"жизнь диких животных зимой" конспект занятия. Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме

Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные зимой"

Цель:

    систематизировать знания детей о жизни диких животных;

    упражнять в образовании прилагательных,согласовывая их с существительными;

    обогащать словарный запас детей, развивать связную, грамматически правильную речь;

    формировать умение составлять рассказ описательного характера,

    воспитывать бережное отношение к природе;

    закреплять навыки самоконтроля за речью.

    формировать чувство сплоченности в ходе коллективной работы.

Оборудование: картинки диких животных, демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки, поощрительные сувениры за работу на уроке.

Словарь: животные- хищники, животные - травоядные.

Ход занятия

Организационный момент.

СЛАЙД№1

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, поздоровайтесь!

СЛАЙД№2

Белые шапки
На белых берёзах,
Белый зайчишка
На белом снегу,
Белый узор
На ветвях от мороза,
По белому лесу
На лыжах бегу.

Воспитатель:

О каком времени года этот отрывок из стихотворения?

Дети: Это стихотворение о зиме.

Воспитатель: А как называются зимние месяцы?

Дети: ,декабрь, январь, февраль.

Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес! А для того чтобы туда попасть нам необходимо произнести волшебные слова,закрыть глаза и прокрутиться вокруг себя.

Чистоговорка

МА - МА – МА - наступила вновь зима

РА – РА – РА – снежная гора

ВО – ВО – ВО – снежное волшебство

ИМУ – ИМУ – ИМУ - очень ждали зиму

СЛАЙД№3(«ЗИМНИЙ ЛЕС»)

Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?

Дети: Мы попали в лес.

Воспитатель: В какой лес?

Дети: В зимний лес.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу!

Дети : В лесу не нужно ломать веток, нельзя мусорить, нельзя разводить костры, не нужно пугать животных.

Воспитатель : Правильно. Вижу, что вы все знаете, значит, можете смело гулять по лесу!

Только вот на чем можно путешествовать по лесу?

Дети: По лесу можно путешествовать на санках,лыжах, снегоходе.

Воспитатель : А вот на чем мы отправимся в лес, вы узнаете, отгадав загадку.

Деревянных два коня

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

А для ускоренья бега

Палками касаюсь снега..

Дети : это лыжи .

Воспитатель : Ребята, вставайте друг за другом и произносите вместе со мной.

Дети встают друг за другом и идут по залу, имитируя ходьбу на лыжах.

( фон музыка ходьба на лыжах на слайде№3)

Мы на лыжах в лес идём

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Воспитатель:Как здесь красиво в лесу! В каждом лесу живут лесные животные.

Воспитатель: Как можно назвать животных живущих в лесу?

Дети: Дикие животные или звери.

Воспитатель:почему дикие?

Дети: Это животные, о которых не заботятся люди, им очень трудно жить, их нельзя обижать, им нужно помогать, подкармливать.

Такие животные называются дикими.

А кто именно живет в нашем лесу, вы узнаете, отгадав загадки, а отгадку разделить на слоги.

1.Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишки бросил

И в кусты, через пенек,

Промелькнул, как огонек?

Дети : Это белка В слове бел-ка 2 слога.

СЛАЙД№4 ( белка)

2.Лежала между елками

Подушечка с иголками

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Дети :Это еж. В слове еж 1 слог

СЛАЙД№5(еж)

3.Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный?

Дети :Это волк. В слове волк 1 слог.

СЛАЙД№6(волк)

4.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый- краса,

А зовут ее …..

Дети : Лиса. В слове ли-са 2 слога.

СЛАЙД№7(лиса)

5.Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка,

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору?

Дети : Это Заяц. В слове за-яц 2 слога

СЛАЙД№8(заяц)

6.Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в берлоге снеговой?

Дети : Это Медведь.

В слове мед-ведь 2 слога.

Появляется Баба-Яга.( Щелчок на слайде №9 мелодия»выход бабы – Яги)

Б.Я.:ОХ-ОХ-ОХ! Кто тут в моем лесу хозяйничает? Кто тут моих зверей лесных беспокоит? Ох, я вам сейчас задам! Вот вам медведь

СЛАЙД№9(несуществующее животное)

На экране появляется медведь с ушами зайца, хвостом лисы, лапами волка.

Б.Я : Это что за чудо-юдо? Ребята, посмотрите, что это за животное? Это разве медведь?

Дети: Нет!

Б.Я : А почему?

Дети: Потому что у него уши не медведя, а зайца.

Хвост не медведя, а лисы.

Лапы волка, а не медведя.

СЛАЙД№10(МЕДВЕДЬ)

Воспитатель: Вот,Баба-Яга,настоящий медведь!

ПЕРЕКРЫТЬ ПРОЕКТОР

Б.Я.: Ой, ладно! Все то они знают, все то они умеют! А у меня вот еще какое задание для вас! вот вам геометрические фигуры. А сможете ли вы собрать животных из геометрических фигур, медведя и лису.

Воспитатель:Давайте разделимся на две команды(красных и зеленых) и соберем животных.(медведь и лиса)

Воспитатель: Вот, Баба-Яга,посмотри на своих животных.

Б.Я.: Ой, и, правда справились!

Б.Я.: И каких фигур состоит лиса?

Дети: Лиса состоит из треугольников и овалов.

Б.Я.: Сколько треугольников вам понадобилось?

Дети: Нам понадобилось 7 треугольников.

Б.Я.: Сколько вам потребовалось овалов?

Дети: Нам потребовалось 2 овала.

Б.Я.: :из каких фигур состоит медведь?

Дети: медведь состоит из квадрата и кругов.

Воспитатель: Сколько квадратов вам понадобилось?

Дети: Нам понадобился 1 квадрат.

Воспитатель: Сколько кругов?

Дети: Нам понадобилось 9 кругов.

Б.Я.: Вот это да! Молодцы, ребята! Не буду вам больше мешать и проказничать! пойду в лес своими делами заниматься.

Воспитатель: Про диких животных в старину складывали много сказок. Давайте с вами угадаем из какой сказки иллюстрация?

На экран появляется иллюстрация из сказки,а дети должны отгадать из какой.

слайд №11

Дети:Эта иллюстрация из сказки «Теремок»

слайд №12

Дети: Эта иллюстрация из сказки «Три медведя»

слайд №13

Дети: Эта иллюстрация из сказки «Рукавичка.»

слайд №14

Дети: Эта иллюстрация из сказки «Волк и лиса»

Воспитатель: Вот задание Лесовичка. В этом задании говорится о том,что мы должны изучить новую сказку.

Снежинка№3

Воспитатель: а сегодня я вас познакомлю с новой сказкой Л.Н.ТОЛСТОГО «Волк и белка».

слайд №15

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

Пусти меня.
слайд №16

Волк сказал:

Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.


слайд №17


Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.



Беседа по прочитанному:

Воспитатель: О ком эта сказка?

Дети: Это сказка о белке и волке .

Воспитатель: Что произошло с героями сказки?

Дети: Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка , волк вскочил и хотел ее съесть.

Воспитатель: Почему волк решил , что белки всегда веселы ?

Дети: Потому что они всегда прыгают, играют, резвятся.

Воспитатель: Отчего белки веселы , а волку , всегда скучно? Как говорится об этом в сказке?

Дети: Потому что он злой и голодный ему злость сердце жжет.

Воспитатель: В сказке белки веселые , добрые, а какой волк ?

Дети: Волк всегда скучный и голодный.

Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?

Ответы детей.

Игра с мячом в кругу «Назови признаки животного»

Воспитатель: А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать, какое это животное (по окраске, характеру) и вернуть мяч мне.

Лиса (какая?)- рыжая, хитрая.

Заяц (какой?)- трусливый, робкий.

Медведь (какой?)- неуклюжий, косолапый.

Белка (какая?)- проворная, быстрая.

Волк (какой?)- серый, страшный.

Ёж(Какой)- колючий, хитрый.

Лось (какой?)-большой, рогатый.

Воспитатель:А сейчас мы придумаем рассказ о животном, которое выпадет на кубике.

Дети кидают кубик и составляют рассказ о животном, которое на нем выпадет.

Волк,заяц, медведь, еж, лиса, белка.

Дети:

Волк дикое, хищное, животное. Обитает в лесу. Тело волка покрыто шерстью. У волка большая голова, толстая шея, длинная морда, острые зубы. Дети у волка- волчата. Живет волк в логове. Питается мясом, но добычей его становятся только слабые больные животные, за это его прозвали «санитаром» леса.

Заяц дикое животное, травоядное. Обитает в лесу. Тело зайца покрыто шерстью. У зайца маленькая голова, длинные уши задние лапки длиннее, а передние – короткие маленький пушистый хвостик. Дети зайца- зайчата. Живет под кустом. Питается травой, корой, молодыми ветками.

Лиса дикое, хищное, животное. У лисы круглая голова, толстая шея, длинная морда, острые уши. Лапы тонкие,хвост длинный и пушистый, она им заметает следы. Тело лисы покрыто шерстью. Дети лисы- лисята. Живет лиса в норе. Питается зайцами и мышами.

Еж дикое,хищное животное. Обитает в лесу. У ежа маленькая голова, вытянутая мордочка, короткие лапы и хвост. Тело ежа покрыто жесткими колючками. Детки ежа- ежата. Живет еж в норе. Питается ягодами, фруктами, мышами.

Белка дикое,травоядное животное. Обитает в лесу. Тело белки покрыто шерстью.У нее маленькая голова, уши с кисточками на концах, большой пушистый хвост. Детки у белки- бельчата. Осенью белка делает запасы на зиму. Живет в дупле. Она питается грибами, орехами, шишками.

Воспитатель: Молодцы, ребята!вы справились со всеми заданиями Старичка-Лесовичка! А вот в этом сундучке она просила вам передать подарки от него!

слайде№18

Пришло время возвращаться обратно.

Закрываем глаза и повторяем слова:

ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы

ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой

(после того как дети произнесли слова и прокрутились вокруг себя под музыку оказались в детском саду).

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что мы делали в зимнем лесу?

Что больше всего понравилось?

Вот в этом сундучке баба Яга просила вам передать подарки от нее!

Цель: способствовать развитию умения создавать панорамную картину в соответствии с замыслом,

Интеграция:

ОО «Познание» : обобщить представления детей о жизни животных в осеннее-зимний период, об их повадках и особенностях поведения.

ОО «Художественное творчество» : формировать умение создавать панорамную картину в соответствии с замыслом, передавать среду обитания (лес с изображением деревьев разных пород, кусты, дупло, берлогу и т. д.) при помощи красок, бросового и природного материала.

ОО «Коммуникация» : Формировать навыки монологической речи, умения составлять связный рассказ, выслушивать высказывания товарищей, дополнять их.

Материал: фонограмма со звуками леса, набор картин с изображением животных, листы для рисования, изобразительные материалы (восковые мелки, гуашевые краски) , палитры,

салфетки, кисти беличьи, жесткие щетинные, природный и бросовый материал, клей, ножницы, вылепленные животные, лист картона для создания панорамы.

Примерный ход:

1. Организационная часть. Ситуативный разговор о животных.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес и встретимся с его обитателями – дикими животными. Загадывает загадку:

У кого берлоги нет,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора? (Заяц)

Воспитатель: «Расскажите, как подготовился к зиме заяц: как он спасается от врагов. Есть ли у него дом и чем он питается.» (Дети отвечают на поставленные вопросы, затем воспитатель обобщает их ответы:

К зиме заяц постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. Норы у зайца нет. Зимним днем он обычно спит в в снежной ямке А ночью выходит еду добывать: обгладывает кору упавших деревьев.)

Воспитатель загадывает следующую загадку:

Хитрая плутовка – рыжая воровка
В лесу первая краса,
Догадались, кто? (Лиса)

Воспитатель: «Что вы можете рассказать о лисе?» (Ответы детей) .

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос и, чтобы не замерз, и спит.

Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу.

Следующая загадка:

Трещат кусты под лапою
Под лапою мохнатою,
Дом ищу себе в лесу,
Крепко выспаться хочу. (Медведь)

Воспитатель: «Расскажите, как подготавливается к зиме медведь» .

Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед. Рыбу, не брезгует павшими животными. Зимой у медведицы появляются медвежата, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это время он обходится без пищи.

Воспитатель: «Молодцы, много вы рассказали о животных, а теперь вот вам загадка потруднее: попробуйте угадать. О каком животном идет речь в рассказе? (Читает рассказ

«Иду я по лесу и думаю: «Мухоловка ест мух, осоед –ос, скажи мне, что ты ешь и я скажу, кто ты» . И вдруг слышу с елки кто- то мне тоненьким голоском кричит:

Я ем жучков. Угадай, кто я…

Ну, тогда ты дятел- жукоед.

А еще я грызу сброшенные оленьи рога, если нахожу.

Тогда ты грызун

Еще люблю рыбу. А летом птичьи яйца из гнезд таскаю.

Наверно, ты – куница

Не говори мне про куницу – она – мой злейший враг. А еще я ем орехи и грибы, листья и ягоды

Ну. тогда ты свинья какая –то всеядная, которая по ошибке на дерево забралась.

И тут еловые лапы раздвинулись, и показалась… как вы думаете кто? (Дети называют животных) –белка.

Воспитатель: «Что нового вы узнали о белке из рассказа? Что вы можете рассказать о том, как белка подготовилась к зиме?»

У белки домик –дупло. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло, бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. В отдельном месте лежат беличьи припасы, но много орехов, грибов закопала белка в «лесных кладовых» под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие звери.

Физминутка «Прогулка в зимнем лесу»

Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес (маршируют на месте, разводят руки в стороны)

Справа – березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит (повороты вправо – влево)

Снежинки в небе кружаться, на землю красиво ложаться (кружаться, приседают)

Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал (прыгают)
Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет (двигают руками.)
Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас (приседают)
Лишь медведь в берлоге спит, сладко носиком сопит (закрывают глаза)

Прилетели снегири, как красивы они (имитируют взмахи крыльями)
В лесу красота и покой, а нам уж пора домой (садятся на места)

2. Основная часть. Обобщение ответов детей. Создание макета «Панорама леса»

Воспитатель: Холодно зверям! Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустами. Медведи спят в берлогах. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые орехи, и в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубком и укрывшись пушистым хвостом. Лиса ищет мышиные норки, выслеживает мышей, выгоняет их из нор.

Бродит по лесу злой и голодный волк. Только все звери попрятались в норы, зарылись в снег, трудно волку отыскать добычу. Но, несмотря на трудности, звери выживают в лесу.

Предлагаю вам сегодня сделать панораму зимнего леса и заселить его животными, о которых мы говорили.

Дети выбирают материал для изготовления макета и выполняют коллективную работу по изготовлению макета. Затем «заселяют» лес слепленными ранее животными.

3. Итог занятия:

Воспитатель: «Какой у нас дремучий лес получился:

Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои. (С. Погореловский)

Цель: Обобщить представления детей о животных нашего леса.

Задачи:

1.Образовательные:

Активизировать словарь по теме «Животные нашего леса»

Познакомить с интересными фактами из жизни животных

2.Развивающие:

Развивать умение составлять рассказ о животных

Развивать память, внимание, творческое мышление

3.Воспитательные:

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, желание помочь товарищу

Образовательные области:

Познание + экология

Художественная литература

Социализация

Коммуникация

Ход занятия.

Ребята! Сегодня к нам в группу пришло письмо.

Хотите узнать от кого оно?

(Воспитатель или читающий ребёнок читает письмо)

Дорогие ребята!

Мы приготовили для вас загадки и приглашаем в лес.

Лесные жители.

А кто такие лесные жители? (лиса, волк, медведь, лось, заяц…)

Ну что ж, мы принимаем приглашение?

Тогда в путь! Это путешествие покажет, что вы знаете о животных леса, какие вы внимательные и сообразительные, поможет узнать новое.

2. Д/и «Отгадай животное по очертанию»

Мы идём в волшебный лес,

Полный сказок и чудес!

А вот и полянка лесная,

Необычная какая!

Никто нас на полянке не встречает.

Кто же нам загадки загадает?

Где загадки эти взять?

Наверное, их надо поискать!

На нашей полянке спрятались лесные жители. Вам надо их найти.

(На доске перевёрнутые картинки с животными леса. Дети называют животных по их очертанию и переворачивают картинки.)

Ребята! А вы знаете, где живут эти животные?

Ответы детей:

Медведь живёт в берлоге.

Волк живёт в логове.

Белка живёт в дупле.

- Ёж живёт в норе.

Лиса живёт в норе.

Барсук живёт в норе.

Заяц живёт под кустом.

Лось живёт в лесу.

3.Беседа «Как звери готовятся к зиме»

Давайте спрячемся в укромном месте и посмотрим, какие животные придут на полянку.

(На доске воспитатель вешает плакат «Животные леса»)

Ребята! Каких животных вы узнали? Как они готовятся к зиме?

(Дети рассказывают, что они знают о подготовке животных к зиме. Воспитатель дополняет ответы детей новыми фактами из жизни животных.)

БЕЛКА - запасает корм на зиму (грибы, орехи) и прячет в дупле. А ещё она

меняет окраску, линяет, из рыжей превращается в серую. Так ей

легче прятаться среди деревьев.

ЗАЯЦ - тоже линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращается

в белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежище

не готовит. Бегает по лесу в поисках травы повкуснее - ведь зимой

придётся питаться только корой и ветками деревьев.

МЕДВЕДЬ - осенью отъедается, толстеет. Он подыскивает место для

берлоги, где будет спать всю зиму. Медведь - хищник, один из самых

опасных зверей наших лесов.

ЁЖ - с наступлением холода тоже подыскивает укромное место. Он ищет

нору под корнями дерева, чтобы проспать до наступления весны.

ЛИСА - устраивает своё жилище в старых норах других животных.

Считают, что лисы охотятся в основном на зайцев. Это не так.

Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит очень

проворно. Этим лисы приносят большую пользу.

БАРСУК - осенью делает запасы на зиму и накапливает жир, зимой

впадает в спячку. Барсуки - прекрасные строители: из года в год

расширяют свои норы. В доме у барсука всегда очень чисто.

ВОЛК - сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и

прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки

много часов, несколько дней может обходиться без еды.

ЛОСЬ - мирное и неопасное животное. Зимой он питается тонкими

ветками и корой деревьев. Ростом он выше человека. Несмотря на

свои размеры, двигается он легко и бесшумно.

4.Литературная викторина

Про животных народ сложил много сказок.

В каких сказках встречаются животные? (ответы детей)

(Воспитатель показывает иллюстрации из сказок)

Из каких сказок эти иллюстрации?

Ответы детей:

«Заюшкина избушка»

«Лисичка со скалочкой»

«Лисичка - сестричка и серый волк»

«Заяц - хваста»

«Теремок»

5. Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики

У каждого животного свой дом. А в сказке «Теремок» они встречаются все вместе. Давайте поиграем в игру «Теремок».

Стоит в поле теремок. (дети поднимают вверх руки домиком)

Он не низок, (приседают)

Не высок. (поднимаются на носочках, руки вверх)

На двери висит замок (соединяют руки в замок)

Кто его открыть бы смог? ( вертят замок )

Слева заяц, ёж и мишка. (повороты влево )

Отодвиньте-ка задвижку.(вертят замок)

Справа лисонька и волк. (повороты вправо )

Звери дружно отворяют теремок. (разводят руками в стороны )

6.Игра с мячом в кругу «Назови признаки животного»

А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать какое это животное (по окраске, характеру) и вернуть мяч мне.

Лиса - рыжая, хитрая.

Заяц - трусливый, робкий.

Медведь - неуклюжий, косолапый.

Белка - проворная, быстрая.

Волк - серый, страшный.

Лось - рогатый, сильный.

Ёж - колючий, хитрый.

Барсук - аккуратный, трудолюбивый.

7. Д/и «Кто лишний?» (работа в парах)

А вот и ещё задание лесных жителей. Сядьте за столы парами. Перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.

1) лось, заяц, лиса

Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса - мелкими животными.

2) медведь, белка , ёж

Медведь и ёж зимой спят, а белка - нет

3) волк , заяц, белка

Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк - нет.

4) барсук, лиса, медведь

Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге.

8. Д/и «Собери картинку»

А сейчас каждый из вас получит разрезанную картинку. Вам надо собрать картинку и рассказать о животном по схеме-модели.

(Во время работы звучит вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

9. Рассказы детей о животных по схеме-модели

10.Итог. Рефлексия.

Вот и подходит к концу наше путешествие.

Какие животные встретились нам? (ответы детей)

Что между ними общего?

Ответы детей:

Это дикие животные, Они сами заботятся о своём жилище, сами добывают себе пищу.

Понравилось вам путешествие?

Покажите ладошками.

Скажите, что больше понравилось.

О каких животных вы хотели бы узнать?

А как вы можете узнать новое о животных?

Ответы детей: спросить маму и папу, старших братьев и сестёр, друзей,

воспитателя, посмотреть передачи о животных по телевизору

А сейчас я предлагаю вам вернуться в группу к нашей выставке книг. Здесь вы можете взять энциклопедии о животных и рассмотреть в них картинки.

Анна Балуева
Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные зимой»

Конспект занятие

ОО «Познавательное развитие»

НДОУ «Детский сад №25 ОАО «РЖД»

Воспитатель Балуева Анна Николаевна

Тема : «Дикие животные зимой »

Возрастная группа : подготовительная группа

Задачи :

Продолжать уточнять знания детей о жизни животных зимой , активизировать словарь детей по данной теме, учить составлять рассказ о диких животных , используя метод моделирования. учить отвечать на вопросы.

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе и желание превращаться в образ, учить передавать характерные особенности предметов, явлений, изображенных на картинке (дерево, веточка, снег, дупло и др.) . Упражнять в счете в пределах 10, порядковом счете.

Обучать координации совместных действий и поиску способов коллективного (подгруппой сверстников ) достижения результата.

Формировать представление детей об образе жизни диких животных (белка, медведь, волк, заяц, лось, ёж) зимой , о повадках зверей зимой , защиты от врагов, добывании пищи. Расширить словарь словами : «нора» , «дупло» , «хищник» и др.

Формы работы : групповая , подгрупповая , индивидуальная.

Материалы к занятию : разрезная картинка (медведь, белка, заяц, картинки (дупло, берлога, заячья нора, модели – схемы подготовки диких животных к зиме .

Ход занятия:

Вводная часть.

Игра «Угадай, что звучит? Послушайте и сосчитайте сколько звуков вы услышали. (Дети : стоят в кругу и считают на пальчиках звуки) . Покажите, сколько звуков вы услышали. У кого больше. (Дети : тот, кто показал больше звуков, называет их. Дети дополняют). Догадайтесь, звуки какого времени года звучат? Почему вы так решили?

Игра «Шаг – хлопок» . Воспитатель произвольно называет месяцы, дети, услышав название зимних месяцев, делают шаг вперед, хлопок. (или : Услышите название животного нашего края , сделайте шаг – хлопок. Каких животных я еще назвала (животные жарких стран , Африки, Австралии, крайнего севера).

Основная часть. Деление на подгруппы .

Игра «Собери картинку» . Задание : Найди картинку – дом для вашего животного . (дикие животные : заяц, медведь, белка) . Дети собирают картинку на полу и ищут среду обитания для своего животного (на столах картинки – дупло, берлога, заячья нора) . Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? диких животных и как звери готовятся к зиме) .

Задание : «Расскажите, как животное к зиме готовилось » . (обсудите, как ваше животное готовится к зиме , найдите знакомую модель, подготовьте рассказ о вашем животном . Кто-то из детей (по общему решению группы ) выходит и рассказывает о своем животном .)

Задание для команды : не называя животного рассказать , где и как живет, как подготовилось к зиме . В конце рассказа предложить спросить у детей : о каком животном я рассказывал ?

Вопросы воспитателя : Почему медведь сосет лапу? Есть у зайца лыжи? Как белка предсказывает плохую погоду? Если еж спит, нужны ли ему запасы?

Задание «Превращение» . Воспитатель предлагает оживить картину, изобразив предметы, явления, персонажи, которые изображены на картинке. Дети по подгруппам по очереди отгадывают персонажей картинки, называют их и находят заданную картинку на доске. По команде «Приготовились! Внимание! Замри!» дети изображают картинку.

Игра «Разведчики» . Дети стоят в кругу, воспитатель на ушко говорит, в кого они сейчас превратятся (заяц, лиса, волк, белка, медведь, лось) .

Задание : Поменяйтесь местами те, чье животное , меняет цвет шубки (заяц, белка)

Поменяйтесь местами те, чье животное , делает запасы на зиму (белка)

Поменяйтесь местами те, чье животное , хищное (лиса, волк)

Поменяйтесь местами те, чье животное , впадает в спячку (медведь, еж)

Поменяйтесь местами те, чье животное , зимой прячется в норке (заяц, лиса)

Поменяйтесь местами те, чье животное , живет в лесу (все меняются местами) .

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Зима

Ибатуллина Любовь Семёновна
Должность: воспитатель ГБС(К)ОУ «НС(К)ОШ № 88 1 вида»
Описание работы: Данный материал может быть использован воспитателями дошкольного подразделения для проведения бесед о зиме, во время прогулок при обсуждении природных явлений. А также будет полезен для учителей начального и среднего звена для подготовки уроков по окружающему миру, классных часов на зимнюю тематику.
Цель: знакомство детей с зимними месяцами, с состоянием природы в зимний период.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитать интерес к познанию природы.
Развивающие:
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;
- развивать память и внимание.

Ребята, заканчивается осень. Приближается самое величественное время года- зима. Я расскажу вам, чем же прекрасно это время года. А поможет мне в этом Энциклопедия Зимы. И так:

Глава первая.

Зимние месяцы.
Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов, полночь года. Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
-Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.
Издавна народ придумал пословицы и поговорки о зимних месяцах.
Декабрь
Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. Глаз снегом тешит да ухо морозом колет.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Студен месяц, на всю зиму студит землю.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Январь
Январь-новому году начало, зиме – середка.
Январю-батюшке – морозы.
Январь – к весне поворот.
Январь трещит – лед на реке впросинь красит.
Февраль
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.
В январе морозы, в феврале метели.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль зиму выдувает.

Ребята, послушайте ещё и загадки про зимние месяцы.

Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
-Молодцы! Всё правильно разгадали.Природа зимой .
В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Не успеет ещё день разгуляться, как уже наступают вечерние сумерки. Холода и морозы покрывают прочным льдом озёра и реки. Идёт снег. Медленно кружась, падают крупные звездчатые снежинки. Всё темное исчезает, опушается белым. Час от часу всё белее и белее становится в природе. Снег, как белой простынёй, покрыл сады, поля, леса, засыпал ямы, неровности земли, наметал сугробы. Стало заметно просторнее, чище, радостнее.
В январе длиннее и светлее становятся дни. Вначале прибавка дня совершенно незаметна, очень мала, но и такая прибавка делает день длиннее. Солнце повернуло на лето, и день ото дня оно будет подниматься всё выше и дольше задерживаться в небе, а само небо становится синее. В январе сказочно-красиво в лесу! Как алмазная россыпь искрится, переливается на солнце снег. Словно в хрустальном убранстве стоят белоствольные березы. На зелёных лапах елей нависла снежная кухта (кухта- лежащий на ветках снег), в белых кружевах вековые сосны и другие деревья. Раздолье для лыжника-любителя природы. В радость ему побродить по просторным зимним чащам. В лесу тишина, словно в полусне.
В феврале днём начинает слегка пригревать солнце. Оттаивают с южной стороны стволы деревьев. А на крышах появляются сосульки, в оттепели снег покрывается сверху ледяной корочкой - настом. Это месяц контрастов. В феврале идёт борьба между зимой и весной. Морозы в середине февраля – последнее усилие зимы перед надвигающейся весной. Но тем не менее день ото дня становится светлее, небосвод всё чаще озаряется солнцем, ярким, но ещё бессильным давать тепло. Дни всё длиннее, яснее. В лесу также всё белым-бело. Блестит и сверкает на солнце снег. В блёстках инея, запушённый, дремлет притихший лес. Ярко блестит зелёный бархат игольчатой хвои, отливают белизной ажурные, кудрявые берёзы. Кругом пышные причудливые сугробы.

Ребята, красивая природа зимой?
-Послушайте пословицы и приметы о зиме.

Зима лето строит. По зиме ложится лето.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Зимнее тепло – летний холод.
Шумит зимой лес – ожидай оттепели.
Зима спросит, что лето припасло.
Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Ну, а теперь отгадайте загадки про зимушку - зиму.
Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег)

Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка. (Снежинка)

Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело. (Сосулька)

Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)

Хоть сама - и снег, и лёд,
А уходит - слёзы льёт. (Зима)Животные и птицы зимой.
Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Лишь попискивание синичек да стук дятла оживляют лес. В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись. Камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоёй. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.
Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодруствующие обитатели леса.

В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц, поползней, пищух и самых маленьких птичек – желтоголовых корольков. Все они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.

А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют: в них холодно.


Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает? (Лиса)

В клубок свернётся,
Взять не даётся. (Ёж)

По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица. (Белка)

Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. (Заяц)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)