Пунктуация. Знаки препинания в осложненном простом предложении: в предложении с однородными членами, вводными словами, обращениями. Знаки препинания в простом предложении Структура простого осложненного предложения пунктуация

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вам дидактический материал по теме «Пунктуация в простом осложненном предложении». Источником послужили повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» и Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Данный материал поможет освежить в памяти события этих произведений. Использовать материал полезно при повторении синтаксических тем (однородные, обособленные члены предложения, вводные слова и вставные конструкции, обращение, прямая речь) в конце года в 8-м классе, а также в начале 9-го класса. В данный материал включены и сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с осложненными частями. Используйте предложения как диктанты, в качестве индивидуальных заданий, для составления схем, а также для синтаксического разбора и пунктуационного анализа. Желаю вашим ученикам преодолеть страх перед знаками препинания!

Елена Константиновна Спирина,
учитель,
МОУ «Богородская основная
общеобразовательная школа»

Публикация произведена при поддержке Центра профессионального развития "Эксперт". Специалисты экспертно-консультационного центра оказывают информационную поддержку, помощь в соблюдении безопасности труда (в частности, в составлении cистем управления охраной труда в школе и других образовательных учреждениях), поддержании экологичности производства, в повышении конкурентоспособности Вашей организации и оптимизации бизнес-процессов. Подробную информацию о центре и контакты Вы найдёте на сайте: http://pgc-expert.ru/.

Пунктуация в осложненном предложении

На материале повести И.С. Тургенева «Ася»

1. Итак, лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна.

2. Я часто ходил смотреть на величавую реку и, не без некоторого напряжения мечтая о коварной вдове, просиживал долгие часы на каменной скамье под одиноким огромным ясенем.

3. Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей.

4. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку, то на небо, то на виноградники.

5. Передо мной белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодки, вытащенной на берег и опрокинутой насмоленным брюхом кверху.

6. Точно такой коммерш происходил в городке Л. перед небольшой гостиницей под вывескою Солнца, в саду, выходившем на улицу.

7. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

8. Через низкие ворота города (старинная стена из булыжника окружала его со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились) мы вышли в поле и, пройдя шагов сто вдоль каменной ограды, остановились перед узенькой калиткой.

9. Они вдвоем несли большой поднос с горшком молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.

10. День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.

11. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал весла в темную воду.

12. Я отправился домой через потемневшие дома, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий.

13. Мы не застали Асю. Она, по словам хозяйки, отправилась на «развалину».

14. Мы вошли в ворота и очутились на небольшом дворике, до половины заросшем дикими яблонями и крапивой.

15. Она повернулась к нам лицом и засмеялась, но не тронулась с места.

16. В уголке, приютившись в крошечном деревянном балаганчике, старушка вязала чулок и косилась на нас через очки.

17. Словно угадавши мои мысли, она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд, засмеялась опять, в два прыжка соскочила со стены и, подойдя к старушке, попросила у ней стакан воды.

18. «Искусно, Ася, искусно», – промолвил Гагин вполголоса.

19. Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами следом) и полюбовались видами.

20. Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках.

21. Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара.

22. Мы спустились в город и, свернувши в узкий, кривой переулочек, остановились перед домом в два окна шириною и вышиною в четыре этажа.

23. Мне пришло в голову, что Гагин в течение разговора намекнул мне на какие-то затруднения, препятствующие его возвращению в Россию.

24. Она захлопнула окно и, кажется, поцеловала фрау Луизе.

25. Опершись головой на обе руки и запустив пальцы глубоко в волосы, она пожирала глазами строки.

26. Ася сперва все только шныряла мимо нас, потом вдруг остановилась, приникла ухом, тихонько подсела ко мне и прослушала чтение до конца.

27. Странный случай, по-видимому, подтвердил мои подозрения.

28. Сперва мы перекинулись немногими словами, потом замолкли, глядя на светлую реку.

29. В одно из моих посещений (мне уже было лет двадцать с лишком) я в первый раз увидал у нас в доме худенькую черноглазую девочку лет десяти – Асю.

30. «Брат, я умна?» – спросила она Гагина.

31. «Неужели она меня любит?» – думал я, подходя к Рейну, быстро катившему темные волны.

32. При слабом свете, падавшем из крошечного окошка, я увидал морщинистое лицо вдовы бургомистра.

33. Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка.

34. Быстро обошел я все улицы, заглянул всюду, даже в окна фрау Луизе, вернулся к Рейну и побежал по берегу...

35. Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?

На материале повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»

1. Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17... году.

2. Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность.

3.?Я решил сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу.

4. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами.

5. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

6. Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?».

7. Итак, все мои блестящие надежды рушились!

8. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.

9. На другой день я проснулся с головной болью, смутно припоминая себе вчерашние происшествия.

10. Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая.

11. Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих рачитель, приказал отдать мальчику сто рублей.

12. С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с ним уже когда-нибудь увидеться.

13. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая.

14. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами.

15. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажете ли воротиться?».

16. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону.

17. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды.

18. Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый.

19. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду.

20. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.

21. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира.

22. В эту минуту вошел урядник, молодой и статный казак.

23. Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости.

24. Изба состояла из одной горницы, довольно опрятной, разделенной надвое перегородкой.

25. Подходя к комендантскому дому, мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах.

26. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате.

27. Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать.

28. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой.

29. С А.И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною.

30. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне.

31. Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом.

32. На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника.

33. Мы вышли от коменданта, по-видимому, примиренные.

34. Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга.

35. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги.

36. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту.

37. Я чистосердечно признался в том Марье Ивановне и решился, однако, писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения.

38. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

39. С нетерпением ожидал я ответа на посланное письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.

40. Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны.

41. Юлай, крещеный калмык, сделал коменданту важное донесение.

42. Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей.

43. В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками.

44. Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю.

45. Старый комендант перекрестил ее трижды, потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива...».

46. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца с крестом в руках и, казалось, молча умолял его за предстоящие жертвы.

47. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей.

48. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане.

50. Ротный портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы.

51. Я все стоял на одном месте и не мог привести в порядок мысли, смущенные столь ужасными впечатлениями.

52. Я бросился вон из комнаты, мигом очутился на улице и опрометью побежал в дом священника, ничего не видя и не чувствуя.

53. Несколько успокоенный, я отправился к себе на квартиру.

54. Пугачев сидел на первом месте, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком.

55. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого.

56. Не шуми, мати зелена дубравушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

58. Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою.

59. Месяц и звезды ярко сияли, освещая площадь и виселицу.

60. Я пришел к себе на квартиру и нашел Савельича, горюющего по моем отсутствии.

61. Я последовал его совету и, поужинав с большим аппетитом, заснул на голом полу, утомленный душевно и физически.

62. Я взял руку бедной девушки и поцеловал ее, орошая слезами.

63. Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчинный тулуп).

64. Старичок в глазетовом кафтане поспешно допил третью свою чашку, значительно разбавленную ромом, и отвечал генералу: «Я думаю, ваше превосходительство, что не должно действовать ни наступательно, ни оборонительно».

65. Путь мой шел мимо Бердской слободы, пристанища пугачевского.

66. Мы подъехали к оврагам, естественным укреплениям слободы.

67. Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум, крики и голос моего Савельича.

68. Две молодые казачки, дочери хозяина избы, накрыли стол белой скатертью, принесли хлеба, ухи и несколько штофов с вином и пивом, и я вторично очутился за одною трапезою с Пугачевым и его страшными товарищами.

69. Однажды орел спрашивал у ворона: «Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года?».

70. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом?».

71. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба.

72. Увидя меня, она вздрогнула и закричала.

73. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака.

74. Тут он оборотился к Швабрину и велел выдать мне пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему.

75. Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным, было невозможно.

76. Через час урядник принес мне пропуск, подписанный каракулями Пугачева, и позвал меня к нему от его имени.

77. Через несколько минут она воротилась, обливаясь молча тихими слезами.

78. Марья Ивановна глядела с задумчивостию то на меня, то на дорогу и, казалось, не успела еще опомниться и прийти в себя.

79. Зная упрямство дядьки моего, я вознамерился убедить его лаской и искренностью.

80. Я тут же расстался с Марьей Ивановной, поручив ее Савельичу и дав ей письмо к моим родителям.

81. Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

82. Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле.

83. Вероятно, слух о твоих дружеских путешествиях с Пугачевым как-нибудь да дошел до правительства.

84. Во всю дорогу размышлял я о допросах, меня ожидающих, обдумывал свои ответы и решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым и самым надежным.

85. Я с живостью обратился к дверям, ожидая появления своего обвинителя.

86. Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги.

87. Испуганная его отчаянием, матушка не смела при нем плакать и старалась возвратить ему бодрость, говоря о неверности молвы, о шаткости людского мнения.

88. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

89. Хозяйка побранила ее за раннюю осеннюю прогулку, вредную, по ее словам, для здоровья молодой девушки.

90. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.

Е.К. СПИРИНА,
с. Богородское,
Орехово-Зуевский р-н

Осложнено Определение Обособление Пример
1. Однородные члены предложения члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом обычно обособляются друг от друга запятыми. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии.
2. Определения второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и под.

Прилагательные или местоимение с зависимым словом и без;

Причастие или причастный оборот;

Редко числительное

обособляются определения, стоящие после определяемого слова или относящиеся к личному местоимению. 1) Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал (обособленное определение)

2) По природе стыдливая и робкая , она досадовала на свою застенчивость (обособленное определение, относящееся к местоимению)

3) На серебряном от инея окне за ночь хризантемы отцвели (необособленное определение)

3. Приложения определение, выраженное сущ-ным, которое дает другое название, которое характеризует предмет (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои). обособляются:

Любые при личных местоимениях,

Распростра-ненные приложения после определяемого слова;

С союзом как

Вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения

1) Вот оно, объяснение .

2) Могучий Лев , гроза лесов, лишился силы.

3) Вы, как инициатор , должны играть главную роль.

4) Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.

4. Дополнения второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей как обособленные дополнения условно рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др. 1) Я ничего не слышал, кроме шума листьев .

2) Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

5.

Обстоятельства

второстепенный член предложения, который место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? обособляются всегда:

Деепричастия и деепричастные обороты;

Несмотря на + сущ.

1) Улыбаясь , он заснул.

2) Проводив товарищей , Тоня долго стояла молча.

3) Несмотря на морковный румянец , она была миловидна.

6. Обращения и вводные конструкции Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью.

Вводные конструкции – слова, СЧ и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (не/уверенность, чувства, источник высказывания, порядок мыслей, способы выражения мысли)

Выделяются запятыми.

Вводные конструкции могут обособляться с помощью скобок или тире.

1) Зима, кажется (конечно, по сообщению синоптиков, во-первых), будет снежная.

2) Однажды – не помню почему - спектакля не было.

3) Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна.

4) О первый ландыш , из-под снега ты просишь солнечных лучей.

7. Уточняющие члены предложения Уточняющие члены предложения - те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени.

В роли уточняющих членов часто выступают и определения.

Выделяются запятыми. Могут вводиться словами то есть, или (= то есть), иначе, именно и т.д. Впереди, у самой дороги, горел костер.

Гроза началась вечером, часу в десятом .

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят , шинели.

Алгоритм действий.

Иногда бывает очень трудно найти то, что требуется в задании. Возможно, поможет следующий алгоритм, который ориентируется на знаки препинания (в задании В5 необходимо найти обособленные, то есть выделенные запятыми, члены предложения).

1. Исключи те предложения, где нет знаков препинания.

2. Выдели основы и исключи те предложения, где все знаки препинания отделяют основы друга от друга.

3. В остальных предложениях попытайся порассуждать, почему проставлены те или иные знаки препинания: однородные члены, причастные или деепричастные обороты, вводные слова и т. д.

Разбор задания.

Среди предложений найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

Выделяем основы:

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно , зачем он , обычный слесарь , ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал , и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка . Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно , показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения .

Итак, исключаем предложения № 6 и 8, где отделяются запятыми однородные члены предложения.

В предложении 10 запятые выделяют деепричастный оборот и грамматические основы. Исключаем и его.

В предложении № 9 выделяются запятыми деепричастный оборот и уточняющее обстоятельство (тоненько (как именно?) по-женски).

Остается предложение № 7. В круглых скобках представлена вставная конструкция, две запятые обозначают границы грамматических основ. Остается обособленное обычный слесарь , которое и является обособленным распространенным приложением (является существительные, указывает на признак, имеет зависимое слово обычный).

Таким образом, выписываем номер предложения 7 .

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Сегодня то и дело звучат голоса новых пророков о том, что пора остановить опыты, научные эксперименты, что не в меру дерзкая любознательность привела человечество к пропасти: стоит сделать всего лишь один неверный шаг – и вся цивилизация рухнет в бездну.

(2) Давайте вспомним античные мифы, в которых аккумулируется древняя мудрость землян. (3) Несмотря на пестроту мифологических сюжетов, красной нитью в них проходит мысль о пределе человеческих возможностей. (4) Да, человек может многое, но далеко не все.

2. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным (-и) согласованным (-и) приложением (-ями). Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2) Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на тощей, но рыбной речушке Сисявы. (3) В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына – Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4) Два дня пролетели в один миг; мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения.

3. Среди предложений 1 –9 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

(1) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (2) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (3) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (4) Но она не учитывает одного: люди – это не бездушные фигурки, подчиненные фатальной воле гроссмейстера. (5) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (6) Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (7) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Все, мужики, прекращаем бойню! (8) Мы проиграли!» (9) На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство.

Класс: 11

Презентация к уроку


















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели занятия:

  • обобщить и систематизировать сведения по теме "Пунктуация при однородных членах предложения",
  • совершенствовать навыки пунктуационного разбора и расстановки знаков препинания при однородных членах предложения,
  • проанализировать тестовое задание А22,
  • совершенствовать навыки выполнения тестового задания А22.

Задачи занятия:

  • работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
  • развитие пунктуационной зоркости.

Тип занятия - комбинированное занятие (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • компьютер (если возможно, у каждого ребёнка);
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация PowerPoint к занятию;
  • Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2008.

План занятия

№ п/п Этап урока презентация PowerPoint Цель и содержание этапа Время
1 Организационный момент Слайд 1 Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели занятия. 2 минуты
2 Актуализация опорных знаний по теме "Пунктуация при однородных членах предложения" Слайды Работа с предложениями: самостоятельная работа учащихся с примерами и схемами, формулировка правила. 8 минут
3 Обобщение и систематизация изученного Слайды 9-28 Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи (расстановки знаков препинания при однородных членах предложения), в виде алгоритма. Применение алгоритма при выполнении тестового задания А22. 35 минут
4 Проверка и коррекция знаний учащихся Слайд 49 Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания А22 по вариантам (12 вариантов). 12 минут
6 Подведение итогов занятия, оценка знаний Анализ, оценка знаний учащихся 3 минуты

Ход занятия (60 минут)

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.

II. Актуализация опорных знаний по теме "Пунктуация при однородных членах предложения".

(Презентация. Слайды 2-8)

Работа с предложениями: самостоятельная работа учащихся с примерами и схемами, формулировка правила.

Учащимся предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры предложений с однородными членами, также схемы этих предложений. Просим учеников сформулировать правило расстановки знаков препинания с опорой на предложенные примеры. Слабые ученики могут найти соответствующие примерам формулировки пунктов правила, воспользовавшись учебником.

III. Обобщение и систематизация изученного.

(Презентация. Слайды 9-11)

1. Анализ примера задания А22.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки.
  2. Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
  3. Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
  4. Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.

Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи (расстановки знаков препинания при однородных членах предложения), в виде алгоритма:

  1. Пунктуационный разбор каждого предложения.
  2. Соотнесения результатов пунктуационного анализа с формулировками правила.
  3. Расстановка знаков препинания в каждом предложении.
  4. Поиск правильного ответа.

2. Анализ и выполнение тестовых заданий А22 (с 1 задания по 10) .

(Презентация. Слайды 12-22, 29-39)

Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 15), отвечающий у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует предложения, расставляет знаки препинания и находит правильный ответ. Для проверки можно осуществлять переход по ссылке "Проверка" на слайд с проверочными карточками. Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию со слайда проверки осуществляется по ссылке "Назад".

Разделы: Русский язык , Общепедагогические технологии

Грамматика повелевает даже царями.
Ж. Мольер

Цель урока: повторение пунктуации простого осложненного предложения

Презентация. Слайд 1

Учитель. Ребята! Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложненного предложения. Давайте вначале побеседуем.

  1. Каковы признаки простого предложения?
  2. Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?

Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.


Слайд 2 (Таблица)

– Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?

Ответы учащихся

Вопрос: Что нужно учитывать при выборе знака препинания?

Ответ ученика.

Учитель. Да, верно, всегда необходимо “видеть” и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:

Слайд 3

Кисель там варят из резины,
Галоши делают из глины,
Кувшины лепят пирожки…

А чтобы у нас не получился “кисель из резины”, будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений.

Вопрос: Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?

Ответы учеников.

Учитель. Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнем с однородных и неоднородных определений.


Слайд 4 (Таблица)

  1. Домой Тихон Ильич ехал в солнечное, жаркое утро… (И. Бунин)
  2. Все серые, карие, синие глазки – смешались, как в поле цветы. (Н. Некрасов)
  3. Стояла темная июльская ночь. (М. Пришвин)

Учитель. Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, написанных на доске, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.

Ответы учеников.

Задание: А теперь пишем под диктовку:

Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М. Лермонтов)

Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И. Бунин)

Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И. Бунин)

Слайд 5

Проверка работы – сверка со слайдом.

Учитель. Ребята, в части А есть задание № 21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице:


Слайд 6 (Таблица)

Задание: Смотрим на экран, озвучиваем содержание таблицы.

Ответ ученика

Задание: спишите предложения, расставьте запятые, объясните их постановку.

Слайд 7

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М. Лермонтов)

Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. (А. Пушкин)

Ветер пришел на помощь березе и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М. Пришвин)

Ответы учеников по каждому предложению.

Учитель открывает схемы, нарисованные на доске.

Задание: Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.

О и О и О

и О и О и О

Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./

Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

Ответы учеников.

Учитель: Предлагаю вам более художественный вариант (устно):

Куда столь быстро, и легко,
И гордо, и прелестно
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесный?
А. Бестужев-Марлинский. “К облаку”

Учитель. Следующую остановку сделаем, ребята, на вводных словах. Вы хорошо усвоили этот материал, но все-таки давайте вспомним слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

Слайд 8

Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, как раз, все-таки, непременно, обязательно, именно, даже, вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти, поэтому, словно, буквально.

Учитель. Если вы что-то пропустили, запишите эти слова в тетрадь. Итак, с этими словами все просто: надо их только запомнить. А ведь многие вводные слова могут быть очень коварными. Напомню вам лексическое значение самого термина: вводить – “заставить войти”, включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, например:

Слайд 9

  1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
    Тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются.
  2. Ветер здесь может быть очень сильным.

Учитель. Особый разговор был у нас о слове однако. Кто его помнит?

/Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения./

Задание: Ребята, объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения. (Текст выводится на экран.)


Слайд 10

По ходу выполнения задания повторяются правила обособления причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов.

Ответы учеников.

Учитель. Теперь я уверена, что вы сможете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

Задание выполняется по сборникам или на компьютере.

Учитель. Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания будут различными (по рядам или группам).

Текст к заданию:

Учитель: И в этом задании, как и в предыдущих, надо “видеть” строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.


Слайд 11

Учитель. Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.

Ответы учеников.

Учитель. А теперь подведем итоги урока. Сделаем это с помощью рефлексии. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:


Слайд 12

Домашнее задание. Упр. 476; используя все, что может осложнять и распространять предложения, составьте текст-рассуждение на тему: “Может ли современный человек наслаждаться красотой?”

Видеоурок: ЕГЭ по русскому языку. Знаки препинания

Лекция: Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)

1. Обращение всегда обособляется запятыми либо восклицательным знаком (при воскл. интонации) О. бывает односложное либо распространенное. Примеры:

    Пойдём гулять, Сашка! (нераспр.)

    О лучезарная, луноликая, ясноглазая Шахеризада, расскажи сказку! (распр.)

NB! Междометие О, стоящее при О., не обособляется.

NB! Если в О. входят ты и вы , они запятыми не отделяются: Доброе утро, солнышко ты моё !

NB! Частицы а либо да перед повторяющимися О. запятыми от них не отделяются: « Сашка, а Сашка, что это ты здесь делаешь?» - спросил Севка.

NB! При нескольких О. действует правило однородных членов: Мальчишки и девчонки, а также их родители, весёлые истории увидеть не хотите ли?

NB! Когда О. разделено другими словами, выделяем каждую его часть: Сильнее, громкоголосая, пой для нас, птичка!


2. Вводные слова, конструкции и предложения при произнесении выделяют интонацией, на письме запятыми (реже скобками).


Пример: Таким образом, вражда между семействами после нелепых смертей Джульетты и Ромео прекратилась.

В случае, когда вводные конструкции стоят сразу после с., их нужно отделять запятыми.

Пример: Но, как всегда, на первое место по общекомандным баллам вышла команда нашей школы.

Иногда с. А входит в вводную конструкцию, тогда запятую не ставим.

Пример: Это собака, а может быть, корова?

NB! Не могут быть вводными целый ряд слов: авось, ведь, вот, будто, словно, именно, едва ли и др.

Различайте вводные слова, конструкции и омонимичные им слова. Примеры:

    Во-вторых , хочется немного вафель с ягодами клубники, ежевики и малины.

    Во вторых строчках своего письма расскажу немного о том, как живёт Машенька.

3. Вставные конструкции– слово, с/ч либо предложения, уточняющие, дополняющую информацию, на письме выделяются запятыми, скобками и тире. Примеры:

    Все приглашённые (их было пятеро) сидели на балконе.

    По представлениям приглашённых – и Наташи тоже – постановка будет увлекательной.

    Когда внутри вставной конструкции должны быть знаки препинания, они остаются (даже? и! в конце):

    Здесь – рот, глаза, дрожанье плеч (и разноцветных писем ворох, напоминающий – не сжечь!)

Если по условиям контекста нужны запятые между элементами основного предложения, эти запятые ставятся либо перед вторым тире, либо после вторых скобок. Примеры:

    Пехота шла не рядами – на это не посмотрели на сей раз, а по цепочке.

    Крокодил (Нина чуть не наступила, подумав, что бревно!) отплыл к другому берегу.

4 . Однородными членами предложения бывают и главные, и второстепенные. Примеры:

Однородные члены иногда выражаются словами разных частей речи. Пример:

В одном предложении нередко встречается не один ряд однородных членов. Примеры:

В последнем предложении Г. повторяется, чтобы показать длительность действия, но сказуемые не однородны.

Устойчивые сочетания с двойными союзами и…и, ни…ни тоже не однородные члены (и так и сяк, ни рыба ни мясо и др.), поэтому запятые не нужны. Пример: Сидел Иванушка ни жив ни мёртв.

Однородные члены связываются сочинительными союзами и интонацией либо только интонацией. Примеры:

Могут соединяться:


1) Соединительными союзами и, да=и, ни…ни. Пример:

2) Разделительными или, то…то, либо и др. Пример:

3) Противительными а, но, да=но и др. Пример: Мама объясняла тихо, но внятно.


NB! Определения однородны, если характеризуют предмет с одной стороны, объединены сочинительной связью и произносят их с перечислительной интонацией:

Во втором предложении не однородны, т.к. характеризуют столик с разных сторон, размер и материал, поэтому запятой не отделяем.

Двоеточие и тире. В предложениях с однородными членами могут встречаться обобщающие слова:


1) Обобщающее слово стоит перед однор., следовательно, нужно двоеточие.