Как научиться интересно говорить на любую тему. Как рассказывать истории правильно

Самое страшное на первом свидании – когда темы для разговора исчерпаны и наступает неловкое молчание и Вы не знаете, что еще можно рассказать её, чтобы она заинтересовалась. Если Вы с детства не наделёны даром быстро подбирать тему для разговора, то Вам обязательно пригодятся наши 5 идей для интересного рассказа. Они универсальны, их можно использовать в любой момент для общения с любой девушкой.

Смешные истории из детства

Истории о том, как симпатичный девушке мужчина лазал по заборам, носил колготки и приносил домой бездомных кошек, растопят сердце любой барышни.

Рассказывая о детском саде и школе, можно ничего не утаивать, и даже серьёзные неудачи и промахи не будут выставлять мужчину в невыгодном свете. К детству относятся как к другой жизни, поэтому чем более смешной случай рассказать, тем лучше.

Исключение составляют только попытки мучить животных или издеваться над более слабыми ребятами. А в остальном у мужчины полная свобода действий, и копилка воспоминаний на его стороне.

Википедия – источник полезной информации

«А ты любишь Википедию?» - эта фраза может стать отличным продолжением разговора, если все популярные темы уже поднимались, и повисло неловкое молчание.

Все, что нужно – заглянуть на главную страницу – там собраны выборочные интересные факты обо всём на свете. Женщинам нравятся мужчины, которые превосходят других в чем-то. Не можете похвастать идеальными физическими данными? Почему бы не показать что Вы умнее других? Можно при случае поразить её рассказав несколько интересных фактов о Петре первом, австралийских утконосах или спутниках Юпитера.

Идеально подходит для общения в интернете, например в ВК. Достаточно просто свернуть разговор и загуглить любую интересующую тему.

Главное не переусердствовать, иначе девушка может подумать что Вы – ботаник.

Девушка просит рассказать что-нибудь интересное? Почему бы не рассказать о своих путешествиях? Забавные или шокирующие случаи из путешествий всегда привлекают внимание. Людям нравится узнавать о чужом опыте, строить будущие маршруты и узнавать полезные нюансы.

Расскажите, как у Вас в аэропорту потеряли багаж, и неделю пришлось отдыхать на море в одних шортах и банном халате из номера.

Попробуйте испугать девушку тем, что на одном азиатском рынке друзья уговорили попробовать засушенных или жареных насекомых.

Конечно, если всё это на самом деле было . Если нет – то можно рассказать случаи из жизни своих друзей и сообщить, что это только в планах. В любом случае, каждый опыт становится источником ценной информации и позволяет быть подготовленным к любым неприятностям.

Подборка полезных советов о том, : с чего начать, как избежать ошибок, где этому можно научиться.

Не знаете о чем говорить с девушкой? Как найти общие точки соприкосновения? мы сделали в отдельной статье.

Нельзя, чтобы разговор превращался в монолог одного человека. Вы постоянно говорите, а она молчит? Почему бы не перебросить мяч на её поле? Для этого идеально подходят открытые вопросы. О том, что это такое, и как их использовать в разговоре с девушкой с примерами реальных разговоров вы узнаете из .

Если не знаете о чем говорить, еще один беспроигрышный вариант – .

Не знаете как правильно сделать комплимент, чтобы девушка не подумала, что Вы ей просто льстите? О том, .

Хотите научиться флиртовать? В все играет свою роль: слова, интонация, жесты, мимика, положение тела. Подробный обзор с примерами можно найти в статье на нашем сайте.

Особенности разных стран и культур

Эта тема носит скорее энциклопедический характер , если только Ваша работа не связана с постоянными командировками.

Наверняка Вы знаете о чём-то необычном, что совершенно нормально для других народов, но странно в России . Есть ли у Вас любимая страна, в которую всегда мечтали отправиться? Почитайте о ней подробнее, узнайте местные традиции и обычаи, и поделитесь этой информацией с девушкой.

Любимая литература и факты о писателях

Еще один способ показать свое превосходство над другими – показать ей, что Вы любите читать. Мужчины редко любят читать, а даже если делают это, то читают типично мужские книги: фантастику, детективы и инструкции к бытовой технике.

О чём не стоит рассказывать девушке

Есть несколько тем на которые не следует распространятся в разговорах с девушкой:

Свои глобальные планы на жизнь. Эта тема, пусть даже Вы всё давно распланировали в деталях от имени собаки и до номерного знака своего авто, для ранних этапов знакомства не подходит.

Отношения с бывшими. Если ей не было 6, а Вам 7, когда случилась любовь (Вы приносили ей из дома конфеты, а она позволяла держать себя за руку), то лучше ничего не рассказывать. Расскажите про хороший опыт отношений – девушка будет нервничать, что у Вас всё ещё остались чувства, начнет сомневаться. Расскажите про плохой опыт – девушка будет нервничать, что Вы так же будете потом рассказывать про неё;

Болезни. Здоровых людей почти не осталось, но рассказывать о своих болячках стоит, когда дело уже идёт к свадьбе. Можно рассказать, как в 7 лет заболели ветрянкой и от скуки раскрасили кошку зелёнкой, но об остальном лучше промолчать;

Неудачи и поражения. Вопрос, конечно, в том, как информацию преподнести, но в начале отношений это действительно не лучшее время.

Если все же от разговора не уйти, то рассказывать о ситуации нужно кратко и с юмором.

Еще много интересных тем для разговора с девушкой Вы сможете найти на видео:

И последний совет по теме – думайте не только о том, что девушке было бы интересно услышать, но ещё и том, о чём Вам действительно хотелось бы рассказать. Если человек чем-то сильно увлечён и горит делом, о котором повествует, даже рассказ об объёмах двигателя может заинтересовать девушку так, что она будет готова слушать об этом часами.

Но если у Вас нет такого хобби, и Вы не имеете представления, что рассказать именно этой барышне, то не лишним будет у неё спросить, о чём бы она хотела, чтобы Вы рассказали. В этом нет ничего плохого, и будет хуже, если она весь вечер прослушает о заграничных путешествиях, а сама признаёт только отдых внутри страны с палатками…

Пожалуй, всех рассказчиков можно поделить на две неравные части: люди умеющие рассказывать интересно, и все остальные. К сожалению, люди, которые относятся к категории всех остальных, зачастую, любят рассказывать различные истории ничуть не меньше, вот только их слушателей в этом случае, можно только пожалеть. Действительно, несчастный, который вынужден выслушивать по тем или иным причинам подобного рассказчика, как правило, думает о чем угодно, только не о том, что ему рассказывают и только и мечтает оказаться где-нибудь подальше от назойливого собеседника, который, что называется «ездит ему по ушам», не испытывая ни малейшего интереса к повествованию.

Совсем другое дело, если вам попадается человек, который действительно умеет рассказывать интересно. Вы не можете оторваться от своего собеседника, слушаете его, затаив дыхание, полностью представляя в своем воображении описываемые картины и события, безусловно сопереживая их участникам.

Так что же это такое – умение интересно рассказывать, и можно ли ему научиться? Нужно сказать, что этот вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Безусловно, интересный рассказчик, это талант от Бога, он интуитивно понимает, как нужно захватить собеседника, чтобы он слушал его раскрыв рот, именно так рождаются знаменитые писатели актеры.

Но, с другой стороны, вполне возможно, что подобный талант только дремлет у вас внутри, его нужно разбудить и слегка отшлифовать, убрав все лишнее. В этом случае, достаточно только знать, на что обратить внимание и из вас получится мастерский рассказчик. Ну, впрочем, даже если вы просто научитесь рассказывать истории так, чтобы это было интересно другим, уже неплохо.

Что такое «лишнее» и как его убрать

Прибавьте своему рассказу эмоциональности

Еще один враг хорошего рассказчика, это монотонность и заунывность рассказа. Постепенно слушатель теряет интерес к такому повествованию, и если у него есть возможность, старается побыстрее сбежать куда-нибудь. Талантливый и интересный рассказчик непременно придаст своему рассказу больше эмоциональности и драйва при помощи глаголов, особенно в повелительном наклонении, например, чаще употребляйте выражения «вообразите себе», «представьте», так, чтобы слушатели могли нарисовать описываемую вами картинку в своем воображении. Для того, чтобы привлечь внимание к своему рассказу, в особо важных местах делайте небольшие паузы. Это поможет вам подчеркнуть сказанное.

Не делайте начало слишком длинным

Одна из основных ошибок, которую допускают неопытные рассказчики, это злоупотребление терпением слушателей, снабжая свой рассказ длительной предысторией. Старайтесь переходить непосредственно к сути после двух-трех вступительных слов. Иными словами, для того, чтобы рассказать о колдунье, не нужно предварительно рассказывать всю историю ее семьи. Лучше сразу дать интригующую завязку и переходить непосредственно к сути дела.

Ну, и, наконец, заключительный совет

Чтобы научиться рассказывать интересно, помните: краткость – сестра таланта.

Сторителлинг: Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов?

© Андрей Скворцов Сторителлинг: Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов?

Сторителлинг - модное слово, которым журнал Harvard Business Review назвал одну из лучших бизнес-идей 2006-го года. Смысл идеи таков: «Лучший способ сделать доклад или презентацию и передать знания - это рассказать историю». Отцом «сторителлинга» в современном понимании считается Дэвид Армстронг, изложивший эту концепцию в книге "Managing by Storying Around". Однако есть данные, что важность историй люди понимали и до него.
В том, что способ хороший, мало кто сомневается. Однако, возникают вопросы. Как подобрать нужную историю? Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов? Наконец, как создать историю, если истории, как таковой, и нет, а есть только много, много информации?
Иными словами, как его сделать - сторителлинг? Чтобы найти ответ, придется разобраться в том, что же это такое - история.
Интуитивно ответ мы, да и не только мы, давно нащупали и используем истории в своей работе. Однако, теоретическую базу и «разложение по полочкам» удалось найти - угадайте где? - в учебниках для сценаристов кино. И среди таких учебников для нас наиболее полезна оказалась книга "Story" Роберта Макки (Robert McKee). Александр Митта в «Кино между адом и раем» описывает (причем намного интереснее) те же принципы, но зато у Макки все суше и «технологичнее».
Итак, перечислим компоненты истории , пользующейся успехом.
Во-первых , истории происходят с персонажем . Нам нужен персонаж. Им может быть как человек, так и организация, но тогда о ней надо рассказывать, как о чем-то одушевленном. Персонажем может также быть ведущий фильма, докладчик, реальный или даже «гипотетический» человек, а также любое одушевленное нашей фантазией существо.
Во-вторых , история - это обязательно перемены . Изменения. Причем изменения ценностные - то есть чтобы у персонажа в жизни появилось нечто важное, чего не было ранее. Пожалуй, это самое главное и необходимое качество истории. Без него повествование будет, а истории - нет.
В-третьих , история интересна лишь тогда, когда зритель может ей сопереживать , подсознательно представляя себя на месте персонажа. То есть изложение фактов это еще не история. И абстрактная история тоже, в нашем случае, не история.
Далее, если событие происходило в реальности, для него очень важны формальные рамки, или «координаты » - когда оно происходило, как долго, где.
Материалом истории являются события . Общие слова могут быть лишь связующим цементом, но не содержанием. Рассказ, состоящий лишь из общих слов, - это цементная каша. Поиск фактов, событий, примеров - самое сложное, но и самое интересное занятие.
Теперь представим себе, что у нас есть задача передать некую информацию о компании, некую ее ценность, и мы хотим для этого найти или же создать историю.
Первое, что надо сделать - заняться поисками. Почитать корпоративную прессу, поговорить с людьми, порыться в интернете и в своей памяти.
Например, в фильме о крупном металлургическом комбинате поднимается тема заботы о сотрудниках. В корпоративной газете мы находим замечательную историю по теме. Там-то и тогда-то, на такого-то рабочего вылилось несколько литров расплавленного металла. Однако рабочий не пострадал, так как в полном соответствии с техникой безопасности был экипирован в защитный костюм. И после этого случая он стал рассказывать своим коллегам о важности соблюдения техники безопасности и даже стал инспектором, весьма уважаемым коллегами.
Это - история. Есть персонаж, есть событие, у которого есть дата и место, есть существенные перемены в жизни персонажа. И эта история говорит о том, как предприятие заботится о своих сотрудниках, значительно нагляднее и убедительнее, чем сколько угодно общих фраз о «повышении безопасности на производстве». И главным является вовсе не тот факт, что рабочий не пострадал, а то, что этот случай перевел его в новое качество - инструктора, что компания увидела в этом пользу и дала ему такую возможность. Фактически менеджмент уже применил «сторителлинг» - использовал счастливый случай для грамотной пропаганды техники безопасности. Нам же остается только повторить находку в фильме.
Если же совсем ничего не находится (что хоть и редко, но бывает), мы можем «создать» историю. Речь не идет о художественном вымысле (в нашей, информационной по своей сути, работе, ему нет места). Речь о том, чтобы информацию подать в виде истории.
Один из самых простых, но действенных приемов - применить схему «не знал - узнал - удивился - изменил свое отношение ». Такого рода перемены могут происходить и с ведущим фильма, и с докладчиком презентации, и с любым сотрудником компании. Такие ситуации интересны, так как позволяют зрителю испытать те же эмоции (удивление, восхищение), что и персонаж. В полной мере этот прием использован в юбилейном фильме Мострансгаза: совершенно посторонний для индустрии человек Кирилл Набутов открывает для себя то, о чем он никогда и не задумывался - сложности и интересности технологий транспорта газа. Зрителю, который «в теме» не один десяток лет, будет интересно взглянуть на свою повседневную работу глазами новичка и удивиться вместе с ним. А постороннему зрителю и подавно будет интересно узнать новое. Хороший, работающий прием.
В 2007 году лауреатом Оскара за лучший документальный фильм стал фильм об изменениях климата «Неудобная Правда» Альберта Гора. Фильм почти полностью состоит из череды историй, и каждый факт, каждое доказательство в нем подано, как детектив. Даже графики климатических наблюдений поданы как «переворачивающие сознание». И именно поэтому воспринимать их не тяжело, несмотря на их изрядное количество. В этом фильме много реальных жизненных, серьезных, удивительных историй. Но сейчас наш особый интерес вызывает полностью придуманная, и в чем-то даже дурацкая история мультипликационной лягушки. Автору надо было проиллюстрировать идею в духе нашей пословицы «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Для этого мультипликационная лягушка сначала пыталась залезть в кипяток и пулей выскакивала из него (горячо!), но она же могла довольно долго сидеть в теплой, но постепенно подогреваемой воде, и не подавать признаков беспокойства до тех пор… до тех пор… пока ее не спасут. Лягушка представляла собой образ человечества, не беспокоящегося о потеплении климата, то тех пор, пока…. А также была персонажем придуманной микро-истории.
Иными словами, держа в уме несколько принципов создания истории, любой факт, любую информацию можно представить интересно и не скучно.
Остается ответить на вопрос, всегда ли необходим сторителлинг? Пожалуй, что нет. Если аудитория изначально заинтересованна в информации - нет смысла искусственно добавлять драматургию (особенно если информация негативного свойства). Ведь в этом случае участником настоящей, реальной истории является ваш слушатель, и этого ему может быть более, чем достаточно.

Мюнхаузен, Рональд Рейган — были отличными рассказчиками. Пересмотрите их видео на Youtube. ;)

Как построить композицию истории? На что стоит обратить внимание?

Яркое начало (интригующее название)

Желательно придумать для вашей истории яркое, привлекающее внимание, интригующее название:

  • «Хочу рассказать, как я выиграл миллион долларов…»
  • «Я вам уже это рассказывал про то, как я падал с 10-го этажа? Ну-ка слушайте…»
  • «Однажды меня пыталось завербовать ЦРУ. А началось всё ещё в университете…»

И совсем не обязательно, чтобы потом в вашей истории вы выиграли этот самый миллион или на самом деле падали с 10-го этажа. Цель названия — привлечь, зацепить внимание аудитории, как на крючок. И если ваше название это делает, то отлично. Если нет — то стоит подыскать более интригующий заголовок для вашей байки.

Эффектная завязка

Хорошее начало — половина дела.

Платон

Иногда историю начинают рассказывать издалека, перечисляя скучные, не относящиеся к делу детали.

Как-то раз в истории с названием «Схватка с акулой» первые четыре минуты оратор зачем-то рассказывал, как они покупали путёвку, потом собрали вещи, потом ехали в аэропорт, потом летели, потом добирались до отеля, потом селились… И только за 1 минуту до конца отведённого времени он наконец перешёл к сути: как надели акваланги и начали спускаться под воду.

Нарастание напряжения

Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей.

Рилберт Кит Честертон

Каждое последующее предложение в вашем рассказе должно способствовать нарастанию напряжения. Ваша задача — нагнетать эмоции, волнение, интригу. Пусть слушатели внимают, затаив дыхание. Пусть у них замирает сердце и с каждой секундой растёт интерес к вашему рассказу.

Все фразы, не способствующие нарастанию напряжения, безжалостно выкидывайте из рассказа. Либо переделывайте их так, чтобы они добавляли накала страстей в вашу историю.

  • Такая жёсткая цензура к тому же сделает ваш рассказ максимально кратким. Более 3-4 минут удерживать слушателей в постоянном напряжении способны только мастера, поэтому старайтесь уложить свою историю в четыре минуты!

Кульминация и развязка

Если в первом акте на сцене висит ружьё, то в последнем оно должно выстрелить.

Антон Павлович Чехов

И когда напряжение уже достигло предела и слушатели уже изнемогают от любопытства: «Ну, чем же завершится история???», — приходит время для кульминации!

  • Кульминация подобна «мёртвой петле» в американских горках. Всё, что было до неё, — только подготовка. Кульминация — пик переживаний, взрыв переполняющих изнутри эмоций.

Развязка

В момент развязки раскрываются секреты, разгадываются тайны, решаются загадки, совершаются чудеса, происходит сброс накопленного напряжения. Хорошая развязка — это нечто неожиданное. Как в хорошем детективе — до последней секунды неизвестно, чем завершится повествование.

Завершение-мораль

Самым важным из всех слов мне представляется последнее слово.

Бертольт Брехт

С завершением нельзя тянуть. Долгие разглагольствования после кульминации смажут впечатление от всей истории.

  • То есть через 1-2 фазы после кульминации (пока вы ещё на пике) — уже пора завершать ваше повествование.

Чтобы завершение не было слишком примитивным: «Вот такая произошла история», — опытные рассказчики обычно завершают неким выводом (моралью), который делают из своей байки. Это может быть пословица, поговорка или концовка собственного сочинения.

  • «Так что, друзья, не в деньгах счастье, а в…» (к истории про выигрыш миллиона долларов).
  • «Береженого бог бережёт» (к истории про падение с 10-го этажа).
  • «Не всё то золото, что блестит» (к истории про вербовку ЦРУ).

Такое завершение делает рассказ более ярким и запоминающимся. В конце истории появляется как бы восклицательный знак, чётко обозначающий завершение истории. Иногда даже неудачный рассказ можно спасти красивой и интересно моралью, которая звучит в конце. Так что — подбирайте для своих рассказов сильные завершения.

Невербальная подача истории тоже должна быть на высоте.

Драматизация

Играйте эмоциями, интонациями. Добавляйте актёрского мастерства. Не бойтесь переиграть! Ваша история должна быть маленьким шоу. Спектаклем одного актёра. Делайте её яркой, насыщенной, живой!

Рисуйте образы

Бог сотворил нас по своему образу и подобию. Но откуда уверенность, что он работал в реалистичной манере.

Станислав Ежи Лец

По ходу вашего рассказа у слушателей перед глазами должно пронестись увлекательное кино. Поэтому важно, чтобы ваши слова вызывали красочные образы-картинки в воображении слушателей.

Можно сказать: «Подошёл ко мне человек и спросил, сколько времени». Но здесь нет образа, картинки. Поэтому такая фраза сильно не цепляет.

А если: «Подходит ко мне мужик. Рост 2 метра. Борода, как у Карла Маркса. Вместо зубов — золотые коронки. На лбу татуировка — серп и молот. И хрипло так спрашивает …» Здесь уже есть образ-картинка, которую легко представить.

Кормите слушателя вкусными, яркими образами-картинками!

Держите паузы

Подороже «продавайте» свою кульминацию!

Пауза в нужном месте способствует нарастанию напряжения. Поэтому в самые важные моменты не торопитесь и держите паузу. Особенно перед кульминацией.

Один вариант: «Слышим — в кустах кто-то шевелится. Обернулись, а это Вася с ведром воды вернулся».

Другой вариант: «Слышим — в кустах кто-то шевелится… Обернулись… все напряжённо вглядываемся в темноту… А тут ещё Лайка вдруг заскулила и хвост поджала… У нас мурашки по спине… Лица бледные… Все как будто оцепенели…» И продолжаем нагнетать напряжение, держать паузу до тех пор, пока на лицах слушателей не появится: «Ну! Давай же! Нет сил больше терпеть!»

Подороже «продаём» свою кульминацию! С помощью паузы добавляем накала страстей и напряжения в своё повествование!

От первого лица

Даже если история произошла не с вами — лучше рассказать её от своего имени. Потом, уже после кульминации, можно раскрыть карты — дело, мол, произошло не о мной, а с моим другом. Но по ходу рассказа вовлечь слушателей в вашу историю будет намного проще, если вы говорите от первого лица.

Краткость

Ничто так не портит хорошую историю, как многословие оратора. Оптимальное время для байки от 4 до 5 минут. Не больше! Будьте талантливыми — рассказывайте кратко!

Упражнение: история дня

Развивайте способность видеть интересное в своей жизни

Возьмите за правило каждый день за ужином рассказывать, что интересного произошло с вам сегодня. Для этого нужно найти хотя бы одну минуту в течение дня, когда вы стали свидетелем или непосредственным участником события, о котором стоит поведать близким.

  • Это упражнение развивает помимо навыков рассказчика, ещё и способность «видеть» интересное в своей жизни. А также умение из самого обычного происшествия сделать историю-конфетку, которую все с удовольствием будут слушать.