О Евангелии: суть и факты. Как читать Евангелие дома? — Когда Евангелие присутствует в нашей жизни…

01.10.2012 Мы все знаем, что Евангелие читать надо. Но, оказывается, читать Евангелие можно по-разному. Как именно? Об этом читайте в октябрьском номере журнала "Нескучный сад"

Мало меняется в нашей жизни от того, что мы читаем Евангелие. Почему? Что мы пропускаем в этой главной для христианина книге, что мы понимаем неверно? Может быть, мы читаем не «то» Евангелие, может быть нужен другой, «наш» перевод? На страницах нового номера об этом размышляют протоиерей Геннадий Фаст, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии протоиерей Георгий Климов, член библейской группы Синодальной библейско-богословской комиссии и завкафедрой церковно-практических дисциплин МДАиС Владислав Цыпин.

Поиск высоких смыслов, или дословное понимание текста; обращение за разъяснениями к авторитетам Церкви, или психологическое осмысление? Это далеко не полный перечень способов прочтения Священного Писания в т.н. Евангельских группах. «Разум и чувства, или зачем читать Евангелие в группе?» - эта статья открывает главную тему номера. Наш корреспондент, побывав в нескольких Евангельских группах, действующих в Москве, делится своими наблюдениями и дает совет, как организовать группу чтения Евангелия у себя на приходе. Настоятель Градо-Абаканского собора святых Константина и Елены , объясняя, зачем читать Евангелие вместе с малознакомыми людьми.

Евангелие переводится как «благая, радостная весть». «Настигнуты ли мы радостью?» –подборка рассказов самых разных людей о том, как, когда, и зачем они читают Евангелие и изменила ли Радостная весть Христа их жизнь?

Как читать Евангелие на Литургии: лицом к Алтарю, или лицом к народу? Этот вопрос вновь актуален. Почему читать лицом к народу не возбраняется, вы узнаете из статьи «Как складывался чин чтения Евангелия на Литургии» заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной Академии, доктора богословия протоиерея Владимира Хулапа.

Перевод древних текстов сложное дело: сохранение древних смыслов отдаляет от нас текст оригинала, а «осовременивание» уничтожает его смысл. Недавно вышел новый перевод текстов Ветхого и Нового Заветов. Это послужило поводом для разбора ошибок и интересных выводов. По мнению Михаила Селезнева, члена библейской богословской комиссии, автора перевода Ветхого завета, обязательно должно существовать одновременно несколько переводов. Только так можно получить точное представление об оригинале.

Независимо от того, как понимать Евангелие, символически или буквально, любое его прочтение может стать полезным для духовной жизни. Действительно ли, это так? Про три ступени чтения Евангельского текста рассказывает преподаватель кафедры библеистики МДАиС протоиерей Георгий Климов в статье «Чтение Евангелия как таинство».

Часто может показаться, что жить по Евангелию трудно. Я понимаю испытания и борьбу смертной жизни, но лично для меня, Евангелие помогает значительно облегчить жизнь.

1. С Божьими заповедями жизнь становится легче

Недавно я посмотрела видео «Двенадцать шагов к восстановлению» на мормонском канале и ощутила непередаваемое словами чувство защиты, которое приходит из-за повиновения заповедям Божьим. Заповеди приносят так много благословений!

Но я должна решить для себя, буду ли я соблюдать заповеди или нет. Иногда последствия исполнения заповеди не так просто заметить, но всякий раз, когда я начинаю искать благословения, которые приходят от ее соблюдения, я нахожу их. Некоторые последствия нарушения временных заповедей видны сразу, а другие нет.

Из-за жесткой честности участников «Двенадцати шагов восстановления», разница между наркоманией и свободой представляется очевидной, абсолютной и подавляющей. Они свидетельствуют об Искуплении и о покое, которые приходят от жизни по Божьим законам:

«Мне казалось, что этот яд уходит из моего разума и сердца. Я почувствовал такое освобождение».

«Я знал, что мое прошлое остается позади, когда я однозначно понял, что Бог собирается использовать это во благо мне. Раньше я жил ради работы, теперь я иду к Богу, к Его детям. Он поддерживает меня. Нет никого, кто не достоин любви и благодати Иисуса. Мое послание простое: „Бог любит тебя, помни, что Он всегда тебе рад“».

Эзра Тафт Бенсон учил: «Когда вы выбираете следовать за Христом, вы принимаете решение измениться».

2. Понимание святости тела приносит радость

Евангелие учит нас о святости тела. Когда мы показываем наши убеждения в действии с помощью диеты и физических упражнений, лично для меня, это не только облегчает жизнь, но и помогает мне ценить мое тело и понимать его вечную цель.

В своем недавнем обращении на Генеральной конференции старейшина Йорг Клебингат подчеркнул, что наши тела влияют и на наше духовное состояние и счастье.

Возьмите на себя ответственность за собственное физическое благополучие. Ваша душа состоит из тела и духа. Когда мы кормим дух, пренебрегая телом, которое является храмом, то это часто приводит к духовному несоответствию и пониженной самооценке. Если вы не в лучшей физической форме, если вы чувствуете себя неловко в вашем собственном теле и можете сделать что-то об этом, делайте!

Старейшина Рассел М. Нельсон говорил, что мы должны «рассматривать наше тело, как собственный храм» и «контролировать нашу диету и упражняться, чтобы сохранить физическую форму».

Президент Бойд К. Пэкер учил: «Наши дух и тело соединены вместе таким образом, что наше тело стало орудием нашего разума и основанием нашей личности».

Поэтому, пожалуйста, используйте здравый смысл, особенно в отношении того, что вы едите, и регулярно давайте своему телу нагрузку, в которой оно нуждается и которой заслуживает. Если вы физически в состоянии, решите сегодня стать хозяином своего собственного дома и начните регулярную, долгосрочную программу упражнений в сочетании со здоровой диетой.

Духовная уверенность возрастает, когда ваш дух, с помощью Спасителя, на самом деле, отвечает за ваше естественное человеческое состояние.

3. Жизнь по Евангелию упрощает семейные отношения

Наиболее важные отношения в моей жизни происходят с членами моей семьи. Они знают меня лучше всех: все хорошее, плохое и самое худшее. Мое самое глубокое чувство как безопасности, так и уязвимости часто находится в их руках. Жизнь в семье помогает мне полагаться на других, доверять другим и любить других безоговорочно.

Радость. Опробованная. Увиденная. Известная. От Бога.

Мало меняется в нашей жизни от того, что мы читаем Евангелие. Почему? Что мы пропускаем в этой главной для христианина книге, что мы понимаем неверно? Может быть, мы читаем не «то» Евангелие, может быть нужен другой, «наш» перевод? На страницах нового номера об этом размышляют протоиерей Геннадий Фаст, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии протоиерей Георгий Климов, член библейской группы Синодальной библейско-богословской комиссии и завкафедрой церковно-практических дисциплин МДАиС Владислав Цыпин.

Поиск высоких смыслов, или дословное понимание текста; обращение за разъяснениями к авторитетам Церкви, или психологическое осмысление? Это далеко не полный перечень способов прочтения Священного Писания в т.н. Евангельских группах. «Разум и чувства, или зачем читать Евангелие в группе?» - эта статья открывает главную тему номера. Наш корреспондент, побывав в нескольких Евангельских группах, действующих в Москве, делится своими наблюдениями и дает совет, как организовать группу чтения Евангелия у себя на приходе. Настоятель Градо-Абаканского собора святых Константина и Елены протоиерей Геннадий Фаст комментирует статью, объясняя, зачем читать Евангелие вместе с малознакомыми людьми.

Евангелие переводится как «благая, радостная весть». «Настигнуты ли мы радостью?» -подборка рассказов самых разных людей о том, как, когда, и зачем они читают Евангелие и изменила ли Радостная весть Христа их жизнь?

Как читать Евангелие на Литургии: лицом к Алтарю, или лицом к народу? Этот вопрос вновь актуален. Почему читать лицом к народу не возбраняется, вы узнаете из статьи «Как складывался чин чтения Евангелия на Литургии» заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной Академии, доктора богословия протоиерея Владимира Хулапа.

Перевод древних текстов сложное дело: сохранение древних смыслов отдаляет от нас текст оригинала, а «осовременивание» уничтожает его смысл. Недавно вышел новый перевод текстов Ветхого и Нового Заветов. Это послужило поводом для разбора ошибок и интересных выводов. По мнению Михаила Селезнева, члена библейской богословской комиссии, автора перевода Ветхого завета, обязательно должно существовать одновременно несколько переводов. Только так можно получить точное представление об оригинале.

Независимо от того, как понимать Евангелие, символически или буквально, любое его прочтение может стать полезным для духовной жизни. Действительно ли, это так? Про три ступени чтения Евангельского текста рассказывает преподаватель кафедры библеистики МДАиС протоиерей Георгий Климов в статье «Чтение Евангелия как таинство».

Рубрику «Жизнь в Церкви» открывает фоторепортаж из Тувы. Корреспондент «НС» Екатерина Степанова побывала в республике, в которой только год назад образовалась самостоятельная епархия. О подвиге православных миссионеров и трудностях миссии в Туве читайте и смотрите фоторепортаж «Православная Тува: храм-юрта и горловое пение».

Антиклерикализм - эта тема сейчас на слуху, но отнюдь не нова. О том, как сто лет назад пытались сделать из Поместного собора «церковный парламент», как газеты защищали афонских имяславцев лишь потому, что они противостояли Синоду и как возникла идея «религиозной революции», читайте в статье Федора Гайды «Современный епископат потерял всякое доверие»: из опыта русского антиклерикализма»»

80 % россиян называют себя православными, но регулярно исповедуются только 8%. Как относятся к православию остальные? Они понимают православие только как традицию и не против того, чтобы эта традиция стала и государственной идеологией. Статья «Нецерковное дело?» о том, нуждается ли Церковь в «подпорках» государства.

Сомнение и отчаяние лечатся настоящей любовью. Рассказ Лилии Егоровой «Как я нашла духовного отца», о такой любви. Это личный опыт того, как духовный отец может стать родным человеком на всю жизнь.

Когда-то сюда ссылали преступников. Сегодня на этом острове главное - монастырь. Именно в этом скорбном месте апостол Иоанн надиктовал своему ученику Прохору самукю таинственную книгу Нового Завета - «Апокалипсис». О паломничестве на остров Патмос читайте в статье «Остров откровения».

Рубрика «Ближний круг» отвечает на вопрос, как быть с ребенком, который начал огрызаться? Особенно если родители не из тех, кто все время гладит по головке свое дитя? Отвечают семейный психолог, мать десятерых детей Екатерина Бурмистрова и священник Георгий Ореханов.

Обмануть человека и просто, и сложно. Оказывается, когда мы обманываем, то не только вредим своей душе. Наши физические реакции приходят в состояние стресса, по которому специалисту легко будет вычислить лжеца. Читайте в рубрике «Ближний круг» интервью «Разоблачение лжи» с руководителем Международной академии лжи, психологом, экспертом по вопросам безопасности Евгением Спирицей.

Жизнь бывает интересней, чем авантюрный роман. Феодора Никитична прожила 83 года. Ее рассказ начинается, как сказка, или как притча: «была моя мама труженица всех мер. И православная христианка. Окончили они с папой по три класса, и было у них нас семеро…» Читайте увлекательную историю «Федорино счастье» о жизни и простой старосты храма.

Наводнение в Краснодарском крае и другие чрезвычайные ситуации показали, что пора определять юридический статус волонтерской деятельности. Как? На Украине недавно был принят закон, по которому волонтером может считаться только тот, кто официально оформил договор о волонтерской деятельности. И это только начало истории... Об опыте Украины и Европы размышляет Антон Меснянко в статье «Волонтер дикий и волонтер прирученный».

В Москве есть необычный магазин, куда обычные люди приносят тысячи вещей, чтобы потом другие обычные люди купили их за пожертвование. «Мало - это намного больше, чем ничего» гласит надпись на прозрачном ящике для пожертвований в «Лавке радостей». Так же называется и фоторепортаж о странном магазине без ценников.

Что сегодня делают люди в библиотеках? Образ пыльного хранилища давно устарел. Сейчас библиотека это пространство, в котором аккумулируются новые идеи и способы познания. «Есть ли жизнь в библиотеках?» - читайте статью Петра Мазаева и Юлии Камаевой и рейтинг пяти лучших библиотек Москвы в рубрике «Культура».

Как дети переживали революцию? «Я не умею врать, а пишу, что правда», - это признание 12-летней девочки из Ярославской губернии могло бы быть распространено на множество детских воспоминаний, написанных в изгнании. Прочитать их можно в статье «Боженька! Помилуй Россию, помилуй меня!».

Так же в номере:

Как современному школьнику выбрать будущую специальность среди тысячи мерчандайзеров, логистов и дистрибьюторов?

Давать или не давать деньги врачу?

Что означает серьга в ухе Младенца Христа на иконе?

Правда ли, что телевидение умерло?

"Свежий номер журнала всегда на сайте.

Н аибольшая радость для меня – видеть, как Евангелие дает новую жизнь людям вокруг меня. Никогда не забуду свою первую встречу с Роном в маленькой кофейне. Хотя Рон в церковной жизни не долго участвовал, он начал посещать воскресное богослужение и счел этот опыт весьма полезным. У Рона было много вопросов о вере, поэтому мы договорились встретиться как раз в той кофейне. На первый взгляд Рон производил впечатления человека, сделавшего успешную карьеру в области продаж и маркетинга. Он был приятен в общении, раскован и уверен в себе. Годы работы с людьми хорошо сказались на его способности вести беседу и общаться, но по ходу нашего разговора стало все более и более понятно, что в его жизни не все так гладко.

Рон пережил боль двух неудавшихся браков, а в профессиональной деятельности испытывал неудовлетворение и разочаровался в корпоративном мире. И тогда он начал искать мудрости и совета о том, как правильно жить. Ему захотелось узнать, что такое христианская вера, и как она может соотноситься с его реальной жизнью, в которой хаос и постоянная борьба за выживание на рабочем месте. Несколько месяцев мы с Роном встречались за чашкой кофе, и я рассказывал ему Евангелие. У нас были интересные беседы о том, как Евангелие меняет нас изнутри. Мы также говорили о том, как благая весть о Христе меняет наше отношение к миру, к жизни вообще и работе в частности. Много в наших разговорах было и о том, как христианская вера пронизывает все сферы жизни, связывая то, что мы провозглашаем в воскресенье в церкви с тем, что мы делаем в понедельник на работе.

История Рона: новое творение.

Рон искренне удивился, когда начал сознавать, что христианская вера, при правильном понимании, не только привносит смысл в жизнь, но и является основным связующим звеном жизни вообще. Понимание христианства сродни открытию кода ДНК – вдруг начинаешь понимать реальную жизнь. Евангелие вдруг все ставит на свои места. Я никогда не забуду выражение лица Рона, когда он вдруг осознал, что христианская вера – это не правильное поведение, чтобы умилостивить Бога и заслужить Его расположение ради билета в рай. Теперь Рон вдруг осознал, что Евангелие призывает его полностью положиться на жертву крестной смерти Иисуса Христа. Право стоять перед Святым Богом заслужить невозможно. Спасение – это дар, который мы принимаем в покаянии и вере.

Право стоять перед Святым Богом заслужить невозможно. Спасение – это дар, который мы принимаем в покаянии и вере… Спустя день Рон заехал ко мне в офис. Мы немного поговорили, а затем Рон сказал, что теперь он понимает христианство и хотел бы стать христианином. Я поинтересовался, уверен ли он в принятии такого важного решения. Рон кивнул. Мы встали на колени, и Рон в покаянии принял Христа как Господа и Спасителя. Шли дни и недели, и я начал замечать, как меняется жизнь Рона. Любовь Рона ко Христу и плоды Духа стали заметны. Рон стал серьезнее относиться к своей семье. Проблемы на работе не исчезли, но вот отношение Рона к ним стало меняться. Он стал понимать, что работа тоже важна, в ней есть смысл, и от этого снова проснулась любовь к своему делу и желание творчески подходить к решению задач. На душе было легче, а от этого работа шла слаженней. Стало все спокойней и уверенней. Рон научился видеть своих коллег в призме благодати, хвалить их и желать им настоящих успехов. Таким образом Евангелие не только сделало Рона более целостным человеком, благодаря Евангелию Рон стал еще и лучше работать.

Иногда мы много думаем о своей работе, даже не вспоминая о Евангелии. Но не будет ничего хорошего в нашей работе, если не будет Евангелия в ней. Потому что меняет нас не работа, а Евангелие. Густаф Вингрен сказал очень важные слова: «Только Евангелие, а не наше призвание, сможет избавить грешное сердце от осуждения и подарить душевный покой» .

Блудные сыны

В Евангелии от Луки Иисус рассказывает историю. Не о беглом рабе, а о беглом блудном сыне. Убежать из семьи – это вам не в дневнике двойку стереть. Перед тем, как уехать в дальнюю страну, наш блудный сын сделал немыслимое. Он опозорил семью, потребовав свою часть наследства. А отец вместо гнева дал ему все просимое. Сын отправился восвояси, навстречу грешной жизни эгоиста. Проходит время, имение растрачено, денег больше нет, наступает бедность и расплата за легкомыслие. Доведя свою жизнь до самого дна, раскаявшийся сын возвращается домой к отцу, где его встречают с распростертыми объятьями. Отец устраивает ради вернувшегося сына пир, принимает его обратно в семью.

Прежде чем мы порадуемся возвращению блудного сына, давайте вспомним, что это еще не конец истории, рассказанной Спасителем. Есть еще один сын. Пока наш блудный герой пировал, второй сын все это время вкалывал у отца. И тем не менее оба сына в этой истории выглядят «блудными».

Подписывайтесь:

Старший сын остался дома, следовал всем правилам и трудился не покладая рук. Хотя старший сын не покидал дома физически, он покинул отцовское сердце. Он работал, но его работа не вылилась во взаимоотношения с отцом. Трагедия этой истории в том, что хоть младший сын и был потерян, а теперь найден, старший сын так и не понял, что тоже потерян, и так и не был найден. Тим Келлер размышляет над этой историей: «Иисус, как хороший рассказчик, намеренно оставляет старшего брата в подвешенном состоянии. Плохой сын приходит на пир с отцом, а хороший сын туда так и не попал. Спавший с блудницами – спасен, а вот человек высоких моральных принципов – нет» .

Упорный труд, каким бы он не был честным и благородным, без взаимоотношений с отцом оказывается пустым, бестолковым и разочаровывающим. Старший сын, по сути, работал сам на себя. Вот такая жалкая и трагическая цель. Наша работа не дает нам дополнительных очков у Отца. А вот будучи новым творением во Христе, измененным изнутри, мы можем совершать труд, для которого и были созданы.

Мы все знаем, что Евангелие, точнее, Четвероевангелие, — главная книга в жизни каждого христианина: все остальное, включая другие тексты Нового Завета, следует из Евангелия и без него теряет всякий смысл; и Ветхий Завет также читается в свете грядущей евангельской Вести.

Но что с того, что мы это знаем? Не является ли наше знание чисто теоретическим? Как присутствует Евангелие в нашем сердце, в нашем сознании, в жизни? Можем ли мы с уверенностью сказать, что оно нас изменило или изменяет? Хочется ли нам его читать? Переживаем ли мы евангельские события как имеющие к нам самое непосредственное отношение, чувствуем ли, что все слова, все притчи Спасителя обращены именно к нам?

Почему многие из нас, прочитав все четыре Евангелия один раз и достаточно давно, не считают нужным к ним возвращаться? И почему у тех, кто приучил себя читать Благую Весть ежедневно, возникает подчас вопрос: вот, читаю каждый день, все уже вроде хорошо помню, ну а дальше-то что?

Вопросы о чтении Евангелия, о его присутствии в нашей жизни мы задали главному редактору журнала игумену Нектарию (Морозову).

— Начнем с вопроса: а есть ли вообще проблема? Наблюдаете ли Вы, общаясь с прихожанами, с верующими людьми, нехватку интереса, иначе говоря, внимания к Евангелию?.. Много ли Вы встречаете людей, действительно хорошо знающих Новый Завет, читающих его регулярно, сверяющих по нему жизнь?

— Проблема есть, и очень большая. Христиан, которые регулярно читают Евангелие, читают его толкования, для которых оно в полном смысле этого слова становится основой их жизни, катастрофически мало. Для нашего времени весьма характерна ситуация, описанная в житии преподобного Исаака Сирина, который был епископом Ниневийским. К нему пришли два человека и попросили, чтобы он рассудил их в каком-то конфликте. Выслушав их, преподобный Исаак начал: «В Евангелии говорится о том, что…» И один из конфликтующих сразу его перебил: «Да что ты нам опять про это Евангелие говоришь!». «Что же я могу сказать людям, — спросил тогда преподобный Исаак, — для которых не существует Евангелия?».

И сегодня к священнику часто подходят с какими-то вопросами или просьбами люди, не живущие еще церковной жизнью, однако же крещеные, приходящие время от времени в храм и считающие себя православными. Но на вопрос, читали ли они Евангелие, люди эти в большинстве случаев отвечают: «Нет». Более того, и из постоянных прихожан, из тех, кто регулярно подходит к исповеди, к аналою, на котором, напомню, лежат Евангелие и крест, — далеко не каждый читал Евангелие. А что касается тех, кто его читал, — многие прочитали его один-два раза и не считают необходимым перечитывать постоянно, читать каждый день; не пользуются толкованиями на Евангелие, а в результате не понимают многих мест из него. И это, безусловно, огромная беда нашей церковной жизни. Поэтому мне представляется, что в наших приходских школах для взрослых сегодня нужно в первую очередь изучать Священное Писание. Люди должны знать, что это — основа христианской жизни. Совершенно однозначно: если ты не знаешь Евангелия, ты не христианин, ты являешь собой некое недоразумение. Как можно быть христианином и не знать, чему учил Христос… и, по сути, не представлять себе, Кто такой Христос, ведь узнаем мы о Нем в первую очередь из Евангелия. Как говорили святые отцы, Христос сокровен в евангельских заповедях. Если человек этих заповедей не знает, если он убежден, что это Христос первым сказал: «Не убий» — значит, он находится на уровне Синайского законодательства, ветхозаветного Закона. И здесь нужно вспомнить слова Спасителя: ...если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… (Мф.5, 20-22).

— В чем же причина этой беды — отсутствия живого интереса к Евангелию в людях, которых неверующими не назовешь?

— Современный человек теплохладен. Он пытается пользоваться христианством, пользоваться Церковью, но совершенно не считает при этом, что он должен что-то в самом себе, в своей жизни менять. Впрочем, такие понятия, как «должен» или «не должен», здесь не совсем подходят. Ведь когда человек приходит к Богу, к Его Церкви, это всегда выбор сердца. И если человек сердцем этот выбор совершает, его жизнь изменяется. Если она не изменилась, значит, выбора не было. Не выбирал христианства человек. Хотя и принял, может быть, внешнюю форму, определенный образ.

— Человек, выбравший Христа сердцем, не может относиться к Его Благой Вести, к Евангелию, теплохладно. Но с чего нам следует начинать его изучение, что делать, чтобы погружаться в него все глубже и глубже?

— Евангелие изучается прежде всего жизнью по Евангелию, то есть нужно стараться жить по нему, связывать его с той жизнью, которой мы все живем. Прочитал какой-то эпизод из Евангелия — посмотрись в него как в зеркало: а у тебя в жизни так или как-то иначе? Господь говорит то-то и то-то, а находят ли Его слова хоть какое-то отражение в твоей жизни? Меняет ли твою жизнь Евангелие? Если человек способен, читая Евангелие, узнать себя в первом из сыновей, которых отец поочередно просил поработать в винограднике (см.: Мф. 21, 28-31), то это уже хорошо, ведь первый сын, поначалу отказав отцу, чуть позже раскаялся в своем непослушании и пошел в виноградник. Если человек совершает противные Евангелию поступки, попирает свою христианскую совесть, но каждый раз, обличаемый ею, раскаивается и возвращается к Отцу — это уже огромное счастье. Человека, который руководствуется Евангелием настолько, что никогда не совершает противных ему поступков, представить себе трудно, но людей, подобных первому из сыновей, кающихся и возвращающихся к должному, мы встречаем в Церкви каждый день. По сути, мы все, прибегающие к покаянию и старающиеся хотя бы что-то изменить в себе к лучшему, таковы.

— Не соглашусь с утверждением, что любую другую книгу достаточно прочитать один раз. Ведь, если человек какую-то книгу прочел и полюбил, если она заняла какое-то место в его жизни, он непременно будет перечитывать ее в течение своей жизни неоднократно. Наверное, любой человек, который любит читать, с этим согласится: мы читаем хорошие книги не для того, чтобы, прочитав однажды, вскоре забыть. Мы читаем для того, чтобы опыт автора, образы героев вошли в нашу жизнь, изменили ее, обогатили. И в гораздо большей степени, чем к любой другой книге, это относится к Евангелию. Мы читаем его для того, чтобы оно вошло в нашу жизнь, наполнило наше сердце, чтобы мы все лучше и лучше слышали то, что хочет нам сказать его Автор. Ведь, когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда мы читаем Евангелие, Бог беседует с нами.

А поскольку мы непостоянны, поскольку наше душевное состояние все время меняется, и меняется в самых разных направлениях, то Евангелие как беседа Бога с нами оказывается необходимым вновь и вновь. Когда родители воспитывают ребенка, им недостаточно побеседовать с ним один раз: им регулярно приходится с ним разговаривать, что-то ему объяснять, в чем-то увещевать. Читая Евангелие, мы даем Богу возможность вновь и вновь беседовать с нами, увещевать и наставлять нас. Взяв в руки Евангелие, мы свидетельствуем: у нас есть желание Его слушать. И действительно, слово Божие каждый раз действует на нас по-разному, по-разному перед нами раскрывается, потому что мы не одни и те же.

Когда человек замерзает, ему необходимо оказаться рядом с источником тепла. Евангелие — это то, что отогревает человеческую душу, уставшую от холода, от жестокости этого мира. Душу, которая сама от этого грубеет, становится жестче, холоднее и нуждается в том, чтобы ее отогревали, причем нуждается постоянно. Почему преподобный Серафим Саровский всегда носил Евангелие в котомке за плечами и за неделю полностью его прочитывал? Потому что, по его выражению, ум человека должен плавать в Священном Писании. А преподобный Нил Сорский учил: человек должен знать Евангелие настолько, чтоб всякий раз, что бы ни случилось, у него в сознании возникли соответствующее место, фраза из Евангелия, соответствующая евангельская заповедь; чтобы он руководствовался не движением ветхого человека в себе, а словом Божиим. Один из способов борьбы со страстями в том и состоит: в каждой жизненной ситуации задавать себе вопрос, чего бы хотел от тебя сейчас Господь. И постараться это исполнить. Но для этого нужно хорошо знать, что Он говорил.

Человек так устроен: ум сообщает сердцу то, чем он напитан, в чем он, по выражению преподобного Серафима, плавает. Сердце начинает меняться под воздействием ума. Вот для чего человеку нужно хорошее знание Евангелия и постоянное к нему возвращение.

Хорошо избрать себе определенное правило чтения Евангелия. Ведь правило — это то, что позволяет нам упорядочить, выстроить свою христианскую жизнь. Обычно такой нормой считается одна глава из Евангелия в день и две главы из Деяний или Посланий апостольских. И так постоянно, чтобы весь Новый Завет прочитывался по кругу. Если не получается это правило исполнять всегда, то надо стараться все равно не проживать без Евангелия ни дня. Даже если человек очень устал, он может два-три стиха перед сном прочитать, чтобы с этим уснуть и с этим проснуться.

— Нам очень много всякого приходится переживать: и обиды, и конфликты, и потрясения, и потери, и болезни. И нельзя не заметить, что помощи, утешения, подсказки выхода из тяжелого состояния мы в большинстве случаев ищем не в Евангелии, а в иной (хорошо, если православной!) литературе. Евангелие часто представляется нам чем-то слишком общим, отдаленным от наших душевных состояний, от наших личных ран и психологических проблем.

— Дело вот в чем: если человек читает Евангелие как нечто отстраненное, если он уже заранее убежден, что в его жизни со всеми ее эмоциональными перипетиями Евангелию нет места, что между ним и Евангелием есть некая дистанция, то это огромная ошибка. Потому что все, происходящее в новозаветной истории, в жизни Христа Спасителя, в судьбах Его учеников, носит глубоко человеческий, личностный характер. Величие происходящего не мешает ему быть очень узнаваемым. Все ведь узнается, все знакомо: и поведение людей, и их характеры, и отношение их друг к другу. Вы говорите о наших скорбях, но ведь в Евангелии можно найти о них все, что нам нужно.

Да, безусловно, огромное утешение человеку могут доставить слова старца Паисия Святогорца или творения Исаака Сирина и книги многих других духовных авторов. Но можно ли забыть, что все это — ручьи, текущие из единого вечного Источника? И если мы не будем к этому Первоисточнику прибегать, то все они в какой-то момент утратят для нас свою значимость, свою силу. Потому что сила и значение всего того, о чем эти духовные писатели пишут, черпается ими именно из Евангелия. Наставления святых отцов, подвижников благочестия — это раскрытие Евангелия, приближение его к нашим возможностям понимания.

И все же воздействие Евангелия на душу человека намного сильнее, чем воздействие последовавшей за ним духовной литературы: глубже, чем воздействие книги любого святого, любого подвижника.

— Жизнь непроста, трудна, и это очень сложно — соотносить свои ситуации, свои реакции и поступки со словом Божиим, применять это слово к каждому случаю своей жизни…

— Есть один ключ, очень простой, но люди о его существовании почему-то забывают: когда человек начинает по Евангелию жить, когда оно становится законом его жизни, тогда он начинает его совершенно по-другому понимать; именно тогда оно для него открывается. У игумена Никона (Воробьева) есть такой замечательный образ: «Ты хочешь знать о христианстве, хочешь знать о нашей вере больше? Зачем? Зачем знать о всех поворотах дороги тому, кто даже не ступил на нее? Сделай шаг — и тебе что-то откроется; пройди какое-то расстояние — тебе откроется больше, пройди еще — и еще больше откроется». Евангелие открывается для человека тогда, когда он по нему живет. А вот когда он по нему не живет, тогда оно закрывается и становится скучным, холодным, отдаленным от нашей жизни и вообще каким-то историческим памятником.

Когда мы читаем Евангелие, мы слышим голос Христа. И стараемся жить в соответствии с услышанным. И это опять-таки не должно рассматриваться в категориях именно долга, должного. Почему мы вообще становимся христианами, зачем, из-за чего?.. Апостолы видели и слышали Его, они понимали, что никто из людей еще не говорил так, как Он. И их сердца наполнялись не только уважением, почтением, интересом, нет, но, прежде всего — любовью к этому Человеку. Они понимали, что дороже Его вот с этих пор у них никого нет, поэтому оставляли все и шли за Ним. Но апостолы знали при этом и то, что по-настоящему с Ним они будут, только если будут жить так, как Он учит, следовать Его слову.

А почему современный человек становится христианином: потому что это выгодно, хорошо в глазах окружающих? Нет, конечно. Человек становится христианином лишь тогда, когда он в какой-то доступной для него степени увидел Христа и пошел за Ним. А дальше, для того чтобы идти за Христом, нужно стараться стать таким, каким Он хочет видеть Своего ученика. Это естественный процесс, если этого не происходит, то человек христианином не является.

— Когда Евангелие присутствует в нашей жизни…

— Прерву Вас. Это не Евангелие присутствует в нас, это мы присутствуем в нем. Евангелие — это книга не только о земных годах жизни Иисуса Христа, о Его учении и совершенных Им чудесах, Крестной смерти и Воскресении. Евангелие — это книга обо всех нас. Мы все в нем присутствуем. Это не оно в нашей жизни присутствует, это мы в нем присутствуем, надо просто это понять. Мы должны не принять Евангелие в нашу жизнь, а понять, что оно и есть наша жизнь. Только так.

— Конечно, мы призваны переживать факт Боговоплощения, факт земных трудов, Крестной жертвы Спасителя, Его победы над смертью как главное обстоятельство нашей жизни. Но мы во власти иных наших жизненных обстоятельств, изо дня в день формирующих наше состояние…

— Так вот для этого мы и читаем Евангелие! Чтобы напомнить себе о самом важном событии — не в жизни человечества только, нет, а в жизни каждого из нас. Это событие произошло на Голгофе. Почувствовать, что это событие главное для нас, — действительно одна из целей чтения Евангелия.

Но мы забываем не только об этом событии — мы забываем о вещах, которые, казалось бы, никак невозможно забыть. Никто ведь не может ответить на вопрос: почему человек живет? Почему моя личность существует? Это просто данность, о которой мы чаще всего не задумываемся. Но, если мы зададим себе этот вопрос, мы увидим, что единственно возможный на него ответ таков: воля Божия. Именно она поддерживает нас в нашем бытии. Каждое мгновение мы этой волей в бытии сохраняемы. Поэтому живем, существуем, действуем. Если человек об этом помнит, он и обо всем остальном помнит тоже. И ни на какую дистанцию Евангелие от него не отдаляется. Оно для него постоянно актуально.

— Иной человек говорит: «Я читаю и Евангелие, и Послания апостолов, и Откровение Иоанна Богослова регулярно, но помню все равно плохо. Жизнь такая, работа такая: огромный поток информации, невозможно все в голове удержать».

— Человек ведь так устроен: он помнит то, что им востребовано, нужно ему. Семинарист или молодой священник может досконально изучить богослужебный устав, Типикон. И многое из него забыть, потому что в современной богослужебной практике Типикон не применяется в полной мере. Но то, что применяется в современной богослужебной жизни, он будет помнить. И точно так же человек не забудет Евангелие, если он будет жить по нему, понимая неразрывную связь евангельского слова и своей жизни: если это будет составлять для него единое целое. Просто в разные моменты он сам по отношению к слову Божию будет занимать разные положения. Он будет похож то на одного сына из вышеприведенной притчи, то на другого, то на блудного сына из другой притчи (см.: Лк. 15, 11-32), то на разумную деву, то на деву юродивую (см.: Мф. 25, 1-13), то на первых из работников в винограднике, то на последних (см.: Мф. 20, 12-16)… Очень много примеров еще можно было бы привести: мы постоянно оказываемся кем-то из Евангелия. Только вот апостолом Иоанном Богословом, стоящим у Креста, мы бываем очень редко.

— Иногда люди спрашивают: зачем Евангелие читается в храме? Даже такие рассуждения приходится слышать: раньше, мол, люди были неграмотные, а теперь-то зачем? И не секрет, что мы не всегда внимательно его в храме слушаем. Иногда относимся к этому чтению как к чему-то, что просто «положено». Положено все отстоять, перед тем как причаститься, — вот и Евангелие тоже…

— Зачем читается Евангелие в храме? Этот вопрос можно было бы распространить на все, что в храме происходит. Зачем в храме звучат те или иные песнопения, молитвословия, читается Псалтирь? Это духовная трапеза, которая предлагается нашей душе. И Евангелие, слово Божие, занимает, безусловно, самое важное место в этой трапезе. Это то, что Господь нам хочет сказать сейчас. А насколько мы готовы это услышать — другой вопрос. Если мы относимся к этому только как к элементу богослужения, это очень плохо. Потому что это не просто элемент богослужения. Это Голос Божий, обращенный к человеку во время богослужения.

— Часто приходится слышать, что у православных, дескать, вообще не принято Священное Писание читать и хорошо знать, то ли дело баптисты…

— Да, многие сектанты трудятся над Священным Писанием и, в частности, Евангелием, они зачастую заучивают его наизусть, но это ведь еще далеко не все, что нам необходимо. Члены всевозможных сект воспринимают Евангелие с точки зрения буквы, но не духа. Они уже заранее подгоняют его под ту или иную свою концепцию, под то, что хотят вложить в головы своих адептов лидеры секты. Поэтому от такого изучения, от сектантского знания священных текстов наизусть духовной пользы нет. Если тот или иной сектант начинает наконец читать Евангелие вдумчиво, он понимает: в секте его обманывают. Поэтому сектантские учителя стараются подать ему Писание под удобным для себя углом, чтобы он не догадался о его истинном смысле, не усомнился в том, что влагаемое в его уши абсолютно верно.

— Какими толкованиями на Евангелия Вы посоветовали бы пользоваться?

— За основу лучше всего взять толкование Феофилакта Болгарского на все четыре Евангелия, поскольку это всеобъемлющий труд. Затем можно обращаться к разным авторам. Безусловно, много может дать толкование святителя Иоанна Златоуста, хотя он не столько истолковывает каждое евангельское слово, сколько использует его как повод для назидания. Также здесь необходимо назвать преподобного Ефрема Сирина, Евфимия Зигабена, священномученика Василия Кинешемского. Толкования отдельных моментов Евангелия, отдельных его эпизодов есть вообще у многих святых отцов, и эти толкования нередко оказываются более интересными и глубокими, чем толкования в книгах, целиком посвященных Четвероевангелию.

Беседовала Марина Бирюкова

Журнал «Православие и современность» № 34 (50)