Полёты в космос должны помочь человечеству найти более эффективные пути решения земных проблем – такого мнения придерживаются 54% россиян, принявших участие в опросе Исследовательского центра портала сайт, проведённого среди 1800 наших соотечественников в преддверии Дня космонавтики.
Такой практический подход к тому, зачем же нужны путешествия в открытый космос, оказался намного ближе россиянам, чем другие предложенные варианты ответа. Так, за то, что люди отправляются в космос ради контактов с внеземными цивилизациями, проголосовало всего 12% опрошенных («Всё остальное не так интересно»; «Будет приятно узнать, что мы не одни во Вселенной»), а за то, что космонавты ищут за пределами Земли смысл человеческой жизни, и того меньше – всего 9% («Мы всего лишь маленькая часть чего-то огромного, и было бы интересно узнать, чего же именно»).
18% опрошенных предложили свои версии, среди которых встречались как практические (поиск новой планеты для жизни людей, освоение новых территорий, поиск полезных ископаемых) и романтические (возможность увидеть красоту космоса и нашей планеты оттуда, побывать ближе к звёздам, исполнить свою мечту), так и экзотические. Среди последних, например, предположения о том, что космические полёты – лишь способ выделиться на фоне остальных или потратить лишние деньги.
Затруднились с ответом 7% респондентов. По их мнению, «преследуются различные интересы, среди которых политика занимает совсем не последнее место», «у разных стран, организаций и людей разные цели и разные мотивы».
Интересно, что мужчины чаще, чем женщины, рассматривают космические полёты как возможность поиска эффективных путей решения проблем на нашей планете (59% против 50%). В свою очередь женщины чаще верят в то, что «жизнь за пределами Земли существует» – число дам, выбравших вариант «ради контактов с внеземными цивилизациями», почти вдвое больше, чем поддерживающих данное мнение мужчин (16% и 9% соответственно).
На результаты опроса значительное влияние оказали возраст и уровень дохода респондентов: по мере роста дохода и возраста опрошенных заметно снижается их вера во внеземной разум и склонность считать, что в космосе человечество ищет смысл жизни, тогда как доля самого популярного варианта ответа (« решения земных проблем»), наоборот, возрастает. Но при этом можно отметить, что люди старше 50 несколько чаще, чем их более молодые сограждане от 30 до 50 лет, склонялись к тому, что «инопланетяне существуют».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Заказчик: журнал «Фома»
Время проведения: 2–4 апреля 2008 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1800 респондентов
Вопрос:
«Зачем, по Вашему мнению, люди летают в Космос?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет | |||||
муж | жен | до 19 | 20-29 | 30-39 | 40-49 | 50 и старше | ||
чтобы найти более эффективные пути решения земных проблем |
54% | 59% | 50% | 39% | 48% | 64% | 65% | 65% |
другое | 18% | 18% | 17% | 19% | 20% | 15% | 14% | 14% |
12% | 9% | 16% | 23% | 14% | 7% | 7% | 9% | |
9% | 8% | 9% | 12% | 10% | 8% | 7% | 7% | |
затрудняюсь ответить | 7% | 6% | 8% | 7% | 8% | 6% | 7% | 5% |
Вариант ответа | Все | Ежемесячный доход, руб. | ||||
до 9999 | 10000-19000 | 20000-29000 | 30000-39000 | от 40000 | ||
чтобы найти более эффективные пути решения земных проблем |
54% | 47% | 49% | 54% | 55% | 61% |
другое | 18% | 16% | 18% | 17% | 17% | 17% |
ради контактов с внеземными цивилизациями | 12% | 20% | 16% | 12% | 11% | 8% |
чтобы найти для человечества смысл жизни | 9% | 10% | 9% | 10% | 9% | 8% |
затрудняюсь ответить | 7% | 7% | 8% | 7% | 8% | 6% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Чтобы найти более эффективные пути решения земных проблем» – 54%
«Я считаю, что все исследования для того и проводятся, чтобы решать различные проблемы».
«В отсутствие земного притяжения открываются огромные перспективы для проведения практических исследований, что может дать импульс для теоретических разработок, результаты которых могли бы помочь в решении земных проблем».
«Решение земных проблем напрямую зависит от исследования космоса, окружающего нашу планету».
«Полёты в космос – один из способов познания мира, пусть и дорогостоящий, но необходимый, ведь он даёт материал для развития многих наук, подчас даже таких, которые, на первый взгляд, к этим полётам не имеют никакого отношения».
«Полёты в космос могут помочь решить проблемы с экологией и ускорить технический прогресс».
«Знания – сила, а внеземные знания – сила внеземная, которая может помочь решить вполне земные проблемы».
«Космос и его влияние на Землю до конца не изучены, а ведь знания об этом могли бы помочь нам в решении многих земных проблем».
«Многие люди постоянно стараются спасти мир. Возможно, в космосе – один из путей этого спасения».
«Из космоса виднее, что у нас на Земле творится».
«Непознанное в космосе, возможно, в будущем послужит спасением для всего человечества».
«Проблемы дефицита воды, экологии».
«Люди летают в космос, чтобы овладеть информацией о космических ресурсах, понять, как они могут быть полезны для землян».
«Благодаря исследованиям, проводимым в космосе, человечество открыло для себя немало интересного».
«Чтобы найти новые источники заканчивающихся ресурсов».
«Земные ресурсы не вечные!»
«Для развития науки и совершенствования технологий».
«Наука не стоит на одном месте...»
«Человечеству рано или поздно придётся покинуть свою «земную колыбель», а для этого просто необходимо знать, чего нам там ждать. К тому же учёные уже лелеют надежду о строительстве гигантского ускорителя, подобному тому, что скоро откроется в Швейцарии, чтобы идти далее вглубь атома».
«Другое» – 18%
«Для космонавтов и учёных полёты в космос – возможность сделать новые открытия, внести свой вклад в науку, развитие техники, своими усилиями поднять престиж страны, а для космических туристов это новые ощущения и способ выделиться».
«Из любопытства».
«Ради освоения новых территорий: космическое пространство пока никому не принадлежит, тогда как вся Земля, даже моря и океаны на ней, поделена».
«Ради того, чтобы увидеть звёзды ближе, ощутить всю красоту мира разом».
«Чтобы проверить собственные возможности».
«Чтобы лишний раз из космических глубин убедиться в мелочности всех земных конфликтов и проблем».
«Экология нашей планеты сильно испорчена, и у нас нет ни желания, ни возможности это исправить, поэтому мы ищем другое место, чтобы жить, которое, скорее всего, со временем снова превратим в помойку».
«Осуществляют детскую мечту слетать в небо».
«Люди летят туда, сами не понимая, зачем».
«Для одних это работа, для других – экзотика, для третьих – мечта».
«Чтобы сделать и без того ужасную жизнь ещё хуже».
«Думаю, здесь много различных причин».
«Чтобы оторваться от Земли, от земных проблем и увидеть с высоты космического полета, как прекрасна наша Земля, как прекрасны люди на ней!»
«Для того же, для чего в прошлом люди плавали к новым землям».
«Ради острых ощущений».
«Такова человеческая сущность».
«Чтобы наконец-таки создать нормальные корабли для межзвёздных полётов и получать от этого удовольствие!»
«Ради контактов с внеземными цивилизациями» – 12%
«Хотя эти контакты – лишь ещё одна мечта, в погоне за которой люди пытаются убежать от земных проблем».
«Всё остальное не так интересно».
«Ведь многие в них верят».
«Космос всегда притягивал, притягивает и будет притягивать к себе своей загадочностью. Внеземные цивилизации – ещё одна его тайна, которая будет завораживать нас, пока мы не раскроем её».
«Люди ищут подтверждение тому, что жизнь за пределами Земли существует, объяснения таким явлениям, как НЛО, странные послания…»
«Люди всегда стремятся придумать себе приключения – пришельцы могли бы стать таковым».
«На мой взгляд, остальное можно сделать и на Земле».
«Найти их было бы забавно».
«100% ради инопланетян: ведь вопрос, есть ли жизнь на Марсе, до сих пор открыт».
«А было бы мило встретить маленьких зелёных человечков…»
«Чтобы стать ближе к Богу».
«Общение – вот ключ ко всему!»
«Будет приятно узнать, что мы не одни во Вселенной».
«Не можем же мы быть одни во всей Вселенной. Уверена, существуют более развитые, чем мы, внеземные цивилизации».
«Чтобы увидеть что-то необычное, например НЛО».
«Чтобы найти для человечества смысл жизни» – 9%
«Летающие в космос просто обязаны найти там смысл жизни для всего человечества».
«Я вряд ли полечу в космос, но было бы здорово, если бы наши учёные нашли там смысл жизни».
«Интересно было бы найти его там».
«Познание космоса – развитие, смысл существования – в познании непознанного. В космосе и есть смысл жизни, поэтому это то самое место, где его нужно искать».
«Возможно, те, кто летает в космос, хотят узнать что-то новое, что наполнит жизнь человечества смыслом, который оно так давно пытается найти».
«Хотя я сомневаюсь, что мы его там найдём. Возможно, все эти полёты нужны только для того, чтобы потешить человеческое самолюбие».
«Мы всего лишь маленькая часть чего-то огромного, и было бы интересно узнать, чего же именно».
«Скорее всего, мы летаем в космос действительно ради поиска смысла жизни, хоть и звучит это как-то по-детски напыщенно, что ли».
«Ведь на Земле дел и так хватает, и не до подобных поисков».
«Хотя, наверное, кто-то просто осуществляет свою детскую мечту».
«Человек любопытен!»
«Человек ищет смысл своего существования, а отсюда всё остальное: и поиск внеземных цивилизаций, и, конечно, решение земных проблем...»
«Тесно на Земле стало... Ресурсов скоро не хватит. Ну и обыкновенное любопытство... Расширение сфер влияния – это присуще человечеству...»
«Человеческое эго слишком велико для этой планеты. Поиск пространства для его роста – это и есть смысл исследования космоса».
«Затрудняюсь ответить» – 7%
«Потому, что это просто хорошо. А какая цель – кто знает…»
«Ерундой страдают, вот и всё – тут уж цель не укажешь».
«Мне эта тема неинтересна».
«Думаю, у разных стран, организаций и людей разные цели и разные мотивы, у каждого свои интересы».
«Новые ощущения, стремление познать неизведанное, наверное. Точно не могу сказать».
«У меня такого желания не возникало, поэтому я затрудняюсь сказать, каковы мотивы у тех, кто всё же задался целью слетать в космос, а тем более у тех, кто туда уже слетал».
«Никогда не задумывалась над этим вопросом».
«Да никто не знает ответа на этот вопрос».
«Делать нечего, наверное».
«Возможно, с той же целью, что и те, кто играет в футбол, танцует, покоряет горы, пересекает моря…»
«По моему мнению, преследуются различные цели, среди которых политика занимает совсем не последнее место».
Код для вставки в блог
Зачем люди летают в космос?
Ну, а Роберт Годдард, прочитав в 16 лет "Войну миров" Уэллса, стал мечтать о полёте на Марс. В 1926 году он испытал первую ракету на жидком топливе - вот только испытание он провёл в одиночку, результаты держал в секрете, а потому серьёзного влияния на развитие космонавтики его ракета не оказала. Это было время больших коллективов. В 1924 году Цандер, Циолковский и Кондратюк организовали "Общество изучения межпланетных сообщений". Аналогичное "Общество межпланетных сообщений" было создано в 1927 году в Германии - его создателями стали Герман Оберт, Вили Лей и Иоганнес Винклер. В те годы энтузиасты покорения космоса из разных стран активно переписывались друг с другом и обменивались идеями - война ещё не развела их по разные стороны баррикад...
В 1931 году Цандер, Тихонравов, победоносцев и Королёв создали группу изучения реактивного движения - ГИРД. Говорят, каждое заседание группы Цандер начинал со слов: "Вперёд, на Марс!". В 1933 году полетела первая жидкостная ракета ГИРДа - мы стали вторыми "ракетчиками" после американцев. Цандер не успел увидеть её испытания - он умер в том же году от тифа, а начальником ГИРДа стал Сергей Павлович Королёв. Цели группы оставались теми же - полёты к другим планетам. Но обстановка в мире становилась всё более тревожной - пора было готовиься к войне, и государство уже посматривало на ракеты как на перспективное оружие...
Гонка вооружений и идеологическая гонка
В том же 1933 ГИРД и Газодинамическая лаборатория объединены в Реактивный институт. Главной целью института было создание ракетной техники, но, видимо, со временем углублялись расхождения между ракетчиками и их начальством в понимании целей создания ракет... В 1938 году руководство института, в том числе и Королёв, было арестовано и обвинено во вредительстве. Конечно, обвинение было несправедливым, но не кроется ли за ним всё то же явно не декларировавшееся различие взглядов на необходимые характеристики реактивной техники? В 1942 году Королёв переведён в шарашку, где до самого окончания войны он делает боевые ракеты.Судьба Оберта была более гладкой - из-за денежных проблем он переехал в Румынию, где писал книги о теории ракетостроения (Оберт прожил больше 90 лет и умер в 80-х). А вот его талантливый ученик Вернер фон Браун тоже был вынужден заняться боевой техникой. В 1934 году полетела первая жидкостная ракета немецкой группы инженеров, после чего фон Брауна привлекли к созданию ракеты "Фау-2", первая версия которой была построена в 1942 году. Но, несмотря на ракеты, Германия проиграла войну, фон Браун бежал в США, а чертежи ракеты достались частично Советскому Союзу, частично - американцам. Так началась первая "ракетная гонка" между Королёвым и фон Брауном - за создание межконтинентальных баллистических ракет (МБР).
Правители великих держав не верили писателям-фантастам и философам-космистам. У них была своя концепция освоения космоса, простая как мычание и позаимствованная из Китая тысячелетней давности: Ракеты - это в первую очередь оружие, а в космосе нам делать нечего.
Говорят, Королёв схитрил: он сделал межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, которая успешно была запущена 21 августа 1957 года. Но между делом конструктор заложил в неё и возможность вывода грузов на орбиту - до сих пор все пилотируемые полёты в России выполняются на ракетах этого семейства. Каким-то образом он смог убедить Хрущёва запустить на этой ракете первый искусственный спутник Земли. Хрущёв верил в оружие, в "кузькину мать", а космос всерьёз не воспринимал - но согласие дал. И только когда 4 октября 1957 года газеты всего мира вышли в огромными заголовками, содержащими слово "sputnik", наши партийные бонзы спохватились: а ведь космонавтика - это мощное идеологическое оружие! И тогда власть бросилась из одной крайности в другую, создав новую концепцию, такую же примитивную и недальновидную, как предыдущая, но оказавшую огромное влияние на развитие космонавтики: Каждый полёт в космос важен, ибо имеет идеологический смысл, показывая степень развития страны .
Пилотируемые полёты были в идеологическом плане более важны: когда зритель видит красивую картинку с человеком в космосе, он думает: "А ведь когда-нибудь и я смогу туда полететь!" Поэтому пилотируемая космонавтика начала бурно развиваться: полетела на орбиту несчастная Лайка, затем Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка... Наконец, 12 апреля 1961 года свой первый космический полёт совершил советский человек - Юрий Гагарин. Человечество сделало свой первый шаг к космической цивилизации. США получили мощный щелчок по носу, на который нужно было дать асимметричный ответ. И тогда Кеннеди объявил: к концу десятилетия американцы полетят на Луну.
Королёв не собирался участвовать в "лунной гонке", у него была своя цель - Марс. Если американцы сосредоточились на Луне как главной цели, то русские продолжали строить масштабные долгосрочные планы освоения космоса по всем направлениям. Королёв принимает решение создать для облёта Луны сверхтяжёлую ракету-носитель "Н-1", в которой ни много ни мало - 5 ступеней! Такая громоздкая конструкция выбрана намеренно - следующей целью после Луны должен стать Марс. В США его соперник фон Браун разрабатывает корабль "Аполлон" и сверхтяжёлую ракету-носитель "Сатурн". А ведь у фон Брауна тоже был свой марсианский проект , разработанный ещё в 1950 году...
3 декабря 1963 года вышло секретное постановление ЦК КПСС об облете Луны и началась роковая для нас "лунная гонка". В отличие от "флаговтыкательской" американской программы, у СССР была подлинная программа колонизации Луны, с постройкой базы и дальнейшей разработкой недр. Но при этом американцы на свою скромную программу выделили 25 млрд. долларов, а мы на свою размашистую программу - всего 6 млрд., отставая в гонке на 2 года! Неудивительно, что мы проиграли гонку - 21 июля 1969 года Нейл Армстронг и Дж. Олдрин ступают на поверхность Луны. С этого момента советское руководство стало более прохладно относиться к идее пилотируемой лунной экспедиции. Было решено сосредоточился на её исследовании беспилотными аппаратами, где мы добились впечатляющих успехов, осуществив первую автоматическую доставку грунта на Землю и запустив первый луноход. Так и родилась официальная отмазка советской пропаганды: мы, мол, и не собирались посылать на Луну людей, рискуя их жизнями, а планировали полёты автоматов. А Сергей Павлович Королёв умер в 1965 году и уже некому было отстоять идею межпланетных полётов... В 1974 году советская пилотируемая лунная программа официально закрылась.
Неокосмисты против "автоматчиков"
Между тем, съёмка Марса американским "Маринером-4" в 1965 году и результаты "Венеры-4" в 1967 году принесли Глобальное Космическое Разочарование: оказалось, что условия на Марсе и Венере крайне отличаются от земных: на одном атмосфера слишком разреженная и холодно, на второй - атмосфера слишком плотная и жарко. И там, и там условия крайне враждебны для жизни и для человека. Идилия писателей-фантастов с их "Новым Светом" рушилась на глазах, идеологическое противостояние переместилось в другую плоскость, и в итоге - отказ СССР и США от марсианской программы.А дальше наступил пятый технологический уклад и бурное развитие вычислительной техники. Современный компьютер, вшитый в мягкую игрушку, сложнее, чем компьютер на борту "Аполлона-1", управляющий полётом к Луне! При этом серьёзные пилотируемые программы в СССР и США были свёрнуты, развивались только орбитальные станции. Неудивительно, что в исследовании других планет автоматы добились неплохих успехов: "Викинги" передали фотографии с поверхности Марса, "Венеры" - с поверхности Венеры, "Мессенжер" кружит вокруг Меркурия, "Кассини" - вокруг Сатурна, "Галилео" облетел Юпитер, "Гюйгенс" сел на спутник Сатурна Титан, "Вояджер" пролетел мимо Урана и Нептуна, а "Новые горизонты" спешат к Плутону... Люди же последние 40 лет прозябают на орбите, строя всё новые орбитальные станции.
В итоге рождается новое отношение к космонавтике: мол, люди не очень-то и нужны, за них всё сделают автоматы. Люди ведь были только на Луне и исследовали её весьма поверхностно - "флаговтык" он и есть "флаговтык". Автоматы же летали ко всем планетам и исследовали их, конечно же, тоже весьма поверхностно - ведь возможности автоматов крайне ограничены, они лишь придатки людей! Но "автоматчиков" это не смущает. Возникла целая россыпь концепций отрицания человека в космосе - различной степени жёсткости:
- "радикальный автоматизм": люди в космосе не нужны, все реальные результаты - заслуга автоматов
- "автоматизм": люди в космосе нужны только там, где без них не обойтись
(например, при ремонте). На практике сводится к радикальному автоматизму с формулировкой: "когда-нибудь мы построим автомат, который заменит здесь человека, а пока не будем посылать никого..."
- "умеренный автоматизм": люди в космосе нужны только там, где их участие - дешевле и эффективнее
. В условиях экономии на космических программах эквивалентна автоматизму.
Главная ошибка концепции даже умеренного автоматизма - в том, что при определённом уровне сложности решаемых задач на планетах и в космосе люди становятся эффективнее автоматов. Нам до этого уровня сложности ещё очень далеко, но к нему нужно готовиться уже сейчас. Ведь пока что люди освоили только "ближний космос" - орбиту Земли, построив орбитальные станции и сделав второй после Гагарина шаг к космической цивилизации. Освоение "среднего космоса" - Луны - это уже очень сложная задача, не говоря уже о "дальнем космосе" - других планетах. Необходимо осознать эту сложность, подвластную не автоматам, а только человеческому разуму.
И сегодня на основе космизма постепенно зарождается философия неокосмизма . Мы повторяем концепцию космизма, но на более высоком уровне понимания, какие именно шаги нужно сделать человеческой цивилизации, чтобы стать космической цивилизацией. Прежде всего, нам нужно научиться создавать искусственные биоценозы, стать творцами "искусственной биосферы", коль скоро на Марсе и Венере нет своей, естественной. Нужно развить более мощные и дешёвые транспортные средства на ядерной или термоядерной энергии. Но прежде всего - нужно изменить сознание человека, сделать его космическим сознанием.
Сознание людей постепенно меняется... В 2005 году президент Буш, выступив перед народом, провозгласил космическую программу "Constellation", цели которой - "возвращение на Луну" и полёт на Марс. Конечно, программа наивная - планируется осваивать средний и дальний космос на химических ракетах - то есть технологиях 50-летней давности, пригодных лишь для ближнего космоса. Это была новая идеологическая война, на сей раз с Китаем. Китай отказался от идеологической войны, и "Созвездие" постиг закономерный провал. Но при этом была высказана очень важная мысль: одной из целей программы провозглашалось достижение "новых свобод". Так была сформулирована новая концепция пилотируемой космонавтики: полёты в космос дают новые степени свободы человеку и всему человечеству. Космическое человечество - прежде всего, более свободное, человечество творцов, преобразующих Солнечную систему. Какие экономические, социальные, культурные выгоды нам это даст - мы пока даже не можем представить...
Между тем власти в России и в США дали отмашку на разработку новых технологий для освоения Луны и Марса. Может быть, они наконец что-то поняли?