План-конспект урока по религиоведению. Урок религиоведения «Понятие о религии Разработка открытого урока религиоведения

Разделы: МХК и ИЗО

Задачи урока:

  • знакомство с особенностями храмового зодчества трех мировых религий;
  • воспитание толерантности;
  • развитие умения самостоятельного изучения материала и подготовки его к презентации.

Урок проводится в компьютерном классе с установленной электронной энциклопедией Кирилла и Мефодия.

Давайте вспомним прошлый урок, посвященный трем мировым религиям.

Религия-это особое мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в существование бога или богов. Почему мы говорим о религии? Потому, что развитие культуры сопровождается возникновением и становлением самостоятельных систем ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла к знанию.

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом.

Главное в религии – это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постигается разумом.

На самом деле вера является важнейшей частью мировоззрения человека, она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства. Верят все. Только одни верят в Бога, другие – в то, что он не существует. Выбор всегда остается за мыслящим существом.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Ю. Левитанский.

На прошлом уроке мы говорили о трех мировых религиях. Перечислите их. Буддизм, христианство, ислам.

Кратко вспомним о каждой.

Буддизм – самая древняя. Возникла в середине первого тысячелетия до н.э. на севере Древней Индии. Очень своеобразная. Более близка к философии, чем к другим религиям. Будда – не бог, а человек, который своими усилиями достиг высшего совершенства. В принципе любой человек может стать Буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца. Последователи буддизма живут во многих странах, но больше всего их на Востоке: В Китае, Корее, Японии, Вьетнаме, Монголии, Индии. Всего в мире более 700 миллионов буддистов.

Христианство. В основе лежит вера в Иисуса Христа, богочеловека, Сына Божьего. Существует три конфессии христианства: православная, католическая и протестантская.

Между этими христианскими церквями существует много различий, но они не затрагивают основного: веры в Христа, который своей смертью искупил грехи всего рода человеческого, а своим воскрешением дал надежду на воскресение для всех людей.

В мире сейчас более миллиарда христиан. Русь, Россия традиционно православная страна, хотя в ней живет и много представителей других религий.

Ислам. Самая молодая религия. Ислам в переводе с арабского означает “покорность, предание себя Богу” Возникла в начале VII века на территории Саудовской Аравии. Основатель – пророк Мухаммед. Согласно преданию, он получил от Бога (по-арабски Аллах) откровения, которые слово в слово записал в священной книге мусульман – Коране. Ислам – одна из самых распространенных религий - каждый пятый житель нашей планеты – мусульманин.

Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма. Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или таинственном видении, другим – в откровении свыше, от Бога. В глазах восхищенных верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.

Задача сегодняшнего урока з аключается в том, чтобы познакомиться с особенностями христианских храмов (православных и католических), мусульманских и буддийских.

Работаете группами. Чтобы не заблудиться в тексте электронной энциклопедии и в гиперссылках, каждая группа получает план изучения темы. Вы находите ответы на вопросы, рассматриваете иллюстрации. Через 20 минут знакомите всех нас с особенностями храмов одной из мировых религий.

1 группа. Православные храмы.

  1. Чем является храм для православных христиан?
  2. Наиболее древняя форма храма?
  3. Ротонды и крестообразные формы.
  4. Самый главный и торжественный храм православного мира с VI века.
  5. Одна из причин, побудивших славянский мир к принятию православия.
  6. Правила внутреннего убранства храма (алтарь, иконостас)
  7. Росписи на стенах храма.
  8. Открой гиперссылку “Занимательные факты”.

Смысл количества глав православных храмов.

  1. Открой “Страны и континенты” -> “Моя родина-Россия” -> “Русский Север” “Кижи. Преображенская церковь”

Остров Кижи. Заповедник деревянного зодчества. 22-главый храм.

  1. Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях-защитниках Отечества. Луковичная символизировала пламя свечи. С XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершием.

Рассмотри изображения храмов, определи, какую форму имеют их купола: Заполни таблицу:

  1. Храм Василия Блаженного (Покровский собор). История возведения храма.

2 группа. Католические храмы.

  1. Чем является храм для католиков?
  2. Костел – часто встречающееся название католического храма.
  3. Внутреннее убранство храма.
  4. Алтарь. Отличие от православного храма.
  5. Скульптурное изображение Распятия Христа.
  6. Основное убранство храма (статуи, скульптуры, росписи на стенах).
  7. Витражные окна.
  8. Картины в храме для создания настроения.
  9. Величайшие художники Возрождения, создавшие образы Девы Марии, Христа, святых.
  10. Различные стили католических храмов.
  11. Готические соборы.
  12. Собор Святого Петра в Ватикане.
  13. Пьета Микеланджело.

3 группа. Исламские мечети.

  1. Мечеть (от арабского “масджид” – место поклонения) - храм или молитвенный дом у мусульман.
  2. Первая мечеть.
  3. 665-67 года – начало строительства мечетей.
  4. Тип колонной мечети.
  5. Убранство ранних мечетей.
  6. Михраб.
  7. Кааба.
  8. “Голубая мечеть”
  9. Различие мечетей по своему назначению Минбар.
  10. Минарет – важнейший признак соборной мечети, начиная с VIII века.
  11. Четырехгранные, круглые, спиралевидные минареты.
  12. Пример: Минарет аль – Малявия в Самарре.

4 группа. Буддийский храм.

  1. Первые буддийские монастыри и храмы.
  2. Чаитья.
  3. Ступы на месте рождения, просветления, первой проповеди, перехода в Нирвану.
  4. Различные архитектурные формы и названия реликвариев.
  5. Полусферические ступы, в виде колокола, башни, квадратные, ступенчатые
  6. Примеры: Ступа Кумбум, Пагода Люхэта, ступа Сваямбхунатх, храм Махабодхи,
  7. Открой “БУДДИЗМ”. Стена храма Тосегу в Никко.
  8. Открой “БУДДА”. Изображения Будды: Будда Падмапани, статуя Будды Вайрочана, отпечатки стоп Будды в храме Махабодхи, статуя Будды Пхра Будда Чинарат.

В течение 20 минут каждая группа работает самостоятельно.

Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения – дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов.

В храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания.

Каждая группа знакомит класс с изученным материалом, иллюстрируя сообщение с помощью проектора.

Домашнее задание: Познакомиться с особенностями архитектуры новосибирских храмов.

Ответить на вопросы.

  1. Сколько куполов и какого цвета имеют Вознесенский Храм и Храм Александра Невского?
  2. Соответствует ли количество и цвет главок традиционной символике?

Тема урока

Христианство. Возникновение христианства.

Школа

сш им. Мухаммед Хайдар Дулати п. Берлик Шуского района Жамбылской области

Ф.И. учителя

Шевченко С.М.

Дата

Класс

9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели урока:

Сформировать знания учащихся об основных предпосылках возникновения христианства;

выяснить первоначальный состав христианского общества;

продолжить воспитание толерантного отношения к представителям различных религиозных конфессий;

развивать умение видеть причинно-следственные связи, выделять главное, делать обобщение, сравнение.

Языковые цели

Делать записи своих исследований относительно того, почему в Палестине возникло христианство, и какие социальные слои составили основу христианского общества.

Ожидаемые результаты

Ученик может:

Назвать основные мировые религии, определить предпосылки возникновения христианства, роль религии в государственной политике, умеет составлять рассказ, делать выводы.

Предыдущее обучение

Основные ветви буддизма.

План

Запланированные сроки

Запланированные мероприятия

Источники

Начало урока

15 минут

Игра на развития коммуникативных навыков «Почему человек стал верить в сверхъестественные силы…?»

Работа в паре

Задание 1. Составь мини-рассказ по картинкам (слайд №1)

Работа со слайдами.

Задание 2. Назовите течения буддизма (слайд №2).

Задание 3. Сравните карты и проанализируйте текст.(слайд №3)

Задание 4. Составление постеров «Ветви буддизма» и их защита.

Задание 5. Тесты к теме «Буддизм» (Взаимопроверка ответов)

Слайды презентации

Середина урока

25 минут

1. Работа с презентацией по теме «Христианство. Возникновение христианства». /Приложение 1/

2. Работа с понятиями / Приложение 2/

3. Групповая работа. Стратегия «Карусель»

Слайды презентации.

Материалы из учебника

Конец урока

5 минут

1. Рефлексия:

«Сегодня я на уроке…

Я вспомнил (а) ………

Я узнал (а) …………..

Мне понравилось …..

Я хочу узнать……….»

2. «Вершина знаний»

4.Домашнее задание: Написать эссе «Предназначение Иисуса в христианстве»

Задание 4. Проверка знаний учащихся. Критерий А.

Тестовые задания к теме « Буддизм»* ( http://kargoo.gov.kz/loader/fromorg/93/1112)

1.В каком веке возник буддизм?

А) Х III до н.э.

Б) VIII до н.э.

В) VI до н.э.

Г) IV до н.э.

Д) II до н.э.

2.В каком веке буддизм был провозглашен государственной религией в Индии?

А) III до н.э.

Б) II до н.э.

В) V до н.э.

Г) IV до н.э.

д) I дон.э

3.Кто является основателем буддизма?

А) Махавира Вардхамана

Б) Шуддходана

В) Сирвата Сиддхартха Гаутама

Г) Кришна

Д) Майтрея

4.Главная книга буддистов?

А) Рамаяна

Б) Авеста

В) Трипитака

Г) Махабхарата

Д) Артхашастра

5. Что является основным вопросом в буддизме?

А) о сансаре

Б) о самосозерцании

В) о спасении

Г) о нирване

Д) о карме.

6. Какое положение брахманизма вошло в учение буддизм?

А) учение о переселении душ

Б) учение о карме

В) учение о нирване

Г) учение о слиянии души человека с мировой душой

Д) учение о благом восьмеричном пути

7. Где возник буддизм?

А) юго-восточная Индия

Б) юго-западная Индия

В) северо- восточная Индия

Г) северо- западная Индия

Д) южная Индия

8.Что означает название главной книги буддизма - Трипитака?

А) три драгоценности

Б) три бриллианта

В) три корзины

Г) три храма

Д) три веры

9.Какую роль в развитии буддизма сыграл император Ашока?

А) был отцом Будды

Б) в годы его правления зародился буддизм

В) он сделал буддизм государственной религией

Г) создал первый буддийский храм

Д) нет правильного ответа.

10.Дополните правильным ответом фразу, сказанную Буддой: «Подобно тому, как воды океана имеют лишь один вкус- вкус соленый, так и мое учение имеет лишь один вкус-…»:

А) вкус познания

Б) вкус спасения

В) вкус нирваны

Г) вкус самопознания

Д) вкус победы.

11.Главная задача человека, по мнению буддистов?

А) познать окружающий мир

Б) постичь тайну нирваны

В) познать самого себя

Г) спастись от уз окружающего мира

Д) победить страх смерти

12.Какой из элементов не входит в благой восьмеричный путь?

А) праведное воззрение

Б) праведная истина

В) праведное стремление

Г) праведная речь

Д) праведное действие

13.В какой из названных стран буддизм не является государственной религией?

А) Шри-Ланка

Б) Афганистан

В) Бирма

Г) Тайланд

Д) Лаос

14.Сколько раз по преданиям перерождался Будда?

А) 1050

Б) 550

В) 400

Г) 350

Д) 200

15.Что такое ламаизм?

А) самостоятельная религия бурят и тувинцев

Б) одна из поздних форм буддизма

В) самая ранняя форма буддизма

Г) самостоятельная религия тибетцев

Д) нет верного ответа

16.Каково примерное число буддистов в мире?

А) 780 млн

Б) 1 млрд

В) 200 млн

Г) 1,5 млрд

Д) 500 млн.

Дескрипторы по религиоведению 9 класс

«Тестовые задания по теме «Буддизм»

Критерий

Уровень достижений

Дескрипторы

А

( max 6 )

1

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (1-2)

2

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (3-4)

3

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (5-7)

4

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (8-9)

5

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (10-14)

6

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (15-16)

«5» - 16-15 вопросов – 6 баллов

«4» - 14-10 вопросов – 5 баллов

«3» - 9-3 вопроса – 4-2 балла

«2» - 2-1 вопроса – 1 балл

Изучение новой темы.

При изучении новой темы обратить внимание на то, что христианство возникает на гребне антиримских настроений.. Присоединение Иудеи и Самарии к Римской империи (6 г. н.э.) взорвало духовную и политическую обстановку в Палестине.

Вопрос по карте: Какие события способствовали возникновению христианства на территории Палестины?

Ответ: Завоевание в 36 г. до н.э. Иудейского царства армией римского полководца Гнея Помпея. Иудея стала одной из провинций империи, управляемой из Рима. Совет жрецов и знати – синедрион был значительно ограничен во власти и полностью перешел под контроль римлян.. Местное население поняло, что лишилось политической власти. В этом процессе сыграли определенную роль хасиды, саддукеи, фарисеи, зелоты и появившиеся многочисленные проповедники, возвещавшие скорый приход Мессии.

Запись в тетради. Учащиеся отмечают в тетради следующие факты:

36 г. до н.э. – Иудейское царство было завоевано армией римского полководца Гнея Помпея.

Синедрион – совет жрецов и знати – ограничен во власти и полностью перешел под контроль римлян.

- I в. н.э. – на юге Римской империи, в нынешней Палестине, возникло христианство.

Христианство шло на смену старым языческим религиям и иудаизму.

Переходя к спору о личности основателя христианства, выделяем две основные школы – мифологическую и историческую. Затем определяют характерные черты личности Иисуса Христа.

В ходе беседы предлагается учащимся вспомнить, какие слои населения объединило христианство; что давало новое учение каждому человеку. В процессе обсуждения дополняются ответы учащихся: первоначально в христианском обществе были самые обездоленные слои населения – нищие, рабы, бедняки. Христианство давало надежду на возвращение свободы индивиду, давало рабу утешение и надежду на спасение – воскресение праведных.

Уделяем внимание деятельности Константина Великого на придание этой новой религии государственного статуса (325 г.). Учащиеся приходят к выводу: этим судьбоносным актом мировая империя дополнилась мировой религией.

Задание. Учащиеся делятся на группы и формулируют проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Затем по сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Подведение итогов урока. Каждый учащийся группы определяет свое место на «вершине знаний».

Рефлексия.

«Сегодня я на уроке…

Я вспомнил (а) ………

Я узнал (а) …………..

Мне понравилось …..

Я хочу узнать……….»

4.Домашнее задание:§8, стр.59-62. Написать эссе «Предназначение Иисуса в христианстве».

Дифференциация – каким образом я планирую оказать поддержку учащимся? Какие задачи я планирую поставить перед более способными учащимися?

Как я планирую проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность.

Перед более способными детьми я ставлю задачу найти дополнительный материал по теме и ознакомить других учащихся класса.

Работа в группе: обсуждение, размышление – способствует поддержке учащихся, которые нуждаются в ней. Работая в группе, все учащиеся задействованы в усвоении материала.

Формативное оценивание при помощи смайликов ответов учащихся при высказывании своей точки зрения.

Взаимооценивание знаний учащихся при решении тестовых заданий.

Учебный материал взаимосвязан с материалом по географии, искусству, литературе.

Самооценивание урока

(Что было положительного/ отрицательного)

Приложение. 1Презентация «Христианство. Возникновение христианства».

1. Основные даты, послужившие предпосылками создания христианства:

140 г. до н.э. – Иудеей правили набожные цари династии Маккавеев (хас мо ней). Высший орган Иудеи – совет знати и жрецов – возглавлялся главным жрецом.

36 г. до н.э. – Иудейское царство было завоевано армией римского полководца Гнея Помпея.

2. Дайте характеристику личности Иисуса Христа.

3. «Жизнь Иисуса Христа».

4. I в. н.э. – возникновение христианства на юге Римской империи, на территории современной Палестины.

5. Первоначальный состав христиан

6. Определите отношение данных личностей к новому учению – христианству.

7. Распространение христианства.

Приложение 2 . Работа с терминами .

Ад царство мертвых до Страшного суда и место наказания после Страшного суда.

Аминь – от евр. «истинно; так оно и есть; да будет так.

Анафема – в позднем христианстве- проклятие отлучения от церкви.

Антихрист – противник Христа в последнем столкновении перед концом света.

Апостолы – «посланники», ученики Христа.

Библия – от греч. «библиа»- «книги».

Бог – основное понятие религии, абсолютное духовное существо.

резиденция Папы римского

Вера - признание чего-то истинным исходя из субъективных оснований.

Вознесение Христа - вознесение Христа на небо на сороковой день после воскресения на

арестован Иисус.

Искушение – соблазн греха, испытание человека.

Канон библейские книги, признанные церковью как Священное писание.

Мессия – от евр. «машиах»- «помазанник».

Нагорная проповедь – высказывания Иисуса о царстве небесном, произнесенные на горе.

Обет – обещание человека, данное Богу.

Папа римский - глава католической церкви и Ватикана.

Религия – форма мировоззрения, опирающаяся на веру в сверхъестественное.

Тайная вечеря - последний ужин Христа с учениками перед его арестом.

Троица – три лица, три ипостаси Бога: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога- Духа Святого
Христианство – одна из трех мировых религий, возникла в 1 веке.

Тема 10: Христианство. Возникновение христианства.

1. Вставь пропущенные слова:

А) В ………. до н.э. Иудейское царство было

завоевано армией римского полководца Гнея ………….

В) Высший орган Иудеи, возглавляемый главным жрецом, - совет жрецов и знати - ……………………… был значительно ограничен во власти и полностью перешел под контроль римлян.

С) В I веке н.э. на юге Римской империи, в нынешней Палестине, возникло …………………………

D ) Первоначально в христианском обществе были самые обездоленные слои населения - ………………………………………………………………………………

Е) В …………. Году император Теодосиус объявил христианство ……………….

………………………….

2. В чем отличие христианства от языческих религий и иудаизма?

…………………………………………………………………………………..

3. Какие идеи по преданиям проповедовал Иисус?

……………………………………………………………………………………

4. Почему Римская империя была заинтересована в утверждении христианства государственной религией? …………………………………..

………………………………………………………………………………………..

5. Соотнеси термины и их значение:

А) «Христос» 1. Совет жрецов и знати

Б) Синедрион 2. Ученик Иисуса

В) Апостол 3. Спаситель

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

План – конспект

Открытого учебного занятия

По теме:

«Религия как феномен культуры. Мировые религии.»

преподаватель высшей квалификационной категории

Зиброва Светлана Константиновна

Краснодар

2016

Тема урока: «Религия как феномен культуры. Мировые религии»

Дата____________ Группа_______________

Предмет: «Обществознание»

Учебник: Важенин А.Г. Обществознание. Учебник для студентов СПО. Москва, 2015 г.

Цели урока:

  1. Образовательные –

формировать знания обучающихся (на основе имеющихся) о сущности религии и основных отличительных особенностях мировых религий;

обозначить роль религии в современном мире.

  1. Воспитательные –

формировать у обучающихся толерантность к проявлениям противоположных взглядов, корректность в обсуждении мировоззренческих проблем;

приобщать обучающихся к нравственно-духовным ценностям, выработанным человечеством;

побуждать обучающихся к рефлексии собственной познавательной деятельности.

  1. Развивающие –

Развивать коммуникативные навыки, умение извлекать необходимую информацию из предложенных сведений, сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять проблему и оценивать различные точки зрения.

  1. Методические –

Применение идей педагогической философии конструктивизма: создание благоприятных условий для самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся, вовлечение обучающихся в процессе обучения; формирование познавательной активности обучающихся при изучении нового материала.

Тип урока:

Комбинированное занятие.

Вопросы урока:

1.Что такое религия?

2.Какую роль и функции она выполняет?

3.Какие виды религий известны человечеству?

4.Что такое МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ?

5.Какие права и свободы, в области религиозных мировоззрений гарантированы гражданам демократических государств?

Основные понятия:

Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, свобода совести.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, магнитофон, Библия, Коран, иконы, другие предметы религиозных культов, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Используемые технологии:

  1. Проектно – исследовательская технология.
  2. Информационно- коммуникационная технология.
  3. Обучение в сотрудничестве
  4. Технология создания благоприятной атмосферы.

Межпредметные связи:

обществознание, история.

Материально-техническое обеспечение урока:

учебные тексты, раздаточный материал, таблица, схема, мультимедийное оборудование, наглядные пособия (предметы, относящиеся к разным религиям).

Ход урока:

Эпиграф урока:

«К Богу приходят не экскурсии с гидом,

а одинокие путешественники» В.Набоков

I. Введение

1. Преподаватель поясняет цели, задачи урока, ставит основные вопросы урока.

Слайды №1, 2 Презентации .

2. Вводное слово преподавателя.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Происхождение этого слова связывают с латинским глаголом «относиться с уважением», а по другой версии «связывать» (небо и землю, божество и человека… Рассказ о роли религии.

Слайды № 3, 4.

II. Основная часть

1. Этап. Повторение изученного.

Вопросы для студентов сопровождаются картинками на слайдах.

  • Какие основные функции имеет религия?
  • На какие виды подразделяются религии?
  • Глядя на слайды определите о каких религиях идёт речь?

Слайды № 5. 6, 7. Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем - его род) - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. (ТОТЕМИЗМ)

Слайды № 8, 9. (от франц. fetiche - идол, талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы. (ФЕТИШИЗМ)

Слайд № 10, 11. (от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. (АНИМИЗМ)

  • Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?
  • Что вам известно о религиях в современном мире?

2 этап . Изучение материалов урока.

Слово предоставляется группам экспертов обучающихся, подготовивших сообщения о мировых религиях.
Каждая из групп показывает свою слайдовую презентацию.
См. варианты презентаций студентов Буддизм , Христианство , Ислам .

По ходу сообщений группа заносит необходимую информацию в информационную таблицу, которая остаётся у студентов и вклеивается в рабочую тетрадь.
(см. Приложение 1 , таблица 1, распечатывается заранее и раздаётся).

3 этап . Работа с документами

Группа делится на подгруппы для изучения отрывков из источников мировых религий: Корана, Библии, наставлений Будды.
(См. Приложение 2 , Приложение 3 , Приложение 4 .) Далее предлагается обобщить только что полученную информацию по вопросам, предложенным к документам.
Изучение документов проходит под духовную музыку русских композиторов.

Пояснения к отрывку из Библии:

Слово – ЛОГОС (греч. logos ), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»).

Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме - эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы.

Валеопауза

Гимнастика для глаз:

Посмотрите на самую дальнюю от вас точку

На ближнюю точку

Влево

Вправо

Закройте глаза

4 этап : Закрепление и обобщение:

После работы с текстом документа и валеопаузы группы учащихся дают ответы по своим заданиям.

  1. Почему данные религии названы мировыми?
    2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?
    3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
    4. Каковы между ними различия?
    5. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?

III. Заключение

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

– Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
– Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

Валеологическая минутка:

Предлагаю поменяться местами тем студентам, кто:
- узнал сегодня что – либо новое;
- кто не усвоил сегодняшний урок;

Те участники, которые отвечают на вопрос удовлетворительно, должны быстро подняться со своего места и пересесть на 3 ряд. Если участники отвечают на вопрос отрицательно, то они остаются на своих местах.

Технологическая карта урока.

Этапы

Формы и методы

Время

1.Вовлечение студентов в учебную деятельность

Организационный момент, вводное слово преподавателя, обозначение значения изучаемой темы и целей урока.

2 мин.

2. Получение новых знаний в ходе лекции беседы

Организация деятельности по изучению нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Сущность религий.
  2. Многообразие религий. Мировые религии.
  1. Буддизм.
  2. Христианство.
  3. Ислам.
  1. О религии. Думаем, анализируем, размышляем…
  2. Роль религий в современном мире.

По ходу изложения нового материала, студенты записывают на листочках 5 различных вопросов и заданий к ним (игра «Дерево познания»). После изучения материала они прикрепляются к специально изготовленному «дереву» для использования на следующем занятие в качестве опроса домашнего задания по теме «Ранние формы религии»». Предполагается 5 минутная физическая минутка.

45 мин.

5 мин.

3.Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов

1) Ознакомление с видео и слайд – отчетами студентов о мировых религиях. 2) Подведение итогов конкурса творческих работ.

15 мин.

4. Контроль знания и навыков студентов по изученной теме

Аудиторная самостоятельная работа студентов: 1) Работа в парах «Сильный - слабый» (Работа группы над заполнением таблицы.) 2) индивидуальное выполнение заданий (Работа с документами, сопровождаемая ответами на поставленные вопросы) с использованием теста Excel. 3) анализ некоторых работ.

15 мин.

5. Подведение итогов занятия домашнего задания.

1) Заключительная беседа.

2) Выставление оценок

3) Домашнее задание. Комментирование.

8 мин.

Домашнее задание :

Подготовить сообщение