Изделия из перламутра своими руками. Украшения с перламутром – секреты ювелиров. Как отличить настоящий от подделки

Кроме кости, из материалов животного происхожде­ния употребляются только перламутровые раковины и панцирь черепахи. Особое внимание обратим на перламутр, он требует своеобразных способов обработки.

Есть несколько видов перламутра Дадим их описа­ние, чтобы можно было выбрать тот сорт, какой нужен.

a) Белый перламутр встречается в больших (до 17,8 см) очень толстых раковинах; красотой не отлича­ется, но удобен для окраски.

b) Самоцветный перламутр встречается в неболь­ших тонких раковинах и ценится дороже. Именно этот вид наиболее подходит для инкрустации Он дает чудные радужные переливы самых чистых цветов.

c) Черный перламутр можно рассматривать как редкую разновидность самоцветного, которая ценится очень высоко и применяется в ювелирном деле

Современные покупатели требуют главным образом неестественного цвета поэтому мы должны указать на способы окраски перламутра

Отделка перламутра. Раковины всех сортов перламут­ра снаружи всегда бывают корявые, а изнутри гладкие; первое не должно вас смущать. Их распиливают мелкозу­быми пилами, какие употребляются для резания металла, а затем обрабатывают подпилками, сначала средними, а потом личными. Так вырезаются мозаичные шашки. Их шлифуют наждачными подпилками, потом трепелом с во­дой. Полировка и лоск придаются перламутру натиранием разбавленной серной кислотои при помощи полотняной тряпочки или, что еще лучше, старой перчаточной замши.

Клей для перламутра Для приклеивания перламут­ра к дереву употребляется особый состав клея, который можно приготовить самостоятельно:

a) 2 весовые части рыбьего клея в течение суток размачивают в 16 весовых частях воды и полученный раствор наполовину выпаривают на легком огне; после этого добавляют 8 весовых частей крепкого этилового спирта и процеживают сквозь полотняную тряпку. Не дожидаясь, пока эта смесь остынет, подливают в нее одну весовую часть мастики в 6 весовых частях спирта, а также подсыпают 0,5 весовой части мелко истолчен­ного нашатыря. Затем тщательно перемешивают до получения однородной массы. Предназначенные к на­клеиванию куски перламутра разогревают, смазывают тончайшим слоем клея, просушивают, после чего вто­рично смазывают клеем и наклеивают на место. При этом требуется значительный нажим Этим же клеем можно соединять куски перламутра между собой.

b) 4 весовые части хорошо обожженного кристал­лического алебастра перемешивают с 1 весовой частью гуммиарабика. Перед употреблением смесь разбавляют небольшим количеством воды и полученной массой заполняют ячейки в мозаике, затем накладывают пер­ламутровые шашки и крепко зажимают струбцинка­ми. Просушивают в течение суток в теплом месте

Разумеется, склеиваемые поверхности должны быть очищены от жира, который может появиться при захватах пальцами. Промывка перламутровых шашек уксусом или слабой соляной кислотой очень полезна.

а) Черный натуральный перламутр имеет густо-се - рыи цвет, на котором наблюдается чудная игра красок. Не удивительно поэтому, что старались подобрать та­кие краски, чтобы ими можно было подделать деше­вый белый перламутр под более ценную породу Опы­ты до известной степени удались. Поступают так:

В соляной кислоте растворяют серебро и подливают раствор поваренной соли, пока не перестанет выпадать осадок; затем светлую жидкость сливают и взамен наливают дистиллированную воду до тех пор, пока она окрасится в синий цвет. После этого хлористое серебро прополаскивают на бумажном фильтре, где после от­деления воды оно остается в виде белого порошка; этот порошок пересыпают без предварительного просуши­вания в широкогорлую склянку, куда подливают наша­тырный спирт Рекомендуем добавить такое количе­ство нашатырного спирта, чтобы небольшое количе­ство хлористого серебра осталось нерастворенным; так можно получить насыщенный раствор. Хорошо закупо­ренная склянка должна храниться в темном месте. Если ее оставить открытой хотя бы на короткий срок, то нашатырный спирт испарится и хлористое серебро выпадет в осадок. Изготовленные из белого перламутра мозаичные шашки кладут в эту склянку, встряхивают ее, чтобы перламутровые шашки передвигались, а не покрывали друг друга в одном положении. Для такой окраски потребуется от 1 до 5 суток После этого шашки можно вынуть из раствора, уложить рядышком на фильтровальную бумагу и выставить на солнечный свет; чем дольше они пролежат на свету, тем лучше. От такой обработки на второй или третий день появляет­ся серовато-черная окраска, которая не нарушает игру радужных красок, а даже усиливает ее.

Без прямого воздействия солнечных лучей окраши­вание проходит столь же хорошо, но процесс идет очень медленно. При этом способе окраски полировка перламутра совершенно не страдает или же пострадает в такой ничтожном степени, что при натирании шер­стяной тряпочкой восстановится в прежней силе. Окрашивается перламутр очень глубоко, почти на­сквозь, если шашки будут не толще 8 мм и пролежат в растворе краски около 3 суток. Это очень важно, так как дает возможность производить шлифовку мозаики без малейшего риска.

Густота окраски зависит от продолжительности вы­мачивания в красящем растворе.

Ь) Очень хорошая черная окраска придается перламутру при помощи сернистого серебра следующим образом-, в нашатырном спирте растворяют азотнокислое серебро (ляпис). Полученный раствор разбавляют дождевой водой и кладут в него на несколько дней перламутровые шашки. Затем их вынимают и укладывают в другой неплотно закрывающийся сосуд, куда пускают струю сероводорода, который получают, насыпав в стеклянную реторту сернистое железо и залив его немного разбавленной соляной кислотой. При этом азотнокислое серебро, проникнув в мельчайшие поры перламутра, превратится в сернистое серебро и даст черную окраску. Спустя часов двенадцать перламутровые шашки вынимают и просушивают на воздухе

Коричневый и зеленоватый цвета можно получить при помощи 1 весовой части ляписа, растворенной в 50 весо­вых частях дистиллированной воды. Раствор хранят в темном, недоступном для дневного света месте и при работе пользуются фотографическими лампами с крас­ными или желтыми стеклами. Готовые, но еще не шлифованные мозаичные шашки опускают в раствор на сутки или даже больше, после чего осторожно вынимают, излишку раствора дают стечь и выставляют на солнце Под действием солнечного света состав разлагается, выделяет металлическое серебро в виде мельчайших частиц, кото­рые и окрашивают перламутр. Так же поступают и с дру­гими растворами, содержащими серебряные соли.

Некоторые разновидности перламутра окрашива­ются этим раствором в коричневый цвет, а другие в зеленоватый, но в любом случае блеск и игра цветов приобретают гораздо большую силу.

а) в 100 весовых частях дистиллированной воды растворяют 3 весовые части ляписа и к полученному раствору добавляют нашатырный спирт, тотчас же об­разуется коричневый осадок. Нашатырный спирт доли­вают при непрерывном помешивании жидкости до тех пор, пока осадок растворится. Полученный раствор употребляют, как описано выше.

б) Раствор азотнокислого серебра нагревают почти до кипения и добавляют к нему соляную кислоту, разведенную равным объемом воды. При этом образует­ся белый осадок хлористого серебра, который при взбалтывании и помешивании жидкости через некото­рое время сбивается в хлопья и оседает на дно. Когда жидкость отстоится, к ней добавляют егце каплю кисло­ты, и если опять будет получаться муть и осадок, это означает, что в первый раз кислоты было налито мало и ее нужно добавить, чтобы выделение осадка прекрати­лось. После этого, помешав жидкость и дав ей отстоять­ся, осторожно сливают ее с осадка, который затем промывают и, сильно взбалтывая с дождевой водой, дают осесть Отстоявшуюся воду сливают, заменяют ее свежей и повторяют это раза два или три. Промытый осадок растворяют в нашатырном спирте (спирт надо подливать понемногу, чтобы его не оказалось больше, чем нужно для полного растворения осадка) и получен­ный раствор употребляют для окраски. До употребления раствор надо хранить в плотно закупоренной склянке.

Серый цвет с фиолетовым отливом. Серебряный раствор для этой краски готовится, как и предыдущий (Ь), но только вместо соляной кислоты употребляют водный раствор бромистого калия или бромистого на­трия. Берут немного азотнокислого серебра, так как образующееся при этом бромистое серебро трудно растворяется в нашатырном спирте. Если серебряной соли взято лшого, то получится слишком много броми­стого серебра и, следовательно, для его растворения потребуется большее количество нашатырного спирта Полученный красильный раствор содержит очень маю серебра и дает только светлые тона окраски. Для усиления густоты цвета окраску надо повторить дваж­ды или трижды.

Коричневый цвет. Нарезанные и отшлифованные мозаичные шашки кладут на сутки в 10%-ый раствор йодистого калия, затем вынимают, сушат па воздухе, и, протерев сухой шерстяной тряпочкой, чтобы удалить с поверхности излишек йодистого калия, погружают на день в 12%-ый раствор азотнокислого серебра По истечении 12 часов шашки вынимают из раствора и выставляют на солнечный свет. Получается очень красивая коричневая окраска

Несмотря на простоту работы, при окраске требует­ся значительный навык, чтобы взять именно то количе­ство ляписа, какое требуется, не больше и не меньше; как избыток, так и недостаток ляписа вызовет нежела­тельную окраску.

Синий цвет. Чтобы перламутр окрасить в синий цвет, его вначале вымачивают в слабом щелоке. Для этого готовят раствор из 1 весовой части поташа в 10 весовых частях дождевой воды при нагреве до 60 С. В полученный раствор бросают нарезанные пер­ламутровые шашки и оставляют в нем приблизительно на 1 час, причем все время поддерживается указанная выше температура После этого перламутр вынимают, промывают большим количеством воды и сушат. Для окрашивания берут 1,5 весовые части анилиновой си­ней, растворенной в 130 весовых частях спирта, или 2 весовые части индигокармина в 40 весовых частях дождевой воды. Можно также смешать 2,5 весовые части мелко измельченного индиго с 20 весовыми час­тями очищенной серной кислоты; раствор держат око­ло 12 часов при температуре 25° С, разводят удесяте­ренным по весу количеством дождевой воды. Получен­ную краску процеживают через сукно. Перламутр жадно впитывает эти растворы (особенно спиртовой) и прокрашивается. Слишком густой раствор делать не следует, так как тогда окраска получится очень темной; надо окрашивать преимущественно слабыми раствора­ми. Когда перламутр вынут из раствора, его моют в чистой воде и высушивают в древесных опилках.

Приветствую всех, кто решил заглянуть в мою мастерскую, где я расскажу и покажу, как вырезаю вставки из перламутра для инкрустации. Для вставок я использую вьетнамские ракушки-жемчужницы. Они бывают разной толщины и размера. Я ценю в них цветовые переливы, отражательную способность и крепкую структуру.

Из цельной ракушки я вырезаю лобзиком заготовки небольшого размера, зажав её в тисочки с мягкими губками. Эти заготовки имеют определённую толщину для дальнейшей обработки.

Вырезанные пластины перламутра я на точиле обдираю до толщины 2 мм. Они становятся более ровными и плоскими. Их удобно зажимать и обрабатывать.

Зачистив поверхность перламутровых заготовок наждаком, я наношу рисунок. Это будут 2 перламутровые уточки.

Заготовленная пластина перламутра, с нанесённой на неё рисунком, переходит к следующему этапу выпиливания. Фрагменты вставок я выпиливаю электролобзиком.

Электролобзик, конечно облегчает работу по выпиливанию, но ракушечные пластины достаточно крепкие для швейцарских пилочек. Но при достаточном усердии и аккуратности я выпиливаю вставки прямо по контуру.

При достаточной твёрдости материала, перламутровые вставки в виде уточек очень хрупкие и требуют осторожности, т.к. могут сломаться.

Перламутр удобно обрабатывать на точильном круге. Круг позволяет снять большой допуск и облегчить окончательную опиловку вставок.



Сняв лишний допуск, я перехожу к окончательной обработке вставок.

Аккуратно, зажав элемент вставки маленькими тисками, губки которых проклеены кожей для бережного фиксирования деталей, я надфилем разного профиля окончательно обрабатываю контур уточек из перламутра.

Моя цель рассказать и показать Вам как я выпиливаю и обрабатываю вставки для инкрустации из перламутра. Но на этом этапе работа с перламутром не закончена.

Уточки вставлены в изделие и зачищены вровень с поверхностью. Они будут такими безликими до тех пор, пока изделие в виде ложи не будет окончательно доделано. И после того как я проолифлю изделие не один раз и отполирую его, я возвращусь к уточкам из перламутра, которые блестят и переливаются перламутровыми цветами.

Пора их изобразить во всей красе, то есть растушевать. Сейчас я покажу и расскажу, как они растушёвываются. Но сначала тонким карандашом прорисовываю контур крыльев, лап и туловища.

Сразу прорисовывать всю птицу не стоит, т.к. карандаш легко стирается с полированной поверхности перламутра одним неловким прикосновением руки. Взяв граверный резец из твёрдой стали, я начинаю прорезать контур карандаша на перламутре.

Поверьте, растушёвывать перламутр очень сложно. Нужна твёрдая рука и очень острый резец. Ослабление контроля над резцом, и он соскальзывает по твёрдому перламутру, как по стеклу, оставляя царапину, которую трудно вывести. Каждый раз, затачивая резец я потихоньку, не спеша, прорезаю контур и опять карандашом наношу рисунок.

И снова острым резцом прорезаю тонкие перья птиц.

Я стараюсь, как можно крупнее показать для Вас весь процесс моей работы с перламутром. Макросъёмка, это как увеличительное стекло, показывает мелкие недостатки и в тоже время говорит о такой мелкой работе, что глазами приходится приглядываться в детали при естественном просмотре.

Свою работу по выпиливанию перламутра и его растушёвки я закончил.

Я рассказал и показал в своём мастер-классе, как я это делаю. Это изделие что я украсил, люди подарят кому-то, или оставят себе в подарок. Мне будет тоже приятно, потому что мою уточку, уже никто не потревожит и она будет радовать взор.

С уважением ко всем, кто своими руками создаёт чудо!


Перламутр – это камень органического происхождения, широко применяющийся в ювелирном деле. Он отличается сравнительно невысокой стоимостью, хрупкостью и недолговечностью в эксплуатации. Расскажем подробнее о свойствах и видах перламутра, а также сфере его применения.

Перламутр можно назвать «родственником» жемчуга – у них схожий механизм формирования и принцип добычи. Определенные виды моллюсков выделяют особый секрет, который и называют перламутром. Оседая на внутренней стороне раковины, он постепенно приобретает привычную нам твердость и структуру.

Виды и особенности перламутра

Перламутр представляет собой тончайшие чешуйки, расположенные параллельно друг друга. Между ними находится слой так называемого биологического полимера, придающий материалу прочность и влияющий на цвет. Луч света, направленный на поверхность перламутрового изделия проникает сквозь верхнюю чешуйку и отражается от нижней. Возникает «эффект радуги».

В природе камень имеет пастельные цвета, преимущественно – белый, розовый или голубой. Поэтому перед дальнейшим использованием перламутр часто протравливается специальными растворами с добавлением красящих пигментов.

Кстати, по цвету перламутра можно приблизительно сказать, где его добывали.

1. Белый – чаще всего Индия, реже - Китай.

2. Коричневый – Филиппины.

3. Золотой – США или Мексика.

Красный, синий и желтый перламутр получается после протравливания, чаще всего такой материал идет из стран Востока.

Свойства и особенности в эксплуатации

Перламутр не зря называют «живым камнем». Установлено, что в его составе присутствует вода, которая со временем испаряется. В итоге перламутровые камни старятся, теряют в прочности, тускнеют.

Камень трудно поддается обработке, поэтому в ювелирном деле широко используется искусственный перламутр. Его получают из чешуи рыбы уклейки. Промытые чешуйки измельчаются в порошок, затем смешиваются с желатином, для блеска добавляется смесь кристаллов извести и гуанина. Полученный камень трудно отличить от натурального. Лишь с помощью лупы можно обнаружить отсутствие бороздок, которые всегда имеются в натуральном материале.

По прочности натуральный и искусственный материал можно сравнить с сердцевиной простого карандаша. Кроме того, он очень чувствителен к различным кислотам. Поэтому изделия, украшенные перламутром, требуют бережного обращения и тщательного ухода.

Украшения с перламутром нужно регулярно протирать картофельным крахмалом или мыльным раствором. Кроме того, нельзя допускать контакта перламутра с косметикой, открытым огнем и кислотами. Вообще, ценители перламутра рекомендуют как можно чаще носить перламутровые украшения – это увеличивает срок их службы.

Применение в ювелирном деле

Перламутр используется при изготовлении сережек , браслетов и других ювелирных изделий. Варианты применения различны: инкрустация, напыление, мозаика. Кроме того, перламутр может использоваться и в качестве основы некоторых украшений.

Материал гармонично смотрится на ювелирных изделиях из серебра и прекрасно сочетается с жемчугом, кораллом, бирюзой, малахитом. Современные ювелиры часто отступают от канонов и экспериментируют с сочетанием камней. Поэтому в магазинах можно увидеть изделия, на которых перламутр соседствует с изумрудами, сапфирами и даже опалами.

Относительно недавно появилось новое направление в применении перламутра. С его помощью делают мозаику на поверхности украшений. Для этого берут миниатюрные пластины перламутра разного цвета и, с помощью клея или эпоксидной смолы, наносят на основу. Получается оригинальное и красивое украшение.

На стоимость перламутра влияет его размер, цвет, и вид. Кроме того, решающее значение имеет имя мастера, который работал с камнем и сложность дизайна. Например, серебряные серьги, сделанные известным мастером и имеющие оригинальную форму, могут стоить от 10 000 рублей.

Украшения с перламутром можно найти в каталоге ювелирного интернет-магазина LUX FAIR. Приобретайте изделия от популярных брендов Европы для себя и своих близких!

Инкрустация очень трудоемкая техника. Поэтому ценность инкрустированного предмета определяется не столько стоимостью материала, из которого он сделан, сколько количеством и качеством вложенного в него труда. Суть инкрустации заключается во вделывании, врезании в поверхность изделия вставок из различных материалов. В качестве основы для инкрустирования применялись изделия из дерева. Для вставок использовал перламутр.

Очень эффектно выглядит инкрустация перламутром. Лучший перламутр с яркими красочными переливами — это створчатые раковины морских и пресноводных жемчужниц. Но не менее красивый перламутр бывает и у обыкновенных перловиц, которые широко распространены во многих реках и озерах по всей европейской части нашей страны. Длина таких перловиц достигает почти 15 см. Определить, что перловицы водятся в данном водоеме, легко по бороздкам — следам, которые они оставляют на дне. Встречается несколько видов перловиц, например, обыкновенная, клиновидная, толстая. Иногда толстые перловицы имеют яркий розовый перламутр. Перламутр, добытый из раковин всех видов перловиц, вполне подходит для декоративных работ. Вставки из перламутра нужно делать по шаблону.

Положите шаблон на перламутровую пластинку и обведите его карандашом. Распиливать перламутр нужно пилкой по металлу, смачивая ее время от времени водой. Выпилив вставку, обработайте ее края смоченным в воде напильником. Когда будут заготовлены все вставки, рисунок с эскиза через копировальную бумагу переведите на поверхность украшаемого предмета — основу. Чтобы рисунок не стирался во время работы, закрепите его одним слоем быстросохнущего лака.

Теперь, руководствуясь этими пометками, вставку можно будет в любое время вставить в соответствующую выемку. В той же последовательности изготовьте и пометьте остальные выемки и вставки. Перед вклеиванием нижние грани вставок нужно сделать шероховатыми и обезжирить.

Перламутр, кость, пластмассы и дерево делают шероховатыми с помощью напильника со средней насечкой. На металле наносят множество царапин кончиком шабера. Чтобы сделать шероховатым стекло, его смачивают водой и протирают крупнозернистой наждачной бумагой. Это удобнее сделать заранее, до нарезания вставок.

Кость, металлы, пластмассы и стекло обезжиривают бензином, а перламутр, янтарь и черепаху — уксусом. Обезжиренные вставки положите на чистую бумагу или полотно цифрами вверх. Если в выемки будут вклеиваться прозрачные или полупрозрачные вставки, например, из цветного стекла или пластмассы, то выемку нужно выкрасить акварельными красками или цветной тушью в соответствующий цвет. В старину мастера сами приготавливали клей для каждого материала. Вот, например, рецепт клея для перламутра. Отжатый творог кладут в ступку и растирают пестиком, медленно подсыпая известь. Массу растирают до тех пор, пока она не станет тягучей. Клей очень быстро застывает, поэтому его употребляют немедленно.

В наше время нет необходимости приготавливать клей для каждого материала. Имеющийся в продаже универсальный клей БФ-2 пригоден для склеивания любых материалов. Смажьте тонким слоем клея вставку и выемку. Вставку вложите в выемку так, чтобы совпали отрезки проведенной карандашом пинии. Выступивший из щелей клей удалите чистой сухой тряпкой. Когда будет вклеена последняя вставка, сверху на инкрустированную поверхность положите несколько слоев газеты и деревянный щит. Все это поместите под пресс и держите 24 часа. Затем поверхность инкрустации нужно выровнять крупнозернистой наждачной бумагой. Основа и вставки обычно имеют различную твердость. Мягкий материал стачивается быстрее, чем твердый, и на поверхности инкрустации могут появиться всевозможные вмятины и выступы. Чтобы этого не произошло, под наждачную бумагу нужно подложить деревянный брусок. От крупнозернистой наждачной бумаги постепенно переходите к более мелкозернистой. Затем поверхность можно отполировать пастой гойя и покрыть лаком.

В декоративно-прикладном искусстве русских ремесленников перламутр применялся достаточно широко. Это ювелирное дело, украшение интерьеров, оружия, шкатулок и утвари. Из него изготавливали пуговицы, пряжки, гребни, различные вставки.

, CC BY-SA 3.0

Применяли перламутр и в лечении больных, нередко наделяя его магическими свойствами. Из перламутрового слоя раковины изготавливали порошок, который применяли для изготовления кремов, мазей, настоек. Все эти снадобья должны были вернуть молодость, придать сил и здоровья.

Особым образом химически обработанный перламутр применяется в косметике и сейчас.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Инкрустация перламутром

С древности перламутр используется для инкрустации различных предметов обихода и изготовления украшений. Перламутр издавна использовался для изготовления резных изделий и резки камней.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Русские мастера применяют его для украшения способом . В перламутровые пластины применяют при росписи шкатулок. Лаковая миниатюрная живопись как бы оживает, светится изнутри, когда она производится по перламутровому фону.

Так же используется перламутровая мозаика, когда нарезают кусочки раковины, а затем выкладывают рисунок. Это может быть отделка мебели, шкатулки, стен иди декор на оружии и элементах одежды.

Перламутр хорошо сочетается как с серебром и органическими камнями, так и с поделочными.

Из этого красивого материала делают клавиши музыкальных инструментов и многое другое.

Описание

Перламутр состоит из шестиугольных пластинок арагонита (кристаллов карбоната кальция CaCO 3) размерами 10-20 микрон в ширину и полмикрона в толщину, расположенных параллельными слоями. Эти слои разделены листами органической матрицы, состоящей из эластичных биополимеров - таких как хитин, люстрин и шёлкоподобные белки.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Свет, проходящий по оси одного из кристаллов, отражается и преломляется другими кристаллами, создавая эффект радуги. Это можно также объяснить тем, что толщина кристаллов арагонита сравнима с длиной волны видимого света и поэтому свет различных длин волн испытывает многочисленную и разнообразную интерференцию, выливаясь в различную окраску в зависимости от угла взгляда.

Добыча

Главными местами добычи перламутровых раковин являются Персидский залив, Красное море, Цейлон, Япония, Борнео и Филиппины, некоторые тропические острова Тихого океана. Часто эти раковины являются побочным продуктом производства культивированного жемчуга.


неизвестен , CC BY-SA 3.0

В России в основном велась на Севере. Сейчас этот промысел практически сведён к нулю из-за нарушения способов добычи. Речным моллюскам жемчужниц не оставили чистых проточных вод, где они могли бы размножаться.

Сейчас вся надежда на возрождение промысла в России только на «жемчужные фермы», где искусственно создаются условия для размножения и роста жемчужных моллюсков.

Фотогалерея










Полезная информация

Перламу́тр - от нем. Perlmutter - «мать жемчуга»

Перламутр

Внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков, является органико-неорганическим композитом натурального происхождения. Жемчуг и перламутр имеют почти одинаковый состав.

В Массачуссетском институте давно заинтересовались уникальными свойствами этого природного вещества.

Оказывается, на основе перламутра можно создать сверхпрочную одежду, не пропускающую пули и при этом, её можно «научить» обнаруживать опасности и так далее.

Не удивительно, что подобными открытиями сразу заинтересовались военные.

Вещество, из которого состоит перламутр является самым прочным на Земле.

На основе знаний об особенностях перламутра, можно создавать искусственную костную ткань, сверхпрочные детали и так далее.

Уклейка и восточная эссенция

Есть такая рыбка - уклейка или её ещё в народе называют силявка. Она не считается особо ценной, нередко эту мелкую рыбку используют для наживки.

Но оказывается, именно её чешуя стала основой для создания искусственного перламутра. Мелкие чешуйки на спинке соскабливают и настаивают, пока с них не осыпется серебристый налёт.

Такой способ придумали - по одним сведениям во Франции, в XVII веке, по другим - в Китае и назвали «восточная (или жемчуговая) эссенция». Тяжёлая блестящая взвесь из окраса чешуек и воды смешивается с желатином и её вполне можно использовать для подделки перламутра.