Читать стих Сергея Есенина «Черемуха» легко и приятно, это по-настоящему весеннее стихотворение. Написано оно также весной, в 1915 году его опубликовали в журнале «Мирок». Как признавался сам поэт, написано оно было на одном дыхании под впечатлением от ярких красок пробуждающейся природы.
Основная тема стихотворения - тема природы. Лирического героя как такового здесь нет, как и в большинстве стихотворений Есенина, а только его собственные чувства, восприятие и отношение к происходящему. Читатель ощущает себя в центре повествования, а эмоции поэта становятся его собственными. Стихотворение передает настроение чего-то вечного, которое ощущается каждый раз весной. Скрытым мотивом становится мотив зарождающейся любви «черемухи душистой» и «серебряного ручья».
Текст стихотворения «Черемуха душистая» Сергея Александровича Есенина буквально пронизан эпитетами, которые передают настроение весны и ее запахи (душистая, медвяная, пряная), цвета (золотистые, серебряный), звуки. Черемуха и ручей «оживают» за счет олицетворения (черемуха кудри завила, ручей бежит, песенки поет). Использование рефрена (черемуха душистая) не просто придает лирическую певучесть стихотворению, но и определяет его главную героиню.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
.
Сергей Есенин
Кто не видел белых пахучих цветов черемухи? Стоит только в мае или июне войти в лес и поглядеть вокруг, и вам обязательно встретится кустарник, осыпанный белыми-белыми цветами на густых поникающих кистях.
Это черемуха!
Ранней весной почки у нее похожи на острые пики. «Это к тому,— говорил писатель Михаил Пришвин,— чтобы черемуха зимой вспомнила, как ее ломали, и твердила про себя: «Не забыть, не простить и пиками не допустить!»
Весной даже птичка, сидя на черемухе, напоминает ей: «Не забыть, не простить!»
Вот почему, просыпаясь от спячки, черемуха вострит миллионы острых пик. После первого дождя пики зеленеют... «Пики-пики!» — предупреждает людей птичка.
Но белые пики, зеленея, мало-помалу становятся тупыми. Затем из них выходят бутончики, а из бутончиков белые ароматные цветы.
Прилетит соловей и так запоет, будто золотые обручи по земле раскатит, что из-за этого молодчика черемуха забудет свое обещание: «Не забыть, не простить и пиками не допустить!» — станет доброй и мягкой, а потому люди снова начнут ломать ее белоснежные, удивительно вкусно пахнущие пятилепестковые цветы.
При цветении черемухи по лесу разносятся волны сильного, сладковато-терпкого аромата, от которого кружится голова. Деревца словно порхают по ветру в белых платьицах, высоко вздымая свои кроны среди березовых стволов. А по народным приметам, коли зацвела черемуха — пора сажать картофель.
Но недолог праздник цветения. Вот уже летят, падают на землю нетающие снежинки — первые лепестки. Скоро закружится в лесу настоящая черемуховая метель, и тогда деревца скромно скроются среди подруг в таких же, как они, темно-зеленых платьицах.
С давних времен черемуха является символом средне-русского пейзажа, за что народ воспевает в стихах и песнях.
Запах ее цветов особенно ощутим после весенней грозы, он как бы объединяет тогда все запахи лугов и лесов.
Черемуха обладает исключительными свойствами. Сильный, опьяняющий аромат ее цветов и листьев очищает воздух от микробов, выделяя наиболее сильные фитонциды, содержащие синильную кислоту. Большой букет черемухи в дому смертелен для мух и комаров, опасен и для человека.
Но из ягод ее пекутся пироги, варятся кисели, соком их подкрашивают напитки. В лечебных же целях используют ягоды черемухи в качестве вяжущего средства.
.
Белая черёмуха
Белая черёмуха белою фатой
Расцвела под окнами, словно образ твой.
Белая черёмуха-первая любовь.
Отцвела черёмуха, зацвела сирень,
У меня душа поёт - у тебя ж мигрень.
Распустилась по весне и увяла вновь.
Под твоими окнами я брожу, как тень,
Вновь цветёт черёмуха - отцвела сирень.
Расцвело бы сразу всё и увяло вновь.
Белая черёмуха - первая любовь.
Белая черёмуха, белая сирень,
Расцвела под окнами на один лишь день.
Распустилась по весне и увяла вновь.
Белая черёмуха - первая любовь.
.
Владимир Маркин
Анна Герман "Белая черемуха, душистая"
Сергей Есенин
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»
Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:
«Дорогие мои, хор-рошие…»
«Черемуха» Сергей Есенин
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Анализ стихотворения Есенина «Черемуха»
В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где автор научился не только понимать и ценить окружающий мир, но и подмечать любые мелочи, характеризующие его преображение.
Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.
Используя образность и гибкость русского языка, Есенин наделяет обычное дерево человеческими качествами, представляя черемуху в образе юной девушки, которая «ветки золотистые, что кудри, завила» . Удивительная гармония окружающего мира не может оставить поэта равнодушным, и он отмечает, как по стволу черемухи сползает «медвяная роса», а возле ее корней струится «маленький серебряный ручей».
Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах . Трепетная черемуха прекрасна в своей робкой красоте, и ее «зелень золотистая на солнышке горит». Что до ручья, то он нежно орошает ее ветки талой водой и «вкрадчиво под кручею ей песенку поет».
Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.
Людмила Николаевна Приходько
Тема: С. А. Есенин «Черемуха»
Цель: создать условия на уроке для усвоения организации деятельности учащихся по знакомству с творчеством С. А. Есенина, со стихотворением «Черемуха»
Задачи предметные: содействовать формированию навыка эстетического слушания и воспитания поэтического текста, умения представлять в свое воображении картины природы, описанные автором в стихотворении; формированию литературоведческих представлений (определить жанр произведения); формированию навыка выразительного чтения учащихся; развитию творческого воображения, умение находить в тексте образные средства и определить их авторское назначение; содействовать воспитанию конкретных нравственных качеств в соответствии с идейной направленностью произведения;
Личностные УУД: формировать интерес детей к познанию творчества С.А. Есенина; понимание чувств одноклассников, учителя; эмоциональное отношение к прочитанному.
Метапредметные: способствовать формированию УУД:
А) Регулятивных - контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; строить устные высказывания с учетом учебной задачи; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении зданий;
Б) Познавательные - осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительной литературе; строить небольшие сообщения в устной форме;
В) Коммуникативные - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; учитывать чужое мнение и позицию.
Оборудования: портрет автора, записи на доске, презентация.
ХОД УРОКА
Организационный моментРечевая разминка
1-2 мин
а) свеча
б) обрызгать бельё
2.Артикуляционная гимнастика
эау- хором
оаы- фронтально
иыэо-чтение на одном дыхании
ияёи – чтение на одном дыхании
ыоиаеэи- пропеть
3. Работа со скороговоркой
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно .
- Прочитает скороговорку - Диана.
Хором.(вместе)
По рядам.
Представитель от каждого ряда выходит к доске (награждение).
4.Интонационное чтение.
Мы гуляли по весеннему лесу!?
- Хорошо. Разминка наша закончилась, переходим к творчеству писателя.
Подготовительная работа перед чтением стихотворения
3-5 мин
Биография
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.
Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
Словарная работа.
Медвяная - медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце.
Пряная зелень - добавляют в еду, зелень с сильным запахом.
Проталинка -оттаявшая земля, на которой уже нет снега.
Вкрадчиво - тихо, на ушко.
Первичное восприятие стихотворения
1-15 мин
Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы прислушайтесь к своим чувствам.
Беседа после первичного восприятия
5 мин
Какое настроение вызвало у нас стихотворение? Почему?
(Настроение радостное, приподнятое, вольное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.)
На какие картины можно разделить это стихотворение?
(Черемуха, ручей, снова черемуха, опять ручей.)
В стихотворении Сергея Александровича два героя-ручей и черемуха. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды.
Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.
Какие краски вы использовали бы для иллюстрации? Почему?
Физкультминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!(подтягивание)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.(руки в верх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки.
(махи руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед
Так деревья ветер гнет.
(наклоны)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.
Повторное чтение и анализ четверостишия
5-10 мин
А теперь познакомимся поближе с данным стихотворением. Чтение стихотворения по строфам. (По мере чтения задаются вопросы)
- Когда расцветает черёмуха?
- Какая черемуха? (душистая)
- Как понимаете это слово? (ароматная, пахучая, благоухающая)
- Какие ветки?
- Почему?
- О ком можно сказать, что он (она) завил кудри?
- А может ли черемуха завить кудри?
- Почему так говорится в стихотворении?
- Прочитайте еще раз I строфу, постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту черемухи.
Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат её хочется вдыхать полной грудью. Цветы похожи на девичьи кудри .
- Что себе представили?
- Прочитайте 2 строфу , постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту росы и зелени.
- Читаем третью строфу вместе. Мне кажется, это будет самая красивая картинка!
- Представим, место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.
С каким драгоценным камнем сравнивает автор, ручей?
-серебром (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце)
Читаем четвертую строфу
- С каким драгоценным камнем сравнивает автор (с золотом)
Этот цвет – цвет золота.
Пятую строфу читаю сама .
Обмен впечатлениями
Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть динамику эмоций
Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображённые писателем
Анализ стихотворения
5-10 мин
Нравится ли ручью черемуха
(Да, он ей песенки поет.)
Хочется ли ручью понравится черемухе?
(Да, поэтому он ей вкрадчиво поет песенки.)
Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки…»
(Р-ПТ-Т-СТР-БР-Р)
Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки.
Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Какой прием использовал поет, чтобы ожил ручеек и стал похожим на человека.)
Какой образ олицетворяет черемуха?
(Образ девушки.)
А ручей?
(Образ юноши.)
-Найдите в тексте сравнения.
(Что кудри…)
Что такое метафора?
(Слова, употребленные в переносном значении.)
Найдите метафоры.
(Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит…)
Как называется прием художественного изображения словом: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистый?
Что такое эпитет?
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?
Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?
Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.
Весна пришла!
Найдите в стихотворении однокоренные слова.
Какое время года описано?
Как и чем вы можете это доказать?
Какие слова из стихотворения говорят о любви поэта к русской природе?
Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С. Воспользовался ли этим приемом Есенин? Попробуем прочитать первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки.
А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, стоит» и тоже подчеркнем звуки З-С.
Видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была полной, поэт хотел, чтобы и запахи представили.
Какими словами поэт говорит о запахах?
(Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)
Умение целостно воспринимать образ- переживания
Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией
Обобщающая беседа
2-3 мин
Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье.
(Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)
(Неторопливо, с любованием.)
Какие слова, по-вашему, можно читать чуть быстрее?
(А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.)
Перед этими словами можно сделать паузу чуть побольше.
Итог урока
Рефлексия
1-2 мин
Какие мысли, чувства пробудило у вас это стихотворение?
О чем заставил задуматься?