ногами, и в то же время Евангелие открывает человеку бесконечное, как небо, Божественное милосердие. Покаяние - это вИдение ада в своей душе и любви Божией, воплощенной в лице Христа Спасителя. Между двумя полюсами - печали и надежды - проходит путь духовного возрождения.

Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником - Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа.

Святые говорят: «Отдай кровь, прими дух». Покори свое тело духу - это будет благо и для самого тела, как для коня - подчиняться наезднику, иначе оба полетят в пропасть. Чревоугодник меняет дух на чрево и приобретает жир.

Пост - универсальное явление, существовавшее у всех народов и во все времена. Но христианский пост нельзя сравнить с постом буддиста или манихея. Христианский пост основан на других религиозных принципах и идеях. Для буддиста нет принципиальной разницы между человеком и насекомым. Поэтому употребление мяса для него - трупоядение, близкое к каннибальству. В некоторых языческих религиозных школах употребление мяса было запрещено, так как теория перевоплощения душ (метампсихоза) заставляла опасаться, что в гусе или козле заключена душа предка, попавшего туда по закону кармы (возмездия).

По учению же зороастрийцев, манихеев и других религиозных дуалистов, в сотворении мира принимала участие демоническая сила. Поэтому некоторые существа считались порождением злого начала. В ряде религий пост был основан на ложном представлении о человеческом теле как темнице души и средоточии всякого зла. Это порождало самоистязания и изуверства. Христианство считает, что такой пост приводит к еще большему расстройству и распаду «тримерии человека» - духа, души и тела.

Современное вегетарианство, проповедующее идеи сострадания к живым существам, основано на материалистических представлениях, стирающих грань между человеком и животным. Если же быть последовательным эволюционистом, то следует признать живыми существами все формы органической жизни, в том числе деревья и траву, то есть обречь себя на голодную смерть. Вегетарианцы учат, что растительная пища сама по себе механически изменяет характер человека. Но вегетарианцем был, например, Гитлер.

По какому принципу отбирается пища для христианского поста? Для христианина нет чистой и нечистой пищи. Здесь учтен опыт воздействия пищи на организм человека, поэтому такие существа, как рыбы и морские животные, являются постной пищей. В то же время к скоромной пище, кроме мяса, относятся также яйца и молочные продукты. Всякая растительная пища считается постной.
Христианский пост имеет несколько видов - в зависимости от степени строгости. К посту относятся:

- совершенное воздержание от пищи (по Уставу Церкви такое строгое воздержание рекомендуется соблюдать в первые два дня святой Четыредесятницы, в Пяток Страстной седмицы, в первый день поста святых Апостолов);

Сыроядение - пища, не приготовленная на огне;

Сухоядение - пища, приготовленная без растительного масла;

Строгий пост - без рыбы;

Простой пост - употребление рыбы, растительного масла и всех видов растительной пищи.

Кроме того, во время поста рекомендуется ограничить число приемов пищи (например, до двух раз в день); сократить количество пищи (приблизительно до двух третей от обычной нормы). Пища должна быть простая, не изысканная. Во время поста следует принимать еду позже, чем в обычное время - после полудня, если, конечно, позволяют обстоятельства жизни и работы.

Надо иметь в виду, что к нарушению христианского поста относится не только вкушение скоромного, но также поспешность в еде, пустые разговоры и шутки за столом и т. п. Пост должен быть строго соразмерен со здоровьем и силами человека. Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других - соломе».

Пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость. Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть.
При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях в диету постящегося может быть включен определенный вид скоромной пищи, необходимой при этой болезни, но лучше всего предварительно обсудить это с духовником.

В прессе и других средствах массовой информации против поста нередко выступали медики - с устрашающими заявлениями. Они рисовали, в духе Гофмана и Эдгара По, мрачную картину малокровия, авитаминоза и дистрофии, которые, как призраки мщения, ожидают тех, кто доверяет Церковному Уставу больше, чем руководству по «Гигиене питания» Певзнера. Чаще всего эти медики путали пост с так называемым «старым вегетарианством», которое исключало из пищи все продукты животного происхождения. Они не давали себе труда разобраться в элементарных вопросах христианского поста. Многие из них даже не знали, что рыба - постная пища. Они игнорировали факты, зафиксированные статистикой: многие народы и племена, питающиеся преимущественно растительной пищей, отличаются выносливостью и долголетием, первые места по продолжительности жизни занимают пчеловоды и монахи.

При этом, публично отвергая религиозный пост, официальная медицина вводила его в лечебную практику под названием «разгрузочных дней» и вегетарианских диет. Вегетарианскими днями в санаториях и армии были понедельник и четверг. Исключалось все, что могло напомнить о христианстве. По-видимому, идеологи атеизма не знали, что понедельник и четверг - это дни поста древних фарисеев.

В большинстве протестантских конфессий календарных постов не существует. Вопросы о посте решаются индивидуально.

В современном католичестве пост сведен до минимума; яйца и молоко считаются постной пищей. Разрешается прием пищи за один-два часа до причащения.

У монофизитов и несториан - еретиков - пост отличается продолжительностью и строгостью. Может быть, здесь сказываются общие восточно-региональные традиции.

Важнейшим постом ветхозаветной Церкви был день «Очищения» (в сентябре месяце). Кроме того, существовали традиционные посты в память разрушения Иерусалима и сожжения храма.

Своеобразным видом поста служили пищевые запреты, которые имели воспитательно-педагогический характер. Нечистые животные олицетворяли собой грехи и пороки, которых следовало избегать (заяц - боязливость, верблюд - злопамятство, медведь - ярость и т. д.). Эти запреты, принятые в иудаизме, перешли отчасти и в ислам, где нечистые животные воспринимаются как носители физической скверны.

В Грузии народ тщательно соблюдал посты, что зафиксировано в агиографической литературе. Евфимий Мтацминдели (Святогорец) составил ценное руководство о постах. А в «Описании Колхиды» доминиканского монаха А. Ламберти сообщается, в частности, что «мингрельцы следуют греческому обычаю (то есть Православию - Авт .) - Великий пост соблюдают очень строго, даже рыбы не едят! И вообще едят только раз в день при закате солнца. Они так твердо соблюдают обряд поста, что, как бы больны или стары, или расслаблены ни были, никаким образом в это время мяса не станут есть. Некоторые по пятницам вовсе воздерживаются от еды: на последней неделе не пьют вина, а в последние три дня никакой пищи не принимают».

По учению Церкви, телесный пост должен быть соединен с постом духовным: воздержанием от зрелищ, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Пост должен сопровождаться уединением и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Пост по христианской традиции начинается взаимным прощением обид. Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Пост должен сопровождаться милостью и помощью бедным.

Вера - это непосредственное свидетельство души о существовании Бога и духовного мира. Говоря образно, сердце верующего человека похоже на особый локатор, который воспринимает информацию, идущую из духовных сфер. Пост способствует более тонкому и чуткому восприятию этой информации, этих волн духовного света. Пост должен быть соединен с молитвой. Молитва - обращенность души к Богу, мистическая беседа творения со своим Создателем. Пост и молитва - два крыла, поднимающие душу к небу.

Если сравнить христианскую жизнь со строящимся храмом, то его краеугольными камнями будут борьба со страстями и пост, а вершиной, венцом - духовная любовь, которая отражает в себе свет любви Божественной, как золото церковных куполов - лучи восходящего солнца.

Цель постов: подчинение тела духу (восстановление правильной иерархии духа и тела), умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в .

Степени поста

Существует шесть степеней поста, согласно Уставу (приводятся в порядке возрастания строгости поста):
1. Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются (такое бывает для мирян только на сырной седмице – масленице ).
2. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба (и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино).
3. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища – «варение» (т.е. прошедшая тепловую обработку – вареная, печеная и т.п.) с растительным маслом и вино.
4. Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла.
5. Сухоядение. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» (глава 35), т.е сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты (в Типиконе предлагаются, например: изюм, маслины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.
6. Полное воздержание от пищи и пития – то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост».
Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу.

Этапы приучения к посту

Приучать себя к посту надо постепенно и обязательно под руководством и при благословении духовника . При этом пост ни в коем случае не должен вредить здоровью. Постепенность и умеренность не только предотвращают возможные срывы, но и служат признаком духовной зрелости и чистоты. Благословение, постепенность, рассудительность и постоянство усилия – вот главные условия успешного привыкания к посту.

В качестве первого этапа, призванного сформировать навык душевной независимости от чревоугодного чувства, можно порекомендовать выполнение таких общепринятых правил здорового образа жизни как отказ от переедания, слишком жирной и сладкой пищи, приема пищи в позднее время и т.д. Не противоречит духу православного поста и соблюдение разного рода оздоровительных диет, если во главу угла ставится не здоровье и красота внешнего вида, а формирование навыка воздержания. Без успешного прохождения этого подготовительного этапа нельзя надеяться на получение в дальнейшем благодатных плодов поста.

Сформировав привычку независимого от чревоугодия самоконтроля при выборе пищи, можно начинать соблюдать пост, отказываясь в постные дни сначала от мяса, а потом от яиц и молочной пищи.

Время, необходимое для привыкания к посту, а также качество и количество принимаемой пищи очень индивидуальны. «Дневную меру и количество пищи – пусть каждый сам для себя установит с тем, что если окажется излишнею и тяжесть производящею, то уменьшил бы; а когда усмотрит, что принятая им мера недостаточна к поддержанию тела, то пусть сделает малую добавку; и таким образом, дознав основательно – опытами, назначит себе такое количество пищи, которое может поддерживать силы тела его, служа не сластолюбию, а истинной нужде… Всем же одну меру узаконить невозможно, потому что тела имеют различные степени в силе и крепости, подобно меди, железу, воску. Впрочем, для новоначальных самая лучшая мера та, чтобы оставить пищу тогда, пока чувствуешь еще алкание. Но ежели и насытится, не согрешит. Пресытясь же, да укорит себя. Чрез сие он предупреждает поражение (от врага своего) и пролагает путь себе к победе над ним» (преп. ) .

Как временную меру переходного характера на начальных этапах можно рекомендовать различные рецепты вкусных постных блюд. Однако увлекаться этим, по-видимому, не стоит, ведь приготовление вкусной пищи занимает много времени, которое при этом по сути дела тратится на ублажение не совместимого с духом поста чревоугодного чувства. Особенно это относится к постным сладостям. Злоупотребление ими приводит к абсурдному результату, поскольку за время поста человек прибавляет в весе, а пост, как утверждал преподобный , «состоит не только в том, что есть, а в том, чтобы есть мало». В этом случае человек становится гораздо более восприимчив к благодати Божией, поскольку, по словам преподобного , «благодать любит жить в сухом теле».

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный писал так:
«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.
Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Пост и здоровье

Несмотря на очевидный для святых отцов оздоровительный эффект поста, они никогда не призывали поститься ради здоровья. Целью поста всегда оставалось обуздание чревоугодия, а благотворное его влияние на здоровье рассматривалось как благодатный побочный эффект. Однако, несмотря на второстепенность вопросов здоровья, тем не менее, святые отцы считали их достаточно важными и заслуживающими определенного внимания.

Пост и супружеские отношения

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим… Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» ().

При этом, как и при воздержании от пищи, еще более важно соблюдать принцип постепенного перехода к новому образу жизни.

Начинать можно с отказа от инициативы со своей стороны в пост, следуя завету апостола Павла – «Жена не властна над своим телом, но муж; ровно и муж не властен над своим телом, но жена» ().

Пост и каждодневная умеренность в пище

И последнее. Нельзя думать, что получение благодатных плодов поста целиком зависит от того, как он проведен. Очень важно и то, насколько мы привержены духу воздержания до и после поста. Умеренность и не в постное время избавит от многих искушений во время поста и, прежде всего, от недомогания, связанного с резкой сменой режима питания.

Еще более важно время, следующее за окончанием поста. К сожалению, очень многие воспринимают его как безудержное разрешение на всё и на вся. Особенно это относится к праздникам, которыми оканчивается каждый пост. Поэтому, по словам : «пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней».

Посты Православной Церкви

В Православной Церкви существуют посты , и (литургический) пост.

Из многодневных постов следует назвать, в первую очередь, Великий пост , Святая Четыредесятница, установленный в память сорокадневного поста Спасителя в иудейской пустыне. К Великому посту примыкает (в переводе – неделя страданий), посвященная событиям последних дней земной жизни , Его Распятия, Смерти и Погребения. Страстная седмица является вершиной христианских постов, подобно тому, как – прекраснейшим венцом всех праздников.
Время Великого поста зависит от переходящего праздника Пасхи и поэтому не имеет устойчивых календарных дат, но продолжительность его вместе со Страстной седмицей всегда 48 дней.

Петров пост (святых апостолов Петра и Павла) начинается через неделю после праздника Святой и продолжается до 12 июля. Этот пост установлен в честь проповеднических трудов и мученической кончины .

Количество постных дней в году – от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и соответственно более или менее продолжительного поста святого апостола Петра и Павла. Практически постными днями в году является каждый второй день.

Время начала и окончания поста

Посты имеют календарный характер, начинаются и заканчиваются в полночь.

о постах

Многие христиане считают, что пост установлен только для того, чтобы подчинить тело душе.[…] Однако это лишь одна сторона поста. Есть другая, еще более важная, то, что святые Отцы называли «духовным постом».

Человек состоит из души и тела, но в самой душе можно различить две не сливающиеся друг с другом силы: первая – обращенность к вечности, к тому, что стоит над текущим потоком земного бытия, – способность души к богообщению святые Отцы называли духом; вторая сила – обращенность к земле, совокупность познавательных сил: рассудка, воображения, памяти, а также чувственные влечения, эмоциональные переживания и, наконец, генетически вложенные инстинкты, без которых человек не мог бы существовать ни одного дня.

Главное в человеке – дух; в духе – образ и подобие Божие, дух отделяет человека как бы глубокой пропастью от всех остальных обитателей земли. В духе вложена целевая идея человека – вечное . Насколько человек живет духовно, настолько он живет достойно своего предназначения; это единственная возможность иметь радость и мир в земной жизни, в этом море страданий. У некоторых христиан такой триметрический взгляд на природу человека (дух, душа и тело) вызывает представление о душе как о чем-то низменном и недостойном в сравнении с духом. Это не так. Без душевных способностей невозможна была бы для человека земная жизнь и, следовательно, формирование его как нравственной личности для вечной жизни.

В самой природе человека нет ничего скверного и низменного; скверное – это извращение воли, разрушение иерархии и правильной соподчиненности способностей и сил человека; низменное и недостойное – это страсти и грех. В нашем наличном, а вернее, падшем состоянии тело проявляет себя непокорным душе, а душа – непокорной духу.

Поэтому пост – это не только укрощение тела, но прежде всего – укрощение душевных страстей для того, чтобы мог пробудиться и действовать дух.

Пост телесный подразумевает:
1) ограничение в ;
2) употребление особого вида пищи;
3) редкий прием пищи.

Душевный пост также должен включать в себя:
1) ограничение внешних впечатлений – пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно в огромных объемах, подобных «пиршествам Гаргантюа»;
2) контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа, исключение того, что раздражает страсти;
3) редкий прием пищи, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста – покаяние.

С постом несовместимы все виды развлечений и зрелищ, бесконтрольное чтение, продолжительные разговоры, шутливый тон, посещение тех мест и домов, где царит мирской, нецерковный дух, – все то, что рассеивает человека, отключает ум от молитвы, а сердце от покаяния.

Правила соблюдения православного поста предназначены для того, чтобы верующие люди прошли необходимую подготовку ко вхождению в Небесное Царство. Эта традиция воздержания от скоромной пищи и ограничения половой жизни является особой формой аскетизма, упражняющего дух и ведущего к спасению индивидуального сознания. Указания по соблюдению поста различаются в зависимости от возраста и состояния здоровья людей.

Значение поста в православии

Сегодня часто встречается пренебрежение к этой традиции. Некоторые люди думают, что пост - это только неприятное монашеское дело , могущее принести вред телу. Такое рассмотрение вопроса совершенно неверно, так как православный последователь должен думать о собственной душе, а не о земной оболочке.

Значение поста в православии

Возвышающий своё сознание и веру в Бога радуется воздержанию и с легкость переносит условные телесные трудности. Рассудительный прихожанин должен использовать это время со всей пользой. Именно с этим у истинных христиан принято поздравлять с наступлением периода очищения от материального и суетного.

Важно! Простое изменение состава пищи не является постом, если в уме не возникает желания воздерживаться, покаяться в неминуемых грехах через искреннюю молитву.

Духовное ограничение стоит рядом с телесным, но возвышается над ним. Если человек всецело отдается первому, Господь вселяет необходимые силы для преодоления второстепенных трудностей физической оболочки. Иоанн Златоуст авторитетно подтверждает: «Пусть в пост будут вовлечены все части вашего тела через опору на сильный и стойкий разум».

Рецепты постной кухни:

Сегодняшнее житие порой неправильно рассматривает сущность традиции - многие люди видят здесь только лишение материального подкрепления через наказание. Православный (и любой) пост - величайший способ достигнуть желаемого результата в служении Богу. Истощая собственное тело, верующий снимает темную пелену с души и открывает мистический путь, облегчающий приближение к Небесному Царству.

Воздержание нельзя называть голодом, которому подвергаются все существа за те или иные проступки. Эта традиция обретает религиозную ценность только в объединении с упражнениями для души (покаяние, уничтожение пороков через молитву).

Пост есть утончение физической плоти, что позволяет приблизиться к воздействию высших сил и сделаться наполненным благодатью. Церковь говорит о воздержании, чтобы напомнить о необходимом исцелении тяжело больной души, погрязшей в бытовой суете. Определенные дни в религиозном календаре предназначены для таких очищающих процедур. Они являются сугубым воздержанием и равновесием между оболочками, что должно вернуть главенство ума (души) над телом.

Христос постился сорок дней в пустыне

Апостолы говорили, то до появления поста человек проигрывал страстям и дьяволу. Христос показал пример 40-дневного воздержания и обрел силу Святого Духа. Каждый верующий обязан следовать примеру Безгрешного Сына и разить собственные слабости. Пребывающий в посте имеет непоколебимый ум и способен на любые свершения.

На заметку! Правила соблюдения православного поста описываются в Типиконе (книге Божественного устава), Номоканоне (византийском сборнике церковных указаний), Минеи и других подобных произведениях.

Практика воздержания невероятно развита в христианском мире - число постных дней иногда доходит до 200. Строгость поста, описанного в этих книгах, различается для монахов и мирских людей.

Особенности богоугодного воздержания

Подвиг покаяния и молитвенного прошения необходимо сопровождать мыслями об индивидуальной греховности. Верующий также должен отринуть увеселительные походы, смотрение неподобающих передач, чтение «легкой литературы» и т.п. Если эти категории не отпускают ум, человек обязан приложить ментальное усилие и разорвать путы бессмысленности.

В зависимости от подготовленности организма и здоровья воздержание различается на пять степеней:

  1. Для больных, престарелых или начинающих подходит первый тип с отказом только от мясной пищи.
  2. Далее идет отказ от молочной продукции.
  3. Отрицание рыбы.
  4. На предпоследней позиции полный отказ от масла.
  5. Пост без потребления вообще какой-либо пищи на определенный срок - ступень, доступная верующим с непоколебимой верой и титаническим здоровьем.
Важно! Неприлично в дни воздержания приготовлять себе изысканные блюда из разрешенных продуктов, потому что таким образом удовлетворяется сластолюбие и стремление к особому вкусу.

Не совершается поста, когда верующий покидает место трапезы с обремененным желудком и чувством удовлетворенного насыщения. Здесь практически нет жертв и лишений, которые только и придают воздержанию великой ценности.

Некоторые православные меняют физическое воздержание на «духовное», под которым понимают сдерживание раздражительности, критики других людей и всяческих ссор. Однако такая позиция не продвигает верующего по пути к истинной праведности, так как благорасположение само собой подразумевается в любое время. Поэтому послабление в приеме пищи - это только самообман, лишенный пользы.

Постная пища

Если человек не способен по состоянию здоровья или финансовому недостатку соблюдать традиционные правила поста, он должен отказаться от развлечений, сладостей, воздерживаться, хотя бы, в среду и пятницу . Приобщение начинается с малого - отрицания мясного.

Интересно! Ранее в русских семьях пост был чрезвычайно почитаем и выполнялся с чистым сердцем. Некоторые князья соблюдали правила воздержания лучше, чем многие монахи. Иноки Египта вторили 40-му посту Моисея и Христа. Монахи Оптиной пустыни в Калужской области питались только травой и славились долголетием.

Отдельные периоды воздержания

В православии выделяют однодневные и многодневные посты. Верующие постятся перед церковными праздниками или значимыми днями для православия.

Однодневные посты

К еженедельным постным дням относятся среда и пятница . Постные дни имеют собственную символическую сущность, мимо которой не смеет безразлично проходить христианская душа.


Послабления существуют в следующие периоды:

  • неделя после Троицы;
  • период Святок (от Рождества до Крещения);
  • на Масленицу (запрещена мясная пища, можно молочные продукты)

Также есть особые однодневные посты:

  1. День усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября).
  2. Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

Многодневные посты

  1. Мнение Церкви

    Религия утверждает, что пост есть действенный метод преобразования Гнева Божьего в Его милость. Жизнь в аскетизме и подвижничестве приятна Господу, она подобна чистому кристаллу, сбросившему с себя оковы грязного греха и рабства материальности.

    • Воздержание является практикой для великого начинания. Любое действие проще выполнить, если усмирить собственную плоть.
    • Уменьшая издержки на самого себя, православный человек имеет возможность больше положить на алтарь милосердия. Пища более пригодится сироте, вдове или бездомному, которые будут молиться о спасении.
    • Воздержание позволяет оставаться с Церковью, приобщаться к апостолам, Христу и Отцу. Оно открывает лучшие качества и приближает к самым глубоким таинствам.
    • Однако чрезмерное воздержание подобен пресыщению чрева: были примеры, когда фанатизм приобретал негативные качества и становился чревоугодием. Верующий должен знать собственные силы и быть рассудительным.
    • Человек должен вкушать столько пищи, сколько необходимо для поддержания телесного функционирования. Начав с нуля и впав в фанатизм, неофит чрезмерно навредит себе, и долгое время не сможет осознать правильное направление.
    • Главное условие - не нарушить устава душевного поста, если приходится поступиться правилами потребления. Были примеры, когда будущие святые вкушали скоромное, но умом не отдалялись от созерцания величия Господа.
    • Если верующий замечает изнеможение в теле, неспособность вознести молитву, это говорит о неправильном методе. Здесь помогает руководство опытных духовников, имеющих опыт в проведении поста.
    Важно! Пост в православии - средство исцеления от недугов греховности. Он очищает ум от действия загрязняющих мыслей, утончает тело и приближает к областям высшего блаженства.

    Посмотрите видео о значении поста в православии

Пост - это в буквальном смысле отказ от пищи. Именно это означают древнееврейские слова צוֹם (цом) и תַּעֲנִית (та‘анит). В христианстве же, в православии, в частности, практика поста понимается более широко, можно даже сказать, что неоднозначно. О том, как соблюдать мы и поговорим в этой статье.

Восточный пост как религиозная практика

В традициях Востока трапеза - это веселье, мир, порядок, радость. Невозможно жить обычной жизнью и наслаждаться, когда что-то не так, когда душу гложет какая-то скорбь, угроза, нужда или свершается особое действие Божие. Поэтому отказ от пищи - это есть отказ от собственной жизни, от власти над нею, это приглашение Богу действовать вместо себя. С другой стороны, это также поиск Бога, тоска по нему, а потому отрешенность от земных радостей. Такова суть поста. И, несмотря на века религиозной рефлексии, в принципе, она не изменилась.

Можно вспомнить пророков Моисея, Илию, апостола Павла и самого Христа, которые держали такой пост. Как правильно соблюдать эту форму чисто библейской аскезы, можно поучиться на их примере: уединиться, отказаться от еды, воды и любых развлечений, проводя время в молитвах.

Христианство, будучи библейской религией, поощряет именно такую форму поста, хотя и в несколько измененной форме. Кратко говоря, христиане заменяют полное воздержание от еды более или менее суровым ее ограничением. В результате сложилась целая культура, оформляющая пост. Как правильно соблюдать его, регламентируют специальные правила и уставы, и даже существует постная кухня. Православие здесь - не исключение. Восточная церковь византийской традиции предписывает более сотни в году, о чем еще будет сказано. Однако смысл православной аскезы гораздо глубже, чем вопрос о том, что едят в пост, а чего не едят.

Пост в Библии

В православии считается, что пост заповедан Богом человечеству еще в раю. В таком ключе истолковывается некоторыми святыми отцами запрет Адаму и Еве вкушать от древа познания добра и зла, о чем повествуется в

В целом евреев и христиан приводит следующие причины назначения общественных постов: семейные скорби (2 кн. Царств 12:16), скорби в церкви (Мф. 9:14-15), грядущие опасности (Есфирь 4:3, 16), общественные бедствия (2 кн. Царств 1:12), при принятии важного решения (Деян. 13:1-3).

Однако единственное прямое повеление Бога о посте в Библии встречается лишь однажды, и касается оно празднования Дня искупления, который приходится на десятое число седьмого месяца по еврейскому календарю (Лев. 16:29-31).

Остальные посты, упоминаемые в Библии, люди назначили себе сами. Существует четыре основных мотива для них:

1. Память о чем-то важном.

2. Покаяние.

3. Поиск благоволения и руководства свыше.

4. Защита.

Дань памяти значительным событиям

В данном случае главной причиной для поста служила необходимость сохранять о наиболее важных событиях. Яркими иллюстрациями этой практики служат посты в память сокрушения Моисеем двух каменных скрижалей Закона (Исх. 32), взятия Иерусалима вавилонянами (4 Цар. 24-25; 2 Пар.36; Иер. 52,4), сожжения Соломонова Храма (2 Пар. 36,19; Зах. 7:3).

Ради покаяния в грехах

Очевидно, что покаяние и вымаливание у Бога прощения за содеянные грехи несовместимо с радостью и поисками удовольствия. Поэтому к нему естественным образом присовокупляется пост. Для примера можно вспомнить покаяние евреев в многобожии и поклонении иноземным богам (1Цар.7:3-6), покаяние от лица народа пророка Даниила (Дан.9:3-19), покаяние жителей Ниневии после проповеди пророка Ионы (Ион. 3:6-9). Касательно последнего случая интересно то, что пост был наложен не только на людей, но и на домашний скот.

Поиск благоволения и руководства свыше

В ситуации, когда народ или иное сообщество стояло перед выбором, а правильное решение было неочевидным, часто принималось решение наложить на себя пост, чтобы таким образом испросить подсказки у Бога. Таким образом, например, постились израильтяне перед сражением с коленом Вениамина (Суд. 20:26-28). В целях угождения Богу часто постилась пророчица Анна, о которой повествуется в евангелии от Луки.

Пост ради защиты от врагов

К посту также прибегали, чтобы заручиться защитой Всевышнего от врагов. Человек, соблюдающий пост, приносил его как жертву Богу, рассчитывая в ответ обрести милость и покровительство в противостоянии со своими недругами. Так постились, к примеру, евреи, когда царем Артаксерксом был подписан указ об их истреблении (Есф. 4:3). Очень часто как отдельные личности, так и группы и даже народы постились, прося у Бога защиты от гонителей. Яркая иллюстрация такого поста - это молитва царя Давида (Пс. 108:24).

Время поста в Православии

Для верующих во Христа изначально не существовало никаких специальных постных дней. Члены церкви постились тогда, когда считали это необходимым, так что посты не были регулярной практикой, зависящей от календаря. Со временем, однако, церковная жизнь подверглась формализации. В недельном и годовом круге стали выделяться особые постные дни, в которые каждый год предписывалось поститься всем верующим.

Во-первых, это касается так называемого Великого поста, или святой Четыредесятницы. Данный пост предшествует Пасхе. Также он имеет некоторое отношение к сорокадневному периоду воздержания Христа от пищи и питья, о котором повествуется в Евангелиях.

Другая довольно ранняя христианская практика - это пост по дням (в среду и пятницу). Дело в том, что евреи практиковали воздержание от еды по понедельникам и четвергам. Таков был их обязательный еженедельный пост. Как правильно его соблюдать христианам, которые в то время находились под значительным влиянием синагоги? На этот вопрос отвечали по-разному, но, в конце концов, когда иудеи подвергли христиан проклятью, последние быстро решили для себя, что поститься вместе с неверными они не могут, и перенесли постные дни на среду и пятницу. Формальным поводом для этого послужила необходимость почтить дни предательства и распятия Иисуса Христа. Эта практика очень удачно прижилась. До сих пор пост по дням скорби Христа практикуется в православной церкви. В целом же на сегодняшний день, согласно восточному монашескому уставу, общее число суток в году, в которые предписывается более или менее строгое воздержание, составляет от 178 до 212.

Продолжительность поста в Православии

На страницах Библии мы встречаемся с 1-, 3-, 7-, 21- и 40-дневными постами. В большинстве повествований о посте ничего не говорится о его продолжительности. В православии существует множество однодневных постов и четыре многодневных. Продолжительность одного из них, приуроченного ко дню памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, изменяется год от года в зависимости от даты Пасхи. Воздержание на несколько часов, которое распространено в католической церкви, в православии не практикуется.

Православные праздники и посты

Большинство постов в православии играют подготовительную роль перед тем или иным праздником. О Пасхе и дне памяти апостолов Петра и Павла уже было сказано выше. Подобным образом дело обстоит с Крещением Господним, Успением и Рождеством Христовым.

Неугодный Богу пост

Отвечая на вопросы о том, что такое пост, как правильно соблюдать его, зачем он нужен, нельзя не коснуться темы неугодного поста. В Библии есть такие, например, воздержание от пищи царя Саула, от которого отвернулся Цар. 28:20). О том же повествуется в книге когда рассказывается об иудеях, наложивших на себя обет не есть и не пить до того времени, пока не убьют апостола Павла.

В целом можно сказать, что пост неугоден Господу тогда, когда на фоне воздержания в пище человек не воздерживается в грехах. Другая причина, почему аскеза может быть не принята Богом, состоит в том, что она заключается в снискании благоволения на дурное дело. Но последний мотив очень редко применим к современной церковной действительности. Дело в том, что с развитием общецерковных постов практика личного, спонтанного однократного наложения на себя поста практически сошла на нет в православии, сохраняясь лишь в протестантстве.

Также нужно коснуться темы законничества, то есть чисто формального соблюдения ограничений. Об этой порочной практике упоминали и ветхозаветные пророки, и сам Христос, когда ему задали вопрос про пост. Как правильно соблюдать его, согласно Спасителю? Не принимать унылый вид, не демонстрировать окружающим свое положение, чтобы пост оставался, по возможности, втайне от людей, будучи посвящен одному Богу. К сожалению, словам основателя христианства вняли не все его последователи.

Надо сказать, что в современном православии большинство верующих не практикует пост в качестве духовного упражнения. Для большинства из них, включая просто время запретов, когда определенные продукты не разрешены к употреблению. Таким образом, второстепенный вопрос о том, что едят в пост, а чего не едят, становится главным, а зачастую единственным содержанием этой древней аскетической практики.

Еще один грех, обесценивающий пост, - гордыня. Другими словами, не считается духовно полезной практикой такая аскеза, которая заставляет человека считать себя праведнее остальных.