Рецензия на игру Rise of the Tomb Raider. Рецензия на Rise of the Tomb Raider

Игромания

Вторая часть перезапущенной саги о Ларе Крофт на порядок убедительнее первой. Crystal Dynamics подтянули сценарий и сдвинули акценты в сторону классических приключений (чтобы больше не называли «конкурентом Uncharted»), но не отказались при этом от зрелищной постановки и механик, которые раньше работали хорошо. В таких условиях Rise of the Tomb Raider чувствует себя прекрасно.

Читать обзор полностью

Hi-News

Rise of the Tomb Raider – очень хорошая игра, не лишённая небольших недостатков, которые вполне можно вылечить с помощью одного-двух патчей. Игра эта выглядит и ощущается просто замечательно, а некоторые особенно эпические сцены обязательно заставят вас приоткрыть рот в изумлении. Особенно игре будут рады те люди, кто изголодался по качественным приключениям и разгадкам тайн древности, имеющим под собой определённые исторические предпосылки.

Читать обзор полностью

3DNews

Rise of the Tomb Raider - игра более разнообразная и свободная, нежели ее предшественница. Здесь больше возможностей для выбора своего стиля прохождения, больше путей, больше видов деятельности - и, как следствие, сильнее ощущение вовлеченности в происходящее. И даже необязательные элементы вроде охоты и собирательства воспринимаются вовсе не как надоедливая рутина, а как важный элемент выживания в суровых сибирских лесах.

Читать обзор полностью

Playground

Динамика у новой Tomb Raider порой просто бешеная, и в этом плане ее можно назвать явным конкурентом игре о приключениях Нейтана Дрейка. Даже несмотря на кажущуюся абсурдность происходящего, обновленная Лара Крофт наглядно демонстрирует, что переосмысление классики может быть очень удачным.

Читать обзор полностью

Игры@mail.ru

Rise of the Tomb Raider - это, в сущности, та же самая игра, что и два года назад. Тем, кому Tomb Raider не понравился, вряд ли стоит срочно бежать за продолжением в магазин. Для остальных же игра станет настоящим подарком, потому что в привычном формате конструирует новую историю, со свежими героями и декорациями, а главное - новыми подземельями. И делает это гораздо красивее и зрелищнее.

Читать обзор полностью

Канобу

У Crystal Dynamics получился современный приключенческий экшен, который понравится большинству любителей жанра. Если отбросить сценарий, то перед нами практически идеальная игра. Если Tomb Raider (2013) была попыткой Square Enix вернуться в этот жанр, то с выходом Rise of the Tomb Raider мы получаем вторую крепкую серию приключенческих экшенов, которая будет напрямую конкурировать с сериалом Uncharted.

Читать обзор полностью

GameMAG

Rise of the Tomb Raider – это потрясающая по графике и визуальному исполнению игра, которая смогла учесть многие пожелания фанатов, но так и не смогла определиться со своей основной механикой. Безусловно, песочница дарит вам столь важное исследование, но тупые враги и местами принудительная экшен-механика вызывает разочарование.

Игра протестирована на Xbox One

Единожды ступив на дорогу приключений, по своей воле обратно уже не сойдешь. Особенно если тобой движет не просто жажда адреналина и не только стремление к неизведанному, но нечто большее — честь семьи. Лорд Ричард Крофт, известный историк и археолог, лишился всего — репутации, карьеры, семьи, жизни — ради разгадки тайны человеческой души и поиска таинственного источника бессмертия. Даже его дочь, Лара, отказывалась принимать его одержимость на веру. Но когда судьба столкнула ее лицом к лицу со сверхъестественной сущностью злобной императрицы Пимико на затерянном в океане острове, девушка осознала, что не все в этом мире так просто и очевидно, как кажется на первый взгляд. Теперь, закаленная испытаниями Яматая , она намерена во что бы то ни стало закончить дело отца и найти Святой Источник. И поиски приводят ее в далекую заснеженную Сибирь, где, предположительно, сокрыт от людских глаз мифический город Китеж, построенный последователями древнего Пророка.

Знатоки славянской мифологии (или люди, решившие заглянуть на тематическую страничку в «Википедии») могут задать справедливый вопрос: мол, какая, к черту, Сибирь, если, по преданию, Китеж находился в Нижегородской области России и сгинул в водах озера Светлояр? Но давайте не будем строить из себя непреклонных блюстителей чистоты фольклора. Все-таки с художественным произведением дело имеем, и подобные вольности во благо сюжета и антуража вполне допустимы. Тем более что в самой игре тот же Светлояр упоминается — внимательно читайте собираемые документы.

В Лондоне, как всегда, дождливо

А между тем Святой Источник ищет не одна только Лара. Свои виды на артефакт имеет и «Троица», этакая классическая закулисная злодейская организация — военизированная религиозная секта с руководством в «самых верхах» и претензиями на мировое господство. Конкретно в Сибирь «Троица» направила большую армию вооруженных до зубов наемников во главе с фанатичным товарищем Константином (стигматы и слепая вера в свое дело прилагаются). И что-то нам подсказывает, что для юной мисс Крофт это столкновение с «серыми кардиналами истории» будет далеко не последним и в будущих продолжениях мы копнем глубже в секреты таинственной организации.

В диких условиях

За вычетом вступительного эпизода в сирийской пустыне, знакомящего нас с положением дел и основными персонажами, все действие игры происходит в русской тайге. Но это не только снег да деревья — Ларе предстоит побывать в куче интересных мест, среди которых заброшенная советская база, деревня в геотермальной долине, величественный горный храм и многие другие. Гробницы испытаний тоже стали интереснее — чего только стоит вмерзшая в лед римская галера, а в их конце вместо сундуков с сокровищами Лару ждут талмуды с древними знаниями, дарующие искательнице новые полезные умения.

Несмотря на то, что в сиквеле стало меньше действующих сюжетных героев, полезных персонажей, наоборот, прибавилось. В горах у Китеж-града обитает целый народ, и местные жители всегда готовы принять помощь от юной путешественницы. Эти побочные задания в большинстве своем несложные, а в награду за них даются детали к новому оружию или костюмы. Кроме того, в уютной хижине у подножья горы устроился снабженец «Троицы», который вполне себе не прочь поторговать налево. В ассортименте — качественное оружие, модификации и полезные приспособления.

Яматай тоже трудно было назвать райским уголком, но Сибирь — место куда более суровое и, что примечательно, более живое. С прошлой части фауна значительно прибавила в видовом разнообразии — по здешним полям бегают мыши, зайцы и белки, в небе летают птицы, а между деревьями то и дело можно увидеть пасущихся оленей. Но если эти животные боятся саму Лару и при шумном приближении бросаются врассыпную, то хищники будут рады полакомиться человечинкой. С ними нужно быть особенно осторожными. Волки быстры и водятся обычно стаями, у медведей толстенная шкура, способная выдержать множество попаданий даже из мощного оружия, и могучие лапы, а рысь — так и вовсе сочетает сразу все опасные черты. При этом звери ведут себя весьма правдоподобно — ориентируются не только по зрению, но и по запаху, при серьезном ранении стараются спрятаться в своей берлоге, а повадки их меняются в зависимости от времени суток. Выйти на любого серьезного зверя — занятие не из простых, но зато позволяет почувствовать себя почти что настоящим охотником.

При этом охота несет еще и практическую пользу — шкуры разных животных и птичье оперение применяются для изготовления дополнительной экипировки. Упрощенная система с унифицированными условными запчастями осталась в оригинальной Tomb Raider, здесь же присутствует целый список ресурсов. Так, для создания огненных стрел в первую очередь нужно масло, для взрывчатки — магнетит, а из шкур можно смастерить более вместительные колчаны или патронные сумки. Все ингредиенты можно найти в тайге — главное знать, что и где искать. Что-то также хранится в ящиках снабжения, но что именно находится под крышкой, не угадаешь.

Из подручных предметов Лара научилась мастерить самодельные снаряды. Наполненная магнезитом банка превращается в отличную светошумовую гранату, урны (видимо, с прахом) создают дымовые завесы, а из канистры с топливом при наличии соответствующего навыка легко можно сделать бомбу. Носить с собой в сумке такие предметы нельзя, но в любой локации они валяются в изобилии, так что очумелым ручкам всегда найдется работа.

Типов оружия по-прежнему пять — ледокол, лук, пистолет, дробовик и автомат, но теперь в рамках каждого типа выделяются несколько разновидностей со своими особенностями и характеристиками. Оружие можно всячески улучшать за ресурсы, однако стоит помнить, что некоторые апгрейды применимы только к одному конкретному виду. Так, увеличенные обоймы совместимы с автоматическими и тяжелыми пистолетами, но никак не с револьверами.

Все это делает Rise of the Tomb Raider игрой более разнообразной и свободной, нежели ее предшественница. Здесь больше возможностей для выбора своего стиля прохождения, больше путей, больше видов деятельности — и, как следствие, сильнее ощущение вовлеченности в происходящее. И даже необязательные элементы вроде охоты и собирательства воспринимаются вовсе не как надоедливая рутина, а как важный элемент выживания в суровых сибирских лесах.

Рейтинг приключенцев

Мультиплеер — затратный в производстве и практически невостребованный по факту — приключенческим играм нужен не больше, чем собаке пятая нога . Еще можно было бы понять, если бы он строился на каких-нибудь интересных, тематически обоснованных режимах — например, совместном поиске реликвий. Но простое, безыдейное командное смертоубийство предыдущей Tomb Raider пришлось совсем не к лицу.

Разработчики, похоже, прекрасно это поняли, а потому в сиквеле от полноценной многопользовательской составляющей они отказались. Однако те, кому совсем уж невтерпеж похвастаться перед другими своими успехами, все еще могут это сделать. Для этого есть раздел «Экспедиции», построенный на перепрохождении уровней из кампании, но теперь — за очки. Вдоль маршрута героини, аки монетки в «Сонике», проложены маркеры, скоростное собирание которых повышает множитель очков. Влияние на итоговый счет оказывают также карточки-модификаторы. Они покупаются наборами во внутриигровом магазине и обладают как практическими (прокачанное оружие с самого начала уровня, повышенное здоровье врагов и так далее), так и чисто косметическими (огромные головы у героев) свойствами.

По сути единственным более-менее стоящим аспектом «Экспедиций» можно назвать пользовательские задания. Выбираете локацию, погодные условия, потом задаете по порядку пять различных целей, модификаторы — готово, можно выкладывать на суд общественности. Но вся эта возня с карточками и очками — лишь мишура, которую вряд ли кто-то, кроме самых отъявленных охотников за достижениями, удостоит даже мимолетного взгляда. Все-таки Rise of the Tomb Raider — это в первую очередь большое и увлекательное Приключение, а все остальное несущественно.

Достоинства:

  • простая, но интересная история о затерянном в горах городе;
  • очень живая Лара — она дрожит на холоде, греет руки у костра, отряхивает волосы после плавания, вязнет в плотном снегу и так далее;
  • множество дополнительных занятий, позволяющих отвлечься от основного сюжета;
  • продуманный и выверенный игровой процесс с большей свободой действий.

Мы совсем не случайно скептически относимся к западным играм, местом действия которых являются территории бывшего Советского Союза. Как правило, какой бы отличной ни была механика, сюжет и декорации будут постоянно вызывать то недоумение, то смех. С практически такая же ситуация: очень крепкий геймплей здесь сочетается с порой маразматичным антуражем деревушек времен СССР в представлении западных разработчиков.

Дело даже не совсем в сюжете, хотя что-то менее банальное придумать очень сложно. В этот раз повзрослевшая и окрепшая Лара идет по стопам отца, отправляясь на поиски очень мощного артефакта. Спрятан он не где-нибудь на заброшенных островах, а среди заснеженных лесов Сибири. Мисс Крофт придется поспешить: за артефактом также охотится группировка «Троица», цель которой - обрести мировое господство. На поиски отправлены целые отряды вооруженных головорезов. В принципе, сюжет напоминает фильмы об Индиане Джонсе: подобные вещи воспринимаются как обычное приключение, но хотелось бы более интригующей истории. Поэтому сразу приготовьтесь к тому, что во время кат-сцен вы не раз потянетесь к смартфону с соцсетями.

Общее впечатление от локаций можно условно поделить на две части. Некоторые так и просится на скриншоты - слишком уж много в них откровенной клюквы. Картинки и правда получаются впечатляющие: вот Лара стоит на капоте ЗИЛа, подпирает статую Ленина, или просто ежится на фоне коммунистического агитплаката. Надписи на стенах частенько радуют всякими немыслимыми оборотами сразу на нескольких славянских языках одновременно. Кстати, теперь для того, чтобы отметить на карте спрятанные элементы, нужно читать текст на своеобразных обелисках. Проблема в том, что надписи на этих обелисках - иностранные для Крофт, поэтому ей придется адаптироваться прямо на ходу, изучая аутентичные элементы той культуры. Так, чтобы выучить русский, нужно прослушивать диктофонные записи и изучать мотивационные надписи на здоровенных знаменах. Зато собирать коллекцию реликвий очень занимательно: тут и там разбросаны вещи вроде орденов Героя Советского Союза, жетонов заключенных в лагерях или короны Киевских князей.

С другой стороны, Rise of the Tomb Raider показывает очень приятные пейзажи в виде заснеженных сугробов и поваленных хвойных деревьев, среди которых даже потрепанная советская военная техника выглядит очень органично. По локациям разбросаны источники ресурсов: это могут не только ящики с барахлом, но и дикие животные, шкуры которых тоже пригодятся. Кстати, проблем с ресурсами, по крайней мере на среднем уровне сложности, здесь нет - и патроны, и тряпки для создания бомб можно отыскать в избыточном количестве.

Увы, но ни о каком выживании, которое обещали в анонсах, речи не идет: как и в (2013), Крофт мучается лишь в начале и довольно быстро становится машиной для убийств.

Система крафтинга перекочевала из Tomb Raider образца 2013 года практически без изменений. Вы собираете ресурсы, а потом садитесь у костра и улучшаете оружие, изменяя характеристики предмета, а также добавляя к нему нему различные обвесы. Вообще все, за что отвечал лагерь у костра в прошлой игре, осталось на месте: быстрое перемещение, прокачка навыков, выбор и апгрейд снаряжения. Постепенно вы будете открывать новые приспособления для выживания, поэтому всегда можно вернуться на несколько локаций назад и добраться до ранее недоступного сундука с сокровищами.

Геймплей в Rise of the Tomb Raider выстроен максимально последовательно, с выверенным таймингом между сменой механик. Сначала вы не спеша исследуете небольшую открытую локацию, на которой из врагов можно встретить максимум стаю волков. Здесь можно собрать ресурсы, найти несколько пещер или встретить незнакомца с дополнительным заданием, за выполнение которого можно разблокировать детали для апгрейда оружия. Как только вы начинаете продвигаться по сюжетным триггерам, игра подсовывает горстку врагов, расправиться с которыми можно бесшумно. Тактики, кстати, немного: либо сразу подойти сзади и нейтрализовать, либо выманивать по одному в тихие уголки карты, либо просто перебить из лука по одному, не высовываясь из укрытия. Использовать огнестрельное оружие по-прежнему не хочется: например, автомат совершенно не чувствуется, да и разброс пуль огромный - проще перестрелять всех из лука.

После короткого стелса Rise of the Tomb Raider непременно заставит вас немного попрыгать по платформам и сразу предложит исследовать какую-нибудь гробницу. Делать это не обязательно, но мы все же рекомендуем не пропускать такие вещи. И дело даже не в ценности награды: у этих локаций очень интересный дизайн, а головоломки хоть и простые, но разнообразные. Кроме того, они совершенно не снижают темп игры.

Затем вас резко поместят в коридор, заполненный озлобленными солдатами «Троицы», где все начинает гореть, рушиться и взрываться, а в конечном итоге вы будете на всех парах мчаться из горящей избы или пытаться скрыться от преследующего вас вертолета. QTE-элементов, кстати, действительно немного, несмотря на то, что они встречаются уже на второй минуте игры. Динамика у новой Tomb Raider порой просто бешеная, и в этом плане ее можно назвать явным конкурентом игре о приключениях Нейтана Дрейка. Даже несмотря на кажущуюся абсурдность происходящего, обновленная Лара Крофт наглядно демонстрирует, что переосмысление классики может быть очень удачным.

Название:
Жанр: Action, Adventure
Разработчик: Crystal Dynamics
Издатель: Square Enix
Дата выхода: 28 января 2016
Платформа: РС / Xbox 360 / Xbox One

После событий прошло несколько лет. Лара Крофт вовсю изучает записки своего погибшего отца, который посвятил свою жизнь поиску загадочного источника вечной молодости.

Путь героини в новой игре начинается с Сирии, куда ее приводят подсказки, оставленные отцом. Пробравшись в древний храм, девушка узнает, что за ней по пятам идет таинственный орден Троицы, который, вероятно, и стал причиной гибели отца. Спустя какое-то время становится ясно, что необходимый артефакт расположен не на Ближнем Востоке, а в Северной Сибири. Там-то по-настоящему и начинаются приключения Лары в Rise of the Tomb Rider.

Как помнит уважаемый читатель, в 2013 году серию Tomb Raider перезапустили, выпустив одноименную игру, которая легла в основу нового направления в развитии. Издателя, владеющего правами на героиню, можно понять: перед глазами маячил пример суперуспешной приключенческой игры Uncharted - эксклюзива для консолей от Sony. Tomb Raider решили отправить в то же русло - сделать игру, в которой акробатика и карабканье по обветшалым уступам чередуется с перестрелками, то есть по ставшей классической формуле, изобретенной Стивеном Спилбергом для своих фильмов об Индиане Джонсе.

Как мы писали три года назад, главная проблема игры − в несовпадении происходящего на экране с историей: героиня − хрупкая студентка, которая вроде как пытается выжить в сложных условиях после крушения корабля, а через несколько часов игры она хватает пулемет и уничтожает одну сотню солдат за другой. Кроме этого, большой претензией была предсказуемость происходящего: любой «неожиданный» момент, связанный с обрушением уступа, деревянного моста и так далее легко угадывался и ничего, кроме раздражения, не вызывал.


Тогда, в 2013, мы поставили игре достаточно высокий балл с надеждой, что все недочеты исправят в продолжении, чего, увы, не случилось. Но обо всем по порядку.

Начнем с того, к чему претензий более-менее нет: игровой процесс. Его структура совершенно ничем не отличается от предыдущей части: предстоит много прыгать, лазить, ползать и стрелять. Место действия перенесли в горы Северной Сибири (на топонимике, да и на географии в целом мы остановимся отдельно чуть ниже), а помимо природных ландшафтов в Rise of the Tomb Raider есть и множество рукотворных сооружений: советская база (игра сама не определилась что это за сооружение: то ли секретный исследовательский комплекс времен Холодной войны, то ли трудовой лагерь, именуемый в духе Солженицына ГУЛАГом), поселение туземцев (говорящих на идеальном английском, к слову), средневековые византийские храмы (!) и так далее.


Все окружение органично вписано в игровой процесс: просторные локации идеально подходят для скалолазания и решения акробатических задачек, а арены для стрельбы продуманно заставлены камнями, ящиками и шкафами для удобства перестрелок. Все это достаточно грамотно чередуется между собой, чтобы не утомлять игрока.

Кроме этого, разработчики все не хотят оставить в покое тему выживания, с которой они не справились в прошлый раз. На этот раз под «выживанием» нам предлагают систему создания предметов: убивая местных зверьков, обрывая кустарники и роясь в окружающих помойках, мы достаем некоторые детали, с помощью которых можем улучшить вооружение и снаряжение. В зачаточной форме это было и в предыдущей игре, но тут все просто работает гораздо лучше. Отдельное приятное нововведение - создание коктейлей Молотова или гранат прямо во время боя из бутылок со старым пойлом и полупустых консервных банок.


Один из немногих исправленных недочетов касается, собственно, расхищения гробниц. Ушла, наконец, нелепость из предыдущей части, когда мы попадали в место, в котором никто не был лет пятьсот и доставали себе улучшение для пистолета. Теперь в каждой гробнице лежит «улучшение» для самой героини: Лара читает древний манускрипт, в котором описана сверхсекретная техника стрельбы из лука, задерживания дыхания для плавания под водой и так далее. Да и самих гробниц стало значительно больше, что не может не радовать.

Проблема же глупого сюжета и отвратительной проработки истории осталась на месте, что губительно для Rise of the Tomb Raider: каким бы проработанным ни был игровой процесс, без связующего звена в виде рассказа он практически не имеет смысла. В игре присутствует невероятное количество глупостей и фактологических ошибок, а к проработке места действия подошли откровенно халатно.


Начнем с того, что нет в географии такого региона, как Северная Сибирь: она может быть Западной или Восточной, и на это есть свои причины (Западная Сибирь − равнинная территория, а Восточная - горная). Правильно было бы сказать, что место действия располагается на севере Западной Сибири. Далее: нарисованные художниками горы тоже слабо соответствуют физико-географическому описанию региона. Единственные горы в Западной Сибири - Уральские, но они относительно невысокие и совершенно не похожи на тех исполинов, что показаны в игре.

Исключительно отвратительная работа проделана с историческими материалами, что втройне непростительно, учитывая, что игра про историков-археологов. Но отдельного «фе» стоит работа над советской базой. Повсюду висят одинаковые стелы, с одинаковыми надписями, которые Лара каждый раз переводит по-разному, находя новый смысл. Можно наткнуться на документ узника трудового лагеря, на котором написано, что это удостоверение старшего оперуполномоченного из Николаевской области. Прикольно выглядят и карты Российской империи рядом с портретами Ленина.


Все это крайне некрасиво: команде было лень нанять консультанта по истории для игры, тесно связанной с историей. А на чем еще они сэкономили?.. Конечно, Crystal Dynamics - это же не дурачки из Naughty Dog, которые ради Uncharted выезжают в те страны, которые они перенесут в свою игру и изучают все как следует, из-за чего Uncharted потом продается миллионными тиражами и получает восхищенные отзывы…

Усугубляется все это и дешевеньким и неинтересным сюжетом, который при этом паршиво срежиссирован. Буквально за три часа наружу вылезает множество клишированных приемов: и внезапное предательство, и интрига, связанная со смертью отца, и детские годы Лары, поданные в виде флэшбэков, и много чего еще. Ну и сам факт того, что достаточно хрупкая девушка лет 23-24 крошит черепа здоровых мужиков с помощью альпинистского крюка и перестреливает их десятками из АКМ, явно не сочетается со здравым смыслом.


И все это достаточно грустно. Вместо качественной игры в духе Индианы Джонса и достойного конкурента Uncharted перед нами дорогой, но бестолковый боевик, который несмотря на интересные игровые находки, все равно раздражает и неумолимо утомляет. Лучше еще раз пересмотреть киноклассику с Харрисоном Фордом или приобщиться к трилогии Uncharted. А Rise of the Tomb Raider можно пропустить и совершенно ничего не потерять…

Системные требования

Новейшая история Лары Крофт, единственного археолога, чье имя знают за пределами передач канала National Geographic, началась довольно неоднозначно. , но вызвал массу вопросов к переосмысленному символу приключенческого жанра. Вместо долгожданной Расхитительницы гробниц в объятия фанатов вернулась какая-то Повелительница выпускниц, хрупкая и неуклюжая – и как ни старались авторы втолковать свой замысел, перекричать толпу им все же не удалось.

Так что для второй попытки Crystal Dynamics запаслись более прозрачными методами. Нет вам больше никакого становления легенды, нет мрачного закулисья и криков боли. Хотели свою любимицу обратно? Вот она, целая, невредимая, похорошевшая и готовая к любым передрягам.

Тем примечательнее, что теперь у игры порядок на сюжетном фронте. Ну, относительный порядок, если вы не имеете ничего против затерянного в сибирских льдах древнего города, дарующих вечную жизнь артефактов, бессмертных армий и многовековых конфликтов уровня . В основе по-прежнему откровенный бред – но куда без этого, верно? Tomb Raider никогда не отличалась глубоким сценарием и была больше про шило в заднице мисс Крофт, по прихоти которого нас кидало в самые безумные места и ситуации. Такая уж, кхм, визитная карточка у серии, ничего не попишешь.

Важно другое – как оно преподносится. Положа руку на сердце, вспомнить завязку хоть одной части вот так сразу тяжеловато, даром что ты уже не первый десяток лет гоняешь треугольные формы Лары по угловатым руинам и все детство провел, запирая дедульку-дворецкого в гигантской морозилке . Да чего там: даже история прошлой части при всех своих драматических потугах хоть как-то запомнилась лишь благодаря своей нескладности и блеклости. И вот в плане подачи сюжета Rise of the Tomb Raider выросла очень сильно, поэтому и традиционная мистическая муть здесь смотрится намного лучше и впечатление производит правильное.

Во-первых, она совершенно не пытается сойти за что-то грандиозное и эмоциональное, в отличие от предыдущей игры. Теперь это просто отличное приключение, именно такое, какого всем хотелось: чтобы на экране было поменьше стонов и страданий да побольше гробниц и погонь за древностями. А отсутствие претенциозности незамысловатый сюжетец компенсирует предельной насыщенностью событиями и на удивление добротными персонажами. Да, предсказуемо. Да, односложно. Но «Индиану Джонса» вы, должно быть, тоже не ради многослойного анализа смотрите?

Во-вторых, многое вытягивает постановка. Иногда герои попросту не выдерживают и начинают изъясняться чуть ли не цитатами из ванильных пабликов – и тогда авторы напирают на зрелище. Самые банальные моменты обязательно сопровождаются шикарным роликом и/или не менее шикарным заскриптованным представлением, феерии которого уступает даже Uncharted, все бабахает, крошится и рушится в настолько удачных пропорциях, что ругать игру за сценарные огрехи пропадает всякое желание. Без сомнений, сделать можно было в разы лучше, но наблюдать-то за происходящим в любом случае интересно – стоит ли тогда ворчать?

Однако главное достижение сюжета в том, что он отлично гармонирует с геймплеем и не ощущается как нечто оторванное от процесса. В 2013 году Tomb Raider словила много гнилых помидоров за чудовищный рассинхрон между фундаментальной идеей моральных (и физических) терзаний героини и непринужденным отстрелом сотен наемников в перерывах – поэтому здесь такого нет. В угоду цельному игровому опыту характер новой Лары стал сложнее и универсальнее: она куда более близка к своему классическому образу профессионала за работой, но не лишена человечности студенческой версии. Это позволяет ей с одинаковым успехом скулить при падении с полуметрового уступа и рубать медведей, другой рукой сворачивая шеи бронированным мужикам, без расщепления на противоречащие друг другу личности. Все отрезки повествования логично согласованы и в полной мере оправдывают происходящее в интерактивных вставках.

Легче всего историю воспринимать как крепенькое приключенческое кино. Знаете, такое, которому простительна любая ахинея до тех пор, пока она хорошо и изобретательно оформлена. Когда все эти бессмертные константинопольские пророки, тайные ордены и сибирские повстанцы перестают вызывать недоумение, оказывается, что здешняя фабула вполне себе занятна и увлекательна. Настолько увлекательна, что можно ненароком сорваться и пролететь весь путь к финальным титрам за несколько жалких часов. Но поверьте нам, лучше так не делать – как игра Rise of the Tomb Raider предлагает гораздо, гораздо больше.

Геймплей условно делится на две части: экшен и исследование. Первая чаще всего применяется на коридорных отрезках уровней и практически подчистую копирует Tomb Raider 2013, где из-за кустов выкатывается отряд противников и требует себя умертвить, прежде чем пустят дальше. Плохого в этом, впрочем, ничего нет, ибо как раз с перестрелками у прошлой игры проблем было меньше всего, а многие из имевшихся здесь уладили.

К примеру, раньше нам категорически не хватало причин отказываться от любимого пистолета в пользу какого-нибудь там дробовика – теперь же в бою, особенно ближе к финалу, так и тянет посветить перед недругами всем содержимым своих бездонных карманов. Да и ситуации иной раз обязывают не только жонглировать арсеналом, но и крафтить дополнительные патроны и импровизированные гранаты, сидя в укрытии. В общем, с разнообразием попали в самую точку.

А со стелсом как-то до сих пор не выходит. Лару пуще прежнего суют в тыл к противнику, накрывают высоченными кустами и обвешивают всевозможными невидимыми стрелами с глушителем, но тихое прохождение – все еще самое скучное. По той простой причине, что среднестатистический солдат считает истошный вопль упавшего на землю сослуживца нормальной реакцией на рассказанный анекдот и, наоборот, дико нервничает, если в другом конце леса разбилась бутылка. Забавы ради заготовленные гаджеты опробовать можно – но долго с таким искусственным интеллектом в прятки играть не получается.

Что же до исследования, то это буквально лучший элемент Rise of the Tomb Raider, даром что полностью опциональный. Он, напротив, сосредоточен на огромных, просторных локациях, битком набитых всяческими собирашками и челленджами. Не все они изначально выглядят привлекательно, но все определенно стоят уделенного времени.

Несмотря на то, что второстепенная деятельность, как и всегда, монотонна, целая палитра наград за упрямство побуждает регулярно возвращаться к ней. Слоняясь по окрестностям, можно найти не только ресурсы для апгрейдов, но и кучу других полезных и интересных вещей. Допустим, в больших сундуках частенько лежат детали нового оружия, под толщей снега зарыты старинные монеты, которые тратятся на продвинутую экипировку, а за выполнение побочных заданий (есть теперь и такие) могут задарить уникальную одежду. Даже различные документы, старательно забытые в максимально недоступных местах, со времен прошлой игры приобрели какой-никакой вес – с их помощью Лара учит иностранные языки, а мы узнаем больше о предыстории местности или углубляемся в мотивы злодеев.

Что приятнее всего – в этот раз перебарщивать с контентом не стали. Нам все еще является в кошмарах усыпанная болезненными волдырями-иконками карта острова Яматай и залепленный полосами прогресса экран, поэтому на концентрацию коробок с металлоломом здесь мы обратили самое пристальное внимание. Половина коллекционных предметов Сибири непринужденно собирается во время прохождения сюжетной линии, и слава богу.

Отдельное место в сторонней активности занимают гробницы с испытаниями. Это такие небольшие комплексы имени классических Tomb Raider, каждый из которых завязан на одной головоломке: где-то нужно преодолеть бешеное течение, где-то – расколоть ледяную преграду, пользуясь порывами ветра, а где-то и вовсе затопить целый зал, чтобы добраться до алтаря. Цели ставят совершенно разные и неожиданные, и их достижение подразумевает креативное использование привычной механики и требует от игрока толики наблюдательности. Ну, или умения включать особое зрение Лары, чтобы та спалила всю контору, кому как удобнее.

Пускай задачки по большей части слишком уж очевидны, решать их все равно интересно благодаря нестандартному подходу и особенному поощрению в конце. Они ни в коем случае не дотягивают до паззлов незапамятных времен, но хорошенько шагнули вперед от примитивных гробниц перезапуска, заставив пожалеть лишь о том, что их на этот раз слишком мало. Глядишь, к третьей части все-таки дойдем до полноценных хитросплетенных испытаний.

К слову, мир Rise of the Tomb Raider не только любопытен, но и бесконечно красив. В лесные массивы Сибири разработчики умудрились запихнуть огромное число ярких, самобытных локаций, куда хочется возвращаться хотя бы для того, чтобы пощелкать скриншоты в разное время суток. Со стороны в заброшенных советских постройках и покосившихся хижинах, может, и нет ничего впечатляющего, однако ж при погружении в антураж не восхититься проделанной работой не получается.

Да и технологии вторят качественному дизайну. Новые похождения Лары Крофт настойчиво просятся на вершину графического Олимпа, ибо выглядят лучше практически всех современников. Геймплейные кадры еще как-то можно распознать, а вот ролики на движке не стесняются выдавать картинку приличного такого CGI. Аппетиты, правда, соответствующие: и не надейтесь получить вожделенные 60 кадров в секунду на рекомендуемой конфигурации – открытые локации игры опрокидывают даже 980 Ti.

Насчет того, получилась ли Rise of the Tomb Raider, и спорить не приходится. Ничего кардинально нового она, как и любой сиквел, не представила, но, как и любой порядочный сиквел, на пару голов превзошла предшественницу абсолютно во всем. Сюжет все-таки определился с ориентирами, его подача резко прибавила в эффектности, ключевые механизмы геймплея преумножили свою увлекательность, а колорит серии начал потихоньку выцарапывать себе путь на поверхность.

Вот теперь Расхитительница гробниц действительно вернулась. Если в следующий раз она принесет с собой побольше гробниц для расхищения, будет совсем уж хорошо.

Дата выхода: 10 ноября 2015 Издатель: Square Enix Разработчик: Crystal Dynamics Жанры: Action / Adventure / Кооператив Платформы: PC / PS4 / Xbox 360 / Xbox One В : 46 место Оценка редакции: 90 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? + 3 (4 положительных / 1 отрицательный)