Не том говорю чтобы молиться. Семь смертных грехов. Библейский взгляд на единственный "смертный грех"

ГРЕХ К СМЕРТИ = СМЕРТНЫЙ ГРЕХ?


Очень часто люди задают вопрос о том, что такое «грех к смерти» , о котором говорится в 1 послании Иоанна (1 Ин 5:16) Действительно, Библейский стих, где встречается эта фраза, сложен для понимания в отрыве от контекста главы, послания – и всего Писания. Ещё больше осложняется толкование этой таинственной фразы наслоением самых разных учений, стереотипов, традиций. Например, таких, как учения о восьми или семи смертных грехах, свойственного особенно католицизму и православию.

По данным некоторых источников, первым учение о смертных грехах сформулировал Евагрий Понтийский в конце IV века. Вот список главных грехов, согласно взгляду этого богослова:

1.Чревоугодие

2. Прелюбодеяние, блуд

3. Алчность

4. Печаль

5. Гнев

6. Уныние

7. Тщеславие

8. Гордыня

Несколько позже Папа Римский Григорий Великий сформулировал список из семи смертных грехов. Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» опирается на этот список, описывая во второй части своего произведения круги ада, соответствующие каждому из этих грехов:


1. Гордыня

2. Зависть

3. Гнев

4. Уныние

5. Алчность

6. Чревоугодие

7. Похоть, блуд








Об этих ли грехах говорит Апостол Иоанн? Неужели наш Господь не прощает эти грехи – и каждый, совершивший что-то из этого хоть раз в жизни, обречён на вечность в аду и не имеет надежды спастись?.. Если так, нет надежды ни у одного из живших когда-либо и ныне живущих людей!… А как же жертва нашего Господа Иисуса Христа? Неужели Его Крови не достаточно, чтобы искупить эти грехи?



К сожалению, часто люди не задумываются об этих вопросах, рассуждая о списках смертных грехов – и, таким образом, пренебрегают Евангелием!

Давайте же вместе постараемся исследовать Писание, веря, что это полное и законченное откровение Живого Бога , содержащее в себе всё, что нам нужно знать для спасения души. Основываясь на этом принципе, вместе начнём изучение!



Попробуем понять саму фразу «грех к смерти».



I . СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРЕВОДОВ 1 ИН 5:16-17



Синодальный перевод: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти , то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти . Есть грех к смерти : не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти ». (1Иоан.5:16,17)



Радостная весть: «Если кто увидит, что брат совершает грех (но грех, не ведущий к смерти) , пусть помолится и даст ему жизнь (это касается тех, чей грех не ведет к смерти ). А есть грех, ведущий к смерти . Я не говорю, что надо молиться о таком грехе. Всякое дурное дело - грех, но есть грех, не ведущий к смерти ». (1Иоан.5:16-18)



Перевод Международного Библейского Общества (МБО): «Когда вы видите своего брата согрешающим и если этот грех не ведет к смерти , то молитесь об этом брате, и Бог даст ему жизнь. Я говорю здесь о таких грехах, которые не ведут к смерти . Есть грех, последствием которого может быть только смерть , и я не говорю вам молиться о грешнике, виновном в таком грехе. Всякий неправедный поступок - это уже грех, но есть грех, не влекущий непосредственно за собой смерти , и для такого грешника есть покаяние и прощение». (1Иоан.5:16,17)



King James Version : «If any man see his brother sin a sin not unto death , he shall ask, and he shall give him life for them that sin not unto death . There is a sin unto death : I do not say that he shall pray for it. All unrighteousness is sin: and there is a sin not unto death ». (1Jn.5:16,17)



New American Standard Bible : «If anyone sees his brother committing a sin not {leading} to death , he shall ask and {God} will for him give life to those who commit sin not {leading} to death . There is a sin {leading} to death ; I do not say that he should make request for this. All unrighteousness is sin, and there is a sin not {leading} to death ». (1 Jn .5:16,17)



Подстрочный перевод с греческого текста : «Если кто-нибудь увидит – брата его грешащего грехом не к смерти , будет просить и даст ему жизнь, - грешащему не к смерти . Есть грех к смерти ; не о том говорю чтобы он попросил. Всякая неправедность грех есть, и есть грех не к смерти ». (1 Ин 5:16, 17). [Сохранена пунктуация и конструкции греческого языка].

Мы прочли с вами 6 различных переводов этих двух стихов. Все они очень похожи друг на друга. Безусловно, все переводчики увидели здесь один и тот же смысл – и изложили его практически одинаковыми словами. Поэтому из этого сравнительного анализа переводов мы можем извлечь не так много информации, которая помогла бы нам лучше понять исследуемую фразу. Но вот что мы видим в тех текстах, где переводчики немного распространили эти слова, добавив в перевод интерпретацию: «грех, ведущий к смерти » (РВ), «грех, последствием которого может быть только смерть» (МБО), « a sin { leading } to death » (NASB ) [то есть, как и в Радостной Вести, «грех, ведущий к смерти»]. Это не так много. Этого не достаточно – по крайней мере, мне J - чтобы понять суть слов «грех к смерти». Однако эти фразы сразу вызывают ассоциацию с шестой главой послания к Римлянам, особенно с её очень известным последним стихом:


«Ибо возмездие за грех - смерть , а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.6:23).


«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти , или послушания к праведности?» (Рим.6:16)

Исходя из контекста всей главы и конкретно этих двух стихов (Рим 6:16 и 6:23), можно сделать вывод, что, когда Библия говорит о «грехе к смерти», речь идёт не о конкретном разовом проступке, греховном действии . Речь о чём-то более глобальном. Ведь «грех к смерти» противопоставляется не доброму поступку, «послушанию к праведности» как состоянию , в котором пребывает человек, живущий во Христе. То есть, от обратного можно предположить, что «грех к смерти» - состояние человека, живущего без Бога, не примирившегося с Ним, не принявшего Божий дар вечной жизни во Христе Иисусе


Давайте проверим это предположение, изучив контекст всего 1го послания Иоанна, ведь фраза «грех к смерти» является частью заключения, вывода из всего сказанного Иоанном в этом письме!



II . ИССЛЕДОВАНИЕ 1 ПОСЛАНИЯ ИОАННА ДЛЯ УГЛУБЛЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ФРАЗЫ «ГРЕХ К СМЕРТИ»

Предлагаю вам самостоятельно прочесть это небольшое послание, прежде, чем двигаться дальше, чтобы составить своё собственное мнение . Так как мы хотим понять значение фразы «грех к смерти», читая, обращайте особое внимание на стихи, где говорится о грехе и о смерти .

Вот вкратце то, как я изучала это послание: шаги и выводы по каждому из них .



ШАГ 1: Читаю всё послание сразу , обращая особое внимание на слова «грех» , «жизнь» и «смерть» , а также на синонимичные фразы (т.е. где не употребляются именно эти слова, но смысл тот же). Отмечаю в тексте все эти стихи, чтобы позже к ним вернуться и проанализировать (в своей Библии мне писать жалко, поэтому распечатала послание на обычных листах, где удобно рисовать и делать заметки).




ШАГ 2: Анализ значений слова «грех» .


В этом послании слово «грех» употребляется 18 раз: 1 Ин 1:7, 1:8, 1:9 (2 раза), 2:2 (2 раза), 2:12, 3:4, 3:5. 3:8, 3:9, 4:10, 5:16 (3 раза), 5:17 (2 раза). Везде в этих стихах в греческом тексте используется одно и то же слово («хамартия»), так же, как и в русском. Согласно греческому лексикону Стронга, это слово имеет следующие значения: грех, прегрешение, преступление, провинность, проступок, греховность. Мы видим, что в русском языке все эти слова отличаются по смысловой нагрузке. Так, «греховность» - это практически сущность, постоянное или доминирующее состояние, греховная природа. Тогда как, например, слова «провинность», «проступок» имеют гораздо более лёгкую нагрузку, обозначая ошибку, разовое неверное действие .







Почему я акцентирую на этом внимание? Потому что это действительно важно!

Если не обращать внимания на разные оттенки значений слова «грех» в этом послании, то, во-первых, оно может нас сильно опечалить! Так долгое время было со мной. Честно говоря, до этого изучения! J Несмотря на то, что считается, что это послание – о Божьей любви, мне всегда было тяжело его читать, так как очень многие стихи в нём говорят о том, что, если ты с Богом, ты не можешь грешить. А если грешишь, то ты не с Ним… Но ведь я грешу! Каждый день я совершаю ошибки, будь то мысли, слова или дела, огорчающие Бога. Всегда, когда я читала это послание, я думала, что наверняка что-то не так понимаю, что надо разобраться. Но, признаюсь, это было мне слишком больно и тяжело, и я предпочитала читать другие книги Писания, в которых видела больше надежды и благодати. Сейчас же мне «пришлось» изучить это послание глубже для этого исследования – и Бог меня очень ободрил, помог увидеть, что и 1 Иоанна наполнено Его благодатью к грешникам, как и вся Библия. Надеюсь, что мне удастся помочь вам увидеть то же через это изучение!


Сравните, например, следующие стихи:







Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя , и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши , то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым , и слова Его нет в нас. (1Ин.1:8-10)


Всякий, рожденный от Бога, не делает греха , потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить , потому что рожден от Бога. (1Ин.3:9)


Как же так? С одной стороны, мы обманываем самих себя, если говорим, что не грешим. С другой, мы, будучи рождены от Бога, НЕ МОЖЕМ ГРЕШИТЬ! Причём, все эти стихи обращены к одинаковой аудитории: к верующим христианам! Но ведь это Слово Божье, а в нём не может быть противоречий (я в это верю!). Остаётся предположить, что в 1 Ин 1:8-10 и 1 Ин 3:9 речь идёт о разных вещах. И действительно, ключ к пониманию даёт следующий стих из этого же послания:


Всякая неправда есть грех ; но есть грех не к смерти . (1Иоан.5:17)

Из этих слов следует, что есть разные грехи: «к смерти» и «не к смерти». Таким образом, вероятно, в 1 Ин 1:8-10 говорится о грехах «не к смерти». Такие грехи есть у каждого христианина! Все мы, имея греховную природу по плоти, иногда грешим. Вспомните переживания Апостола Павла по этому поводу (Рим 7:14-25)! Но, так как мы доверили свою жизнь Христу, Он является ходатаем за нас (1 Ин 2:1-2) и очищает нас, ведя нас путём освящения (Фил 1:6, 1 Ин 1:9). А в 1 Ин 3:9 говорится о таком грехе, который рождённый от Бога человек, просто не имеет возможности совершить! Что это за грех, нам помогут понять следующие шаги изучения!



ШАГ 3: Анализ значений слов «жизнь» и «смерть».

В ходе чтения становится видно, что слова «жизнь» и «смерть» говорят именно о «жизни вечной» (1 Ин 1:2, 2:25, 3:14, 4:9 и др.) и «смерти духовной», то есть о неимении жизни вечной (1 Ин 3:14).


Кстати, говоря о смерти именно в этом, не физическом, а духовном значении, хочу подчеркнуть важный момент, над которым особенно размышляла в ходе этого изучения! Христос учит нас:


Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную , и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь . (Ин.5:24)


Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше , не может увидеть Царствия Божия. (Ин.3:3)

О том же духовном рождении, переходе из смерти в жизнь говорит Иоанн и в своём первом послании:


Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь , потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти . (1Ин.3:14)

Что объединяет эти три текста Писания? Очень важная мысль : все люди, не знающие Бога, не принявшие Христа верой, не слушающие Его Слова – пребывают в смерти, то есть духовно мертвы. Христос же предлагает нам спасение, вечную жизнь – и, принимая протянутую к нам руку Спасителя, мы переходим в жизнь, другими словами, рождаемся от Бога (Ин 1:12-13)! Писание не говорит о том, что рождённые от Бога могут умереть. Оно говорит о том, что не принимающие Его пребывают в смерти, не рождаются. Почему это очень важно понимать? И почему я говорю об этом в контексте размышления о «грехе к смерти»? Потому что это означает, что «грех к смерти» - это не то, что может совершить живой человек, после чего он умрёт. Это то, что не даёт мёртвому человеку перейти в жизнь! И, согласно уже рассмотренному нами в прошлом ШАГЕ стиху 1 Ин 3:9, рождённый от Бога не может совершить этот грех!!!

Возвращаясь к наблюдениям над словами «жизнь» и «смерть» в тексте 1 Иоанна, нужно отметить ещё один интересный и важный момент. Очевидно, что эти два слова (или синонимичные им фразы) на протяжении всего послания употребляются рядом – и автор намеренно всякий раз подчёркивает контраст между ними! И это не случайно: при помощи этого приёма Иоанн помогает нам увидеть, что даёт нам жизнь – и что мешает людям перейти из смерти в жизнь .



Предлагаю составить на основании стихов с этими словами таблицу , которая поможет нам нагляднее увидеть, каковы «условия» приобретения жизни – и «препятствия» на пути к ней. Последнее, по идее, и будет тем грехом (неугодным Богу действием), который назван Иоанном «грехом к смерти».



ШАГ 4: Таблица «Жизнь и смерть»

Среди стихов 1 Иоанна, где говорится о жизни и смерти, есть те, которые указывают на причину, по которой кто-то имеет жизнь, а кто-то пребывает в смерти . Но также там есть и слова, говорящие о последствиях, о плодах, проявляющихся в жизни тех, кто рождён от Бога, и кто ещё мёртв (например, 1 Ин 3:10-12, 3:14-16, 4:6 и др.). Наша цель сейчас – увидеть именно причины, а не последствия. Именно на выявление причин и нацелен этот шаг. Поэтому в таблицу ниже запишем только стихи, где есть указание на «условия получения» жизни вечной – и на «препятствия» в этом. В соответствующие графы постараемся выписывать тезисно «условия» и «препятствия». А потом попробуем сделать выводы.

ЖИЗНЬ : стихи 1 Иоанна

Условие получения жизни вечной

СМЕРТЬ: стихи 1 Иоанна

Препятствия получения жизни вечной

Кто любит брата своего, тот пребывает во свете , и нет в нем соблазна. (1Ин.2:10)

Пребывать во свете . А что есть свет? На этот вопрос Писание отвечает ясно: «Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» .

(Ин.8:12); «Бог есть свет , и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин 1:5б).

А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме , и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

(1Ин.2:11)

Находиться во тьме . То есть не быть в Боге, не быть во Христе, не следовать за Ним.

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. (1Ин.2:17)

Исполнять волю Божию.

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. (1Ин.2:15-17)

Не иметь в себе любви Отчей.

Согласно 1 Ин 3:16 и 4:16, любовь Отчая – это Христос, отдавший за нас жизнь Свою. Чтобы «иметь в себе любовь Отчую» нужно, чтобы в тебе жил Христос (Гал 2:20); нужно верить в Него и Его жертву за тебя, за твои грехи.

Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца . (1Ин.2:23)

Исповедовать Иисуса Христа.

Об этом подробно пишет Павел:

«Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься»

(Рим.10:9)

Всякий, отвергающий Сына , не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. (1Ин.2:23)

Отвергать Иисуса Христа .

То есть, не принимать Его как своего Господа (Господина своей жизни)

Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. (1Ин.3:6)

Пребывать во Христе

Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. (1Ин.3:6)

Не знать Христа

Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога ;

(1Ин.4:2)

Исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти.

Другими словами, верить в Евангелие, в то, что Иисус – воплотившийся Господь, пришедший спасти нас от смерти, от наших грехов, отдав за нас Свою жизнь на кресте, а затем воскреснув!

…а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога , но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

(1Ин.4:3)

Не исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти .

Это может быть как отрицание Евангелия, вести о пришествии Иисуса ради нашего спасения, так и различные ереси и учения, искажающие Библейское учение о природе Христа. А также просто непринятие Христа, неверие в Него, в Божью любовь и благодать.

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога .

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него . (1Ин.4:7-9)

Быть рождённым от Бога и знать Его, получив жизнь через Христа.

О рождении от Бога по вере в Иисуса хорошо написано в Евангелии от Иоанна:

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

(Ин.1:12-13)

Знание Бога подразумевает личные отношения с Ним через Духа Святого, живущего в каждом, кто доверил свою жизнь Господу.

Кто не любит, тот не познал Бога , потому что Бог есть любовь.

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

(1Ин.4:7-9)

Незнание Бога из-за непринятия Его Единородного Сына.

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь ; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

(1Ин.5:10-13)

Веровать в Сына Божия; иметь Сына Божия (то есть, принять Его сердцем, иметь взаимоотношения с Ним, следовать за Ним, стремиться поступать так, как Он поступал…)

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем .

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни .

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

(1Ин.5:10-13)

Не верить Богу, не верить в Иисуса Христа, в то, что Он – путь спасения, данный людям Богом

Выводы из таблицы:


Человек может перейти из смерти в жизнь , если уверовал в Евангелие, во Христа, пришедшего во плоти, исповедует Его Господом и Спасителем, стремится познавать Бога и исполнять Его волю; если в Нём живёт Христос.


Человек НЕ может перейти из смерти в жизнь , если не верит в Иисуса Христа, пришедшего во плоти, отвергает Его, не принимает Божью любовь и благодать, не исповедует Христа Господом и Спасителем, не знает Его лично.


Таким образом, это последнее состояние – состояние неверия, непринятия, незнания, отрицания Иисуса Христа – и есть, согласно нашему исследованию 1 Иоанна, грех к смерти. Ведь так человек сам отказывается от предложенной ему жизни! Теперь становится ясно также, почему рождённый от Бога не может совершить грех к смерти! Ведь он уже принял Христа, уже познал Господа, уверовал в Евангелие .



III . ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ. ПОИСК ПОДОБНЫХ/СИНОНИМИЧНЫХ ФРАЗ В ПИСАНИИ – И АНАЛИЗ ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Чтобы прийти к ещё более широкому и глубокому пониманию фразы «грех к смерти», а также чтобы проверить, к правильным ли выводам о сути греха к смерти мы с вами пришли, изучая 1 Иоанна, я постаралась вспомнить другие Библейские слова, несущие в себе похожий смысл, чтобы мы смогли их сопоставить между собой . Что именно (какие взгляды, действия, образ жизни и т.д.) приводит к ужасному результату – к смерти, то есть, к тому, что люди не получают прощения, что Бог не принимает их, что они оказываются «во тьме внешней», не получают дар вечной жизни?

Ниже мы постараемся рассмотреть «пять страшных фраз» , которые помогут нам лучше понять, что же за грех ведёт людей к смерти. Мы будем вместе читать стихи (не буду полностью приводить тексты каждого отрывка – только ключевые слова), коротко делать выводы по каждой из фраз в конце каждого пункта , а в конце раздела подведём небольшой общий итог .

А. «Хула на Духа Святого»



Мф 12:23-32

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам ; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. (Матф.12:31,32)

Лк 12:8-10

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится . (Лук.12:10)

Мк 3:28-30

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению .[Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух . (Мар.3:28-30)

1 Пет 4:14

«Если злословят вас за имя Христово , то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится , а вами прославляется». (1Пет.4:14)


Небольшой итог : что такое «хула на Духа»?

«Хулой на Духа Святого» Христос называл отрицание фарисеями того, что Он послан Богом, что в Нём именно Божий Дух. Говоря, что Он действует силой нечистого духа, они оскорбляли Господа, называя Духа Святого бесом! 1 Пет 4:14 проливает ещё больше света на понятие «хула на Духа»: согласно этому стиху, хулят Духа Божьего те, кто отвергает Христа (будь то лично, или через отвержение Его учеников). А прославляется Дух Божий теми, кто принял Его, уверовал во Христа и следует за Ним, несмотря на любые трудности (по примеру Самого Иисуса). Таким образом, «хулить Духа» - отвергать Бога, злословить Его, не принимать тех, кто проповедует Его, призывая с Ним примириться (2 Кор 5:19-20).




Б. «Жизнь по плоти»

Рим 8: 9, 13

Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас . Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его . (Рим.8:9)

…ибо если живете по плоти, то умрете , а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.(Рим.8:13)


Небольшой итог: что такое «жизнь по плоти»?

Согласно этим стихам, живёт по плоти (именно в этом значении этой фразы, именно в контексте Рим 8: сравните с 1 Кор 3:1, где младенцы во Христе, т.е. уже рождённые свыше, имеющие Духа Святого, но ещё не укрепившиеся, не научившиеся жить по Духу, названы «плотскими»!) тот, кто не имеет Духа Христова . То есть, кто не принял Его . Вспомним, что говорит Сам Иисус о Духе Святом, о вере:

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей . Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе , Которого имели принять верующие в Него…

(Иоан.7:37-39)

То есть каждый, кто хочет, может прийти ко Христу, получить Духа Святого. Для этого нужна только вера и желание! А значит, те, кто выбирает «жить по плоти», не верят и не имеют желания жить с Богом и для Бога .



В. «Если не покаетесь…»

Лк 13:1-9

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете . Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете . (Лук.13:1-5)



Небольшой итог: что имеет в виду Иисус, говоря «если не покаетесь»?

В конце 12 главы Иисус говорит о грядущем суде, в стихах 13:6-9 рассказывает притчу, где говорит, что пока ещё у людей есть возможность обратиться, но скоро уже не будет. Благодаря этому контексту, легко понять, что Иисус не имеет в виду, что все грешники будут погибать физически мучительной смертью. Он побуждает людей задуматься о том, что будет с их душами, если они не переосмыслят свою жизнь и не примирятся с Богом.

Слово «покаяние» (греч. «метанойя») означает «перемена мышления». Смысл этого слова – переосознание своей жизни и кардинальная перемена направления движения! То есть Иисус просит людей услышать Его, Слово Божие, и увидеть, что они погибают. Их путь жизни без Бога ведёт в смерть. А чтобы иметь жизнь, им надо понять, признать и изменить это! Следующие несколько стихов показывают, что покаяние неразрывно связано с верой во Христа , и что только через покаяние можно иметь жизнь:

1 Иоанн. 5:16

«Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть
молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти.
Есть грех к смерти, не о том говорю, чтобы он молился».

Где же граница между ними, когда нужно молиться и когда не стоит?
Вероятно, первые христиане имели чёткое понимание в этом вопросе.
Похоже, они сразу видели эту разницу. «Если кто видит брата своего
согрешающего грехом не к смерти…»

Прошло два тысячелетия и мы, написав столько комментариев об этом,
погребли под ними простой смысл нашего вопроса, Конечно, любой
нераскаянный грех может привести к смерти, И хотя мы говорим, что
укравший один рубль или миллион носит одно имя вор, всё же грехи
различаются по тяжести. За один грех просто порицают человека, за дру-
гой - отлучают, за третий сажают за решётку. Думаю, следующий 17 стих
поможет разобраться.

«Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти».

Другими словами: не всякая неправда ведёт к смерти.

Есть неправда машинальная: не подумав, сказал. Достаточно
самому помолиться.

Есть неправда вынужденная, с положительным итогом -

2 Царств 17 глава. Женщина спрятала в колодце Ионафана и Ахимааса -
людей Давида. Спасла их, и самого царя Давида. Она сказала неправду
сыщикам Авессалома: «они перешли реку вброд». «Во время войны я пря-
тал раненных солдат от гитлеровцев и вынужден был говорить неправду.

Я грешил этим или нет?» - спросил меня однажды верующий старик.
Может быть, и согрешили неправдой, можно помолиться о ней. Но то, что
совершили вы - это подвиг.

В годы преследований верующие нередко говорили неправду, скры-
вая проповедников, литературу и печатные машинки, но кто из нас осудит
их за это? Не многие умели так сказать, чтобы не предать и в то же время
не солгать.

То же самое и с другими грехами. Кто-то в голодные годы, спа-
сая детей от смерти, украл буханку хлеба или килограмм зерна в колхозе.
Сталин не скупился на сроки - 10 лет. А мы сегодня, не дрогнув, дали
бы ему эти 10 за такой приговор.

Во всех этих согрешениях мы сожалеем, что получилась неправда,
что не сумели обойти её. Мы молимся, зная, что Господь очень понимает
нас. «Все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек
совершенный» (Иак. 3:2). «Если исповедуем грехи наши, то Он будучи
верен и праведен, простит нам!» (1 Иоан. 1:9).

Перечисленные грехи, наверное, не к смерти. Но есть грехи иные. Их
богато иллюстрирует Библия.

  1. Дети священнослужителя Илии, зная истину, злостно кощун-
    ствовали, греша прямо в скинии.

Отец предостерегал:

«Дети, нельзя так, нехороша молва о вас». «Если согрешит человек
против человека, то помолятся о нём Богу, если же человек согрешит
против Господа, то кто будет ходатаем о нём?» Но они не слушали голоса
отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти»

  • Цар. 2:25. Молиться о них было бесполезно.

Анания и Сапфира солгали Духу Святому. Этот грех оказался гре-
хом к смерти обоих. Д. Ап. 5 глава. И там никто о них не молился. Ещё об одном разряде грешников говорится в Евр. 10:26-31.

Если христианин упал, может быть не в силах подняться, но он сожале-
ет, то, как блудный сын, может вернуться к Отцу. Но не о таких говориться
в 10 гл. Евреям.

Они попирают Сына Божьего, не почитают за святыню Кровь Завета,
Духа благодати оскорбляют (Евр. 6:4-8). «Распинает в себе Сына Божия
и ругается Ему». Таким ничьи молитвы не помогут. Это грехи к смерти.

Добавим сюда уже упоминаемую фразу: «Любой нераскаянный
грех может привести к смерти».

Грех хулы на Духа Святого - тоже к смерти.

И ещё один грех, притаившийся во многих христианах - непро-
щение.

«Прости нам, как и мы прощаем».

Не прощай нам, как и мы не прощаем, а это путь к смерти.

Что же делать в таких случаях с этими людьми? Кроме ваших молитв,
которые здесь ничего не дадут, у вас есть ещё немало средств, и их задача привести грешника к его собственной молитве. Это будет его последний
шанс в надежде, что милость Божия превознесётся над судом. Это было
в Библии, и в нашей жизни нередко. Разъяснение может обратить «греш-
ника от ложного пути его спасёт душу от смерти» - Иак. 5:20.

Обличение может открыть глаза на содеянное. Как в случае Нафана,
и согрешившего Давида: «Согрешил я». А, это путь к Божьему прощению.
Не теряйте надежды и усердия в помощи тем, кто согрешил даже грехом
к смерти.

«Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречённых

если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился

Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грех к смерти , как гласит Писание (Прп. Антиох. Сл.77).

Поучения.

Прп. Никодим Святогорец

Сложно провести точное различие между смертными грехами и простительными. Потому что существуют разные мнения о том, что считать смертным грехом, истолковывая изречение Иоанна: «Есть грех к смерти, но есть грех не к смерти ». Митрофан Смирнский говорит, что грех к смерти – это всякий грех, который ветхим законом наказывался смертью. Такими были хула на Бога, преднамеренное убийство, скотоложство и иное. Грех, который не к смерти, это такой грех, который не наказывался смертью, как невольное убийство и другие. Анастасий Синаит (вопрос 44) говорит, что грех к смерти – это сознательно производимый грех. Грех же не к смерти – это грех по неведению. Но сознательная хула на Бога – это великий грех, также как убийство и прелюбодеяние. Это грехи к смерти. А 5-ое правило Седьмого Вселенского собора и Экумений грехом к смерти называют грех нераскаянный и неисправленный. Подобно и Георгий Корессий в своем богословском слове, как мне кажется, точнее определяет это отличие. Он говорит, что смертные грехи отличаются от простительных по роду, как отличается смертное дело от пустого слова и от суетного помысла. Ибо существует три главных рода греха: лукавое дело, лукавое слово и лукавая мысль. Все лукавые дела относятся к одному роду. Отличаются они друг от друга только по виду. Таким же образом отличаются друг от друга лукавые слова и лукавые помыслы. Отличаются они по степени совершения дела и действия, как отличается первое движение гнева и ненависти от совершенного на деле гнева и злопамятства. Или по количеству вещества. Как воровство, которое не отличается от другого воровства ни по виду, ни по веществу. Если будет воровство больших денег, то это смертный грех. Если же будет украдена одна монета, что не причинит большой беды пострадавшему, то это простительный грех. То же самое говорит в своем «Руководстве к исповеди» и Хрисанф. К этому же добавь, что грехи отличаются еще и по виду. Как клятвопреступление, будучи смертным грехом, по виду отличается от праздного слова. А Геннадий Схоларий (в «Руководстве» Хрисанфа) проводит различие между смертными и простительными грехами по общим местам, где они совершаются. То есть в уме – злые помыслы, на языке – злые слова, а тело совершает злые дела. Он говорит, что каждый грех, относящийся к уму и по своему виду являющийся смертным, тогда только становится смертным, когда произойдет его совершенное развитие. Это не один лишь прилог, или собеседование, или борьба (о чем смотри 2, 3 и 4 правила Постника), а совершенное согласие с помыслом (такими как гордость, злопамятство, ересь и иными). Также и всякий грех, относящийся к грехам языка и являющийся по своему виду смертным грехом, лишь тогда становится смертным, когда получит свое совершенное развитие (такие как хула, клятвопреступление, лжесвидетельство и другие). Подобно и всякий грех, относящийся к грехам тела и являющийся по своему виду смертным, лишь тогда становится смертным грехом, когда будет совершен на деле (как блуд, прелюбодейство, страх и тому подобное). Смертные грехи, относящиеся к телу, бывают простительными тогда, когда будут произведены лишь в уме и слове. То есть смертный грех блуд, когда будет зачат в похоти и уме, или будет высказан в постыдных словах, является простительным грехом. Потому и сказал брат «Божий: «Похоть, зачав, рождает грех ». То есть простительный грех. А за собой влечет следующее: «А сделанный грех (то есть сделанный телом и на деле) рождает смерть » (Иак. 1, 15) . Подобным же образом и тот смертный грех, который относится к слову, если будет только в уме, является простительным грехом. Как например смертный грех хулы, когда бывает только в уме и невольно, является простительным. Попросту сказать, смертные в своих грубых выражениях грехи, если происходят в более легких формах, являются простительными.

Достойным упоминания и в то же время боязни является то, что у Корессия говорит блаженный Августин (Беседа на первое послание Иоанна, также Слово 41 о святых) вместе со многими другими. Он говорит, что многие малые грехи составляют один большой грех. Корессий это говорит о том, когда человек презирает малые грехи как малые. Потому что крадущий малое, делающий это постоянно, согрешает смертно. Ибо и Великий Василий, зная все Святое Евангелие, находит различие между комаром и верблюдом, сучком и бревном, и, яснее сказать, малыми и большими грехами. Но он говорит (см. правила, кратко изложенные, ответ 293), что в Новом Завете нет различия между большим и малым грехом: а) ибо и малый грех, и великий одинаково являются преступлением закона, согласно посланию Иоанна: «Грех есть беззаконие » (1 Ин. 3, 4) , - и неверием в Сына, согласно с изречением: «Не верующий в Сына не увидит жизни » (Ин. 3, 36) ; б) что и малый грех становится великим, когда начинает властвовать над творящим его: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб » (2 Петр. 2, 19) . Третью причину добавляет божественный Златоуст (Беседа 16 на Первое послание к Коринфянам, Слово к Димитрию об умилении), говоря, что и бревно, и сучок, то есть и великий грех, и малый, поскольку не получают одного и того же наказания, отличаются друг от друга. Но поскольку творящего грех они изгоняют из Царства Небесного, не отличаются друг от друга. Ибо и Апостол говорит, что идолопоклонники, мужеложники и злоречивые не наследуют Царства Небесного (1 Кор. 6, 9 -10). То есть и те, кто творит большой грех, и кто творит малый. Вот что еще достойно упоминания и боязни, о чем говорит прежде упоминавшийся Корессий, что похоть человека становится смертным грехом двумя способами: или когда похоть воплощается в какой-либо тяжелый грех (например, убийство, или что-либо подобное), или когда человек соглашается сделать грех, даже если и не удастся его сделать. Ибо движение похоти тройственно: невольное, вольное несовершенное и вольное совершенное. «Первое движение не называется грехом. Второе – называется грехом простительным, а третье – грехом смертным. И в книге «Поучение кающемуся» также пишется, что всякое наслаждение, которое совершается по собственной воле, является смертным грехом.

Руководство к исповеди.

Прп. Иустин (Попович)

аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающим не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится

Поступает согласно Евангелию тот, кто хочет спасения каждого и работает над этим. Это есть желание Христово о каждом, и оно должно стать и нашим желанием. И это значит: мы не желаем никому пребывать во грехе и в чем-либо греховном, но желаем каждому находиться в добре и во всем богоугодном.

Мы не желаем никому смерти и чего-либо смертоносного, но всегда желаем бессмертия и того, что ведет к нему. Мы не желаем никому быть с дьяволом и с чем-либо дьявольским, но желаем всякому быть со Христом и во всем Христовом. Люди, любящие грех, желают сами себе смерти. Если кто-либо безвозвратно полюбил грех, то такой уже мертв, он является самоубийцей.

Если кто-либо хочет греха для другого, то хочет ему смерти. Поскольку грех же содеян рождает смерть (Иак. 1:15) .

Существует два вида грехов: грех не к смерти и грех к смерти. Грех не к смерти – это тот грех, в котором человек приносит покаяние. Каждый грех приводит душу к маленькой смерти. Покаянием человек изгоняет грех из себя, изгоняет смерть и воскрешает душу из мертвых. Покаяние не есть только второе крещение, но и первое воскресение, воскресение из мертвых. Покаяние уничтожает смерть души, приводя человека к вечной жизни. Так что, если человек совершил грех и приносит покаяние, то он восстает от мертвых, был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:32) , Таким образом, каждый грех, ради которого человек принес покаяние, есть грех не к смерти, потому что если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, – прости ему (Лк. 17:4) . И грех к смерти – это каждый нераскаянный грех, и это значит, что каждый грех, в котором остается человек добровольно, благодарно и непреклонно, есть грех к смерти.

Такой грех вызывает смерть души, и смерть души есть ни что иное, как отделение души от Бога, потеря душой Бога и Его всесвятых даров и сил. Святой Иоанн Богослов благовествует: Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Просит, и Бог даст ему жизнь, – он сделал грех и поэтому убил сам себя, если просит, то ему дается покаяние и с покаянием воскресение из мертвых, жизнь. Таким образом, молитва покаяния есть победительница смерти, есть восставительница из мертвых. И это происходит, когда кто-либо молится искренне и кается искренне. О грешащем же к смерти да не просит никто. Почему? – Потому что человек всем своим существом, всей своей душой, всей своей силой, всей своей волей проникает в грех и пребывает добровольно и благодарно в нем. Он не хочет ни отказаться от него, ни даже возненавидеть его. И это уже вторая смерть, из которой он не может воскреснуть. Такому человеку Бог не хочет “силой” дать покаяние. Не желает, не хочет и не может, потому что Бог есть любовь, и любовь боготворит, живет и существует. Бог по любви создал человека с Богоподобной любовью. Если бы Бог дал силой человеку Свою волю, Свое Евангелие, Свое спасение, Свое Царство, тогда Он бы уничтожил человеческую свободу, самостоятельность человека. Тогда бы человек перестал быть человеком и стал бы марионеткой, машиной, роботом. И Бог, поскольку Он есть любовь, не может сделать чего-либо такого, потому что это просто не свойственно любви. Если бы Бог сделал это, то Он перестал бы быть Любовью, и, перестав быть Любовью, Он бы перестал быть и Богом. И по этой причине святой тайнозритель советует, что не подобает молиться о согрешающем к смерти. И, таким образом, он нам дает указание о том, чего нам следует просить в молитве у Бога, и чего не следует.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

Иоанн открыто говорит о том, что есть некоторые братья, о которых нам не предписывается заповедью молиться, хотя Господь велел нам молиться даже за наших гонителей <…> Этот вопрос не может разрешиться, если мы не признаем, что у наших братьев есть некоторые грехи, которые являются более тяжкими, чем гонения наших врагов. Итак, грехом брата к смерти я считаю тот, когда, познав Бога по благодати Господа нашего Иисуса Христа, кто-то противится братству и против самой благодати, из-за которой он примирился с Богом, ненавистью воспламеняется.

О нагорной проповеди Господа.

Нужно было бы добавить [к описанию греха к смерти и то, что сюда входит,] если oн закончил жизнь в состоянии этой столь преступной развращенности ума , поскольку, как бы то ни было, из-за любого, даже самого плохого человека, пока он жив, не следует испытывать отчаяние, а за того, о ком не отчаиваются, молятся со знанием дела.

Переосмысления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волей, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией. И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно; то теперь одним из желаний Его и самым лучшим называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит, и даст ему. Что даст? Жизнь вечную. Кому? Согрешающим не к смерти. Вообще он разделяет грех так: всякая неправда есть грех, и один грех к смерти, другой не к смерти. Но о грехе к смерти говорит: пусть не просит, то есть не молится: ибо не будет услышан, потому что просит не на добро. Разумеет того, кто не показывает никакого обращения. Ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: «пути злопомнящих в смерть» (Притч. 12:26) . Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию, но согрешают непростительно.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Ориген

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Следовательно, есть такие грехи, которые называются грехом к смерти , откуда и вывод, что, сколько раз кто совершит такой грех, столько раз и умрет.

Гомилии на Книгу Левит.

Экумений

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

[Ведущим] к смерти грехом является лишь тот, в котором нет покаяния. И Иуда, страдая из-за греха, [но не каясь,] был уведен в вечную смерть. Но и злопамятные грешат к смерти.

О чень интересный вопрос задал Джону Пайперу слушатель по имени Дэнни: “Здравствуйте, пастор Джон, спасибо Вам за этот подкаст. Что такое ‘грех не к смерти’ в 1 Иоанна 5:16-17? Объясните, пожалуйста.”

“Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.” (1 Ин. 5:16-17)

Позвольте мне дать вначале краткий ответ, а потом вернуться и представить основание для этого, исходя из контекста 1-го Послания Иоанна и более широкого учения Нового Завета. Вот мой ответ: грех, который не ведёт к смерти (что, как, по моему мнению, имеет ввиду Иоанн, есть вечная смерть или осуждение) - это любой грех, совершаемый нами, который мы, по благодати Божьей, способны исповедовать и покаяться в нём. Таков мой ответ.

Любой грех

Причина, почему я так выразился, в том, что сказано в 1 Иоанна 1:9 и в Евреям 12:16. Итак, в 1 Ин. 1:9 говорится: “Если исповедуем грехи наши” - Иоанн не уточняет, какой именно вид грехов - “то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.” Это просто потрясающее, чудесное, славное и драгоценное обетование. Если вы можете искренне исповедовать свой грех, согласиться с Богом в том, что это грех и что он отвратителен, возненавидеть этот грех, бороться с ним, вы будете прощены.

Однако, в Евр. 12:16-17, где говорится об Исаве и том, что с ним стало, написано:

“[Видите,] что нет такого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после этого, когда он желал унаследовать благословение, он был отвергнут, потому что он не нашёл возможности к покаянию, хоть и искал его со слезами” (дословный перевод с английского перевода ESV).

Когда говорится, что он искал его , имеется ввиду, что он искал покаяния. Он не мог найти его. Он не был уже способен на покаяние. Не так, что он каялся, и каялся, и рыдал, но Бог не прощал ему. Нет, нет и нет. Он не мог покаяться. Он согрешил до такой степени и глубины, что Бог счел его безнадежным.

Вот это и есть то, что, по моему мнению, Иоанн подразумевал под непростительным грехом. Это не какой-то особый грех, например, какой-то особенный ужасный поступок, — но всё дело в глубине, степени, усугублении греха и упорстве в нём, при которых искреннее исповедание и покаяние становятся невозможными.

Потому мой ответ на вопрос Дэнни “Что такое грех не к смерти?” такой: это любой грех , любой грех, который мы всё ещё, по благодати, способны искренне и смиренно исповедовать и покаяться в нём. Такой грех не ведёт к смерти.

Установление баланса Иоанном

Теперь давайте посмотрим на контекст, потому что это действительно помогает понять, как сам текст, на который ссылается Дэнни, вписывается в более широкую тему 1 Послания Иоанна. Стих 1 Ин. 5:16 начинается словами “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти.” Я бы здесь уточнил “Если кто видит брата своего согрешающего каким-либо грехом не к смерти,” иначе звучит так, будто речь о каком-то специфическом грехе. Здесь по контексту речь о любом грехе.

Итак, позвольте мне привести это следующим образом:

“Если кто видит брата своего согрешающего каким-либо грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти” (1 Ин. 5:16–17).

Необходимо убедиться, что мы рассматриваем эти два стиха как часть более масштабной попытки установления баланса, которую Иоанн предпринимает в этом письме. С одной стороны, в этом послании особо подчёркивается, что те, кто по-настоящему рождён свыше, не грешат. В 1 Ин. 3:9 сказано: “Всякий, рожденный от Бога, не делает греха.”

С другой стороны, Иоанн предупреждает нас против неправильного понимания этих слов — против перфекционизма, будто бы христиане совсем больше не грешат. Я действительно встречал людей, говорящих такое. Иоанн пишет:

“Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.” (1 Ин. 1:8-10)

Изменившийся, но не идеальный

С одной стороны, если вы рождены свыше, вы не продолжаете грешить. С другой стороны, в этом мире вы никогда не перестанете грешить совсем. Другими словами, Иоанн пытается найти равновесие между абсолютной необходимостью рождения свыше, которая непременно даёт значительную победу над грехом. Это одна сторона. С другой стороны, для нас, христиан, реальность в том, что мы, совершая грехи, можем обрести прощение, исповедуя их.

Вот тот баланс, который мы находим в 1 Ин. 5:16-17. Итак, стих 16 начинается словами: “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти.” Другими словами, да, существует такое явление, как христианин, совершающий грех, и не получающий за него вечное осуждение.

А дальше стих 17 заканчивается такими словами: “Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.” То есть, Иоанн делает особый акцент на том, что мы не должны воспринимать то, что он сказал, в идеалистическом свете, будто бы христиане не грешат или будто все грехи ведут к осуждению. Это не так.

Драгоценное обетование

Христиане грешат, и не все грехи ведут к вечному осуждению. Но прямо здесь, в середине, в конце 16 стиха он делает оговорку. Он говорит: “Когда я говорю вам молиться за грешников, я признаю, что Иисус учил о грехе, который не прощается, и я признаю, что в Послании Евреям говорится об Исаве, и я признаю, что действительно существует грех, ведущий к смерти и вечному осуждению. Он не даёт вам раскаяться. Я говорю не о таком грехе.” В этом смысл слов Иоанна: “не о том говорю, чтобы он молился.” Он не говорит нам не молиться за такой грех, он просто говорит: “Это не то, что я имею ввиду, говоря вам молиться за грешников, чтобы Бог дал им жизнь.”

Грех это не перечень поступков. Грех это удаление, отхождение от Бога, а Бог есть любовь и значит любое отхождение от любви есть грех и значит смерть. Но от Павла мы знаем, что есть грехи к смерти, а есть не к смерти. В чем различие? Это позже, а пока вот вопрос: «Вообще есть ли свобода от греха»?

Когда говорим «свобода от греха», то замолкаем о Боге, не так ли? Типа мы главные. Мы сами себя освобождаем. А кто ещё? Ведь мы же совершаем подвиги, кладём поклоны, ставим свечи, постимся, послушаемся, стремимся к праведности, получаем медали от патриарха. А может стоит позаботиться о свободе со Христом?

Но знаем ли мы что это такое? Свобода от греха и свобода от Бога?
В области духовной всё именно так как в детстве. Человек в мире Христовом ничего не доказывает, доказывают только в мире диавола. Всё принимается без барьеров, из души в душу, от Бога к человеку внутрь.
Но разве можно всем и всему верить? Людей много и слов много. И часто они противоречат друг другу. Как тогда верить?

Грех это не тот или иной проступок. Грех на самом деле это состояние души. А грех зримый, поступок или мысль, есть только отображение этого состояния.
И ещё. Один и тот же поступок иногда может являть грех, а иногда праведность. Как отличить? Внешне никак, только через любовь.
Пример? Благотворительность. Внешние признаки праведности ничего не гарантируют судьбе души.
- На самом деле и проступок, и состояние души, и много чего еще. Мы и так грешники в любом случае, изначально. Грех - дословно "промах" или "непопадание в цель" (греч. - амартия). Но это все очень относительно именно потому, что одно и то же действие для одного человека может быть грехом, а для другого нет, в одной ситуации тоже будет грехом, а в другой нет (хотя оценки могут быть неизбежно разными). В общем, все, что по воле Божией, не грех, а что против нее, то грех.
Или - "все, что не по вере - грех" (ап. Павел, к Римлянам).
Другое дело, какова воля Божия в каждый конкретный момент времени и когда время говорить или время молчать, время собирать камни или время их разбрасывать, мало кто из нас может достоверно и всякий раз определить истинность. Потому и грешники, потому и промахиваемся.
- Вот опять повторю. Поступок есть ничего более как только внешнее свидетельство какого-то процесса в состоянии души.
Грех не сам поступок, грех то, что нас толкнуло на него.
-За каждое праздное слово дадут люди ответ на суде, а не за каждую мысль, пусть и греховную.
Но слово-то не само по себе из уст выскакивает. Оно только отражает наше греховное внутреннее состояние. И именно это состояние Господь и будет судить.
Как тут: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». [Мф.5:28] Вот тут и слова нет и поступка, только состояние вожделения, а Христос осуждает.
Иначе впадаем в арифметический подход в общении с Богом, а это уже некий вид торговли. Торговцев же Христос изгоняет из храма.

[Ин.9:39 ] И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
Если другой более грешен, то тебя это не спасает. Грех невозможно оплатить, только надеяться на прощение. 31Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Сказано «прости нам долги наши». 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

Увы, часто мы оказываем друг другу услуги, расчитывая тем поработить друг друга, сделать должником своим. Так и диавол с нами поступает и не стоит идти нам его путём.

Есть и ещё некие странные слова, на которые мы обычно мало обращаем внимания, а между тем они имеют огромное значение для нас. «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь.» (1 Ин. 5:16-21)
В чем странность? В том, что оказывается есть грехи к смерти, а есть не к смерти. И как узнать, что есть что?
В церковной практике принято считать грехами к смерти восемь главных страстей:
1. Чревоугодие
2. Блуд
3. Сребролюбие
4. Гнев
5. Печаль
6. Уныние
7. Тщеславие
8. Гордость.
Однако оказывается это не окончательное мнение, часто считается, что любой нераскаянный грех является грехом смертным.
Итак налицо некоторое разномыслие не позволяющее увидеть истину. Между тем Христос даёт нам путь к точному пониманию сути. Вот эти слова: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» (Мф. 12:31,32)

Почему именно так говорит Христос? Ведь вроде-бы и Христос Бог и Дух Святой, а на одного хула простится, на другого нет.
Наверное дело тут в том, что само учение Христа имеет своим содержанием любовь. Но что есть любовь как ни соединение объекта и субъекта? Ведь только при таком условии возникает церковь, где у уверовавших образуется одно сердце и одна душа. [Деян.4:32]

Но как происходит это единение людей и Бога?
Вспоминаем чудесную молитву Святому Духу.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Да, именно Дух Святой связует нас и со Христом и с Отцом нашим Небесным и конечно же исключая Его из своего общения, мы исключаем себя из Книги жизни, ибо никак по иному не можем стать членами семьи Божией.
Неслучайно, когда спросили Серафима Саровского о цели жизни человека, он сказал: «Имать Духа Святаго», то-есть стяжание Его. «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом.»
Итак мы уверенно можем сказать себе, что единственным и безусловным критерием грехов к смерти является отрицание, отказ от богообщения Духом Святым.

Анатолий Пеньшин