Дом юшкова на мясницкой архитектура. Панорама Дом Юшкова. Виртуальный тур Дом Юшкова. Достопримечательности, карта, фото, видео. Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой

Попеняли друзья, что забросил журнал и прекратил домоведение вывешивать. Попробую посильно исправляться. Продолжаю по порядку, это из "Ностальгии" №3.

Рог изобилия
Дом Юшкова, Мясницкая, 21

Как бы ни упорствовали в своей одержимости противники «искусства для искусства», форма не только определяет, но даже предопределяет содержание. Другое дело, что происходит это всякий раз парадоксально, несуразно, порой вопреки воле человека, данную форму сотворившего. Что заставляет задумавшегося либо пожать недоуменно плечами, либо метнуть боязливый взгляд небесам. Судите сами. Дом, выстроенный по проекту Василия Ивановича Баженова для гражданского губернатора Москвы Ивана Ивановича Юшкова был задуман в форме рога изобилия. Идея нехитрая, потому как был тот дом угловым - угол Мясницкой и Юшкова (ныне Боброва) переулка. Отметим сразу, что ноухау Баженовского гения - вынесенная на угол здания полуротонда с ионической колоннадой - впоследствии бессчётно копировалась при строительстве угловых зданий в российской провинции.
Ранее земельный участок принадлежал участнику Полтавской баталии и турецких походов генералу Ивану Ильичу Дмитриеву-Мамонову. А рядышком располагалась знаменитая церковь Святых Великомучеников Фрола и Лавра, куда в день их поминовения, 18 августа по старому стилю, со всей Москвы извозчики вели лошадей, чтобы кропить их святой водой: «Флор-Лавёр до рабочей лошади добёр». В 1935-м при строительстве метро церковь снесли.
Рог изобилия, положенный в основу Баженовского проекта, неслучаен. Интрига заключается в том, что и Баженов, и Юшков были членами масонской ложи - а для вольных каменщиков всякое созидание было исполнено глубокого символического и духовного смысла. Всевышний же почитался как Верховный Зодчий Мироздания. По некоторым смутным намёкам, Баженов воплотил во внутренней планировке здания - сложном сочетании круглых, овальных и прямоугольных помещений, создающем поразительный пространственный эффект, - идеи, которые ему не удалось воплотить для Большого Кремлёвского дворца. Он тогда уже успел впасть в немилость у матушки императрицы, неосторожно выступив посредником между наследником престола Павлом Петровичем и кружком Н.И.Новикова, прочившим цесаревича в верховные мастера своей ложи. И тут - товарищ по масонству, первейший московский богатей Юшков предлагает соблазнительный заказ.
Здание строилось с конца 1780-х, а отделка верхних этажей происходила уже в 1805-м. Было предусмотрено всё потребное хозяевам: и домовая церковь в честь Казанской Богоматери, и помещение для собрания ложи, и гигантская бальная зала. Она-то и сыграла роковую роль в судьбе первых хозяев дома. Сын генерал-губернатора Пётр Иванович унаследовал от папеньки не только членство в ложе, но и этот каменный рог изобилия. И, похоже, возомнил себя новым Лукуллом. Балы, которые он закатывал, поражали воображение современников: «Он в 1811 г. давал у себя на даче в течение трех недель сряду 18 балов, с фейерверками и музыкой в саду, так что окрестные фабрики перестали работать, ибо фабричные все ночи проводили около его дома и в саду».
Однако в доме собиралась и более серьёзная публика: Карамзин, Херасков, Новиков - по сути дела, весь просветительский кружок, с которым в те годы было связано существование Московского университета.
Во время пожара 1812-го Баженовский шедевр чудом избежал гибели - служители располагавшегося напротив почтамта напоили и связали факельщиков, поджигавших дома по приказу отступающего Наполеона.
При правлении Александра то ли масонство Юшкова-младшего оказалось невзаправдашным, то ли времена пошли какие-то более требовательные - но рог изобилия для семьи хозяев здания иссяк. Чтобы свести концы с концами, они начали сдавать помещения внаём. Новый этап в жизни дома можно датировать 1838 годом, когда одну из зал сняло в аренду для размещения Рисовальных классов Московское художественное общество. В 1844 году уже всё здание было приобретено для училища за 35 тысяч рублей серебром, а с 1865 сюда была переведена Московская дворцовая архитектурная школа, и с тех пор появилось название: Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь преподавали, учились и жили (перечисляем только самых-самых) Васнецов, Левитан, Нестеров, Перов, Поленов, Саврасов, Серов, Паоло Трубецкой, Шехтель, Шишкин. С 1872 года в доме Юшкова устраивались выставки художников-передвижников, и на сопутствующих им заседаниях московской художественной общественности бывали Грановский, Мочалов, Островский, Сергей Соловьёв, Третьяков, Лев Толстой, Чехов, Шевченко, Щепкин.
С осени 1894 года в первом этаже кирпичного надворного флигеля поселилась семья нового преподавателя Фигурного класса Леонида Осиповича Пастернака. Одним из ярчайших детских воспоминаний его сына, маленького Бори, стало увиденное 30 октября 1894 года с круглого балкона угловой ротонды училища перенесение праха Александра III, с поразительной подробностью описанное им спустя более полувека в очерке «Люди и положения». Однако ещё более поразителен другой эпизод, произошедший с четырёхлетним Борей 23 ноября того же года: он проснулся от какого-то непривычно страшного звучания музыки, заплакал, и его вынесли к гостям, в числе которых был какой-то бородатый старик, к которому Боря немедленно забрался на колени и успокоился. Только в 1955 году, прочитав дневник Софьи Андреевны Толстой, Пастернак узнал, что стариком этим был Лев Толстой, приехавший к его отцу, чтобы прослушать вместе траурное трио Чайковского и почтить память только что умершего Антона Рубинштейна. Бродский вспоминал, что, пересказывая эту историю, ироничная Ахматова высказывалась в том смысле, что везунок Боря точно знал, когда надобно проснуться.
В 1911 году в Училище был принят со второй попытки молодой Владимир Маяковский. Здесь произошла его встреча с Бурлюком, приведшая, в итоге, к созданию русского футуризма.
После революционной неразберихи, в конце 1920 года Училище было преобразовано в Высшие Художественно-технические мастерские - знаменитый ВХУТЕМАС (с 1927 ВХУТЕИН), впоследствии преобразованный в Московский Художественный Институт имени Сурикова. С 1935 года помещения в доме Юшкова начали занимать разнообразные конторы и организации. В 1942 году здесь базировался Московский Технический институт, ставший с 1953 года знаменитым МИФИ. Кстати, расположенные в подвале здания лаборатории института породили среди московских антисемитов по сей день бытующую легенду, что именно здесь, «в непосредственной близости от православных святынь», «по приказу кавказского еврея Берии» был размещён первый советский атомный реактор. Что неправда. Но смешно.
Ныне в отреставрированном доме Юшкова располагается основанная Ильёй Глазуновым Всероссийская академия живописи, ваяния и зодчества. Похоже, рог изобилия снова наполнен, и на сей раз он проливается на тех, кому это и вправду необходимо - на молодых художников. Говорят, в правительстве Москвы идёт речь о восстановлении образовывавшего ранее творением Баженова единый ансамбль храма Фрола и Лавра. Дай Бог. А то заглянешь в Левитановский зал Третьяковки - и увидишь купола и колокольню несуществующей церкви, написанные из окна дома Юшкова. А нынешним студентам Академии что писать - торговые палатки?

Дом Юшко́ва (Мясницкая улица, 21). Один из лучших памятников московского классицизма, построен В.И. Баженовым на рубеже 1780—90-х гг. Пластическую выразительность здания определяет объединение одинаковых по высоте и архитектуре боковых корпусов вынесенной на угол полуротондой с ионической колоннадой. Несмотря на переделки, дом Юшкова даёт представление о баженовской системе внутренней планировки — сложного сочетания разнообразных по форме (круглых, овальных и прямоугольных) помещений, создающих сильный пространственный эффект. Угловой полуротонде фасада соответствуют круглые залы, верхний из которых — двухсветный; аванзалам придана форма полуовалов, парадный вестибюль с лестницей имеет эллиптическую форму. Уличный фасад с нижним цокольным этажом отличается простотой и лаконизмом решения. Здание, вчерне выстроенное к 1805, долгое время оставалось не отделанным в верхних этажах. В связи с приспособлением его под Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1844 перестроено боковое крыло, выходящее в переулок. С 1918 в здании располагались Государственные свободные художественные мастерские, преобразованные в 1920 во Вхутемас (с 1927 Вхутеин). Во второй половине 1990-х гг. дом Юшкова отреставрирован и приспособлен для размещения в нём Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества.

М.В. Нащокина.

  • - беллетр., р. 11 янв. 1789 в с. Петрищеве, Тульск. г., дочь помещ.-двор., † 1 июня 1877 в Дерпте, мать братьев Киреевских...
  • - детск. писат., р. 6 июля 1785 в Туле, сестра А. П. Елагиной, † 18 марта 1864 в Тульск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - любимая камер-фрау императрицы Анны Иоанновны. Происхождение Ю. неизвестно...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - полковница, любимая доверенн. камер-юнгфера имп. Анны Иоанновны; † при Елизавете Петровне...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Доцент кафедры политической истории России Красноярского государственного университета; родилась в 1936 г.; кандидат исторических наук, доцент...

    Большая биографическая энциклопедия

"Дом Юшкова" в книгах

22. Тургеневская площадь Дом Юшкова и Почтамт

Из книги Бульварное кольцо Москвы (открытки) автора Корсаков Леонид

22. Тургеневская площадь Дом Юшкова и Почтамт Тургеневская площадь названа так по Тургеневской читальне, открытой здесь в 1885 году. Весь квартал до Боброва переулка снесен. На его месте устроен сквер, где предполагается поставить памятник И. С. Тургеневу. Теперь, с

Елена Юшкова. Влияние культурной политики СССР на школу Айседоры Дункан в Москве в 1920-е годы

Из книги Время, вперед! Культурная политика в СССР автора Коллектив авторов

Елена Юшкова. Влияние культурной политики СССР на школу Айседоры Дункан в Москве в 1920-е годы Воспитание гармонично развитого и свободного человека было одной из давних идей Айседоры Дункан. Танцовщица тратила огромные деньги на организацию и поддержание своих школ.

Вконтакте

Построен на рубеже 1780-1790-х годов по заказу генерал-поручика И. И. Юшкова.

Vladimir OKC , Public Domain

История

В 1780-х годах годах генерал-поручик Иван Иванович Юшков приобрёл участок земли на Мясницкой улице для строительства дома, которое завершилось уже после его смерти.


неизвестен , Public Domain

После смерти Ивана Ивановича дом принадлежал его сыну, Петру Ивановичу Юшкову. При нём в доме проводились пышные балы и масонские собрания. К 1830-м годам Юшков разорился и вынужден был сдавать помещения в своём доме в аренду.

В 1838 году зал в доме Юшкова стало арендовать Московское художественное общество.

В 1844 году в доме Юшкова разместилось Училище живописи и ваяния, хозяин продал учебному заведению свой дом за 35 тысяч рублей серебром.

С 1865 года в училище стали преподавать и зодчество. С 1872 года в училище проводились выставки передвижников.

В конце XIX века дом Юшкова перестраивался: были расширены окна, изменилась отделка, со стороны Боброва переулка пристроили кирпичный корпус.


Al Shipilin , GNU 1.2

В начале XIX века во дворе училища были построены корпуса, где снимали квартиры художники.

В 1918 году в доме Юшкова разместились Государственные свободные художественные мастерские. В 1920 году они были преобразованы во ВХУТЕМАС. В 1926 году он был реорганизован во Вхутеин.

В 1942 году в доме Юшкова обосновался Московский механический институт (ныне МИФИ).

После того как в 1962 году МИФИ переехал в новый корпус на Каширском шоссе, в доме Юшкова разместились Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления (ВНИПИОАСУ) и организация ЦНИИТЭИМС.

В 1980-х годах предполагалось переместить в дом Юшкова Тургеневскую библиотеку.

Но в 1986 году дом был передан Институту живописи, скульптуры и художественной педагогики.

В 1989 году институт был преобразован в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Во второй половине 1990-х годов в доме Юшкова была проведена реставрация.

Фотогалерея

Полезная информация

Дом Юшкова
Юшков дом

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр

Адрес и контакты

Москва, ул. Мясницкая, д. 21, стр. 1

Статус

Культурное наследие
Российской Федерации, объект № 7702329000

Расположение

Дом Юшкова расположен на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка по адресу: Мясницкая улица, 21.

Архитектура

Композиционным ядром дома Юшкова является угловая полуротонда с ионической колоннадой. Эта полуротонда в дальнейшем неоднократно копировалась другими московскими архитекторами.

Боковые крылья дома Юшкова, выходящие на улицу и переулок, имеют одинаковую архитектуру и оформление.

Нижний цокольный этаж отделан каменными плитами, стены верхних этажей покрыты штукатуркой.

Помещения дома Юшкова имеют прямоугольные, круглые и овальные формы. Из парадного вестибюля, имеющего эллиптическую форму, наверх ведёт лестница. В угловой части здания размещены круглые залы.

Мемориальные доски

На доме Юшкова установлено несколько мемориальных досок.

Одна из них сообщает о том, что с 1857 по 1882 год в училище преподавал А. К. Саврасов.

Другая доска установлена в память о посещении ВХУТЕМАСа В. И. Лениным в 1921 году.

памятник архитектуры (федеральный) Дом Юшкова или Юшков дом - один из наиболее ярких памятников московского классицизма. Построен на рубеже 1780-1790-х годов по заказу генерал-поручика И. И. Юшкова. Автором проекта, согласно одной из многих версий, был Василий Баженов. Дом Юшкова расположен на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка по адресу: Мясницкая улица, 21.

В 1780-х годах годах генерал-поручик Иван Иванович Юшков приобрёл участок земли на Мясницкой улице для строительства дома, которое завершилось уже после его смерти. Авторство проекта приписывается архитектору Василию Баженову, хотя это и не подтверждено документально. К 1805 году здание было вчерне выстроено, но верхние этажи долгое время оставалось не отделанными. После смерти Ивана Ивановича дом принадлежал его сыну, Петру Ивановичу Юшкову. При нём в доме проводились пышные балы и масонские собрания. К 1830-м годам Юшков разорился и вынужден был сдавать помещения в своём доме в аренду. В 1838 году зал в доме Юшкова стало арендовать Московское художественное общество. В 1844 году в доме Юшкова разместилось Училище живописи и ваяния, хозяин продал учебному заведению свой дом за 35 тысяч рублей серебром. С 1865 года в училище стали преподавать и зодчество. С 1872 года в училище проводились выставки передвижников. В конце XIX века дом Юшкова перестраивался: были расширены окна, изменилась отделка, со стороны Боброва переулка пристроили кирпичный корпус. В начале XIX века во дворе училища были построены корпуса, где снимали квартиры художники. В 1918 году в доме Юшкова разместились Государственные свободные художественные мастерские. В 1920 году они были преобразованы во ВХУТЕМАС. В 1926 году он был реорганизован во Вхутеин. В 1942 году в доме Юшкова обосновался Московский механический институт (ныне МИФИ). После того как в 1962 году МИФИ переехал в новый корпус на Каширском шоссе, в доме Юшкова разместились Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления (ВНИПИОАСУ) и организация ЦНИИТЭИМС. В 1980-х годах предполагалось переместить в дом Юшкова Тургеневскую библиотеку. Но в 1986 году дом был передан Институту живописи, скульптуры и художественной педагогики. В 1989 году институт был преобразован в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Во второй половине 1990-х годов в доме Юшкова была проведена реставрация.

Архитектура

Композиционным ядром дома Юшкова является угловая полуротонда с ионической колоннадой. Эта полуротонда в дальнейшем неоднократно копировалась другими московскими архитекторами. Боковые крылья дома Юшкова, выходящие на улицу и переулок, имеют одинаковую архитектуру и оформление. Нижний цокольный этаж отделан каменными плитами, стены верхних этажей покрыты штукатуркой. Помещения дома Юшкова имеют прямоугольные, круглые и овальные формы. Из парадного вестибюля, имеющего эллиптическую форму, наверх ведёт лестница. В угловой части здания размещены круглые залы.

Дворянское владение генерал-поручика И.И. Юшкова, расположенное на улице Мясницкой, 21 в Москве, всегда отличалось от соседних господских домов, заселенных в XVIII веке знатью, купечеством и духовенством. Усадьба была куплена Юшковым у генерала И.И. Дмитриева-Мамонова, которому она принадлежала с 1716 года.

В начале XIX в. И. Юшков принял решение перестроить здание и заказал проект архитектору В. Баженову . Выбор пал именно на него, так как оба - и заказчик, и архитектор - состояли в масонской ложе. Кроме того, Юшков хотел поддержать одаренного архитектора, которому Екатерина II в 1780-х годах дала отставку, и потому Баженов испытывал острую нужду в средствах.

Фото 1. Здание художественной академии (дом Юшкова) на Мясницкой, 21

Старые постройки были снесены, началось строительство, продолжавшееся в течение двадцати лет и завершившееся в 1805 году. Форма дома, построенного в стиле классицизма, напоминает рог изобилия - тайный символ масонской ложи.

Центр композиции - изящная угловая полуротонда, плавно объединяющая два крыла здания. В строительстве этого дома использовано множество приёмов, разработанных В. Баженовым в ходе проектирования Кремлевского дворца , план которого так и остался на бумаге.

Разрушительный пожар 1812 года, к счастью, не нанес дому по улице Мясницкая, 21 никакого ущерба, и спустя год здесь был размещен известный всему городу торговый центр купца А.Кригера.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой

После того как генерал Юшков умер, его младший сын обанкротился. Он не решился заложить дом и с 1838 года стал сдавать его Московскому художественному обществу. Здесь были организованы бесплатные курсы по обучению рисованию одаренных людей, которыми всегда была богата Россия.

Это было началом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Среди его педагогов были такие известные люди, как историк В. Ключевский, искусствовед Н. Рамазанов, пейзажисты А. Васнецов, В. Поленов, А. Саврасов. Рисование с натуры - ведущее направление в училище - преподавали В. Перов и И. Прянишников.

Начиная с 1872 года, в здании училища выставлялись работы художников-передвижников, собирались ведущие московские литераторы и театральные деятели, здесь можно было встретить П. Мочалова, Т. Грановского, М. Щепкина, Л. Толстого, А. Островского, А. Чехова и других.

После революции училище преобразовали в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), на которых в свое время обучались В. Маяковский, Кукрыниксы.

Позже на базе мастерских появился Московский Художественный Институт имени В.И.Сурикова.

С 1935 года в помещениях на Мясницкой, 21 размещались различные организации и конторы, а в 1989 году С. Глазунов основал в этом доме «Российскую академию живописи, ваяния и зодчества», где и по сей день является ректором.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.