Хула на бога отца покаяться. Что значит хула на Духа Святого? Грех против Святого Духа - это столь долгий и столь упорный отказ от воли Божьей, что, в конце концов, она не может быть узнана даже тогда, когда проявляется во всей своей полноте

Не помню, где я читала этот рассказ про мальчишку, который, узнав о том, что есть один-единственный непрощаемый грех, страшно мучился, страдал, а потом залез на печку, укрылся тулупом и – ожидая, что на него рухнет небо – и произнес: “Святой Дух дурак”… Небо не рухнуло…

Кстати, в детстве я была такой же, как этот мальчик – услышав от бабушки про этот непрощаемый грех, я целый день боролась с собой, чтобы не сказать того же самого и тоже ждала, что меня или испепелит молнией, или еще чего похуже.

И только очень нескоро, через пару десятков лет, я, наконец, узнала, что ошибалась.

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфей 12:31-32; сходно в Марк 3:28-29 и Лука 12:10)

Что же это такое? Получается, ругать Христа – можно, а если ругать Духа – тогда все, прощения можно не ждать? И это говорится в Книге, где о прощении говорится очень часто, где и Блудный сын прощается, и блудница, и фарисей, и разбойник? Как же так: хулящий Святого Духа быть прощен не может, а массовый убийца, получается, может? Человеческий разум восстает против этого утверждения – и правильно.

Не будем судить столько поспешно, тем более, что Отцы Церкви были единодушны: к ругани и “степеням греховности” это не имеет никакого отношения.

Св. Василий Велики й сформулировал свое толкование так:

«Тот хулит Духа Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику» (т.е. диаволу).

Св. Иоанн Златоуст со свойственным ему красноречием поясняет:

«Как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе».

А Св. Симеон Новый Богослов несколько даже расширяет это толкование:

«Кто говорит, что в нынешние времена невозможно получить Духа Святого, и кто хулит действия Святого Духа, говоря, что такие действия от диавола, тот вводит новую ересь в Церковь Божию».

Когда были сказаны слова о хуле на Святого Духа? Лука помещает их внутрь довольно длинной речи, которая посвящена, если говорить в самых общих чертах, участи человека перед Богом. А вот Матфей и Марк приводят их в связи с конкретной ситуацией, особенно подробно она описана у Матфея.

Иисус исцеляет больных, изгоняет бесов из бесноватых – иными словами, совершает чудеса, которые невозможно игнорировать. Но Его противники и для этого находят свое объяснение: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Матфей 12:24). Раз бесы Его слушаются, то, по мнению этих людей, Он и есть среди них самый главный!

Иисус показывает всю нелепость их построений, и завершает Свой ответ именно этими словами о непростительности хулы на Духа. И в этом контексте можно понять их именно так, как понимали Отцы: ругань, направленная против личности Иисуса, еще может быть прощена, как и всякий человеческий грех. Тем более, что Сын Человеческий приходил в обличье раба – и по словам Христа, исповедовать Его Сыном Божиим человек мог только под действием Святого Духа. И винить человека (особенно современника Христа) в том, что он принял вочеловечившегося Бога за простого человека – нельзя. Христос скрывает свою Божественность. Но если люди приписывают диаволу то, что явным и очевидным образом являет спасительное для людей действие Бога в этом мире, что тогда может их спасти?

Фарисеи видели, что Христос очевидно творит добро – но им нужно было доказать для собственной выгоды, что белое – черное. И они не стеснялись – видя все чудеса и исцеления – прямо лгать, приписывая очевидное добро его противоположности. Пусть они не ведали, что Христос – Бог, но как можно было добро называть злом?

Пусть Божественность Сына скрыта Им самим, но ведь Дух Святой – эту божественность ОТКРЫВАЕТ! Открывает Он и Свою божественность. То есть при действии Духа Господь явно открывает Свое присутствие человеку. Действие Духа открывает знамения и чудеса, Дух вторгается в привычный мир человека и приносит Свет и Добро совершенно открыто, порой нарушая знакомые человеку законы природы.

Но если человек сознательно отворачивается от явного присутствия Бога – Он хулит Святой Дух.

Сейчас современные православные любят употреблять это выражение: “Хула на Святого Духа” по всем поводам. Осквернили поганые девки Храм Христа Спасителя – хула. Кто-то говорит неправильные вещи, пусть даже еретические – хула. Кто-то неверно толкует какое-то место Писания – хула.

Но это – ошибка. Человек хулит Святого Духа, если совершает три вида поступков. Если на очевидное чудо, на очевидное открытия Себя Богом – он говорит, что это все “наука еще объяснит и откроет”, “этого не может быть, я все равно атеист” – то есть человек сознательно отворачивается от Бога, невзирая на то, что Господь открыто дает о Себе знать. Когда-то я прочла рассказ одного священника, в нем говорилось о том, что он ходил по больницам и причащал-соборовал-исповедовал больных, которые уже находились на пороге смерти. Однажды его привели в реанимацию, где лежала в агонии женщина, съедаемая раком на последней стадии. Пока она была в сознании, священник ее пособоровал, но врач сказал, что больной осталось жить несколько часов.

Священник решил на следующий день прийти отпеть женщину. Каково было его удивление, когда на следующий день женщина встретила его на ногах. Явное чудо – и священник просил женщину обязательно прийти в храм, потому что Господь спас ей жизнь очевидным чудом.

Женщина в храм не пришла – более того, священник часто приходил к ней домой, просил прийти – и в конце концов она выгнала его из дома страшными словами и в адрес священника, и в адрес Христа. Чудо исцеления было явлено совершенно открыто – но человек отверг Бога.

Человек хулит Святого Духа, если на очевидное же открытие Себя Богом он, подобно фарисеям, говорит: “Это проявление дьявола”, то есть отворачивается от очевидного Добра и считает его злом.

Еще один вид хулы на Святого Духа сейчас, к сожалению, очень распространен. Это когда свои рукотворные переживания человек принимает за действие Святого Духа. Харизматические “службы”, где люди валятся в истерике, кричат, бьются в падучей, накрываются “хохотом в Святом духе”, “покоем в святом Духе”, “глоссолалией в Святом Духе” … Все это – хула, когда свои рукотворные психические переживания человек приписывает действию Бога. Он уже нашел “Бога”, поэтому когда Господь придет к такой душе и будет стучать в ее двери, там уже будет занято, там человек уже соорудил алтарь “Святому Духу” и никого уже больше туда не пустит. Он – уже “святой”, уже “отмеченный печатью Духа”, уже встретил “друга Иисуса и открыл счет в небесном банке”. Он уже потратил свою свободную волю на выбор объекта служения – и радость встречи с Живым Богом, радость мистического брака, радость обретения настоящей Жизни пройдет мимо него.

Многие считают, что слова: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» – жестоки. Они не жестоки – Христос не угрожал нам. Он был просто честен – Он честно сказал людям об условиях спасения. Спасение – ведь это когда некто вырывает тебя из лап смерти. Христос пришел на землю, чтобы сделать это – и Он честно говорит о том, при каких условиях не сможет нас спасти. Всемогущий Бог действительно сотворил камень, который не в силах поднять: он создал нас свободными. Наша свобода воли – этот камень. Если мы свободно отталкиваем спасающую нас руку, если мы отворачиваемся от спасателя, если мы считаем, что уже спасены, хоть и тонем, – мы остаемся один на один со смертью.

(при написании статьи использованы лекции дьякона А. Кураева и ститьи А. Десницкого)

Попытаемся теперь понять, что же имел в виду Иисус, когда говорил о грехе против Святого Духа. Нужно учитывать одно: Иисус говорил о Святом Духа не в полном христианском смысле этого термина.

Этого не могло быть потому, что прежде чем Святой Дух сошел на людей во всей Своей силе, полноте и свете, сперва должна была наступить Пятидесятница.

В данном случае выражение Святой Дух надо понимать в свете иудейской концепции Святого Духа.

В соответствии с учением иудеев Святой Дух имел две основные функции.

1 Во-первых, Святой Дух приносил людям Божественную истину.

2 Во-вторых, Святой Дух давал людям способность узнавать и понимать эту истину, когда они видели ее.

И потому, по мнению иудеев, людям был необходим Святой Дух как для того, чтобы обрести Божью ну, так и для того, чтобы узнать ее.

Это можно сказать еще по-другому. В человеке есть данная ему способность узнавать добродетель и истину, когда он видит их.

Теперь сделаем следующий шаг, чтобы понять, что подразумевал здесь Иисус.
Человек может потерять любую способность, если он отказывается пользоваться ею. Это справедливо в любых сферах жизни, как в физической, так и в духовной и умственной.

Если человек перестает пользоваться каким-то мускулом, он атрофируется; если человек не пользуется приобретенным в школе знанием иностранного языка, то он скоро совсем забудет то, что знал.

Это также справедливо в отношении всех сфер восприятия.

Человек может потерять всякое понимание хорошей музыки, если слушает только дешевую эстрадную музыку; он даже может потерять способность читать хорошие книги, если читает только легкое чтиво; он может потерять способность получать удовольствие от чистых и здоровых наслаждений, если достаточно долго ищет наслаждение в низких и грязных вещах.

И потому человек может также потерять способность распознавать добродетель и истину, когда видит их.

Если он надолго закрывает глаза и уши на Божьем пути, достаточно долго поворачивается спиной к вести, которую посылает Бог, если он достаточно долго предпочитает свои идеи идеям, которые Бог пытается вложить в его ум, то он, в конце концов, доходит до того, что не может узнать Божью истину, красоту и добродетель, когда видит их.

В этом состоянии его пороки кажутся ему единственной добродетелью, а Божья добродетель кажется ему пороком и злом.

Вот до такого состояния и дошли книжники и фарисеи.

Они долгое время оставались слепы и глухи к направляющей руке Божьей и к тому, что говорил им Святой Дух; они так долго упорствовали на своем, что уже не могли узнать Божью истину, когда увидели ее.

Они могли смотреть на воплощенную добродетель и называть ее воплощенным злом; они могли смотреть на Сына Божьего и называть Его союзником дьявола.

Грех против Святого Духа - это столь долгий и столь упорный отказ от воли Божьей, что, в конце концов, она не может быть узнана даже тогда, когда проявляется во всей своей полноте.

Почему же этот грех должен быть непростительным? Чем он так ужасно отличается от остальных грехов?

Ответ прост: когда человек достигает этой стадии, покаяние становится уже невозможным.

Если человек не может распознать добродетель и добро, когда видит их, он не может уже желать их. Если человек неспособен распознать порок, он не может сожалеть о нем, в нем не могут проснуться стыд и сожаление о нем и желание расстаться с ним. А кто не может, несмотря на все прегрешения, любить добро и ненавидеть зло, тот не может раскаяться; а кто не может раскаяться, тот не может быть прощен, потому что раскаяние - единственное условие прощения.

Можно было бы избежать много горя, если бы люди осознали, что тот не может согрешить против Святого Духа, кто боится, что он согрешит против Него, потому что грех против Святого Духа - это полная потеря чувства греха.

И вот как раз до такой стадии дошли книжники и фарисеи. Они так долго были умышленно слепы и глухи к Богу, что потеряли способность узнать Его, когда встретили лицом к лицу. Это не Бог изгнал их за пределы прощения; они сами исключили себя. Долгие годы сопротивления Богу довели их до такого состояния.

И в этом нам ужасное предостережение.

Мы должны всегда так внимательно смотреть на Бога, чтобы все наши дни не притупилась наша чувствительность, чтобы наше сознание не ослабло, наш духовный слух не обратился в духовную глухоту. Таков уж закон жизни, что человек слышит лишь то, к чему он прислушивается и лишь то, что он настроен слушать.

Есть такой рассказ о деревенском жителе, попавшем в контору своего городского друга, через которой был слышен шум уличного движения.

«Послушай!» - сказал он вдруг. «Что такое?» - спросил гражданин. «Кузнечик», - сказал сельский житель.

Долгие годы жизни в деревне настроили его на восприятие сельских звуков, которые ухо городского жителя вообще не могло слышать. И, напротив, урони тут серебряную монету, и звон серебра сразу же достигнет слуха делового человека, зарабатывающего деньги, тогда как сельский житель, может быть, вообще никогда не слышал его. Лишь специалист, приучивший себя слышать это, может различать голос каждой птицы в птичьем хоре. Лишь специалист может различать различные инструменты в оркестре и уловить одну фальшивую ноту у второй скрипки.

Таков уж закон жизни, что мы слышим то, чему приучили себя слышать; мы должны каждый день прислушиваться к Богу, чтобы с каждым днем голос Бога становился не все слабее и слабее, пока мы не можем слышать его вообще, а все яснее и яснее, он не станет тем голосом, на звук которого в первую очередь настроены наши уши.

В Евангелие от Матфея написано: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32). Если Сам Христос сказал, что хула на Духа не простится, тогда полезно разобраться, что же такое хула на Святого Духа, каких действий стоит избегать и правда ли, что этот грех Бог не прощает.

В первую очередь необходимо понимать, что согласно контекста хула на Святого Духа осуждается в том случае, когда действию Духа приписывают бесовскую природу. Фарисеи, видя невероятные исцеления и освобождения, которые производил Иисус намеренно назвали их бесовскими. Можно много сделать выводов из этого, но я хотел бы обратить внимание на два момента.

1. Фарисеи считали себя экспертами в области духовной жизни и поэтому они давали оценку тем проявлениям, которые видели. Всякий раз, когда ты будешь считать себя достаточно знающим экспертом в какой-то области ты открываешь двери для гордости, которая неизменно приведет тебя к критицизму и негативному отношению к тому, что делает Бог. Дух Святой действует независимо от наших пониманий и там, где нам кажется, что мы уверены, что это не работа Божья вполне может оказаться совсем наоборот. Занимая позицию духовной власти необходимо быть особо осторожным с навешиванием ярлыков.

2. Писание учит ясно, что фарисеи предали Христа из зависти. Они завидовали, что Он приобретает учеников и толпы ходят за Ним, а не за ними. Возможно они в свое время пробовали молиться за больных и одержимых, но у них не было такой динамики и 100%-го результата как у Христа. Они понимали, что теряют власть и авторитет. Подвергалось сомнению их богословие и вера. Все что можно описать под словом «зависть» двигало их реагировать на Христа критикой и осуждением. Другими словами, когда ты видишь успех другого человека, что у него получается что-то лучше, чем у тебя, это может подтолкнуть тебя начать самоутверждаться, и зависть направит твое сердце начать критиковать не только самого человека, но и те результаты, которые есть у него благодаря работе Духа Святого. Что по сути может стать хулой. Нам нужна мудрость, чтобы из-за негативного отношения к самому человеку уважать ту работу, которую делает через него Бог.

Согласно Евангелия от Марка 3:21-30 можно сказать, что человек хулит Духа Святого, когда он настолько ожесточил грехами свое сердце, что даже видя те благие дела, которые Бог творит, отказывается признать в этом Божью руку и воздавать Славу Богу. Ему легче приписать такие дела кому и чему угодно, даже дьяволу, только не Богу.

Такой человек ослеплен грехом и его понимание истины извращено. Божьи призывы для него остаются тщетными, он отказывается их принять и послушаться. Из-за этого он не может раскаяться, а, значит, и не может быть прощен.

Отвечает Денис Подорожный:

Спасибо за вопрос, Елена.

Думаю, Вы спросили его потому что читали написанное в Евангелии: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам" (Матф.12:31).

Обычно считается, что хула - это произнесение дерзких и хульных слов в адрес Божьего Духа, но не просто сказанное в неведении или по глупости, а сознательное произнесения ругательств в адрес Святого Духа. Я уверен, что глумящийся над святыми вещами неверующий человек не может быть обвинен в совершении этого греха, так как Он вообще не знает Бога. Человек же глубоко сознающий, Кто есть Бог и Кто есть Дух Святой и при этом хулящий Его, по Писанию, не имеет оправдания.

Если грех не прощен, то человеку тяжело рассчитывать на вечную жизнь. "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа", говорит Библия (Евр.12:14) . Без этой уверенности сердце хулящего погружается в тьму безнадежности, ожесточения и озлобленности.

Могу отметить, что не раз я встречал людей, которые имели переживания по поводу своего отступничества. Они свидетельствовали, что в этот период, делали немало глупостей и грехов, которые могли бы огорчить Дух Святой, и после они осознав свою вину, переживали - не могут ли их действия стать поводом для того, чтобы не быть прощенным Богом?

Действительно, в Новом Завете сказано, чтобы мы не оскорбляли своими делами Дух Святой, но это не то же самое, что хула (Еф.4:29-31).

Слова Христа о не прощаемом грехе, хулы на Божий Дух, было бы правильно увязать с написанным в послании Евреям: «26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, 27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. 28 отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия смертью, 29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.10:26-29).

Здесь становится ясна причина суровых слов Христа: нет прощения, когда человек ПОЗНАЛ ИСТИНУ (т.е. он не просто уверовал и отступил, а имел серьезные отношения с Богом, пребывал в Писании, был учеником Христа, стал свободен – см.Иоан.8:31,32), и ПОСЛЕ ЭТОГО – отступил, и стал ПРОИЗВОЛЬНО ГРЕШИТЬ, попирать Сына Божьего, пренебрегать кровью Завета и оскорблять Духа Святого.

К неверующим и большинству обычных отступников это никак не относится!

Так что, если в человеке есть желание возвратиться в общение с Господом и сожаление о со деланных грехах, то это не просто человеческое одностороннее стремление к «безответному» Богу, нет. Покаяние дает Господь! Посмотрите Деян.5:31; 11:18; Рим.2:4; И если есть в человеке сокрушение, раскаянность в содеянном, то это уже знак того, что он не отвергнут, и что Господь дает ему возможность примирения.

И наконец, хочу отметить, что, хотя это место Писания и говорит о невозможности прощения хулы на Духа Святого, все же нам не надо становиться судьями вместо Бога, и загодя решать, кто прощен будет, а кто нет. Это не наше дело. Если присутствуют сомнения о возможности обращения человека к Господу, не следует думать, что ему невозможно примериться с Ним. Сколько человек жив, столько должна жить и надежда о нем.

Божья милость превыше нашего разумения. Этим надо руководствоваться в отношении к людям. Именно так апостол Павел наставляет христиан «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим.2:25,26).

Бог да благословит Вас.

С уважением,

Денис Подорожный

Эта тема очень серьёзная и актуальная. Мы все хотим быть благословенными, хотим, чтобы Бог благоволил к нам и к нашим детям. Мы молимся и молимся настойчиво, но что-то препятствует нам получать Божьи благословения. Да, милость Божья велика, она простёрта к нам.
  Но давайте посмотрим на нашу жизнь: в ней всё ещё присутствует духовная борьба, а нередко мы - духовные банкроты. Молимся за больных об исцелении, а они не исцеляются; изгоняем бесов, а они снова возвращаются. Смотрим на Йешуа и понимаем, что у Него была и сила, и помазание. Когда серьёзно ищем Бога, то приходит откровение о Боге. Тогда самое время разобраться в самом себе, проанализировать свою жизнь и переосмыслить её. Богу нужны чистые сосуды, чтобы Он мог нас использовать в любой момент. Дух Святой приводит нас к осознанию нашей греховности. Святой Дух действует в мире, чтобы обличать людей во грехе и давать им новое рождение. Он ставит на нас печать. В Ефесянам в 4:30 сказано: "не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления". На нас печать Божья, мы - Его собственность.
В Священном Писании различаются грехи к смерти и не к смерти. 1Ин 5:16 «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился».
Что такое грех к смерти? Грех к смерти это то, что делает невозможными отношения человека с Богом и присутствие Бога в жизни человека.
Существует три разновидности греха к смерти.

  1. Грех к смерти – это настойчивое отвержение (непринятие) Евангелия, несмотря на то, что Дух Святой доказывает его истинность.
  2. Грех к смерти – это также сознательный отказ от подаренной Богом и возвещенной Святым Духом благодати спасения через Йешуа Мессию, когда она уже была принята. Апостол Иоанн говорит о таком грехе верующих. Это были вышедшие из общины люди, начавшие отрицать Мессию, как Помазанника, а заодно и как Спасителя. Таких людей Иоанн называет „антихристами“
    (1Ин 2:18-22) « 18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.
    19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
    20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все.
    21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
    22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына».

    Если человек отрицает Йешуа Мессию Израиля, то другого пути к спасению у него нет, ибо Сын – единственный путь к Отцу. Поэтому ясно, что этот грех к смерти.
  3. Грех к смерти – это хула на Святого Духа, о которой говорил Йешуа в Луки 12:10 «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится».
    Ибо миссия Духа Святого заключается как раз в том, чтобы привести человека к Йешуа и удержать его с Ним.
Все другие грехи не к смерти, так как они могут быть прощены, если человек раскается.
Давайте разберёмся, что такое хула на Духа Святого. Хула – это означает ругать, произносить оскорбительные слова, бранить, порочить.
Прочитаем Евангелие от Матфея 12:22-32 « 22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

Йешуа исцелял больных, изгонял бесов. Но в этот раз Он сделал что-то такое, что в иудаизме первого века считалось, что это может сделать только Мессия в доказательство Своей подлинности. В этом перечне доказательств было исцеление прокажённого, изгнание глухого, немого и слепого беса и другие. Что же такое сделал Йешуа? Он изгнал глухого, немого и слепого беса. И в Евангелии от Матфея 8:2-4 написано, что Он очистил прокажённого: « 2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им».

Когда ученики Иоанна Крестителя пришли к Йешуа спросить, Кто Он, Йешуа ответил (Матфея 11:4-5): « 4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют».

Теперь становится понятным ответ Йешуа, потому что Иоанн Креститель знал, что такие чудеса мог делать только Мессия.
Думаю, что вы обратили внимание на то, что Йешуа говорит «смотри, никому не говори». Йешуа старался не придавать огласке тот факт, что Он – Мессия. Почему? Потому, что народ ожидал Мессию, который освободит Израиль от Рима, и будет править во славе. Но не ожидал такого, Который погибнет, словно преступник. Если бы Йешуа открыто заявил, что Он - Мессия, то люди постоянно пытались бы сделать Его царём, как написано у Иоанна 6:15 «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один». Если бы эта попытка удалась и Йешуа, действительно, занял бы трон, то Он не исполнил бы пророчество 53 главы Книги Исайя о Мессии, который должен пострадать и умереть.
В Израиле известны были люди, которые исцеляли больных, воскрешали мёртвых. Например, в Танахе пророк Елисей (Элиша) воскресил ребёнка. Также написано, что мертвец упал на кости пророка, помазание коснулось мертвеца, и он воскрес. Нееман получил исцеление, окунувшись в воды Иордэна по слову пророка. В книге Деяния описаны примеры, когда ученики Йешуа совершали много чудес во имя Йешуа, и другие примеры.
Йешуа всегда говорил, что Он и Отец – одно. Он никогда не разделял Себя с Отцом. Он принёс людям откровение об Отце. Раньше Бог говорил в пророках, а теперь в Сыне. Но Ему говорили фарисеи, что Он богохульствует. Йешуа говорит в Луки 4:18-19 « 18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное».

А они дивились: «не Иосифов ли это сын?».
Фарисеи ждали Мессию. Они знали свою историю, они читали её в синагогах каждую субботу. Это были высоко образованные люди. Было ли для них что-то новое в том, что делал Йешуа? Сомневались ли они в том, что это делает Дух Святой? То, что делал Йешуа, а именно: изгнание бесов слепоты, глухоты и немоты – было великим чудом, которое ожидалось только от Мессии. Вы спросите, почему? Потому, что с этим бесом невозможно говорить! Другим бесам, даже легиону бесов можно приказать выйти именем Йешуа, и они вынуждены будут уйти. И уходят! Бесу глухому, немому как прикажешь? Такой силой обладал только Мессия.
И фарисеи хорошо знали, что это основные знамения, которые следовало ожидать только от Мессии. Значит, надо признать, что Йешуа есть Мессия! Обещанный Мессия.
Рассмотрим историю фарисея Никодима, описанную в Иоанна 3:2 «Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».
Никодим, Накдимон с иврита, Никодемос с греческого – учитель Израилев, раввин, член Сангедрина. Пришёл ночью. Боится. Он нуждается в рождении свыше. За этим он и приходил к Иешуа. Он искренне искал и, в конце концов, обрёл истинную веру. Никодим обвинил всех фарисеев в богохульстве, что все фарисеи, хотя и говорят, что Йешуа изгоняет бесов силою бесовскою и что в Йешуа – бес, на самом деле они знают, что в Йешуа нет беса. Знал об этом и Сам Йешуа, что фарисеи это понимают. Он говорил, что дерево познаётся по плоду, т.е. наши дела говорят за нас. То, что делал Йешуа, мог делать только Бог.
Фарисеи умышленно говорили, сознательно унижая Духа Святого. Говорили в злобе, из-за зависти. Хула на Духа Святого - это значит приписывать действия Духа Божьего князю бесовскому. Веельзевув – это имя аккаронского божества, что означает господин мух. Оно было презрительно изменено иудеями на Веельзевул, что означает господин навозной кучи, и использовалось как имя правителя бесов. Вожди иудейской религии, употребив это крайне богохульное имя, показали, что решительно отказываются от Йешуа как Мессии Израиля и отвергают Его.
Хула на Духа Святого – это значит очевидные дела Бога, дела Духа Святого приписать дьяволу. Хула на Духа Святого не простится, потому, что это есть выступление против Самого Бога, самое величайшее злословие, свойственное только отверженным духам злобы, которые никогда не приглашались к покаянию и никогда не могут раскаяться. В этой величайшей хуле отрицается Сам Бог. Здесь предполагается самое глубокое падение человека, из которого не может его вывести благодать Божия, потому что она в таком хулении и отрицается. Человеческий дух, произносящий такую хулу, становится на одну ступень с нечистым духом. В Ин. 8:44 Йешуа говорил: "Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего". Вы говорите ложь, как и он, потому что "он лжец, и отец лжи". Здесь очевидно сближение фарисеев с нечистыми духами злобы.
Вы можете спросить: почему нельзя покаяться и получить прощение? Потому, что к осознанию греховности приводит Дух Божий. А в таких случаях Он отходит от человека, отходит и благодать Божья. Если Дух отвержен, Он уходит вместе с покаянием и прощением. Покаяние происходит под действием Духа Святого, ибо без Него мы не можем ничего. Им мы живём, и движемся и существуем.
Итак, подведём итог. Что такое хула на Дух Святой (Руах hа Кодэш)?
1. Настойчивое отвержение Евангелия, несмотря на то, что Святой Дух доказывает его истинность;
2. Приписывание чудес Святого Духа дьяволу, когда известно, что только Бог может сделать такие чудеса.
Скажите, а может ли дьявол и его слуги (колдуны, экстрасенсы и др.) сделать некоторые чудеса и обольстить даже неутверждённых в Боге христиан? Да, может. Вспомните чародеев египетского фараона. Но далеко не всё может дьявол, и после забирает душу у поверившего ему человека.
Хочу внести ясность в понятия «хулить Духа» и «оскорблять Духа». Это совершенно разные вещи. Хулить Духа – это значит сознательно клеветать на Него.
Оскорблять Духа – это значит, по собственной воле ослушаться Его. Апостол Павел говорит к Ефесянам 4:30 «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления».
К сожалению, многие верующие огорчают и угашают Дух Божий. Мы огорчаем Дух Божий, когда не позволяем Ему проявить Себя таким образом, как Ему угодно. Например, Дух Святой велит тебе подойти к незнакомому человеку и привести его к Господу. А ты стесняешься: «ну что я ему скажу, он же не будет слушать меня!», забывая, что не ты будешь говорить, а Дух через тебя.
Мы «оскорбляем» Духа живя, как язычники, поступая по нашей греховной природе. «Оскорбление» Духа происходит тогда, когда мы поступаем греховно, в мыслях и на деле, или только в мыслях.
Если такие люди исповедуют этот грех, то они будут прощены и очищены кровью Йешуа Мессии. 1 Иоанна 1:7-9 « 7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Прочитаем Мф.12:32 «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Почему простится слово, сказанное на Сына Человеческого? Разве Дух Святой выше Сына Человеческого? Нет! Бог есть един. Человек, не просвещённый действием Духа Святого, может сказать что-либо против Сына Человеческого, но ему будет прощено, потому что он не до конца осознаёт важность своих слов. Он в неведении. Святой Дух не открыл ему всей значимости этих слов.
Люди мыслят стереотипами, поэтому часто не воспринимают Бога в других церквах, других деноминациях, в других пасторах. Мы привыкаем к определённым формам служения, внешнему виду служителя и т.д. Йешуа это знает. Люди не принимают Йешуа в других формах, отличных от выработанного у них стериотипа. Бог действует по-разному, но Дух один и тот же. Понимая нас, Йешуа прощает нам хулу на Него. Луки 23:32-34 « 32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий».

Но если человек знает, что Йешуа сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн 14:6), что «нет другого имени под небом, данного людям, которым мы должны спастись» (Деяния 4:12), и отвергает своего Спасителя, то его слова становятся основанием для непрощения.
Давайте сейчас посмотрим на свою жизнь. Скажите себе честно, было ли когда-нибудь с вами такое, что вы говорили, что в той или иной церкви или конфессии нет Духа Святого, что там нет Божьего присутствия, что вы не чувствовали там помазания? Или что тот или иной пастор совсем не имеет помазания, что он говорит что-то от себя. Давайте вспомним, может быть, на каком-то служении вы чувствовали сильное Божье присутствие, но сказали, что там не было Духа Святого. Может, вы это сделали из зависти или других злобных чувств.
Чтобы нам не остаться противниками Бога, богохульниками, нам надо покаяться перед Богом и попросить прощение. Богохульство – это грех к смерти духовной. Жизнь Савла (Павла), который был гонителем церкви и убийцей христиан, после его раскаяния изменилась. Он не понимал, что делал. Отсюда можем сделать вывод, что, так как мы это делали в неведении, то милостивый Господь не отнял от нас Духа Божьего и у нас есть шанс покаяться.

Молитва:
Отец Небесный, в имени Сына Твоего Йешуа Мессии я глубоко раскаиваюсь за свои опасные мысли и слова, которые были у меня на Бога и на служителей Божьих, на другие деноминации, и на детей Божьих. Прости меня, ибо я не понимал, что делал! Прости, что я не принимал Духа Божьего в других людях! Очисти меня! Пусть этот грех остановится! Убери из моего сердца злобу, зависть и другую нечистоту! Я не хочу быть богохульником и потерять спасение. Я хочу повиноваться Тебе, Господь. Я хочу всегда быть в Твоей воле и прощу Твоего водительства. Я посвящаю свою жизнь Тебе. Помилуй меня и благослови!
Амэн.