Козловский Михаил Иванович: биография, фото, скульптуры. Волошин максимилиан александрович Государственный деятель изображен скульптором

Памятник российскому полководцу А. В. Суворову был торжественно открыт 5 мая 1801 года, в первую годовщину смерти Суворова, на Марсовом поле. Генералиссимус представлен в образе древнеримского бога войны Марса. Самого Суворова, признанного гения боевых действий, нередко называли “богом войны” за его стремительность, непреклонность и быстроту. Автором памятника выступил скульптор М. Козловский, а пьедестал был изготовлен по проекту архитектора А. Воронихина. Мастер Ф. Гордеев создал барельеф на пьедестале, на котором в аллегорической форме изображены Слава и Мир, которые осеняют щит с надписью: “Князь Италийский, граф Суворов Рымникский, 1801 г.”. Эти титулы напоминают о самых громких победах Суворова: на реке Рымник в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов, а также в Италии, где полководец нанес поражение французской армии.

Монумент прославленному воину, который известен тем, что за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, был задуман еще при жизни Суворова: в 1799 год император Павел I приказал изваять триумфальный монумент, подобный тем, что ставили победоносным полководцам Древнего Рима. В 1801 году памятник был открыт на Марсовом поле, а в 1818 – перенесен на Суворовскую площадь, где он находится в настоящее время.

Суворов изображен с мечом, которым он поражает незримого противника, и щитом. Этим щитом полководец прикрывает трехгранный жертвенник, на котором расположены неаполитанская и сардинская короны, а также папская тиара. За жертвенником из земли растут лилии – символы защищенных Россией народов Италии. Памятник стал символом доблести отечественного оружия и непобедимости российской армии.

Как добраться

Доехать до станции метро “Невский проспект” или “Гостиный двор” (выход на канал Грибоедова) и пройти вдоль канала Грибоедова в сторону уменьшения нумерации домов, ориентируясь на купола Спаса-на-крови. Дойдя до Спаса-на-крови и обогнув его, перейдите через реку Мойку. Затем надо пройти по Марсову полю в сторону набережной и выйти на площадь Суворова, в центре которой и установлен памятник.

Историческая справка

1730-1800 гг. – годы жизни Александра Васильевича Суворова.
11 сентября 1789 г. – победа русских и австрийских войск под командованием А. В. Суворова над турецкой армией на реке Рымник.
1799 г. – приказ Павла I изваять триумфальный монумент в честь Суворова.
6 мая 1800 г. — Суворов похоронен в Александро-Невской лавре.
1801 г. – на Марсовом поле установлен памятник великому полководцу.
1818 г. – памятник перенесен на Суворовскую площадь.

Легенды и мифы

Во время войны памятник Суворову, так же как памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, не был закамуфлирован. Люди верили, что, пока изваяния великих полководцев целы, врагу не бывать в городе. Войска, уходившие на фронт, салютовали памятнику великому полководцу.

Существует легенда, согласно которой памятник генералиссимусу все же хотели спрятать в подвале одного из домов, находящихся неподалеку от Суворовской площади. Однако ночью одному из тех, кто отвечал за перенос памятника, явился во сне сам Суворов: он грозил пальцем и напоминал, что при жизни никогда не был трусом и не хотел бы им быть после смерти. Он гневно сказал, что именно трусы умирают на войне первыми. Приказ о переносе памятника был отменен, а через несколько дней вражеский снаряд, пролетев мимо бронзовой головы памятника, угодил прямо в тот самый подвал, в котором хотели спрятать монумент.

Козловский Михаил Иванович является одним из крупнейших скульпторов русского классицизма, творчество которого проникнуто высокими идеями просветительства, яркой эмоциональностью и возвышенным гуманизмом. По мнению художественной критики начала XIX века, в каждом из его произведений «обнаруживается много воображения, чувства, оригинальный взгляд и мастерская рука автора».

Михаил Иванович Козловский - скульптор, из всех российских деятелей искусства проживший, пожалуй, самую короткую, но и самую блистательную жизнь. Особый интерес творца вызывали персонажи античных мифов и русской истории. Именно в них он находил идеалы, важные не только для его современников, но и для потомков.

Козловский Михаил Иванович: биография

Работа началась еще при жизни героя. В семидесятилетнем возрасте генералиссимус заставил весь мир рукоплескать беспримерному в истории героическому переходу русской армии через Альпы. В 63 битвах у русских не было ни одного поражения, 619 знамен неприятеля было захвачено победителями. Знаменитые итальянские походы увенчали российскую армию и полководческий талант Александра Суворова неувядаемой славой.

Задача скульптора Козловского заключалась в создании прижизненного триумфального монумента. Заказ обусловливал тему: не деяния долгой героической жизни великого полководца, не своеобразие его душевного облика, а лишь подвиги в итальянской кампании должны были найти отражение в статуе.

Портрет языком аллегории

И скульптор вновь обратился к языку аллегории. Легкая стройная фигура на круглом постаменте - юный мужественный воин в доспехах, исполненный силы и стремительного движения вперед. Это образ римского бога войны Марса. Жест правой руки, держащей обнаженный меч, являет необыкновенную решимость. Энергично отброшен за спину плащ. Красивое мужественное лицо, гордо вскинутая голова, непреклонная уверенность и всепобеждающая воля, мастерски переданные в фигуре - таков идеализированный образ созданного скульптором бога войны.

Своим щитом воин прикрывает установленный позади него жертвенник, на котором находятся Сардинская и Неаполитанская короны, а также папская тиара. Символический смысл данного образа таков: русское оружие под руководством Суворова защитило в итальянской кампании интересы трех представленных государств.

На боковых гранях жертвенника расположены женские фигуры, символизирующие лучшие из человеческих добродетелей: надежду, веру и любовь.

На лицевой стороне постамента присутствует изображение скрещенных лавровой и пальмовой ветвей - символ содружества гениев войны и мира.

Щит героя опирается на трофеи войны - ядра, пушки, знамена. Ограда вокруг памятника представляет собой соединенные цепями взрывающиеся бомбы.

Иносказательный смысл следует искать во всех деталях статуи. И надпись на постаменте: «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский» говорит о том, кому предназначен памятник.

Высокая внутренняя правда

В работе Козловского лишь отдаленно заметно портретное сходство созданного им иносказательного идеализированного образа с любимым народным героем.

В удлиненных пропорциях лица, глубоко посаженных глазах, крупном носе и характерном разрезе старческого, слегка запавшего рта бронзового бога войны современники узнавали черты великого полководца.

Сходство размыто и весьма отдаленно, внешняя портретная точность явно не была приоритетом создателя скульптуры. Пожертвовав портретной достоверностью, он передал непоколебимую волю и всепобеждающую энергию Суворова. Козловский языком аллегории - через уподобление богу войны - идеализировал и героизировал образ великого русского полководца на века. И в этом - высокая внутренняя правда его работы.

Древнеримский бог, считался одним из коренных италийских божеств, которому поклонялись на всем Италийском полуострове, а позже - и в провинциях, где культ аналогичных туземных божеств слился с культом национального италийского бога. Входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). По мнению большинства исследователей, был богом дикой природы, стихийного плодородия, всего неизведанного, находящегося за оградой селений, а позднее и войны.

В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

Марс - очистительный бог, бог люстраций: к нему взывал земледелец о плодородии угодий, семьи, скота и рабов, арвальские братья при обряде люстраций Рима. Марс сопровождал идущих на войну воинов, принимал жертвенные дары пред битвой и появлялся на поле брани в сопровождении богини войны Беллоны. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище римского царя - регии. Там же находились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба во времена царя Нумы Помпилия, а потому считался залогом непобедимости римлян. Остальные одиннадцать щитов были изготовлены по приказу царя как точные копии упавшего с неба, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинный. Полководец, отправляясь на войну, взывал к Марсу, приводя в движение развешанные во дворце щиты и копье. По окончании военных богу войны приносили в жертву коня из победившей на бегах квадриги.

Большой популярностью пользовался Марс в период Республики: его изображения чеканились на монетах, бога награждали эпитетами "победитель", "сражающийся", "расширяющий империю", "умиротворитель". В западных римских провинциях с образом Марса связывали главных богов территориальных и племенных общин. Именно поэтому некоторые исследователи предполагали, что ранние римские представления о Марсе как о верховном божестве продолжали жить в народных преданиях.

Марс изображался как воин в полной броне для сражения, носящим украшенный гребнем шлем и щит. Его священные животные - волк и дятел, и он сопровождался Фугой и Тимором, персонификациями полета и страха. В искусстве Марс изображен как бронированный воин с украшенным гребнем шлемом. Он также часто изображался на колеснице со щитом и копьем, входящим в сражение. Щит символизирует Рим, и согласно легенде его щит упал с неба, чтобы спасти римлян.

Женой Марса была малозначительная богиня Нерио (Нериене), которую отождествляли с Венерой и Минервой. Рассказывают, что однажды Марс влюбился в Минерву и обратился к престарелой богине Анне Перенне с просьбой выступить в роли свахи. Спустя некоторое время Анна Перенна сообщила ему, что Минерва согласна стать его женой. Когда же Марс отправился за невестой и поднял вуаль представленной ему богини, то обнаружил, что перед ним не Минерва , а старуха Анна Перенна. Остальные боги долго потешались над этой шуткой.

От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема, а потому, как отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима.

Богу войны Марсу в древнегреческой мифологии соответствует бог Арес. Но отличие от греческого Ареса, Марс почитался в Риме выше других богов, возможно потому, что, по легендам, его сыновья Рем и Ромул основали этот город. Считалось, что Марс был наделен тремя жизнями.

2) (планета)

Четвёртая по удалению от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы. Марс, как и другие планеты Солнечной системы, назван по имени одного из богов античного пантеона - бога войны Марса (соответствующего греческому Аресу). Аналогичным образом выбраны названия и для спутников планеты: Фобос и Деймос - имена двух сыновей Ареса, сопровождавших его в бою. Иногда Марс именуют «Красная планета» - благодаря придающему красноватый оттенок поверхности Оксиду Железа (III).

Марс почти вдвое меньше Земли по размерам - его экваториальный радиус равен 3396,9 км. (53 % земного). Площадь поверхности Марса примерно равна площади суши на Земле. Достаточно быстрое вращение планеты приводит к заметному полярному сжатию - полярный радиус Марса примерно на 21 км. меньше экваториального.

Марс - планета земной группы с разреженной атмосферой. Особенностями поверхностного рельефа Марса можно считать ударные кратеры наподобие лунных и вулканы, долины, пустыни и полярные ледниковые шапки наподобие земных. Марсианский потухший вулкан Олимп - самая высокая гора в Солнечной системе, а Долина Маринера - самый крупный каньон. Помимо этого, в июне 2008 три статьи, опубликованные в Nature, представили доказательства существования в северном полушарии Марса самого крупного известного ударного кратера в Солнечной системе. Его длина 10 600 км., а ширина 8500 км., что примерно в четыре раза больше, чем крупнейший ударный кратер, до того также обнаруженный на Марсе, вблизи его южного полюса. В дополнение к схожести поверхностного рельефа, Марс имеет период вращения и смену времён года аналогичные земным, но его климат значительно холоднее и суше земного.

Из-за низкого давления вода не может существовать в жидком состоянии на поверхности Марса , но вполне вероятно, что в прошлом условия были иными, и поэтому наличие примитивной жизни на планете исключать нельзя. 31 июля 2008 года вода в состоянии льда была обнаружена на Марсе космическим аппаратом НАСА «Феникс».

Фигура "Великого бога Марса", обнаруженная французским исследователем Анри Лотом среди тысяч наскальных рисунков в Тассили-н-Аджер (Сахара), стала едва ли не символом посещения пришельцами Земли. Юрий Гагарин, пораженный ее сходством со скафандром, расписался на репродукции и подписал: "Похоже... и непохоже!" А Эриху фон Дэникену сомнения были не свойственны:

"Наряду с изображениями зверей нас удивляют существа в костюмах, подобных водолазному скафандру. Великий бог Марса - так окрестил Лот гигантский рисунок - первоначально имел высоту 6 м... Нет необходимости особенно напрягать фантазию, что Великий бог Марса был изображен в космическом или водолазном костюме. На его могучих неуклюжих плечах лежит шлем, который соединен с туловищем с помощью своего рода шарнира. Там, где находятся рот и нос, шлем имеет различные щели".

Прорисовки "Великого бога Марса".



Еще одно изображение "Великого бога Марса".


В сенсации был отчасти виноват и сам Анри Лот. В книге "В поисках фресок Тассили-н-Аджера" он писал:

Одна из таких фигур, обнаруженная нами в глубокой пещере с неровным сводом, имеет в высоту около 6 м... Само по себе изображение очень примитивно. В центре круглой головы - двойной овал. Мы наделяем, обычно, такой внешностью марсиан. Марсиане! Какое название для сенсационного репортажа! Если марсиане и побывали когда-либо в Сахаре, то это могло случиться лишь очень много веков назад..." Археолог пошутил, но "исследователи" тут же ухватились за его слова.

В фильме "Воспоминания о будущем" Дэникен использует демагогический прием: показывает "марсианина", а потом - очень натуралистические рисунки животных как доказательство, что местные жители хорошо умели рисовать. Вывод - рисунок "бога" тоже был точно срисован с натуры.


Дэникен сравнивает "бога" со скафандром.

На самом деле рисунки Тассили наносились на протяжении тысячелетий, причем старые рисунки часто соседствуют с новейшими. Ученые выделили несколько частично перекрывающихся временных периодов - "изображений крупной дикой фауны" (12-6000 лет до н. э.), "изображений круглых голов", "пасторальный", "лошадей и ливийских всадников" и "период верблюдов". Они отличаются по качеству и технике исполнения рисунков, а художники явно принадлежали к разным племенам.

Рисунок "бога" относится к периоду "круглых голов" (9500-7000 л. до н.э.), когда художники предпочитали изображать людей с круглыми головами без черт лица. То, что это люди, доказывают рисунки "круглоголовых" с прорисованными грудями и половыми органами или с банальными предметами (копья, луки, корзины на головах и т. п.). Некоторые "круглоголовые" изображены горизонтально, как бы плывущими или парящими. Возможно, так изображались сны, шаманский опыт употребления наркотиков или что-нибудь в этом духе.

Один из рисунков "круглоголовых" с банальными предметами в руках.



"Круглоголовая" несет корзину на голове.

"Прорези", изображенные на том, что Дэникен принимает за шлем - всего лишь женская прическа в стиле "braid". Их до сих пор предпочитают модницы из Сахары. Аттилио Гаудио в книге "Цивилизации Сахары" (М., 1985) описывает, как делаются такие прически: "Волосы сначала смачивают грязью, растертой растительным маслом, в котором предварительно замачивают в толченом виде шесть различных благовонных растений (в том числе гвоздику)... Все волосы на голове делят на две половины: заднюю и переднюю... На затылке их разбирают надвое и заплетают с каждой стороны в шесть свободно падающих кос. Спереди волосы тоже разбирают пополам и заплетают по три толстые косы, завязанные вместе и ниспадающие справа и слева. Каждая из этих шести толстых кос состоит из шести тоненьких косичек, туго заплетенных от корня до кончиков волос".


Современная прическа в стиле "braid".

Если на скале изображена конкретная женщина, видимо, художник в нее сильно влюбился, если не пожалел сил и времени на шестиметровый портрет!

В последнее время появились серьезные свидетельства, что Лот и его коллеги занимались фальсификациями. Как минимум пять наскальных рисунков, из которых они делали далеко идущие выводы насчет "египетского влияния" и т.п., были нарисованы самими французами. Другие рисунки были перерисованы с искажениями, испорчены при копировании или вырваны из общего контекста. Но "великий бог" был зарисован ими правильно. Версии, где рядом с ним изображены "летающие тарелки", появились уже в наши дни не без помощи фотошопа.

В 1798 году войсками Наполеона были захвачены Северная Италия и Швейцария. Россия по договорённостям с этими странами должна была помочь в войне с Францией. Страны-союзники обратились к Павлу I с просьбой назначить главнокомандующим русско-австрийской армией фельдмаршала Александра Васильевича Суворова. Однако к тому времени Суворов был отправлен императором в ссылку в своё имение. Пришлось Павлу I писать полководцу письмо: "Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии..."

Из военного похода граф Суворов возвращается с победой. По такому случаю Павел I приказал возвести в Гатчине памятник полководцу. Впервые в русской истории решено было поставить памятник при жизни героя.

В 1799 году был принят проект скульптора Михаила Ивановича Козловского. В разработке проекта также участвовал А. Н. Воронихин . Уникален памятник тем, что он стал первым крупным монументом полностью созданным русскими мастерами. Отлил скульптуру литейщик Василий Екимов который по договору от 12 октября 1800 года обязывался отлить и отшлифовать статую к 1 апреля 1801 года. Но вышла задержка из-за большой загруженности литейной мастерской. В то же самое время там отливали ворота для Михайловского замка, статуи, чаши и вазы для Большого каскада в Петергофе. Бронзовый барельеф на пьедестале выполнил скульптор Ф. Г. Гордеев.

Во время проектирования планируемое место расположения памятника было изменено. Павел I захотел видеть его у своей новой резиденции - Михайловского замка . Для изготовления пьедестала использовался материал, оставшийся от строительства Исаакиевского собора : "тивдийский" (олонецкий) светло-красный полированный порфир. Ступени к пьедесталу выполнены из сердобольского дикого камня с мызы Келла. Козловский несколько раз жаловался на недобросовестность подрядчиков, выполнявших пьедестал. То он был грязным и не в нужных скульптору пропорциях, то установлен "косо и на один бок".

Прижизненным памятник так и не стал. За год до открытия граф Суворов скончался. Не увидел открытия памятника и сам император, в Михайловском замке за два месяца до открытия монумента он был убит. Памятник А. С. Суворову был открыт 5 мая 1801 года на Марсовом поле у берега Мойки . На церемонии присутствовал новый император Александр I.

Скульптор Козловский изобразил Суворова в образе бога войны Марса, который щитом с гербом Российской Империи прикрывает жертвенник с коронами неаполитанских и сардинских королей и тиарой папы римского.

В 1818 году по предложению архитектора К. Росси монумент перенесли в центр только что созданной Суворовской площади. В 1834 году постамент из блоков мрамора вишнёвого цвета пострадал из-за сильных морозов. Его заменили на постамент из розового гранита.

Во время блокады Ленинграда памятник планировали спрятать, один из вариантов предполагал его перемещение в подвал соседнего дома. Однако сделать это так и не удалось. Между тем в один из блокадных дней артиллерийский снаряд пролетел рядом с монументом и влетел как раз в тот подвал где мог быть памятник. За всё военное время памятник Суворову не пострадал.