Урок №1 Тема урока: «Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби»
Цели:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная: воспитание последовательности в своих действиях.
Тип урока: изучение нового
Стандарт урока:
уметь находить способ избавления от иррациональности
понимать смысл «сопряженное выражение»
уметь избавляться от иррациональности в знаменателе.
Оборудование: карточки к самостоятельной работе.
Ход урока
Немного юмора:Извлекать корни умеешь? – спрашивает учитель
Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, и корень его извлечётся из почвы.
Нет, я имел в виду другой корень, например, из девяти.
Это будет «девя», так как «ть»-суффикс.
Я имею в виду корень квадратный.
Квадратных корней не бывает. Они бывают мочковатые и стержневые.
Арифметический квадратный корень из девяти.
Так бы и сказали! Квадратный корень из девяти =3!
А вы корни извлекать умеете?
2. «Повторение – мать учения».
(8 мин)
2.Проверка дом/з № 168 1)4; 2)10; 3)4;4) 8
3.Разминка. Выполни действия (Слайд 1). Проверка по кругу против часовой стрелки.
1. Подбери неизвестный множитель (Слайд2)
Деление на группы: по выбранным фигурам.
Проверяют в парах сменного состава.
Работают индивидуально и проверяют, оценивая в баллах.
(Приложение 1)
3. «Книга – книгой, а мозгами двигай» (5 мин)
(Слайд 3) Два друга решали уравнение
и получили разные ответы. Один из них подобрал х = , сделал проверку. Второй находил неизвестный множитель делением произведения на
и получил х = . Кто из них прав? Может ли линейное уравнение иметь два корня? Самым удобным для вычислений является выражение, не содержащее иррациональности в знаменателе.
Тема урока (Слайд 4): Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби
Цели (Слайд 5): ознакомиться со способами избавления от иррациональности в знаменатели дроби. Развитие умения освобождать знаменатель от иррациональности;
Решают и проверяют в парах сменного состава.
Обсуждают ситуацию и приходят к выводу.
Записывают тему
Формулируют цели : ознакомиться со способами избавления от иррациональности в знаменатели дроби.
развитие умения определять способ освобождения от иррациональности;
4. Работа над новым материалом.
(10 мин)
Как избавиться от иррациональности в знаменателе? Хотите узнать?
Работа в группах над новым материалом
Выступление групп
Закрепление (Слайд 6)
Работают с опорным конспектом. (Приложение 2)
Решают примеры.
(Приложение 3)
Обмениваются информацией.
5. Зарядка (3 мин)
Делают зарядку
(10 мин)
По разноуровневым карточкам
1-в:
2-в:
3-в:
Выполняют индивидуально, проверяют меняясь тетрадями с другой группой.
Баллы заносят в оценочную карту группы.
(Приложение 1)
(2 мин)
Мартышка – апельсинов продавщица,(Слайд 7)
Приехав как – то раз к себе на дачу,
Нашла там с радикалами задачу.
Разбрасывать их стала все подряд.
Мы просим вас, девчонки и мальчишки,
Решить задачу на хвосте мартышки.
Как вы думаете мы закончили изучать эту тему? Продолжим на следующем уроке.
Рассуждают о том, что это им предстоит узнать на следующем уроке.
8. Задание на дом: (2 мин)
П.19(Слайд 7)
1 уровень: №170 (1-6)
2 уровень: №170 (1-6 и 9,12)
Творческое задание: Мартышкина задача.
Записывают
9.Итог урока. Рефлексия
(3 мин)
Две звезды и пожелание на стикерах прикрепляются на выбранный смайлик (Слайд 7)
Баллы переводят в оценку и сдают учителю оценочную карту группы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценочная карта группы.
0-8 баллов
Подбери множитель
0-8 баллов
Работа в группе над новым материалом
0-5 баллов
Сам. работа
0-5 баллов
Активность на уроке
0-5 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Если знаменатель алгебраической дроби содержит знак квадратного корня, то говорят, что в знаменателе содержится иррациональность. Преобразование выражения к такому виду, чтобы в знаменателе дроби не оказалось знаков квадратных корней, называют освобождением от иррациональности в знаменателе
Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби
2015-06-13
Сопряженное иррациональное выражение
При преобразовании дробного алгебраического выражения, в знаменателе которого записано иррациональное выражение, обычно стремятся представить дробь так, чтобы ее знаменатель был рациональным. Если $A, B, C, D, \cdots$ - некоторые алгебраические выражения, то можно указать правила, с помощью которых можно освободиться от знаков радикала в знаменателе выражений вида
$\frac{A}{\sqrt[n]{B}}, \frac{A}{B+C \sqrt{D}}, \frac{A}{\sqrt{B} + c \sqrt{D}}, \frac{A}{ \sqrt{B} \pm \sqrt{C}}$ и т.д.
Во всех этих случаях освобождение от иррациональности производится умножением числителя и знаменателя дроби на множитель, выбранный так, чтобы его произведение на знаменатель дроби было рациональным.
1) Для освобождения от иррациональности в знаменателе дроби вида $A/ \sqrt[n]{B}$ умножаем числитель и знаменатель на $\sqrt[n]{B^{n-1}}$.
$\frac{A}{\sqrt[n]{B}} = \frac{A \sqrt[n]{B^{n-1}}}{\sqrt[n]{B} \sqrt[n]{B^{n-1}}} = \frac{A \sqrt[n]{B^{n-1}}}{B}$.
Пример 1. $\frac{4a^{2}b}{\sqrt{2ac}} = \frac{4a^{2}b \sqrt{4a^{2}c^{2}}}{2ac} = \frac{2ab}{c} \sqrt{4a^{2}c^{2}}$.
В случае дробей вида $\frac{A}{B+ C \sqrt{D}}, \frac{A}{\sqrt{B} + c \sqrt{D}}$ умножаем числитель и знаменатель на иррациональный множитель
$B – C \sqrt{D}$ или $\sqrt{B} – c \sqrt{D}$
соответственно, т. е. на сопряженное иррациональное выражение.
Смысл последнего действия состоит в том, что в знаменателе произведение суммы на разность преобразуется в разность квадратов, которая уже будет рациональным выражением.
Пример 2. Освободиться от иррациональности в знаменателе выражения:
а) $\frac{xy}{\sqrt{x^{2} + y^{2}} + x}$; б) $\frac{2}{\sqrt{5} - \sqrt{3}}$.
Решение, а) Умножаем числитель и знаменатель дроби на
выражение $\sqrt{x^{2} + y^{2}} - x$. Получаем (при условии, что $y \neq 0$)
$\frac{xy}{\sqrt{x^{2} + y^{2}} + x} = \frac{xy (\sqrt{x^{2} + y^{2}} - x)}{(x^{2} + y^{2}) – x^{2}} = \frac{x}{y} (\sqrt{x^{2} + y^{2}} - x)$;
б) $\frac{2}{\sqrt{5} - \sqrt{3}} = \frac{2(\sqrt{5} + \sqrt{3})}{5 - 3} = \sqrt{5} + \sqrt{3}$.
3) В случае выражений типа
$\frac{A}{B \pm C \sqrt{D}}, \frac{A}{\sqrt{B} \pm C \sqrt{D}}$
знаменатель рассматривается как сумма (разность) и умножается на неполный квадрат разности (суммы), чтобы получить сумму (разность) кубов. На тот же множитель умножается и числитель.
Пример 3. Освободиться от иррациональности в знаменателе выражений:
а)$\frac{3}{\sqrt{5} + 1}$; б)$\frac{1}{\sqrt{a} – 2 \sqrt{b}}$
Решение, а) Рассматривая знаменатель данной дроби как сумму чисел $\sqrt{5}$ и $1$, умножим числитель и знаменатель на неполный квадрат разности этих чисел:
$\frac{3}{\sqrt{5} + 1} = \frac{3 (\sqrt{5^{2}} - \sqrt{5} +1)}{(\sqrt{5} + 1)(\sqrt{5^{2}} - \sqrt{5} + 1)} = \frac{3(\sqrt{25} - \sqrt{5} + 1)}{(\sqrt{5})^{3} +1}$,
или окончательно:
$\frac{3}{\sqrt{5} + 1} = \frac{3(\sqrt{25} - \sqrt{5} + 1)}{6} = \frac{\sqrt{25} - \sqrt{5} + 1}{2}$
б) $\frac{1}{\sqrt{a} – 2 \sqrt{b}} = \frac{\sqrt{a^{2}} + 2 \sqrt{ab} + 4 \sqrt{b^{2}}}{(\sqrt{a})^{3} – (2 \sqrt{b})^{3}} = \frac{ \sqrt{a^{2}} + 2 \sqrt{ab} + 4 \sqrt{b^{2}}}{a-8b}$.
В некоторых случаях требуется выполнить преобразование противоположного характера: освободить дробь от иррациональности в числителе. Оно проводится совершенно аналогично.
Пример 4. Освободиться от иррациональности в числителе $\frac{\sqrt{a+b} - \sqrt{a-b}}{2b}$.
Решение. $ \frac{\sqrt{a+b} - \sqrt{a-b}}{2b} = \frac{(a+b) – (a-b)}{2b(\sqrt{a+b} + \sqrt{a-b})} = \frac{1}{\sqrt{a+b} + \sqrt{a-b}}$
При преобразовании дробного алгебраического выражения, в знаменателе которого записано иррациональное выражение, обычно стремятся представить дробь так, чтобы ее знаменатель был рациональным. Если A,B,C,D,... - некоторые алгебраические выражения, то можно указать правила, с помощью которых можно освободиться от знаков радикала в знаменателе выражений вида
Во всех этих случаях освобождение от иррациональности производится умножением числителя и знаменателя дроби на множитель, выбранный так, чтобы его произведение на знаменатель дроби было рациональным.
1) Для освобождения от иррациональности в знаменателе дроби вида . В умножаем числитель и знаменатель на
Пример 1. .
2) В случае дробей вида . Умножаем числитель и знаменатель на иррациональный множитель
соответственно, т. е. на сопряженное иррациональное выражение.
Смысл последнего действия состоит в том, что в знаменателе произведение суммы на разность преобразуется в разность квадратов, которая уже будет рациональным выражением.
Пример 2. Освободиться от иррациональности в знаменателе выражения:
Решение, а) Умножаем числитель и знаменатель дроби на выражение . Получаем (при условии, что )
3) В случае выражений типа
знаменатель рассматривается как сумма (разность) и умножается на неполный квадрат разности (суммы), чтобы получить сумму (разность) кубов ((20.11), (20.12)). На тот же множитель умножается и числитель.
Пример 3. Освободиться от иррациональности в знаменателе выражений:
Решение, а) Рассматривая знаменатель данной дроби как сумму чисел и 1, умножим числитель и знаменатель на неполный квадрат разности этих чисел:
или окончательно:
В некоторых случаях требуется выполнить преобразование противоположного характера: освободить дробь от иррациональности в числителе. Оно проводится совершенно аналогично.
Пример 4. Освободиться от иррациональности в числителе дроби .
Выражения, преобразование выражений
Как освободиться от иррациональности в знаменателе? Способы, примеры, решения
В 8 классе на уроках алгебры в рамках темы преобразование иррациональных выражений заходит разговор про освобождение от иррациональности в знаменателе дроби . В этой статье мы разберем, что это за преобразование, рассмотрим, какие действия позволяют освободиться от иррациональности в знаменателе дроби, и приведем решения характерных примеров с детальными пояснениями.
Навигация по странице.
Что значит освободиться от иррациональности в знаменателе дроби?
Сначала нужно разобраться, что такое иррациональность в знаменателе и что значит освободиться от иррациональности в знаменателе дроби. В этом нам поможет информация из школьных учебников . Заслуживают внимания следующие моменты.
Когда запись дроби содержит в знаменателе знак корня (радикал), то говорят, что в знаменателе присутствует иррациональность . Вероятно, это связано с тем, что записанные при помощи знаков корней числа часто являются . В качестве примера приведем дроби , , , , очевидно, знаменатели каждой из них содержат знак корня, а значит и иррациональность. В старших классах неизбежна встреча с дробями, иррациональность в знаменатели которых вносят не только знаки квадратных корней, но и знаки кубических корней, корней четвертой степени и т.д. Вот примеры таких дробей: , .
Учитывая приведенную информацию и смысл слова «освободиться», очень естественно воспринимается следующее определение:
Определение.
Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби – это преобразование, при котором дробь с иррациональностью в знаменателе заменяется тождественно равной дробью, не содержащей в знаменателе знаков корней.
Часто можно слышать, что говорят не освободиться, а избавиться от иррациональности в знаменателе дроби. Смысл при этом не меняется.
Например, если от дроби перейти к дроби , значение которой равно значению исходной дроби и знаменатель которой не содержит знака корня, то можно констатировать, что мы освободились от иррациональности в знаменателе дроби. Еще пример: замена дроби тождественно равной ей дробью есть освобождение от иррациональности в знаменателе дроби.
Итак, начальная информация получена. Остается узнать, что нужно делать, чтобы освободиться от иррациональности в знаменателе дроби.
Способы освобождения от иррациональности, примеры
Обычно для освобождения от иррациональности в знаменателе дроби используют два преобразования дроби : умножение числителя и знаменателя на отличное от нуля число или выражение и преобразование выражения в знаменателе. Ниже мы рассмотрим, как эти преобразования дробей используются в рамках основных способов, позволяющих избавиться от иррациональности в знаменателе дроби. Затронем следующие случаи.
В самых простых случаях достаточно преобразовать выражение в знаменателе. В качестве примера можно привести дробь, в знаменателе которой находится корень из девяти. В этом случае замена его значением 3 освобождает знаменатель от иррациональности.
В более сложных случаях приходится предварительно выполнять умножение числителя и знаменателя дроби на некоторое отличное от нуля число или выражение, что впоследствии позволяет преобразовать знаменатель дроби к виду, не содержащему знаков корней. Например, после умножения числителя и знаменателя дроби на , дробь принимает вид , а дальше выражение в знаменателе можно заменить выражением без знаков корней x+1 . Таким образом, после освобождения от иррациональности в знаменателе дробь принимает вид .
Если говорить про общий случай, то чтобы избавиться от иррациональности в знаменателе дроби, приходится прибегать к различным допустимым преобразованиям, иногда, довольно специфическим.
А теперь подробно.
Преобразование выражения в знаменателе дроби
Как уже было отмечено, один из способов избавления от иррациональности в знаменателе дроби состоит в преобразовании знаменателя. Рассмотрим решения примеров.
Пример.
Избавиться от иррациональности в знаменателе дроби .
Решение.
Раскрыв скобки в знаменателе, придем к выражению . Дальше позволяют перейти к дроби . Вычислив значения под знаками корней, имеем . Очевидно, в полученном выражении можно , что дает дробь , которая равна 1/16 . Так мы избавились от иррациональности в знаменателе.
Обычно решение записывают кратко без пояснения, так как выполняемые действия довольно просты:
Ответ:
.
Пример.
Решение.
Когда мы говорили про преобразование иррациональных выражений с использованием свойств корней , то отметили, что для любого выражения A при четных n (в нашем случае n=2 ) выражение можно заменить выражением |A| на всей ОДЗ переменных для исходного выражения. Поэтому, можно выполнить такое преобразование заданной дроби: , которое освобождает от иррациональности в знаменателе.
Ответ:
.
Умножение числителя и знаменателя на корень
Когда выражение в знаменателе дроби имеет вид , где выражение A не содержит знаков корней, то освободиться от иррациональности в знаменателе позволяет умножение числителя и знаменателя на . Это действие возможно, так как не обращается в нуль на ОДЗ переменных для исходного выражения. При этом в знаменателе получается выражение , которое легко преобразовать к виду без знаков корней: . Покажем применение этого подхода на примерах.
Пример.
Освободитесь от иррациональности в знаменателе дроби: а) , б) .
Решение.
а) Умножив числитель и знаменатель дроби на квадратный корень из трех, получим .
б) Чтобы избавиться от знака квадратного корня в знаменателе, умножим числитель и знаменатель дроби на , после чего проведем преобразования в знаменателе:
Ответ:
а) , б) .
В случае, когда в знаменателе находятся множители или , где m и n некоторые натуральные числа, числитель и знаменатель надо умножить на такой множитель, чтобы после этого выражение в знаменателе можно было преобразовать к виду или , где k – некоторое натуральное число, соответственно. Дальше легко перейти к дроби без иррациональности в знаменателе. Покажем применение описанного способа избавления от иррациональности в знаменателе на примерах.
Пример.
Освободиться от иррациональности в знаменателе дроби: а) , б) .
Решение.
а) Ближайшее натуральное число, превосходящее 3
и делящееся на 5
, есть 5
. Чтобы показатель шестерки стал равен пяти, выражение в знаменателе надо умножить на . Следовательно, освобождению от иррациональности в знаменателе дроби будет способствовать выражение , на которое надо умножить числитель и знаменатель:
б) Очевидно, что ближайшее натуральное число, которое превосходит 15
и при этом делится без остатка на 4
, это 16
. Чтобы получить показатель степени в знаменателе стал равен 16
, нужно умножить находящееся там выражение на . Таким образом, умножение числителя и знаменателя исходной дроби на (заметим, значение этого выражения не равно нулю при при каких действительных x
) позволит избавиться от иррациональности в знаменателе:
Ответ:
а) , б) .
Умножение на сопряженное выражение
Следующий способ освобождения от иррациональности в знаменателе дроби покрывает случаи, когда в знаменателе находятся выражения вида , , , , или . В этих случаях, чтобы освободиться от иррациональности в знаменателе дроби, надо числитель и знаменатель дроби умножить на так называемое сопряженное выражение .
Осталось узнать, какие выражения являются сопряженными для указанных выше. Для выражения сопряженным выражением является , а для выражения сопряженным является выражение . Аналогично, для выражения сопряженным является , а для выражения сопряженным является . И для выражения сопряженным является , а для выражения сопряженным является . Итак, выражение, сопряженное данному выражению, отличается от него знаком перед вторым слагаемым.
Давайте посмотрим, к чему приводит умножение выражения на сопряженное ему выражение. Для примера рассмотрим произведение . Его можно заменить разностью квадратов, то есть, , откуда дальше можно перейти к выражению a−b , которое не содержит знаков корней.
Теперь становится понятно, как умножение числителя и знаменателя дроби на выражение, сопряженное знаменателю, позволяет освободиться от иррациональности в знаменателе дроби. Рассмотрим решения характерных примеров.
Пример.
Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит радикала: а) , б) .
Решение.
а) Выражение, сопряженное знаменателю, это . Умножим на него числитель и знаменатель, что позволит нам освободиться от иррациональности в знаменателе дроби:
б) Для выражения сопряженным является . Умножая на него числитель и знаменатель, получаем
Можно было сначала вынести знак минус из знаменателя, а уже после этого умножать числитель и знаменатель на выражение, сопряженное знаменателю:
Ответ:
а) , б) .
Обратите внимание: при умножении числителя и знаменателя дроби на выражение с переменными, сопряженное знаменателю, нужно позаботиться, чтобы оно не обращалось в нуль ни при каком наборе значений переменных из ОДЗ для исходного выражения.
Пример.
Освободиться от иррациональности в знаменателе дроби .
Решение.
Для начала найдем область допустимых значений (ОДЗ) переменной x . Она определяется условиями x≥0 и , из которых заключаем, что ОДЗ есть множество x≥0 .
Выражение, сопряженное знаменателю, есть . Мы можем умножить на него числитель и знаменатель дроби при условии, что , которое на ОДЗ равносильно условию x≠16
. При этом имеем
А при x=16 имеем .
Таким образом, для всех значений переменной x из ОДЗ, кроме x=16 , , а при x=16 имеем .
Ответ:
Использование формул сумма кубов и разность кубов
Из предыдущего пункта мы узнали, что умножение числителя и знаменателя дроби на выражение, сопряженное знаменателю, проводится для того, чтобы в дальнейшем применить формулу разность квадратов и тем самым освободиться от иррациональности в знаменателе. В некоторых случаях для освобождения от иррациональности в знаменателе оказываются полезными и другие формулы сокращенного умножения . Например, формула разность кубов a 3 −b 3 =(a−b)·(a 2 +a·b+b 2) позволяет избавиться от иррациональности, когда в знаменателе дроби находятся выражения с кубическими корнями вида или , где A и B – некоторые числа или выражения. Для этого числитель и знаменатель дроби умножается на неполный квадрат суммы или на разность соответственно. Аналогично примеряется и формула сумма кубов a 3 +b 3 =(a+b)·(a 2 −a·b+b 2) .
Пример.
Освободитесь от иррациональности в знаменателе дроби: а) , б) .
Решение.
а) Несложно догадаться, что в данном случае освободиться от иррациональности в знаменателе позволяет умножение числителя и знаменателя на неполный квадрат суммы чисел и , так как в дальнейшем это позволит преобразовать выражение в знаменателе по формуле разность кубов:
б) Выражение в знаменателе дроби можно представить в виде , из которого хорошо видно, что это неполный квадрат разности чисел 2
и . Таким образом, если числитель и знаменатель дроби умножить на сумму , то знаменатель можно будет преобразовать по формуле сумма кубов, что позволит освободиться от иррациональности в знаменателе дроби. Это возможно сделать при условии , которое равносильно условию и дальше x≠−8
:
А при подстановке x=−8 в исходную дробь имеем .
Таким образом, для всех x из ОДЗ для исходной дроби (в данном случае это множество R ), кроме x=−8 , имеем , а при x=8 имеем .
Ответ:
Использование различных способов
В примерах посложнее обычно не получается в одно действие освободиться от иррациональности в знаменателе, а приходится последовательно применять метод за методом, в том числе и из разобранных выше. Иногда могут потребоваться и какие-нибудь нестандартные приемы решения. Довольно интересные задания по обсуждаемой теме можно найти в учебнике под авторством Колягина Ю. Н. Список литературы.
- Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019243-9.
- Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - 11-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 215 с.: ил. ISBN 978-5-346-01155-2.
- Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин]; под ред. А. Б. Жижченко. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2010.- 368 с. : ил.- ISBN 978-5-09-022771-1.
Преобразование выражений, содержащих арифметические квадратные корни
Цель урока: создание условий для формирования умений, упрощать выражения, содержащие арифметические квадратные корни в ходе работы в группах сменного состава.
Задачи урока: проверить теоретическую подготовку учащихся, умение извлекать квадратный корень из числа, формировать навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений, развивать вычислительные навыки, воспитывать умение работать в парах и ответственности за общее дело.
Ход урока.
I . Организационный момент. « ТАБЛИЦА ГОТОВНОСТИ»
Фиксация уровня готовности к началу занятия.
25 карточек красного цвета (5 баллов), желтого цвета (4 балла), синего
цвета (3 балла).
Таблица готовности
5 баллов (хочу знать, делать, решать)
4 балла (я готов к работе)
3 балла (я не очень хорошо себя чувствую, я не понимаю материал, мне нужна помощь)
II . Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1
Вынести множитель из-под знака корня:
Карточка 2
Внести множитель под знак корня:
Карточка 3
Упростить:
а)
б)
в)
(Проверка после проверки домашнего задания)
III . Проверка домашнего задания.
№166, 167 устно фронтально
(самооценивание с помощью сигнальных карточек: зелёный - всё верно, красный – есть ошибка)
IV . Изучение нового материала. Работа в группах сменного состава.
Самостоятельно изучить материал, чтобы потом суметь объяснить его членам группы. Класс делится на 6 групп по 4 человека.
1, 2 и 3 группы – учащиеся со средними способностями
Как избавиться от иррациональности в знаменателе дроби? Рассмотрим общий случай и конкретные примеры.
Если число или выражение, стоящее под знаком квадратного корня в знаменателе, является одним из множителей, чтобы избавиться от иррациональности в знаменателе и числитель, и знаменатель дроби умножаем на квадратный корень из этого числа или выражения:
Примеры.
1) ;
2) .
4, 5 и 6 группы – учащиеся со способностями выше средних.
Если знаменатель дроби - сумма либо разность двух выражений, содержащих квадратный корень, чтобы избавиться от иррациональности в знаменателе умножаем и числитель, и знаменатель на сопряженный радикал:
Примеры. Освободиться от иррациональности в знаменателе дроби:
Работа в новых группах (4 группы по 6 человек, от каждой группы по 1 человеку).
Объяснение изученного материала членам новой группы. (взаимооценивание – прокомментировать объяснение материала учеником)
V . Проверка усвоения теоретического материала. На вопросы отвечают учащиеся, не объясняющие данную часть теоретического материала.
1) Как избавиться от иррациональности в знаменателе дроби, если число или выражение, стоящее под знаком квадратного корня в знаменателе, является одним из множителей?
2) Как избавиться от иррациональности в знаменателе дроби, если знаменатель дроби - сумма либо разность двух выражений, содержащих квадратный корень?
3) как избавиться от иррациональности в знаменателе дроби
4) Как избавиться от иррациональности в знаменателе дроби
VI . Закрепление изученного материала. Проверочная самостоятельная работа.
№81 («Алгебра» 8 класс, А.Абылкасымова, И.Бекбоев, А.Абдиев, З,Жумагулова)
№170 (1,2,3,5,6) («Алгебра» 8 класс, А.Шыныбеков)
Критерии оценивания:
Уровень А – № 81 примеры 1-5 отметка «3»
Уровень В – № 81 примеры 6-8 и №170 примеры 5,6 отметка «4»
Уровень С – № 170 примеры 1-6 отметка «5»
(самооценивание, проверка по образцу в флипчарте)
VII . Домашнее задание.
№ 218
VIII . Рефлексия. « Телеграмма»
Каждому предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание –телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе».
Итог урока.