Конспект урока литературного чтения "Дорогами сказок. Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"". Конспект урока литературы на тему «Белая уточка

Один князь женился на прекрасной княжне. Не успел он на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее ласковых речей наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век, обнявшись, не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал, а она заперлась в своем покое и никуда не выходит, ни с кем не видится.

Много ли, мало ли времени проходит, скоро и князю надо бы воротиться. Все тоскует княгиня, как вдруг пришла к ней женщина, с виду такая простая и ласковая. А была это злая ведьма, и задумала она погубить молодую княгиню.

Стала она ее уговаривать:

Что ты все скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала, голову освежила.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела выходить, наконец подумала, что по саду походить не велика беда, и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

Что, - говорит ведьма, - день такой жаркий, солнце палит, а водица студенная -так и плещет. Не искупаться ли нам?

Нет, нет, не хочу! - говорит княгиня, а потом и подумала: "Ведь искупаться не беда, от этого ничего не будет" - скинула сарафанчик да и прыгнула в воду.

Только она окунулась, ведьма и ударила ее по спине. "Плыви ты, говорит, белой уточкой!" И поплыла княгиня белой уточкой.

Ведьма тотчас обернулась княгинею, нарядилась в ее платье, надела княжеские уборы и села поджидать князя. Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, и из тех яичек народились мальчики, два крепких, здоровеньких, а третий не удался - хил да слаб, совсем заморышек. Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

Ох, не ходите туда, дети! - говорила мать.

Дети не слушали. Нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше-дальше, и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила, напоила и спать уложила, а сама велела разложить костры, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули - а заморышка, чтоб не застудить, велела им мать в пазушке носить - заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:

Спите вы, детки, или нет? Заморышек отвечает:



    Огни кладут калиновые,
    Котлы высят кипучие,
    Ножи точат булатные!

"Не спят" - думает ведьма. А у нее была припасена рука мертвеца, если обвести ею спящих, то станет их сон непробудным. Вот ушла она, походила-походила да и опять под дверь:

Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:

    Мы спим - не спим, думу думаем,
    Что хотят нас всех порезати,
    Огни кладут калиновые,
    Котлы высят кипучие,
    Ножи точат булатные!

"Что же это все один голос?" - подумала ведьма, отворила потихоньку дверь и видит, что оба брата спят крепким сном. Она обвела их мертвой рукой - они и померли. Поутру белая уточка зовет деток - детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе белы, как платочки, холодны, как пласточки, лежали братцы рядышком. Бросилась она к ним, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

    Кря-кря, мои деточки!
    Кря-кря, голубяточки!
    Я нуждой вас выхаживала,
    Я слезой вас выпаивала,
    Темну ночь не досыпала,
    Сладок кус не доедала!

Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает!

Это тебе так чудится! Велите утку со двора прогнать! Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

    Кря-кря, мои деточки!
    Кря-кря, голубяточки!
    Погубила вас ведьма старая,
    Ведьма старая, змея лютая,
    Змея лютая, подколодная.
    Отняла у вас отца родного,
    Отца родного - моего мужа,
    Потопила нас в быстрой реченьке,
    Обратила нас в белых уточек,
    А сама живет - величается!

"Эге!" - подумал князь и закричал:

Поймайте мне белую уточку!

Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается. Выбежал князь сам, она к нему на руки пала.

Взял он уточку за крылышко, а ведьма оборотила ее веретеном. Князь догадался, переломил веретено надвое, один конец бросил перед собой, а другой позадь себя и говорит:

Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню. Обняла она его и все ему рассказала.

Стали князь с княгиней думать да гадать, как оживить деток. Поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящей водой -они встрепенулись, сбрызнули говорящею - они заговорили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к конским хвостам и размыкали ее кони по чистому полю: где оторвалась нога - там стала кочерга, где рука - там грабли, где голова - там куст да колода. Налетели птицы - мясо поклевали, поднялися ветры - кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти.

Художник И.Я.Билибин

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.

Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!

— Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда,- и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

— Что,- говорит женщина,- день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

— Нет, нет, не хочу!- А там подумала: ведь искупаться не беда!

Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине.

— Плыви ты,- говорит,- белою уточкой!

И поплыла княгиня белою уточкой.

Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.

Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки.

Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

— Ох, не ходите туда, дети!- говорила мать.

Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить,- заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:

— Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает:

— Не спят!

Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь.

— Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:

— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

Поутру белая уточка зовет деток: детки не идут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.

Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

— Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Я нуждой вас выхаживала,

Я слезой вас выпаивала,

Темну ночь недосыпала,

Сладок кус недоедала!

— Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает.

— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!

Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

— Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Погубила вас ведьма старая,

Ведьма старая, змея лютая,

Змея лютая, подколодная;

Отняла у нас отца родного,

Отца родного — моего мужа,

Потопила нас в быстрой реченьке,

Обратила нас в белых уточек,

А сама живет-величается!

“Эге!” — подумал князь и закричал:

— Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит:

— Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.

Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.

И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга; где рука — там грабли; где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!

Введение

В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!

Что такое сказка? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

В сказках герои, и злые, и добрые, превращают или превращаются в разных зверей, птиц, насекомых. Меня заинтересовало, то почему они перевоплощаются. С какой целью? Поэтому я буду исследовать в сказках русского, якутского народов чудесные превращения.

Цель исследования : выяснить, какие чудесные превращения происходят в сказках, кто их совершает, почему это происходит; сравнить превращения в русских и якутских сказках.

Задачи:

Обратить внимание на характеры персонажей;

Выбрать из текста отрывки о волшебных превращениях и способах снятия заклятия;

Проанализировать превращения и сделать выводы.

Объект исследования: чудесные превращения

Предмет исследования: русские и якутские сказки.

Гипотеза. Превращения в сказках происходят неспроста, это поощрение за добрые дела сказочных героев или наказание за зло

Методы исследования: Размышления, чтение книг, анализ результатов.

Чудесные превращения в сказках

В своем докладе я попыталась c группировать разновидности превращений. Схематично их можно показать так:

1 группа

Превращения, которые совершил злодей

2 группа

Превращения в благодарность, которые совершает волшебник

3 группа

наказание при помощи превращений героев, совершивших плохие поступки

4 группа

Герои превращаются в кого-то или во что-то для достижения своих целей

5 группа

Превращения неодушевленных предметов в детей

6 группа

сказки, в которых персонажи имели возможность совершать волшебные превращения, но делали это необдуманно

Превращения, которые совершил злодей.

«Царевна-лягушка»

«Семеро братьев»

«Белая утка»

«Смелая девушка и двенадцатирогий олень»

А.Н.Толстой «Иван да Марья»

В русских народных сказках злодеем является Кощей Бессмертный. В сказке «Царевна лягушка» он превращает Василису Премудрую в лягушку.

«Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась. Он за то осерчал на нее и велел ей три года быть лягушкой…» . Но смелый и добрый Иван-царевич сумел освободить Василису. На помощь Иван царевичу пришли звери, в благодарность за то, что он их когда-то пожалел.

Злая ведьма позавидовала счастью княгини и превратила ее в белую уточку в одноименной сказке «Белая уточка».

« Только окунулась, женщина ударила ее по спине:

Плыви ты, – говорит, – белою уточкой!

И поплыла княгиня белою уточкой.»

Оборотилась ведьма в молодую княгиню и стала жить поживать да добра наживать. Но счастье ее длилось недолго, узнал царь в утке свою молодую княгиню и спас ее. А ведьму прогнал.

В сказке Алексея Толстого «Иван да Марья» Марья ослушалась брата и была превращена водяным в голую липку. «Я, братец; царь водяной взял меня в жены, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду…». Иван, чтобы спасти сестрицу, пошел по свету искать Полынь-траву. Нашел и бросил травку в липку и освободил сестрицу Марью.

У тойона из сказки «Семеро братьев» была украдена любимая дочь, он не знал, кто ее украл. К нему на помощь приходят братья, каждый из которых был одарен некими способностями. Старший брат Василий имел способность видеть все насквозь и увидел, что «посреди озера растет огромный дуб, а на вершине дуба – гнездо орла. Орел превратил дочь в золотой яйцо и сидит на нем». Братья с помощью своих сил спасли дочь тойона. Обрадовавшись спасению дочери, тойон выдал ее за младшего из братьев и зажили они все счастливо.

В сказке «Смелая девушка и двенадцатирогий олень» девушка встречает оленя, который ей рассказывает, что «…черный олень врагом моим был. Спрятал он счастье людей в синюю гору, а меня оленем сделал…». Одолев все свои страхи, смелая девушка освободила счастье, и спасла белого оленя, который превратился в красивого юношу. В благодарность юноша взял девушку в жены.

Анализируя эти сказки, я пришла к выводу, что, как бы ни старались завистливые и мстительные волшебники навредить сказочным героям, у злодеев, в конце концов, ничего не получилось. Потому что доброта, любовь, верность, самоотверженность, взаимовыручка оказались сильнее злых чар. Добро всегда побеждает зло!

Превращение в благодарность за добрые поступки

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

«Сказка про старика Оборуоччуна и дочку его Юрюмеччи Куо – прекрасный мотылек»

«Сивка-Бурка»

Резвый бегун Медвежий Глаз.

«Баба-Яга»

В "Сказке о царе Салтане" Пушкина Царевна –Лебедь в благодарность за спасение от смерти помогла Гвидону. Князь Гвидон превращался в разных насекомых, чтобы летать за море к своему отцу. Для первого полета превратила его Царевна-Лебедь в комара, для второго - в муху. В третий раз полетел князь Гвидон в образе шмеля.

"Грусть– тоска меня съедает,

Одолела молодца:

Видеть я б хотел отца".

Лебедь князю: "Вот в чем горе!

Ну послушай: хочешь в море

Полететь за кораблем?

Будь же, князь, ты комаром".

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала

И обрызгала его

С головы до ног всего.

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал…»

В конце сказки Царевна-Лебедь выходит замуж за своего спасителя.

Добрым молодцем стал добрый герой Иванушка-дурачок из русской народной сказки «Сивка Бурка»:

«- Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай! Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез - и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Сивка Бурка в благодарность за то, что Иванушка отпустил его на волю превратил своего спасителя в доброго молодца.

В русской народной сказке «Баба-Яга», мачеха невзлюбила свою падчерицу, все думала, как бы от нее избавиться. И, наконец, додумалась, отправила девочку к своей сестре Бабе-Яге. Так как девочка была доброй, она сумела спастись. В благодарность за ее доброту кошка Бабы-Яги дает ей полотенце и гребешок со словами «брось гребешок - вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню - брось полотенце: разольется широкая да глубокая река».

В волшебной сказке «Сказка про старика Оборуоччуна и дочку его Юрюмеччи Куо-Прекрасный мотылек» в семье Юрюмеччи Куо была волшебная корова, которая давала вместо молока еду. Жили бы не тужили, но произошло несчастье, у них умерла мама. Отец во второй раз женился на женщине, которая невзлюбила корову и захотела ее съесть. Зная,что смерть близка, корова захотела спасти сиротинушку Юрюмеччи Куо и поэтому превращала ее в серебряную пташку, тем самым облегчая ей жизнь.

В сказке «Резвый бегун Медвежий Глаз» богатырь Медвежий Глаз из среднего мира сразился с волшебным стариком из нижнего мира. В неравной битве наш богатырь одолел старика. Старик стал просить пощаду и взамен за свою жизнь, он подарил дом из черного золота с красавицей. Этот дом Медвежий Глаз превратил в табакерку и унес собой в средний мир.

Прочитав эти сказки, я поняла, что волшебство случается только с теми, кто достоин этого. И за добро всегда отвечают добром

Наказание при помощи превращений героев, совершивших плохие поступки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Харах симирики»

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

«Девять сестер»

В третьей группе сказок нет злых волшебников, но, тем не менее, волшебные превращения происходят. И виноваты в этом сами сказочные персонажи, так как они непослушны или совершают плохие поступки.

В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» братец не послушался сестрицу и превратился в козленочка.

«Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Иванушка говорит:

- Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

- Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козленочком…»

Некоторые сказочные персонажи ухитряются совершить не один, а несколько скверных поступков. Таковы мачеха и ее дочка в пьесе-сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Они не только обидели падчерицу и двенадцать месяцев, но и ухитрились перессориться друг с другом. За что и поплатились.

Старуха: Так я и отдала, держи карман шире!

(Обе быстро одеваются, переругиваясь)

Поторопилась! Собачью шубу выпросила!

Дочка: Вам собачья как раз к лицу! Лаетесь, как собака!

Старуха: Сама ты собака!

Обе героини превратились за свое зло в собачек.

В сказке «Харах симирики» Юлесит кыыс заблудилась и забрела в дом хозяина тайги, который за доброту и трудолюбие награждает ее ценными подарками. Юлесит-Кыыс становится хозяйкой своего просторного дома, а ее ленивая сестра стала кукушкой «Она хотела сказать: «Куда? Куда я лечу?- но забыла все слова и только твердила: «Ку-ку, ку-ку!». Стала ленивая и злая Сюряга-Суох кукушкой… » , а злая мачеха кошкой «….и стала она кошкой. Сколько кошке ни дай, она все кричит: «Ма-а-а-ло, ма-а-ло!»

В сказке «Девять сестер» все сестры не умели и не желали работать. И все пожелали одно «-Да лучше бы мы зверями или птицами родились, жили бы себе беззаботно, безбедно…». Впоследствии восемь сестер превратились в разных животных, кроме младшей сестры Туллук.

Я сделала такой вывод – все персонажи в этой группе сказок поступали плохо и получили по заслугам. Опять зло в сказке не осталось безнаказанным. Добро побеждает зло.

Герои сами себя превращают в кого-то или во что-то для достижения своих целей

«Иван крестьянский сын и чудо-юдо»

«Учугэй Уедуйээн»

«Финист Ясный сокол»

«Резвый бегун Медвежий Глаз»

«Чудесная рубашка»

Я обратила внимание на сказки, где герои сами обладают волшебными силами превращения.

В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» чудо-юдовы жены хотят отомстить Ивану и замышляют сговор: «- А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвет на мелкие кусочки!...» Три жены превращаются в три разных предмета:первая в колодца, вторая в яблоню, третья в ковер. Но в конце сказки Иван узанет про их сговор и не дает убить себя и своих братьев.

Перышко из сказки «Финист Ясный сокол» превращается в доброго молодца.

«- Любезный Финист - ясный сокол, явись ко мне, жданный мой жених! И явился ей молодец красоты неописанной. К утру молодец ударился об пол и сделался соколом. Отворила ему Марьюшка окно, и улетел сокол к синему небу….». Прекрасная Марьюшка спасает своего жениха и выходит за него замуж.

В русской народной сказке «Чудесная рубашка» Иван забрел в дом, где живут добрые молодцы, да совсем непростые. Каждый из них умел превращаться в разных птиц.

«Вдруг прилетает орел, ударился о землю и сделался молодцем; за ним прилетает сокол, за соколом воробей - ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами…»

Учугэй Уедуйээн в одноименной сказке, чтобы узнать почему его брат дома не работает, оборотился в блоху и спрятался в дверную щель «Тахсыбыта буолан баран, былахы буолан, дьиэ ааныгар сыстан турбут».

Чтобы вернуть свою жену Учугэй Уедуйээн превращается в горностая . «Учугэй Уедуйээн кырынаас буолан о5отун би4игэр киирбит..».

Чтобы спастись от богатыря среднего мира в сказке «Резвый бегун Медвежий Глаз» старик превратился в синий дым. « На ходу синим дымом обернувшись, нырнул в черный зев и исчез…»

Сказочные герои, чтобы достичь своих целей, будь то коварных, то добрых, они превращаются во что угодно. В этих сказках в основном превращаются в зверей и птиц.

Превращения неодушевленных предметов в детей.

«Баба-Яга и Заморышек»

«Бэйбэрикээн эмээхсин»

«Снегурочка»

«Тесто богатырь»

«Удьур5ай Боотур»

У старика со старухою из сказки «Баба-Яга и Заморышек» не было детей. Но однажды старик встретил доброго деда, который помог им иметь детей. Для исполнения желания он посоветовал : « Я знаю, что у тебя в мыслях, ты все об детях думаешь. Поди-ка по деревне, собери с каждого двора по яичку и посади на те яйца клушку, что будет сам увидишь.»

Через какое-то время у старика со старухою появляются 41 детей.

В сказке «Снегурочка» у Ивана да Марьи не было детей.Поэтому они слепили из снега снежную бабу, которая превратилась в Снегурочку, живую девочку.

К этой группе можно отнести якутскую сказку «Бэйбэрикээн эмээхсин». В этой сказке старушка Бэйбэрикээн до старости лет жила одна. Однажды из поля принесла домой траву хвощ, завернула в сверток и положила под подушку. Вскоре трава превратилась в красавицу дочку « Керде5унэ - дьиэтин ханас еттугэр хандьытаал таас харахтаах, укулаат таас уостаах, икки киис атахта4ан сыппытын курдук хаастаах «…» учугэйкээн бэйэлээх кыыс о5о олорор. Били бэрдьигэс ото маннык буолан хаалбыт».

У старика со старухою в сказке «Тесто богатырь» из теста появляется ребенок. « Однажды, размешивая тесто для хлеба старуха нашла в нем маленького, словно бы игрушечного ребенка…»

В сказке «Удьур5ай Боотур »состарились старик со старухой, но Бог им не дал ребенка. Однажды, возвращаясь из работы, старик нашел большой удьур5ай. Удьур5ай был похож на ребенка, который вскоре превратился в настоящего мальчика. «Положила она однажды куклу рядом с собой и уснула. Вдруг сквозь сон услышала она плач. Просыпается старуха и видит – превратился деревянный человечек в живого ребенка…».

И в якутских и русских сказках у бездетных людей с помощью волшебства появляются из неодушевленных предметов дети. Я заметила, что вот эти предметы превращаются в детей как награда за их доброту, терпение, чтобы они имели в старости лет свою опору, защиту.

Выводы.

Проделанная мной работа позволяет сделать следующие выводы:

    как бы не старались завистливые и мстительные волшебники навредить сказочным героям, у злодеев, в конце концов, ничего не получилось. Добро всегда побеждает зло.

    волшебство случается только с теми, кто достоин этого. И за добро всегда отвечают добром

    некоторые персонажи в сказках поступали плохо и получили по заслугам. Опять зло в сказке не осталось безнаказанным.

    Сказочные герои, чтобы достичь своих целей, будь то коварных, то добрых, они превращаются во что угодно.

    Волшебником быть не просто, надо сначала как следует подумать о последствиях.

    В якутских и русских сказках у бездетных людей с помощью волшебства появляются из неодушевленных предметов дети. Я заметила, что вот эти предметы превращаются в детей как награда за их доброту, терпение, чтобы они имели в старости лет свою опору.

    Все превращения неспроста. Превращения помогают нам лучше понять смысл сказки, посмотреть себя со стороны, и подумать, а все ли я и мои друзья правильно делаем.

    Сравнив якутские и русские сказки, я пришла к выводу, что все сказки имеют одинаковую идейную направленность. Но наряду со многими сходствами каждая сказка имеет и свои национальные особенности, обладает местным колоритом.

Литература:

    Золотая книга лучших сказок мира: «Царевна-лягушка» - русская народная сказка; М.: ТЕРРА, 1993;

    А. С. Пушкин «Сказки»: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - М.: ООО «СТРЕКОЗА», 2008 г;

    «Народные русские сказки»: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - М.: Детская литература, 1983;

    С. Маршак: Собрание сочинений (пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»): Т. 2. - М.: Художественная литература, 1968;

    Пропп В.Я.

    «Якутские сказки» -Якутск, 1990

    Толстой А.Н. «Сказки»-М.:Детская литература»,1991

    «Иван-крестьянский сын»-М.:Детская литература, 1986

    «Саха остуоруйалара» - Я.: Бичик,2011

    «Сказки о животных»-М.:Планета детства, 2012

Возьмём ещё для анализа сказку «Белая уточка». Женился один князь на прекрасной княжне. Не успел с ней наговориться, не успел её наслушаться, а уже надо расставаться. «Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высокого терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушать». Уехал князь. Заперлась княгиня в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней некая женщина. «Такая простая, сердечная!» - добавляет сказка. «Что, -- говорит, -- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала, голову освежила». Княгиня долго отговаривалась, не хотела слушать незнакомку, да подумала: по саду погулять не беда - и пошла. День такой жаркий, солнце палит, а вода «студеная», «так и плещет». Уговорила женщина княгиню искупаться. Скинула княгиня сарафан и прыгнула в воду, только окунулась, а женщина вдруг ударила ее по спине: «Плыви ты, - говорит, - белою уточкою». И поплыла княгиня утицей. Черное дело совершилось. Ведьма приняла образ княгини. Вернулся князь, не узнал обмана.

Тем временем уточка нанесла яичек и вывела деточек, не утят, а ребят: двух хороших, а третьего - заморышка. Стали дети по берегу ходить да поглядывать на лужок, где стоял княжий двор.

Говорит им мать - утка: «Ох, не ходите туда, дети!» Но они не послушались. Увидела их ведьма, зубами заскрипела. Позвала детей, накормила их, напоила, и спать уложила, а сама велела разложить огонь, навесить котлы, наточить ножи.

Спят старшие братья, а заморышек не спит. Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает: «Спите вы, детки, иль нет?» Заморышек отвечает: «Мы спим - не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут каленые, котлы висят кипучие, ножи точат булатные!» - «Не спят», - решила ведьма. Пришла она в другой раз и задала тот же вопрос, слышит тот же ответ. Подумала ведьма и вошла. Обвела вокруг братьев мертвой рукой - и они померли.

Утром белая уточка звала-звала детей: детки не идут. Почуяло ее сердце недоброе дело, полетела она на княжий двор. Глядит - лежат ее дети рядышком бездыханные: «белы, как платочки, холодны, как пласточки». Кинулась к ним мать, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и завопила материнским голосом:

Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Я нуждой вас выхаживала,

Я слезой вас выпаивала,

Темну ночь недосыпала.

Сладок кус недоедала!

«Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает», - обращается князь к ведьме. «Это тебе чудится! Вели утку со двора прогнать!» Ее прогонят, а она облетит да опять к деткам:

Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Погубила вас ведьма старая.

Ведьма старая, змея лютая.

Змея лютая, подколодная;

Отняла у вас отца родного,

Отца родного - моего мужа.

Потопила нас в быстрой реченьке,

Обратила нас в белых уточек,

А сама живет - величается!

«Эге!» - подумал князь и велел поймать утку. Никому она не далась. Выбежал князь во двор - она сама ему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит: «Стань, белая береза, у меня позади, а красная девица впереди!» Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, узнал в ней князь жену. Сорока принесла им живой воды. Сбрызнули они детей - они ожили. А ведьму привязали к лошадиному хвосту и «размыкали» по полю. Не осталось от нее ни следа, ни памяти!

Вывод. Такова сказка о черном колдовстве ведьмы и о постигшей ее каре. Сказка защищает прямодушие и невинность, казнит обман и коварство. Проникновенное причитание матери над убитыми сыновьями передает ее бесконечное страдание. Дивным светом поэзии сказка осветила кроткое, преданное и трепетное сердце матери. Это поэзия высокая и чистая, характерная для сказок на стадии развитого поэтического сознания народа.

Вместе с тем сказка донесла до нас весьма древние поверья. От древних представлений, далеких от чисто художественного вымысла, идет часть повествования в сказке, где говорится о ведьме и о её черном волшебстве. Древней магией и колдовством веет от слов ведьмы: «Плыви ты белою уточкою!», от рассказа, как она хлопает свою жертву по спине. Ведьма знает магическое средство обращать все живое в мертвое: стоит ей лишь обвести жертву мертвой рукой. Этому эпизоду сказки А. Н. Афанасьев дал пояснение, воспользовавшись этнографическими наблюдениями в Курской губернии. «Есть поверье, - пишет исследователь, - что воры запасаются рукою мертвеца и, приходя на промысел, обводят ею спящих хозяев, чтобы навести на них непробудный сон». Совсем как в заговоре звучат и слова князя: «Стань, белая береза, у меня позади, а красная девица впереди!» И по его слову все сбывается.

Таким образом, можно сказать, что сказка сохраняет древние превратные представления людей о возможности обращения человека в животное, поверья о ведьмах, о колдовстве. В сказке ясно говорится об обрядовых действиях, сопровождаемых заговором. Такие обряды должны были обезвредить чёрные силы, подчинить их воле человека. Это и есть тот древний пласт, который сказка донесла до нас с незапамятных времен.

БЕЛАЯ УТОЧКА

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.
Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.
Князь уехал; она заперлась в своем покое и не выходит.
Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось - такая простая, сердечная!
- Что, - говорит, - ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.
Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда, - и пошла.
В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
- Что, - говорит женщина, - день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?
- Нет, нет, не хочу! - А там подумала: ведь искупаться не беда!
Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине:
- Плыви ты, - говорит, - белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой.
Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.
Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.
А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего - заморышка; и деточки ее вышли - ребяточки.
Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
- Ох, не ходите туда, дети! - говорила мать.
Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше - и забрались на княжий двор.
Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.
Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить, - заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.
Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:
- Спите вы, детки, иль нет?
Заморышек отвечает:
- Не спят!
Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь:
- Спите, детки, или нет?
Заморышек опять говорит то же:
- Мы спим - не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

«Что же это все один голос?» - подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой - и они померли.
Поутру белая уточка зовет деток; детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.
На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.
Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь недосыпала,
Сладок кус недоедала!

Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает.
- Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!
Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная;
Отняла у вас отца рóдного,
Отца рóдного - моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет - величается!

«Эге!» - подумал князь и закричал:
- Поймайте мне белую уточку!
Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала.
Взял он ее за крылышко и говорит:
- Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!
Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.
Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой - говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою - они встрепенулись, сбрызнули говорящею - они заговорили.
И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога - там стала кочерга; где рука - там грабли; где голова - там куст да колода. Налетели птицы - мясо поклевали, поднялися ветры - кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!