Житие иже во святых отца нашего Даниила Сысоева, чюдотворца. (черновой вариант).  Храм Казанской иконы Божией Матери Священномученик Даниил Сысоев

«Впавши во грех, не нужно отчаиваться, а нужно постараться извлечь урок из этого состояния, из этого падения. Мы должны понять, что мы безсильны без Творца, а с Ним — сильны и могучи…»

Священномученик Даниил Сысоев

Священномученик Даниил Сысоев (1974-2009):

Поздравляю вас всех с днем памяти творца нашего богослужебного устава преподобного Саввы Освященного! Он угодил к Богу в V веке, отстаивая Церковь от ереси монофизитства, и благодаря его подвигам и трудам Иерусалимская Церковь до сих пор остается матерью всем Церквям. Иерусалимская Церковь не ушла в монофизитство, хотя многие патриархи того времени под давлением императоров и еретиков склонялись к ереси, но преподобный Савва Освященный не только отстоял истинную Православную веру, но и задал нам некий ритм, по которому мы должны жить. Этот ритм христианской жизни именуется типиконом. Сегодня следует немного поговорить о наших делах, о нашем ритме. Очень часто люди жалуются, что у них ничего не получается, все из рук падает, и делают вывод, что Бог о них забыл. Такие слова являются греховными, в них нужно исповедоваться, они свидетельствуют о неверии в промысел Божий и показывают, что мы лучше Бога знаем, как нам жить.


Христианин должен поступать так, как должен, а будет так, как решил Бог
. Мы должны буквально исполнять заповедь Божию и не планировать ничего. Это единственный нормальный, богоугодный путь. Почему нам не удаются наши некоторые дела? Потому что ими мы можем навредить или себе, или окружающим. Мы этого еще не знаем, но Бог, предвидя, не дает нам их исполнения. Человек не способен просчитать все варианты поведения нашего будущего. Бывает очень много случаев, когда человек получает то, что он хочет, а потом совсем этому не рад. Если мы научимся благодарить Бога за неудачи, за то, что у нас пока ничего не ладится, то увидим, каким образом можно использовать Божественный лад. Наши неудачи — это тоже один из элементов плана Божия.

Священномученик Даниил Сысоев (1974-2009)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас с великим праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии! Пречистая Богородица покрывает нас своим омофором, своими молитвами, потому что Богородица является возглавителем Небесной Церкви. Она - вторая после Христа, и является олицетворением Церкви небесной и земной, поэтому она заботится обо всех христианах здесь находящихся. Как отличить настоящего христианина от того, кто только им притворяется? Настоящий христианин всегда живет, во-первых, жизнью Церкви, а уже во-вторых, другой жизнью. Для него Бог и Его Церковь - на первом месте, а семья и страна – на втором. Это проявляется не в том, что люди забывают о стране или семье (это не по-Божьи), а в том, что, когда возникает выбор между Церковью и семьей или страной, они выбирают Церковь, которая является Невестой Христовой, Телом Христовым – это Царство Божие, явленное на земле .

Если мы всмотримся в сегодняшний образ Покрова Пречистой Богородицы, то увидим как Церковь Небесная заботится о Церкви Земной. Зачастую интересы христианина на земле ограничены, есть люди, которые ходят в храм послушать хорошее пение, получить хорошее настроение. Пусть хор за тебя поет, а священник молится. Такой поход в церковь нисколько не отличается от похода в театр. Человек, который так рассуждает, на самом деле, далек от Церкви, такой человек не церковник. В советское время расстреливали, в первую очередь, именно церковников, потому что знали, такой человек ради Церкви на все пойдет. Настоящий церковник отличается тем, что для него важнее всего Всемирная Церковь, как Земная, так и Небесная. Поздравляю вас с днем памяти святой великой равноапостольной княгини Ольги, которая принесла свет Христов в нашу страну, в честь чего ее называли архонтеса Руси (архонт от др. греч. ἄρχων, «начальник, правитель, глава», от ἄρχη – «начало; власть» – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах – городах-государствах). Она является тем идеалом, с которого русские женщины брали пример. И поговорка про женщину, которая в горящую избу войдет и коня на скаку остановит, связана именно с княгиней Ольгой. Она была женщиной внутренне сильной. Она уже поступала не по обычаю предков, а по истине. Святая Ольга и многие другие святые показывают нам, что настоящее мужество заключается не в том, чтобы следовать вере предков, а в том, чтобы следовать вере Бога. Она нашла истину, возлюбила ее и сделала верой наших предков. И в дальнейшем христианство так и именовали «Ольгина вера», эту веру и выбрал ее внук святой Владимир.
Это пример того, как жена спасает мужа, спасает свой народ: «Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер.31, 22).

Священник Даниил Сысоев убит в православном храме святого Фомы на юге Москвы, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах столицы.

По сообщению, неизвестный застрелил одного священника, второй был ранен в православном храме святого Фомы на юге Москвы по адресу: улица Москворечье, дом 4. Источник отметил, что настоятель Сысоев Даниил 35-ти лет был убит выстрелом в грудь и в голову. Владимир Стрельбицкий 41 года, получил огнестрельное ранение в грудь, он госпитализирован.

Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту убийства в четверг в Москве священника, сообщил РИА Новости руководитель следственного управления СКП РФ по Москве Анатолий Багмет. По его словам, дело возбуждено по статьям 105 (убийство) и 30.105 (покушение на убийство). “Проводятся необходимые следственные действия, на месте преступления работают эксперты”, – сказал Багмет.

Отец Даниил писал об угрозах в своем интернет-дневнике : “А у меня опять новость. Сегодня, вы будете смеяться, но мусульмане опять пообещали меня убить. Теперь уже по телефону. Ну надоело. Уже 14-тый раз. Я уже привык, а то раньше это напрягало. А так Бог не выдаст, ислам не съест.
А так всех прошу помолиться. Сейчас уже не боюсь. Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Мне ведь и органы об этой же исламской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. – Это же здорово!”

Последнее интервью иерея Даниила Сысоева: «Бегите в небо!»

О миссионерских поездках о.Даниила: По следам апостола Фомы: миссионеры в Киргизии

“Я, священник Даниил Алексеевич Сысоев, родился 12 января 1974 года в г. Москве, в семье учителей – художников. Мой отец, священник Алексей Николаевич Сысоев, ныне настоятель храма ап. Иоанна Богослова при Православной Классической Гимназии “Ясенево” и клирик храма Петра и Павла в Ясенево, а мать, Анна Мидхатовна Амирова – преподает в той же Гимназии Закон Божий.

31 октября 1977 года я удостоился Таинства святого Крещения в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах свящ. Евгением. Начиная с 1977 года мы стали постоянными прихожанами храма свят. Николая Чудотворца, что в Кузнецкой слободе. Затем мы ходили также в малый Собор Донского монастыря, храм Ризоположения на Шаболовке. Когда мой отец работал алтарником в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с. Афинеево Московской обл., я помогал ему в алтаре и пел на клиросе. Летом 1988 года участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной Пустыни. Когда началось возрождения храма Всех Святых быв. Новоалексеевского монастыря, я там также пел на клиросе и настоятель о. Артемий Владимиров рекомендовал меня к поступлению в Московскую Духовную Семинарию.

После окончания средней школы в 1991 году, я поступил в Московскую Духовную Семинарию. Учась в Семинарии я нес послушание певца и уставщика смешанного хора Регентской школы. 19 декабря 1994 года Преосвященный Ростислав еп. Магаданский и Чукотский хиротесировал меня во чтеца.

22 января 1995 года я венчался с девицей православного вероисповедания Иулией Михайловной Брыкиной. Таинство Венчания было совершено в гимназическом храме ап. Иоанна Богослова свящ. Дионисием Поздняевым. В этом же году у меня родилась дочь Иустина.
13 мая 1995 года Преосвященный Евгений еп. Верейский рукоположил меня в сан диакона. 14 июня 1995 года я закончил Московскую Духовную Семинарию по первому разряду и поступил на Заочный Сектор Московской Духовной Академии, которую закончил в 2000 году. 9 июня 2000 года Совет Московской Духовной Академии утвердил за мной тему кандидатской диссертации “Антропология Адвентистов 7 дня и Общества Сторожевой Башни и ее анализ”.

По окончании Семинарии я назначен Патриаршим Указом штатным клириком храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах – Болгарского Подворья.

С сентября 1995 года я преподаю Закон Божий в старших классах Православной Классической Гимназии “Ясенево”. 24 мая 2000 года за преподавание я награжден благодарственной грамотой Отдела религиозного образования и катехизации.

Начиная с августа 1996 года, по благословению Святейшего Патриарха, я веду миссионерские библейские беседы с людьми пострадавшими от деятельности сект и оккультистов на Крутицком Патриаршем Подворье. После создания Душепопечительского центра имени св. прав. Иоанна Кронштадтского под руководством иером. Анатолия (Берестова), я стал его сотрудником.
В 1999 году по благословению Святейшего Патриарха издательство Сретенского монастыря выпустило мою книгу “Летопись начала”, посвященною защите святоотеческого учения о сотворении мира.

В 2000 году я окончил Московскую Духовную Академию. Кандидат богословия. Рукоположен в сан священника в 2001 году. В том же году родилась вторая дочь – Дорофея.

Служил в храме ап. Петра и Павла в Ясенево (Москва). Секретарь Миссионерско-просветительского центра “Шестодневъ”. Сотрудник центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Автор книги “Летопись начала” (М.1999), редактор сборника “Шестоднев против эволюции” (М.2000) и альманаха “Божественное Откровение и современная наука”. Опубликовал более десятка статей креационной и противосектантской направленности.”

За активную миссионерскую деятельность и полемику с мусульманами, часто подвергался критике со стороны мусульман и получал угрозы.

19 ноября 2009 года был смертельно ранен во дворе храма Пророка Даниила (по другим данным - прямо в помещении храма) двумя выстрелами из пистолета. Убийце, бывшему в маске, удалось скрыться.

У отца Даниила осталась жена и трое детей.

«Хочешь увидеть чудеса – иди в миссионеры…»

Отец Даниил Сысоев – настоятель храма святого апостола Фомы и организатор общины строящегося храма в честь пророка Даниила на Кантемировской. Поводом для нашей встречи стало открытие миссионерского центра во имя святого апостола Фомы. С о. Даниилом беседует Ольга Курова.

– Отец Даниил, повод для нашего разговора – открытие миссионерского центра. Несложно догадаться, что этому предшествовала большая предварительная работа. Расскажите, пожалуйста, как всё начиналось.

– Если вспомнить самое начало, наверное, это будет 1993 год, когда я миссионерствовал прямо на улицах. А с августа 1996 года я уже совершенно официально, по благословению Святейшего Патриарха, веду миссионерские библейские беседы на Крутицком Патриаршем подворье. Эти беседы сначала предназначались для обращения протестантов, потом стало появляться всё больше оккультистов и жертв разнообразных «чародеев». А затем я занялся миссией среди мусульман. Так что наш центр открыт и для пострадавших от экстрасенсов и тоталитарных сект, и для молодёжи, желающей познакомиться с основами христианства, и для иноверцев.

Какие цели вы ставите перед собой?


– Не так давно мы освятили временный храм во имя св. апостола Фомы. Строится большой миссионерский храм в честь пророка Даниила, в котором будет придел апостола Фомы. Этот придел сегодня уже функционирует, пока как отдельный храм. Одна из наших целей – обращение ко Христу нехристиан, по большей части нерусских. Район Кантемировской, где он расположен, – это район различных диаспор. Кроме того, здесь очень активно действуют секты. Недалеко от храма находится крупный центр мормонов, есть в районе и баптисты, адвентисты, оккультисты. А православных до недавнего времени не было.

Мы окрыли огласительную школу об основах христианства. У нас каждые пять недель проходит цикл из пяти огласительных бесед, для тех, кто хочет принять крещение или просто больше узнать о христианстве. При храме уже действует Общество Православных татар и разворачивает свою деятельность Информационное агентство святого Ахмета.

В ближайшее время мы хотим провести День открытых дверей: расклеим по всему району объявления, что в такой-то день все желающие могут прийти в храм и задать любой вопрос священнику. В дальнейшем мы хотели бы устраивать такой День раз в три месяца.

Ещё мы работаем с молодёжью – рядом находится МИФИ (Московский инженерно-физический институт). Странно, что мы первые, кто догадался проводить молебны перед сессией. Молебны перед началом учебного года уже стали во всех православных храмах традицией, а ведь сессия – куда более напряжённое время. Но почему-то студенты ограничиваются тем, что иногда ставят свечки. Мы же совершаем молебны перед сессией после литургии и приглашаем всех студентов.

– Неужели вы, батюшка, справляетесь со всей этой массой дел в одиночку? У вас есть помощники, какая-то инициативная группа?

– Да, инициативная группа есть, она сформировалась ещё на Крутицком подворье. Это и татарская православная община, которая существует с 2003 года. Но, конечно, в деле миссии участвуют самые разные христиане, принадлежащие к самым разным народам. После праздника Крещения Господня мы надеемся открыть миссионерские курсы. Возможно, позднее на их базе мы создадим миссионерский институт, который будет готовить проповедников Евангелия. Проповедь будет всякая: уличная, интернетовская, в вузах. Мы хотим отобрать у сектантов их оружие.

– Как вы работаете с диаспорами? Вот живут на Кантемировской, например, азербайджанцы. Как можно войти в их среду, о чём можно с ними говорить?

– Насчёт азербайджанской общины ничего сказать не могу, потому что я пока не наладил с ними контакты. Много могу рассказать о татарской диаспоре. Я неоднократно выступал в Татарском культурном центре, ездил с выступлениями в Казань. Татары – третья по численности национальность в Москве. И наша работа идёт достаточно успешно: многие татары, особенно молодые, принимают христианство. С 2003 года провожу молебны на татарском языке об обращении заблудших.

Наша задача – разрушить преграды, которые существуют в культуре различных народов и мешают им принять православие. Новость о том, что православие – вселенская вера, в которую призваны все народы, до сих пор скандальна.

– А как должен вести себя со сверстниками настоящий юный миссионер?

– Миссионер должен первым начинать разговор о Боге, иначе он никакой не миссионер. Но, в то же время, нужно трезво оценивать свои силы и знания. Нужно знать ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы сверстников о христианстве. Нужно помнить, что лучшая самооборона – это наступление. Никогда не нужно стесняться говорить, что ты прав, а они не правы. Не нужно расшаркиваться перед каждым слушателем. Но, в то же время, доказывая свою правоту, нельзя унижать другого человека. За каждого человека умер Христос. Нужно помнить, что уважать следует человека, а не его заблуждения. Должно быть отторжение лжи, а к человеку любовь.

Подростку часто бывает сложно пойти против коллектива, стать «белой вороной», но необходимо иметь смелость. Раньше, в дни моей юности выделяться, быть непохожим на других считалось престижно, думаю, нужно возрождать такую традицию. «Белая ворона» – благородная птица. Настоящий христианин должен понимать это. А если не хватает сил, просить у Бога. Юный миссионер, конечно, должен быть готов к тому, что его слова могут вызвать скандал и возмущение. Не стоит этого бояться. Миссия наша состоит и в том, чтобы неприятные вещи говорить. Вы обратили внимание, что когда читаешь Библию, бывает тяжело на душе: эта Книга начинает тебя судить. Но это не значит, что правду нужно скрывать. Сам Господь сказал – горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо.

Ещё одна ошибка, которая может подстерегать миссионера, – это попытка заострить миссию на какие-то группы людей. Появляется миссия для детей, миссия для молодёжи… Многие умные, глубокие молодые люди эту миссию не принимают. Почему? Да потому, что когда мы обращаемся к молодёжи на её языке, как бы снисходя, мы их фиксируем на уже достигнутом уровне. А мы их должны поднимать выше, поднимать к мудрости, а не оставлять на том уровне, который они уже, возможно, переросли. Даже с детьми лучше говорить как с взрослыми, чем как с детьми. Макаревич, помните, очень по-христиански спел: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». Это должно стать лозунгом не только миссионеров, но и всех православных христиан.

Ну и, конечно, нельзя забывать молиться и ходить в храм, потому что иногда неправильно понятное миссионерство увлекает человека настолько, что он не молится и в храм не ходит.

– А почему в храм нужно обязательно ходить каждое воскресенье?

– Потому что Господь дал такую заповедь: шесть дней себе, седьмой день – Господу Богу. Он вправе потребовать, чтобы мы отдали Ему часть своего времени как жертву. Второе – мы должны помнить о Небесном Господине, о Небесной Родине.

Если угодно, все мы, христиане – террористы. Мы члены повстанческой армии, которая поднимает восстание против князя мира сего (диавола). Церкви – это места связи. Там мы получаем указания от нашего руководства: шифровки (Евангелие), получаем подкрепление (Святое Причастие), получаем поддержку через взаимное общение. Мы учимся разным хитростям, как правильно проводить террористические акты против князя мира сего, то есть делать добрые дела. Естественно, если агент Царствия Небесного манкирует посещением штаба и не выходит на связь с Центром, он рискует потеряться, обессилеть и погибнуть. По правилам Церкви, человек, который без уважительной причины три воскресенья подряд не был на Божественной Литургии, отлучается от причастия.

Часто те, кто не посещает храм, начинают очень быстро уставать. Если кто-то думает, что отоспится в воскресенье за всю неделю вместо посещения литургии, он очень скоро поймет, что воскресный сон оказывается ему совсем не в радость. Можно съесть барана, но остаться голодным, можно проспать 25 часов, но чувствовать себя невыспавшимся. Если Бог не даст тебе сил, ты нигде и ни в чем их не почерпнешь.

Если ты в кого-то влюблен, то постоянно хочешь видеть предмет своей любви, общаться. Тебя ведь не надо заставлять идти на свидание? Христианство построено на любви между Богом и человеком.

Ещё очень важно не искать себе оправданий, если пропускаешь церковную службу. Извинений мы найдем тысячу, но нам от этого будет только хуже. Нужно беспощадно бороться с грехом, с ленью. Христиане – это существа иного вида. Есть хомо сапиенс, а есть хомо христианус. Христиане должны общаться с представителями своего вида.

– А почему у христиан другая природа?

– Христианин – это человек плюс Божественная сила, данная ему в Крещении. А нехристианин – это просто человек, к тому же порабощенный диаволом. Дух Святой в сердце или диавол в сердце – есть разница?

– У каждого путь в храм свой. Но у вас, как у миссионера, наверняка накопилось множество поразительных историй об обращении людей.

Зачем далеко ходить – у нас в храме есть Татьяна Имрановна, моя ближайшая помощница. Она пришла из ислама в оккультизм, а оттуда, натолкнувшись на неприятные вещи, которые её испугали, – в Православие. Пришла она ко Христу – сначала просто как к спасению. А потом начала и воцерковляться. И чем глубже она воцерковлялась, тем хуже к ней относились родственники. Но вот ведь странно – чем хуже они к ней относились, тем больше у них стало проблем. Например, обругали её, выкинули иконы – у них в ту же ночь сгорела дача. Вот вам пример того, как Бог за своих заступается.

Есть и примеры чудесных исцелений. Однажды ко мне пришли родители ребенка, пятидесятники. Одно время они водили ребёнка по всяким «экстрасенсам». В результате у него поднялась температура до 39 градусов и держалась в течение трех месяцев. Ничем они её не могли сбить. Мы его крестили, причём очень торжественно, на Крещальной литургии. Он стоял, конечно, очень слабенький, но живо всем интересовался. После мы его причастили, и он поехал домой. Лёг спать, просыпается – 36,6. И с тех пор уже несколько лет не болеет.

Нередко бывает так, что всё объяснил человеку, разложил, он умом с тобой соглашается, а сердцем не приемлет. А помолился за него – он тут же изменился. У меня всегда после молебнов об обращении заблудших несколько человек крестятся.

Так что если хочешь увидеть много чудес – иди в миссионеры или в мученики. Говорят, если хочешь кого-то помазать миром, – сначала нальешь себе на руку и заблагоухаешь, а потом уже и другого помажешь. Так и тут – если хочешь другим рассказать о силе Бога, сначала сам её в себе почувствуешь.


Отец Даниил на диспуте с мусульманами, где он назвал Муххамеда библейским словом "лжепророк".Через секунду раздастся крик: "он оскорбил пророка!"

МАТЕРИАЛЫ К КАНОНИЗАЦИИ СВЯЩЕННИКА ДАНИИЛА СЫСОЕВА (+2009)
Будущий священномученик Даниил Сысоев родился в Москве в 1974 г. в семье диссидентов,(советский истеблишмент-лекция в начале со свид. Иеговы) которые уверовали в православную веру, отец будущего миссионера Алексей Сысоев принял священный сан. С радостью и уважением о. Даниил вспоминал христианский самиздат, за который могло государство наказать и отстаивание своих христианских убеждений. Отец святого любил и часто читал священное Писание и назвал сына в честь библейского пророка. В семье было 5-ро детей.

В книге "неизвестный отец Даниил" рассказано что ему являлся в детстве ангел, а его родная мама не поверила и даже наказала и поставила в угол;)


Будущий отец Даниил Сысоев и его брат Пимен.

Во 2-ом классе он ругался матом, но прекратил когда его вызвали к заучу и напомнили что он христианин – а он дорожил этим званием (6-я часть лекции о воспит. детей в "Огласительных беседах")
Поступил учиться в МДС и встретил девушку которая была чиста душой и телом – Юлию, но была из светской семьи бизнесменов, которые прочили ей, возможно совсем другую карьеру. Она верила в Бога но одна поездка в Троице-Сергиеву лавру и знакомство с семинаристом Даниилом и его искренняя вера сподвигли ее стать женой священника. (книга "Записки попадьи)
Преподавал в гимназии “Ясенево” и учил детей Закону Божьему.
Дьякон Даниил Сысоев не ладил с настоятелем своего храма Болгарского подворья о. Борисом (сам о.Даниил рассказывал в лекции о зависти) и севши с ним (совет о.Даниила был -надо со всеми стараться ладить –библейские нормы о воспитании детей – где огласительн. беседы 2-я лекция-о воспит.детей) выпить и закусить завел добрую беседу.В итоге Св.Патр.Алексий II рукоположил его первым в только что построенном Храме Христа Спасителя.

Служил на Крутицком подворье у о.Анатолия Берестова, доктора медицинских наук, священника.

Создал храм с нуля

Создавал общину сам (!) из приведенных из протестантской организации "Церкви Христа" (иду домой), мусульман (свидетельство А.В. Люльки),атеистов (Майя) молодежи т.е. сам создал своих прихожан (слова ап.Павла – я родил Вас в Христе благовествованием - 1 Кор 4, 4), причем не оставлял их и регулярно обсуждал с ними Библию в святоотеческом ключе.

Не ел до 3 дня по Типикону, церковному уставу; строго воздерживался в пище (восспоминания однокурсника по семинарии) не был обжорой - был строен и любил молитву. Сам я (Ларин С.) видел, как он после службы пока не выслушал все слои населения не бежал в столовую или домой к семье, а с любовью вникал в дела прихожан и захожан. И меня выслушал (последнего в тот день поле литургии) и благословил.

Бытует мнение, что о. Даниил считал т.н. сверхчастое причащение единственно правильным. Но в своей книге, написанной совместно о.Георгием Максимовым “О частом причащении” он пишет о перегибах в деле причащения следующее:
“Евхаристическое возрождение было настолько сильным, что даже возникли некоторые перегибы. Так в 1931 году в Патриарший Синод было подано прошение, с пожеланием разрешить служение Божественную Литургию в будние дни Великого Поста с целью ежедневного причащения. Синод постановил: "Пожелание касательно возможно частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них – и ежевоскресного признать приемлемым; мысль же о непременно ежедневном причащении как часто не отвечающей духовной пользе причастников и не согласную с вековой практикой Святой Церкви, а вследствие сего, в частности, и ходатайство гр. Л.Е.Ивановой и прочих о восстановлении совершения Литургии Преждеосвященных Даров во все без исключения седмичные дни Святой Четыредесятницы и в Великий Пяток – отклонить" (от 13.05.1931 указ. 85; Журнал Московской Патриархии 1931. . 5). Другим злоупотреблением практики частого причащения стало восприятие Евхаристии как некоего "долга" (впрочем, именно так именовали дореволюционные тексты говенье), когда люди, увлекшиеся умопостроениями "парижской школы" стали воспринимать причастие в качестве "актуализации церковного единства". Они стали утверждать, будто Причастие нельзя принимать для личного освящения, вступая, таким образом, в радикальное противоречие с самим духом библейского персонализма и прямыми словами Господа Иисуса Христа (см. Ин. 6).”

В его храме (cозданном о.Даниилом близ ст.м.Кантемировская в Москве) читали часы строго в момент ареста, распятия, потемнения солнца в жизни Господа Иисуса Христа и пение было мужским и знаменным.

Хотя жена о. Даниила и была дочерью миллионера вошедшего в список “Forbes”, он никогда не пользовался этим для своего личного материального положения и более того, в лекции “о страстях ” (в разделе Сребролюбие) подчеркивал, что в ислам ушло за 20 лет всего четыре православных священника, а из-за ложно понятой материальной выгоды, стяжательства и наживы сотни священников оставили сан и приводил грустные примеры тому.

О. Даниил был строгий сторонник не только верности в браке и богозаповедананного деторождения и воспитания детей, но и противник барьерной контрацепции(см. Постановление собора РПЦ 2000г.-сознательный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений является несомненным грехом) (его ответ в блоге мне-С.Л.), понимая брачное общение супругов в первую очередь как зачинание (начало со-работничество Богу) в создании новых христиан. В лекции “о воспитании детей ” он подчеркивал что бывают дети которые не понимают толком, кто Бог и зачем всё-таки им ходить в храм, понимая воспитание детей как создание нового поколения истинно верующих в первую очередь. Мнение о том, что о. Даниил будто бы благословлял нарушение супружеского поста не обоснованно. В своём блоге опираясь на слова ап.Павла он написал статью, что по снисхождению, икономии! допускается уступить супругу ибо “не жена властна над воим телом но муж” (1 Кор.7,4)

Сдержанно относился к экуменизму и присутствию инославных на православных богослужениях и считал, что согласно каноническим правлам (Лаод.6) надо Вальтера Каспера выгнать из ХХС "если кардинал Каспер, то должно предложить ему осудить известные ереси, а уже затем предлагать или сослужить (после Чина Присоединения) или подвергнуть надлежащему церковному суду" http://pr-daniil.livejournal.com/19986.html ; но при этом почитал канонично избранного патриарха Кирилла (блог его)
-о. Даниил любил святоотеческую мудрость сам, знал писание наизусть (Юлия Сысоева "Я иду домой" фильм), восхищался стихирами и тропарями православного богослужения и зачитывался и хвалил (Виктор Киприянчук).Поэтому слухи что он настаивал на переводе с цся абсолютно не выдерживают критики очевидцев.
- Батюшка ввел новый термин по его словам (но по его же утверждению встречающийся у св.отцов) “уранополитизм”, объясняя что в России, Грузии, Сербии среди праволавных везде встречал узко националистические интересы, в то время как должны жить общими, небесными (небо-по греч.уранос) В то же время свящ.Даниил Сысоев критиковал патриотизм в спорной формулировке интернет-энциклопедии Википедия который мог предусматривать шовинизм.
Святоотеческий патриотизм как Третий рим, монархию, заботу о Родине он не отрицал:
1."Что такое Третий Рим? - 3-ий Рим это,когда государство заботится о всех православных в мире,(о.Даниил против этого ничего не возражал) у нас же (на Руси в 17в.-Л.С.) это превратилось во что: все греки папёжники, облатинились-опротестанились (а как же свт.Марк Эфесский и св.Генадий Схоларий, Иерусалимский собор 1443г.?-С.Л.) иу нас одних православие истинное (а сербы, а грузины?-С.Л.)".(видеозапись лекции о старообрядцах http://vk.com/video10314733_158858055)
а)."Интервью иерея Даниила Сысоева, данное на Византийском Клубе и опубликованное в альманахе "Северный Катехон" №1 (2005)- «С.К.»: Что для Вас лично означает понятие “византизм”?
- о.Даниил: Для меня византизм - это тот принцип взаимоотношения государства и Церкви, который был выработан в Восточном Православии в течение полутора тысячелетий. Это сосуществование в едином общественном организме двух властей, имеющих один Божественный корень - Священство и империя, первая возвышает к Богу душу, а вторая охраняет тело. Священство дает небесное измерение власти, власть заботится о распространении и спокойствии Церкви. Мы знаем, что власть не может построить царство Божие на земле, но, с другой стороны, она должна и может не дать сползти нашей планете в ад. Так вот, из различных видов властей (демократия, олигархия, монархия, теократия), византийская модельмне кажется наиболее удобной для осуществления этой цели.
б)."Христинин ДОЛЖЕН исполнять честно свой долг (перед Родиной-Л.С.): ОН должен почитать власти и мы молимся за правителей наших, платить налоги, честно служить в армии.. ради святых заповедей Господних.Земному гражданству мы во всём, в чём нужно (Богу-Л.С.)покорны." (Какое отношение должнО быть у христинина к государству, аудио-ответы на вопросы в сборнике-аудио "550 часов о.Даниила Сысоева")
в)."Cлужу (Родине)в смысле "забочусь"- хорошо." "Как можно и как нельзя служить Родине" аудио-ответы на вопросы в сборнике-аудио "550 часов о.Даниила Сысоева")
г). Лекция "Об отношении христиан к государственной власти" аудио-ответы на вопросы в сборнике-аудио "550 часов о.Даниила Сысоева")
".. уже много лет подряд есть представление у граждан России, что власть - это такая гадость,нормальные люди во власть не пойдут, политика грязное дело и т.п. В связи с этим у нас возмущались,что мы молимся за власти. А молимся почему - потому что это прямое требование Священного Писания.В 1 Тим. ап.Павла говорится-"Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины." (2 Тим.2,1) Обратите внимание, почти дословно эта фраза содержится в нашем богослужении: "еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте". Возникает вопрос как к этим властям относиться,откуда взялась структура госвластей. Если мы посмотрим в Библию, мы увидим что исторически источником власти является Господь Бог, "царь царей и Госпол господ", "царь царствующих и Господь господствующих"(1 Тим. 6, 15) и "Владыка царей земных" (Откр.1,5) как это сказано в А. С точки зрения Библии единственным собственником на Земле является Творец.Кстати именно поэтому Библия запрещает продавать Землю навсегда - до 50 лет в аренду... C точки зрения Писания власть лучше чем анархия, ибо анархия это власть любого уголовника на любое преступление..Представьте себе, (если) в городе Москва изчезают все государственные власти, что будет? Да, ограбят все магазины, музеи, банки. И ещё люди поймут такую штуку: в карманах у них есть бумажки, которые не значат абсолютно ничего.. Разжечь костер ими.. или на блесну рыбку ловить..
Начнутся грабежи на улицах, света электрического не будет, не будут вывозить мусор, вряд ли будет работать медицина-за какие деньги-то? не будут вывозить умерших и очень скоро и станет общественный транспорт.Сразу вылезут банд-формирования из подполья и закончится это массовым бегством из городов в деревни, где люди могут сами себя прокормить и как-то объединиться, чтобы защититься.Это не сказки, а то, что было в 1917-ом году, например..Государство фискирует человечество от сползания в пропасть..У нас грубо хулят государственную власть, не считая что это грех; тем не менее с точки зрения Творца это грех и нарушение 5-ой заповеди, в т.ч. о почитании властей.."
д).Вопреки распространненному мнению, о.Даниил не был против православного государства и пацифистом не был - он лишь хотел эгоистчиские нац. интересы разных народов (почему ввел уранополитизм) о.даниил справедливо указавал что Бог помогает народу покуда он православен, христианен: 62 псалом у нас толкование - 21 глава Второзакония - благословление или проклятие.
"Да, Господь создал Россию (как государство - Л.С.) для защиты Себя - и для распространения Православия в мире, но когда Россия решила взбуноваться против Бога, мы вернулись обратно, как первые христиане".

Уранополитизм как учение о “жительстве на небесах”(Флп. 3:20) он не навязывал и не предлагал во всяком случае ни анафематствовать патриотизм, ни отказаться от служения Родине, но просто призывал помнить что главное для православных народов – вера во Христа и жизнь будущего века (12ч.Символа веры) в Небесном Иерусалиме (Апок.21,10)

Был сторонником единоспасительности Церкви http://vk.com/video163645823_168534127 и ссылался в этом на классическое богословие Русской Церкви – митроп. Макария , свт.Филарета Киевского, прот.Малиновского.(запись в блоге) Именно поэтому он настаивал на спасении некрещеных в книге “Cпасутся ли некрещеные”, мусульмане? “замуж за мусульманина” книга, буддисты (книга в соавт.с о. Георгием?+ролик о еретиках) и католики по факту ереси (http://pr-daniil.livejournal.com/54466.html?thread=1141186#t1141186)

Во встрече с мусульманами организованной журналистом Максимом Шевченко он сказал что Мухаммед "лжепророк" вполне библейским словом.Почти сразу в зале мусульмане стали кричать – "он оскорбил пророка". К сентябрю 2009 г. о. Даниил написал в блоге – добрые мусульмане - угрожали убить 19 раз.. (?)

Научил Устю (старшую дочь) смотреть телевизор разборчиво.Рекламы запрещал – манипулирование человеком. Гарри Поттера со старшей дочерью смотрел вместе – и комментировал что хорошо, / что плохо в итоге она про гадость американскую. Компьютерные игры разрешал.. но на час. Подарки детям советовал дарить.. особенно если у них праздник т.к. причастились. Вообще советовал до 18-летия сформировать правильный взгляд у человека.Насколько знаю, сейчас на момент написания 3 года спустя она преодолевая соблазны подросткового возраста, ходит в храм.


Отец Даниил и трое его детей.

Духовная борьба со тщеславием. – о. Георгий Макимов, близкий друг о.Даниила писал в блоге:
“Отец Даниил говорил мне впоследствии, что был уверен, что его убьют сразу же после первого диспута, и накануне испытывал сильный страх и беспокойство. А ночью ему было видение. Он увидел себя стоящим перед выложенным из камешков лабиринтом, какие бывают на севере. И, пройдя по его кругам, пришел к центру, где оказался алтарь, на котором лежала только что умученная и убитая жертва. И он понял, что это – алтарь сатаны, которому и принесена жертва. Отца Даниила охватил гнев, и он ногою опрокинул алтарь. Тут же явился сам сатана в виде Джокера в шутовском колпаке, каким его изображают на игральных картах. В его глазах была дикая ненависть, и он бросился на отца Даниила. Батюшка стал молиться: «Пресвятая Богородица, защити! Святой Николай, помоги!» и другим святым. И тогда перед отцом Даниилом словно выросла невидимая стена, так что сатана бросался на него, но не мог ее преодолеть и отскакивал назад раз за разом. Глядя на это, батюшка допустил в себя тщеславные мысли, и в тот же момент сатана пробил невидимую стену и схватил его за горло. Отец Даниил взмолился: «Пресвятая Богородица, прости меня, я согрешил, избавь меня от него». Тогда сатана исчез, и отцу Даниилу было сказано о предстоящем диспуте: «Ты не проиграешь, но и не победишь». «Так оно и случилось», – говорил мне отец Даниил.” http://www.pravoslavie.ru/jurnal/33354.htm

Священник Даниил Сысоев был сторонником традиционного и святоотеческого миссионерства с почитанием Вселенских соборов и чуждым модернизма, о печально известных кочетковцах говорил, что “место богомудрых святых отцов у них занимают богословы-модернисты парижской школы”, а он создал “миссионерскую школу св.пророка Даниила с обязательной катехизацией (по отцам-С.Л.), каноническим (погружательным) крещением, введением в православную! жизнь”.

Добавлю от себя (Сергей Ларин) что подобными миссионерами были апостолы, св.Мария Магдалина, св.Закхей Мытарь, св. Макарий Великий,св. Аверкий Иерапольский,св.царица Елена и св. император Константин, св.Патрикий Ирландский, св.Кирилл и Мефодий, cв. Кукша Печерский, cв. Леонтий Ростовский, св.Стефан Пермский,св.Герман Аляскинский, св.Иннокентий Иркутский, св.Макарий Алтайский, свт.Иоанн Шанхайский (достаточно прочесть их жития у свт.Димитрия Ростовского) и участвуя в одной поездке в Тыву от миссионерской школы о.Даниила никаких нерадиционных форм миссионерства (русификация богослужения как у кочетковцев) или выбрасывание Евангелий в мусорку (как у семинаристов Сретенского монастыря) я не встречал.

20 ноября 2009 во время священнического служения после вечерней службы в храм, построенный о.Даниилом, ворвался убийца в маске с кавказским акцентом и потребовал выйти батюкшке. Отец Даниил никуда не прятался и буквально исполнил заповедь Нагорной проповеди "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас" (Мф.5,44).

В своём слове на заупокойной службе Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Отец Даниил много сделал для утверждения Божией правды <…> Но, наверное, самое сильное слово, которое он произнес, - это то, свидетелями которому мы являемся сегодня. Если человека убивают за Божию правду, это значит, что правда сия разит людей, её неприемлевших, обладает огромной силой.» На отпевании о. Даниила присутствовали 237 священников и около тысячи мирян.

Чудеса посмертные. Иконы писали сербы, русские, американцы.
- мироточение от икон (свидетельство Ольги Мягковой) – иконы уже написали румыны и афониты
- письма Юлии Сысоевой (на ток-шоу по телевидению супруга о.Даниила сказала о письмах-свидетельствах чудотворений по молитвам к священомученику)
- знавший о.Даниила заснул за рулем и во сне уже убиенный за Христа священомученик показал ему безопасный поворот и тот чудом ушел от столконвения с автомобилем
-чудо на могилке о.Даниила "Сын был в реанимации, много мест мы с женой посетили, но видимо Господь решил прославить отца Даниила (Сысоева), совершили панихиду у него на могилке - сын сразу пошел на поправку".
(Дмитрий Королёв) – свидетель в друзьях в вконтакте у Дм.Энтео

Святость жизни. Священномученик Даниил крестил 80 мусульман в т.ч. и чеченцы. Одних только. Многие пишут что узнав о его жизни решили креститься и воцерковились.
Преподобный Симеон Новый Богослов говорил: «Кто не почитает новых святых, не может почитать древних…И кто не хочет со всей любовию и смирением соединиться с самым последним (по времени) из святых, имея к нему некое неверие, тот никогда не соединится и с прежними, и не будет включен в ряд предшествовавших святых, хотя бы ему казалось, что он имеет всю веру и всю любовь к Богу и ко всем святым».

Вторит ему прп. Иоанн Дамаскин: "(Будем почитать) мучеников Господних, избранных из всякого чина, как воинов Христовых, выпивших чашу Его и крестившихся крещением животворящей смерти Его, как участников страдания Его и славы, начальник которых архидьякон Христов, Апостол и первомученик Стефан... Будем же мы, верующие, воздавать почитание святым псалмами, гимнами и песнями духовными, сокрушением сердца и милосердием к нуждающимся, что более всего благоугодно и Богу. Будем воздвигать им памятники и видимые изображения и через подражание их добродетелям сами сделаемся одушевленными их памятниками и изображениями. "

В ночь на 20 ноября 2009 г. в Москве, в храме святого апостола Фомы на Кантемировской, в возрасте 35 лет, был убит иерей Даниил Сысоев… Стороннему человеку сразу может придти на память убийство другого известного священнослужителя - отца Александра Меня. Действительно, с того самого момента это - не только первое убийство известного служителя Русской Православной Церкви, но и самое трагическое событие в современной её истории, имеющее значение для всего Вселенского Православия.

Про многих выдающихся пастырей говорят, что они были уникальными и ни с кем не сравнимыми, и это определение несколько притерлось в церковных некрологах. Так вот, отец Даниил Сысоев - тот самый священник, про которого можно прямо сказать, что он был абсолютно уникальным и действительно ни с кем не сравнимым . Упоминать его имя через запятую наряду с другими нашими клириками всегда было очень сложно: его имя всегда выбивалось из общего ряда, оно делало этот ряд лучше, оно подтягивало за собой других, и нужно было очень аккуратно выбирать его соседей по реестру - достойны ли?

Когда в январе 2009 года выбирали Патриарха, многие православные задавались вопросом: а позволительно ли вообще оценивать священнослужителей, разве можно про кого-то открыто говорить, что этот больше, а этот меньше достоин быть предстоятелем нашей Церкви, не обидим ли мы этим сравнением кого, не смутим ли? Да, позволительно, иначе в нашей Церкви установится либо анархия, либо тирания, и не про каждого встречного священнослужителя можно со всей уверенностью сказать, что он не то, что достоин каких-то должностей, а вообще может нести свой Крест.

На этом фоне отец Даниил Сысоев был беспрецедентен. Точнее говоря, он был беспрецедентен не потому, что выделялся на фоне других, а потому что был таким священником, каким должно быть всегда и везде - и в I веке в Палестине, и в XXI веке в России. Приходится прибегать к общим словам, присущим некрологам такого типа, и сказать, что только с его смертью мы осознали значение его личности. Это действительно так: его смерть стала апофеозом его жизни , она настолько предчувствовалась и была настолько исполнена символических указаний, что стала будто бы самостоятельной, заключительной проповедью всего его Служения.

Отец Даниил совершил так много, что обо всём этом в рамках одной статьи сказать просто невозможно: отец Даниил настолько соответствовал своему служению, что ни на одну секунду невозможно было забыть, что перед тобой - правопреемник Апостолов, а не обычный гражданин мира сего. И добивался он этого осознания не высокомерными жестами несостоявшегося офицера, случайно затесавшегося в другом сословии, как это иногда бывает, а живым и прямым общением личности с личностью, глаза в глаза, не опуская тебя ниже своей милости, а поднимая на тот уровень, на котором только и должно говорить священнику с мирянином.

Отец Даниил родился в семье московского священника Алексея Сысоева и матушки Анны Мидхатовны Амировой. О себе он говорил, что он наполовину русский, наполовину татарин; и это означало для него только то, что он не обязан определяться с этнической идентичностью, потому что гораздо важнее для него религиозное самоопределение. Именно самоопределение. Про него невозможно сказать, что он лишь наследовал «профессию» отца , что его будущее было предрешено, вовсе нет: он был слишком сознательным священнослужителем, чтобы видеть в его выборе какие-то иные причины, кроме личных убеждений.

Сознательность - его первое главное достоинство. В его позициях практически не было ничего случайного, привнесенного, он всё продумывал до конца и никогда не ссылался на субъективные предпочтения и привязанности. Он никогда не давил собственным авторитетом, но всегда аргументировал свои позиции цитатами из Священного Писания и Священного Предания, даже в деталях, даже там, где другой довольствуется своей интуицией. Он был одним из немногих, кто мог прямо сказать: «я не б езумствую, но говорю слова истины и здравого смысла» (Деян 26:25). Поэтому, совершенно независимо от того, как ты относился к этим словам, в общении с ним всегда ощущалась уверенность в том, что эти слова тождественны его мыслям. Он никогда не играл, не обманывал, не замалчивал, не уклонялся , и если в чем-то по-твоему ошибался, эти ошибки имели свою логику и опровергать их стоило бы большой работы ума и памяти.

В 1988 году он участвовал в восстановлении Оптиной пустыни, в московском подворье которого, храме святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, служит его отец и впоследствии служил он сам. В 1991 году он поступил в Московскую духовную семинарию, был уставщиком смешанного хора регентской школы. В 1994 году - епископом Магаданским Ростиславом (Девятковым) был посвящен во чтеца, а в 1995 году рукоположен в диакона. В 2000 году он закончил Московскую Духовную Академию, стал кандидатом богословия. Темой его диссертации была «Антропология Адвентистов Седьмого дня и Общества Сторожевой Башни и её анализ» - то есть критика богословия протестантских сектантов. Свою будущую докторскую диссертацию он хотел посвятить догматическому богословию Вселенских Соборов, но не успел… В 2001 году он стал пресвитером, и так началось его священническое служение - эти восемь пастырских лет иерея Даниила Сысоева.

Когда пытаются определить идеологическую специфику взглядов отца Даниила, то часто заходят в тупик, потому что эти взгляды не вписываются в популярные классификации типа оппозиции «православных консерваторов» и «православных либералов». И опять же, в этом определении очень важно не повторять благостные штампы: в подобные классификации не вписываются взгляды многих клириков. Не потому, что они какие-то «парадоксальные» и «сложные», а просто потому, что у них нет никаких взглядов.

Поэтому такие формулы, как он был «слишком либерален для консерваторов» и «слишком консервативен для либералов» можно применить почти к любому среднему клирику, не желающему хоть как-то определяться в этом отношении. Отца Даниила невозможно назвать ни консерватором, ни либералом, но не потому, что у него не было позиций, а именно потому, что у него были позиции и весьма конкретные.

Если попытаться максимально точно определить позиции отца Даниила Сысоева, то можно прямо сказать, что они были христианскими и только христианскими . По меньшей мере, ни один его вменяемый оппонент не может не согласиться с тем, что свои позиции по любому вопросу отец Даниил пытался основывать на православном христианстве и только на нем. И, как это ни странно звучит, именно в этом заключалась его уникальность.

Когда многие проповедуют христианство плюс что-то ещё, - плюс консерватизм, плюс национализм, плюс либерализм, плюс марксизм, плюс личные переживания и т.д., отец Даниил проповедовал не консервативное христианство или либеральное христианство, а именно христианское христианство , столь неудобное и непонятное всем тем, кто хочет превратить учение Церкви в придаток к собственным взглядам. Вот почему зачастую там, где проповедовал отец Даниил, назревала атмосфера скандала: люди впервые узнавали, что есть Христианство на самом деле, люди впервые слышали Благую Весть не как колыбельную или набор общих фраз, а как нечто абсолютно новое, доселе неслыханное.

Отец Даниил показывал, что Православие - это не немного забытая традиция предков , а абсолютная новость для современных людей, что Новый Завет так и остается новым , и что не о «возрождении» православия должна идти речь, а о его постоянном открытии. В альманахе «Северный Катехон» №1 опубликовано его интервью, где он тезисно излагает свои позиции практически по всем парадигмальным вопросам. Есть там такие слова: «Евангелие до сих пор остается неизвестной новизной для многих новообращенных, искавших в Церкви не Истинного Бога, а спасения от своих бед, или только свою национальную идентичность. Символ веры и в наше время самый удивительный текст, который должен быть усвоен каждым сердцем» .

Эту новизну, свежесть, неожиданность Евангелия нес он в своих проповедях, и с ним никогда не возникало того ощущения привычности, рутинности, занудности церковного культа , которое неизбежно появляется в жизни верующего, который лишь «блюдет традицию», а не совершает открытия Господа, который скажет «Се, творю всё новое…» (Откр. 21:4–5) . И это тот аспект христианского вероучения, который никогда не поймет тот, кто воспринимает само христианство исключительно как союзницу консервативных сил. Христианство не консервативно.

Отстаивая христианское христианство , он, как никто другой, настаивал на чтении Библии и отцов Церкви, на следовании догматическому учению церковных Соборов, без которых христианство просто перестает быть самим собой и превращается в набор частных мнений. Это страшно раздражало всех тех, кто привык в полемике на богословские темы ссылаться на очередных поэтов и писателей, политиков и философов как на отцов Церкви.

В этом всегда был колоссальный изъян его оппонентов: они ссылались на Достоевского и Есенина, на Толстого и Гермеса Трисмегиста и т.д., тогда как он ссылался, прежде всего, на Священное Писание и Священное Предание. Оказывается, христианская вера не безрассудна, она требует трезвости ума и даже его дисциплины. И отец Даниил постоянно требовал сознательного отношения к христианскому выбору, он не позволял растворить религиозные смыслы в инерции бытового традиционализма и благодушии тусовочных отношений. Он не давал забыть слова Христа: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37) . И это тот аспект христианского вероучения, который никогда не поймет тот, кто воспринимает само христианство исключительно как аргумент к различного рода толерантности и либеральности. Христианство не либерально.

Пастырская практика отца Даниила Сысоева основывалась на простом, математически точном выводе: если Христианство - это абсолютная истина, оно должно быть распространено по всему миру и быть услышано каждым человеком. И этот простой, очевидный до банальности вывод оказался настолько неожиданным для огромного числа крещеных в Православной Церкви людей, что зачастую был чуть ли не главным предметом вопросов и пререканий.

Отец Даниил был - Миссионером , настолько, что слова «миссионер Даниил Сысоев» стали тавтологией. Миссионерское движение в Русской Православной Церкви - существенный феномен 2000-х годов, когда Церковь от робкого возрождения перешла к активной миссии. Но необходимо называть вещи своими именами: к миссии перешла не вся Церковь, а только лишь её отдельные представители, и само миссионерство, которое должно быть само собой разумеющимся делом Церкви, пока ещё осталось лишь движением внутри неё.

Не просто изоляционизм, а откровенный эскапизм наблюдается в русской православной среде и выдается чуть ли не за её традиционное достоинство в противовес «западной» миссионерской активности. Служение отца Даниила резко контрастировало с этими убийственными настроениями. Он понимал миссию так, как её понимали первые апостолы: идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари (Мк 16:15).

Это значит реально выходить на улицу и обращаться к первому встречному, реально стучаться в двери, реально обращаться к другим народам, переводить священные тексты и катехизисы на их язык, основывать новые приходы и общины. Не говоря уже о том, чтобы выступать и публиковаться, участвовать в публичных спорах и издавать книги. Всё это делал отец Даниил. Нельзя сказать, что это единственно верный миссионерский метод и других не дано, но её моральный эффект ни с чем не сопоставим.

Если из всего миссионерского служения отца Даниила попытаться выделить наиболее впечатляющие, резонансные темы, то таковых можно назвать три - это его учение об уранополитизме, его полемика с исламом и его внимание к богословию человеческой смерти.

Свя-щен-но-му-че-ник Да-ни-ил ро-дил-ся в 1870 го-ду в се-ле Но-вин-ки Сер-пу-хов-ско-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии в се-мье кре-стья-ни-на-бед-ня-ка Фе-о-до-та Ме-ща-ни-но-ва. Из-за бед-но-сти се-мьи Да-ни-ил по-лу-чил толь-ко пер-во-на-чаль-ное об-ра-зо-ва-ние и в ран-нем воз-расте устро-ил-ся ра-бо-чим.
В 1916 го-ду Да-ни-ил Ме-ща-ни-нов был при-зван в ар-мию, где про-слу-жил ря-до-вым до 1917 го-да. По-сле воз-вра-ще-ния из ар-мии он до 1920 го-да был ра-бо-чим.
В 1920 го-ду Да-ни-ил Фе-о-до-то-вич, ко-то-ро-му уже ис-пол-ни-лось пять-де-сят лет, ре-шил по-свя-тить свою жизнь Церк-ви, ко-то-рая в это вре-мя уже под-верг-лась ярост-но-му бес-по-щад-но-му го-не-нию со сто-ро-ны но-вой без-бож-ной вла-сти.
С 1920 по 1932 год Да-ни-ил Ме-ща-ни-нов слу-жил пса-лом-щи-ком в По-кров-ской церк-ви се-ла Мартья-но-ва Сер-пу-хов-ско-го рай-о-на, а в 1932 го-ду Прео-свя-щен-ным Ин-но-кен-ти-ем (Ле-тя-е-вым), епи-ско-пом По-доль-ским был ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка к то-му же хра-му.
В ночь на 28 но-яб-ря 1937 го-да свя-щен-ник Да-ни-ил Ме-ща-ни-нов был аре-сто-ван и за-клю-чен в Сер-пу-хов-скую тюрь-му. В тот же день со-сто-ял-ся до-прос.
- Ска-жи-те, ко-го вы зна-е-те из ду-хо-вен-ства и ка-кую вы име-е-те с ни-ми связь.
- Из ду-хо-вен-ства я знаю бла-го-чин-ных Студ-ни-ци-на, Уа-ро-ва, Некра-со-ва как сво-их пря-мых на-чаль-ни-ков, толь-ко по ра-бо-те.
- При-зна-е-те вы се-бя ви-нов-ным в том, что сре-ди кол-хоз-ни-ков через про-по-ве-ди про-во-ди-ли ан-ти-со-вет-скую аги-та-цию во вре-мя кол-лек-ти-ви-за-ции? В 1930 го-ду вы от-кры-то аги-ти-ро-ва-ли не всту-пать в кол-хо-зы, го-во-ря, что в кол-хо-зе жить ху-же, что при кол-хо-зах за-кро-ют церк-ви, что в кол-хо-зе бо-га-то жить нель-зя, а «то не по-па-де-те в рай».
- 19 но-яб-ря 1937 го-да я дей-стви-тель-но в церк-ви во вре-мя по-хо-рон сре-ди ве-ру-ю-щих го-во-рил про-по-ведь, что «в кол-хо-зе бо-га-то жить не на-до, а то не по-па-де-те в рай», а так-же в 1937 го-ду про-сил кол-хоз-ни-ков мне по-мочь, го-во-ря, что на-ло-ги да-ют непо-силь-ные, не счи-та-ясь ни с чем, ес-ли не по-мо-же-те, то ме-ня по-са-дят и церк-ви за-кро-ют и неко-му бу-дет хо-ро-нить и кре-стить, и ва-ши де-ти бу-дут нехри-сти. В от-но-ше-нии то-го, чтобы кре-стьяне не всту-па-ли в кол-хоз, я ни-ко-гда ни с кем не го-во-рил.
В этот же день след-ствие бы-ло за-кон-че-но.
На сле-ду-ю-щий по-сле аре-ста от-ца Да-ни-и-ла день, 30 но-яб-ря, ра-бот-ни-ки ми-ли-ции при-шли в дом свя-щен-ни-ка и кон-фис-ко-ва-ли ко-ро-ву, тел-ку и быч-ка, по-гру-зи-ли на гру-зо-вую ма-ши-ну пче-ли-ные ульи и ве-щи, вклю-чая дет-ские, ря-су и кни-ги от-ца Да-ни-и-ла.
5 де-каб-ря 1937 го-да трой-ка НКВД при-го-во-ри-ла от-ца Да-ни-и-ла к рас-стре-лу. К это-му вре-ме-ни его уже пе-ре-ве-ли в Та-ган-скую тюрь-му в Москве.
Свя-щен-ник Да-ни-ил Ме-ща-ни-нов был рас-стре-лян 9 де-каб-ря 1937 го-да на по-ли-гоне Бу-то-во под Моск-вой и по-гре-бен в без-вест-ной об-щей мо-ги-ле. В день рас-стре-ла фо-то-граф Та-ган-ской тюрь-мы сфо-то-гра-фи-ро-вал его, чтобы при мас-со-вых рас-стре-лах, ко-то-рые про-из-во-ди-лись в это вре-мя, па-лач не ошиб-ся.
Про-шло немно-го вре-ме-ни, и По-кров-скую цер-ковь в се-ле Мартья-но-во на-ча-ли ло-мать. По-сколь-ку зда-ние хра-ма про-стой раз-бор-ке не под-да-ва-лось, его взо-рва-ли и рас-та-щи-ли трак-то-ра-ми.

Про-то-и-е-рей Мак-сим Мак-си-мов

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка Мос-ков-ской епар-хии. До-пол-ни-тель-ный том 1». Тверь, 2005 год, стр. 272-274.