Игра-викторина, посвященная прилету птиц «Эти удивительные птицы» в проекте «Родное Красноярье. Конспект викторины (старший дошкольный возраст) «Птицы – наши друзья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № 39 (МБДОУ№39)

426063, г.Ижевск, ул. Орджоникидзе, 28А, тел. 8 (3412) 68-10-92

Воспитатель: Дудина Наталья Ивановна.

Цели и задачи:

Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы; развивать логическое мышление, речь; активизировать внимание, память; учить детей соблюдать правила игры; воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать умение работать в команде. Воспитывать бережное отношение к природе.

Дети делятся на две команды. Выбирается жюри. Дети придумывают названия своим командам.

Конкурс №1 «Разминка»

Выбери зимующих птиц;

Выбери перелётных птиц

Конкурс №2 «Лесные истории»

Входят сова и белка (дети в шапочках совы и белки)

Белка: Тётушка Сова, тётушка Сова!

Сова: Ух-ух. Что случилось?

Белка: В нашем лесу такие чудеса! Зима на дворе вьюжная да холодная, а на нашей ёлке птичка гнездо свила!

Сова: Никаких чудес нет! Эти птицы всегда в самые лютые морозы птенцов выводят!

Белка: А чем они кормят своих птенцов? Ведь все насекомые спрятались!

Сова: А птенцов они вскармливают семенами и плодами хвойных деревьев. Они как раз к этому времени созревают!

Белка: Ничего себе! Вот ведь какие смелые птицы!

Сова: А вы ребята, догадались о ком мы говорили? (ответ на экране)

Белка: А я хочу ребята, вам ещё загадки о птицах загадать! Хотите? (белка загадывает загадки, отгадки появляются на экране проектора)

Эта птица всех боится, сидит целый день на ели и ест хвою, а в самый сильный мороз закапывается в снег (глухарь)

Эта птица летом живёт в лесу, а зимой перебирается ближе к людям. Очень любит сало (синица)

Эта птица с длинным хвостом, очень много трещит, разносит лесные новости

(сорока)

Эта птице дали снежное имя. Она прилетает к нам на зиму полакомиться сладкой рябиной (снегирь)

Сова: Молодцы, ребята! Все белкины загадки отгадали. Ну, что белка нам пора обратно в лес! До свидания, ребята!

Конкурс № 3 «Четвёртый лишний»

Отгадай, кто лишний (картинки)

Снегирь соловей, свиристель, поползень;

жаворонок, грач, синица, ласточка;

ворона сова воробей голубь;

глухарь клёст воробей дятел

Конкурс № 4 «Птичьи поседелки»

Встретились в зимнем лесу как-то на ветке ели дятел, сова, клёст и снегирь стали рассказывать друг другу про жизнь свою лесную. Послушайте рассказ и скажите, что в нём правда, а что нет.

Дятел: Живётся мне зимой в лесу хорошо. Называют меня «лесным доктором» потому что я деревья от вредителей спасаю, а ещё люблю я поохотиться на мышей и зайцев.

Клёст: А я люблю зимой полакомиться еловыми шишками, мороза не боюсь, а ещё люблю я в дупле орешки грызть.

Сова: А я зимой люблю по лесу полетать, поохотиться на мышей и лисиц, а ещё люблю свой дом – гнездо, где ждут меня там маленькие совята.

Снегирь: А я зимой по лесам летаю да разные ягоды ищу, особенно люблю рябину да малину собирать, уж больно они вкусные! А придёт весна полечу я в тёплые страны!

Конкурс №5 «Истории про птиц»

Я хочу рассказать вам историю. Таня вместе с бабушкой, в начале зимы повесили во дворе кормушку. Каждый день Таня спускалась во двор и насыпала в кормушку корм. Наступили морозы, но Таня каждый день выходила к птицам. Однажды в один из морозных дней Таня забыла насыпать корм, когда на следующий день она вышла во двор с кормом -кормушка была пуста. Птицы не прилетели и на следующий день. Почему? (обсуждение ситуации с детьми)

Задание для второй команды: Жила была на свете девочка Маша. Однажды Маша гуляла по лесу и встретила волшебника. Волшебник сказал, что исполнить одно Машино желание. Я хочу, - сказала Маша, - чтобы из леса исчезли все комары, потому что они злые и надоедливые. Волшебник взмахнул палочкой, и комары исчезли. Как вы думаете, правильно ли поступила Маша? (Результаты на экране)

Конкурс №6 Разложи картинки по временам года (выставляются четыре магнитные доски с условными обозначениями времен года) . Команды раскладывают картинки.

Жюри подводит итоги викторины.

Использованная литература:

  • Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999 г.
  • Попова Т.И. «Мир вокруг нас» . Москва «Линка – Пресс» - 2002г.
  • Рыжова Н.А «Экологические сказки» М «Линка- Пресс» , 1998г.

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (Птица)
Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в игре - викторине «Знатоки птиц». В викторине участвуют две команды. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.
Правила игры: я расскажу вам о правилах игры. На обсуждение ответа дается одна минута. Если команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше. Итак, начинаем нашу викторину. 1 конкурс «Разминка». Вам поочередно надо быстро ответить на вопросы. 1. Какую птицу называют «белобока»? 2. От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.) 3. Назови птицу с красной грудкой, которую можно увидеть зимой? 4. Для чего птице хвост? (Держаться на деревьях, управлять полетом.) 5. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице? (Кукушка.) 6. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла). 7. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края. 8. Как мы можем помочь зимующим птицам? По результатам разминки каждая команда получает по одному жетону. 2 конкурс «Перелётные и зимующие птицы» Разделите картинки с изображением птиц на зимующих птиц и перелётных. Команда соперников проверяет правильность выполнения задания (жетон выдается команде, которая выполнила задание верно). 3 конкурс «Чей клюв лучше» Сейчас мы проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. Назовите, чьи это клювы (клеста – клювом достаёт семена из еловых шишек; вороны – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; орла – острый загнутый клюв, это хищная птица; лебедя – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей). 4 конкурс: «Загадки о птицах». В этой категории каждой команде предлагается ответить по 3 загадки.
1. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа-
Целый день долбить стволы (Дятел).
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ….(Совы)
2 Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…..
(Снегири)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два огромных крыла
У хозяина……. (Орла)
3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей) Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут ее... (Кукушка))
Игра «Кормушка» Ход и правила игры. В центре зала лежит большой обруч – «кормушка», в ней мелкие одинаковые предметы. Малые обручи – «гнезда», «скворечники» , «дупла» - образуют большой круг, в них стоят дети – «птицы» по одному в каждом. Пока звучит музыка, дети переносят к себе в обруч по одному предмету, по окончании музыки – считаем, какая птица больше «набрала еды». Повторить 3-4 раза. 5 Конкурс: «Кто как летает» По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам). Назовите, кто летит (утка, ласточка, сорока, цапля, ворона, гусь). 6 Конкурс «Узнай птицу по голосу» (Аудиозапись голосов птиц) 7 Конкурс «Из какой мы сказки?» Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно вспомнить название сказки, и птицы о которой в ней говорится. 1. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»). 2. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»). 3. Как звали птицу, которая не могла улететь в теплые края, потому, что лиса повредила ей в детстве крыло (Серая шейка, утка) 4. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»). 5. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша). 6 . Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»). 8 Конкурс чтецов: За каждое рассказанное стихотворение или загадку о птице дается дополнительный жетон. Игра «Ловлю птиц на лету». Один из играющих - птицелов, он стоит лицом к стене. Играющие делятся на группы по нескольку человек и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к птицелову и спрашивают: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы галки, где наш дом?». Птицелов называет место, где должны жить птицы, и дети занимают свои дома. На слова птицелова: «Ловлю птиц на лету!» - птицы летают в разных направлениях по площадке, весело кричат. Птицелов их ловит. Пойманный игрок становится птицеловом, птицы разлетаются по своим домам. Игра повторяется. Правила:
Птицы должны вылетать из своего дома только после слов птицелова и летать по всей площадке
Каждая группа занимает только свой дом.
Тот, кто ошибется, выходит из игры.
Играющие могут подражать крику тех птиц, кого они изображают. Игру можно усложнить, если каждый новый птицелов поменяет место домов для птиц. (Подсчет жетонов. Вручение медальонов «Знатоки птиц»)
Молодцы ребята, сегодня вы показали, что вы настоящие знатоки птиц. Пожелаю вам не только знать птиц, но и заботься о них зимой, и беречь природу – потому, что природа – это дом для птиц.

Цель: поддерживать интерес детей к родному краю, его обитателям (птицам), народным традициям встречи весны и празднованию Дня птиц.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация, музыка, художественное творчество, здоровье.

Участники игры-викторины: дети подготовительной к школе группы - Команда «Галчата», и их родители - Команда «Совуньи» .

(В нарядно украшенном зале напротив друг друга размещаются две команды: «Галчата» и «Совуньи» ).

Ведущая: Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла…(весна).

Весна в Приангарье! Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет.

Весна в Приангарье! Первые вестники весны – птицы. Именно им посвящена наша сегодняшняя игра-викторина «Эти удивительные птицы». Участники игры: команда «Галчата»! И команда «Совуньи»! капитаны команд – старшие в своих командах. Это Богданова В.В. и Богданова Аня. Участие в конкурсах, выполнение заданий будет оценивать жюри. (Представление жюри).

Команды готовы? Начинаем игру!

1 конкурс «Птичьи вопросы».

Команде «Галчата»:

а) каких птиц, зимующих у нас в Приангарье, вы знаете? (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, снегирь);

б) какие птицы не умеют летать? (пингвин, страус, киви);

в) назовите птицу-маму, которая не заботится о своих птенцах? (кукушка);

г) У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их и сказку («Гуси-лебеди»).

Команде «Совуньи»:

а) назовите перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, стриж, кукушка, журавль, дикие утки и гуси);

б) какие птицы улетают в теплые края последними? (водоплавающие);

в) любимое лакомство синиц (сало);

г) какие птицы стали героями балета? Назовите этот балет и композитора (лебеди, «Лебединое озеро», Чайковский).

2 конкурс «Конкурс чтецов».

Каждая команда приготовила по 4 стихотворения В. Степанова о птицах. Нужно чтецам выразительно рассказать стихотворение и показать свою птицу на карточке.

3 конкурс «Загадки».

Команды поочередно отгадывают загадки:

1) Чернокрылый, красногрудый, 2) На одной стоит ноге,

Не боится он простуды, А другую греет.

И зимой найдет приют - Не купила сапоги,

С первым снегом тут как тут. (Снегирь) А теперь жалеет. (Цапля)

3) Непоседа птица эта, 4) Ты его узнаешь сразу:

Одного с березой цвета. Черноклювый, черноглазый,

Верещунья, белобока, Он по пашне важно ходит,

А зовут ее… (Сорока) Червяков, жуков находит. (Грач)

5) На когтях на ствол сосновый 6) Всю ночь летает –

Влез монтер красноголовый. Мышей добывает.

Он трудился на весу, А станет светло –

Но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел) Спать летит в дупло. (Сова)

Ведущая : Приглашаю игроков на разминку «Сорока».

Летела сорока, сорока белобока (бегут на носочках)

Летела, летела, на березу села (полуприсед)

Хвостом повертела (отводят ручки за спину, крутят кистями)

По сторонам поглядела (поворачивают голову вправо-влево)

4 конкурс «Знатоки птиц».

Команды получают конверты с набором картинок и чистыми бумажными квадратами, на которых должны написать первые буквы слов – названий предметов. Затем из букв сложить слово – название птицы и найти картинку с ее изображением.

(ВОРОНА КУКУШКА)

В зал влетает Скворец (ребенок в костюме).

Скворец: Рад весну встречать я с вами. Снова встретился с друзьями.

Молодой весны гонец. Как зовут меня? (Скворец)

Верно. Пролетал я над вашим детским садом и порадовался: висят ваши скворечники на тополях. Сразу видно, что ждали меня и моих друзей. Спасибо!

И хотя мы, скворцы, предпочитаем некрашеные и не струганные домики, жаль, что эти скворечники такие серенькие.

Ведущая: Ничего, скворушка, хочешь, наши игроки придумают, как украсить птичьи домики?

Скворец: Конечно! Это было бы здорово!

5 конкурс «Украсим скворечники».

Обе команды получают рисунок-силуэт скворечника и набор цветных фломастеров. Решают, как будут украшать, работают сообща и поочередно.

В это время дети из группы поддержки исполняют песню «Кукушка и лягушка». Юля З., Карина Д. и Андрей Кож. Рассказывают скороговорки: грачиную, галчиную и синичью.

Подвижная игра «Скворцы и кошка».

Под музыку скворцы (дети в наголовниках) летают по залу, а кошка дремлет в сторонке. По окончанию музыки кошка ловит скворцов, а они летят в домики-обручи, но занимать домики только по двое. Скворцов больше на два, их ловит кошка. Игра повторяется.

6 конкурс «Птичьи повадки».

Команде «Галчата»:

а) какая птица охотится только ночью? (сова);

б) какая птица кашку варила и деток кормила? (сорока);

в) самая известная курочка (Ряба);

г) какая птица вьет гнездо на крыше дома? (аист).

Команде «Совуньи»:

а) какая птица может обогнать лошадь? (страус);

б) какие птицы жили у бабуси? (гуси);

в) начальник курятника? (петух);

г) какую птицу называют птицей – мухой? (колибри).

7 конкурс «Домашнее задание».

Участники команд показывают 4 миниатюры по произведениям Н. Сладкова:

«Сорока и заяц»;

«Сорока и медведь» ;

«Сорока и заяц»;

«Крот и филин».

8 конкурс «Музыкальный».

Участники команд называют песни, в которых упоминаются птицы. Засчитывается не название песни, а несколько строк, рассказанных или напетых.

Жюри подводит итоги. Вручает командам похвальные грамоты «Знатоки птиц» и шоколадные медали.

Викторина «Птицы» с ответами для детей среднего и старшего дошкольного возраста в загадках.

Веденеева Вера Петровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 77»,город Миасс Челябинская область
Описание: Данная викторина предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Можно использовать на занятиях по теме недели «Животный мир». Загадки помогут расширить знания о мире птиц, позволят развить мышление, любознательность.

Цель: закрепление и расширение знаний детей о мире птиц.
Задачи:
- расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор;
- воспитывать чувство любви к родной природе, ко всему живому.
Оборудование: картинки с изображением птиц.
1. Я весь день ловлю жучков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.


(воробей)
2. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая.
Крикунья хрипловатая
- Известная персона.
Кто она?


(ворона)
3. Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - и легче.


(дятел)
4. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
- Кле! кле! кле! - поет со свистом.


(клест)
5. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.


(синица)
6. Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка
- Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.


(снегирь)
7.Летом за пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит.


(грач)
8.Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.


(жаворонок)
9.Не ворона, не синица
- Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
- Раздалось в лесу «ку-ку».


(кукушка)
10.Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.


(ласточка)
11.Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.


(скворец)
12.Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет.

Светлана Коваленко

Цель :

Развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания,связной и диалогической речи.

Задачи :

Закрепить знания детей о перелетных птицах , их внешнем виде, образе жизни, питании, пользе.

Развивать связную речь, память, мышление, воображение.

Формировать навык сотрудничества, доброжелательных отношений, умение выслушать ответ товарища. Воспитывать бережное отношение к птицам .

Оборудование : доска, волчок, аудиозапись трели скворца, предметные картинки с изображением перелетных птиц , медальки, звездочки, волшебная коробочка.

Предшествующая работа : беседа о перелетных птицах , заучивание стихов, загадок, скороговорок, упражнений.

Ход викторины:

Педагог включает детям аудиозапись трели скворца. В это время выставляет картинки пособия.

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Кто знает, как их можно назвать одним словом? Правильно, это перелетные птицы .

Давайте вспомним,как они называются?

Ребята мы много говорили с вами на совместной деятельности о перелетных птицах . И сегодня мне бы хотелось с вами провести небольшую логопедическую викторину о перелетных птицах и закрепить ваши знания.

Для викторины мы пригласили жюри , за каждый ответ вы будете получать звездочку, а в конце мы подведем итоги.

Кто же из вас окажется самым внимательным, смекалистым, умным.

По среди стола ставиться волчок со стрелочкой, по кругу раскладываются карточки с заданием.

Дети по очереди вращают волчок и отвечают на выпавшую карточку с заданием.


Задания к викторине .

1. Назовите каких перелетных птиц вы знаете (грач, скворец, журавль, ласточка, стриж т. д.)

2. Почему перелетных птиц называют перелетными ? куда они улетают и зачем?

(перелетные птицы на зиму улетают в теплые края в поисках корма)

3. Назовите водоплавающих перелетных птиц ?

4. Загадки о птицах :

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Кто без но и без свирели

Кто же это?

На шесте дворец

Во дворце певец

А зовут его скворец

Черный, проворный,

Кричит : «Крак!»

Червякам враг.

Птицы с длинными ногами

До весны простились снами.

Машут крыльями вдали,

И курлычут. Журавли.

5. Какую пользу людям приносят перелетные птицы ?

6. Как называется домик для скворца, который строят люди?

7. Считается, что эта птица предвещает добрую судьбу и рождение детей?

8. Физкультминутка «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Склонились над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

9. Маленькая подвижная птичка с размером воробья?

10. Эти маленькие птички значительную часть жизни проводят в воздухе и ловят на лету насекомых?

11. Про эту птицу в народе говорят так «Увидел грача весну встречай» .

12. Обыгрывание диалога «Ласточка»

Ласточка, ласточка

Милая касаточка

Ты где была, ты с чем пришла?

За морем бывала, весну добывала

Несу, несу

Весну -кросну

13. У этих птиц нет своей песенки , но они прекрасно подражают другим птицам . в песни самца можно услышать посвист иволги, соловьиную трель, ржание жеребёнка, кваканье лягушки.

14. Этих птиц считают предсказателями погоды. если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим,если низко –холодным, сырым. Если они усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды.

15. Проговорить скороговорки :

У Грачихи 5 грачат.

Громче всех они кричат.

Стоит ласточка свой дом

Прямо над моим окном.

На березе скворушка

Пестренькие перышки.

16. Во многих местах эта красивая, грациозная крупная птица почитается как защитник и покровитель моряков. Для моряков появление этих белых птиц над морем предвещает спокойное и благополучное путешествие.

17. Какая из птиц не высиживает птенцов, а подкладывает яйцо в другие гнезда птиц ?

18. Стихи о птицах :

Мы раскрыли окна.

Распахнули дверь

Солнечный и мокрый

К нам пришел апрель

Забурлил ручьями,

Зазвенел, запел

Первыми скворцами

На березы сел.

Теперь весна –красавица

зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Ребята наша викторина закончена , и теперь жюри подводит итоги, а мы с вами проведем игру «Веснянка»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Побежал в саду ручей

Прилетело сто грачей

А сугробы тают, тают

А цветочки подрастают.

Детям вручаются медальки.

В конце логопедической викторины дети выставили свои поделки «Вестники весны» из соленого теста.








Спасибо всем. Наша совместная деятельность окончена.