Музей-усадьба Шереметьевых Кусково: история, как добраться, что посмотреть. Усадьба Кусково – одна из красивейших дворянских резиденций России Грот в усадьбе

Добрый день, друзья! В Москве есть много мест для любителей истории, культуры да и просто для тех, кто любит пройтись с фотоаппаратом по парку, погулять с детьми по старой городской усадьбе. К сожалению заброшенные архитектурные памятники не редкость в России. Усадьба Горенки одно из таких мест. Когда-то её называли чудом Москвы.

Здесь проходили уникальные ботанические эксперименты. Иностранные гости приезжали подивиться и поучиться тому, что можно вырастить в садах и парках.

Прежде всего, — прогулка понравилась. Ездили довольно большой компанией и никто ни капельки не пожалел о проведённом в старой усадьбе времени. Но, честно говоря, грустно видеть такое небрежение к культуре и своей истории.

Сегодня мы хотим рассказать вам про одну из сам масштабных подмосковных усадеб периода XVIII - начала XIX века. Она принадлежала старинному роду графов Разумовских. Это не единственные ее именитые хозяева.

Немного истории

Самое первое упоминание о поселении не реке Горенке встречается в середине XVI в писцовой книге Московского уезда за 1576 — 1578 годы.

Тогда здесь находилась Золотилова пустошь и деревенька Коробкино из нескольких крестьянских и бобыльских дворов. С хорошей землёй под пашни, лесом и озером.

Первый деревянный дворец построил здесь князь Юрий Хилков — комнатный стольник Петра I. Господский двор, тогда уже место носило название Гренки, он отдал князю Алексею Долгорукову в приданое за свою дочь Прасковью.

Жизнь усадьбы резко меняется. Алексей Долгоруков расширяет владения и строит здесь первый каменный дворец.

Вследствие дворцовых интриг сын Алексея Долгорукова попадает в ссылку, а усадьба Горенки отходит новому владельцу — Алексею Кирилловичу Разумовскому.

В 1747 году Разумовский решает перестроить дом. Он же начинает строительство церкви во имя Всемилостивого Спаса.

После его смерти усадьба переходит к брату Кириллу, а после, к его сыну Алексею.

Чудо под Москвой

При Алексее Разумовском начинается настоящий расцвет усадьбы.

  • Дворец был благоустроен.
  • Появился парадный вход с высокими белыми колоннами в классическом стиле.
  • Был разбит чудесный парк.
  • Сделаны искусственные каскадные пруды и гроты.
  • В 1809 году в Горенках было создано первое в России Ботаническое общество.

Сам Разумовский увлекался разведение редких растений.

  • Так появляются оранжереи и большой ботанический сад, в котором произрастало порядка 7000 самых разнообразных и удивительных растений со всего мира. Были и тропические растения, которые с большим трудом удавалось выращивать и разводить в нашем климате.
  • При усадьбе работал учёный-ботаник Ф.Б. Фишер. Спустя время он стал директором Ботанического сада в Санкт-Петербурге.
  • До 1830 года Ботанический сад Разумовского называли одним из чудес Москвы.
  • Здесь выращивали ямайские кедры и бамбук, настоящие пальмы, южные кипарисы. Сюда приезжали путешественники, чтобы полюбоваться на такие чудеса.

После смерти графа Разумовского, начинается упадок и разорение усадьбы. Наследники распродавали всё лучшее, что было создано за многие годы.

Перепродавались даже коллекционные деревья. Усадьба не просто теряла свою уникальность и величие. Чудный парк и прекрасный дворец вот-вот должны были исчезнуть, проданные по кирпичику.

История, грустная, но характерная не только для России и Москвы. Во всём мире по разным причинам исчезали великие культурные памятники. К счастью, в любой земле были, есть и будут люди неравнодушные, которые делают, что могут для спасения культурных памятников.

Дешевая распродажа

Окрестные помещики по дешевке скупают диковинки и уникальные экспонаты. В 1827 году князь Николай Борисович Юсупов покупает имение целиком. Некоторые коллекции и библиотеку он перевозит в другое свое имение в Архангельском.

Усадьбу покупает уездный предводитель дворянства (нет, не Киса Воробьянинов), а полковник гвардии Николай Волков. Его не интересуют культура и история, он представитель новой формации — человек, делающий деньги.

В княжеских покоях были размещены ткацкие станки и вскоре прямо здесь начинает работать ситценабивная и бумаготкацкая фабрики.

В прекрасном парке расположился литейный завод по изготовлению станков.

В 1885 году производство закрывается. Дворец и парк приходит в запустение.

Многие величайшие памятники культуры разрушаются и по разным причинам исчезают с лица земли. История их печальна и встречается в любой культуре. Взять хотя бы затерянные в джунглях города и храмы: Ангкор Ват в Камбодже или в Индии.

К счастью, всегда были, есть и будут люди неравнодушные, делающие, что могут для спасения и сохранения культурных памятников своей родины.

Для усадьбы Горенки таким спасителем стал фабрикант Владимир Севрюгов. В 1910 году он покупает то, что осталось от великой когда-то усадьбы. Вместе с архитектором Сергеем Чернышёвым он проводит реставрацию дворца и парка.

Но теперь усадьбу ждут политические и экономические перемены.

После окончания революции, в Горенки был перенесён штаб волостного исполкома.

Часть дворца была отдана детскому дому имени Степана Разина.

В 1925 году здесь размещается санаторий «Красная Роза». Такое красивое название носит туберкулезный диспансер.

Уже в 1926 году одну из дач на территории Горенского парка покупает Зинаида Райх и её супруг, знаменитый режиссёр Всеволод Мейерхольд.

Зинаида Райх — первая жена Есенина.

После того, как Мейерхольда арестовали, на даче №3 (сейчас это улица Есенина д. 3) хранился его архив.

Наши дни

Сегодня Усадебный комплекс относится к административному району Балашиха. Управление имуществом района провело аукцион, часть территории была продана.

С одной стороны, это — памятник архитектуры и живое наследие русской культуры. С другой — земля, которую охотно покупают. Так, часть земель бывшей усадьбы Горенки была продана под частное жилое строительство.

Вы можете прогуляться по территории, которая пока что является «общественной». Что же мы можем увидеть здесь сегодня?

  • колоннаду старого дворца
  • часть парка
  • церковь

По этим аллеям когда-то бегали дети Сергея Есенина, прогуливались значимые персоны отечественной истории. Теперь же, парк почти что пребывает в запустении.

Вход на территорию усадьбы свободный, через старые ворота, со стороны Горьковского шоссе (шоссе Энтузиастов).

В бывшей оранжерее сейчас располагается садовый питомник «Флос». Можно купить хорошие растения, в том числе и редкие несмотря на то, что усадьбы отнесена к историческому наследию.

Как добраться

  • От Курского вокзала
    Ехать до станции Горенки. От станции до Усадьбы еще 2 км. Доехать можно на любом автобусе, отходящем от станции.
  • От метро «Партизанская»
    До Балашихи, на автобусе 336.

Адрес: г Балашиха, шоссе Энтузиастов, д. 2

Усадьба Горенки на карте

Друзья, спасибо вам за внимание к нашему сайту! У нас еще много интересных историй впереди. Подписывайтесь на наши обновления, а мы будем и дальше делиться впечатлениями о своих путешествиях!

Усадьба Горенки находится буквально в десяти минутах езды от Москвы, на измученном пробками шоссе Энтузиастов, ранее известного как Владимирская дорога. Кто бы мог подумать, что ободранным забором, мимо которого я проезжала сотни раз, находится замечательная усадьба, которая в век дворянства была очень известной, ей владели Долгорукие, Разумовский, Юсуповы.

Усадьба Горенки

В один из воскресных дней мы с друзьями отправились на экскурсию по Подмосковью в составе группы единомышленников и прекрасного гида. Местом встречи была назначена усадьба Горенки. Следуя указаниям навигатора, мы повернули направо, съехав с шоссе Энтузиастов к странному забору и ничем не закрытому въезду. В арку постоянно заезжали и выезжали бабушки и дедушки на машинах, явно собирающиеся на дачу (судя по рассаде в машине, панамкам на голове и торчащим в окнах лопатам и вилам). Оказалось, что здесь находится популярный среди дачников питомник саженцев. А позже я узнала от гида, что на территории Горенок был один из самых известных в Подмосковье ботанический сад, возможно, этот факт как-то повлиял на расположение питомника.
Мы припарковались около питомника, разлили горячий кофе из термоса и, весело болтая, ждали машины остальных участников экскурсии.
Первое, что поразило — это ощущение, что мы находимся где-то за городом, среди леса и как будто в ста шагах от сюда нет современного шоссе, новостроек и гипермаркетов.
Как только все собрались, гид повел нас на парковую территорию усадьбы, остановился напротив главного дома и начал знакомить с историей этого места. Вход, кстати, на территорию свободный, упрашивать охрану не придется.


Усадьба Горенки

Свое название усадьба получила по речке Горенки, на берегу которой она расположена. Писцы упоминали Горенки в книгах еще в конце 16 века, поэтому гиду было, что рассказать — мы слушали рассказах не менее 40 минут, вопреки сильнейшему ветру и вязкой жижи из грязи под ногами.

Разные владельцы хозяйничали на этой земле. К концу 17-го века тут образовалась деревня, где было 6 крестьянских дворов. Через 15 лет в горенках появились Господа. Стольник императора Петра I основал тут имение, которое предназначалось его дочери Прасковье в качестве приданного. Это был князь Юрий Хилков.

Спустя несколько лет Прасковья стала женой Алексея Долгорукова. Ее муж построил здесь первый дворец, а перед началом стройки присоединил к имению Горенки еще и Чижево. Их сын Иван имел успех при императорском дворе и сделал прекрасную карьеру.
В Горенки часто наведывался Петр II, и вскоре Иван Долгорукий стал фаворитов молодого императора. У его отца возник план женить государя на своей юной дочери Екатерине. Дело шло к свадьбе, состоялась даже помолвка, но мечты предприимчивого отца разрушила неожиданная смерть императора. Долгорукие попытались составить подложное завещание, по которому Петр объявлял наследницей свою невесту, но этой бумаге никто не поверил. Вместо того, чтобы породниться с высочайшими особами, Долгоруковы отправились в далекую ссылку, а их земли были конфискованы.

В 1747 году имение купил граф Алексей Разумовский. Знаменитый фаворит императрицы Екатерины Великой возводит здесь дом из камня, а также строит в имении церковь во имя Всемилостивого Спаса. После того, как граф скончался, Горенки унаследовал его родной брат Кирилл. Он решил отдать Горенки своему единокровному сыну Алексею. Приобретя нового хозяина, Горенки расцвели. Алексей полностью перестроил дворец, а перед ним разбил изумительный парк, который украшали каскады прудов, прохладные гроты. Владелец усадьбы занимался коллекционированием редких растений, поэтому на территории усадьбы постепенно образовался ботанический сад. Для этого было возведено несколько оранжерей, которые могли похвастаться более чем 7 тысяч разнообразных растений.

До середины 19 века Ботанический сад Разумовского считался подмосковным чудом. Гости графа с интересом разглядывали бамбук и пальмы, ямайский кедр и кипарисы. Это сейчас пальмой никого не удивишь, а вот в 18-19 веке на Мальдивы никто отдыхать не ездил. Росли здесь даже диковинные американские ели. В Горенку стали наведываться серьезные ученые, путешественники, естествоиспытатели. Помимо растений в усадьбы хранились ценные коллекции книг и предметов искусства. Только подумать, каким мог бы быть сейчас ботанический сад! Но наследники графа коллекцию не оценили.


Усадьба Горенки

После смерти графа-коллекционера они продали его детище графу Юсупову. Ценные коллекции и библиотеку Разумовского Юсупов перевез в свою другую резиденцию, которая находилась в усадьбе Архангельское. Наверняка, многие бывали в Архангельском и удивлялись красоте этой усадьбы. Теперь мы знаем, что огромный вклад в это внесла усадьба Горенки, про которую большинство жителей московского региона даже не слышали.

Юсупов недолго владел Горенками. Через некоторое время он продал усадьбу Николаю Волкову. Новый хозяин имения являлся гвардейцем, предводителем московского дворянства и решил подойти к вопросу развития усадьбы с практичной стороны. Вместо пышных торжеств или веселых балов, решил заняться делом, тем более, что большие помещения дворца прекрасно для этого подходили. В своих покоях он соорудил весьма беспокойную бумажную фабрику. Не заметил Волков и красот местного парка, созданного прежними хозяевами с теплотой и хорошим вкусом. На его территории он создал небольшое литейное производство — завод для изготовления станков. Его компаньоном стал купец Василий Третьяков.

Производственное оборудование журчало прямо в дворцовых интерьерах, и их хозяина это нисколько не смущало. Роскошные покои избалованных князей стали неумолимо разрушаться. Более всего пришла в негодность правая часть здания. Уже на этапе монтажа станков ими были пробиты старинные потолки, которые хозяин распорядился просто заделать штукатуркой.

После закрытия бумаготкацкой фабрики в 1885 году имение перестало быть нужным и пришло в полнейшее запустение. Долгое время у него не было рачительного хозяина. Лишь 25 лет спустя усадьбу приобрел фабрикант Севрюгов. При нем парк и дворец были отреставрированы. Но вскоре в стране поменялась власть.


Усадьба Горенки

Революция отменила частную собственность. В усадьбе расположился исполком. Сталин, который везде, где бывал, старался сделать что-нибудь, что будет напоминать о его Родине, приказал посадить любимые хвойные деревья. Именно поэтому около Горенок мы сейчас можем наблюдать сосны, которые хоть немного напоминают о кавказских пейзажах.
Еще позже часть дворца передали детскому дому, а потом превратили усадьбу в санаторий для больных туберкулезом.

В Горенках любили проводить время и многие деятели культуры. Мейерхольд выезжал сюда со своей супругой Зинаидой Райх, первой женой Сергея Есенина. В окрестностях усадьбы у них была дача. К ним в гости приезжал цвет творческой богемы — Шостакович, Прокофьев, Олеша, Толстой, Гарин. Здесь, на природе, подросли и дети Сергея Есенина, которые после развода остались с матерью.

Что сейчас находится в Усадьбе Горенки

Сейчас в Горенках расположен санаторий для туберкулезников. Услышав это, я слегка поежилась, но т.к мы гуляли вокруг, не заходили в здания, то опасаться было нечего. Помимо нашей группы по парку проходили люди с собаками, прогуливались парочки, видимо потому что вход на территорию свободный.
В усадьбе Горенки есть что посмотреть. Хорошо сохранился господский дом.


Господский дом усадьбы Горенки

Считается, что он построен архитектором Менеласом в конце 18-го столетия. Большая величественная колоннада соединяет его с флигелями.


Колоннада усадьбы Горенки


Колоннада усадьбы Горенки

Кроме того, слева от главного дома можно найти искусственный грот, который, правда, практически разрушен, но пока еще можно полюбоваться его увядшей красотой, как и подъездной аллеей, имеющей форму полукруга. Грот служил для хранения продовольственных товаров и напитков, которые требовали охлаждения. Например, гости Горенок очень любили пить холодное шампанское, которое в то время считалось весьма экзотическим напитком.


Грот в усадьбе Горенки

В парке также можно найти старинную, почти развалившуюся лестницу, которая спускалась к пруду, ныне исчезнувшему.


Старинная лестница к пруду

Напоследок, прощальный взгляд на усадьбу.


Усадьба Горенки

Как добраться до Горенок

Чтобы погулять по усадьбе, надо доехать до Балашихи. На автомобиле поездка будет неутомительной и недолгой. Усадьба Горенки расположена примерно в пяти километрах от МКАД по шоссе Энтузиастов.
На автобусе можно доехать от метро Новогиреево до остановки «Санаторий Красная роза», маршрутками 291 (часы пик), 444, 322, 25, 1012, 108, 110, 125, 193, 588, 473, 291 (не в часы пик), 550, 886, 587, 993.

Одной из многочисленных достопримечательностей Москвы является грот «Руины», расположенный в Александровском саду. Его первоначальным значением являлось напоминание о возрождении города, после разорения войсками Наполеона, произошедшего в 1812 году. Интересен тот факт, что в стены грота вмонтированы обломки зданий, которые были разрушены в тот сложный для России период. Автором и реставратором сооружения является Осип Иванович Бове. Конструкция была сооружена в 1841 году и являлась не только памятником, но и украшением, так как искусственные гроты в те годы были новомодным элементом в садово-парковой архитектуре.

Грот «Руины» представляет собой небольшое углубление, расположенное у подножия Средней Арсенальной башни Кремля. Это прекрасная полукруглая арка, которая выполнена из черного гранита и красного кирпича, обрамляющая мраморные ворота с четырьмя невысокими колоннами. Во время прогулок царских особ по саду, а также в дни проведения торжественных мероприятий, в гроте располагался царский оркестр, так как живая музыка являлась неотъемлемой частью парков царской России. В настоящее время грот - излюбленное место молодоженов.

Павильон Грот в усадьбе "Кусково"

Одно из самых интересных сооружений в Кускове - Грот, построенный в 1755-1761 годах под руководством Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены Грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора Грот должен был олицетворять стихию камня и воды.

История ныне известной Усадьбы Кусково начинается в конце XVI в., когда Шереметевым принадлежал один небольшой участок этой земли, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. Все остальные земли в округе принадлежали графу Алексею Михайловичу Черкасскому. Всё изменилось после союза сына Бориса Шереметьева и единственной дочери Алексея Черкасского. С тех пор Шереметевы стали полноправными собственниками всей этой земли. А название так и осталось — Кусково. Для приёма гостей по приказу графа был отстроен дворец и усадебный комплекс с прилегающей архитектурной композицией, чем и сейчас может полюбоваться любой посетитель уже музея-усадьбы Кусково. Роду Шереметевых усадьба принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы.

Попасть на территорию усадьбы можно только через кассу. В 2015 г. за прогулку в парке нужно заплатить символическую сумму в 40 р. За вход в каждое из зданий цена колеблется от 50 до 150 р. Для первого посещения мы решили ограничиться общим билетом за 350 р., включающим в себя парк, Дворец, Американскую оранжерею и Грот, и отдельно заплатили 100 р. за фотосъёмку. Также входные билеты можно приобрести в каждом из зданий, не возвращаясь в кассу у входа.

Парк в Усадьбе Кусково

Входим во французский парк с множеством аллей, прудов и дорожек. Аккуратно выстриженные деревья и кустарники правильной геометрической формы так и заманивают в свои зелёные лабиринты. Ещё непонятно, в какую сторону идти, но охранник на входе нас заверил, что кругом стоят указатели, так что заблудиться невозможно.

Аллея деревьев перед Итальянским домиком.


А вот и сам Итальянский домик.

Повсюду стоят красивые белые статуи.

Ещё одна аллея, но уже ведущая к Гроту.

Ряд туннелей из переплетенных ветвей рядом со Дворцом.

Очевидно, Кусково — одно из излюбленных мест для свадебных церемоний и фотосессий, где каждая невеста чувствует себя настоящей принцессой. За время нашей непродолжительной прогулки мы успели увидеть несколько свадеб и просто фотосессий.

Пруды – неотъемленная часть всей парковой композиции. Самый большой находится прямо перед Дворцом. Если погода позволяет, можно расположиться на газоне, почитать книгу или пообщаться с друзьями.

С этого же места открывается чудесный вид на Грот, Итальянский домик и палатку с мороженым. 🙂

С тыльной стороны Грота тоже есть пруд. Несмотря на его маленькие размеры, в пруду плавают разноцветные рыбки, и берега позволяют спуститься прямо к воде. Есть на территории усадьбы и третий пруд, напротив Голландского домика, но мы там, к сожалению, не успели побывать.

Гуляя по парку, неожиданно набрели на вольер для птиц, в котором жило семейство павлинов со своими птенчиками.

Прогулка среди высоких кустов выдалась несколько хаотичной, каждый поворот ужасно интриговал, глаза разбегались, хотелось побывать везде и всюду одновременно, но время поджимало, и надо было идти во Дворец.

Дворец в Усадьбе Кусковов

Большой дом — так раньше назывался Дворец — именно здесь граф Шереметев принимал гостей. Кареты проезжали мимо большого пруда и по пологим пандусам поднимались прямо к парадной двери.

Бело-красные мраморные стены в вестибюле Дворца.

К нашему удивлению, одна из комнат оказалась Бильярдной. Оказывается, во второй половине XVIII в. бильярд был очень популярен. Комнату украшает резной камин над которым расположилась немного мрачное панно «Пейзаж с руинами у воды». На каждой стене висят картины неизвестных русских художников XVIII в.

Потолок с пятью симметрично расположенными панно, на которых изображены «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

Столовая просторная и светлая. В ее отделке не использовались шелковые ткани, так как они впитывают запахи.

С левой стороны столовую украшает полукруглая ниша с мраморным бюстом Александра Македонского. К столовой примыкает буфетная, служившая для хранения посуды.

Обычно все богатые дома той эпохи отапливались изразцовыми печами, но здесь так же присутствуют мраморные камины, пришедшие в Россию из Западной Европы. Наверное, с двойным отопление стало вдвойне теплее. 🙂

В одном углу комнаты печь, а в другом — камин.

Ещё один мраморный камин с мраморными бюстами владельцев усадьбы: графа Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны.

Самой яркой комнатой усадьбы Кусково является малиновая гостиная с позолоченными рамами картин и люстрой «Листопадом». По бокам зеркала установлены мраморные бюсты фельдмарашала Бориса Петровича Шереметева и его супруги графини Анны Петровны.

На картинах — парадный (в полный рост) портрет императрицы Елизаветы Петровны и графа Петра Борисовича Шереметева.

Парадная спальня — также мода заимствованная из Европы. В интерьер включены портреты владельцев усадьбы.


Непонятно, для каких целей предназначалась такая маленькая кроватка, в декоративных, или же действительно для отдыха?

Кабинет-конторка значительно скромнее парадных гостиных. Изначально, стены оживлялись множеством картин симметрично вставленных в дубовые панели по размерам и сюжетам. В 80-х гг. XVIII в. картины были сняты, но следы их пребывания и сейчас можно наблюдать на стенах.

Особую ценность представляет стол с изображением панорамы Кусковского парка. На столешнице не рисунок, а мозаика набранная из различных пород дерева.

Личная уборная, отдаленная от парадных интерьеров, предназначалась для приведения в порядок платьев, париков и грима. Комната обита английским ситцем. Помещение отапливалось единственным во дворце примером соединения печи с камином. В уборной прекрасно сочетаются подлинный китайский шкаф-кабинет, стилизованный под «Китай» русский шкаф-бюро с откидной крышкой, английские стулья и немецкая этажерка для цветов. Туалетный столик задрапирован тяжелой бордовой тканью с кружевом во вкусе XVIII века.

Замаскированная под обои потайная дверь. Хотелось бы знать, куда она ведёт.

Диванная — дань моде, пришедшей в Россию с Востока во второй половине XVIII века. Комната с большим пристенным диваном предназначена для отдыха. Висящие на стене небольшие женские портреты в овальных рамках, так называемые «женские головки», особенно модные в России в то время.

За Диванной видна Библиотека, по большей части служившая для хранения в витринах различных научных предметов: глобуса, звездной сферы, камеры-обскура, подзорной трубы, стекла, кости, перламутра и т.п. Эти предметы должны были свидетельствовать о просвещенности и изысканном вкусе владельца усадьбы. Резное золоченое кресло было изготовлено на заказ в известной московской мастерской П. Споля специально к приезду к Екатерины II в Кусково в 1787 г.

Вседневная опочивальня была предназначена для отдыха в течение дня. Голубая гамма стен и мебели создает атмосферу покоя и уюта. Камин декорирован французскими мраморными вставками с рописью «в помпеянском стиле».

Живопись Вседневной опочивальни представлена камерными (до половины тела) портретами детей графа Петра Борисовича Шереметева.

Картинная — маленькая домашняя галерея. На стенах Картинной размещались произведения живописи различных западно-европейских школ XVI-XVIII веков: немецкой, итальянской, французской, фламандской, голландской. Картины практически полностью покрывали стены и самостоятельная ценность картин отчасти утрачивалась, так как они подбирались по размеру и сюжетам с соблюдением сходной цветовой гаммы.

Танцевальный зал или Зеркальная галерея — самый большой и торжественный зал дворца, предназначавшийся для парадных обедов и танцев. Большое количество зеркал зрительно расширяет комнату. Стены украшены золочеными венками и медальонами с профилями античных воинов.


На этом экскурсионная «тропа» по Дворцу заканчивается, все выходят во двор — во французский парк, украшенный симметричными клумбами и различными скульптурами.

Тут же увидели очередную фотосессию. 🙂 На этой фотографии особенно хорошо видно, что Дворец — деревянный!

Идём в сторону Большой каменной оранжереи, оглядываемся назад на Дворец…

Ещё один вид на Дворец из самого «сердца» парка.

Вид с того же места на Большую каменную оранжерею.

Построенная в 1770-х гг. Большая каменная оранжерея изначально предназначалась для размещения топиарных (фигурных) растений, сейчас тут располагаются различные выставки.

Американская оранжерея в усадьбе Кусково

Наша цель была правее Большой каменной оранжереи — это Американская оранжерея. Ранее — теплицы для тропических растений, сейчас — также выставочный зал. Во время нашего посещения тут расположилась выставка Русского фарфора XVIII — начала XX вв.

Впервые в истории музея представлена наиболее полная в стране коллекция русского фарфора. Экспозиция построена по хронологическому принципу начиная с середины XVIII в. и кончая началом XX столетия. Демонстрируются изделия самых лучших фарфоровых заводов России: императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, Сафронова и других заводов Гжели, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова. Фотографировать выставку нам категорически запретили.

Павильон «Грот» в Усадьбе Кусково

Павильон «Грот» — самое необычное строение всей Усадьбы и очередная дань Европейской моде! Именно Кусковский Грот единственный в России, сохранивший свою первозданную внутреннюю отделку до наших дней.

Первые гроты начали строить XVI в. в Италии (в переводе и итальянского «пещера»), внутри которых устраивали либо купальни, либо фонтан. В Усадьбе Кусково Грот так же играл роль спасительного места в знойный летний день. Купол павильона венчает бьющий фонтан.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение» . (Левшин В.А. «Необходимое и полное домоводство», 1795 г.)

Грот состоит из трёх залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зелёный и розовый мрамор.

Тут же выставлены несколько картин, выполненных целиком из ракушек.

Нам сказали, что в Гроте стоит столик, исполняющий желания. Нужно найти на нём свой знак зодиака и загадать желание, и оно непременно сбудется! 🙂

Идём в северный зал, выполненный в холодных тонах.

На потолке и стенах целые картины из раковин! И каждый посетитель павильона обязательно должен найти на потолке драконов. На фотографии ниже тоже сидит дракончик! Он кирпичного цвета с закрученным хвостом и зубастой разинутой пастью — справа на фото!

А тут в центре фотографии желтый дракон борется с зелёной змеёй.

Переходим в южный зал, его цветовая гамма тёплая в отличие от северного зала. Жаль, на фотографии не видно, как блестят и мерцают стены при попадании на них солнечного света!

И на потолке тоже живёт дракон! На фотографии ниже он на самом верху, поедает виноград. Фотография не самая удачная, хвост дракона обрезался, зато видны опущенные вниз крылья и раскрытую пасть.

В другом конце зала (между окнами) сидит красивая райская птичка. Не очень понятно, что она делает, может быть, пьет воду из фонтана?

Оформление интерьеров длилось около 10 лет. (1761 – 1775 гг.) Этой работой занимался немецкий мастер Иоганн Фохт. В отделке использовались туф (пористая горная порода, использующаяся как отделочный материал), стекло, кусочки зеркал, гипсовая лепнина и тысячи раковин 24-х видов. Куклы, установленные в нишах обеих залов, были куплены графом П.Б. Шереметевым в 1775 г. специально для Грота.

Вернувшись домой, мы с удивлением обнаружили, что не обошли и половины всей усадьбы! Так что визит придётся повторить. 🙂

Музей-усадьба «Кусково» – уникальный музей, где удивительным образом сохранился дворцово-парковый ансамбль XVIII века. На протяжении нескольких столетий – это «дворянское гнездо» принадлежало представителям графского рода Шереметевых. Своего расцвета усадьба Кусково достигла в середине XVIII века, когда во владение усадьбой вступает граф Петр Борисович Шереметев. Изысканность архитектуры, великолепные парки – пейзажный и регулярный, зеркальная гладь прудов – все это служило декорацией, в окружении которых разыгрывались грандиозные театрализованные праздники. Особенно пышными они были по поводу приезда монарших особ – здесь бывала императрица Елизавета Петровна, польский король Станислав Понятовский и австрийский император Иосиф II. Екатерина Великая посетила усадьбу шесть раз! Для увеселения гостей хозяин Кускова, граф П.Б. Шереметев, строит в регулярном парке павильоны, посвященные различным европейским странам: Итальянский и Голландский домики и французский павильон Эрмитаж, которые и сегодня радуют посетителей музея. Настоящая «жемчужина» дворцово-паркового ансамбля усадьбы – это деревянный Дворец, построенный в середине XVIII века и сохранивший свои интерьеры до наших дней. К числу уникальных и единственных в своем роде строений, относится и парковый павильон Грот, который символизирует пещеру подводного царства. Кусковский Грот единственный сохранил свое «гротическое» убранство, в создании которого использовались многочисленные морские и речные раковины. Среди московских усадебных парков, парк усадьбы Кусково также занимает особое место. Это единственный подобный парк в Москве, который сохранил свою планировку и украшением которого является скульптура XVIII века. В 1919 году усадьба стала музеем. В 1932 году в Кусково был переведен Музей керамики, созданный на основе национализированного после революции художественного собрания А.В. Морозова. В 1937 году два музея были юридически объединены. Сегодня музей является обладателем одной из крупнейших в мире коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. Ежегодно в музее организуются выставки, проводятся концерты классической музыки, возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний. Проезд: метро «Рязанский проспект», далее авт. 133 и 208 до ост. «Музей Кусково»; метро «Выхино», далее авт. 620, маршрут. такси 9М до ост. «Музей Кусково»; метро «Новогиреево», далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. «Улица Юности».