Баал-Хамон - Сбитнев Сергей — LiveJournal. Баал. Религии — Путеводитель по Израилю Демон Баал - существо из средневековых гримуаров

В зап.-семит. миф. божество. Судя по знач. имени, бог солнца. В Карфагене одно из гл. божеств, бог плодородия. Отожд. с Сатурном и Юпитером, очевидно потому, что воспринял функции Илу. Часто выступает в паре с Тиннит.

  • - в мифах западных семитов прозвище богов...

    Исторический словарь

  • - царь г. Тира в Финикии в 1-й пол. 7 в. до н.э., современник царя Ассирии Асархаддона...
  • - в зап.-семит. миф. божество. Судя по знач. имени, бог солнца. В Карфагене одно из гл. божеств, бог плодородия. Отожд...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • -  ...

    Литературная энциклопедия

  • - : 1) прибрежный погран. город в уделе колена Асира, предположит. совр. Умм-эль-Авамид, располож. в 15 км юж. Тира и сев. Накуры, вблизи Вади-эль-Хамула. Здесь был найден камень, посвящ. "Милк-Астарту, божеству а"...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - общесемитское божество плодородия, дождя, бури. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на Запад...

    Современная энциклопедия

  • - 1) Древнее общесемитское божество, почитавшееся в Передней Азии, Аравии и Карфагене как бог плодородия, вод, войны и пр. Культ Б. засвидетельствован с 3-го тыс. до н. э. и в ряде мест просуществовал вплоть до...

    Советская историческая энциклопедия

  • - еврейский критик, род. в 1873 г. в Ковне, в зажиточной семье; изучив медицину в Гейдельбергском и Берлинском университетах, сдал в 1905 году государственный экзамен на право практики в России...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - первый правитель из рода Мохаммеда, поставленный, по арабским преданиям, в земле кумыков, в шамхальстве Тарковском, арабским полководцем Абумуслимом, причем Ш.-Баал получил титул шамхала и вали Дагестана...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Ваал, древнее общесемитское божество, почитавшееся в Финикии, Палестине и Сирии как бог плодородия, вод, войны и пр. Первоначально имя Б. было нарицательным обозначением божества того или иного племени,...
  • - псевдоним якутского советского поэта Г. Г. Вешникова...

    Большая Советская энциклопедия

  • - СТЕЛА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВААЛА Балу, Ваал, важнейший персонаж в сиро-палестинской мифологии, представленный многочисленными местными божествами...

    Энциклопедия Кольера

  • - древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на запад...

    Большой энциклопедический словарь

  • - То же, что Ваал...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - божество, ваал,...

    Словарь синонимов

"Баал-Хаммон" в книгах

Баал-Шамин (арм. Баршамина)

Из книги Мифы Армении автора Ананикян Мартирос А

Баал-Шамин (арм. Баршамина) В деревне Тортан, где хоронили патриархов, начиная с Григория Просветителя, когда-то стояла «ослепительно-белая» статуя сирийского бога Баал-Шамина, властителя небес. Она была сделана из слоновой кости, хрусталя и серебра. В традициях своего

Баал Зевул (Вельзевул)

Из книги Столкновение Миров автора Великовский Иммануил

Баал Зевул (Вельзевул) Прекрасная Утренняя Звезда соотносилась с Ахриманом, Сетом, Люцифером - различными именами Сатаны. У ханаан она также была Ваалом, как и у десяти племен Северного царства - божеством, которое ненавидели библейские пророки, - а также Вельзевулом,

БАЛУ (БААЛ, ВААЛ)

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

БАЛУ (БААЛ, ВААЛ) Имя его в переводе означает Хозяин, Владыка, и нередко дополнялось: «Силач», «Могучий», а также «Громовник» (Балу-Хаддад) или, по названию горы, расположенной недалеко от Угарита, Балу-Цапану (ныне Цафон, 1770 м над уровнем моря - наиболее высокая гора в

Баал и Мут

автора

Баал и Мут К Баалу, на вершину горы Цапану пожаловали гонцы Мута Гипар и Угар и к нему обратились:- Тебе повеленье от Мута, Илу любимца. Вот оно слово в слово. Умом пораскинь. От львицы барашек бежит, мести страшась. Верно, что и дельфин не проживет без воды. Верно и то,

Баал и Анат

Из книги Мифы древности - Ближний Восток автора Немировский Александр Иосифович

Баал и Анат Семь девиц умащали Анат, благовония в кожу её втирая, и от тела её исходил аромат. Соединились в нем запахи дичи и меда . Закрыв ворота дворца, вышла на поле Анат, где её ожидали юнцы, войско богини, а вместе с ними сыны городов. Сокрушала Анат в долине врагов,

Баал и Йамма

Из книги Мифы древности - Ближний Восток автора Немировский Александр Иосифович

Баал и Йамма Котар-ва-Хасис ("Пригожий-и-Мудрый"), строитель и мастер на все руки, торопился, как никогда. Свернув с пути своего, направился он к истокам двух потоков, верховьям Океанов обоих, достиг владений отцовских, вступил на вершину горы всех времен, перед Илу склонился

БААЛ ШЕМ ТОВ

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

БААЛ ШЕМ ТОВ (1700-1760)Порой, когда религиозные или политические движения оказываются невосприимчивыми к нуждам человека, великая жажда простоты, мятежный дух овладевают людьми, и они ищут перемен. В начале XVIII в. большинство восточноевропейских евреев проживали в

ИСРАЭЛЬ БААЛ-ШЕМ-ТОВ

Из книги Рассыпанные искры автора Визель Эли

ИСРАЭЛЬ БААЛ-ШЕМ-ТОВ Случилось, что великий рабби Исраэль Баал-Шем-Тов, Владетель Святого Имени, известный своим могуществом на небесах так же хорошо, как и на земле, решился вновь испытать десницу Создателя.Он не раз пытался и раньше, но безуспешно. Сгорая от нетерпения,

Очерк тринадцатый Рабби Исраэль Баал Шем Тов. Детство. Годы уединения и созерцания. Баал Шем Тов – исцелитель‚ праведник‚ святой человек. Основы его учения

Из книги Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи автора Кандель Феликс Соломонович автора Бубер Мартин

ИЗРАЭЛЬ БЕН–ЕЛИЕЗЕР, БААЛ ШЕМ ТОВ ДРЕВО ПОЗНАНИЯ Рассказывают, что, когда все души пребывали в душе Адама*, в час, когда он стоял у Древа Познания, душа Баал Шем Това ускользнула оттуда и не вкусила от плода

БААЛ ШЕМ ОТКРЫВАЕТСЯ

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

БААЛ ШЕМ ОТКРЫВАЕТСЯ Рассказывают.Израэль бен–Елиезер работал помощником учителя, прислужником в Доме Учения, учителем детей, ритуальным убойщиком скота и даже какое–то время извозчиком у своего шурина. Наконец он арендовал участок земли в одном селении на реке Прут:

Баал и Мот

Из книги Мифология Ближнего Востока автора Хук Самуэль

Баал и Мот Таблички, на которых записан миф о противостоянии Баала и Мота, находятся в очень плохом состоянии. Дальнейшие исследования и находки новых материалов помогут заполнить белые пятна. То, что приведено здесь, основывается на варианте, с которым согласны

Баал - вообще является эпитетом «бог, владыка» для разных богов и градоначальников у древних западных семитов.

История

Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.), в это время его святилища приурочивались к источникам, лесам и горам.

Титул «Баал» давался князьям и градоначальникам, входил в имя. (Например: упомянутый в египетской повести XI в. до н. э. «князь Библа Текер-Баал», Ганнибал, Балтазар, список царей Тира.)

Позже Баала считали богом солнечного света, немного спустя он стал творцом всего мира, Вселенной, затем бог-оплодотворитель.

Практически во все времена культ Баала сопровождался сладострастными оргиями, причём при этом жрецы в экстазе наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях.

В Угарите Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет Силач и Бык, был сыном бога Дагану, его сестрой и возлюбленной была Анат («источник», богиня источников).

Мог изображаться в облике могучего быка или воина в рогатом шлеме, что связывает его с Зевсом, Зевсом-Аммоном, вавилонским Зевсом-Баалом.

В Финикии он именовался Баал-Цафон (угарит. Баал-Цапану, по названию горы где жил) или просто Баал, Бел, причём эпитет «Баал-» имели и другие финикийские боги, покровительствуя разным областям жизни.

Бог проточной воды и родоначальник морских божеств. Сын Эла (угарит. Илу). Его жена - богиня Астарта, аналог шумерской Иштар.

Центр культа был в Тире, отсюда он распространился и в древнем Израильском царстве (при Иезавели) и в Иудее, несмотря на борьбу пророков (в особенности Ильи и Иеремии).

Согласно Библии, служение Ваалу включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убиение собственных детей.

При религиозной революции пророка Илии «все служители Баала были убиты» - этим культу в Древнем Израиле был нанесён существенный ущерб.

Почитался Баал и в финикийском государстве Карфагене (имя Ганнибал означает «любимец Баала»); через финикийцев и карфагенян постепенно во XX-X в. до н. э. культ Баала распространился далеко на Запад (в Египет, Испанию и др.).

Император Гелиогабал (Элагабал) перенёс культ его в Рим.

Разновидности

  • Баал-Вериф или Баал-Брит («бог союза») - это местный Баал, которому поклонялись евреи после смерти Гедеона.
  • Баал Фегор, местный моавитский Баал, сладострастным культом которого моавитяне, следуя советам Валаама, стремились увлечь евреев.
  • Баал-Хаммон - бог Солнца. В Карфагене являлся одним из главных богов, распоряжался плодородием.
  • Баал-Хаддат - бог грома и бури, а также владыка земли и плодородия (в этом качестве выступает как умерщвляемое и воскресаемое божество).
  • Бел - в древнеармянской мифологии строитель вавилонской башни, которому противостоял родоначальник армян Хайк, убивший Бела стрелой из лука.
  • Ху-Баал(Хубал) - племенной бог древних арабов.

Ваал или Баал, согласно мнению историков и археологов, - один из древнейших человеческих богов, которому поклонялись финикийцы и семиты. Согласно мнению многих магов, христианских и иудейских богословов, это один из страшнейших адских демонов.

В статье:

Кто такой Ваал

Баал, известный как Ваал, Бел или Балу - древний бог семитских народов Средиземноморского побережья, отличался могуществом и жестокостью, был первым оформившимся глобальным богом-покровителем. В пользу факта свидетельствует, что Баал во многих семитских языках, в первую очередь, в финикийском, - слово, обозначавшее Бога в целом.

Существовало много разных ипостасей Баала, названных по местности, где ему поклонялись, или по сфере влияния. Примеры местных или стихийных наименований - Баал-Гал, Баал-Пеор либо Ваал-Хаддад (покровитель бури) или Баал-Шамим (бог Солнца). Баал-Шамиму принадлежал один из древнейших храмов сирийской Пальмиры, дошедший до современности почти идеально сохранившемся и уничтоженный исламскими террористами.

Особенностью культов Ваала историки называют присутствие в ритуальной деятельности жертвоприношений, в том числе человеческих, детских, и наличие масштабных оргий с участием практически всего населения, которые должны были обеспечить земле плодородие и символизировать ритуальный брак Баала с супругой - . Сфера влияния Ваала в культурах, где демон занимал доминирующую позицию, была крайне широка.

Балу был богом-громовержцем, что ассоциировало его с древнегреческим Зевсом или римским Юпитером. Ваал покровительствовал солнечному свету, а в период расцвета финикийской культуры защищал мореплавателей, пиратов и торговцев. Римляне и греки проводили другие параллели, главной из которых было отождествление Баала с Кроносом или Сатурном - титаном, боровшимся с Зевсом и другими греческими богами, что объяснялось масштабным противостоянием культур друг с другом.

Когда начали закладываться основы иудаизма, культ Баала подвергся гонениям со стороны первых иудейских пророков. Наиболее известно убийство жрецов Ваала библейским пророком Илией , прославившимся искоренением язычества и прижизненным вознесением на Небеса. В связи с широкомасштабной борьбой произошла демонизация Баала.

Карфагенский Баал Хаммон

Изначальный центр культа Баала - древний финикийский город Тира, но наибольшего расцвета и известности достигла вера в древнем Карфагене. Последователи карфагенской религии обеспечили Баала кровавыми жертвами. Баал Хаммон - сын Дагона, божества плодородия, изображавшегося в форме рыбы. Супруга Дагона - богиня Танит со львиной головой, была жестоким проявлением богини Астарты.

Имя Баал-Хаммона возникло из-за смешения культов Баала и вавилонского Зевса-Аммона , в результате первоначально солнечный бог получил атрибуты воителя-громовержца. Схожесть с Зевсом обеспечивалась и наличием у обоих богов в качестве животного символа быка. Покровительствовал Баал не только войне, убийствам и огню, имея и более мирную ипостась как покровитель плодородия, семейных уз и достатка.

Жертвоприношение младенцев Баал-Хаммону.

В жертву Баалу приносились в первую очередь дети. Малышей до семи лет буквально бросали в огромный костёр в честь бога. Современные исследования говорят, что чаще Баал-Хаммону приносили в жертву погибших детей, предавая их огню, а жертвование первенцев - миф.С фактом жертвоприношения несовершеннолетних соглашаются все историки: подтверждается факт римскими и греческими указами, запрещающими карфагенянам приносить детей в жертву.

Один из наиболее масштабных актов жертвоприношения произошел во время осады Карфагена греческим полководцем Агафоклом. Карфагеняне решили, что Баал больше не покровительствует им, потому что народ перестал убивать в его честь собственных детей: долгое время в жертву приносились дети чужаков. В результате около двухсот представителей городской знати добровольно отдали собственных детей, а еще триста взрослых человек приняли решение войти в костёр. Кровавый бог принял подношение: осада стала тяжелой для войска Агафокла . Греческий завоеватель вынужден был отступить.

Историки и исследователи отождествляли Баала с Молохом из-за названия ритуала сожжения - «молх », крайне созвучного с именем. В честь Молоха тоже приносили в жертву детей.

Другие имена Баала, связанные с ним божества и исторические личности

Ваалберит.

Имя Баала во многих местностях было нарицательным, а различия в культурах народов, на территории которых был распространен культ Ваала, велики.

Современные историки и ученые, изучающие мифологию и религию древних народов, часто путают между собой отдельных богов и появившихся на основе древних культов демонов. Долгое время существовало заблуждение, благодаря которому демон Молох отождествлялся с богом Ваалом из-за неправильной трактовки одного слова.

Путали между собой Баала и Мелькарта - покровителя мореплавания. Были общие черты у Баала с египетским божеством Петбе , которого называли Пет-Баал - покровитель неба. Следует отметить имя Балу - так называли Ваала на территориях Эфиопии и южных африканских государств. В чернокожих племенах бог дал основу другим кровожадным, более странным и жестоким культам.

Есть определенное родство Баала с . Имя Вельзевула возникло позже и стало примером специальной словесной конструкции в древнеиудейской традиции, чтобы не называть имена языческих божеств. Баал-Зебуб или Вельзевул , ставший впоследствии Покровителем мух, был одним из небольших местечковых богов. Упоминался в Ветхозаветной Библии, Торе и в Евангелие.

Путают Баала и с Ваалберитом - одним из местных иудейских богов, который покровительствовал разного рода союзам.

Существовал гоетический демон Берит , не имевший с Баалом ничего общего.

Еще одним демоном, связанным с Баалом, был Бельфегор или Ваал-Фегор - один из высших демонических чинов в христианской традиции.

Имена, связанные с Баалом, брали себе и люди, принадлежавшие к царским родам. Имя известнейшего древнекарфагенского полководца Ганнибала переводится как Любимец Баала. Во время правления императора Гелиогабала (Солнечного Бога) в Древнем Риме произошла попытка внедрить культ Ваала вместо существовавшего древнеримского пантеона богов. Затея провалилась, а царствование Гелиогабала было коротким.

Оставил отпечаток Баал и в кельтской культурной традиции. Его отождествляют с исконно кельтским солнечным богом - Веленом. Связывают с Ваалом лунный праздник Белтейн, который отмечают во многих странах. Крайне популярно празднование в неоязыческих общинах.

Демон Баал - существо из средневековых гримуаров

Баал-демон.

Борьба с культом Баала была одним из основных направлений деятельности раннехристианских и еврейских пророков. Довольно быстро божество пополнило в авраамических религиях пантеон демонов. Идолослужение и поклонение Баалу каралось строго. В Средневековье это привело к тому, что имя Баала соотносилось с Сатаной как «Владыка ада».

Нахождение , позволило упорядочить адскую иерархию, в которой Баал (Баэль) занимал первое место среди остальных демонов. Ваал считался королём Востока, мог представать перед вызывающим в виде жабы, кота или человека, иногда и во всех трёх сущностях сразу (3 головы, расположенные на паучьих ногах).

Согласно гоетической традиции, в силах Ваала предоставить человеку способность становиться невидимым и наделить сверхъестественной мудростью. Во власти Баала находятся шестьдесят шесть легионов духов ада, которые могут выполнить практически любую задачу.

Как призвать демона Баала

Культов Баала как бога сегодня не осталось. К его злобной и глубокой тёмной сущности, ставшей демоном в иудейской и христианской традиции, маги, алхимики, прорицатели, исследователи обращаются в течение столетий.

Ритуал призыва Баала необходимо выполнять, тщательно подготовившись к приходу демона. Сначала нужно подготовить защитную пентаграмму, лучше всего начертив знак мелом. Внимательно следует отнестись к целостности рисунка. После на лучи пентаграммы ставятся свечи, зажигаются и произносится инвокация.

Иеремия (7:31): «Устроили высоты Тофета, что в долине сынов Хиннома, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне...»

На горе Джебель-Бу-Корнеин напротив Карфагена был храм Баал-Хаммона – тофет (תפות) – «место сожжения детей».

Этот тофет представлял собой закрытый двор, внутри которого был небольшой алтарь. Здесь в жертву Баал-Хаммону приносили детей, в основном мальчиков, обычно первенцев, но иногда и девочек, и сначала из аристократических семей, но через некоторое время аристократия предпочла покупать чужих детей, чем жертвовать своих. Ребенка сначала умертвляли, а затем под звуки флейт, тамбуринов и лир тело сжигали на бронзовых руках статуи Баал-Хаммона. Такое жертвоприношение называлось «молк» или «молек» Антропологические исследования показали, что 85% детей было младше 6 месяцев. Также раскопки показали, что нижний слой, датируемый примерно периодом до 700 г. до н.э., еще не содержит следов человеческих жертвоприношений, и только с первой четверти VII века до н.э. урны стали наполнят пеплом сожженных детей. Связывают это, в частности, с появлением в это время в Карфагене большого количества иммигрантов из г. Тир. Иногда обычай такой жертвы смягчался, и ребенка заменяли ягненком - такая жертва замещения называлась «молхомор». Периодичность человеческих жертвоприношений неизвестна, римский администратор и поэт Силий Италик (ок. 26-101) сообщает, что они приносились ежегодно. Точно известно, что жертвы приносились также при различных чрезвычайных обстоятельствах - так, когда к стенам города подошла армия Агафокла (361-289 гг. до н.э.), жители Карфагена принесли в жертву более 500 детей, 200 из которых были сыновьями знатных семейств, а более 300 были пожертвованы добровольно…
http://ksatra.livejournal.com/41582.html

Самым распространенным именем в Карфагене Ханниба’ал (в латинской версии – Ганнибал), значение которого - «Милостив ко мне Баал». Знаменитый Ганнибал был первым сыном полководца Гамилькара Барки и, по легенде, которую рассказал автор поэмы «Пуническая война» Силий Италик (I в. н.э.), его вместе с другими детьми-первенцами должны были принести в жертву во время восстания наемников. Однако отец подменил ребенка и пожертвовал Баалу сына раба… Очень популярны были также имена Гасдрубал («Баал помогает») и Батбаал («Дочь Баала»).

Главными богами Кафагена были Баал-Хаммон и Таннит (Тиннит) - «украшение Баала». Баал-Хаммона отождествляли с египетским Амоном или древнейшим богом Финикии - Эломом, римляне именовали этого бога Сатурном. Многие исследователи отмечали поразительное сходство Баал-Хаммона с библейским Йахве. Сам он был наделен триединой сущностью: владел небом, землей и потусторонним миром. Днем Баал-Хаммон пребывал на небе, а ночью возвращался с запада на восток через царство мертвых. Существующий мир, по верованиям карфагенян, простирался между двумя соединявшимися океанами, небесным и подземным - по ним и плыл корабль Баал-Хаммона…

Описанная в книге Левита (Лев. 1:3-17, 6:1-6) жертва всесожжения (όλοκαύτωμα / holocaustum), или, которую, наверное, более точно будет называть «жертва возношения» (עולה, ‘ола), на мой взгляд, является более мягкой формой жертвоприношения «молк» Баал-Хаммону. Поэтому, можно допустить, что ‘ола, которая приносится во искупление непреднамеренно совершенного греха (жертва всесожжения, о которой говорится в Лев. 1, есть жертва частная, приносимая по добровольному обету или намерению отдельных лиц), совершается примерно по тем же правилам, что и «молк».
При совершении ‘ола в жертву приносились особи мужского пола - «мужеского пола, без порока», т.е. жертва не должна была иметь ни одного недостатка - т.е. быть здоровой, жизнеспособной и чистой (жертва тщательно мылась). Приносящий жертву возлагал руку на голову жертвы (semichah) и прижимал голову жертвы, которая в это время стояла привязанная к северной стороне жертвенника, а затем умерщвлял (schechitah) её («и заколет …), немедленно после произнесения последнего слова исповедания - порез совершался большим острым ножом, так, чтобы перерезать и пищевое, и дыхательное горло, чтобы кровь вытекала быстро и не терялась. Затем снимал шкуру (кожу) и рассекал тело на части («и снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет её на части»). Священники принимали жертву и окропляли её кровью жертвенник («принесут кровь и покропят кровью со всех сторон»), остаток крови выливали к подножию жертвенника. В иудейской традиции кровокропление рассматривалось, как «radix et principium» жертвоприношения, и жертву, при которой кропление совершал мирянин, считали недействительною (Мишна. Зебахим II, 7). После этого возлагали на огонь жертвенника отдельные части, в том числе голову («и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук») и внутренности, которые предварительно должны быть вымыты водой («а внутренности жертвы и ноги её вымоет он водой»)…