Национальные религии мира список. Учения в протестантстве. Христианство в России

За последние 10 с небольшим лет в России наступил период религиозного возрождения, возвращения населения к традиционным религиозным ценностям. Масса населения страны осталась верной своим религиозным убеждениям, о чем, в частности, свидетельствуют все объективно проведенные в последнее время опросы общественного мнения, а также стремление россиян совершать важнейшие религиозные таинства и обряды (например, такие как таинства крещения, миропомазания, причащения и брака у христиан, обряды обрезания и свадебные церемонии у мусульман и иудаистов, похоронные обряды у последователей самых различных религий и т.д.).

Самой влиятельной религией в России является христианство , и прежде всего одно из его важнейших направлений – православие , которое в нашей стране представляет в первую очередь Русская православная церковь . Согласно социологическому опросу, проведенному в 2002 г., православия сейчас придерживается 58 % . Если исходить из того, что население нашей страны, по данным Всеросийской переписи населения, составляло 9 октября 2002 г. 145,2 млн чел., то можно предположить, что православные насчитывают в ней примерно 84 млн чел.

Православие исповедует основная часть русского населения страны, а также бульшая часть таких , как , ижорцы, вепсы, саамы, коми, коми-пермяки, удмурты, бесермяне, чуваши, кряшены, нагайбаки, . Православными называют себя подавляющее большинство , чулымцев, кумандинцев, челканцев, шорцев, кетов, югов, нанайцев, ульчей, орочей, ительменов, алеутов, преобладающая часть , селькупов, тубаларов, тофаларов, эвенов, ороков, значительная часть энцев, теленгитов, негидальцев, небольшое число нивхов, хотя у многих из перечисленных народов Сибири и Дальнего Востока православная вера сочетается с пережитками шаманистских и других местных верований. Православными являются и большинство проживающих в России , греков и болгар. Православие распространено также среди части западных бурят, его придерживается часть (прежде всего донских) и моздокских кабардинцев.

По экспертной оценке, основанной на существовании определенной корреляционной зависимости между религиозной и этнической принадлежностью, православные преобладают среди верующих в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. Исключение составляют лишь Чеченская Республика, Республика Ингушетия и Республика Дагестан, где православных немного, а также Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Башкортостан, Агинский Бурятский автономный округ, где православные, хотя и не образуют большинства населения, представлены весьма большими группами (в некоторых из этих субъектов Российской Федерации они составляют лишь немногим менее половины верующих).

Помимо Русской православной церкви, к которой относится подавляющее большинство православного населения нашей страны, в России действует и несколько других православных церковных объединений и отдельных общин, однако численность их весьма невелика. Это Российская православная автономная церковь , церковные общины, подчиненные Русской православной церкви за границей , общины, признающие руководство Киевского патриархата , разные ветви Истинно православной (катакомбной) церкви, а также утратившие священство разрозненные группы так называемых «Истинно православных христиан». Наиболее известная община Русской православной автономной церкви находится в городе Суздале Владимирской области, есть последователи этой церковной организации в Москве, Уфе, Тюмени, Уссурийске (Приморский край), Оренбургской области, Удмуртской Республике и в ряде других мест. Приход, подчиненный Русской православной церкви за границей, имеется в Краснодаре, приход, подчиненный Украинской православной церкви Киевского патриархата, – в городе Ишиме Тюменской области. Численность в России последователей Российской православной автономной церкви, а также российских приходов Русской православной церкви за границей составляет в совокупности 50 тыс. чел.

В разных местах России проживают старообрядцы – православные христиане, не принявшие проведенных патриархом Русской православной церкви Никоном в середине XVII века реформ, заключавшихся прежде всего в приведении богослужебных книг в соответствие с аналогичными книгами у греков. Старообрядцы разделяются на большое число разных групп, которые могут быть сведены в две ветви: поповцев и беспоповцев. Поповцы включают три основных церковных объединения старообрядцев: Русскую православную старообрядческую церковь (Белокриницкая иерархия), Русскую древлеправославную церковь и единоверцев.

Наиболее близки к Русской православной церкви единоверцы – группа старообрядцев сохранившая службу по старым книгам, но подчинившаяся в 1800 г. руководству Русской православной церкви. Сами себя единоверцы обычно называют православными старообрядцами. Единоверцев сейчас мало – по приблизительным оценкам от 6 до 12 тыс. чел. Они имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, в поселке Большое Мурашкино (Нижегородская область).

Другое церковное объединение старообрядцев-поповцев – Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия ) является самой крупной старообрядческой организацией страны (около 1 млн сторонников). Возникнув в беглопоповской среде (беглопоповцы принимали священников, перебегавших из Русской православной церкви), эта церковь в конце концов в середине XIX века сумела создать свою иерархию. Более всего сторонников Белокриницкой иерархии в , а также в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Саратове, Республике Бурятия, Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае, Пермской и других областях.

Еще одним объединением старообрядцев-поповцев является Русская древлеправославная церковь (по разным источникам от 250 тыс. до 500 тыс. и более чел.). Последователей этой церкви много в Москве, Московской Нижегородской, Читинской, Брянской и других областях. В Нижегородской области они сосредоточены в первую очередь в Семеновском, Уренском, Городецком районах. Недавно эта церковь раскололась, и из нее выделилась Древлеправославная церковь России, пользующаяся наибольшим влиянием в Курской области и Краснодарском крае. Сама же Русская Древлеправославная церковь теперь официально именуется Древлеправославной патриархией Московской и всея Руси.

К поповцам также относят две маленькие группы так называемых катакомбных единоверцев , впрочем, не поддерживающих с единоверцами Московского патриархата никаких отношений. Это андреевцы (около 10 тыс. чел.) и климентовцы (5 тыс. чел.). Первые встречаются в Республике Башкортостан и некоторых областях Урала, в , Краснодарском крае и Восточной Сибири, вторые – также в , на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Беспоповских объединений старообрядчества гораздо больше, чем поповских. Это Часовенное, Поморское, Федосеевское, Филипповское, Спасово согласия, бегуны, рябиновцы, мелхиседеки и др.

Последователи Часовенного согласия не считают себя беспоповцами и рассматривают отсутствие священства как временное явление. Общая численность их неизвестна, но, по-видимому, она сейчас не превышает 300 тыс. чел., хотя некогда была куда более значительной. Часовенные расселены преимущественно в Пермской, Свердловской, Саратовской и Тюменской областях, Алтайском крае, Красноярском крае и других регионах.

Поморское , или даниловское , согласие (официальное название этого церковного объединения — Древлеправославная поморская церковь ) выделяется среди большинства беспоповских согласий своей умеренностью и является из них самым многочисленным (в России — 800 тыс. чел.). Поморцы живут в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Республике Башкортостан, Самарской области, Алтайском крае и других местах.

Близкое к Поморскому Федосеевское согласие (10 тыс. чел.) имеет сторонников главным образом в Москве, Владимирской, Нижегородской, Пермской и Ленинградской областях.

Вышедшее из поморской среды Филипповское согласие , печально известное своими «гарями» (самосожжениями), сейчас, по одной из приблизительных оценок, насчитывают 200-300 чел. Филипповцы встречаются маленькими группами в городе Орле, Беловском и Гурьевском районах Кемеровской области. Единственная их хорошо организованная община находится в городе Кимры Тверской области.

Численность последователей Спасова согласия (называемых также нетовцами ), вероятно, составляет 30-40 тыс. чел. Спасово согласие в основном представлено в Нижегородской, Саратовской, Владимирской, Ульяновской областях, городах Саратове, Оренбурге, Самаре, Ульяновске, Пензе, Нижнем Новгороде, Владимире и других местах.

Отделившийся от филипповцев бегунский , или страннический , толк , отличающийся общественным нигилизмом, имеет сейчас только около 1 тыс. сторонников. Сами бегуны называют себя истинно православными христианами странствующими . Они в основном сосредоточены в настоящее время в Кемеровской, Пермской, Ярославской, Томской областях, к северо-западу от города Томска. Ответвившиеся от спасовцев самокрещенцы (бабушкины, самокресты) весьма малочисленны, их не более нескольких тысяч человек. Они встречаются в Оренбургской, Нижегородской и ряде других областей.

Близок к самокрещенцам Рябиновский толк , признающий только восьмиконечный крест, изготовленный из рябины, и насчитывающий в настоящее время лишь очень небольшое число сторонников. Главными центрами сосредоточения последователей этого толка является город Чистополь в Республике Татарстан (Татарстан) и город Стерлитамак в Республике Башкортостан.

Не вполне ясно происхождение беспоповского толка мелхиседеков , последователи которого причащаются хлебом и вином, выставляемыми накануне перед иконами. Мелхиседеки имеются в Республике Башкортостан в городах Уфа, Благовещенск, Стерлитамак, Ишимбай, Бийск и в поселке Залесово Алтайского края (около 1 тыс. чел.).

Подавляющее большинство старообрядцев – русские, хотя есть среди них также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и представители других народов.

Помимо старообрядцев из православной среды вышли и другие деноминации, в разной мере отошедшие от православия.

Так, к православию довольно близки иоанниты – почитатели жившего в XIX — начале XX в. православного священника Иоанна Кронштадтского, которого они считали чудотворцем. Численность иоаннитов в России – 1 тыс. чел., их можно встретить в Санкт-Петербурге, Воронеже, Ярославле.

Весьма далеко отошли от православия, да и от христианства вообще, так называемые духовные христиане , считающие, что Святой Дух может воплощаться в людей. К духовным христианам относятся хлысты, скопцы, духоборцы и молокане.

Хлысты , прославившиеся своими экстатическими радениями, в настоящее время насчитывают около 10 тыс. чел. Они делятся на большое число сект (постники , Старый Израиль , Новый Израиль , Духовный Израиль , Новохристианский союз , Искупленный Израиль и др.). Хлысты сосредоточены в основном в городе Жердевка Тамбовской области, а также в городах Тамбов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Лабинск (Краснодарский край), Ставрополь, Самара, Оренбург.

От хлыстов отделилась секта скопцов , решившая бороться с получившим распространение у хлыстов блудом с помощью кастрации, за что и получила свое название. Эта малочисленная в России секта имеет небольшое число последователей в Москве, Дмитровском районе Московской области, Ярославле.

Весьма отдалились от христианства духоборцы , отвергшие Библию. В России их численность составляет 10-20 тыс. чел. Проживают духоборцы в Тамбовской, Ростовской, Оренбургской, Тульской областях, в Краснодарском крае и на Дальнем Востоке.

Молокане , также значительно отдалившись по своему вероучению от христианства, все же не отказались от Библии, хотя и толкуют ее аллегорически. В России живет приблизительно 40 тыс. молокан, в основном сосредоточенных в Тамбовской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.

По этнической принадлежности большинство духовных христиан – русские.

К духовным христианам по некоторым позициям близки толстовцы и трезвенники.

Последователи религиозно-нравственного учения Льва Толстого основали свою организацию, которая получила название Духовное единство . Толстовцев (их численность не превышает 500 чел.) можно встретить в Москве, Ярославле, Самаре, .

Трезвенники , считающие, что в случае полного искоренения алкоголизма на Земле установится Царство Божие, представлены несколькими группами. Самая значительная и известная из них – чуриковцы (4 тыс. чел.) – названа так по фамилии своего основателя Ивана Чурикова. Живут они в Ленинградской, Вологодской, Ярославской областях, Санкт-Петербурге и некоторых других местах.

Из недр православия также вышли две секты, приблизившиеся к иудаизму. Это иеговисты-ильинцы и субботники. Секта иеговистов-ильинцев была основана в середине XIX в. штабс-капитаном русской армии Н.С. Ильиным, считавшим, что скоро должен наступить Армагеддон – война Бога с Сатаной. Ильин включил в вероучение своей секты ряд элементов иудаизма. Последователи этой секты (их численность не превышает нескольких тысяч человек) в основном сосредоточены на Северном Кавказе.

Еще более уклонилась в сторону иудаизма возникшая еще в XVII в. секта субботников, отвергающая Евангелие. Число субботников составляет около 7 тыс. чел., сконцентрированы они около города Балашов Саратовской обл., а также в селе Михайловка Воронежской обл..

В России живут и представители такого направления христианства, как римский католицизм . Разные источники приводят весьма различные данные о численности католиков в России – от 300 до 500 тыс. и более чел. Этнический состав католического населения России довольно сложен: католиками являются подавляющее большинство , значительная часть венгров, меньшинство украинцев, белорусов и немцев, живущие в России малочисленные группы испанцев, итальянцев, французов и представителей некоторых других национальностей, а также маленькие группы русских и армян. Католики России в основном придерживаются трех практикуемых в католицизме обрядов: латинского (поляки, литовцы, немцы, испанцы, итальянцы, французы, большинство католиков-белорусов, часть католиков-русских), византийского (католики-украинцы, небольшая часть католиков-белорусов и маленькая группа католиков-русских) и армянского (армяно-католики). Католические приходы имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Марксе (Саратовская область), Волгограде, Астрахани, Перми, Оренбурге, Иркутске, и ряде других городов.

Некоторые черты католицизма заимствовала и проникшая в нашу страну маргинальная христианская религиозная организация – Новоапостольская церковь (по разным оценкам от 6 до 50 тыс. чел.).

Хотя последователи протестантизма впервые появились в России еще в XVI веке, это направление христианства не получило сколько-нибудь широкого распространения среди коренного населения страны. В целом эта картина не изменилась и после того, как начиная с конца 1980-х годов в нашей стране появилось большое число миссионеров прежде никогда не функционировавших на территории России протестантских деноминаций. По имеющимся оценкам протестантизма сейчас придерживается не более 1% населения страны. В России представлены следующие течения протестантизма: англиканство, лютеранство, кальвинизм (в форме реформатства и пресвитерианства), меннонитство, методизм, перфекционизм, пятидесятничество и близкое к нему харизматическое движение, баптизм, адвентизм, реставрационизм.

Довольно широко представлено в России одно из основных течений протестантизма – лютеранство (по некоторым оценкам – до 270 тыс. последователей). Оно преимущественно распространено среди большей части живущих в нашей стране немцев, и . В России действуют Евангелическо-лютеранская церковь в России , на , в и Средней Азии (200 тыс. сторонников, главным образом немцы, но также часть эстонцев, латышей, финнов; с церковью организационно связаны и живущие в России реформаты-немцы), Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (20 тыс. чел., в основном живущие в Ленинградской области финны-ингерманландцы), Евангелическо-лютеранская церковь (10 тыс. чел., объединяет часть проживающих в России латышей), Единая евангелическо-лютеранская церковь России , которая ввела в культ ряд элементов католицизма, и некоторые другие лютеранские церкви. Лютеране живут в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Москве, Омской, Новосибирской, Оренбургской, Волгоградской областях и некоторых других местах.

В России представлен и кальвинизм – течение протестантизма, более радикально, чем лютеранство, порвавшее с католицизмом. В стране действуют две ветви кальвинизма – реформатство и пресвитерианство. Реформатство (5 тыс. сторонников) распространено среди большей части живущих в России венгров, которые объединены в Реформатскую фундаменталистскую церковь . Его придерживается также очень небольшая группа русских, живущих в Твери. В стране есть также немцы-реформаты, однако они, как уже отмечалось, организационно объединены, как и в Германии, с местной Евангелическо-лютеранской церковью. В результате деятельности корейских миссионеров в России появились и последователи другой ветви кальвинизма – пресвитерианства . В стране сейчас имеется несколько пресвитерианских церквей (общая численность пресвитериан – 19 тыс.чел.).

Часть немецкого населения страны придерживается меннонитства . Данные о численности меннонитов в стране очень противоречивы. По одной из оценок меннонитов в России 140 тыс. чел., по другой — только 6 тыс. чел. (такое возможное резкое уменьшение их числа связывается с массовым отъездом в ).

В последнее десятилетие в результате прозелитической деятельности в России появилась заметная по численности группа методистов (12 тыс. чел.). Часть из них связана с одной из крупнейших протестантских организаций Объединенной методистской церковью (5 тыс. чел.), другая часть – с Корейской методистской церковью (7 тыс. чел.). К методизму близок перфекционизм , сторонниками которого в России являются 2,5 тыс. чел. В нашей стране имеются филиалы четырех наиболее крупных перфекционистских церквей США: Христианского и миссионерского альянса (1,6 тыс. сторонников), Церкви назарянина (250 чел.), Церкви Бога [Андерсон, Индиана] (300 чел.) и Уэслианской церкви (150 чел.).

Наиболее крупную группу протестантов России образуют ныне сторонники пятидесятничества . Общая численность сторонников этого течения протестантизма – 416 тыс. чел. (в некоторых источниках приводится гораздо более высокая цифра – 1,4 млн чел., однако она, безусловно, является сильно завышенной). Самую крупную деноминацию российских пятидесятников образуют христиане веры евангельской (по разным источникам – от 100 до 187,5 тыс. чел.), относящиеся к группе пятидесятников двух благословений и тесно связанные с крупнейшей пятидесятнической организацией мира – Ассамблеями Бога . В России представлены и другие ветви пятидесятничества: пятидесятники трех благословений (Международная пятидесятническая церковь святости – около 3 тыс. чел.), пятидесятники-унитарии (Евангельские христиане в духе апостолов – от 6 до 15 тыс. чел.). Имеется и много других, независимых пятидесятнических объединений, а также значительная группа пятидесятников, которая предпочла не регистрироваться.

К пятидесятничеству тесно примыкает харизматическое движение, сторонники которого также появились в последние годы в России. Численность харизматов по разным оценкам составляет от 72 до 162 тыс. чел. Близки пятидесятничеству и т.н. церкви полного Евангелия .

Значительное число сторонников (381 тыс. чел.) имеет в России такое течение протестантизма, как баптизм . Самой крупной баптистской организацией страны является Союз евангельских христиан-баптистов Российской Федерации (по разным оценкам – от 243 до 456 тыс. сторонников). Наряду с этим союзом в России действуют Независимые баптистские конгрегации (85 тыс. чел.), Совет церквей евангельских христиан-баптистов (от 23 до 50 тыс. последовате-лей), филиал американского Баптистского библейского товарищества (450 чел.). Свыше 90 % баптистов по национальности – русские.

В России имеются также адвентисты (111 тыс. чел.). Подавляющее большинство их – адвентисты седьмого дня (90 тыс. чел.), есть адвентисты-реформисты , или адвентисты седьмого дня верного остатка (20 тыс. чел.), и маленькая группка христиан седьмого дня (1 тыс. чел.).

Англиканство – наиболее близкое к католицизму и православию течение протестантизма – имеет на территории России очень небольшое число последователей (3,3 тыс. чел.), причем большинство из них – живущие в Москве англичане.

Остальные течения протестантов также представлены в России совсем малочисленными группами. Это реставрационисты (3,3 тыс. чел., в том числе последователи Церквей Христа – 3,1 тыс. чел., и сторонники Христианских церквей и церквей Христа – около 200 чел.), Армия спасения (3 тыс. чел.), плимутские , или христианские , братья (2,4 тыс. чел.), братья , или данкеры (1,8 тыс. чел.). Появились в стране и так называемые неденоминированные протестантские церкви.

Есть в России и так называемые маргинальные протестанты , сильно отошедшие от основ христианского вероучения: свидетели Иеговы (по разным оценкам – от 110 до 280 тыс. чел.), муниты , или сторонники Церкви объединения (30 тыс. чел.), мормоны , или последователи Церкви Иисуса Христа святых последних дней (от 4 до 20 тыс. чел.), сторонники Международной церкви Христа (12 тыс. чел.), последователи Христианской науки (несколько сот человек) и др.

Из христиан других направлений в России имеются последователи не согласившейся с решениями Халкидонского собора Армянской апостольской церкви (около 1 млн чел. – в подавляющем большинстве живущие в России армяне) и сторонники несторианской Ассирийской церкви Востока (около 1 млн чел. – живущие в нашей стране ассирийцы).

В Россию проник ряд сект индуизма , наиболее известной из которых является секта кришнаитов (официальное название – Международное общество сознания Кришны ). Она внедрилась в некоторых городах, по преимуществу достаточно крупных. Численность кришнаитов составляет 15 тыс. чел. Активно действуют в стране и миссионеры возникшей в XIX веке синкретической религии – бахаизма , а также основанной в США в XX веке Церкви саентологии . Среди тазов и живущих в России китайцев распространены китайские народные верования.

Особую религию исповедует живущая в России группа езидов, считающая себя отдельным народом.

В последнее время в стране возникли и собственные синкретические верования: Церковь последнего завета (сторонники ее, число которых достигает 24 тыс. чел., называются также по имени своего основателя виссарионовцами), Белое братство, секта Порфирия Иванова. Такого же типа верование – Марла Вера – появилось и у марийцев.

Далеко не все из перечисленных в тексте деноминаций смогли быть отражены на карте. Некоторые малочисленные, в основном протестантские, конфессии не позволил показать масштаб карты, а ряд небольших религиозных групп не нанесены на карту по причине неизвестности их точной локализации. Таким образом, настоящий текст можно рассматривать не только как пояснение к карте, но и как своего рода дополнение к ней.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Вряд ли найдется взрослый человек, который бы не задумывался о своем месте в жизни, о роли, которую приготовила ему судьба, о предназначении своего появления в этом мире. Независимо от того, молится ли человек или считает себя атеистом, он верит. Именно вера определяет степень религиозности. Отсюда сам собой напрашивается вывод: люди религиозны. А вот религия у отдельного человека может быть своя, иногда – уникальная. Обратим внимание, какие есть религии в мире.

Христианство

Возникло среди палестинских иудеев в 1 веке нашей эры. Название происходит от греческого "христос", что означает помазанник. Христом называется Иисус, который жил в 1 веке нашей эры. От времени ее основания стали отсчитывать новую эру. Самая многочисленная религия мира. Насчитывает 2,1 млрд. последователей.

Иисус Христос – основатель христианства. Бог в виде человека, в котором заключена вся сущность христианства. Он снизошел на землю, чтобы спасти человека от власти греха, исцелить человеческую природу своим воскрешением после казни. Именно, поэтому воскрешение Иисуса Христа является центральным догматом Христианства.

Имеет три основных ветви – православие, протестантство и католицизм. Источник вероучения – Библия. Особенности: спасение души в отказе от грехов испорченного мира, противопоставление греховным утехам строгого аскетизма, отказ от высокомерия и тщеславия в пользу покорности и смирения. Вознаграждением станет жизнь после прихода на землю царства Божьего. Учит, что в отличие от других религий, христианство дано Богом, а не сотворено людьми.

Ислам

Какие мировые религии воинственны? В первую очередь – ислам. С арабского переводится, как "покорный Аллаху". Последователи Аллаха (бога) называют себя муслим ("покорный Аллаху" в переводе в арабского). В русском языке это слово интерпретировалось в мусульманин.

Возник ислам в начале 7 века в западной части Аравийского полуострова, где процветали города Мекка и Ясриб (впоследствии переименованный в Мадинат – "город пророка"). Сокращенное название города – Медина. Территория современной Саудовской Аравии.

Мусульманами ислам воспринимается, как образ жизни. Самый значимый момент – роль права – шариата, который полностью, до мелочей, регулирует жизнь мусульманина. Ислам задает высокий идеал личности, целью которой является спасение, посредством интеллектуального, физического и духовного самосовершенствования, а основная задача – покорность Богу.

Моральные ценности: особая роль мужчины, старшим по возрасту и положению, общине и семье. Ислам поддерживает теорию равенства людей перед богом и предполагает почтенное отношение к людям "писания" - христианам и иудеям.

Ислам не был религией угнетенных, но религией завоевателей и победителей. Идеальная основа для централизованного государства и ведения непримиримой борьбы против противников Ислама. Представлено жесткое представление о политической организации и власти в обществе. Предписывает воздавать за добро – добром, за зло – злом. Учит щедрости и помощи бедным.

Буддизм

С 1996 года в мире насчитывается от 360 до 500 тыс. последователей буддизма. Буддизм – религия древнее многих других - возник в Индии в 6 веке до нашей эры. Его основатель имел четыре имени, но сегодня используют имя Будды – высшего среди Богов. Начиная с 1 века нашей эры, буддизм разделяется на два течения (хинаяну и махаяну) из-за того, что сторонники не нашли согласия в вопросе о том, кто из людей достоин попасть в высший рай – нирвану.

Будда – "пробужденный". Это не имя личности, а состояние ума. Будда – всемирный учитель, объясняющий четыре благородные истины, способствующие всем желающим достичь просветления. Это благородная истина страдания, благородная истина причины страдания, благородная истина прекращения страдания и благородная истина пути, ведущего к прекращению страдания.

Высшая цель – достижение нирваны – вечного покоя и блаженства, свободы от всякого рода загрязнений, в том числе и моральных. Спасение человека – в руках самого человека и Будда спасти никого не может. Любовь и милосердие ко всем без исключения живым существам.

Иудаизм или какая религия древнее

Самая древняя религия, распространена, в основном, среди евреев. Берет свое начало в 10 веке до нашей эры. Яркий пример единства религии и государственности. Отвержение Иисуса Христа и ожидание прихода иного правителя, именуемого в христианстве Антихристом, в прошлом стало причиной государственной и духовной катастрофы иудеев, приведшей к рассеиванию их по всему свету. Как современная религия сформировалась в конце первого – начале второго века нашей эры. Основной принцип – признание единого Бога.

С появлением христианства и мусульманства активно с ними конфликтует, рассматривая эти две религии, как свое искажение. Христиане и мусульмане тоже не выражали особых симпатий, и придавали гонениям евреев за их преданность отступнической религии.

Международный справочник "Религии мира" указывает на то, что в мире было 20 млн. иудеев в 1993 году. Но эти данные могут быть недостоверны, так как в 1996 году другие источники приводили цифры порядка 14 млн. человек. 40% всех иудеев проживает в США, 30% - в Израиле.

Индуизм

Сформировался в 1 веке нашей эры. Не похожа ни на одну из тех, какие религии существую в мире. Прежде всего тем, что не представляет целостного учения и был создан в процессе синтеза нескольких религиозных верований. Он не имеет священных писаний. Это нашло отражение в психологическом складе индуиста. Немыслимое соединение приверженности убеждениям с беспринципностью поведения, желание достичь социального статуса и зависть к тем, кто сумел этого добиться. Индуизм не имеет единого авторитета в религиозных вопросах.

Конфуцианство

Этико-политическое учение, основанное мыслителем Древнего Китая Конфуцием. Согласно учению, почтительный сын обязан заботиться о своих родителях на протяжении всей жизни. Родителям следует прислуживать и угождать, ради их блага быть готовым ко всему, и, чтить их, независимо от обстоятельств. Кроме того, учение призывало к воспитанию высокоморального человека, который был бы честен и искренен, обладал прямодушием и бесстрашием, скромностью и справедливостью. Сдержанность, любовь к людям, достоинство и бескорыстие должны украшать такого человека.

Джайнизм

Религия, принявшая общую для всех индийских вероисповедований концепцию кармы и освобождения в конце пути – нирваны. Не признает богов. Считает душу человека нетленной, а мир – изначальным. Телесная оболочка дается душе по результатах прежних жизней. Душа может бесконечно совершенствоваться и достичь всесилия, и вечного блаженства.

Всесторонне рассмотреть вопрос, в каких странах какие религии, в одной статье очень проблематично, ведь в мире религий и религиозных учений великое множество. Но, основные наиболее массовые направления представлены полностью.

Здравствуйте, дорогие друзья!

В настоящее время в мире существует огромное количество религий, которые дают людям силу и веру в будущее. В сегодняшней статье мне хотелось бы рассказать вам о том, какие бывают веры и религии?

Немало воин и разногласий произошло из-за того, что человек, определившись со своей верой и найдя источник убеждений, перестает с уважением относится к другим точкам зрения и вероисповеданиям. Но есть ли смысл выяснять кто прав или более точен в контексте такого индивидуального подхода к вопросу?

Неважно во что верит человек, главное - это то, что он находит свет и стремится к нему! Живя в гармонии с собой и неся созидательную энергию в массы, люди могут называться людьми. И не имеет значение, какое именно название религии лежит в основе его деяний.

Классификация по типам произошла из-за стремления религиоведения разделять современные и древние тенденции. Сегодня можно выделить религии по нескольким типам: племенные, мировые и национальные.

Множество народов мира называли Бога разными именами. И в каждом убеждении всегда лежала своя правда. Для одних Пасхальный кролик мог выступать в роли наивысшей силы бытия и мироздания и при этом другие имели право считать истинными языческие обряды, что иногда противоречили большинству канонам религиозной системы христианства.

Атеизм приобрел права для своего становления относительно недавно. Тотемность и принятие себя, как человека, аналогичным образом заняло место в рамка самовыражения. Если раньше человек находился на Земле, а Боги на небе, то сегодня агностицизм, как вера «между верой», проецирует совершенно иные уставы мышления и понимания мира.

О некоторых из религий мне хотелось бы поговорить более подробно. Вашему вниманию я хочу представить список разных религий народов мира. С одними из них вы конечно же будете знакомы, а вот с некоторыми столкнетесь впервые.

Буддизм

Буддизм - это одна из старейших религий в мире, зародившаяся в Индии. Благодаря своему основателю Сиддхартха Гаутама, знакомого нам, как Великий Будда, люди по всей планете до сих пор стремятся найти утешение в истинном понимании слов «пробужденный» или «просветленный».

Буддистская философия основывается на учениях о «благородных истинах». Их всего четыре. Первая объясняет существование страдания, вторая - рассказывает о его причинах, третья - призывает к освобождению, а четвертая - учит, как прийти к нему.

Догматы буддизма да и само понимание жизни, можно назвать рекой или потоком нематериальных частиц. Именно их сочетание определяет бытие существующего на Земле и во Вселенной.

Законы кармы несут за собой перерождение и поэтому, стоит с почтением относится к тому, какие деяния совершал человек в прошлой жизни. Идеал буддизма можно смело называть нравственным. Его суть облачена в девиз «Не причиняй вред. Никому! ».

А главной целью считается достижение состояния Нирваны - то бишь полного покоя и умиротворения.

Брахманизм

Эта религия также уходит корнями в Индию. Она получила развитие благодаря ведизму. О чем она учит? Самое главное - это осознание божественного начала всего насущного и осязаемого, именуемого откровениями о Брахмане.

А также о Атмане - уникальном и личном духе. Знатоки Вед играли бесценную роль в становлении брахманизма, как свободного течения. В религиозной системе изначальная роль отводилась именно им.

Главная идея основывалась на убеждении и пропаганде того, что люди уникальны и найти второго идентичного - невозможно. То бишь с самого детства человеку присуща своя уникальная сила, миссия и задача.

Брахманисты отличались сложными и культовыми обрядами. А ритуалы занимали основную часть их жизни и строго контролировались.

Даосизм

Эта религия открылась массам благодаря Китаю и ее основателю мудрецу Лао-Цзы. Благодаря философии, которая вылилась в труд всей жизни основателя — «Дао дэ цзин», религия посвящена 2 понятиям.

Слово «Дао», которое можно трактовать, как инструмент или метод и буквы «Дэ», что означают благодать, натолкнули мыслителя на глубинное переосмысление модели этого мира.

По его мыслям, можно сделать вывод, что Вселенной управляет еще более мощная сила. Суть ее возникновения полна тайн и загадок и при этом, ее влияние приводит бытие к гармонии.

Главная цель религии - это приближение человека к бессмертию. По мнению приверженцев даоса, именно оно помогает личности раскрыть всю мощь религиозного созерцания нагой красоты мира. А помогают достичь такого состояния вечной жизни дыхательные и гимнастические тренинги, алхимия, гигиена души и тела.

Джайнизм

Джайнизм - это религия, что возникла на полуострове Индостан. Вардахаман - это великий основатель религии. И именно благодаря его виденью, джайнисты убеждены в том, что наш мир никто не создавал. Он существовал вечно и продолжит свой путь не смотря ни на что.

Что главное? Самое ценное и истинное - это стремление к самосовершенствованию собственной души, укрепление ее силы. В учении говорится о том, что именно из-за такого труда над собой, происходит освобождение души от всего мирского.

Также религия не избавлена от веры в переселение душ. Джайны верят в то, что успешность проживания этой жизни напрямую связанна с тем, как ты вел себя в предыдущей.

Стоит упомянуть, что практика аскетизма весьма значительна в понимании религии, как таковой. Окончательная цель индивида - это прервать цикл перерождений. То бишь достичь Нирваны и обрести гармонию. А это может сделать только аскет.

Индуизм

Индуизм - это целая система верований или законов индусов. Она отличается тем, что не несет в себе определенные и устоявшиеся догматы. Характерными чертами или признаками последователей индуизма является авторитарность признания Ведических учений и, следовательно, брахманического устоя мировоззрения.

Хочу заметить, что полноправно имеет право исповедовать индуизм только тот человек, который может похвастаться хоть одним родителем-индийцем.

Главная идея веры, что исповедается - это следование некоторым установкам избавления. Карма, как поступок и сансара, как колесо бытия, должны быть преодолены особью для полного и истинного освобождения.

Ислам

Я не могла не упомянуть об этой мировой религии, зародившейся в Аравии. Пророк Муххамед, выступивший в Мекке, считается ее основателем. По его убеждениям, а также благодаря высказываниям, после его смерти создали труд. В будущем он стал священной книгой ислама и по сей день носит знаменитое название - Коран.

В чем суть? Главное учение гласит следующее: «Нет Бога кроме Аллаха ». А ангелы и прочие сущности высших миров не свободны, а в полном подчинении Ему.

Также, мусульмане убеждены, что их религия самая правильная, так как Муххамед — последний пророк, которого Бог послал на Землю. Знания и мудрости предыдущих религий, на взгляд мусульман не достоверны из-за того, что люди многократно переписывали и деформировали священные знания.

Иудаизм

Это наиболее ранняя религия, что возникла в Палестине. Она получила широкое распространение в основном у евреев. Вера в единого Бога, а также бессмертие души и загробную жизнь, тесно связанна с восприятием еврейского народа, как олицетворение Мессии и носителя Божественного откровения.

Священные книги иудаизма включают в себя Тору, огромное количество трудов пророков и толкования, что собраны в Талмуде.

Христианство

Это она из трех самых могущественных религий в мире. Возникшая в Палестине, а после распространившаяся в Римскую империю и во всю Европу. Она завоевала сердца многих верующих людей, живущих на планете Земля.

Вера в то, что Бог послал на Землю своего сына Иисуса Христа, который праведно жил, страдал и умер, как обычный человек, лежит в основе вероисповедания.

Главная книга религии - Библия. В ней проповедуется учение о трех ипостасях единого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Особенно христиане относятся к представлению о первом грехе и ко второму пришествию Христа на Землю.

Политеизм

Политеизм - это вера во многих Богов. Это можно назвать некой системой верований, целым мировоззрением или почвой для разногласий. Религия основывается на вере в нескольких божеств, что собраны в пантеон из богинь и конечно же, богов.

Политеизм относится к типу теизма и противостоит монотеизму, то бишь, вере в одного, единого Бога. И при этом, он также расходится с суждениями атеизма, где во всю отрицается существование любых высших сил.

На самом деле, такой термин был введен Филоном Александирийским потому, что появилась необходимость создать некое отличие политеизма от язычества. Так как на то время язычниками называли всех тех, кто не исповедовал иудаизм.

Джедаизм

Скорее философское течение, нежели религия, я не могла об этом не упомянуть! Джедаи верят в Силу, всеобъемлющее энергетическое поле, создаваемое всеми живыми существами, которое окружает и проникает во всё живое, и работают над развитием своих , примерно как рыцари джедаи из фильма « ». В джедаизме нет культовых действий и догм, а последователей этого течения уже зарегистрировано около полмиллиона, в особенности в Америке и Великобритании.

А код джедаев гласит следующее:

Нет эмоций - есть покой.
Нет невежества - есть знание.
Нет страсти - есть безмятежность.
Нет хаоса - есть гармония.
Нет смерти - есть Сила.

Так что скорее всего, джедайское направление во многом напоминает буддизм.

В заключение скажу, что на мой взгляд, центральная идея у всех религий одна: существование вышей Силы и тонких, невидимых миров, а также духовное совершенствование человека. Все религии на мой взгляд происходят от древних эзотерических знаний. Так что, будет радостно, когда каждый человек будет верить в то, что ему больше всего по душе, а также предоставит такую же свободу и остальным. Ведь в первую очередь надо оставатья людьми!

На этой философской ноте я ставлю точку.

До встречи на блоге, пока-пока!

    Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия

    - … Википедия

    Составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия

    Список учёных, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в 2002 году: Абаренков, Игорь Васильевич, доктор физико математических наук, профессор Санкт Петербургского государственного университета Абачараев, Муса… … Википедия

    Гравюра А. Скино, 1853 г. по рисунку А. Ушакова «Вид вологодских соборов», 1837 г. … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 июля 2012. Дата постановки к улучшению 9 июля 2012 … Википедия

    См. также: Древнеегипетская религия Список египетских богов список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища,… … Википедия

    В этом списке собраны планеты вымышленной вселенной StarCraft, появлявшиеся в официальных материалах «Blizzard Entertainment». Содержание 1 Список планет 1.1 Сектор Копрулу 1.1.1 Система Айур … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Ислам. Культура, история, вера , Авайылдаев Э.. Книга представляет собой иллюстрированный словарь-справочник. Кратко изложена история появления и развития Ислама в мире, на территории РФ. Включает описание выдающихся мечетей, правил…
  • История религий. Учебник для академического бакалавриата , В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий, А. Ю. Григоренко. Учебник `История религий` рассчитан на широкую аудиторию. Он содержит разнообразные, зачастую уникальные сведения о древних и новых религиозных традициях. Читатель, желающий разобраться в…

Религия в России Действующая (от 1993 года) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений».

Вероисповедные и национальные ограничения, которые были законодательно закреплены в законах Российской империи, были отменены Временным правительством 20 марта 1917 года.

В России отсутствует специальный федеральный государственный орган, призванный заниматься контролем соблюдения законодательства религиозными объединениями (каковым в СССР был Совет по делам религий при Совете Министров СССР); но, по мнению экспертов, внесённые в июле 2008 года поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года, могут свидетельствовать о готовящемся создании соответствующего «уполномоченного органа исполнительной власти». 26 августа 2008 года сообщалось, что указом президента Республики Татарстан М. Шаймиева Совет по делам религий при Кабинете министров Татарстана преобразован в Управление по делам религий, таким образом вернув себе полномочия государственного органа.

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам и буддизм.

Общее число верующих

В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы.

По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (2007 год), верующими в Бога себя называют 47 % респондентов. Из них почти половина никогда не открывали Библии, лишь 10 % регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43 % ходят в церковь только по праздникам.

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, население страны причисляет себя к следующим конфессиям:

  • Православие — 75 %
  • Ислам — 5 %
  • Католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1 %
  • Другие конфессии — около 1 %
  • Неверующие — 8 %

Кроме того, 3 % респондентов высказали мнение о том, что являются верующими, но не причисляют себя к какой-либо конкретной конфессии. В то же время религиозные обряды соблюдают лишь 66 % россиян, и то только по праздникам или эпизодически. Для сравнения: все ритуалы своей религии, согласно опросу 2006 года, соблюдали 22 % всех верующих (независимо от конфессиональной пренадлежности).

Христианство в России

В России представлены все три основные направления христианства — православие, католицизм и протестантизм. Кроме того, имеются последователи различных новых христианских течений, культов и сект.

Православие

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России».

Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.

Русская православная церковь — крупнейшее религиозное объединение на территории России. РПЦ полагает себя исторически первой христианской общиной в России: официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году, согласно традиционной историографии.

По мнению руководителя «Русского Общественного Движения» политолога Павла Святенкова (январь 2009 года), РПЦ де-факто занимает особое положение в современном российском обществе и политической жизни:

Исследователь Николай Митрохин писал (2006):

Распространённость православия в России

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам, при этом лишь 54 % из них знакомы с содержанием Библии. Около 73 % православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники.

Глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Аскольдович Тарусин так прокоментировал эти данные:

Это число мало что показывает. <...> Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности. <...> Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один - два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 %. <...> Таким образом, около 60% респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг - кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными.

По мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствуют, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания.

Соблюдение православными церковных обрядов

Согласно проведённому ВЦИОМ в 2006 году опросу, лишь 9 % респондентов, назвавших себя православными, отметили, что соблюдают все религиозные обряды и участвуют в церковной жизни. При этом 36 % отметили, что православие является для них традицией предков. Согласно опросу, проведённому Фондом Общественное Мнение в январе-феврале 2010 года, лишь 4 % православных россиян регулярно посещают храм и причащаются.

По оценкам МВД, посещающие богослужения лица составляют менее 2 % населения. Так, на Пасху 2003 года, в период с 20:00 Великой Субботы до 6 утра пасхального воскресенья в храмы Москвы, по данным МВД, зашло 63 тысячи человек (по сравнению со 180 тыс. в 1992—1994), то есть около половины одного процента фактического населения города. В пасхальных богослужениях в ночь на 19 апреля 2009 года приняли участие 4,5 миллионов россиян. При этом кладбища на Пасху посетили 5,1 миллионов человек. В рождественских богослужениях с 6 на 7 января 2008 года приняли участие около 2,3 миллионов россиян.

10 января 2008 года руководитель пресс-службы Московского Патриархата священник Владимир Вигилянский выразил свое несогласие со статистикой посещаемости столичных храмов на Рождество, которую ранее привели в правоохранительных органах, сказав: «Официальные цифры очень занижены. Меня всегда поражает, откуда берутся эти цифры и какова цель такого подхода. Думаю, можно смело утверждать, что московские храмы на Рождество в этом году посетило около миллиона верующих». Аналогичное мнение выразил в апреле 2008 года сотрудник ОВЦС священник Михаил Прокопенко.

Процент россиян, посещающих церковные службы

По мнению Андрея Кураева, проблема связана с острой нехваткой храмов в Москве. Он утверждает, что по социологическим подсчетам, активно церковными являются около 5 % москвичей, а храмы могут вместить лишь пятую часть.

Упадок практической религиозности в Русской православной церкви по сравнению с 90-ми годами XX века отметил в 2003 году патриарх Алексий II: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов» .

По данным опроса ВЦИОМ от 2008 года, 27 % респондентов, назвавших себя православными, не знают ни одной из десяти заповедей. Заповедь «не убий» смогли вспомнить только 56 % участников опроса.

Протоиерей Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ, в соответствии с которыми большинство россиян призывают церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил:

Католицизм

Историческое присутствие латинского христианства на землях восточных славян восходит к ранним временам Киевской Руси. В разные времена отношение правителей Российского государства к католикам менялось от полного неприятия до благожелательности. В настоящее время католическая община России насчитывает несколько сот тысяч человек.

После Октябрьской революции 1917 года Католическая церковь некоторое время продолжала свободную деятельность в России, однако с начала 20-х годов Советская власть начала политику искоренения католичества в России. В 20-х и 30-х годах XX века было арестовано и расстреляно множество католических священников, закрыты и разграблены почти все храмы. Практически все активные прихожане были репрессированы и сосланы. В период после Великой Отечественной войны в РСФСР осталось только два действующих католических храма, храм св. Людовика в Москве и храм Лурдской Богоматери в Ленинграде.

С начала 1990-х годов Католическая церковь получила возможность свободного функционирования в России. Были созданы две Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, которые впоследствии были преобразованы в епархии; а также колледж католической теологии и высшая духовная семинария.

По данным Федеральной регистрационной службы за декабрь 2006, на территории России функционирует около 230 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:

  • Архиепархия Матери Божией
  • Преображенская епархия в Новосибирске
  • Епархия Святого Иосифа в Иркутске
  • Епархия Святого Климента в Саратове

Оценка числа католиков в России носит приблизительный характер. В 1996—1997 гг. их было от 200 до 500 тысяч человек.

Протестантизм

Протестантизм представлен в России следующими деноминациями:

  • Лютеранство
  • Евангельские христиане-баптисты
  • Христиане веры евангельской (пятидесятники)
  • Меннониты
  • Адвентисты седьмого дня

Лютеранство

  • Лютеранская церковь в России

Прочие

Антитринитарии

Свидетели Иеговы

Численность Свидетелей Иеговы в России по состоянию на март 2010 года составляет 162.182 человека. В 2010 году около 6.600 человек в России приняли крещение, став свидетелями Иеговы. Несмотря на постоянный рост численности организации, они по-прежнему остаются религиозным меньшинством в России, составляя около 0,2 % населения страны.

  • Христадельфиане

Духовное христианство

  • Молокане
  • Духоборы.

Ислам

По данным экспертов (во время последней переписи вопрос о религиозной принадлежности не задавался), в России насчитывается около 8 млн мусульман. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, мусульман в России проживает около 20 миллионов. Согласно данным ВЦИОМ по итогам всероссийского опроса (январь 2010 года), доля называющих себя последователями ислама (как мировоззрения или религии) за 2009 год в России снизилась с 7 % до 5 % опрошенных.

Среди них большую часть составляют так называемые «этнические» мусульмане, не исполняющие требований мусульманского вероучения, и относящих себя к исламу в связи с традицией или местом проживания (особенно много таких в Татарстане и Башкортостане). Более сильны общины на Кавказе (исключая христианский регион Северная Осетия).

В большинстве своём мусульмане живут в Волго-Уральском регионе, а также на Северном Кавказе, в Москве, в Санкт-Петербурге и Западной Сибири.

Религиозные организации и руководители

  • Талгат Таджуддин — верховный муфтий (муфтий шейх-уль-ислам) Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ) (Уфа).
  • Равиль Гайнутдин — председатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман европейской части России (Москва).
  • Нафигулла Аширов — глава Духовного управления мусульман азиатской части России, сопредседатель Совета муфтиев России.
  • Мухаммад-хаджи Рахимов — председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийского Муфтията), муфтий России (Москва).
  • Магомед Албогачиев — и. о. председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа.

Ислам в истории России

На ряде земель, входящих сейчас в состав России, ислам веками существовал в качестве государственной религии. В исламский период Золотой Орды (1312—1480) христианские княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III и его преемниками, часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии, а часть была аннексирована Российским государством.

Впервые ислам был принят в качестве государственной религии в Волжской Булгарии в 922 году (современные Татарстан, Чувашия, Ульяновская и Самарская области). Конкуренция Волжской Булгарии с Киевской Русью завершилась в середине XIII века, когда оба государства были завоёваны татаро-монголами. В 1312 году в Улус Джучи (Золотой Орде) государственной религией был принят ислам. Государственная власть ставила князей в подчинение эмирам, баскакам и прочим представителями татаро-монгольских ханов. Гражданским законом в Улус Джучи служила Великая Яса, авторитет которой восходил к Чингисхану. Важнейшие решения принимались знатью совместно на курултаях. На территории Улус Джучи разрешалось отправление христианской веры, хотя православным митрополиту и духовенству под страхом смерти вменялось в обязанность «молиться Богу за хана, семейство и воинство его».

Преемниками Улус Джучи были Большая Орда (Улуг Улус , 1433—1502 гг.), Ногайская Орда (XIV—XVIII века), а также ряд ханств, часть которых сохранилась на территории России вплоть до конца XVIII века. Например на территории Краснодарского края до 1783 года располагалось часть Крымского ханства.

В 1552 году Иван IV Грозный, путем завоевания, присоединил Казанское, а в 1556 Астраханское ханства. Постепенно, и другие исламские государства были присоединены к царской Руси и России военным путём.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках в состав Российской империи были введены Северокавказские территории, населённые преимущественно мусульманами.

По данным всероссийской переписи 2002 года, татары занимают второе по численности место среди народов, населяющих современную Россию (более 5,5 млн чел.). Татары составляют подавляющее большинство мусульман в России и являются самым северным мусульманским народом в мире. Традиционно, татарский ислам всегда отличался умеренностью и отсутствием фанатизма. Женщины-татарки нередко играли важную роль в общественной жизни татар. Одной из самых первых женщин-мусульманок, ставших руководителями государств, была Сююмбике — царица Казанского ханства в XVI веке.

Одновременно с распадом СССР в стране начался и распад объединённых духовных управлений. Духовное управление мусульман Северного Кавказа распалось на 7 управлений, после чего образовались ещё два. Потом распалось Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири с центром в Уфе. Первым из его состава вышло Духовное управление мусульман Республики Татарстан, затем Башкортостана, вслед за ними было образовано Духовное управление мусульман Сибири.

Лишь в 1993 году начался обратный процесс и было принято решение о создании Духовного управления мусульман европейской части России. В июле 1996 года главы самых авторитетных духовных управлений решили создать Совет муфтиев России. Совет собирается не реже двух раз в год на расширенные заседания с участием руководителей исламских учебных заведений. Председатель Совета избирается на 5 лет.

Мусульмане Северного Кавказа создали свой собственный координационный центр. При этом, духовные управления мусульман Чеченской Республики, Республики Северная Осетия, Республики Адыгея, Республики Ингушетия входят и в Совет муфтиев России.

Иудаизм

Число иудеев — около 1,5 млн. Из них, по данным Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в Москве проживает около 500 тыс., а в Санкт-Петербурге — около 170 тыс. В России действуют около 70 синагог.

Наряду с ФЕОРом, другое крупное объединение религиозных еврейских общин — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России.

По данным переписи населения 2002 г. официальная численность евреев в России - 233439 чел.

Буддизм

Буддизм традиционен для трёх регионов РФ: Бурятии, Тувы и Калмыкии. По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 млн.

Численность "этнических буддистов" в России в соответствии с данными прошедшей в 2002 г. Всероссийской переписи населения составила: буряты - 445 тыс. чел, калмыки - 174 тыс. и тувинцы - 243 тыс. чел; итого - не более 900 тыс. чел.

В 90-х годах XX века усилиями иностранных миссионеров и отечественных подвижников в крупных городах стали появляться буддистские общины, обычно принадлежащие к дальневосточной школе дзэн или тибетскому направлению.

Самый северный в мире Дацан «Гунзэчойнэй», построенный ещё до Революции в Петрограде, сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве, который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике.

Другие формы религии и язычество

Коренные жители сибирских и дальневосточных регионов, а также часть финно-угорских народов (марийцы, удмурты и др.) и чувашей, наряду с официально исповедуемым православием, в большей или меньшей степени сохраняют элементы традиционных верований. В зависимости от сохранности традиционного элемента их верования можно охарактеризовать как шаманизм или народное православие. Термин «народное православие» (христианство, впитавшее в себя много языческих элементов) можно применить и к большинству русских, особенно жителей сельской местности.

У многих народов России наблюдаются попытки возрождения традиционных верований. Все полученные религиозные течения обозначают общим термином «неоязычество».

В городской среде, помимо традиционных религий, распространены новые религиозные движения оккультного, восточного (тантризм и т. д.) и неоязыческого (так называемое «родноверие» и т. д.) толка.

Религия и государство

Россия согласно Конституции является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной. Доминирующей тенденцией в современной России является клерикализация страны — постепенная реализация модели с господствующей (некоторые утверждают — государственной) религией. На практике в России нет четкой демаркационной линии между государством и религией, за которой кончается государственная жизнь и начинается конфессиональная. Некоторые сторонники православия полагают, что провозглашённое Конституцией отделение религиозных объединений от государства является следствием коммунистических стереотипов в общественном мнении. Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В. Кувакин считает большой исторической ошибкой нынешнего руководства России желание превратить православие в государственную религию, то есть в государственную идеологию, что прямо противоречит Конституции.

Клерикализация

Религия проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование. Так, Государственная дума договорилась с Московским патриархатом проводить предварительные консультации по всем вопросам, вызывающим сомнения. В российских школах появились учебные предметы «основ религиозных культур», в некоторых государственных вузах существует специальность теология. В штатном расписании российских Вооружённых сил появилась новая должность — военный священник (капеллан). Ряд министерств, ведомств, государственных учреждений имеет свои религиозные храмы, зачастую в этих министерствах и ведомствах существуют общественные советы по освещению религиозной тематики. 7 января (православное Рождество) — официальный нерабочий праздничный день в России.

Религиозная культура в школах

Введение в программу общеобразовательных государственных школ курса «Основы православной культуры» на факультативной основе началось в отдельных регионах страны в конце 1990-х годов. С 2006 года курс стал обязательным в четырёх областях: Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской. С 2007 года к ним планировалось добавить ещё несколько регионов. Опыт введения курса в Белгородской области подвергался критике и поддержке. Сторонники предмета и представители Русской православной церкви утверждали, что «Основы православной культуры» — курс культурологический, не ставящий своей целью приобщить учеников к религиозной жизни. Они подчёркивали, что знакомство с православной культурой может быть полезно и представителям других вероисповеданий. Противники курса указывали, что в соответствии с законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство должно обеспечивать светский характер образования, что по Конституции все религии равны перед законом и ни одна из них не может устанавливаться в качестве государственной, а также что обязательное изучение подобного предмета нарушает права школьников, принадлежащих к другим вероисповеданиям, и атеистов.

С 1 апреля 2010 года Министерство образования и науки Российской Федерации включило в школьную программу предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России, а при успешном течении эксперимента — во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения:

  • «Основы православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы буддийской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы мировых религиозных культур»
  • «Основы светской этики»

Экспертами был сделан однозначный вывод о недопустимости использования в российских школах учебников по модулям основ религиозных культур, выпущенных в 2010 году. Учебники содержат многочисленные признаки грубого нарушения Конституции РФ, агрессивно навязывают ученикам определённую религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству. Учебники несостоятельны в научном плане, в них не определено понятие «религиозная культура» и вместо неё вводится плоско поданная религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением. Никакого научного обсуждения этих учебников и не предполагалось, процесс создания учебника в части модулей основ религиозных культур сознательно был спланирован так, чтобы полностью передать его конфессиям, отстранив учёных от какого-либо участия.

Дискуссия вокруг письма академиков

В августе 2007 года резонанс в обществе и СМИ вызвало так называемое «письмо академиков». Десять академиков РАН, в том числе два Нобелевских лауреата В. Л. Гинзбург и Ж. И. Алфёров, обратились с открытым письмом к президенту страны, в котором выразили серьёзное беспокойство в связи с «возрастающей клерикализацией российского общества» и активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни, в том числе в систему государственного образования. В письме выражалось опасение, что в школах вместо культурологического предмета о религиях пытаются ввести обязательное преподавание вероучения, что внесение специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии будет противоречить Конституции России. Письмо было поддержано многими общественными деятелями, в том числе членом Общественной палаты В. Л. Глазычевым. Письмо и его поддержка членами Общественной палаты вызвало резкую критику представителей РПЦ, в частности, протоиерея В. Чаплина и главы пресс-службы РПЦ МП В. Вигилянского. Письмо послужило информационным поводом для широкого обсуждения вопросов, связанных со взаимоотношениями церкви и общества.

Межрелигиозные отношения

В 1998 г. создан Межрелигиозный совет России (МСР), который объединяет духовных лидеров и представителей четырёх традиционных конфессий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Межрелигиозные отношения в России осложняются вооружёнными конфликтами на Северном Кавказе / Существующие в России межнациональные противоречия между славянами и представителями народов, традиционно исповедующих ислам (чеченцы, азербайджанцы,…), осложняются межрелигиозными противоречиями. 11 марта 2006 Совет муфтиев России выступил против введения в Вооружённых силах РФ института штатных полковых священников и введения предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ страны. Ряд муфтиев выразил несогласие с такими высказываниями, отметив, что они подрывают основы межрелигиозного диалога.

Ликвидация и запрет деятельности религиозных организаций в постсоветской России

В 1996 году в России возбуждено 11 уголовных дел по статье 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан», в 1997 и 1998 годах — 2 и 5 дел соответственно.

С 2002 года правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ. Согласно статье 14 этого Закона, религиозная организация может быть ликвидирована и её деятельность запрещена в судебном порядке. Основанием для этого является, в частности, экстремистская деятельность (экстремизм) религиозной организации в определении статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 года № 114-ФЗ.

По сведениям Министерства юстиции России, в течение 2003 года за грубое нарушение норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства была ликвидирована 31 местная религиозная организация. Неоднократные нарушения конституционных норм и законодательства были выявлены у 1 централизованной и 8 местных религиозных организаций, которые также были ликвидированы. Кроме того, за систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям, решениями судов были ликвидированы 1 централизованная и 12 местных религиозных организаций. Всего за 2003 год решениями судебных органов было ликвидировано 225 религиозных организаций, в том числе относящихся к РПЦ — 71, исламу — 42, евангелизму — 14, баптизму — 13, пятидесятничеству — 12, буддизму — 11.

К настоящему времени на основании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» вступили в законную силу решения судов о ликвидации или запрете деятельности 9 религиозных организаций. В частности, такие решения приняты в 2004 году по отношению к 3 религиозным организациям Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов, в 2009 году — по отношению к 1 местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог» (по состоянию на 1 января 2008 года в России зарегистрировано 398 местных организаций Свидетелей Иеговы). Религиозные организации, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, в настоящее время отсутствуют.

Перечень религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, — ведёт и публикует Министерство юстиции Российской Федерации.

На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозные организации.